Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. Предметная
линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». Учебник: Литература. 8
класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном
носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд. –
М. : Просвещение, 2014. Курс рассчитан на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю..
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический
план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе
основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и
содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных
сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий
теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать
художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение
литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
§
воспитание духовно-развитой
личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей
гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством
патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к
литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников,
их жизненного и эстетического опыта;
§
развитие познавательных
интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи
учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике
литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения
художественных текстов;
§
освоение знаний о русской
литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся
произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных
произведениях зарубежной классики;
§
овладение умениями творческого
чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений
по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и
общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству
слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа
литературного образования – чтение и изучение художественных произведений,
знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными
фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и
глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для
поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы
чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика,
необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их
грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить
потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что
должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного,
духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать
художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и
подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу
художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация
обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной
деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом
или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать
различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать
письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках
учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается
использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники,
Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности,
особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою
учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального
соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины
возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и
соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь
литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении
произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы
проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи:
словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения,
отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для
заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
.
Тематическое планирование (68ч)
№
|
Название раздела
|
Кол-во уроков
|
В том числе уроки развития речи
|
В том числе уроки контроля
|
1.
|
Введение
|
1
|
|
|
2
|
Устное народное творчество
|
2
|
|
|
3
|
Из древнерусской литературы
|
2
|
1
|
|
4
|
Из русской литературы 18 века
|
3
|
|
|
5
|
Из русской литературы 19 века
|
33
|
3
|
1
|
6
|
Из русской литературы 20 века
|
21
|
3
|
1
|
7
|
Из зарубежной литературы
|
6
|
1
|
|
8
|
Итоговый урок
|
1
|
|
1
|
|
|
|
|
|
Итого
|
|
68
|
9
|
3
|
Содержание программы
Введение ( 1 час)
Русская литература и
история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня
литературного развития учащихся.
Устное
народное творчество (2 часа)
В мире русской народной
песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной
песне.
«В темном лесе, в темном
лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…»,
«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый
песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках.
Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический
жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…».
Особенности их содержания и формы.
Теория литературы.
Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие
представления).
Из древнерусской литературы (2
часа)
Из «Жития Александра
Невского ». Особенности содержания и формы произведения. Защита русских земель
от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный
подвиг самопожертвования. Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная
литература как особый жанр.
«Шемякин суд» как сатирическое
произведение XVIII века. Изображение действительных и вымышленных событий –
главное новшество литературы XVIII века. Новые литературные герои – крестьянские и
купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя
плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и
судил»).
Теория литературы.
Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр
литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр
древнерусской литературы (начальные представления).
Из
литературы XVIII века (3 часа)
Н.М.Карамзин. Краткий
рассказ о писателе, историке, реформаторе русского языка. Историческая основа
повести «Наталья, боярская дочь». Повествование о русской жизни. Построение
повести на историческом материале. События повести и характеры героев.
Новаторство повести. Повесть Н.М.Карамзина как новое слово в русской
литературе.
Теория литературы. Повесть
(развитие представления).
Из
литературы XIX века (33часа)
И.А.Крылов. Поэт и мудрец.
Слово о баснописце. Язвительный сатирик и баснописец. Басни «Лягушки, просящие
царя», «Обоз».
Критика «общественного
договора» Ж..- Ж. Руссо. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и
тактику Кутузова а Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние
пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. – 1 час
Теория литературы. Басни.
Мораль. Аллегория (развитие понятия).
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте.
Автор дум и сатир. Оценка дум современниками. Характерные особенности жанра.
«Смерть Ермака» ее связь с русской историей. Историческая тема думы. Ермак
Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения
русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. – 1 час
Теория литературы. Дума
(начальное представление).
А.С.Пушкин и история.
Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе ранее изученных
произведений).
Роман «Капитанская дочка».
История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
Гринев: жизненный путь
героя. Нравственная оценка его личности. Формирование характера ( «Береги честь
смолоду»). Гринев и Швабрин. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в
романе.
Маша Миронова –
нравственный идеал А.С.Пушкина. Особенности композиции. Пугачев и народное
восстание в романе и историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в
авторской оценке. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая правда и
художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.
Теория литературы.
Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные
представления).- 8 часов
М.Ю.Лермонтов и история.
Историческая тема в творчестве М.Лермонтова ( с обобщением ранее изученного),
краткий рассказ о писателе.
«Мцыри». Поэма о
вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему
обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический
герой. Его сила и слабость. Образ монастыря и образы природы, их роль в
произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Развитие представлений о
жанре поэмы.
Теория литературы. Поэма
(развитие представлений). Романтический герой (начальные представления),
романтическая поэма (начальные представления). -4 часа
Н.В.Гоголь и его отношение
к историзму и художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические
произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного). Краткий
рассказ о писателе.
«Ревизор». Комедия «со
злостью и солью». История создания и истории постановки комедии. «Ревизор» как
социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». Отношение
современной писателю критики общественности к комедии.
Разоблачение пороков
чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о
комедии.
Хлестаков. Понятие о
«миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление. Новизна финала,
немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из
характеров».
Теория литературы. Комедия
(начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений) – 5 часов.
Н.А.Некрасов и его
обращение к исторической теме. Цикл поэм о декабристах и его историческая
основа. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская». Сатирическое изображение
представителей власти и лирическое изображение народных сцен. Нравственная
цельность характера княгини Волконской. Близость поэмы реальным источником.
Развитие представлений о поэме на историческую тему. Сопоставительный анализ
эпизода «Встреча княгини Волконской с мужем» и фрагмента с этим сюжетом из
«Записок кН. Волконской» - 2 часа.
И.С.Тургенев. Краткий
рассказ о писателе, открывшем русскую литературу для европейского читателя.
Повесть «Ася». Изображение
нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Обаяние и
готовность героини к самопожертвованию. Образы героев времени в повести.
Противопоставление героя и рассказчика. Н.Г.Чернышевский о повести «Ася».
Отношение И.С.Тургенева к статье Чернышевского.
И.С.Тургенев и его отношение
к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок
охотника» (с обобщением ранее изученного) – 4 часа.
Теория литературы.
Прототип в художественной литературе.
М.Е.Салтыков-Щедрин.
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. Отношение писателя к
современной ему действительности.
«История одного города»
(отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.
Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй.
Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические
сочинения -2 часа.
Теория литературы.
Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные
представления). Эзопов язык (развитие представления).
Н.С.Лесков. Краткий
рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на
чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как
средство создания образа в рассказе -1 час.
Теория литературы. Рассказ
(развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Л.Н.Толстой. Краткий
рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея
разделенности двух Россий. Противоречия между сословий и внутри сословий.
Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои
рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Мечта о воссоединении дворянства и народа. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе
«После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний
монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев – 4 часа.
Теория литературы.
Художественная деталь. Антитеза. Композиция (развитие представлений).
Психологизм художественной литературы (начальные представления).
А.П.Чехов. Краткий рассказ
о писателе.
«О любви». История о любви
и упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви»- 2 часа.
Из литературы XX века (21 час)
А.И.Куприн. Краткий
рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение
согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и
находчивость главной героини – 1час.
И.А.Бунин. Краткий рассказ
о писателе.
«Кавказ». Повествование о
счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство
Бунина-прозаика – 2 часа.
М.Горький. Краткий рассказ
о писателе.
«Челкаш». Герои и их
судьбы. Внимание к бунтарю и «маленькому человеку». Авторское представление о
счастье. Поэтизация гордых и сильных людей в раннем творчестве писателя – 2
часа.
Теория литературы.
Романтический герой (развитие понятия).
А.А.Блок. Краткий рассказ
о поэте. Историческая тема в творчестве поэта.
«На поле Куликовом».
Приемы создания художественных образов. Образ Родины в лирическом цикле –
2часа.
Теория литературы. Понятие
о стихотворном цикле (начальные представления).
С.А.Есенин. Краткий
рассказ о поэте.
«Пугачев» - поэма на
историческую тему. Образ предводителя восстания. Характер Пугачева.
Сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в
фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина -2 часа.
Теория литературы.
Драматическая поэма (начальные представления).
М.А.Осоргин. Краткий
рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание
фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание
– 1 час.
И.С.Шмелев. Краткий
рассказ о писателе.
«Как я стал писателем».
Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с
документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) – 1 час.
«Писатели улыбаются»
Журнал «Сатирикон».
«Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Теффи, О.Дымов,
А.Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы
создания сатирического повествования.
М.Зощенко. «История
болезни», Теффи. «Жизнь и воротник» -1 час.
А.Т.Твардовский. Краткий
рассказ о поэте.
«Василий Теркин».
Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь
народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений
гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и
литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике – 3 часа.
Теория литературы.
Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент
композиции (начальные представления).
А.П.Платонов. Краткий
рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Картины
войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика рассказа.
Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны
– 1 час.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945
Традиции в изображении
боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину
(Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»,
Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А.Фатьянов «Соловьи» и
другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ее
призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных
чувств и переживаний каждого солдата-воина – 3 часа.
В.П.Астафьев. Краткий
рассказ о писателе.
«Фотография, на которой
меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность.
Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни – 1 час.
Русские поэты о родине, родной
природе
Поэты Русского зарубежья
об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда – 2 часа.
Из
зарубежной литературы (6 часов)
У.Шекспир. Краткий рассказ
о писателе.
«Ромео и Джульетта».
Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и
жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.
Теория литературы.
Конфликт как основа сюжета драматического произведения – 2 часа.
Джонатан Свифт. Краткий
рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера».
Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер
изображения – 1 час.
Ж.-Б. Мольер.»Мещанин
во дворянстве» (1ч)
Вальтер Скотт. Краткий
рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический
роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История,
изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь
призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. – 1 час.
Итоговое тестирование (1ч)
Литературная Россия.
Учебно-методическое обеспечение
1.
П программы общеобразовательных учреждений.
«Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы».
2. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением
на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.
- 13-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
2.
По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь.
ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
3.
И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.:
Просвещение, 2001
4.
И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки
по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
5.
Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое
планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом
национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008
6.
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной
работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
7.
Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе:
жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
8.
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.:
Аспект Пресс, 2004
9.
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и
практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.:
Просвещение, 1990
10. Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы:
пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
11. Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. –
М.: Просвещение, 1980
А также:
- видеофильмы, поставленные по произведениям
классиков;
- аудиозаписи чтения поэтов своих
стихотворений;
- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов
и писателей;
- тестовый материал для контроля знаний;
Требования к уровню
подготовки учащихся 8 класса
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных
произведений;
основные факты жизни и творчества
писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный
текст;
-выделять смысловые части художественного
текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного
произведения;
-выделять и формулировать тему, идею,
проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных
произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или
фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного
произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в
связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным
произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать
свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных
произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ
с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское
отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств
и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать
литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню
подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания
различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские
работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной,
ценностно-ориентационной .
Способны
решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или
письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку
литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о
литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература,
периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
\
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Кол-во уроков
|
Тип
урока
|
Элементы содержания
|
Требования к уровню
подготовки учащихся
|
ЦОР
|
Отмет-
ки о
прове-
дении
|
Введение (1ч)
|
1
|
Литература как
искусство слова.
|
1
|
Изучение нового
материала
Урок-исследование
|
Литература как
искусство слова.
|
Уметь создавать
собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по
поводу прочитанного о литературе.
|
|
|
Устное
народное творчество (2ч)
|
|
2
|
Русские народные
песни. Частушки.
|
1
|
Урок-концерт
|
Русская старина.
Народная песня. Хороводные и лирические песни. Исторические песни. «Пугачёв
в темнице», «Пугачёв казнён».
|
Уметь объяснить
различие между литературой и произведениями УНТ.
Знать основные
жанры УНТ.
Уметь различать
обрядовые и необрядовые песни. Знать особенности народной песни.
|
Аудиозапись русских
народных песен.
|
|
3
|
Предания.
|
1
|
Изучение нового
материала.
Урок
-практикум
|
«О Пугачёве», « О
покорении Сибири Ермаком». Воспитание любви к Отечеству.
|
Уметь
самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные
песни.
|
Электронное приложение к учебнику
Иллюстрации
|
|
|
Из древнерусской литературы (2ч)
|
|
4
|
«Повесть о житии и
храбрости Александра Невского»
|
1
|
Урок
комментирован-ного чтения.
|
Фронтальный опрос
Сочинение-миниатюра
|
Знать
закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении
отечественной классической и современной литературы
|
Сообщения о
жизни Александра Невского (из сети Интернет
|
|
5
|
«Повесть о
Шемякином суде».
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Проблемы
современности в повести. Понятие идейно-художественного содержания повести
|
Знать
идейно-художественное содержание повести
|
Иллюстрации к
повести
|
|
|
Из русской
литературы 18 века (3ч)
|
6
|
«Сатиры смелый
властелин»
|
1
|
Урок-путешествие в
историю.
|
Ответы на вопросы
|
Расширение
литературных знаний, знать о творчестве Д.И. Фонвизина
|
Иллюстрации к
повести, к времени её написания.
|
|
7
|
Д.И. Фонвизин.
«Недоросль».
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Жизнь и творчество
Д.И. Фонвизина. «Недоросль» - комедия о воспитании.
|
Знать порядок
составления характеристики литературного героя.
|
Презентация
Схема хар. лит.
героя
|
|
8
|
Фонвизин и
классицизм
|
1
|
Урок-практикум
|
Комедия
«Недоросль». Классицизм.
|
Уметь различать
черты классицизма в произведениях Фонвизина и др. писателей
|
|
|
|
Из русской
литературы 19 века (33 ч)
|
|
1
|
И.А.Крылов. Басни
|
1
|
Комбинирован-ный
урок
|
Расширение
имеющихся знаний о баснях. И.А. Крылов. «Обоз», «Лягушки, просящие царя», их историческая
основа
|
|
Презентация- игра
«Басни Крылова»
|
|
9
|
К.Ф.Рылеев
«Смерть Ермака»
|
1
|
Урок изучения
нового материала
|
Расширение
литературных знаний: понятие о думе.
|
Уметь создавать
собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного;
|
Иллюстрации к
биографии Рылеева.
|
|
10
|
А.С.Пушкин
«История пугачёвского бунта».
|
1
|
Урок-практикум
|
Расширение
литературных знаний о творчестве Пушкина. Историзм в творчестве писателя.
|
Уметь читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
|
Дополнительный
материал из сети Интернет.
|
|
11
|
А.С. Пушкин. «Капитанская
дочка»
|
1
|
.
Урок-анализ
|
Формирование
характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.
|
Уметь пересказывать
эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;
Знать основы
сравнительной характеристики героя.
.
|
Схема сравнения
двух героев
|
|
12
|
Петр Гринев и Марья
Ивановна
|
1
|
Урок-беседа
|
Проблема чести,
достоинства, нравственного выбора в повести.
|
Умение
пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;
|
|
|
13
|
Падение Белогорской
крепости.
|
1
|
Урок-погружение в
историю
|
Групповой, оценка
за выполненное задание, ответы на вопросы
|
Умение
пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом,
делать выводы;
Развитие устной
речи;
Навыки сжатого
пересказа.
|
Иллюстрации к
повести.
|
|
14
|
Роль эпизодов в
повести Пушкина «Капитанская дочка»
|
1
|
Урок-исследование
|
оценка за
выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу
|
Умение
пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом,
делать выводы;
Знание особенностей
эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.
|
|
|
15
|
Становление
личности Петра
|
1
|
Урок-беседа
|
Становление
личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».
|
Уметь формулировать
свою точку зрения и аргументировать её.
Знакомиться с
критической литературой.
|
Карта по истории
17-18 века.
|
|
16
|
Смысл названия
повести
|
1
|
.
Урок-анализ образа
|
Смысл названия
повести. Образ Марьи Ивановны.
|
Владение разными
видами чтения, выборочного пересказа;
Умение давать
характеристику героя , основываясь на его действия.
|
|
|
17
|
Образ Пугачёва в
повести «Капитанская дочка».
|
1
|
.
Урок - защита
проекта
|
Исторический труд
Пушкина. Отношение автора и рассказчика к народной войне.Оценка ответов на
вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся
|
Уметь
самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать
их характеристику по действиям;
Уметь видеть
авторскую позицию и обосновывать её.
|
Защита проекта
«Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».
|
|
18-19
|
Подготовка к
сочинению. Сочинение по повести «Капитанская дочка»
|
2
|
Урок контроля и
развития речи.
|
Написание сочинения
по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
|
Уметь анализировать
текст, делая соответствующие выводы;
Уметь создавать
собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного.
|
|
|
20
|
А.С. Пушкин.
Лирика.
|
1
|
Комб. урок
|
Стихотворения «19
октября»,
«Туча», «Я помню
чудное мгновенье». Совершенствование умения анализировать стихотворения.
|
Уметь подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции,
|
Иллюстрации
учащихся к теме урока.
|
|
21
|
О повести Пушкина «Пиковая
дама»
|
1
|
Урок внеклассного
чтения.
|
«Три злодейства» в
повести «Пиковая дама». Представление о мире мистики.
|
Умение определять
тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам,
аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.
|
Иллюстрации к
драме «Пиковая дама».
|
|
22
|
Жизнь и творчество М.Лермонтова
|
1
|
Урок-исследование.
|
Факты биографии,
личные впечатления в лирике поэта.
|
Уметь самостоятельно
организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
Уметь подбирать
аргументы для подтверждения собственной позиции.
|
Презентация
«Жизнь и творчество Лермонтова».
|
|
23
|
Поэма
М. Лермонтова «Мцыри»
|
1
|
Урок -практикум
|
История создания
поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. Последовательное, поэтапное
формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать
художественный текст.
|
Умения анализировать
лирическое произведение, определять композиционные особенности, определять
тему произведения.
|
Сообщения из
материала сети Интернет об истории написания поэмы.
|
|
24
|
Образ Мцыри в поэме
|
1
|
Урок-
аналитическая беседа
|
Аналитическая
работа над образом Мцыри, способы раскрытия образа главного героя поэмы.
|
Уметь проникать в
замысел автора, уметь
самостоятельно
организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
.
|
Критическая
литература к поэме
|
|
25
|
Своеобразие поэмы
«Мцыри»
|
1
|
.
Комбиниро-ванный
урок
|
Оценка ответов на
поставленные вопросы
|
Совершенствование
умения делать выводы, аргументировать свой ответ;
уметь работать с
разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в
самостоятельной деятельности.
|
|
|
26
|
Обучающее
сочинение по поэме «Мцыри»
|
1
|
Урок развития речи
Урок - поиск
|
Сбор материала к
сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.
|
Уметь выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;
|
Сбор материала к
сочинению из дополнительных источников.
|
|
27
|
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.
|
1
|
Проблемный урок
|
Идейный замысел и
особенности композиции комедии «Ревизор»
|
Уметь отбирать
лекционный материал, составлять тезисы
|
|
|
28
|
Чиновничество в
комедии «Ревизор»
|
1
|
Урок-практикум
|
Разоблачение
нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Работа
над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных
заданий.
|
Уметь анализировать
драматическое произведение, учитывая его особенности, находить типичное и
комичное в персонажах комедии
|
Портретная галерея героев Гоголя.
Презентация
|
|
29
|
Хлестаков и
хлестаковщина.
|
1
|
Урок-практикум
|
Мастерство Гоголя в
создании образа Хлестакова Работа с текстом комедии. Значение эпизодов. Сюжет
и композиция. Социальный конфликт в комедии.
|
Уметь обобщать, делать
выводы, используя материал текста
|
|
|
30
|
Комедия «Ревизор»
на русской сцене
|
1
|
Урок- экскурсия
|
Новизна в
изображении героев
|
Уметь сравнивать
работу разных актёров и режиссёров
|
Фрагмены из комедии
«Ревизор»
|
|
31-32
|
Н.В. Гоголь.
«Шинель»
|
1
|
Урок изуч. новой
темы
|
Образ «маленького
человека» в творчестве Н.В. Гоголя
|
Уметь обобщать,
систематизировать и применять полученные знания;
Уметь
самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.
.
|
Иллюстрации к рассказу
|
|
33
|
М.Е. Салтыков-Щедрин.
«История одного города»
|
1
|
Урок-лекция
|
Личность, судьба,
творчество.
|
Уметь воспринимать
и анализировать литературное произведение
|
Презентация о
повести
|
|
34-35
|
Н.С. Лесков.
«Старый гений»
|
2
|
Комбинированный
урок
|
Развитие умения
определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя
|
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы
в повседневной жизни и учебной деятельности.
.
|
|
|
36
|
Л.Н.Толстой.
Рассказ «После бала».
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Л.Н.Толстой.
Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём,
раскрывающий идею рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Моральная
ответственность человека за всё происходящее
|
Уметь осмысленно читать,
комментировать, анализировать ТЕКСТ
|
Аудиофайл к повести
|
|
37-38
|
Л.Н. Толстой. «Хаджи
Мурат»
|
2
|
Урок внеклассного
чтения
Урок-беседа
|
Внеклассное чтение
по повести «Хаджи Мурат»
|
Умение
самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать,
делать выводы.;
поэтапное,
последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст;
|
|
|
39
|
Сочинение по
рассказу
Л. Толстого «После
бала»
|
1
|
Урок развития речи
|
Работа над
сочинением по рассказу Л. Толстого «После бала».
|
Умение высказывать
свою точку зрения на письме;
создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу
прочитанного.
|
|
|
40
|
Поэзия родной
природы.
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Чтение
стихотворений наизусть, комментарий, анализ.
Оценка выразительного
чтения наизусть.
|
Умение
анализировать лирический текст;
Читать наизусть с
выражением, находить средства выразительности;
расширять
представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры,
духовного и нравственного потенциала многонациональной России;
|
Конкурс
презентаций «Природа моего края».
|
|
41
|
А.П.Чехов. Рассказ
« О любви»
|
1
|
Урок-ана
лиз
|
А.П.Чехов. Рассказ
« О любви» как
история об упущенном счастье. Система образов.
|
Уметь
систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;
формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск,
находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет.
|
Презентация.
|
|
|
Из русской литературы 20 века (21
)
|
|
42
|
И.А.Бунин. Творчество
писателя.
|
1
|
Урок-лекция
|
Выборочная проверка
составленных тезисов
|
Уметь отбирать
основной материал из лекции учителя;
развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной
социализации и самореализации личности;
|
|
|
43
|
И.А.Бунин. Рассказ
«Кавказ».
|
1
|
Урок-практикум
|
Слово о писателе. Тема
любви в рассказе И. А. Бунина
|
Умение выявлять
своеобразие писателя в подходе к теме любви;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы
в повседневной жизни и учебной деятельности;
|
Иллюстрации о
быте и природе Кавказа.
|
|
44-45
|
А.И.Куприн.
«Куст сирени»
|
2
|
.
Урок-дискуссия
|
А.И.Куприн
Слово о писателе.
Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
|
Уметь выявить
нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять
идею каждой микротемы;
|
Иллюстрации –
пейзажные зарисовки.
|
|
46
|
К.Паустовский «Телеграмма»
|
2
|
Урок внеклассного
чтения
|
Аналитическая
беседа по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»
|
Умение выявлять
способы характеристики героев автором;
Уметь делать выводы
и умозаключения из содержания рассказа;
Бережно относиться
к своим близким.
|
|
|
47
|
А.М.Горький. «Челкаш».
|
1
|
Урок-встреча с
новым произведением.
|
Слово о писателе. «Явление
босяка» в творчестве писателя Оформление тезисов по ходу лекции. Авторское
представление о счастье
|
Умение высказывать
свою точку зрения по проблеме;
Понимать связь
истории и литературы, воздействие истории на литературу;
формулировать цели
деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить
и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая
Интернет.
|
Фрагменты
фильмов по мотивам произведений М.Горького.
|
|
48
|
А.А.Блок «На поле
Куликовом»
|
1
|
Урок-практикум
|
Слово о писателе.
Историческая тема в творчестве Блока. Сообщения учащихся, аналитическое
чтение цикла «На поле Куликовом».
|
Уметь анализировать,
сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.
.
|
Презентация о биографии
и творчестве А.Блока
|
|
49
|
С.А.Есенин. Лирика
и поэма «Пугачёв»
|
1
|
Урок-концерт
|
Слово о поэте..
Чтение наизусть. Песни на стихи Есенина. «Пугачёв» - поэма на историческую
тему стихотворений. Углубление литературных знаний.
|
Уметь определять
изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское
отношение к герою.
.
|
Презентация о Есенине
|
|
50
|
И.С. Шмелёв
«Как стал я писателем»
|
1
|
Комбинированный
урок
|
О творчестве И.С.
Шмелёва
|
Уметь определять идею
произведении, авторское отношение к изображаемому.
|
|
|
51
|
М.А. Осоргин
«Пенсне»
|
1
|
Комбинированный
урок
|
М.А. Осоргин.
«Пенсне». Идейно-художественное восприятие произведения.
|
Уметь определять
изобразительно-выразительные средства в произведении, идею, авторское
отношение к изображаемому.
|
|
|
52
|
Писатели улыбаются
|
1
|
Урок-обзор
|
Сатира и юмор в
русской литературе. Писатели-сатирики, писатели-юмористы.
|
Знать ярких
представителей русской сатирической и юмористической литературы.
|
Презентация
|
|
53
|
Тэффи «Жизнь и
воротник»
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Слово о Тэффи.
Чтение и анализ рассказа.
|
Уметь воспринимать
и анализировать юмористическое произведение
|
|
|
54
|
М.М. Зощенко
«История болезни»
|
1
|
Урок-беседа
|
Слово о М.М.
Зощенко. Беседа по рассказу «История болезни»
|
Уметь воспринимать
и анализировать юмористическое произведение
|
|
|
55
|
А.Т.Твардовский «Василий
Тёркин»
|
1
|
Урок-исследование
|
А.Т.Твардовский–
поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» Коллективная работа
по статье учебника.
|
Уметь читать,
комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
|
Аудиозапись
отрывков из поэмы «Василий Тёркин».
|
|
56
|
Героика и юмор в
поэме «Василий Тёркин»..
|
1
|
.
Урок-беседа
|
Характеристика
Тёркина
|
Уметь анализировать
лирический текст, обобщать, делать выводы.
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы
в повседневной жизни и учебной деятельности.
|
|
|
57
|
А.П. Платонов
«Возвращение»
|
1
|
Изучение нового
материала
|
Составление плана
сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения.
|
Уметь видеть
богатство и многообразие художественной культуры, духовного и нравственного
потенциала России.
|
|
|
58
|
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
|
1
|
Урок-концерт
|
По Работа повести
Ч.Айтматова «Ранние журавли» Совершенствование литературоведческих знаний и
умений: ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)
|
Уметь определять
тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.
|
Презентация
«Дети на войне»
|
|
59
|
В.П. Астафьев.
«Фотография, на которой меня нет»
|
1
|
Творческая работа.
|
Обобщение изученного
материала, умение применять полученные знания.
|
Знать текст, уметь
отвечать на вопрсы по содержанию произведения.
|
|
|
60
|
Русские поэты 20
века о Родине, родной природе и о себе
|
1
|
Урок выразительного
чтения наизусть
|
Стихотворения
поэтов 20 века о Родине (Р. Рождественский, А. Ахматова, Исаковский, А.
Твардовский и др.)
|
Уметь читать
выразительно наизусть
|
|
|
61
|
«Мне трудно без
России»
|
1
|
Комбинированный
урок
|
Поэты русского
зарубежья о Родине. З.Гиппиус «Знайте», «Так и есть» ,Дон Аминадо «Бабье
лето», Н.Оцуп «Мне трудно без России», И.Бунин «У птицы есть нездо…»
|
Уметь слушать и
воспринимать лирику, анализировать поэтические произведения
|
|
|
|
Из зарубежной
литературы (6ч)
|
62
|
У.Шекспир. трагедия
«Ромео и Джульетта»..
|
1
|
Изучение нового
материала
|
Конфликт в трагедии
Шекспира «Ромео и Джульетта».
|
Умение
анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить
представление о драматическом произведении.
|
Презентация о
жизни и творчестве Шекспира
Эпизоды фильма
«Ромео и Джульетта»
|
|
63
|
У. Шекспир. Сонеты
|
1
|
Изучение нового
материала
|
Оценка ответов на
участие в беседе
|
Развитие умения
анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;
|
|
|
64
|
Ж.-Б.
Мольер.»Мещанин во дворянстве»
|
1
|
Изучение нового
материала
|
Признаки
классицизма в драме.
Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы.
Сатирический образ Журдена
|
Уметь определять
тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.
|
Видеофрагмент
|
|
65
|
Джонатан Свифт
«Путешествия Гулливера»
|
1
|
Изучение нового
материала
|
Краткий рассказ о
писателе.
«Путешествие Гулливера».
Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер
|
Владеть различными видами пересказа
Характеризовать особенности сюжета,
|
|
|
66
|
В Скотт. «Айвенго»
|
1
|
Изучение нового
материала
|
Вальтер Скотт как родоначальник
исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные
герои и события
|
Характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль
изобразительно-выразительных средств
|
|
|
67
|
В. Скотт. «Старые
нравы»
|
1
|
Изучение нового
материала
|
Главные герои и события.
История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные
сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений
|
Характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль изобразительно-выразительных
средств
|
|
|
|
Итоговое
тестирование (1ч)
|
68
|
Литературная
Россия
|
1
|
Выходное
тестирование
|
Богатство и
разнообразие русской художественной культуры, духовного и нравственного потенциала
России
|
Знать русских
писателей и их произведения, литературную критику
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.