Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по русской литературе в 8 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной

Рабочая программа по русской литературе в 8 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной

Скачать материал

Пояснительная записка

 

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. -  13-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Курс рассчитан на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю..

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

§  воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

§  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

§  освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

§  овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

 Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов.  Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      

 

 

.

 

                                            Тематическое планирование  (68ч)

 

 

 Название раздела

Кол-во уроков

В том числе уроки развития речи

В том числе уроки контроля

1.

Введение 

 

1

 

 

2

Устное народное творчество

2

 

 

3

Из древнерусской литературы 

2

1

 

4

Из русской литературы 18 века

3

 

 

5

Из русской литературы 19 века

33

3

1

6

Из русской литературы 20 века

21

3

1

7

Из зарубежной литературы 

6

1

 

8

Итоговый урок

1

 

1

 

 

 

 

 

Итого

 

68

9

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Введение ( 1 час)

Русская  литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

 

                                                                                               Устное народное творчество (2 часа)

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.

«В темном лесе, в темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности их содержания и формы.

Теория литературы. Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие представления).

                                                                                             Из древнерусской литературы (2 часа)

Из «Жития Александра Невского ». Особенности содержания и формы произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVIII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

 

                                                                                              Из литературы XVIII века (3 часа)

Н.М.Карамзин. Краткий рассказ о писателе, историке, реформаторе русского языка. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Повествование о русской жизни. Построение повести на историческом материале. События повести и характеры героев. Новаторство повести. Повесть Н.М.Карамзина как новое слово в русской литературе.

Теория литературы. Повесть (развитие представления).

 

                                                                                              Из литературы XIX века  (33часа)

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Слово о баснописце. Язвительный сатирик и баснописец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».

Критика «общественного договора» Ж..- Ж. Руссо. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова а Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. – 1 час

Теория литературы. Басни. Мораль. Аллегория (развитие понятия).

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Автор дум и сатир. Оценка дум современниками. Характерные особенности жанра. «Смерть Ермака» ее связь с русской историей. Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. – 1 час

Теория литературы. Дума (начальное представление).

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе ранее изученных произведений).

Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Формирование характера ( «Береги честь смолоду»). Гринев и Швабрин. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина. Особенности композиции. Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).- 8 часов

М.Ю.Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Лермонтова ( с обобщением ранее изученного), краткий рассказ о писателе.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Развитие представлений о жанре поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). -4 часа

Н.В.Гоголь и его отношение к историзму и художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного). Краткий рассказ о писателе.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и истории постановки комедии. «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». Отношение современной писателю критики общественности к комедии.

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров».

Теория литературы. Комедия (начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений) – 5 часов.

 

Н.А.Некрасов и его обращение к исторической теме. Цикл поэм о декабристах и его историческая основа. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская». Сатирическое изображение представителей власти и лирическое изображение народных сцен. Нравственная цельность характера княгини Волконской. Близость поэмы реальным источником. Развитие представлений о поэме на историческую тему. Сопоставительный анализ эпизода «Встреча княгини Волконской с мужем» и фрагмента с этим сюжетом из «Записок кН. Волконской» - 2 часа.

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе, открывшем русскую литературу для европейского читателя.

Повесть «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Обаяние и готовность героини к самопожертвованию.  Образы героев времени в повести. Противопоставление героя и рассказчика. Н.Г.Чернышевский о повести «Ася». Отношение И.С.Тургенева к статье Чернышевского.

И.С.Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного) – 4 часа.

Теория литературы. Прототип в художественной литературе.

 

М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. Отношение писателя к современной ему действительности.

«История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения -2 часа.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие представления).

 

Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе -1 час.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея  разделенности двух  Россий. Противоречия между сословий и внутри сословий. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев – 4 часа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция (развитие представлений). Психологизм художественной литературы (начальные представления).

 

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви». История о любви и упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви»- 2 часа.

 

                                                                                      Из литературы XX века (21 час)

А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини – 1час.

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика – 2 часа.

 

М.Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Челкаш». Герои и их судьбы. Внимание к бунтарю и «маленькому человеку». Авторское представление о счастье. Поэтизация гордых и сильных людей в раннем творчестве писателя – 2 часа.

Теория литературы. Романтический герой (развитие понятия).

 

А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в творчестве поэта.

«На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Образ Родины в лирическом цикле – 2часа.

Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления).

 

 

С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте.

«Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Характер Пугачева. Сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина -2 часа.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

 

 

 

М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание – 1 час.

 

И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) – 1 час.

 

 

                                                                                         «Писатели улыбаются»

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.

М.Зощенко. «История болезни», Теффи. «Жизнь и воротник» -1 час.

 

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Василий Теркин». Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике – 3 часа.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

 

А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.

«Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика рассказа. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны – 1 час.

 

 

                                                                                 Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945

 

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А.Фатьянов «Соловьи» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ее призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата-воина – 3 часа.

В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни – 1 час.

 

                                                                                  Русские поэты о родине, родной природе

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда – 2 часа.

 

 

                                                                                   Из зарубежной литературы (6 часов)

                                                                                  

У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда  и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения – 2 часа.

 

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения – 1 час.

Ж.-Б. Мольер.»Мещанин во дворянстве» (1ч)

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. – 1 час.

                                                     

                                                                                        Итоговое тестирование (1ч)

Литературная Россия.

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         Учебно-методическое обеспечение

 

 

1.      П программы общеобразовательных учреждений. «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». 2. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. -  13-е изд. – М. : Просвещение, 2014.

2.      По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000

3.      И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001

4.      И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003

5.      Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008

6.      Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001

7.      Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999

8.      Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004

9.      Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990

10.  Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985

11.  Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей.  – М.: Просвещение, 1980

 

 

А также:

 

- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;

 

- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;

 

- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;

 

- тестовый материал для контроля знаний;

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

   

Ученик  должен знать:

 

базовые теоретико-литературные понятия;

содержание программных произведений;

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.

 

 

Ученик должен понимать:

 

закономерности происхождения литературы;

жанровые особенности произведений;

 

 

Ученик должен уметь:

 

-владеть умениями выразительного чтения;

-воспринимать и анализировать художественный текст;

-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план

прочитанного;

-определять род и жанр литературного произведения;

-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

-давать характеристику героев;

-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные

наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку

 зрения и аргументировано отстаивать свою;

-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях

 (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей   произведения;

-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

-выполнять элементарные исследовательские работы.

 

 

  

Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .

 

 

      Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с

учетом норм русского литературного языка;

-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;

-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его

 авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Календарно-тематическое планирование

 

 

Тема урока

 

 

 

Кол-во уроков

 

    Тип

   урока

 

         Элементы содержания

 

    Требования к уровню

      подготовки учащихся

   

             ЦОР

Отмет-

ки о

прове-

дении

                      Введение (1ч)

1

 

Литература как искусство слова.

 

1

 

Изучение нового материала

Урок-исследование

 

Литература как искусство слова.

 

Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного о литературе.

 

 

             Устное народное творчество (2ч)

 

2

Русские народные песни. Частушки.

1

 

Урок-концерт

Русская старина. Народная песня. Хороводные и лирические песни.  Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

 Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ.

Знать основные жанры УНТ.

Уметь различать обрядовые и необрядовые песни. Знать особенности народной песни.

Аудиозапись русских народных песен.

 

 

3

Предания.

1

Изучение нового материала.

 

Урок

-практикум

«О Пугачёве», « О покорении Сибири Ермаком». Воспитание  любви к Отечеству.

 

Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.

                           

  Электронное приложение к учебнику

 

Иллюстрации

 

 

Из древнерусской литературы (2ч)

 

 

4

 «Повесть о житии и храбрости Александра Невского»

1

Урок комментирован-ного чтения.

 

Фронтальный опрос

Сочинение-миниатюра

Знать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы

      

Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет

 

5

«Повесть о Шемякином суде».

1

Урок изучения нового  материала

Проблемы современности в повести. Понятие  идейно-художественного содержания повести

Знать   идейно-художественное содержание  повести

 

 Иллюстрации к повести

 

 

 

Из русской литературы 18 века (3ч)

6

 «Сатиры смелый властелин»

1

 

Урок-путешествие в историю.

Ответы на вопросы

Расширение литературных знаний, знать о творчестве Д.И. Фонвизина

Иллюстрации к повести, к времени её написания.

 

7

Д.И. Фонвизин. «Недоросль».

1

Комбинированный урок

Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина. «Недоросль» - комедия о воспитании.

Знать порядок составления характеристики литературного героя.

 

Презентация

Схема хар. лит. героя

 

8

Фонвизин и классицизм

1

Урок-практикум

Комедия «Недоросль». Классицизм.

Уметь различать черты классицизма в произведениях  Фонвизина и др. писателей

 

 

 

 

 

 

 

   Из русской литературы 19 века  (33 ч)

 

 

 

 

1

И.А.Крылов. Басни

1

Комбинирован-ный урок

 

Расширение имеющихся знаний о баснях. И.А. Крылов. «Обоз», «Лягушки, просящие царя», их историческая основа

 

 

 

Презентация- игра «Басни Крылова»

 

9

К.Ф.Рылеев

«Смерть Ермака»

1

 

Урок изучения нового  материала

Расширение литературных знаний: понятие о думе.

 

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

 

 

 

 

Иллюстрации к биографии Рылеева.

 

10

А.С.Пушкин  «История пугачёвского бунта».

 

1

 

Урок-практикум

Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина. Историзм в творчестве писателя.

Уметь читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 

 

Дополнительный материал из сети Интернет.

 

 

11

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

1

.

 

Урок-анализ

Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;

Знать основы сравнительной характеристики героя.

 

.

 

Схема сравнения двух героев

 

12

Петр Гринев и Марья Ивановна

1

 

Урок-беседа

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;

 

 

 

13

Падение Белогорской крепости.

1

 

 

Урок-погружение в историю

Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Развитие устной речи;

Навыки сжатого пересказа.

 

 

 

Иллюстрации к повести.

 

 

 

14

Роль эпизодов в повести Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок-исследование

 

оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу

Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;

Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.

 

 

 

 

15

 Становление личности Петра

1

 

Урок-беседа

 

 

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».

Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.

 

 

Знакомиться с критической литературой.

 

Карта по истории 17-18 века.

 

16

Смысл названия повести

1

.

 

Урок-анализ образа

Смысл названия повести. Образ Марьи Ивановны.

 Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;

Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия.

 

 

 

17

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

1

.

 

Урок - защита проекта

Исторический труд Пушкина. Отношение автора и рассказчика к народной войне.Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся

 Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;

Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.

 

 

 

Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».

 

18-19

Подготовка к сочинению. Сочинение по повести «Капитанская дочка»

2

Урок контроля и

развития речи.

Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

 

Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;

Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.




 

 

20

А.С. Пушкин. Лирика.

1

 

Комб. урок

Стихотворения «19 октября»,

«Туча», «Я помню чудное мгновенье». Совершенствование умения анализировать стихотворения.

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

 

Иллюстрации учащихся к теме урока.

 

 

21

О повести  Пушкина «Пиковая дама»

1

 

Урок внеклассного чтения.

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Представление о мире мистики.

Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.

 

 

Иллюстрации к драме «Пиковая дама».

 

22

Жизнь и творчество М.Лермонтова

 

1

 

Урок-исследование.

 

Факты биографии, личные впечатления в лирике поэта.

 

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

 

 

Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».

 

23

 Поэма

М. Лермонтова «Мцыри»

1

 

Урок -практикум

История создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. Последовательное, поэтапное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

 

 

Умения анализировать лирическое произведение, определять композиционные особенности, определять тему произведения.

 

Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы.

 

24

Образ Мцыри в поэме

1

 

Урок- аналитическая  беседа

Аналитическая работа над образом Мцыри, способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Уметь проникать в замысел автора,  уметь

самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

 

 

 

.

Критическая литература к поэме

 

25

Своеобразие поэмы «Мцыри»

1

.

Комбиниро-ванный урок

 

Оценка ответов на поставленные вопросы

Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;

уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

 

 

26

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»

1

Урок развития речи

Урок - поиск

Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.

 

Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 

 

Сбор материала к сочинению из дополнительных источников.

 

27

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.

1

 

 

Проблемный урок

Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Уметь отбирать лекционный материал, составлять тезисы

 

 

28

Чиновничество  в комедии «Ревизор»

1

 

Урок-практикум

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор».  Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

 

Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, находить типичное и комичное в персонажах комедии

 

 Портретная галерея героев Гоголя.

Презентация

 

29

Хлестаков и хлестаковщина.

1

 

Урок-практикум

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова Работа с текстом комедии. Значение эпизодов. Сюжет и композиция. Социальный конфликт в комедии.

Уметь обобщать, делать выводы, используя материал текста

 

 

30

 

Комедия «Ревизор» на русской сцене

1

Урок- экскурсия

Новизна в изображении героев

 Уметь сравнивать работу разных актёров и режиссёров

 Фрагмены из комедии «Ревизор»

 

31-32

Н.В. Гоголь. «Шинель»

1

 

Урок изуч. новой темы

 Образ «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя

Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;

Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.

 

 

 

   .

Иллюстрации к рассказу

 

33

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

1

 

Урок-лекция

Личность, судьба, творчество.

Уметь воспринимать и анализировать литературное произведение

   Презентация о повести

 

34-35

Н.С. Лесков.

 «Старый гений»

2

 

Комбинированный урок

Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя

 

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

.

 

 

 

36

Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

1

 

Комбинированный урок

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. Автор и рассказчик в произведении.  Моральная ответственность человека за всё происходящее

Уметь осмысленно  читать, комментировать, анализировать  ТЕКСТ

 

 

Аудиофайл к повести

 

37-38

Л.Н. Толстой. «Хаджи Мурат»

2

Урок внеклассного чтения

Урок-беседа

Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат»

Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;

поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 

 

 

 

39

Сочинение по рассказу

Л. Толстого «После бала»

1

 

Урок развития речи

Работа над сочинением по рассказу Л. Толстого «После бала».

 

Умение высказывать свою точку зрения на письме;

создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.



 

 

40

Поэзия родной природы.

1

 

Комбинированный урок

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.

Оценка выразительного чтения наизусть.

Умение анализировать лирический текст;

Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;

расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;

 

 

 

Конкурс презентаций «Природа моего края».

 

41

А.П.Чехов. Рассказ

« О любви»

1

 

Урок-ана

лиз

А.П.Чехов. Рассказ

« О любви» как история об упущенном счастье. Система образов.

Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

 

 

 

 

Презентация.

 

 

 

 

           Из русской литературы 20 века (21 )

 

42

И.А.Бунин.  Творчество писателя.

1

 

Урок-лекция

Выборочная проверка составленных тезисов

Уметь отбирать основной материал из лекции учителя;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;


 

 

 

 

 

43

И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ».

1

 

Урок-практикум

Слово о писателе.  Тема любви в рассказе  И. А. Бунина

Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

 

 

Иллюстрации о быте и природе Кавказа.

 

44-45

А.И.Куприн.

 «Куст сирени»

2

.

 

Урок-дискуссия

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Уметь выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;

 

 

 

Иллюстрации – пейзажные зарисовки.

 

46

К.Паустовский «Телеграмма»

2

Урок внеклассного чтения

 

Аналитическая беседа по рассказу К.Паустовского  «Телеграмма»

Умение выявлять способы характеристики героев автором;

Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;

Бережно относиться к своим близким.

 

 

 

 

47

А.М.Горький. «Челкаш».

1

 

Урок-встреча с новым произведением.

Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя Оформление тезисов по ходу лекции. Авторское представление о счастье

Умение высказывать свою точку зрения по проблеме;

Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу;

формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

 

Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького.

 

48

А.А.Блок «На поле Куликовом»

1

Урок-практикум

Слово о писателе. Историческая тема в  творчестве Блока. Сообщения учащихся, аналитическое чтение  цикла «На поле Куликовом».

 

Уметь анализировать,  сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.

 

.

Презентация о биографии и творчестве А.Блока

 

49

С.А.Есенин. Лирика и поэма «Пугачёв»

1

 

Урок-концерт

Слово о поэте.. Чтение наизусть. Песни на стихи Есенина. «Пугачёв» - поэма на историческую тему стихотворений. Углубление литературных знаний.

 

 

Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.

.

 Презентация о Есенине

 

50

И.С. Шмелёв

 «Как стал я писателем»

 

1

Комбинированный урок

О творчестве И.С. Шмелёва

 

Уметь определять идею произведении, авторское отношение к изображаемому.

 

 

 

51

М.А. Осоргин «Пенсне»

 

1

Комбинированный урок

М.А. Осоргин.  «Пенсне». Идейно-художественное восприятие произведения.

 

Уметь определять изобразительно-выразительные средства в произведении, идею, авторское отношение к изображаемому.

 

 

 

52

Писатели улыбаются

1

Урок-обзор

Сатира и юмор в русской литературе. Писатели-сатирики, писатели-юмористы.

Знать ярких представителей русской сатирической и юмористической литературы.

 Презентация

 

53

Тэффи «Жизнь и воротник»

 

1

Комбинированный урок

Слово о Тэффи. Чтение и анализ рассказа.

Уметь воспринимать и анализировать юмористическое произведение

 

 

54

 

М.М. Зощенко

«История болезни»

 

1

Урок-беседа

Слово о М.М. Зощенко. Беседа по рассказу «История болезни»

Уметь воспринимать и анализировать юмористическое произведение

 

 

55

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»

1

 

Урок-исследование

А.Т.Твардовский– поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» Коллективная работа по статье учебника.

 

Уметь читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

 

 

Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин».

 

56

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин»..

1

.

 

Урок-беседа

Характеристика Тёркина

Уметь анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы.  

Уметь использовать  опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

 

 

57

А.П. Платонов «Возвращение»

1

 

Изучение нового материала

Составление плана сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения.

 

Уметь видеть богатство и многообразие художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России.

 

 

 

58

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

1

Урок-концерт

По Работа  повести Ч.Айтматова «Ранние журавли» Совершенствование литературоведческих знаний и умений: ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)

Уметь определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.

 

 

Презентация «Дети на войне»

 

59

В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1

Творческая работа.

 

      

Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.

 

 

Знать текст, уметь отвечать на вопрсы по содержанию произведения.

 

 

60

Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе

1

Урок выразительного чтения наизусть

 

 

Стихотворения поэтов 20 века о Родине (Р. Рождественский, А. Ахматова, Исаковский, А. Твардовский и др.)

 

Уметь читать выразительно наизусть

 

 

61

«Мне трудно без России»

1

Комбинированный урок

Поэты русского зарубежья о Родине. З.Гиппиус «Знайте», «Так и есть» ,Дон Аминадо «Бабье лето»,  Н.Оцуп «Мне трудно без России», И.Бунин «У птицы есть нездо…»

 

Уметь слушать и воспринимать лирику, анализировать поэтические произведения

 

 

 

Из зарубежной литературы (6ч)

 

62

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта»..

1

 

Изучение нового материала

Конфликт в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».

Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.

 

 

Презентация о жизни и творчестве Шекспира

 

Эпизоды фильма «Ромео и Джульетта»

 

63

У. Шекспир. Сонеты

1

Изучение нового материала

Оценка ответов на участие в беседе

Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;

 

 

 

 

64

Ж.-Б. Мольер.»Мещанин во дворянстве»

1

 

Изучение нового материала

Признаки классицизма в драме.

Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Сатирический образ Журдена

Уметь определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.

 

Видеофрагмент

 

65

Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»

1

 

Изучение нового материала

Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер

 

Владеть различными видами пересказа

Характеризовать особенности сюжета,

 

 

 

66

В Скотт. «Айвенго»

1

 

Изучение нового материала

Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события

 

Характеризовать особенности сюжета,

композиции, роль изобразительно-выразительных средств

 

 

67

В. Скотт. «Старые нравы»

 

1

 

Изучение нового материала

Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений

Характеризовать особенности сюжета,

композиции, роль изобразительно-выразительных средств

 

 

 

 Итоговое тестирование (1ч)

68

Литературная  Россия

1

Выходное тестирование

Богатство и разнообразие русской художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России

Знать русских писателей и их произведения, литературную критику

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русской литературе в 8 классе по учебнику под ред. В.Я. Коровиной"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер бизнес-процессов

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. -  13-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Курс рассчитан на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю..

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 098 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 519
    • DOCX 246.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Евдокимова Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 3234
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Мини-курс

Основы психологических трансформационных игр

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Классики русской педагогической мысли

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 296 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 160 человек