Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Курс рассчитан на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю..
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. Науроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.
Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
.
Тематическое планирование (68ч)
№
Название раздела
Кол-во уроков
В том числе уроки развития речи
В том числе уроки контроля
1.
Введение
1
2
Устное народное творчество
2
3
Из древнерусской литературы
2
1
4
Из русской литературы 18 века
3
5
Из русской литературы 19 века
33
3
1
6
Из русской литературы 20 века
21
3
1
7
Из зарубежной литературы
6
1
8
Итоговый урок
1
1
Итого
68
9
3
Содержание программы
Введение ( 1 час)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.
Устное народное творчество (2 часа)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне.
«В темном лесе, в темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности их содержания и формы.
Теория литературы. Народная песня, частушка (начальные представления). Предание (развитие представления).
Из древнерусской литературы (2 часа)
Из «Жития Александра Невского ». Особенности содержания и формы произведения. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Развитие понятия о древнерусской литературе. Житийная литература как особый жанр.
«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVIII века. Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVIII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» - «кривосуд» ( Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»).
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представления). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Из литературы XVIII века (3 часа)
Н.М.Карамзин. Краткий рассказ о писателе, историке, реформаторе русского языка. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь». Повествование о русской жизни. Построение повести на историческом материале. События повести и характеры героев. Новаторство повести. Повесть Н.М.Карамзина как новое слово в русской литературе.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Из литературы XIX века (33часа)
И.А.Крылов. Поэт и мудрец. Слово о баснописце. Язвительный сатирик и баснописец. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
Критика «общественного договора» Ж..- Ж. Руссо. Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова а Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. – 1 час
Теория литературы. Басни. Мораль. Аллегория (развитие понятия).
К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Автор дум и сатир. Оценка дум современниками. Характерные особенности жанра. «Смерть Ермака» ее связь с русской историей. Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы Рылеева – основа песни о Ермаке. – 1 час
Теория литературы. Дума (начальное представление).
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина (на основе ранее изученных произведений).
Роман «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Формирование характера ( «Береги честь смолоду»). Гринев и Швабрин. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.
Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина. Особенности композиции. Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде А.С.Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).- 8 часов
М.Ю.Лермонтов и история. Историческая тема в творчестве М.Лермонтова ( с обобщением ранее изученного), краткий рассказ о писателе.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Его сила и слабость. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Развитие представлений о жанре поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления). -4 часа
Н.В.Гоголь и его отношение к историзму и художественном творчестве и в научном исследовании. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением ранее изученного). Краткий рассказ о писателе.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и истории постановки комедии. «Ревизор» как социальная комедия, способная «высмеять все дурное в России». Отношение современной писателю критики общественности к комедии.
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Понятие о комедии.
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». «Хлестаковщина» как нравственное явление. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров».
Теория литературы. Комедия (начальные представления). Сатира и юмор (развитие представлений) – 5 часов.
Н.А.Некрасов и его обращение к исторической теме. Цикл поэм о декабристах и его историческая основа. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Волконская». Сатирическое изображение представителей власти и лирическое изображение народных сцен. Нравственная цельность характера княгини Волконской. Близость поэмы реальным источником. Развитие представлений о поэме на историческую тему. Сопоставительный анализ эпизода «Встреча княгини Волконской с мужем» и фрагмента с этим сюжетом из «Записок кН. Волконской» - 2 часа.
И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе, открывшем русскую литературу для европейского читателя.
Повесть «Ася». Изображение нравственной красоты и душевных качеств тургеневской девушки. Обаяние и готовность героини к самопожертвованию. Образы героев времени в повести. Противопоставление героя и рассказчика. Н.Г.Чернышевский о повести «Ася». Отношение И.С.Тургенева к статье Чернышевского.
И.С.Тургенев и его отношение к русскому читателю, культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок охотника» (с обобщением ранее изученного) – 4 часа.
Теория литературы. Прототип в художественной литературе.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. Отношение писателя к современной ему действительности.
«История одного города» (отрывки). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения -2 часа.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие представления).
Н.С.Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе -1 час.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречия между сословий и внутри сословий. Социально-нравственные проблемы в рассказе. Образ рассказчика. Главные герои рассказа. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Мечта о воссоединении дворянства и народа. Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приемы изображения внутреннего состояния героев – 4 часа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза. Композиция (развитие представлений). Психологизм художественной литературы (начальные представления).
А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви». История о любви и упущенном счастье. Поэтика рассказа «О любви»- 2 часа.
Из литературы XX века (21 час)
А.И.Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини – 1час.
И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о счастье и несчастиях героев. Любовь украденная и любовь трагическая. Мастерство Бунина-прозаика – 2 часа.
М.Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Челкаш». Герои и их судьбы. Внимание к бунтарю и «маленькому человеку». Авторское представление о счастье. Поэтизация гордых и сильных людей в раннем творчестве писателя – 2 часа.
Теория литературы. Романтический герой (развитие понятия).
А.А.Блок. Краткий рассказ о поэте. Историческая тема в творчестве поэта.
«На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов. Образ Родины в лирическом цикле – 2часа.
Теория литературы. Понятие о стихотворном цикле (начальные представления).
С.А.Есенин. Краткий рассказ о поэте.
«Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Характер Пугачева. Сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина -2 часа.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
М.А.Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание – 1 час.
И.С.Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники) – 1 час.
«Писатели улыбаются»
Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Теффи, О.Дымов, А.Аверченко. Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования.
М.Зощенко. «История болезни», Теффи. «Жизнь и воротник» -1 час.
А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Василий Теркин». Энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема честного служения родине. Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике – 3 часа.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
А.П.Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Картины войны и мирной жизни в рассказе. Нравственная проблематика рассказа. Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны – 1 час.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину (Е.Винокуров «Москвичи», М.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджава «Песенка о пехоте», «Белорусский вокзал», А.Фатьянов «Соловьи» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Ее призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата-воина – 3 часа.
В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Проблемы рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни – 1 час.
Русские поэты о родине, родной природе
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: любовь-воспоминание, грусть, надежда – 2 часа.
Из зарубежной литературы (6 часов)
У.Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У.Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения – 2 часа.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения – 1 час.
Ж.-Б. Мольер.»Мещанин во дворянстве» (1ч)
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. – 1 час.
Итоговое тестирование (1ч)
Литературная Россия.
Учебно-методическое обеспечение
П программы общеобразовательных учреждений. «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». 2. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
По следам школьных учебников. Рабочая тетрадь. ЛИТЕРАТУРА-8. – М.: Айрис-пресс, 2000
И.И.Аркин. Уроки литературы в 8 классе. – М.: Просвещение, 2001
И.В.Золотарева, Т. А.Крысова. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: Вако, 2003
Т.О.Скиргайло, Г.Х.Ахбарова. Тематическое планирование программного материала по литературе в 8-9 классах с учетом национально-регионального компонента. – Казань: Школа, 2008
Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2001
Терентьева Н.П.. Внеклассная работа по литературе: жизнь и творчество А.С.Пушкина. 5-8 классы. – М.: Владос, 1999
Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра. – М.: Аспект Пресс, 2004
Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 классы)»: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1990
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению литературы: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985
Панов Б.Т. Внеклассная работа по литературе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980
А также:
- видеофильмы, поставленные по произведениям классиков;
- аудиозаписи чтения поэтов своих стихотворений;
- иллюстрации к биографиям и творчеству поэтов и писателей;
- тестовый материал для контроля знаний;
Ученик должен знать:
базовые теоретико-литературные понятия;
содержание программных произведений;
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 века, 20 века.
Ученик должен понимать:
закономерности происхождения литературы;
жанровые особенности произведений;
Ученик должен уметь:
-владеть умениями выразительного чтения;
-воспринимать и анализировать художественный текст;
-выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план
прочитанного;
-определять род и жанр литературного произведения;
-выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
-давать характеристику героев;
-характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные
наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку
зрения и аргументировано отстаивать свою;
-писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинениях
(сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
-видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
-видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;
-самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;
-грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;
-выполнять элементарные исследовательские работы.
Владеть компетенциями: познавательной, рефлексивной, коммуникативной, ценностно-ориентационной .
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
-создание связного текста (устного или письменного) на необходимую тему с
учетом норм русского литературного языка;
-определять свой круг чтения и давать оценку литературным произведениям;
-осуществлять поиск нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его
авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
\
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
Кол-во уроков
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню
подготовки учащихся
ЦОР
Отмет-
ки о
прове-
дении
Введение (1ч)
1
Литература как искусство слова.
1
Изучение нового материала
Урок-исследование
Литература как искусство слова.
Уметь создавать собственный текст-рассуждение, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного о литературе.
Устное народное творчество (2ч)
2
Русские народные песни. Частушки.
1
Урок-концерт
Русская старина. Народная песня. Хороводные и лирические песни. Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».
Уметь объяснить различие между литературой и произведениями УНТ.
Знать основные жанры УНТ.
Уметь различать обрядовые и необрядовые песни. Знать особенности народной песни.
Аудиозапись русских народных песен.
3
Предания.
1
Изучение нового материала.
Урок
-практикум
«О Пугачёве», « О покорении Сибири Ермаком». Воспитание любви к Отечеству.
Уметь самостоятельно анализировать речевой материал; исполнять русские народные песни.
Электронное приложение к учебнику
Иллюстрации
Из древнерусской литературы (2ч)
4
«Повесть о житии и храбрости Александра Невского»
1
Урок комментирован-ного чтения.
Фронтальный опрос
Сочинение-миниатюра
Знать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы
Сообщения о жизни Александра Невского (из сети Интернет
5
«Повесть о Шемякином суде».
1
Урок изучения нового материала
Проблемы современности в повести. Понятие идейно-художественного содержания повести
Знать идейно-художественное содержание повести
Иллюстрации к повести
Из русской литературы 18 века (3ч)
6
«Сатиры смелый властелин»
1
Урок-путешествие в историю.
Ответы на вопросы
Расширение литературных знаний, знать о творчестве Д.И. Фонвизина
Иллюстрации к повести, к времени её написания.
7
Д.И. Фонвизин. «Недоросль».
1
Комбинированный урок
Жизнь и творчество Д.И. Фонвизина. «Недоросль» - комедия о воспитании.
Знать порядок составления характеристики литературного героя.
Презентация
Схема хар. лит. героя
8
Фонвизин и классицизм
1
Урок-практикум
Комедия «Недоросль». Классицизм.
Уметь различать черты классицизма в произведениях Фонвизина и др. писателей
Из русской литературы 19 века (33 ч)
1
И.А.Крылов. Басни
1
Комбинирован-ный урок
Расширение имеющихся знаний о баснях. И.А. Крылов. «Обоз», «Лягушки, просящие царя», их историческая основа
Презентация- игра «Басни Крылова»
9
К.Ф.Рылеев
«Смерть Ермака»
1
Урок изучения нового материала
Расширение литературных знаний: понятие о думе.
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Иллюстрации к биографии Рылеева.
10
А.С.Пушкин «История пугачёвского бунта».
1
Урок-практикум
Расширение литературных знаний о творчестве Пушкина. Историзм в творчестве писателя.
Уметь читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
Дополнительный материал из сети Интернет.
11
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
1
.
Урок-анализ
Формирование характера Петра Гринёва. Анализ 1-2 глав.
Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы;
Знать основы сравнительной характеристики героя.
.
Схема сравнения двух героев
12
Петр Гринев и Марья Ивановна
1
Урок-беседа
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.
Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом;
13
Падение Белогорской крепости.
1
Урок-погружение в историю
Групповой, оценка за выполненное задание, ответы на вопросы
Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Развитие устной речи;
Навыки сжатого пересказа.
Иллюстрации к повести.
14
Роль эпизодов в повести Пушкина «Капитанская дочка»
1
Урок-исследование
оценка за выполненное задание, ответы на вопросы, творческую работу
Умение пересказывать эпизод сжато, аргументировать свой ответ, подтверждая текстом, делать выводы;
Знание особенностей эпохи, умение видеть в литературе исторические события, понимать их причины.
15
Становление личности Петра
1
Урок-беседа
Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений».
Уметь формулировать свою точку зрения и аргументировать её.
Знакомиться с критической литературой.
Карта по истории 17-18 века.
16
Смысл названия повести
1
.
Урок-анализ образа
Смысл названия повести. Образ Марьи Ивановны.
Владение разными видами чтения, выборочного пересказа;
Умение давать характеристику героя , основываясь на его действия.
17
Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».
1
.
Урок - защита проекта
Исторический труд Пушкина. Отношение автора и рассказчика к народной войне.Оценка ответов на вопросы по содержанию произведения, сообщения учащихся
Уметь самостоятельно работать по вопросам, сопоставлять и сравнивать героев, давать их характеристику по действиям;
Уметь видеть авторскую позицию и обосновывать её.
Защита проекта «Емельян Пугачёв в повести «Капитанская дочка».
18-19
Подготовка к сочинению. Сочинение по повести «Капитанская дочка»
2
Урок контроля и
развития речи.
Написание сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Уметь анализировать текст, делая соответствующие выводы;
Уметь создавать собственный текст, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
20
А.С. Пушкин. Лирика.
1
Комб. урок
Стихотворения «19 октября»,
«Туча», «Я помню чудное мгновенье». Совершенствование умения анализировать стихотворения.
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,
Иллюстрации учащихся к теме урока.
21
О повести Пушкина «Пиковая дама»
1
Урок внеклассного чтения.
«Три злодейства» в повести «Пиковая дама». Представление о мире мистики.
Умение определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам, аргументировать свой ответ, доказывать свою точку зрения.
Иллюстрации к драме «Пиковая дама».
22
Жизнь и творчество М.Лермонтова
1
Урок-исследование.
Факты биографии, личные впечатления в лирике поэта.
Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
Уметь подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.
Презентация «Жизнь и творчество Лермонтова».
23
Поэма
М. Лермонтова «Мцыри»
1
Урок -практикум
История создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. Последовательное, поэтапное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Умения анализировать лирическое произведение, определять композиционные особенности, определять тему произведения.
Сообщения из материала сети Интернет об истории написания поэмы.
24
Образ Мцыри в поэме
1
Урок- аналитическая беседа
Аналитическая работа над образом Мцыри, способы раскрытия образа главного героя поэмы.
Уметь проникать в замысел автора, уметь
самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее.
.
Критическая литература к поэме
25
Своеобразие поэмы «Мцыри»
1
.
Комбиниро-ванный урок
Оценка ответов на поставленные вопросы
Совершенствование умения делать выводы, аргументировать свой ответ;
уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
26
Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»
1
Урок развития речи
Урок - поиск
Сбор материала к сочинению, его систематизация; составление плана, написание сочинения.
Уметь выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
Сбор материала к сочинению из дополнительных источников.
27
Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.
1
Проблемный урок
Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»
Уметь отбирать лекционный материал, составлять тезисы
28
Чиновничество в комедии «Ревизор»
1
Урок-практикум
Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор». Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.
Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, находить типичное и комичное в персонажах комедии
Портретная галерея героев Гоголя.
Презентация
29
Хлестаков и хлестаковщина.
1
Урок-практикум
Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова Работа с текстом комедии. Значение эпизодов. Сюжет и композиция. Социальный конфликт в комедии.
Уметь обобщать, делать выводы, используя материал текста
30
Комедия «Ревизор» на русской сцене
1
Урок- экскурсия
Новизна в изображении героев
Уметь сравнивать работу разных актёров и режиссёров
Фрагмены из комедии «Ревизор»
31-32
Н.В. Гоголь. «Шинель»
1
Урок изуч. новой темы
Образ «маленького человека» в творчестве Н.В. Гоголя
Уметь обобщать, систематизировать и применять полученные знания;
Уметь самостоятельно находить ответы на вопросы и примеры-аргументы из текста.
.
Иллюстрации к рассказу
33
М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
1
Урок-лекция
Личность, судьба, творчество.
Уметь воспринимать и анализировать литературное произведение
Презентация о повести
34-35
Н.С. Лесков.
«Старый гений»
2
Комбинированный урок
Развитие умения определять, какие средства использует автор для раскрытия образа героя
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
.
36
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».
1
Комбинированный урок
Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа. Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее
Уметь осмысленно читать, комментировать, анализировать ТЕКСТ
Аудиофайл к повести
37-38
Л.Н. Толстой. «Хаджи Мурат»
2
Урок внеклассного чтения
Урок-беседа
Внеклассное чтение по повести «Хаджи Мурат»
Умение самостоятельно работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы.;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
39
Сочинение по рассказу
Л. Толстого «После бала»
1
Урок развития речи
Работа над сочинением по рассказу Л. Толстого «После бала».
Умение высказывать свою точку зрения на письме;
создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
40
Поэзия родной природы.
1
Комбинированный урок
Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ.
Оценка выразительного чтения наизусть.
Умение анализировать лирический текст;
Читать наизусть с выражением, находить средства выразительности;
расширять представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России;
Конкурс презентаций «Природа моего края».
41
А.П.Чехов. Рассказ
« О любви»
1
Урок-ана
лиз
А.П.Чехов. Рассказ
« О любви» как история об упущенном счастье. Система образов.
Уметь систематизировать и обобщать ранее изученный материал при изучении нового;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио -графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Презентация.
Из русской литературы 20 века (21 )
42
И.А.Бунин. Творчество писателя.
1
Урок-лекция
Выборочная проверка составленных тезисов
Уметь отбирать основной материал из лекции учителя;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
43
И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ».
1
Урок-практикум
Слово о писателе. Тема любви в рассказе И. А. Бунина
Умение выявлять своеобразие писателя в подходе к теме любви;
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
Иллюстрации о быте и природе Кавказа.
44-45
А.И.Куприн.
«Куст сирени»
2
.
Урок-дискуссия
А.И.Куприн
Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»
Уметь выявить нравственные проблемы рассказа; Уметь понимать замысел писателя, определять идею каждой микротемы;
Иллюстрации – пейзажные зарисовки.
46
К.Паустовский «Телеграмма»
2
Урок внеклассного чтения
Аналитическая беседа по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»
Умение выявлять способы характеристики героев автором;
Уметь делать выводы и умозаключения из содержания рассказа;
Бережно относиться к своим близким.
47
А.М.Горький. «Челкаш».
1
Урок-встреча с новым произведением.
Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя Оформление тезисов по ходу лекции. Авторское представление о счастье
Умение высказывать свою точку зрения по проблеме;
Понимать связь истории и литературы, воздействие истории на литературу;
формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Фрагменты фильмов по мотивам произведений М.Горького.
48
А.А.Блок «На поле Куликовом»
1
Урок-практикум
Слово о писателе. Историческая тема в творчестве Блока. Сообщения учащихся, аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом».
Уметь анализировать, сравнивать и сопоставлять произведения поэтов разных эпох.
.
Презентация о биографии и творчестве А.Блока
49
С.А.Есенин. Лирика и поэма «Пугачёв»
1
Урок-концерт
Слово о поэте.. Чтение наизусть. Песни на стихи Есенина. «Пугачёв» - поэма на историческую тему стихотворений. Углубление литературных знаний.
Уметь определять изобразительно-выразительные средства в лирике, тему поэмы, идею, авторское отношение к герою.
.
Презентация о Есенине
50
И.С. Шмелёв
«Как стал я писателем»
1
Комбинированный урок
О творчестве И.С. Шмелёва
Уметь определять идею произведении, авторское отношение к изображаемому.
51
М.А. Осоргин «Пенсне»
1
Комбинированный урок
М.А. Осоргин. «Пенсне». Идейно-художественное восприятие произведения.
Уметь определять изобразительно-выразительные средства в произведении, идею, авторское отношение к изображаемому.
52
Писатели улыбаются
1
Урок-обзор
Сатира и юмор в русской литературе. Писатели-сатирики, писатели-юмористы.
Знать ярких представителей русской сатирической и юмористической литературы.
Презентация
53
Тэффи «Жизнь и воротник»
1
Комбинированный урок
Слово о Тэффи. Чтение и анализ рассказа.
Уметь воспринимать и анализировать юмористическое произведение
54
М.М. Зощенко
«История болезни»
1
Урок-беседа
Слово о М.М. Зощенко. Беседа по рассказу «История болезни»
Уметь воспринимать и анализировать юмористическое произведение
55
А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»
1
Урок-исследование
А.Т.Твардовский– поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин» Коллективная работа по статье учебника.
Уметь читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.
Аудиозапись отрывков из поэмы «Василий Тёркин».
56
Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин»..
1
.
Урок-беседа
Характеристика Тёркина
Уметь анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы.
Уметь использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.
57
А.П. Платонов «Возвращение»
1
Изучение нового материала
Составление плана сочинения-описания литературного героя. Написание сочинения.
Уметь видеть богатство и многообразие художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России.
58
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
1
Урок-концерт
По Работа повести Ч.Айтматова «Ранние журавли» Совершенствование литературоведческих знаний и умений: ( ответы по содержанию самостоятельно прочитанного произведения)
Уметь определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.
Презентация «Дети на войне»
59
В.П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
1
Творческая работа.
Обобщение изученного материала, умение применять полученные знания.
Знать текст, уметь отвечать на вопрсы по содержанию произведения.
60
Русские поэты 20 века о Родине, родной природе и о себе
1
Урок выразительного чтения наизусть
Стихотворения поэтов 20 века о Родине (Р. Рождественский, А. Ахматова, Исаковский, А. Твардовский и др.)
Уметь читать выразительно наизусть
61
«Мне трудно без России»
1
Комбинированный урок
Поэты русского зарубежья о Родине. З.Гиппиус «Знайте», «Так и есть» ,Дон Аминадо «Бабье лето», Н.Оцуп «Мне трудно без России», И.Бунин «У птицы есть нездо…»
Уметь слушать и воспринимать лирику, анализировать поэтические произведения
Из зарубежной литературы (6ч)
62
У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта»..
1
Изучение нового материала
Конфликт в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта».
Умение анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности, развить представление о драматическом произведении.
Презентация о жизни и творчестве Шекспира
Эпизоды фильма «Ромео и Джульетта»
63
У. Шекспир. Сонеты
1
Изучение нового материала
Оценка ответов на участие в беседе
Развитие умения анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы;
64
Ж.-Б. Мольер.»Мещанин во дворянстве»
1
Изучение нового материала
Признаки классицизма в драме.
Интрига в пьесе. Идейно-эстетические проблемы. Сатирический образ Журдена
Уметь определять тему произведения, главную мысль, средства изображения героев.
Видеофрагмент
65
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера»
1
Изучение нового материала
Краткий рассказ о писателе.
«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер
Владеть различными видами пересказа
Характеризовать особенности сюжета,
66
В Скотт. «Айвенго»
1
Изучение нового материала
Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Черты жанра. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события
Характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль изобразительно-выразительных средств
67
В. Скотт. «Старые нравы»
1
Изучение нового материала
Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений
Характеризовать особенности сюжета,
композиции, роль изобразительно-выразительных средств
Итоговое тестирование (1ч)
68
Литературная Россия
1
Выходное тестирование
Богатство и разнообразие русской художественной культуры, духовного и нравственного потенциала России
Знать русских писателей и их произведения, литературную критику
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Настоящая рабочая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература. Предметная линия учебников / Под ред. В.Я. Коровиной. 5-9 классы». Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В2 ч. –– В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. - 13-е изд. – М. : Просвещение, 2014. Курс рассчитан на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю..
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 1829 |
Номер материала | 30714 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: