ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Актуальность
программы заключается в её направленности на достижение единства процессов
познания через родной язык, освоение его закономерностей, развития
коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности.
В системе школьного
образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не
только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Учитывая то, что сегодня
обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая
культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен
аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности
ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного
языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,
информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а
также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Настоящая
программа по русскому языку для 5-9 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и программы
общеобразовательных учреждений «Русский язык» авторы С.И.Львова, В.В.Львов, 2-е
издание, М. , Мнемозина, 2009. Необходимость введения рабочей программы
обусловлена несоответствием количества учебных часов по авторской программе под
ред. С.И.Львовой и часов по школьному учебному плану в 6,7, 9 классах.
В структуре
программы выделяются следующие основные разделы:
1. Речевая
деятельность.
2. Текстоведение.
3. Фонетика и
орфоэпия.
4. Морфемика и
словообразование.
5. Морфология.
6. Орфография.
7. Синтаксис и
пунктуация.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и
социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и
формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью
духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык
Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов
России.
Владение родным языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к
изменяющимся условиям современного мира.
Содержание обучения русскому языку
отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5-9 классах формируются и
развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и
культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение
всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение
основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и
ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5-9 класса направлен на
совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об
устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях
общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого
этикета. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в
программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают
устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый
тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий,
обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности
функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности,
которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,
программа создает условия для реализации деятельностного подхода
к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития
нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено,
состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические
единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором –
дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для
развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы,
отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический
компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно
взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии
учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми
умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности,
различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном
языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания
языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях,
ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение
следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
·
воспитание гражданственности
и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
·
совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
·
освоение знаний о
русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
·
формирование умений опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в учебном плане
Программа предусматривает
изучение русского (родного) языка на II ступени основного
общего образования в объеме 770 часов:
5 класс- 210 часов
6 класс – 210 часов
7 класс – 140 часов
8 класс – 105 часов
9 класс – 105 часов
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
5
класс
|
Наименование
раздела
|
Количество
часов
|
1
|
Лингвистика – наука о языке
|
2
|
2
|
Введение в лингвистику
Фонетика
Гласные и согласные
звуки. Фонетическая транскрипция.
Фонетический разбор.
Звукопись в художественном тексте.
Слог. Ударение.
Орфоэпия
Произношение гласных
звуков. Произношение согласных звуков
Графика
Буквы русского
алфавита. Происхождение письменности и русского алфавита. Роль букв в
обозначении словарного состава.
Морфемика
Морфема — значимая часть слова.
Чередование гласных
и согласных в морфемах.
Лексикология
Способы объяснения лексического значения слова.
Тематические группы
слов.
Орфография
Разделы русской
орфографии.
Правописание корней. Правописание окончаний.
Правописание слов с ь и
ъ.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Морфология
Части речи в русском
языке.
Образование форм слова с помощью окончания.
Культура речи
Соблюдение норм
современного русского литературного языка.
Употребление в речи этикетных слов.
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по
наличию второстепенных членов предложения, по количеству грамматических
основ.
Простое осложнённое
предложение. Предложения с прямой речью Зачем нужны знаки препинания.
Основные разделы пунктуации.
Текстоведение
Понятие о тексте. Типы речи. План текста.
Основные нормы построения текста. Тема и основная мысль. Типы речи.
Строение текста. Микротема.
Абзац. Строение абзаца.
|
98
4
5
7
5
5
18
4
5
32
13
|
3
|
Основной курс лингвистики
Словообразование
Основные
способы образования слов в русском языке. Правописание букв а
— о в корнях с чередованием.
Буквы
о — ё после шипящих в корнях слов.
Словообразование
имён существительных. Словообразование имён прилагательных. Словообразование
глаголов.
Правописание
приставок.
Образование слова и его морфемное
строение.
Лексикология и
фразеология
Слова
однозначные и многозначные.
Синонимы.
Антонимы. Омонимы.
Исконно
русские и заимствованные слова.
Написание букв ы
— и после ц.
Лексика ограниченного употребления. Устаревшие слова.
Фразеология.
Морфология
Имя существительное
Общее значение имён
существительных и их употребление в речи.
Правописание суффиксов -чик-,
-щик-.
Правописание суффиксов -ек-,
-ик- (-чик ).
Морфологические признаки имени суцществительного.
Синтаксическая роль
имени существительного.
Имя прилагательное
Общее значение имён прилагательных и их употребление в речи.
Морфологические признаки имени прилагательного.
Синтаксическая роль
имени прилагательного.
Глагол
Общее
значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив.
Постоянные
морфологические признаки глагола.
Правописание
корней с чередующимися гласными е-и
Изменение
глаголов по наклонениям. Условное наклонение.
Повелительное наклонение.
Изъявительное наклонение.
Безличные
глаголы. Синтаксическая роль глагола.
Культура речи. Правильное
употребление глаголов в речи.
|
88
12
15
16
15
30
|
4
|
Повторение изученного и резервные уроки
|
14+8
|
|
ИТОГО
|
210
|
|
6
класс
|
|
1
|
Родной язык
Роль родного
языка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях
языка: разговорном языке, функциональных стилях, языке художественной
литературы.
|
3
|
2
|
Орфография как система правил
Орфография как
раздел правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого
из них (на основе изученного). Правописание корней –зар-//-зор-,
-гар-//-гор-, -кас-//-кос-. Правописание букв ы и и в
корнях после приставок.
Правописание
приставок при- и пре-. Правописание некоторых иноязычных
приставок.
Правописание
суффиксов -к- и –ск- в именах прилагательных.
Употребление букв
ё(е) и о после шипящих и ц в разных морфемах.
Употребление ъ
и ь (повторение).
Слитные, дефисные и раздельные написания
(повторение).
|
16
|
3
|
Синтаксис и пунктуация
Синтаксис как
раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные признаки
словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний:
именные и глагольные.
Окончание как
формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании.
Словосочетание и
фразеологизм; их общие и отличительные свойства.
Основные признаки
предложения. Грамматико-интонационные особенности вопросительных,
повествовательных и побудительных предложений. Особенности грамматических
основ в двусоставных предложениях. Основные типы грамматических основ.
Простое
осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения.
Сложное
предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и
бессоюзное.
Способы передачи
прямой речи. Прямая речь и слова автора.
Пунктуация как система правил.
|
18
|
4
|
Текстоведение
Текст и его
признаки: типы речи и их особенности; стили речи (повторение).
Смысловые части
текста, отражение их в простом и сложном плане. Развитие мысли в тексте.
Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте:
последовательная (цепная) и параллельная связь. Сочетание в тексте
параллельной и цепной связи предложений.
Лексический
повтор как средство связи предложений в тексте.
Местоимение как
средство связи предложений в текстах разных стилей речи.
Смысловые части
текста, отражение их в плане.
Рассказ как текст
повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых
частей текста-повествования.
Описание как тип речи. Разновидности
описания
|
16
|
5
|
Морфология
Имя
существительное.Самостоятельные и служебные части
речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы: склоняемые
(существительные, прилагательные, числительные, местоимения); спрягаемые
(глаголы); неизменяемые (наречия).
Именные части
речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам.
Имя
существительное как часть речи. Морфологические признаки имен
существительных.
Типичные
морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы
образования имен существительных. Приставочно-суффиксальный способ
образования имен существительных. Бессуффиксный способ образования имен
существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды
сложения. Сложносокращенные имена существительные, особенности их
образования и употребления в речи.
Культура речи.
Правильное употребление имен существительных.
Синтаксическая
роль имен существительных в словосочетании и предложении.
Имя
существительное в тексте.
|
124
12
|
|
Имя
прилагательное.
Имя
прилагательное как часть речи. Морфологические признаки имен прилагательных.
Словообразование
имен прилагательных. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная
единица. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов,
включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов.
Культура речи.
Правильное употребление имен прилагательных.
Синтаксическая
роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения.
Имя
прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности,
информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
|
18
|
|
Глагол.
Глагол как часть
речи. Морфологические признаки глагола.
Словообразование
глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и
словообразовательного гнезда однокоренных слов.
Культура речи.
Правильное употребление глаголов.
Синтаксическая
роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций.
Глагол в тексте.
Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи.
|
11
|
|
Деепричастие и
причастие как глагольные формы.
Деепричастие и
причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и
других частей речи.
Суффиксы
деепричастий и причастий.
Вопрос о
деепричастиях и причастиях в современной лингвистике.
Грамматические
признаки деепричастия. Образование деепричастий совершенного и несовершенного
вида.
Деепричастный
оборот.
Культура речи.
Правильное употребление деепричастий.
Синтаксическая
роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте.
|
14
|
|
Причастие.
Грамматические
признаки причастия. Семантические различия прилагательного и причастия.
Образование
действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Причастия полные
и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.
Склонение
причастий.
Причастный
оборот.
Культура речи.
Правильное употребление причастий.
Синтаксическая
роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тексте.
Переход некоторых
причастий в разряд прилагательных.
|
23
|
|
Имя
числительное.
Имя числительное
как часть речи. Отличие имен числительных от других слов, связанных с
понятием числа.
Разряды имен
числительных по значению и грамматическим признакам. Разряды имен
числительных по строению.
Культура речи.
Правильное употребление имен числительных.
Синтаксическая
роль имен числительных в словосочетании и предложении. Синтаксические
особенности количественных числительных. Имя числительное в тексте.
|
21
|
|
Местоимение.
Особенности местоимения как части речи. Морфологические и
синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные,
имена прилагательные и имена числительные.
Разряды
местоимений.
Культура речи.
Правильное употребление местоимений.
Синтаксическая
роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении.
Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей
сложноподчиненных предложений (союзные слова).
Местоимения в
тексте. Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.
|
25
|
6
|
Повторение
изученного и резервные уроки
|
24+9
|
|
ИТОГО
|
210
|
|
7
класс
|
|
1
|
Язык как развивающее явление.Понятие о языке
как развивающемся явлении. Этимология как наука о происхождении исконно
русских и иноязычных слов.
|
2
|
2
|
Повторение изученного в 5-6 классах.
Лингвистика как
наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Фонетика.
Орфоэпия.
Основные средства
звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. Соотношение звука и
буквы.
Основные
орфоэпические нормы русского литературного языка.
Словообразование
самостоятельных частей речи. Морфологические и неморфологические
способыобразования слов.
Словообразование
наречий.
Лексика и
фразеология. Основные лексические нормы русского литературного языка.
Смысловые и структурные различия однокоренных прилагательных. Правильное
употребление паронимов в речи.
Фразеологический
словарь: его назначение, строение, содержание словарной статьи.
Грамматика:
морфология и синтаксис.
Система
самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение,
морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи.
Глагол и его
формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и
причастий.
Основные виды
словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные,
глагольные, наречные.
Нормативное
употребление форм слова в составе словосочетаний.
Морфологические
средства выражения подлежащего и сказуемого. Морфологические средства
выражения второстепенных членов предложений. Синтаксическая роль причастного
и деепричастного оборотов.
Правописание:
орфография и пунктуация.
Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи.
|
40
|
3
|
Текстоведение. Текст как произведение речи.
Основные этапы создания текста. Основные требования к связному высказыванию:
точность, логичность, правильность, выразительность и уместность.Точность и
логичность речи. Ключевые слова текста. Структурные особенности текста.Разные
способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное
раскрытие темы.Правильность связного высказывания как соответствие его
литературным нормам современного русского языка.Выразительность речевого
высказывания как одно из требований к тексту. Уместность речи как
соответствие ее целям и условиям речевого общения. Речевая ситуация.
Рассуждение как тип речи. Структурные особенности текста-рассуждения.
Сочетание типов речи в тексте.
|
20
|
4
|
Морфология.
Наречие
Наречие как
самостоятельная неизменяемая часть речи. Разряды наречий по знамению.
Семантические особенности местоименных наречий. Группы местоименных наречий.
Степени сравнения наречий, их образование.
Вопрос о словах
категории состояния и модальных словах в системе частей речи.
Правописание
наречий. Синтаксическая роль наречия в словосочетании и предложении.
Наречие в тексте.
Культура речи.
Правильное употребление наречий.
Служебные
части речи и междометия
Общая
характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей
речи.
Предлог как служебная часть речи. Предлог как
средство связи слов в словосочетании и предложении. Производные и
непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Правильное употребление
предлогов.
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных членов
предложения и частей сложного предложения. Союзы сочинительные и
подчинительные, их разряды. Союзы простые и составные. Союзы одиночные,
повторяющиеся и двойные. Попарное соединение союзом однородных членов
предложения. Правильное употребление союзов.
Частица как служебная часть речи. Роль частиц в
передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола. Разряды
частиц по значению и употреблению. Разряды частиц по составу. Интонационные
особенности предложений с частицами. Правильное употребление частиц.
Междометия и звукоподражательные слова; их грамматические особенности. Основные
функции междометий. Разряды междометий.
|
74
35
14
12
11
2
|
5
|
Повторение изученного
|
4
|
|
ИТОГО
|
140
|
|
8
класс
|
|
1
|
Русский язык – национальный язык
русского народа. Язык как основное средство общения в национальном
коллективе.
|
2
|
2
|
Повторение изученного в 5-7 классах
Слово как основная единица языка. Лексика
активного и пассивного употребления. Трудные случаи различения слов разных
частей речи. Трудные случаи орфографии.
|
7
|
3
|
Функциональные разновидности русского
языка
Основные функции
русского языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная, эстетическая.
Функциональные
разновидности языка: разговорная речь функциональные стили
(официально-деловой, научный, публицистический), язык художественной литературы.
Основные сферы
общения: разговорно-бытовая, деловая, научная, общественно-политическая;
словесно-художественное творчество.
Задачи речи: передача информации, общение,
воздействие на читателя (слушателя).
|
14
|
4
|
Синтаксис и пунктуация как раздел
лингвистики
Словосочетание
как единица синтаксиса.
Словосочетание и
его признаки.
Виды
словосочетаний по характеру выражения главного слова: именные, глагольные,
наречные. Основные модели словосочетаний.
Типы подчинительной связи в словосоветании:
согласование, управление, примыкание. Средства связи в словосочетании
|
69
|
|
Предложение
как единица синтаксиса.
Структурные,
семантические, уоммуникативные и интонационные признаки предложения.
Предложение как
речевое высказывание, как средство выражения мысли. Речевое высказывание и
речевая ситуация.
Порядок слов в
предложении. Инверсия как изобразительный прием
Основные виды предложений. Структура
предложения.
|
|
|
Односоставные
предложения.
Виды
односоставных предложений: именные (назывное), глагольные (определенно-личное,
неопределенно-личное. Обобщенно-личное, безличное).
Грамматические
отличия односоставных полных предложений и неполных двусоставных предложений.
|
|
|
Простое
осложненное предложение.
Предложения с
однородными членами предложения. Однородные и неоднородные определения.
Интонационные и
пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных
членах.
Предложения с
обособленными членами предложения.
Предложения с
вводными конструкциями, обращениями и междометиями.
|
|
5
|
Повторение изученного и резервные уроки
|
11+2
|
|
ИТОГО
|
105
|
|
9
класс
|
|
1
|
Русский литературный язык. Основные формы существования русского литературного языка. Понятие
о литературном языке. Языковая норма. Виды норм литературного языка.
|
4
|
2
|
Повторение изученного в 5-8 классах
Основные единицы языка. Трудные
случаи синтаксического и пунктуационного анализа Трудные случаи орфографии.
Текст как единица языка и речи.
|
12
|
3
|
Текстоведение
Текст и его признаки. Основные требования к
содержанию текста. Основные средства связи предложений в тексте. Рассуждение
как тип речи. Рецензия, отзыв, эссе как речевые жанры. Публичная речь.
Подробное и сжатое изложение текста. Сочинение текста.
|
9
|
4
|
Синтаксис и пунктуация
Сложное предложение как единица синтаксиса.
Сложносочиненное предложение. Смысловые
отношения между частями сложносочиненного предложения.
Сложноподчиненное предложение.
Строение сложноподчиненного предложения.
Средства связи между частями сложноподчиненного предложения. Виды
придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими
придаточными. Виды подчинительной связи.
Бессоюзное сложное предложение. Смысловые
отношения между частями бессоюзного предложения. Виды бессоюзного сложного
предложения.
Сложное предложение с разными видами связи.
Структурные особенности предложений с разными видами связи. Интонационные и
пунктуационные особенности. Период как особая форма организации сложных
предложений.
Синтаксические конструкции с чужой речью.
Основные способы передачи чужой речи. Цитирование как способ передачи чужой
речи.
|
66
|
5
|
Повторение изученного
|
14
|
|
ИТОГО
|
105
|
|
ИТОГО
5-9
|
770
|
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ
В результате
изучения курса у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
Речевая деятельность.
Аудирование:
- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде полного или
сжатого пересказа;
-выделять главную и
второстепенную информацию;
- составлять
простой и сложный план текста.
Чтение:
- понимать
коммуникативную цель чтения текста;
- выделять основную
мысль и авторскую позицию.
Говорение:
- создавать устные
монологические высказывания на разные темы, в т.ч. лингвистические;
- владеть основными
нормами построения устного высказывания.
Письмо:
- владеть
основными нормами построения письменного высказывания;
- вводить в текст
элементы рассуждения;
- комментировать
позицию автора по поднимаемой в тексте проблеме и формулировать собственное
отношение к ней;
- использовать
лингвистические словари при написании сочинения.
Текстоведение:
-производить
текстоведческий анализ текста;
- оценивать
изобразительно-выразительные средства языка.
Фонетика и
орфоэпия:
- правильно
произносить слова;
- оценивать
собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
- владеть приемами
морфемного разбора;
- толковать
значение слова;
- опираться на
морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определения
грамматических признаков слов.
Лексикология
и фразеология:
- разъяснять
лексическое значение слов;
- пользоваться
разными видами толковых словарей;
- верно
использовать термины в текстах разных стилей.
Морфология:
- распознавать
части речи и их формы;
- правильно
образовывать формы слов;
- определять
синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на
морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и
пунктуационного анализа.
Орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять
правописание слов;
- пользоваться
орфографическими словарями.
Синтаксис и
пунктуация:
- различать разные
виды предложений;
- составлять схемы
предложений и конструировать по ним предложения;
- правильно
употреблять прямую речь и цитаты;
- проводить
синтаксический и пунктуационный разбор;
- применять
пунктуационные правила и объяснять постановку знаков препинания;
- самостоятельно
подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Оценка знаний и
умений обучающихся по каждому разделу курса проводится с помощью контрольных
тестов, диктантов разного вида, сочинений и изложений. Курс завершается
государственной итоговой аттестацией.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
5
класс
Наименование
разделов
|
Количество часов
|
Формы
контроля
|
|
всего
|
контрольных
|
развитие
речи
|
|
5
класс
|
|
|
|
|
1. Лингвистика – наука о языке
|
2
|
|
|
|
2. Введение в лингвистику
|
98
|
13
|
12
|
|
2.1 Фонетика
|
4
|
|
2
|
тест,
сочинение
|
2.2. Орфоэпия
|
5
|
1
|
|
диктант
|
2.3. Графика
|
7
|
|
1
|
изложение
|
2.4. Морфемика
|
5
|
2
|
|
тест
|
2.5. Лексикология
|
5
|
|
1
|
сочинение
|
2.6. Орфография
|
18
|
5
|
|
тест,
диктант
|
2.7. Морфология
|
4
|
|
1
|
изложение
|
2.8. Культура речи
|
5
|
1
|
|
тест
|
2.9. Синтаксис и пунктуация
|
32
|
4
|
3
|
тест,
диктант
|
2.10.Текстоведение
|
13
|
|
4
|
изложение,сочинение
|
3. Основной курс лингвистики
|
88
|
7
|
10
|
|
3.1. Словообразование
|
12
|
|
2
|
|
3.2 Лексика и фразеология
|
15
|
1
|
1
|
сочинение
|
3.3. Морфология
|
61
|
|
|
|
3.3.1. Имя существительное
|
16
|
2
|
2
|
тест,
диктант, сочинение
|
3.3.2. Имя прилагательное
|
15
|
2
|
2
|
проверочная
работа
|
3.3.3. Глагол
|
30
|
2
|
3
|
|
4. Повторение изученного
|
14
|
2
|
1
|
|
Резервные уроки
|
8
|
|
|
|
ИТОГО
|
210
|
22
|
23
|
|
|
|
6
класс
|
|
|
1.Родной язык
|
3
|
|
|
|
2. Орфография как система правил
|
16
|
1
|
2
|
|
3. Синтаксис и пунктуация
|
18
|
2
|
1
|
проверочная
работа
|
4.Текстоведение
|
16
|
|
4
|
изложение,сочинение
|
5. Морфология.
|
124
|
10
|
13
|
|
5.1 Имя существительное
|
12
|
1
|
1
|
тест
|
5.2. Имя прилагательное
|
18
|
1
|
2
|
тест
|
5.3. Деепричастие
|
14
|
1
|
2
|
диктант,
изложение
|
5.4. Причастие
|
23
|
2
|
3
|
тест,
диктант, сочинение
|
5.5. Имя числительное
|
21
|
2
|
1
|
тест,
диктант, контрольная работа
|
5.6. Местоимение
|
25
|
2
|
3
|
диктант,
контрольная работа, сочинение
|
5.7.Глагол
|
11
|
1
|
1
|
Тест,
изложение
|
6. Повторение изученного
|
24
|
2
|
4
|
диктант,
контрольная работа, сочинение
|
Резервные
уроки
|
9
|
|
|
|
ИТОГО
|
210
|
15
|
24
|
|
|
|
7
класс
|
|
|
1.Язык как развивающее явление
|
2
|
|
|
|
2. Повторение изученного в 5-6 классах.
|
40
|
6
|
5
|
тест,
изложение, контрольный диктант
|
3. Текстоведение
|
20
|
1
|
4
|
изложение,сочинение
|
4. Морфология
|
74
|
7
|
9
|
|
4.1 Наречие
|
35
|
3
|
5
|
изложение,
тест
|
4.2.Предлог
|
14
|
1
|
2
|
сочинение,
тест
|
4.3. Союз
|
12
|
2
|
2
|
контрольный
диктант, тест, изложение
|
4.4. Частица
|
11
|
1
|
|
тест
|
4.5. Междометия
|
2
|
|
|
|
5. Повторение изученного
|
4
|
1
|
|
тест
|
ИТОГО
|
140
|
15
|
18
|
|
|
|
8
класс
|
|
|
1. Русский язык – национальный язык русского
народа.
|
2
|
|
|
|
2.Повторение изученного в 5-7 классах
|
7
|
1
|
|
контрольная
работа
|
3. Функциональные разновидности русского
языка
|
14
|
1
|
4
|
тест,
изложение
|
4. Синтаксис и пунктуация как раздел
лингвистики
|
69
|
10
|
12
|
контрольная
работа, тест, сочинение, изложение
|
5. Повторение изученного
|
11
|
2
|
|
тест
|
Резервные уроки
|
2
|
|
|
|
ИТОГО
|
105
|
14
|
16
|
|
|
|
9
класс
|
|
|
1. Русский литературный язык
|
4
|
|
|
|
2. Повторение изученного в 5-8 классах
|
12
|
1
|
2
|
тест,
изложение
|
3. Текстоведение
|
9
|
1
|
5
|
тест,
изложение
|
4. Синтаксис и пунктуация
|
66
|
5
|
11
|
тест,
изложение, сочинение
|
4.1. Сложное предложение
|
2
|
|
|
|
4.2. Сложносочиненное предложение
|
10
|
1
|
2
|
контрольная
работа, изложение
|
4.3. Сложноподчиненное предложение
|
27
|
1
|
3
|
тест,
изложение, сочинение
|
4.4. Бессоюзное сложное предложение
|
10
|
1
|
2
|
тест,
изложение
|
4.5. Сложное предложение с разными видами
связи
|
9
|
1
|
2
|
тест,
изложение
|
4.6. Синтаксические конструкции с чужой
речью
|
8
|
1
|
2
|
контрольная
работа,
сочинение
|
5. Повторение изученного
|
14
|
4
|
3
|
|
ИТОГО
|
105
|
11
|
21
|
Тест,
сочинение
|
ИТОГО
5-9
|
770
|
77
|
102
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА для учащихся
1. Баранов М.Т. Школьный
орфографический словарь русского языка.- М, Просвещение, 2009.
2. Гостева Ю.Н.,
Васильевых И.П. Русский язык. ГИА-9. Сборник заданий. Методическое пособие для
подготовки.- М: Экзамен, 2013.
3.Львов В.В. Школьный
орфоэпический словарь. – М, Просвещение, 2006.
4.Львова С.И. Практикум
по русскому языку. 5-7 классы. - М.:Мнемозина, 2011.
5. Львова С.И. Русский
язык. 5-7 классы: За страницами школьного учебника. М.:Мнемозина, 2009.
6. Пахнова Т. М.
Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь.9 класс- М.:
Экзамен, 2012.
8. Пахнова Т. М.
Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс - М.:
Экзамен, 2012.
9. Сенина Н.А., Гармаш
С.В. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА-2012/ Под редакцией Н.А.Сениной.-
Ростов-на-Дону, 2012.
ЛИТЕРАТУРА для учителя
1. Васильевых И.П.
Уроки русского языка. 5-9 класс: пособие для учителей к учебнику С.И. Львовой и
В.В. Львова «Русский язык.5- 9 класс».- М.: Мнемозина, 2011.
2. Львова С.И.
Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8 - 9 кл.: Пособие для учителя.-М.:
Мнемозина, 2010
3.Львов В.В. Обучение
нормам произношения и ударения в средней школе: 5-9 классы..-М.: Мнемозина,
2006
4. Львова С.И. Уроки
словесности: 5-9 классы. - М.: Мнемозина, 2010.
5. Цыбулько И.П.,
Степанова Л.С. ГИА-2013. Русский язык. 9 класс. Тренировочные варианты
экзаменационных работ.- М.: Астрель, 2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.