- 04.10.2020
- 1951
- 3
Смотреть ещё
18 442
методические разработки для начальных классов
Перейти в каталогУПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Согласована на педагогическом совете МКОУ «Пихтовская оош» Протокол от 28.08.2014 № 1 |
Утверждена приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 29.08.2014 №111
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
4 КЛАСС
Составитель:
Бриль Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
Пихтовка 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373 и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош», утвержденного приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014 № 108.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развивать диалогическую и монологическую устную и письменную речь;
— развивать коммуникативные умения;
— развивать нравственные и эстетические чувства;
— развивать способности к творческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
· система языка (основы лингвистических знаний) :лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
· орфография и пунктуация;
· развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.
Освоение знаний о лексике способствует:
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Во 4 классе на уроки русского языка отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета
Личностные результаты:
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты:
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Систематический курс
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:
– предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);
– главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;
– однородные члены предложения;
– состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);
– правописание парных согласных в корне;
– правописание непроизносимых согласных;
– правописание слов с двойными согласными;
– изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;
– правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);
– имя числительное; правописание количественных числительных.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;
- ставить в конце предложения нужные знаки препинания;
- устанавливать связь слов в предложении;
- распознавать предложения с однородными членами;
- выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);
- производить разбор слова по составу;
- обозначать парные согласные в корне;
- писать слова с непроизносимыми согласными;
- писать слова с двойными согласными;
- изменять имена существительные по падежам;
- склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;
- писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;
- писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);
- использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- пользоваться словарями и справочной литературой.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся |
|||
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности учащихся
|
1 |
Повторение Наша речь и наш язык. |
9 ч 1 |
-анализировать высказывание о русском языке; -составлять текст по выбранной пословице; -составлять текст по рисунку с включением в него диалога |
2 |
Текст. |
1 |
- определить тему и главную мысль текста; - подбирать заголовок к тексту, соотносить заголовок и текст; - выделять части текста, составлять план; -соблюдать нормы построения текста |
3 |
Р.р.Подробное изложение повествовательного текста. |
1 |
- работать с памяткой, со страничкой для любознательных; - подготовиться к написанию изложения; -подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать написанное |
4 |
Предложение. |
1 |
- находить в тексте предложение, составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации; -соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию; - обосновывать знаки препинания в конце предложений и знака тире в диалоге |
5 |
Обращение. |
1 |
- находить обращение в предложении; - составлять предложения с обращением; - выделять обращения на письме |
6 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
- устанавливать связь между словами в предложении; - выделять главные члены и объяснять способы нахождения; - различать главные и второстепенные члены; - анализировать схемы; - работать с памяткой; - разбирать предложения по членам |
7 |
Диктант (стартовый). |
1 |
|
8 |
Словосочетание. |
1 |
- сравнивать предложения, словосочетание и слово, устанавливать связь между словами; - выделять в предложение словосочетание |
9 |
Проверочная работа (тест). |
1 |
- оценивать результаты выполненного задания |
10 |
Предложение Однородные члены предложения. |
8 ч 1 |
- распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте; - определять каким членом предложения является; - распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова; - соблюдать интонацию перечисления |
11 |
Связь однородных членов в предложении. |
1 |
- распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова; - соблюдать интонацию перечисления |
12 |
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. |
1 |
- продолжать ряд однородных членов; - составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами; - объяснять выбор нужного союза |
13 |
Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». |
1 |
- составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану; - оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности; |
14 |
Простые и сложные предложения. |
1 |
-сравнивать простые и сложные предложения; - различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение |
15 |
Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. |
1 |
-сравнивать простые и сложные предложения; - различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение |
16 |
Союзы в сложном предложении. |
1 |
- наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения; - выделять в сложном предложении его основы; - составлять сложные предложения |
17 |
Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа (тест). |
1 |
- ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного; -оценивать результаты выполненного задания |
18 |
Слово в языке и речи Лексическое значение слова. |
18 ч 1 |
-анализировать высказывания о русском языке; - выявлять слова, значение которых требует уточнение; - определять значение слова по тексту или по словарю; - объяснять принцип построения толкового словаря |
19 |
Однозначные и многозначные слова. |
1 |
- распознавать многозначные слова |
20 |
Прямое и переносное значение слов. |
1 |
- распознавать слова в прямом и переносном значениях; -анализировать употребление в тексте слов в переносном и прямом значениях, подбирать предложения с этими словами |
21 |
Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. |
1 |
- распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слов; - подбирать к слову синонимы, антонимы |
22 |
Корень, приставка, суффикс, окончание. |
1 |
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; - контролировать правильность объединения слов в группу |
23 |
Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. |
1 |
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
|
24 |
Разбор слова по составу. |
1 |
- анализировать заданные схемы слова; -работать с памяткой, объяснять алгоритм разбора слова; |
25 |
Правописание слов с безударным гласным в слове. |
1 |
- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание; - устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; -анализировать разные способы проверки; - работать с орфографическим словарём |
26 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным. |
1 |
- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание; - устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; -анализировать разные способы проверки; - работать с орфографическим словарём |
27 |
Правописание слов с непроизносимым согласным. |
1 |
- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание; - устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; -анализировать разные способы проверки; - работать с орфографическим словарём
|
28 |
Правописание двойных согласных в словах. Правописание суффиксов –ик,-ек. |
1 |
- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание; - устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; -анализировать разные способы проверки;
|
29 |
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. |
1 |
- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание; - устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове; -анализировать разные способы проверки;
|
30 |
Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова». |
1 |
- контролировать правильность записи текста; - находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки |
31 |
Анализ диктанта. Части речи. |
1 |
- оценивать результат выполнения орфографической задачи |
32 |
Р.р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». |
1 |
-обсуждать отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»; - высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв |
33 |
Наречие. |
1 |
- находить наречие среди слов и в тексте; - анализировать грамматические признаки наречия |
34 |
Значение и употребление в речи. |
1 |
- определять роль наречий в предложении и в тексте; - образовывать наречия от имён прилагательных |
35 |
Проверочная работа (тест). |
1 |
-оценивать результаты выполненного задания |
36 |
Имя существительное Изменение имён существительных по падежам. |
32ч 1 |
- различать имена существительные, определять их признаки; - изменять имена существительные по падежам |
37 |
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
1 |
- различать имена существительные, определять их признаки; - изменять имена существительные по падежам |
38 |
Различение падежных и смысловых вопросов. |
1 |
- различать падежные и смысловые вопросы; - определять падеж имён существительных |
39 |
Начальная форма имени существительного. |
1 |
- различать имена существительные в начальной и косвенных формах
|
40 |
Имена существительные, которые употребляются в одной форме. |
1 |
- соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных |
41 |
1-е склонение имён существительных. |
1 |
- определять принадлежность имён существительных к первому склонению.
|
42 |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. |
1 |
- анализировать таблицу; - сопоставлять ударные и безударные окончания |
43 |
Р.р. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». |
1 |
- составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». |
44 |
2-е склонение имён существительных. |
1 |
-определять принадлежность имён существительных к второму склонению и обосновывать правильность определения; - подбирать примеры |
45 |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
1 |
- анализировать таблицу; - сопоставлять ударные и безударные окончания |
46 |
3-е склонение имён существительных. |
1 |
-определять принадлежность имён существительных к третьему склонению и обосновывать правильность определения |
47 |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
1 |
- анализировать таблицу; - сопоставлять ударные и безударные окончания |
48 |
Р.р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». |
1 |
- составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». |
49 |
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. |
1 |
- устанавливать наличие в именах существительных безударного окончания и определять способ его проверки; - сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончание –е, -и |
50 |
Именительный и винительный падежи. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
51 |
Родительный падеж. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
52 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
53 |
Дательный падеж. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
54 |
Творительный падеж. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
55 |
Предложный падеж. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
56 |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
57 |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 |
-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте |
58 |
Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному тексту. |
1 |
- подробно излагать содержание повествовательного текста |
59 |
Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. |
1 |
- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа; - контролировать правильность записи в тексте; - правильно употреблять в устной и письменной речи |
60 |
Именительный падеж. |
1 |
- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа; - контролировать правильность записи в тексте; - правильно употреблять в устной и письменной речи |
61 |
Родительный падеж. |
1 |
- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа; - контролировать правильность записи в тексте; - правильно употреблять в устной и письменной речи |
62 |
Родительный падеж. |
1 |
- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа; - контролировать правильность записи в тексте; - правильно употреблять в устной и письменной речи |
63 |
Винительный падеж одушевлённых имён существительных. |
1 |
- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа; - контролировать правильность записи в тексте; - правильно употреблять в устной и письменной речи |
64 |
Дательный, творительный, предложный падежи. |
1 |
- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа; - контролировать правильность записи в тексте; - правильно употреблять в устной и письменной речи |
65 |
Морфологический разбор имён существительных. |
1 |
- работать с памяткой; -определять последовательность действий при разборе |
66 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных». |
1 |
- контролировать правильность записи текста; - находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки |
67 |
Работа над ошибками. Проект «Говорите правильно!» |
1 |
- исследовать речь взрослых относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже |
68 |
Имя прилагательное Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. |
23ч 1 |
- находить имена прилагательные среди других слов в тексте; - подбирать к имени существительному максимальное количество имён прилагательных; - образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов |
69 |
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам. |
1 |
- определять род и число имён прилагательных; - изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе) |
70 |
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». |
1 |
- различать начальную форму имени прилагательного, согласовывать с формой имени существительного; -находить в сказке имена прилагательные и определять их роль |
71 |
Р.р. Сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». |
1 |
- работать с памяткой; -сочинять текст о любимой игрушке |
72 |
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. |
1 |
- работать с таблицей; - изменять имена прилагательные по падежам; - работать с памяткой; -определять падеж и обосновывать правильность его определения |
73 |
Р.р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов». |
1 |
- работать с памяткой; - составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины |
74 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе по таблице; - анализировать разные способы проверки |
75 |
Именительный, родительный, винительный падежи. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе по таблице; - работать с памяткой; - анализировать разные способы проверки |
76 |
Творительный и предложный падежи. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе по таблице; - работать с памяткой; - анализировать разные способы проверки |
77 |
Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. |
1 |
- определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода; - проверять правильность написанного |
78 |
Р.р. Изложение. |
1 |
- анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца |
79 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице; - определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного |
80 |
Именительный и винительные падежи. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице; - определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного |
81 |
Родительный, дательный, творительный падежи. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице; - определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного |
82 |
Окончания имён прилагательных женского рода в каждом из падежей. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице; - определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного |
83 |
Р.р. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка. |
1 |
- находить информацию о достопримечательностях своего посёлка, обобщать её и составлять сообщение
|
84 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе; -изменять по падежам |
85 |
Именительный и винительные падежи. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе; |
86 |
Родительный и предложный падежи. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе; |
87 |
Дательный и творительный падежи. |
1 |
- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе; |
88 |
Р.р.Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». |
1 |
- составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости»; |
89 |
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных». |
1 |
- контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями |
90 |
Работа над ошибками. Морфологический разбор имён прилагательных. |
1 |
- оценивать результаты выполненного задания; - работать с памяткой; - определять последовательность действий при разборе, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного |
91 |
Личные местоимения Местоимение. Роль личных местоимений в речи. |
7ч 1 |
- распознавать местоимения среди других частей речи, определять наличие в тексте; - определять число, род, лицо у личных местоимений третьего лица |
92 |
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
- распознавать местоимения среди других частей речи, определять наличие в тексте; - определять число, род, лицо у личных местоимений третьего лица |
93 |
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
- работать с таблицами, изменять по падежам |
94 |
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
- работать с таблицами, изменять по падежам |
95 |
Окончания личных местоимений в косвенных формах. |
1 |
- различать начальную и косвенную форму личных местоимений; - определять падеж личных местоимений |
96 |
Раздельное написание местоимений с предлогами. |
1 |
- соблюдать норму употребление в речи местоимений и их форм; - устанавливать наличие в местоимениях орфограмм; - раздельно писать предлоги с местоимениями
|
97 |
Морфологический разбор личных местоимений. Проверочная работа (тест). |
1 |
- работать с памяткой; - выполнять разбор пользуясь алгоритмом; -оценивать результаты выполненного задания |
98 |
Глагол Значение глаголов в языке и речи. |
25ч 1
|
-различать глагол среди других частей речи |
99 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
- определять изученные грамматические признаки глаголов |
100 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
- различать неопределённую форму глагола и отличать её от омонимичных имён существительных; - образовывать от глаголов неопределённой формы временные формы |
101 |
Р.р. Изложение. |
1 |
- подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану |
102 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. |
1 |
- работать с таблицами; - изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам; - определять лицо и число глаголов; - выделять личные окончание глаголов |
103 |
Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. |
1 |
- работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени |
104 |
2-ое лицо глаголов. |
1 |
- определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-ого лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
105 |
Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе. |
1 |
- использовать правило при написании глаголов 2-ого лица единственного числа в настоящем и будущем времени |
106 |
Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». |
1 |
- писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины |
107 |
I и II спряжение глаголов. |
1 |
- работать с таблицами; - наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах первого и второго спряжения |
108 |
Спряжение глаголов в настоящем времени. |
1 |
- определять спряжение глаголов, группировать, записывая в таблицу |
109 |
Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I иII спряжения. |
1 |
- определять спряжение глаголов, группировать, записывая в таблицу |
110 |
Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
- работать с памяткой; - определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями по алгоритму; -обосновывать правильность написания окончания; - устанавливать наличие в глаголах орфограмм |
111 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
- работать с памяткой; - определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями по алгоритму; -обосновывать правильность написания окончания; - устанавливать наличие в глаголах орфограмм |
112 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
- работать с памяткой; - определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями по алгоритму; -обосновывать правильность написания окончания; - устанавливать наличие в глаголах орфограмм |
113 |
Р.р. Изложение деформированного повествовательного текста. |
1 |
- подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану |
114 |
Возвратные глаголы. |
1 |
- узнавать возвратные глаголы среди других форм |
115 |
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
- правильно произносить и писать возвратные глаголы |
116 |
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. |
1 |
- отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме третьего лица, единственного и множественного числа настоящего и будущего времени |
117 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. |
1 |
- определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени |
118 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. |
1 |
- обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов; - соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени |
119 |
Морфологический разбор глагола. |
1 |
- работать с памяткой; - определять последовательность действий при разборе глагола по заданному алгоритму; - обосновывать правильность выделения изученных признаков
|
120 |
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями». |
1 |
- записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм |
121 |
Работа над ошибками. |
1 |
- оценивать результаты выполненного задания; |
122 |
Проверочная работа (тест). |
1 |
- оценивать результаты выполненного задания; |
123 |
Повторение Предложение |
14ч 1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
124 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
- записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм |
125 |
Имя существительное. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
126 |
Правописание безударных окончаний имён существительных. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
127 |
Правописание безударных окончаний имён существительных. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
128 |
Имя прилагательное. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
129 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
130 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
131 |
Личные местоимения. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
132 |
Глагол. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
133 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
134 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
- повторить и обобщить знания по теме |
135 |
Р.р. Изложение. |
1 |
- подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану |
136 |
Работа над ошибками. |
1 |
- оценивать результаты выполненного задания |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Канакина В.П. и др. Русский язык: Рабочие программы: 1- 4 классы.
Учебники
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Методические пособия для учителя
1. Бубнова И.А., Роговцева Н.И. Технологические карты уроков :4 класс.
Печатные пособия:
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Электронные учебные пособия:
1. Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс,( диск CD-ROM), автор Канакина В.П.
Экранно-звуковые пособия.
1. Презентации.
Технические средства:
1.Интерактивная доска.
2.Компьютер.
3.Принтер.
4.Сканер.
Календарно-тематическое планирование
|
||||
№ п\п |
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов |
Дата |
Примечания |
Повторение (9 часов) |
||||
1 |
Наша речь и наш язык. |
1 |
|
|
2 |
Текст. |
1 |
|
|
3 |
Р.р.Подробное изложение повествовательного текста. |
1 |
|
№ 1 Подробное изложение повествовательного текста. |
4 |
Предложение. |
1 |
|
|
5 |
Обращение. |
1 |
|
|
6 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
|
|
7 |
Диктант (стартовый). |
1 |
|
Диктант № 1 (стартовый). |
8 |
Словосочетание. |
1 |
|
|
9 |
Проверочная работа (тест). |
1 |
|
Тест №1 по теме «Повторение». |
Предложение (8 часов) |
||||
10 |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
|
11 |
Связь однородных членов в предложении. |
1 |
|
|
12 |
Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но и запятая между ними. |
1 |
|
|
13 |
Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». |
1 |
|
№ 1 Составление рассказа по репро-дукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». |
14 |
Простые и сложные предложения. |
1 |
|
|
15 |
Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. |
1 |
|
|
16 |
Союзы в сложном предложении. |
1 |
|
|
17 |
Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа (тест). |
1 |
|
Тест № 2 по теме «Предложение». |
Слово в языке и речи (18 час)
|
||||
18 |
Лексическое значение слова. |
1 |
|
|
19 |
Однозначные и многозначные слова. |
1 |
|
|
20 |
Прямое и переносное значение слов. |
1 |
|
|
21 |
Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. |
1 |
|
|
22 |
Корень, приставка, суффикс, окончание. |
1 |
|
|
23 |
Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. |
1 |
|
|
24 |
Разбор слова по составу. |
1 |
|
|
25 |
Правописание слов с безударным гласным в слове. |
1 |
|
|
26 |
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным. |
1 |
|
|
27 |
Правописание слов с непроизносимым согласным. |
1 |
|
|
28 |
Правописание двойных согласных в словах. Правописание суффиксов –ик,-ек. |
1 |
|
|
29 |
Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. |
1 |
|
|
30 |
Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова». |
1 |
|
Контрольный диктант №2 по теме: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова». |
31 |
Анализ диктанта. Части речи. |
1 |
|
|
32 |
Р.р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». |
1 |
|
№ 2 Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке». |
33 |
Наречие. |
1 |
|
|
34 |
Значение и употребление в речи. |
1 |
|
|
35 |
Проверочная работа (тест). |
1 |
|
Тест №3 по теме «Слово в языке и речи». |
Имя существительное (32 часа)
|
||||
36 |
Изменение имён существительных по падежам. |
1 |
|
|
37 |
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. |
1 |
|
|
38 |
Различение падежных и смысловых вопросов. |
1 |
|
|
39 |
Начальная форма имени существительного. |
1 |
|
|
40 |
Имена существительные, которые употребляются в одной форме. |
1 |
|
|
41 |
1-е склонение имён существительных. |
1 |
|
|
42 |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. |
1 |
|
|
43 |
Р.р. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». |
1 |
|
№ 3 Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег». |
44 |
2-е склонение имён существительных. |
1 |
|
|
45 |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
1 |
|
|
46 |
3-е склонение имён существительных. |
1 |
|
|
47 |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
1 |
|
|
48 |
Р.р. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». |
1 |
|
№ 4 Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница». |
49 |
Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. |
1 |
|
|
50 |
Именительный и винительный падежи. |
1 |
|
|
51 |
Родительный падеж. |
1 |
|
|
52 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
1 |
|
|
53 |
Дательный падеж. |
1 |
|
|
54 |
Творительный падеж. |
1 |
|
|
55 |
Предложный падеж. |
1 |
|
|
56 |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 |
|
|
57 |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 |
|
|
58 |
Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному тексту. |
1 |
|
Изложение №2 повествовательного текста по самостоятельно составленному тексту. |
59 |
Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе. |
1 |
|
|
60 |
Именительный падеж. |
1 |
|
|
61 |
Родительный падеж. |
1 |
|
|
62 |
Родительный падеж. |
1 |
|
|
63 |
Винительный падеж одушевлённых имён существительных. |
1 |
|
|
64 |
Дательный, творительный, предложный падежи. |
1 |
|
|
65 |
Морфологический разбор имён существительных. |
1 |
|
|
66 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных». |
1 |
|
Контрольный диктант №3 по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных». |
67 |
Работа над ошибками. Проект «Говорите правильно!» |
1 |
|
|
Имя прилагательное (23 часа) |
||||
68 |
Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных. |
1 |
|
|
69 |
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам. |
1 |
|
|
70 |
Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина». |
1 |
|
|
71 |
Р.р. Сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». |
1 |
|
Сочинение-описание №5 на тему «Моя любимая игрушка». |
72 |
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе. |
1 |
|
|
73 |
Р.р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов». |
1 |
|
№ 6 Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов». |
74 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
1 |
|
|
75 |
Именительный, винительный, родительныё падежи. |
1 |
|
|
76 |
Творительный и предложный падежи. |
1 |
|
|
77 |
Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. |
1 |
|
|
78 |
Р.р. Изложение. |
1 |
|
Изложение №3. |
79 |
Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. |
1 |
|
|
80 |
Именительный и винительные падежи. |
1 |
|
|
81 |
Родительный, дательный, творительный падежи. |
1 |
|
|
82 |
Окончания имён прилагательных женского рода в каждом из падежей.. |
1 |
|
|
83 |
Р.р. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка. |
1 |
|
№ 7 Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка. |
84 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
1 |
|
|
85 |
Именительный и винительные падежи. |
1 |
|
|
86 |
Родительный и предложный падежи. |
1 |
|
|
87 |
Дательный и творительный падежи. |
1 |
|
|
88 |
Р.р.Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». |
1 |
|
№ 8 Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости». |
89 |
Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных». |
1 |
|
Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных». |
90 |
Работа над ошибками. Морфологический разбор имён прилагательных. |
1 |
|
|
Личные местоимения (7 часов) |
||||
91 |
Местоимение. Роль личных местоимений в речи. |
1 |
|
|
92 |
Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
|
|
93 |
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
|
|
94 |
Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа. |
1 |
|
|
95 |
Окончания личных местоимений в косвенных формах. |
1 |
|
|
96 |
Раздельное написание местоимений с предлогами. |
1 |
|
|
97 |
Морфологический разбор личных местоимений. Проверочная работа (тест). |
1 |
|
Тест № 4 по теме «Личные местоимения». |
Глагол (25 часа) |
||||
98 |
Значение глаголов в языке и речи. |
1
|
|
|
99 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
|
|
100 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
|
|
101 |
Р.р. Изложение. |
1 |
|
Изложение № 4. |
102 |
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. |
1 |
|
|
103 |
Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени. |
1 |
|
|
104 |
2-ое лицо глаголов. |
1 |
|
|
105 |
Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе. |
1 |
|
|
106 |
Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». |
1 |
|
Сочинение №9 по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода». |
107 |
I и II спряжение глаголов. |
1 |
|
|
108 |
Спряжение глаголов в настоящем времени. |
1 |
|
|
109 |
Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I иII спряжения. |
1 |
|
|
110 |
Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
|
|
111 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
|
|
112 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
|
|
113 |
Р.р. Изложение деформированного повествовательного текста. |
1 |
|
Изложение № 5 деформированного повествовательного текста. |
114 |
Возвратные глаголы. |
1 |
|
|
115 |
Правописание возвратных глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
|
|
116 |
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. |
1 |
|
|
117 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. |
1 |
|
|
118 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. |
1 |
|
|
119 |
Морфологический разбор глагола. |
1 |
|
|
120 |
Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями». |
1 |
|
Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание глаголов с безудар-ными личными окончаниями». |
121 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
122 |
Проверочная работа (тест). |
1 |
|
Тест № 5 по теме «Глагол». |
Повторение (14 часов)
|
||||
123 |
Предложение |
1 |
|
|
124 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
|
Итоговый контрольный диктант №6. |
125 |
Имя существительное. |
1 |
|
|
126 |
Правописание безударных окончаний имён существительных. |
1 |
|
|
127 |
Правописание безударных окончаний имён существительных. |
|
|
|
128 |
Имя прилагательное. |
1 |
|
|
129 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
1 |
|
|
130 |
Правописание падежных окончаний имён прилагательных. |
|
|
|
131 |
Личные местоимения. |
1 |
|
|
132 |
Глагол. |
1 |
|
|
133 |
Правописание родовых окончаний глаголов |
|
|
|
134 |
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. |
1 |
|
|
135 |
Р.р. Изложение. |
1 |
|
Изложение №6. |
136 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
В нашем каталоге доступно 74 043 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373 и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош», утвержденного приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014 № 108.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
6 655 712 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бриль Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Курс профессиональной переподготовки
600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.