Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по русскому языку в 4 классе

Рабочая программа по русскому языку в 4 классе

Скачать материал

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПИХТОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

Согласована

на педагогическом совете

МКОУ «Пихтовская оош»

Протокол от 28.08.2014  № 1

Утверждена

приказом  МКОУ «Пихтовская оош»

от 29.08.2014  №111

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

  4  КЛАСС

 

 

 

 

                                               Составитель:

                                                        Бриль Татьяна Александровна,

                                                      учитель начальных классов

                                                                       

 

Пихтовка 2014

 

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373  и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош»,  утвержденного приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014  № 108.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

     Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

      Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:

— формировать первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

— развивать  диалогическую и монологическую устную и письменную речь;

— развивать коммуника­тивные умения;

— развивать нравственные и эстетические чувства;

— развивать способности к творческой деятель­ности.

 

Общая характеристика учебного предмета

   Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

·     система языка (основы лингвистических знаний) :лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

·     орфография и пунктуация;

·     развитие речи.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

    Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.

   Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

 В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

   Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

   Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком – его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур – формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

  Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.

  Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

 Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

 Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.

Освоение знаний о лексике способствует:

  • пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций;
  • осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова;
  • овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

 Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

 Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

 Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

 Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного от­ношения к употреблению в речи основных единиц языка.

 Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

 Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Во 4 классе на уроки русского языка отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты учебного предмета

Личностные результаты:

        1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

         1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

 

Предметные результаты:

        1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.[1]

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

 

 

 

Систематический курс

      

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк—чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен знать:

        предложения по цели высказывания и интонации (повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные);

        главные члены предложения (подлежащее и сказуемое), второстепенные члены предложения;

        однородные члены предложения;

        состав слова (корень, приставку, суффикс, окончание);

        правописание парных согласных в корне;

        правописание непроизносимых согласных;

        правописание слов с двойными согласными;

        изменение имён существительных по падежам (названия падежей и падежные вопросы), начальную форму имён существительных, три склонения имён существительных, падежные окончания;

        правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, вещь, сторож, плащ);

        имя числительное; правописание количественных числительных.

              Учащиеся должны уметь:

- распознавать виды предложений по цели высказывания и интонации;

-  ставить в конце предложения нужные знаки препинания;

-  устанавливать связь слов в предложении;

-  распознавать предложения с однородными членами;

-  выделять главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

-  производить разбор предложения по членам предложения и частям речи (производить разбор слова как части речи в пределах изучаемого материала);

-  производить разбор слова по составу;

-  обозначать парные согласные в корне;

-  писать слова с непроизносимыми согласными;

-  писать слова с двойными согласными;

-  изменять имена существительные по падежам;

-  склонять существительные, писать падежные окончания существительных в форме единственного и множественного числа;

-  писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце;

-  писать диктанты различных видов (слуховые, зрительные, зрительно-слуховые, выборочные и т.п.);

-  использовать интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения;

-  пользоваться словарями и справочной литературой.

                                 

           

 

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности учащихся

 

  №

п\п

 

Наименование разделов и тем

 

Кол-во

часов

 

Основные виды учебной деятельности учащихся

 

 

1

Повторение

Наша речь и наш язык.

9 ч

1

-анализировать высказывание о русском языке;

-составлять текст по выбранной пословице;

-составлять текст по рисунку с включением в него диалога

2

Текст.

1

- определить тему и главную мысль текста;

- подбирать заголовок к тексту,  соотносить заголовок и текст;

- выделять части текста, составлять план;

-соблюдать нормы построения текста

3

Р.р.Подробное изложение повествовательного текста.

1

- работать с памяткой, со страничкой для любознательных;

- подготовиться к написанию изложения;

-подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать написанное

4

Предложение.

1

- находить в тексте предложение, составлять предложения,  различные по цели высказывания и по интонации;

-соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию;

- обосновывать знаки препинания в конце предложений и знака тире в диалоге

5

Обращение.

1

- находить обращение в предложении;

- составлять предложения с обращением;

- выделять обращения на письме

6

Главные и второстепенные члены предложения.

1

- устанавливать связь между словами в предложении;

- выделять главные члены и объяснять способы нахождения;

- различать главные и второстепенные члены;

- анализировать схемы;

- работать с памяткой;

- разбирать предложения по членам

7

Диктант (стартовый).

1

 

8

Словосочетание.

1

- сравнивать предложения, словосочетание и слово, устанавливать связь между словами;

- выделять в предложение словосочетание

9

Проверочная работа (тест).

1

- оценивать результаты выполненного задания

 

10

              Предложение

Однородные члены предложения.

8 ч

1

- распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте;

- определять каким членом предложения является;

- распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова;

- соблюдать интонацию перечисления

11

Связь однородных членов в предложении.

1

- распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова;

- соблюдать интонацию перечисления

12

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.

1

- продолжать ряд однородных членов;

- составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами;

- объяснять выбор нужного союза

13

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

1

- составлять рассказ по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» и данному плану;

- оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности;

14

Простые и сложные предложения.

1

-сравнивать простые и сложные предложения;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение

15

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

1

-сравнивать простые и сложные предложения;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение

16

Союзы в сложном предложении.

1

- наблюдать над союзами, соединяющими части сложного предложения;

- выделять в сложном предложении его основы;

- составлять сложные предложения

17

Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа (тест).

1

- ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного;

-оценивать результаты выполненного задания

 

18

     Слово в языке и речи

Лексическое значение слова.

18 ч

1

-анализировать высказывания о русском языке;

- выявлять слова, значение которых требует уточнение;

- определять значение слова по тексту или по словарю;

- объяснять принцип построения толкового словаря

19

Однозначные и многозначные слова.

1

- распознавать многозначные слова

20

Прямое и переносное значение слов.

1

- распознавать слова в прямом и переносном значениях;

-анализировать употребление в тексте слов в переносном и прямом значениях, подбирать предложения с этими словами

21

Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.

1

- распознавать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слов;

- подбирать к слову синонимы, антонимы

22

Корень, приставка, суффикс, окончание.

1

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

- контролировать правильность объединения слов в группу

23

Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова.

1

- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

 

24

Разбор слова по составу.

1

- анализировать заданные схемы слова;

-работать с памяткой, объяснять алгоритм разбора слова;

25

Правописание слов с безударным гласным в слове.

1

- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание;

- устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове;

-анализировать разные способы проверки;

- работать с орфографическим словарём

26

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным.

1

- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание;

- устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове;

-анализировать разные способы проверки;

- работать с орфографическим словарём

27

Правописание слов с непроизносимым согласным.

1

- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание;

- устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове;

-анализировать разные способы проверки;

- работать с орфографическим словарём

 

28

Правописание двойных согласных в словах. Правописание суффиксов –ик,-ек.

1

- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание;

- устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове;

-анализировать разные способы проверки;

 

29

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

- устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание;

- устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове;

-анализировать разные способы проверки;

 

30

Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова».

1

- контролировать правильность записи текста;

- находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки

31

Анализ диктанта. Части речи.

1

- оценивать результат выполнения орфографической задачи

32

Р.р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

1

-обсуждать отзыв С.И.Мамонтова о картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»;

- высказывать своё суждение и сочинять собственный текст-отзыв

33

Наречие.

1

- находить наречие среди слов и в тексте;

- анализировать грамматические признаки наречия

34

Значение и употребление в речи.

1

- определять роль наречий в предложении и в тексте;

- образовывать наречия от имён прилагательных

35

Проверочная работа (тест).

1

-оценивать результаты выполненного задания

 

36

       Имя существительное

Изменение имён существительных по падежам.

32ч

1

- различать имена существительные, определять их признаки;

- изменять имена существительные по падежам

37

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

1

- различать имена существительные, определять их признаки;

- изменять имена существительные по падежам

38

Различение падежных и смысловых вопросов.

1

- различать падежные и смысловые вопросы;

- определять падеж имён существительных

39

Начальная форма имени существительного.

1

- различать имена существительные в начальной и косвенных формах

 

40

Имена существительные, которые употребляются в одной форме.

1

- соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных

41

1-е склонение имён существительных.

1

- определять принадлежность имён существительных к первому склонению.

 

42

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1

- анализировать таблицу;

- сопоставлять ударные и безударные окончания

43

Р.р. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

1

- составлять описательный текст по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

44

2-е склонение имён существительных.

1

-определять принадлежность имён существительных к второму склонению и обосновывать правильность определения;

- подбирать примеры

45

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

- анализировать таблицу;

- сопоставлять ударные и безударные окончания

46

3-е склонение имён существительных.

1

-определять принадлежность имён существительных к третьему склонению и обосновывать правильность определения

47

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

1

- анализировать таблицу;

- сопоставлять ударные и безударные окончания

48

Р.р. Составление сочинения-отзыва  по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

1

- составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

49

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1

- устанавливать наличие в именах существительных безударного окончания и определять способ его проверки;

- сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончание –е, -и

50

Именительный и винительный падежи.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

51

Родительный падеж.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

52

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

53

Дательный падеж.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

54

Творительный падеж.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

55

Предложный падеж.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

56

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

57

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

-обосновывать написание безударного падежного окончания, контролировать правильность записи в тексте

58

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному тексту.

1

- подробно излагать содержание повествовательного текста

59

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

1

- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа;

- контролировать правильность записи в тексте;

- правильно употреблять в устной и письменной речи

60

Именительный падеж.

1

- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа;

- контролировать правильность записи в тексте;

- правильно употреблять в устной и письменной речи

61

Родительный падеж.

1

- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа;

- контролировать правильность записи в тексте;

- правильно употреблять в устной и письменной речи

  62

Родительный падеж.

1

- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа;

- контролировать правильность записи в тексте;

- правильно употреблять в устной и письменной речи

63

Винительный падеж одушевлённых имён существительных.

1

- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа;

- контролировать правильность записи в тексте;

- правильно употреблять в устной и письменной речи

64

Дательный, творительный, предложный падежи.

1

- обосновывать написание безударного окончания имён существительных в формах множественного числа;

- контролировать правильность записи в тексте;

- правильно употреблять в устной и письменной речи

65

Морфологический разбор имён существительных.

1

- работать с памяткой;

-определять последовательность действий при разборе

66

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных».

1

- контролировать правильность записи текста;

- находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки

67

Работа над ошибками. Проект «Говорите правильно!»

1

- исследовать речь взрослых относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже

 

68

       Имя прилагательное

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.

23ч

1

- находить имена прилагательные среди других слов в тексте;

- подбирать к имени существительному максимальное количество имён прилагательных;

- образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов

69

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам.

1

- определять род и число имён прилагательных;

- изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе)

70

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».

1

- различать начальную форму имени прилагательного, согласовывать с формой имени существительного;

-находить в сказке имена прилагательные и определять их роль

71

Р.р. Сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка».

1

- работать с памяткой;

-сочинять текст о любимой игрушке

72

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

1

- работать с таблицей;

- изменять имена прилагательные по падежам;

- работать с памяткой;

-определять падеж и обосновывать правильность его определения

73

Р.р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».

1

- работать с памяткой;

- составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины

74

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе по таблице;

- анализировать разные способы проверки

75

Именительный, родительный, винительный падежи.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе по таблице;

- работать с памяткой;

- анализировать разные способы проверки

76

Творительный и предложный падежи.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе по таблице;

- работать с памяткой;

- анализировать разные способы проверки

77

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

1

- определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода;

- проверять правильность написанного

78

Р.р. Изложение.

1

- анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца

79

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице;

- определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного

80

Именительный и винительные падежи.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице;

- определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного

81

Родительный, дательный, творительный падежи.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице;

- определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного

82

Окончания имён прилагательных женского  рода в каждом из падежей.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода в единственном числе по таблице;

- определять и обосновывать написание безударных падежных окончаний, проверять правильность написанного

83

Р.р. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка.

1

- находить информацию о достопримечательностях своего посёлка, обобщать её и составлять сообщение

 

84

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе; -изменять по падежам

85

Именительный и винительные падежи.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе;

86

Родительный и предложный падежи.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе;

87

Дательный и творительный падежи.

1

- сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе;

88

Р.р.Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

1

- составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости»;

89

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

1

- контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями

90

Работа над ошибками. Морфологический разбор имён прилагательных.

1

- оценивать результаты выполненного задания;

- работать с памяткой;

- определять последовательность действий при разборе, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного

 

91

       Личные местоимения

Местоимение. Роль личных местоимений в речи.

1

- распознавать местоимения среди других частей речи, определять наличие в тексте;

- определять число, род, лицо у личных местоимений третьего лица

92

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

1

- распознавать местоимения среди других частей речи, определять наличие в тексте;

- определять число, род, лицо у личных местоимений третьего лица

93

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

- работать с таблицами, изменять по падежам

94

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

- работать с таблицами, изменять по падежам

95

Окончания личных местоимений в косвенных формах.

1

- различать начальную и косвенную форму личных местоимений;

- определять падеж личных местоимений

96

Раздельное написание местоимений с предлогами.

1

- соблюдать норму употребление в речи местоимений и их форм;

- устанавливать наличие в местоимениях орфограмм;

- раздельно писать предлоги с местоимениями

 

97

Морфологический разбор личных местоимений. Проверочная работа (тест).

1

- работать с памяткой;

- выполнять разбор пользуясь алгоритмом;

-оценивать результаты выполненного задания

 

98

                Глагол

Значение глаголов в языке и речи.

25ч

1

 

-различать глагол среди других частей речи

99

Изменение глаголов по временам.

1

- определять изученные грамматические признаки глаголов

100

Неопределённая форма глагола.

1

- различать неопределённую форму глагола и отличать её от омонимичных имён существительных;

- образовывать от глаголов неопределённой формы временные формы

101

Р.р. Изложение.

1

- подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану

102

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

1

- работать с таблицами;

- изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам;

- определять лицо и число глаголов;

- выделять личные окончание глаголов

103

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени.

1

- работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени

104

2-ое лицо глаголов.

1

- определять роль мягкого знака в окончаниях глаголов 2-ого лица единственного числа в настоящем и будущем времени

105

Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

- использовать правило при написании глаголов 2-ого лица единственного числа в настоящем и будущем времени

106

Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

- писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины

107

I и II спряжение глаголов.

1

- работать с таблицами;

- наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах первого и  второго спряжения

108

Спряжение глаголов в настоящем времени.

1

- определять спряжение глаголов, группировать, записывая в таблицу

109

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I иII спряжения.

1

- определять спряжение глаголов, группировать, записывая в таблицу

110

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

- работать с памяткой;

- определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями по алгоритму;

-обосновывать правильность написания окончания;

- устанавливать наличие в глаголах орфограмм

111

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

- работать с памяткой;

- определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями по алгоритму;

-обосновывать правильность написания окончания;

- устанавливать наличие в глаголах орфограмм

112

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

- работать с памяткой;

- определять спряжение глагола с безударными личными окончаниями по алгоритму;

-обосновывать правильность написания окончания;

- устанавливать наличие в глаголах орфограмм

113

Р.р. Изложение деформированного повествовательного текста.

1

- подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану

114

Возвратные глаголы.

1

- узнавать возвратные глаголы среди других форм

115

Правописание возвратных  глаголов в настоящем и будущем времени.

1

- правильно произносить и писать возвратные глаголы

116

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

1

- отличать возвратные глаголы, употреблённые в неопределённой форме третьего лица, единственного и множественного числа настоящего и будущего времени

117

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

- определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени

118

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

1

- обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов;

- соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени

119

Морфологический разбор глагола.

1

- работать с памяткой;

- определять последовательность действий при разборе глагола по заданному алгоритму;

- обосновывать правильность выделения изученных признаков

 

120

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями».

1

- записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм

121

Работа над ошибками.

1

- оценивать результаты выполненного задания;

122

Проверочная работа (тест).

1

- оценивать результаты выполненного задания;

 

123

             Повторение

Предложение

14ч

1

- повторить и обобщить знания по теме

124

Итоговый контрольный диктант.

1

- записывать под диктовку текст и оценивать правильность написания в словах изученных орфограмм

125

Имя существительное.

1

- повторить и обобщить знания по теме

126

Правописание безударных окончаний имён существительных.

1

- повторить и обобщить знания по теме

127

Правописание безударных окончаний имён существительных.

1

- повторить и обобщить знания по теме

128

Имя прилагательное.

1

- повторить и обобщить знания по теме

129

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

- повторить и обобщить знания по теме

130

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

- повторить и обобщить знания по теме

131

Личные местоимения.

1

- повторить и обобщить знания по теме

132

Глагол.

1

- повторить и обобщить знания по теме

133

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

- повторить и обобщить знания по теме

134

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

- повторить и обобщить знания по теме

135

Р.р. Изложение.

1

- подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану

136

Работа над ошибками.

1

- оценивать результаты выполненного задания

 

 

 

 

 

 

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

               Канакина В.П. и др. Русский язык: Рабочие программы: 1- 4 классы.

Учебники

1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 4 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г.   Русский язык. Учебник. 4 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

 

Рабочие тетради

1. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  4 класс.  В 2 ч.  Ч. 1.

2. Канакина В. П.   Русский язык.  Рабочая тетрадь.  4 класс.  В 2 ч.  Ч. 2.

Методические пособия для учителя

1.      Бубнова И.А., Роговцева Н.И. Технологические карты уроков :4 класс.

    Печатные пособия:

1.      Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.

2.      Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.

3.       Словари по русскому языку.

4.       Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.

Электронные учебные пособия:

1.      Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 4 класс,( диск CD-ROM),  автор Канакина В.П.

 

Экранно-звуковые пособия.

1.      Презентации.

 

Технические средства:

1.Интерактивная доска.

2.Компьютер.

3.Принтер.

4.Сканер.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п\п

Наименование разделов и тем

                                              

Кол-во часов

Дата

Примечания

Повторение (9 часов)

1

Наша речь и наш язык.

1

 

 

2

Текст.

1

 

 

3

Р.р.Подробное изложение повествовательного текста.

1

 

№ 1 Подробное изложение повествовательного текста.

4

Предложение.

1

 

 

5

Обращение.

1

 

 

6

Главные и второстепенные члены предложения.

1

 

 

7

Диктант (стартовый).

1

 

Диктант № 1 (стартовый).

8

Словосочетание.

1

 

 

9

Проверочная работа (тест).

1

 

Тест №1 по теме «Повторение».

Предложение (8 часов)

10

Однородные члены предложения.

1

 

 

11

Связь однородных членов в предложении.

1

 

 

12

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но и запятая между ними.

1

 

 

13

Р.р. Составление рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

1

 

№ 1 Составление рассказа по репро-дукции картины И.И. Левитана «Золотая осень».

14

Простые и сложные предложения.

1

 

 

15

Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами.

1

 

 

16

Союзы в сложном предложении.

1

 

 

17

Знаки препинания в сложных предложениях. Проверочная работа (тест).

1

 

Тест № 2 по теме «Предложение».

Слово в языке и речи (18 час)

 

18

Лексическое значение слова.

1

 

 

19

Однозначные и многозначные слова.

1

 

 

20

Прямое и переносное значение слов.

1

 

 

21

Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы.

1

 

 

22

Корень, приставка, суффикс, окончание.

1

 

 

23

Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова.

1

 

 

24

Разбор слова по составу.

1

 

 

25

Правописание слов с безударным гласным в слове.

1

 

 

26

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным.

1

 

 

27

Правописание слов с непроизносимым согласным.

1

 

 

28

Правописание двойных согласных в словах. Правописание суффиксов

–ик,-ек.

1

 

 

29

Правописание Ъ и Ь разделительных знаков.

1

 

 

30

Контрольный диктант по теме: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова».

1

 

Контрольный диктант №2  по теме: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова».

31

Анализ диктанта. Части речи.

1

 

 

32

Р.р. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

1

 

№ 2 Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

33

Наречие.

1

 

 

34

Значение и употребление в речи.

1

 

 

35

Проверочная работа (тест).

1

 

Тест №3 по теме «Слово в языке и речи».

Имя существительное (32 часа)

 

36

Изменение имён существительных по падежам.

1

 

 

37

Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.

1

 

 

38

Различение падежных и смысловых вопросов.

1

 

 

39

Начальная форма имени существительного.

1

 

 

40

Имена существительные, которые употребляются в одной форме.

1

 

 

41

1-е склонение имён существительных.

1

 

 

42

Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.

1

 

 

43

Р.р. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

1

 

№ 3 Составление сочинения по репродукции картины художника А.А. Пластова «Первый снег».

44

2-е склонение имён существительных.

1

 

 

45

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

1

 

 

46

3-е склонение имён существительных.

1

 

 

47

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.

1

 

 

48

Р.р. Составление сочинения-отзыва  по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

1

 

№ 4 Составление сочинения-отзыва  по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».

49

Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

1

 

 

50

Именительный и винительный падежи.

1

 

 

51

Родительный падеж.

1

 

 

52

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных.

1

 

 

53

Дательный падеж.

1

 

 

54

Творительный падеж.

1

 

 

55

Предложный падеж.

1

 

 

56

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

 

 

57

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах.

1

 

 

58

Р.р. Изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному тексту.

1

 

Изложение  №2 повествовательного текста по самостоятельно составленному тексту.

59

Общее представление о склонении имён существительных во множественном числе.

1

 

 

60

Именительный падеж.

1

 

 

61

Родительный падеж.

1

 

 

62

Родительный падеж.

1

 

 

63

Винительный падеж одушевлённых имён существительных.

1

 

 

64

Дательный, творительный, предложный падежи.

1

 

 

65

Морфологический разбор имён существительных.

1

 

 

66

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных».

1

 

Контрольный диктант №3  по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных».

67

Работа над ошибками.

Проект «Говорите правильно!»

1

 

 

Имя прилагательное (23 часа)

68

Значение и употребление имён прилагательных в речи. Словообразование имён прилагательных.

1

 

 

69

Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам.

1

 

 

70

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина».

1

 

 

71

Р.р. Сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка».

1

 

Сочинение-описание  №5 на тему «Моя любимая игрушка».

72

Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.

1

 

 

73

Р.р. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».

1

 

№ 6  Составление текста-рассуждения по репродукции картины В.Серова «Мика Морозов».

74

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

1

 

 

75

Именительный, винительный, родительныё падежи.

1

 

 

76

Творительный и предложный падежи.

1

 

 

77

Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей.

1

 

 

78

Р.р. Изложение.

1

 

Изложение №3.

79

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе.

1

 

 

80

Именительный и винительные падежи.

1

 

 

81

Родительный, дательный, творительный падежи.

1

 

 

82

Окончания имён прилагательных женского  рода в каждом из падежей..

1

 

 

83

Р.р. Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка.

1

 

№ 7 Составление сообщения о достопримечательностях своего посёлка.

84

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

1

 

 

85

Именительный и винительные падежи.

1

 

 

86

Родительный и предложный падежи.

1

 

 

87

Дательный и творительный падежи.

1

 

 

88

Р.р.Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

1

 

№ 8 Составление текста по репродукции картины Н.К. Рериха «Заморские гости».

89

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

1

 

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

90

Работа над ошибками. Морфологический разбор имён прилагательных.

1

 

 

Личные местоимения (7 часов)

91

Местоимение. Роль личных местоимений в речи.

1

 

 

92

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа.

1

 

 

93

Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа.

1

 

 

94

Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

1

 

 

95

Окончания личных местоимений в косвенных формах.

1

 

 

96

Раздельное написание местоимений с предлогами.

1

 

 

97

Морфологический разбор личных местоимений. Проверочная работа (тест).

1

 

Тест № 4 по теме «Личные местоимения».

Глагол (25 часа)

 98

Значение глаголов в языке и речи.

1

 

 

 

99

Изменение глаголов по временам.

1

 

 

100

Неопределённая форма глагола.

1

 

 

101

Р.р. Изложение.

1

 

Изложение № 4.

102

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.

1

 

 

103

Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени.

1

 

 

104

2-ое лицо глаголов.

1

 

 

105

Правописание окончаний глаголов во 2-ом лице настоящего и будущего времени в единственном числе.

1

 

 

106

Р.р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

1

 

Сочинение №9  по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

107

I и II спряжение глаголов.

1

 

 

108

Спряжение глаголов в настоящем времени.

1

 

 

109

Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов I иII спряжения.

1

 

 

110

Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

 

 

111

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

 

 

112

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

 

 

113

Р.р. Изложение деформированного повествовательного текста.

1

 

Изложение № 5 деформированного повествовательного текста.

114

Возвратные глаголы.

1

 

 

115

Правописание возвратных  глаголов в настоящем и будущем времени.

1

 

 

116

Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах.

1

 

 

117

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1

 

 

118

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов.

1

 

 

119

Морфологический разбор глагола.

1

 

 

120

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями».

1

 

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание глаголов с безудар-ными личными окончаниями».

121

Работа над ошибками.

1

 

 

122

Проверочная работа (тест).

1

 

Тест № 5 по теме «Глагол».

Повторение (14 часов)

 

 

123

 

Предложение

 

1

 

 

124

Итоговый контрольный диктант.

1

 

Итоговый контрольный диктант №6.

125

Имя существительное.

1

 

 

126

Правописание безударных окончаний имён существительных.

1

 

 

127

Правописание безударных окончаний имён существительных.

 

 

 

128

Имя прилагательное.

1

 

 

129

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1

 

 

130

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

 

 

 

131

Личные местоимения.

1

 

 

132

Глагол.

1

 

 

133

Правописание родовых окончаний глаголов

 

 

 

134

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

 

 

135

Р.р. Изложение.

1

 

Изложение №6.

136

Работа над ошибками.

1

 

 

 



 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку в 4 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, утвержденного Приказом МОиН РФ от 06 октября 2009 года № 373  и в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) МКОУ «Пихтовская оош»,  утвержденного приказом МКОУ «Пихтовская оош» от 27.06. 2014  № 108.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 712 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 319
    • DOCX 637.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бриль Татьяна Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бриль Татьяна Александровна
    Бриль Татьяна Александровна
    • На сайте: 8 лет и 11 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 31609
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Стратегия формирования навыков смыслового чтения у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 826 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации на уроках по продуктивно-творческой деятельности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 134 человека

Мини-курс

Современные методики базальной стимуляции и развивающего ухода для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 155 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Эффективное взаимодействие с детьми: стратегии общения и воспитания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 653 человека из 74 регионов
  • Этот курс уже прошли 518 человек
Сейчас в эфире

Консультация логопеда. Возможно ли продуктивно заниматься с дошкольниками онлайн?

Перейти к трансляции