- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.
- Тема: § 50. Фонетика
- 06.10.2020
- 622
- 11
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
10 895
методических разработок по русскому языку
Перейти в каталогПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положением Федеральногот государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2013)
Нормативно-правовое обеспечение преподавания учебного предмета
«Русский язык»
Федеральный уровень:
· Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
· Федеральный базисный учебный план, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312,
· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V-XI (XII) классов),
·
«Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования»,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1015.
· Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).
Региональный уровень:
· Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 26.06.2013),
· Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 1826-р от 24.04.2014 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2014/2015 учебный год»,
· Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2014/2015 учебный год» (исх. № 03-20-1424/14-0-0 от 10.04.2014)
Структура рабочей программы по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; тематическое планирование; поурочно-тематическое планирование,
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Срок реализации программы – 1 год
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, обучение русскому языку в 6 классе ведется на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 6 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Повторение изученного в 5 классе».
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации и единения народов России; основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, а в дальнейшем на качество овладения профессиональными навыками. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание курса русского языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка в 6 классе, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);
познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);
регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся, прежде всего в процессе изучения родного языка в школе.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цели обучения: курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности: направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане: Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объеме 6 часов в неделю не менее 34 недель. (Всего 204 часа)
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегательные и т. д.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, буквенных, творческих, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.
Результаты изучения предмета «Русский язык»:
Личностные результаты |
1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; |
Метапредметные результаты |
1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с
окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения. |
Предметные результаты |
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова
(фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа
текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к 8) понимание коммуникативно-эстетических
возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике; |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса
В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
К концу 6 класса учащиеся должны уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
• понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
• выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
• осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста
• разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
• самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
• прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
• извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
• правильно расставлять логические ударения, паузы;
• выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;
• подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
• создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
• соблюдать последовательность и связность изложения;
• выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
• подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
• сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
• создавать письменные высказывания разных типов речи;
• соблюдать последовательность и связность изложения;
• собирать материал к сочинению и систематизировать его;
• составлять сложный план и на его основе создавать текст;
• использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
• пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
• употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
• определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
• составлять простой и сложный план анализируемого текста;
• определять вид связи предложений в тексте;
• устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
• использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;
• находить в художественном тексте явления звукописи;
• правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
• работать с орфоэпическим словарем;
графика:
• правильно произносить названия букв русского алфавита;
• свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
• проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика и словообразование:
• выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;
• выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
• составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
• объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
• пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
• подбирать синонимы и антонимы;
• выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
• проводить лексический разбор слова;
морфология:
• аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
• правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
• использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
орфография:
• обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
• объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;
• владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
• устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
• анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);
• определять синтаксическую роль изученных частей речи;
• конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
• опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
• находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
№п/п |
Наименование |
Программы |
|
1. |
(ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. – М.: Просвещение, 2011 г. |
Учебники |
|
1. |
(ФГОС) Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013. |
Интернет- ресурсы |
|
1. |
Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru |
2. |
Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru |
3. |
Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php |
4. |
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/ |
5. |
Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Планируемые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) |
Контроль |
|
Язык. Речь. Общение |
2 ч. |
Личностные: знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира. Метапредметные: добывать недостаюшую информацию с помощью вопросов, применять методы информационного поиска. Предметные: научиться выявлять компоненты речевой ситуации в зависимости от задачи вычсказывания. |
Устное и письменное высказывание |
|
Повторение изученного в 5 классе |
13 ч. |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Метапредметные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствиис орфоэпическими нормами языка, объяснять языковые явления, процессы в ходе исследования структуры слова, морфологического разбора слова, анализа текста Предметные: научиться определять орфограммы в слове, проводить фонетический анализ слова, научиться применять правила постановки знаков препинания. |
Диктант с грамматическим заданием |
|
Текст |
7 ч. |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Метапредметные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Предметные: научиться определять текст по форме, виду, типу речи, определять тему и основную мысль текста, выделять ключевые слова в тексте разных типов речи. |
Сочинение |
|
Лексика. Культура речи |
16 ч. |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с точки зрения его лексического состава. Предметные: научиться определять лексическое значение слова, различать слова общеупотребительные и необщеупотребительные, научиться читать и понимать содержание словарной статьи. |
Тест |
|
Фразеология. Культура речи |
5 ч. |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления , процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с фразеологизмами. Предметные: научиться раличать единицы языка, определять, какую роль играют фразеологизмы в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с фразеологизмами. |
Контрольная (проверочная) работа |
|
Словообразование. Орфография. Культура речи |
27 ч. |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности. Метапредметные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования состава слова. Предметные: научиться выделять состав слова и определять путь (способ) его образования, научиться различать условия написания корней с чередованием гласных, приставок ПРЕ и ПРИ. |
Диктант с грамматическими заданиями. |
|
Морфология. Орфография. Культура речи. |
114ч. |
Личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи. Метапредметные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Предметные: научиться выявлять грамматические признаки существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола по алгоритму выполнения лингвистической задачи. |
Тесты, выборочные и объяснительные диктанты, диктанты с грамматическим заданием |
|
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (20 ч.) |
20 ч. |
Личностные: формирование устойчивой мотивации к закреплению изученного. Метапредметные: объяснять языковые явления , процессы, связи в ходе применения алгоритмов проверки орфограмм, морфологического, синтаксического анализа текста. Предметные: научиться применять алгоритмы проверки орфограмм, пунктограмм, проведения морфологического анализа слова |
Комплексный анализ текста. Диктант |
|
Итого |
204 ч. |
|
|
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п |
Планируе мые сроки проведения (неделя учебного года) |
Тема урока |
Основные элементы содержания |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Контроль
|
Язык. Речь. Общение (2 часа) |
|||||
1 |
1 нед. |
Русский язык - один из развитых языков мира. |
Роль языка в жизни общества |
Изучение содержания параграфа, запись текста под диктовку. |
План. |
2 |
Язык, речь, общение. Ситуация общения. |
Богатство и выразительность русского языка. Компоненты речевых ситуаций. Цель общения, ситуация общения, правила общения |
Пишут диктант. Строят рассуждение,
используя как тезис приведённое |
Устное и письменное высказывание |
|
Повторение изученного в 5 классе (13 ч.) |
|||||
3 |
|
Фонетика. Орфоэпия. |
Систематизация изученного о звуковой системе языка. Звуки речи: гласные-согласные, сильные-слабые позиции |
Выполняют
фонетический разбор слов. Устраняют нарушения произно- |
Фонетический разбор |
4 |
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. |
Правописание согласных и гласных в корнях слов. Орфограммы в приставках, |
Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. |
Морфемный разбор, словарный диктант |
|
5 |
Орфограммы в приставках и корнях слов. |
Правописание согласных и гласных в корнях слов. Орфограммы в приставках, |
Активизируют знания в области морфемики. Выполняют морфемный разбор слов. Заполняют таблицы морфемами. |
Морфемный разбор, словарный диктант |
|
6 |
Части речи.Морфологический разбор. |
Части речи. |
Выполняют
морфологический разбор слов. Определяют тип и стиль речи |
Морфологичес кий разбор |
|
7 |
2 нед. |
Орфограммы в окончаниях слов. |
Части речи, орфограммы в окончаниях слов. |
Активизируют изученные в 5 классе
орфограммы, касающиеся написа- Ищут в тексте языковые средства, придающие ему
выразительность. Пи- |
Морфемный разбор, словарный диктант |
8 |
Проверочная работа по теме "Части речи" |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
Работа с текстами, объяснение языковых явлений. |
Работа с текстами, выполнение заданий. |
|
9 |
Словосочетание. |
Связь между словами в словосочетании, структура словосочетания. Отличие словосочетаний от слов и предложений |
Выделяют, |
|
|
10 |
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. |
Простое предложение, однородные члены, обращение; разделительные и выделительные знаки препинания. |
Списывают тексты, расставляя знаки препинания.
Составляют таблицу предложения; предложения с обращениями |
Синтаксический разбор предложений |
|
11 |
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. |
Простое предложение, грамматическая основа предложения |
Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Выделяют грамматическую основу предложений. |
Синтаксический разбор предложений |
|
12 |
Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. |
Сложное предложение, грамматическая основа предложения |
Выписывают из текстов простые и
сложные предложения, расставляя Анализируют стихотворение с точки зрения синтаксиса. Составляют |
Синтаксический разбор предложений |
|
13 |
3 нед. |
Синтаксический разбор сложного предложения. |
Порядок синтаксического разбора предложений |
Осуществляют устный и письменный
синтаксический разбор простых и Составляют сложные предложения. |
Синтаксический разбор предложений, схемы предложений. |
14 |
Прямая речь и диалог. |
Прямая речь, слова автора |
Выписывают из текстов предложения с
прямой речью и составляют их |
Объяснительный диктант |
|
15 |
Контрольный урок по теме "Повторение изученного в 5 классе" |
Проверка знаний, умений и навыков по теме |
Пишут диктант, выполняют грамматические задания. |
Диктант с грамматическим заданием |
|
Текст (7 ч.) |
|||||
16 |
|
Текст, его особенности. |
Особенности текста по форме, виду речи, по типу речи |
Узнают признаки текста. Характеризуют текст по форме, виду и типу речи.Озаглавливают тексты, расставляют знаки препинания, Устраняют недочёты в выборе средств связи между предложениями. |
Текст |
17 |
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. |
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста |
Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности. Анализируют схему. Определяют основную мысль в
текстах стихотворе- |
Текст |
|
18 |
Начальные и конечные предложния текста. |
Начальные и конечные предложения текста |
Анализируют текст с точки зрения
последовательности изложения. Опре- |
Текст |
|
19 |
4 нед. |
Ключевые слова. |
Ключевые слова |
Выделяют ключевые слова в текстах. Пересказывают текст. Создают рассказ и описание картины, записывают ключевые слова. Определяют названия литературных про из ведений по ключевым словам. |
Текст |
20 |
Основные признаки текста. |
Признаки текста |
Систематизируют основные признаки
текста. Анализируют схему. Доказывают, что приведённое в упражнении сти- Анализируют диалог. |
Текст |
|
21 |
Текст и стили речи. |
Стили текста |
Выявляют особенности функциональных стилей речи. Определяют стили речи текстов упражнений |
Текст |
|
22 |
Официально-деловой стиль. |
Признаки официально-делового стиля. |
Узнают особенности текстов официально-делового стиля. |
Текст |
|
Лексика. Культура речи (16 ч.) |
|||||
23 |
|
Слово и го лексичское значение. |
Теоретические сведения о лексике |
Активизируют знания об основных понятиях лексикологии. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
24 |
Слово и его лексическое значение. |
Толковые словари. Однозначные и многозначные слова. |
Выделяют многозначные слова и слова, употреблённые в пере нос НО м
значении; под- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
25 |
5 нед. |
Проверочная работа по теме "лексика" |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
Выполняют задания, предложенные в проверочной работе |
Проверочная работа |
26 |
Сбор материалов к сочинению. |
Подбор материалов к сочинению. |
Анализируют данные в учебнике материалы к сочинению по картине А.М.Герасимова «После дождя» и устно описывают картину. Проводят наблюдение и записывают увиденное |
Сочинение |
|
27 |
Общеупотребительные слова. |
Разные слова лексики, работа со словарем.
|
Выделяют в речи общеупотребительные слова. Находят в текстах общеупотребительные
и необщеупотребительные |
Выполнение предложенных упражнений, заданий.Работа со словарем |
|
28 |
Профессионализмы |
Разные слова лексики, работа со словарем.
|
Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки ху- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий.Работа со словарем |
|
29 |
Диалектизмы |
Разные слова лексики, работа со словарем.
|
Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов |
Выполнение предложенных упражнений, заданий.Работа со словарем |
|
30 |
Сжатое изложение. |
Сжатое изложение. Способы сжатия текста. |
Различают способы сжатия текста |
Изложение |
|
31 |
6 нед. |
Исконно русские и заимствованные слова. |
Употребление исконно русских и заимствованных слов |
Различают исконно русские и заимствованные слова, объясняют причины заимствования слов. Отвечают на вопросы, отгадывая заимствованные слова. |
Работа со словарем. |
32 |
Исконно русские и заимствованные слова. |
Употребление исконно русских и заимствованных слов |
Пишут диктант. Заменяют заимствованные слова исконно русскими при выполнении упражнения. Составляют словосочетания с заимствованиями. |
Диктант. |
|
33 |
Неологизмы. |
Употребление НЕОЛОГИЗМОВ |
Характеризуют слова с точки зрения
принадлежности к активному и |
Работа со словарем. |
|
35 |
Словари. |
Виды словарей |
Извлекают необходимую информацию из лингвистических
словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов,
иностранных |
Работа со словарем. |
|
36 |
Обобщающий урок по теме "Лексика" |
Обобщение изученного по теме «Лексика» Виды слов по происхождению, по употреблению |
Отвечают на контрольные вопросы и
выполняют задания по теме разде- |
Работа с текстом |
|
37 |
7 нед. |
Обобщающий урок по теме "Лексика" |
Виды слов по происхождению, по употреблению |
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. |
Работа с текстом |
38 |
Проврочная работа по теме "Лексика" |
Проверка знаний, умений и навыков по теме |
Решают задания теста |
Тест |
|
Фразеология. Культура речи (5 ч.) |
|||||
39 |
|
Фразеологизмы. |
Фразеология. Значение фразеологизмов в речи |
Осознают основные понятия
фразеологии. Находят фразеологизмы в текстах упражнений и в толковом словаре
и |
Работа со словарем. |
40 |
Фразеологизмы. |
Отличие фразеологизмов от словосочетаний. Фразеологический словарь |
Различают свободные сочета- |
Работа со словарем. |
|
41 |
Источники фразеологизмов. |
Происхождение фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. |
Осознают источники появления некоторых фразеологизмов. |
Составление текстов; |
|
42 |
Обобщающий урок по теме "Фразеология" |
Обобщение изученного по теме «Фразеология» |
Отвечают на контрольные вопросы и
выполняют задания по теме ра- |
Устный опрос |
|
43 |
8 нед. |
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология" |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
Выполнение заданий контрольной проверочной работы. |
Контрольная (проверочная) работа |
Словообразование. Орфография. Культура речи (27 ч.) |
|||||
44 |
|
Морфемика и словообразование. |
Повторение и обобщение ранее изученного по морфемике и словообразованию. Основные словообразовательные структуры |
Активизируют знания об основных
понятиях морфемики и словообразо- |
Морфемный раз- бор |
45 |
Морфемика и словообразование. |
Однокоренные слова и формы слова. Однокоренные слова как средство связи предложений в тексте. Паронимы |
Группируют однокоренные слова.
Составляют небольшие тексты на задан- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
46 |
Описание помещения. |
Описание помещения. Интерьер. |
Характеризуют тексты, содержащие описания помещений. Находят в художественных текстах элементы описания помещений. |
Описание помещения. |
|
47 |
Основные способы образования слов в руском языке. |
Способы образования слов |
Анализируют
слово с точки зрения способа его образования; различают |
Морфемный и словообразовательный разборы |
|
48 |
Основные способы образования слов в русском языке. |
Способы образования слов, словообразовательные цепочки. |
Определяют, от
чего и с помощью чего образованы данные в учебнике |
Словообразова-тельный и морфемный разборы. |
|
49 |
9 нед. |
Практикум по словообразованию. |
Закрепление умения определять способы образования слов. |
Определяют, от чего и с помощью чего образованы предложенные слова; составляют словообразовательные цепочки. |
Словообразова-тельные цепочки |
50 |
Этимология слов. |
Этимология и этимологический разбор слов. Этимологические словари. |
Определяют происхождение слов по
этимологическому словарю. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
51 |
Этимология слов. |
Этимология и этимологический разбор слов. Этимологические словари. |
Определяют происхождение слов по
этимологическому словарю. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
52 |
Итоговый урок по теме "Морфемика и словообразование" |
Систематизация знаний, умений и навыков по теме «Морфемика и словообразование» |
Выполнение практических заданий по теме урока. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
53 |
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. |
Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. |
Систематизируют материалы для написания сочинения и составляют сложный план сочинения. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
54 |
Систематизация матриалов к сочинению. |
Систематизация материалов к сочинению. |
Пишут сочинение (описание
помещения), используя составленный план |
Сочинение. |
|
55 |
10 нед. |
Буквы а и о в корне –кас- - -кос- |
О-А в корнях КОС-КАС |
Усваивают правило написания букв а
и о в корне -на с- - -кос-, |
Объяснительный диктант |
56 |
Буквы а и о в корне –гар- - -гор- |
О-А в корнях ГОР-ГАР.
|
Усваивают правило написания букв а
и о в корне -еар- - -гор-, |
Объяснительный диктант |
|
57 |
Буквы а и о в корнях с чередованием гласных. |
О-А в корнях КОС-КАС, ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РОС, ГАР-ГОР |
Усваивают правило написания букв а и о в корнях. - Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Словарный диктант |
|
58 |
Буквы а и о в корне –зар- - -зор- |
О-А в корнях ЗАР-ЗОР |
Усваивают правило написания букв а и о в корне -эар- -
-эор-, |
Объяснительный диктант |
|
59
|
Буквы ы и и после приставок |
Ы-И после приставок. |
Усваивают правило написания букв ы и и после приставок.
|
Выполнение заданий |
|
60
|
Гласные в приставках пре- и при- |
Правописание приставок ПРИ-ПРЕ. Основные значения приставок пре- и при-. |
Усваивают правило написания гласных в приставках пре- и при-. Анализируют таблицу. |
Объяснительный диктант |
|
61 |
11 нед. |
Гласные в приставках пре- и при- |
Правописание приставок ПРИ-ПРЕ. Умение выбирать приставку в соответствии с лексическим значением слова |
Выполняют упражнения, руководствуясь усвоен- |
Выборочный диктант |
62 |
Соединительные о и е в сложных словах |
Соединительные суффиксы в сложных словах
|
Усваивают понятие сложного слова и правило написания соединительных о и е в сложных словах. Образуют сложные слова от данных в
упражнении слов. Объясняют усло- |
Тест |
|
63 |
Сложносокращенные слова |
Сложносокращенные слова.
|
Усваивают понятие сложносокращенного слова. Образуют сложносокращённые слова и определяют, какобразованы данные в упражнениях сложносокращённые слова.
Анализируют рисунки. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
64 65 |
Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» |
Сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро» |
Пишут сочинение по картине. |
Сочинение. |
|
66 |
Морфемный и словообразовательный разбор слова (практикум) |
Правила и схемы разбора. |
Выделяют значимые части слова и
способ его образования. Выполняют |
Морфемный и словообразова-тельный разборы |
|
67 68 |
12 нед. |
Обобщающие уроки по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» |
Повторение по теме «Словообразование и орфография»
|
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздeлa. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. За-
|
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
69 70 |
Контрольные уроки «Словообразование. Орфография. Культура речи» |
Проверка знаний, умений и навыков по теме |
Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. За-
|
Диктант с грамматическими заданиями. |
|
Морфология. Орфография. Культура речи. (114ч.) |
|||||
Имя существительное(22 ч.) |
|||||
71 72 |
Повторение изученного в 5 классе |
Повторение изученного по теме «Имя существительное» в 5 классе. Имя существительное как часть речи. |
Активизируют знания об имени существительном как о части речи. Характеризуют
морфологические признаки имени существительного и его |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
73 |
13 нед. |
Разносклоняемые имена существительные |
Сведения о разносклоняемых именах существительных. |
Распознают разносклоняемые имена существительные. Заполняют и озаглавливают таблицу. Склоняют
по падежам разноскло- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
74 |
Буква е в суффиксе –ен- в существительных на -мя |
Правописание разносклоняемых существительных. |
Усваивают правило написания буквы е в суффиксе -ен-
существитель- Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным
правилом. Записывают план словарной статьи для словаря русских личных имён.Готовят
|
Объяснительный диктант |
|
75 |
Русские имена |
Устное публичное выступление о происхождении имен |
Отбирают материал для публичного выступления, выстраивают монологическое высказывание. |
Сообщения |
|
76
|
Несклоняемые имена существительные |
Происхождение несклоняемых имен существительных. Употребление их в косвенных падежах. |
Распознают несклоняемые имена существительные. Составляют словосочетания с несклоннемыми именами существительными, ставя их в разных падежах. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
77 |
Род несклоняемых имен существительных |
Способы определения рода несклоняемых имен существительных. Употребление их в речи. |
Определяют род несклоняемых имён
существительных.Составляют словосочетания и предложения с несклоннемыми
именами |
Объяснительный диктант |
|
78 |
Имена существительные общего рода |
Понятие о существительных общего рода. |
Распознают имена существительные общего рода. Составляют предложения с именами существительными общего рода и согласуют их с другими частями речи. Пишут диктант. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
79 |
14 нед. |
Морфологический разбор имени существительного |
Схема морфологического разбора |
Характеризуют имя существительное
по его морфологическим призна- Выполняют устный и письменный разбор имён существительных. Ана- |
Разбор. |
80 |
Проверочная работа по теме «Разносклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода». |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
Выполнение тестовых заданий |
Тест |
|
81 |
Не с существительными |
Не - частица, приставка, часть корня. Условия выбора слитного и раздельного написания. |
Усваивают правило написания не с существительными. Различают не- - приставку, не - часть корня и не - отрицательную частицу. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
82 83 |
День музеев |
|
|
|
|
84 |
Сочинение – описание впечатлений |
Сочинение-описание по личным впечатлениям
|
. Подбирают примеры существительных, обозначающих состояние человека. Пишут сочинение |
Сочинение |
|
85 86 |
15 нед. |
Буквы ч и щ в суффиксе существительных –чик-(-щик-) |
Условия выбора букв Ч и Щ. Умение сопоставлять произношение и написание существительных с суффиксами –чик, -щик. |
Усваивают
правило написания букв Ч и Щ в суффиксе существительных |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Объяснительный диктант. |
87 |
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик |
Условия выбора букв Е и И в суффиксах |
Усваивают
правило написания гласных в суффиксах существительных |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
88 89 |
Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных |
Выбор гласных О-Е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен существительных |
Усваивают
правило написания гласных о и е после шипящих в суффик- Выполняют
упражнения, руководствуась усвоенным правилом; обозна- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
90 |
Проверочная работа по теме «Правописание суффиксов имен существительных» |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
Выполнение тестовых заданий |
Тест |
|
91 |
16 нед. |
Обобщающий урок по теме «Имя существительное» |
Повторение темы «Имя существительное» |
Отвечают на
контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
92 |
Контрольная работа по теме «Имя существительное» |
Диктант с грамматическим заданием. |
Пишут диктант, выполняют грамматическое задание. |
Диктант с грамматическим заданием. |
|
Имя прилагательное (23 ч.) |
|||||
93 |
|
Повторение изученного в 5 классе |
Прилагательное как часть речи Систематизация изученного о грамматических значениях, синтаксической и коммуникативной роли имени прилагательного. |
Характеризуют морфологические признаки имени прилагательного и его синтаксическую роль. |
Тест |
94 |
Описание природы |
Сочинение-описание |
Характеризуют тексты, содержащие описания природы. Определяют основную мысль, структуру описания природы; языковые средства, используемые в описании. Создают собственное описание природы |
Сочинение |
|
95 96 |
Степени сравнения имен прилагательных |
Таблица степеней сравнения прилагательных. Способы образования степеней сравнения имен прилагательных. Употребление их в речи. |
Правильно образовывают сравнительную и превосходную степени срав нения имён прилагательных. Выделяют имена прилагательные в разных степенях сравнения как члены предложения. Выделяют морфемы в именах прилагательных в степенях сравнения. Письменно сравнивают обычные объекты |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Выборочный диктант |
|
97 |
17 нед. |
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные |
Разряды по значению. Значение, грамматические признаки и правописание качественных имен прилагательных |
Характеризуют имена прилагательные по значению. Распознают качественные имена прилагательные. Продолжают
текст по данному началу, используя сложные прилагагель-
|
Устный опрос |
98 |
Сочинение – описание местности |
Сочинение – описание местности |
Пишут сочинение-описание природы, предварительно составив план. |
Сочинение |
|
99 |
Относительные прилагательные |
Значение, грамматические признаки и правописание относительных имен прилагательных. |
Распознают относительные имена прилагательные. Анализируют данные в учебнике
относительные имена прилагательные, |
Устный опрос |
|
100 |
Выборочное изложение |
Выборочное изложение |
Пишут выборочное изложение по произве- |
Изложение |
|
101
|
Притяжательные прилагательные |
Значение, грамматические признаки и правописание притяжательных имен прилагательных |
Распознают притяжательные имена прилагательные. Анализируют и списывают текст. Обозначают условия выбора букв |
Устный опрос |
|
102 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
Схема разбора имени прилагательного |
Характеризуют имя прилагательное
по его морфологическим признакам |
Морфологичес-кий разбор |
|
103 |
18 нед. |
Проверочная работа по теме «Разряды имен прилагательных по значению.» |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
Выполняют задания проверочной работы. |
Проверочная работа |
104 |
Не с прилагательными |
Правописание НЕ с прилагательными |
Усваивают правило написания не с
именами прилагательными. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
105 |
Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных |
Правописание О-Е после шипящих и Ц |
Усваивают
правило написания букв о и е после шипящих и Ц в суф- Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
106 |
Проверочная работа по теме «Правописание прилагательных» |
Проверка знаний, умений и навыков по теме. |
Выполняют задания теста, пишут диктант. |
Тест, словарный диктант |
|
107 108 |
Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. |
Написание Н и НН в суффиксах прилагательных. Правило выбора Н и НН в суффиксах прилагательных. Нахождение данной орфограммы и обоснование написания.
|
Усваивают
правило написания одной и двух букв Н в суффиксах имён |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Объяснительный диктант |
|
109 |
19 нед. |
Описание игрушки |
Сочинение – описание. |
Подбирают ключевые слова, составляют план, пишут сочинение. |
Сочинение. |
110 |
Различие на письме суффиксов прилагательных -к- и –ск- |
Написание суффиксов К и СК в прилагательных, способы различения суффиксов -К- и -СК- в качественных и относительных прилагательных |
Усваивают
правило написания суффиксов имён прилагательных -К- и |
Выборочный диктант |
|
111 112 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных |
Написание сложных прилагательных |
Усваивают
правило дефисного и слитного написания сложных имён прилагательных. Выполняют
упражнения, руководствуясь усвоенным пра- |
Тест |
|
113 |
Проверочная работа по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» |
Проверка знаний, умений и навыков по темам «Правописание суффиксов прилагательных», «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных» |
Составляют и заполняют
таблицы. Анализируют сло- |
Проверочная работа |
|
114 |
Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» |
Повторение по теме: «Имя прилагательное» |
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- |
Словарный диктант, выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
115 |
20 нед. |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» |
Проверка знаний, умений и навыков по теме «Имя прилагательное» |
Пишут дтктант, выполняют грамматические задания |
Диктант с грамматическим заданием |
Имя числительное (13 ч.) |
|||||
116 |
|
Имя числительное как часть речи |
Понятие числительного, его признаки |
Анализируют
и характеризуют бщекатегориальное значение, морфологические признаки и
синтаксическую роль имени числительного. Распознают количественные и
порядковые числительные при выполне- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
117 |
Простые и составные числительные |
Понятие о простых и составных числительных |
Распознают простые и составные числительные. Различают сочетания слов,
указывающие на точное и приблизительное |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
118 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
Правило постановки мягкого знака в числительных |
Усваивают
правило написания слов с мягким знаком на конце и в се- Выполняют
упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Делят |
Объяснительный диктант |
|
119 |
Порядковые числительные |
Отличие порядковых числительных от количественных. Их изменение и согласование с существительными |
Распознают порядковые числительные. Составляют
словосочетания и предложения с порядковыми числитель- |
Тест |
|
120 |
Разряды количественных числительных |
Понятие о разрядах числительных |
Определяют разряды количественных числительных. Заполняют
таблицу. Доказывают, что предложения,
приведённые |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
121 |
21 нед. |
Числительные, обозначающие целые числа |
Понятие о целых числах. Особенности склонения числительных, обозначающих целые числа, правописание в косвенных падежах. Употребление в речи. |
Чила.
Обозначают падежи чисел в ражнениях. Заменяют цифры сло-
|
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
122 |
Дробные числительные |
Структурные части дробных числительных, их значение. Особенности склонения и сочетание с существительными. |
Распознают дробные числительные. Записывают словами арифметические примеры. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Объяснительный диктант |
|
123 |
Собирательные числительные |
Собирательные чилительные. |
Распознают собирательные числительные. Составляют
словосочетания и предложения с собирательными числитель- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
124 |
Употребление числительных в речи |
Правильное употребление собирательных числительных в речи. Орфография. |
Составляют словосочетания и предложения с собирательными числитель- |
Объяснительный диктант |
|
125 |
Проверочная работа по теме «Имя числительное» |
Проверка знаний, умений и навыков по теме «Имя числительное» |
Выполняют проверочные задания |
Проверочная работа |
|
126 |
Морфологический разбор имени числительного |
Разбор числительного |
Характеризируют имя числительное по морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имён чис лительных. Составляют предложения по рисункам. Определяют основную мысль текста, заменяют числительные цифрами и списывают один из абзацев. |
Морфологичес- кй разбор |
|
127 |
22 нед. |
Обобщающий урок по теме «Имя числительное» |
Систематизация изученного о значении, правописании и синтаксической роли числительного |
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Составляют и записывают сложный план сообщения об имени числительном как части речи. Определяют стиль текста, списывают его, заменяя числа словами. |
Устный опрос |
128 |
Контрольная работа по теме «Имя числительное» |
Диктант |
Пишут диктант |
Диктант |
|
Местоимение (24 ч.) |
|||||
129 |
Местоимение как часть речи |
Понятие о местоимении. |
Характеризуют местоимение как часть речи. Списывают предложения, вставляя местоимения. Подчеркивают место- имения как члены предложения. Отмечают недочёты в употреблении ме- стоимений. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
130 131 |
Личные местоимения |
Понятие о личных местоимениях. Особенности склонения личных местоимений. Употребление личных местоимений в речи. |
Распознают личные местоимения. Склоняют личные местоимения по па- дежам. Составляют словосочетания с личными местоимениями. Заменяют в предложениях имена существительные местоимениями. Отмечают ошибки в употреблении местоимений.
|
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Объяснительный диктант |
|
132 |
Возвратное местоимение себя |
Лексическое значение, особенности склонения местоимения себя |
Распознают возвратное местоимение себя. Определяют падеж возвратного местоимения в текстах. Заменяют выде- ленные в тексте слова фразеологизмами с местоимением себя. Устраняют недочёты в употреблении местоимений.
|
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
133 |
23 нед. |
Сочинение по рисунку |
Рассказ по сюжетным рисункам от 1 лица |
Пишут рассказ от 1-го лица по рисункам. |
Сочинение |
134 135 |
Вопросительные и относительные местоимения |
Понятие о данных местоимениях. Отличие вопросительных и относительных местоимений, роль относительных местоимений в сложном предложении |
Распознают вопросительные и относительные местоимения. Склоняют вопросительные и относительные местоимения по падежам. Вставляют пропущенные местоимения в предложения. Составляют предложения с местоимениями. Находят морфологические ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Анализируют текст. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Тест |
|
136 |
Неопределенные местоимения |
Отличительные признаки неопределенных местоимений, дефисное написание приставки кое- и суффиксов, а также написание приставки не- |
Распознают неопределённые местоимения.
Анализируют таблицу. Составляют предложения с неопределёнными ме- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
137 138 |
Отрицательные местоимения |
Понятие о данных местоимениях. Образование отрицательных местоимений, выбор приставок не- и ни-. |
Распознают отрицательные местоимения. Определяют способ образования отрицательных местоимений. Составляют словосочетания и предложения с отрицательными Местоимениями. |
Объяснительный диктант. Словарный диктант. |
|
139 |
24 нед. |
Притяжательные местоимения |
Личные и притяжательные местоимения. Правописание и употребление в речи. |
Распознают притяжательные местоимения. Склоняют
притяжательные местоимения по падежам, определяют их |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
140 141 |
Рассуждение |
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности Сочинение-рассуждение |
Пишут сочинение-рассуждение на
заданную тему, предварительно соста- |
Сочинение |
|
142 |
Указательные местоимения |
Значение указательных местоимений, их изменение, синтаксическая роль. Указательные местоимения в сложноподчиненном предложении |
Распознают
указательные местоимения. Определяют падеж указательных местоимений, склоняют
их по падежам. Анализируют текст, выписывают из него словосочетания с местои-
|
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Упражнения по карточкам |
|
143 |
Текст и план текста |
Текст и план текста. |
Работают с текстами. Создают развернутый план. |
План текста |
|
144 |
Определительные местоимения |
Значение и употребление в речи определительных местоимений |
Распознают
определительные местоимения. Определяют синтаксическую роль определительных
местоимений в пред- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
145 146 |
25 нед. |
Местоимения и другие части речи |
Разбор слов. |
Выделяют местоимения по признаку сходства с другими частями речи. Заполняют таблицу. Анализируют .пословицы,
содержащие местоимения Характеризируют местоимение по морфологическим
признакам и син- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
147 |
Морфологический разбор местоимений |
Морфологический разбор местоимений |
Выполняют устный и письменный разбор местоимений. |
Морфологичес- кий разбор |
|
148 |
Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» |
Сочинение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». |
Составляют план. Пишут сочинение. |
Сочинение |
|
149 150 |
Обобщающие уроки по теме «Местоимение» |
Повторение изученного по теме «Местоимение». Подготовка к контрольному диктанту |
Отвечают на
контрольные вопросы и выполняют задания по теме разде- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий Комплексная работа |
|
151 |
26 нед. |
Контрольная работа по теме «Местоимение» |
Диктант |
Пишут диктант |
Диктант |
152 |
Анализ контрольной работы по теме «Местоимение». Работа над ошибками |
Анализ и коррекция недочетов |
|
Работа над ошибками |
|
|
Глагол (32 ч.) |
||||
153 154 |
Повторение изученного в 5 классе |
Знание о глаголе по 2-5 классам. Личные окончания глаголов |
Активизируют
знания о глаголе как части речи. Характеризуют морфологические признаки
глагола и его синтаксиче- |
Словарный диктант |
|
155 |
Сочинение по рисункам и данному началу |
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением готового текста.
|
Пишут сочинение |
Сочинение |
|
156 |
Повторение: способы образования глаголов |
Способы образования глаголов |
Анализируют роль глаголов в текстах. Подбирают однокоренные глаголы
к словам. Обознача- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий
|
|
157 |
27 нед. |
Проверочная работа по теме «Глагол. Повторение изученного в 5 классе» |
Проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. |
Выполняют тестовые задания. |
Тест |
158 159 |
Разноспрягаемые глаголы |
Спряжение глаголов. Правописание глагольных форм. |
Распознают разноспрягаемые глаголы. Указывают
время, лицо, число разноспрягаемых глаголов в предложе- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
160 161 |
Глаголы переходные и непереходные |
Понятие о переходных глаголах. Сочетание глаголов с существительными. |
Распознают переходные и
непереходные глаголы. Составляют и анали- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
162 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
Категория наклонения у глаголов. Употребление глаголов в разных наклонениях. Изъявительное наклонение |
Определяют
наклонение глаголов. Распознают глаголы в изъявительном |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
163 |
28 нед. |
Изложение |
Изложение, близкое к сочинению. |
Пишут изложение |
Изложение |
164 165 |
Условное наклонение |
Понятие об условном наклонении. Правописание частицы бы с глаголами, ее употребление в речи. |
Распознают глаголы в условном наклонении. Определяют способ образования условного наклонения. Анализируют тексты и характеризуют глаголы в текстах. Составляют текст на заданную тему и выделяют в тексте глаголы в условном наклонении. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
166 167 |
Повелительное наклонение |
Понятие о повелительном наклонении глагола. Образование форм повелительного наклонения. Правописание Ь после согласных. Различие лаголов второго лица множественного числа и глаголов повелительного наклонения.
|
Определяют вид, время и наклонение глаголов. Пишут призывы к празд- |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
168 |
Сочинение по рисункам |
Рассказ по сюжетным рисункам |
Пишут рассказ по |
Сочинение |
|
169 170 |
29 нед. |
Употребление наклонения |
Употребление наклонений в тексте. |
Правильно употребляют наклонения в речи. Выражают просьбу, используя разные наклонения. Анализируют стихотворение. Заменяют в тексте глаголы в
неопределённой форме глаголами в форме повелительного наклонения. Обозначают
вид и наклонение |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
171 |
Проверочная работа по темам «Разноспрягаемые глаголы», «Переходные и непереходные глаголы», «Наклонение глагола» |
Проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. |
Выполняют тестовые задания. |
Тест |
|
172 |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками |
Анализ наиболее частых ошибок |
Работа над ошибками |
|
|
173 174 |
Безличные глаголы |
Представление о безличных глаголах, особенности их употребления в речи |
Распознают безличные глаголы. Употребляют безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Составляют предложения с безличными глаголами. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
175 |
30 нед. |
Морфологический разбор глагола |
Морфологический разбор глагола |
Характеризируют
глагол по морфологическим признакам и синтаксиче- |
Морфологичес- кй разбор глагола |
176 |
Рассказ на основе услышанного |
Рассказ на основе услышанного |
Анализируют вступление и
заключительную часть рассказа на основе |
Сочинение |
|
177 178 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
Морфемный состав глаголов. Правило выбора гласной в суффиксах –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-). |
Усваивают правило написания гласных
в суффиксах глаголов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным
правилом. Образу-
|
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
179 |
Проверочная работа по темам «Безличные глаголы», «Возвратные глаголы», «Правописаниегласных в суффиксахглаголов» |
Проверка знаний, умений и навыков по изученной теме. |
Выполняют тестовые задания. |
Тест |
|
180 |
Анализ проверочной работы. Работа над ошибками |
Анализ наиболее частых ошибок |
Работа над ошибками |
|
|
181 182 |
31 нед. |
Обобщающие уроки по теме «Глагол» |
Повторение по теме: «Глагол» |
Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Пишут диктант из слов, правописание которых изучалось в разделе. Анализируют текст, применяя условия выбора орфограмм Составляют сложный план сообщения о глаголе как части речи. Распознают глаголы в разных формах и наклонениях в упражнениях. Называют виды орфограмм в стихотворении. Составляют и заполняют таблицы. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
183 |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
Диктант с грамматическими заданиями |
Пишут диктант, выполняют грамматические задания. |
Диктант с грамматическими заданиями |
|
184 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками |
Анализ и коррекция недочетов |
Работа над ошибками |
|
|
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (20 ч.) |
|||||
185 186 |
Разделы науки о языке. Орфография |
Язык и его значение Орфографический разбор слов. Орфограммы в корне слова. Орфограммы в суффиксах и окончаниях |
Систематизируют знания о разделах науки о языке. Заполняют
таблицу. Составляют и записывают сложный план устного |
Выполнение предложенных упражнений, заданий |
|
187 188 189 |
32 нед. |
Пунктуация и синтаксис |
Синтаксический и пунктуационный разбор |
Повторяют содержание изученных пунктуационных правил. Расставляют знаки препинания в текстах упражнений. Составляют схемы предложений
|
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
190 191 192 |
Лексика и фразеология
|
Лексический разбор слов. |
Систематизируют
знания о лексикологии и фразеологии как разделах |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. |
|
193 194 |
33 нед. |
Словообразование |
Закрепление знаний, полученных на уроках русского языка. |
Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке. Подбирают к словам формы и однокоренные слова. Обозначают состав |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Морфемный разбор |
195 196 197 |
Морфология |
Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение Имя числительное. Глагол |
Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке. Указывают падежи именных частей речи.. Читают текст, выписывают примеры числительных. Подбирают синоним к одному из слов текста. Указывают морфологические признаки глагола. Производят морфологический разбор различных частей речи. |
Выполнение предложенных упражнений, заданий. Морфологичес - кий разбор. |
|
198
|
Итоговый контрольный урок |
Комплексный анализ текста |
Выполняют композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста выполняют анализ правописания отдельных слов и пунктуации. |
Комплексный анализ текста |
|
199 |
34 нед. |
Итоговый контрольный урок |
Диктант |
Пишут диктант |
Диктант |
200 201 |
Анализ заданий контрольных роков. Работа над ошибками |
Анализ и коррекция недочетов |
Работа над ошибками |
|
|
202 203 |
Уроки занимательной грамматики |
|
Разгадывают кроссворды, отвечают на вопросы |
|
|
204 |
Подведение итогов года |
|
|
|
В нашем каталоге доступно 70 277 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 2 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
6 625 522 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Фукс Вера Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.