Требования к уровню подготовки обучающихся
5
класс
1. Учащиеся должны знать,
понимать определения основных изученных в 5 классе языковых явлений,
речеведческих понятий, пунктуационных
правил, обосновывать свои ответы,
приводя нужные примеры.
2. Учащиеся должны уметь:
Аудирование.
·
Понимать основное
содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста,
воспринимаемого на слух;
·
выделять основную мысль,
структурные части исходного текста.
Чтение.
·
Владеть техникой чтения;
·
выделять в тексте главную
и второстепенную информацию;
·
разбивать текст на
смысловые части и составлять простой план;
·
отвечать на вопросы по
содержанию прочитанного текста;
·
используя просмотровое
чтение, определять, какая информация текста учебника является новой;
·
использовать
ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
·
прогнозировать содержание
текста по заголовку, названию параграфа учебника;
·
пользоваться справочным
аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа;
·
извлекать информацию из
лингвистических словарей разных видов;
·
правильно расставлять
логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение.
·
Доказательно отвечать на
вопросы учителя;
·
подробно и сжато
пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип
речи;
·
создавать устные
высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
·
выражать свое отношение к
предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо.
·
Подробно и сжато
пересказывать тексты разных типов речи;
·
создавать письменные
высказывания разных типов речи;
·
составлять план сочинения
и соблюдать его в процессе письма;
·
раскрывать тему и основную
мысль высказывания;
·
делить текст на абзацы;
·
писать небольшие по объему
тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например,
отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?);
·
пользоваться разными
видами словарей в процессе написания текста;
·
выражать свое отношение к
предмету речи.
Текстоведение.
·
Определять тему, основную
мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи;
·
находить в тексте типовые
фрагменты – описание, повествование, рассуждение;
·
подбирать заголовок,
отражающий тему или основную мысль текста;
·
делить текст на абзацы;
·
использовать элементарные
условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный
повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация,
нарушение логики изложения и др.);
·
исправлять недочеты в
содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия.
·
Выделять в слове звуки
речи, давать им фонетическую характеристику;
·
различать ударные и
безударные слоги;
·
не смешивать звуки и
буквы;
·
использовать элементы
упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения
написания слова;
·
находить в художественном
тексте явление звукозаписи;
·
правильно произносить
гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее
употребительные слова и формы изученных частей речи;
·
работать с орфоэпическим
словарем.
Графика.
·
Правильно произносить
названия букв русского алфавита;
·
свободно пользоваться
алфавитом, работая со словарями;
·
проводить сопоставительный
анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование.
·
Выделять морфемы на
основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной
структуры);
·
подбирать однокоренные
слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов,
вносимые приставками и суффиксами;
·
пользоваться словарем
значения морфем и словарем морфемного строения слов;
·
объяснять особенности
использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных
текстах.
Лексикология и фразеология.
·
Объяснять лексическое
значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова,
подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
·
пользоваться толковым
словарем для определения и уточнения лексического значения слова;
·
распределять слова на
тематические группы;
·
употреблять слова в
соответствии с их лексическим значением;
·
различать прямое и
переносное значение слов;
·
находить в тексте
выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
·
владеть наиболее употребительными
оборотами русского речевого этикета;
·
толковать значения
употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология.
·
Различать части речи
(простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен
существительных, прилагательных и глаголов;
·
знать, как изменяются эти
части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.;
·
правильно, уместно и
выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография.
·
Находить орфограммы в
морфемах, группировать слова по видам орфограмм;
·
владеть правильным
способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных
правил орфографии;
·
устно объяснять выбор
написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
·
самостоятельно подбирать
слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация.
·
Выделять словосочетания в
предложении, определять главное и зависимое слово;
·
составлять схемы
словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной
схеме;
·
выделять основу
предложения с двумя главными членами;
·
конструировать предложения
по заданным типам грамматических основ;
·
характеризовать
предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов,
количеству грамматических основ;
·
составлять простые си
сложные предложения изученных видов;
·
соблюдать верную интонацию
конца предложений;
·
опознавать предложения,
осложненные однородными членами, обращением, вводными словами;
·
находить предложения с
прямой речью;
·
владеть правильным
способом действия при применении изученных правил пунктуации;
·
устно объяснять постановку
знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и
использовать на письме специальные графические обозначения;
·
самостоятельно подбирать
примеры на изученные пунктуационные правила.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает
правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с
точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же
требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности
в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает
ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части
соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает
материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или
непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из
диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид
работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1
негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2
пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок,
а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных
ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5
классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5
орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные
и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6
пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается
баллом «1».
При оценке выполнения дополнительных заданий
рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой выполнено не менее половины
заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины
заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Оценка сочинений и изложений
Оценка
|
Содержание и речь
|
Грамотность
|
«5»
|
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа
отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и
выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и
1-2 речевых недочета.
|
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1
грамматические ошибки.
|
«4»
|
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но
имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй
речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной
выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
|
Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные
ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные
ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические
ошибки.
|
«3»
|
В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа
достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и
однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное
словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно
выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании
и 5 речевых недочетов.
|
Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок,
или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при
отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4
пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
|
«2»
|
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических
неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях
работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне
беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в
содержании и до 7 речевых недочетов.
|
Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок,
или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9
пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7
грамматических ошибок.
|
«1»
|
Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание темы.
|
При большем количестве ошибок
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучающихся:
1.
Русский язык.5 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч.1 / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.:
Мнемозина, 2013.
2.
Русский язык.5 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. В 3 ч. Ч.2 / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.:
Мнемозина, 2013.
3.
Русский язык.5 класс: справочные материалы:
приложение к учебнику. В 3 ч. Ч.3 / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина,
2013
Для учителя:
1.
Антонова
Е. С. Тайны текста. — М., 2001.
2.
Бахтин
М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
3.
Быстрова
Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / под ред. Е. А. Быстровой. -
М., 2004
4.
Валгина
Н.С. Трудные вопросы пунктуации. — М., 1983.
5.
Иванов
В. В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в
средней школе. — М., 1985.
6.
Иванова
В.Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
7.
Капинос
В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика
обучения. 5 - 7кл.— 2-е изд.- М., 1994.
8.
Капинос
В.И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим
анализом. — М., 1994.
9.
Львов
В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 – 9 классы. –
М., 1989.
10. Львов М.
Р. Основы теории речи. — М., 2000.
11. Львова С.
И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя.- М.,
2000.
12. Львова С.
И. Уроки словесности: 5 - 9 классы. - М., Дрофа, 1996 и др. издания.
13. Любичева
Е. В. Посредством слова творю я мир... —Л., 2002.
14. Любичева
Е. В., Ольховик Н. Г. Диалог с художественным текстом. — Л., 2002.
15. Любичева
Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — Л.,
2002.
16. Мещеряков
В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания.– М., 2000.
17. Разумовская
М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
Интернет-ресурсы,
рекомендуемые в учебнике, ЦОР, образовательные сайты.
Литература
- Программа по
русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И.
Львова – М.:Мнемозина, 2012.
- Русский язык. 5
кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 3 ч. / С.И. Львова, В.В.
Львов. – 10-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2013.
3. И.П.Васильевых. Уроки русского языка. 5 класс. Пособие для учителя к
учебнику С.И.Львовой и В.В.Львова «Русский язык. 5 класс». - М, «Мнемозина» 2008
г.
4. Л.В.Прохватилина. Проверь себя. 5 класс (тетрадь) – М.: Мнемозина,
2011.
5. И.П. Васильевых, С.И. Львова. Учимся читать, слушать, говорить, писать:
рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс, в 2-х частях) – М.: Мнемозина,
2011.
- Л.Т.Ларионова.
Русский язык. ЕГЭ. Шаг за шагом. 5 класс– М.: Мнемозина, 2010.
- Сенина Н.А.,
Гармаш С.В. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс / Под
ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009
- Страхова Л.Л. Словарные диктанты.
5-7 классы - СПб: Издательский Дом «Литера», 2008.
- Львова С. И. Русская орфография.
Самоучитель. - М.: Мнемозина, 2005
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.