Рабочая
программа учебного курса
по
русскому языку
для
9 класса
Кулик
Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная
категория
2014-2015
уч. год
Пояснительная
записка
Рабочая программа
составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004),
Примерной программы основного образования по русскому языку и Программы по
русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл. (Авторы программы
В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др..//Пограммно-методические материалы. Русский
язык. 5-9 классы./ Сост.Л.М.Рыбченкова.-М.: Дрофа, 5005.)
В результате
сопоставления примерной и авторской программ выявлено отсутствие следующих
дидактических единиц, необходимых для изучения:
Разделы
|
Дидактические
единицы, которые необходимо ввести в рабочую программу
|
Общие
сведения о языке
|
Понятие
о литературном языке. Русский литературный язык- основа национального языка.
Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы.
Нормированность- основная отличительная особенность русского литературного
языка. Языковая норма и её признаки.
|
Синтаксис.
Сложные предложения
|
Вопрос
о классификации ССП. Наблюдение за особенностями использования ССП в устных и
письменных текстах, правильное построение сложных предложений разных видов.
|
С связи с тем, что
весенние школьные каникулы захватывают два дня учебной недели(30 и 31 марта),
мною были внесены изменения: объединены в один уроки повторения изученного
за год. Итого в учебно-тематическом и календарно-тематическом плане по факту –
66 часов.
Преподавание
русского языка в 9-м классе направлено на достижение следующих целей:
- совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его
использования;
- обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к
речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний
о русском языке, его устройстве и функционировании в разных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных приемах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
-формирование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
- воспитание
гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Требования
к уровню подготовки выпускников
В результате
изучения русского языка ученик должен:
знать / понимать:
- роль русского
языка как национального языка русского народа, государственного языка
Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий:
речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные
признаки разговорной речи, научного, публицистического, официального, делового
стилей, языка художественной литературы; особенности основных жанров научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста
и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы
языка, их признаки;
- основные нормы
русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические,
орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
РЕЧЕВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
АУДИРОВАНИЕ:
- фиксировать на
письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного
или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста;
- замечать в
собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:
- понимать
коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать
процесс чтения;
- составлять
конспект прочитанного текста;
- оценивать
степень понимания содержания прочитанного текста;
- прогнозировать
возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного
текста;
ГОВОРЕНИЕ:
- создавать устные
монологические высказывания на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
- владеть
основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной
мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала,
последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие
грамматической связи предложений в
тексте, владение
правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных
средств (жестов, мимики);
- строить научное
рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
ПИСЬМО:
- владеть
основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и
основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность
фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания
по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической
связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
- писать изложения
по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму,
типологическое строение, характерные языковые средства;
- вводить в текст
изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
- писать небольшие
по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
- составлять
тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
- совершенствовать
написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые
недочеты и грамматические ошибки;
ТЕКСТ:
- проводить
текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная
мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи
предложений, строение текста);
ФОНЕТИКА И
ОРФОЭПИЯ:
- правильно
произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
- анализировать и
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических
норм;
МОРФЕМИКА И
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- владеть приемом
морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной
структуре;
- толковать значение
слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными
элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
- пользоваться
разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
- опираться на
морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении
грамматических признаков слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И
ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- разъяснять
значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно
их определять;
- пользоваться
разными видами толковых словарей;
- правильно
использовать термины в текстах научного стиля;
- оценивать свою и
чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
- проводить
элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем
изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических
возможностях
русского языка;
МОРФОЛОГИЯ:
- распознавать
части речи и их формы в трудных случаях;
- правильно
образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
- определять
синтаксическую роль слов разных частей речи;
- опираться на
морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и
пунктуационного анализа;
ОРФОГРАФИЯ:
- применять
орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми
орфограммами;
- пользоваться
этимологической справкой при объяснении написания слов;
- проводить
орфографический анализ текста;
СИНТАКСИС И
ПУНКТУАЦИЯ:
- различать
изученные виды простых и сложных предложений;
- интонационно
выразительно читать предложения изученных видов;
- составлять схемы
простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по
заданным схемам;
- уместно
пользоваться синтаксическими синонимами;
- правильно
употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
- проводить
синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
- устанавливать
взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной
характеристики предложения;
- использовать
различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности
речи;
- применять
пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и
сложном предложениях, используя на письме
специальные
графические обозначения;
- строить
пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
- самостоятельно
подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
- проводить
пунктуационный анализ текста;
- аргументировать
тезис о системном характере русской пунктуации.
УМО:
1. Бабайцева
В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.-М.: Дрофа,.
2. Русский язык.
Практика./Под ред. Пичугова Ю.С.-М.: Дрофа,
3. Никитина Е.И.
Русская речь. Развитие речи. 9 класс.-М.: Дрофа,
4. Лидман-Орлова
Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. – М.: Дрофа, 2006.
5. Селезнева Л.
Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения /
Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
6. Пахнова Т. М.
Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М.
Пахнова. - М.: Экзамен, 2004.
Виды и формы
контроля:
- диктант
(объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым
анализом текста, по памяти, комментированный);
- комплексный
анализ текста;
- сочинение по
картине;
- изложение с
элементами сочинения; сжатое изложение
- тест;
Для подготовки к
урокам русского языка в 9 классе использованы ресурсы Интернета:
1.
http://www.licey.net/russian/
2.
http://rus.1september.ru/index.php
3.
http://www.proshkolu.ru/
4.http://pedsovet.su/
5.http://rus.1september.ru/urok/
О форме
промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная и
итоговая аттестация проводится согласно графику, утвержденному директором
школы.
Формы контроля
знаний: контрольные диктанты, тестовые работы, анализ текста, самостоятельные
работы, задания дифференцированного характера, изложение и сочинение –
рассуждение.
Тематический
контроль осуществляется по завершении крупного блока (модуля) в форме
тестирования, написания диктанта с грамматическим заданием.
Итоговый контроль
(итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме,
определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Критерии и нормы
оценки:
1)При оценке
ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Оценка «5»
ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное
определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может
обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые
примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает
материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4»
ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для
оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета
в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3»
ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно
и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2»
ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и
правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются
серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1»
ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
Оценка «5»
выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой
орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4»
выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных
ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется
за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или
3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки
«3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3»
может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных
ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2»
выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.
При большем
количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При оценке
выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5»
ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4»
ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится
за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2»
ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений и
изложений
Любое сочинение и
изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических,
пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому
языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь)
считается оценкой по литературе.
Содержание
сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие
работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия
темы;
правильность
фактического материала;
последовательность
изложения.
При оценке
речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие
словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство
и выразительность речи;
Число речевых
недочетов.
Грамотность
оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
При проведении
тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
5.Расшифровка
аббревиатур, использованных в рабочей программе:
Р.р. – развитие
речи
ЕГЭ – единый
государственный экзамен
Учебно- тематический план
№ п/п
|
Разделы программы
|
Количество
часов
|
Из них
|
теоретический
материал
|
развитие речи
|
контрол. работы,
диктанты
|
1
|
Введение.
|
11
|
6
|
3
|
2
|
2
|
Сложное
предложение
|
3
|
2
|
1
|
|
3
|
Деепричастие.
Сложносочиненное предложение
|
11
|
8
|
2
|
1
|
4
|
Сложноподчиненное
предложение
|
23
|
20
|
2
|
1
|
5
|
Бессоюзное
сложное предложение
|
9
|
7
|
2
|
|
6
|
Сложное
предложение с разными видами связи
|
6
|
3
|
2
|
1
|
7
|
Повторение
|
3
|
1
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
66
|
47
|
12
|
7
|
Календарно-тематическое
планирование
№
урока
|
Содержание программного материала
|
Количество
часов
|
Дата
проведения
|
По
факту
|
Примечания
|
1
|
Введение
Русский
язык как развивающееся явление.
|
1
|
01.09
|
|
|
2
|
Р/речи.
Аудирование и чтение
|
1
|
02.09
|
|
|
3
|
Официально-деловой
стиль
|
1
|
08.09
|
|
|
4-5
|
Русский
язык- язык русской художественной литературы
|
2
|
09.09
15.09
|
|
|
6
|
Контрольная
работа по стилистике
|
1
|
16.09
|
|
|
7
|
Р/речи.
Аудирование и чтение
|
1
|
22.09
|
|
|
8
|
Чтение
и его виды
|
1
|
23.09
|
|
|
9
|
Р/речи.
Сочинение- рассуждение
|
1
|
29.09
|
|
|
10
|
Контрольный
диктант
|
1
|
30.09
|
|
|
11
|
Работа
над ошибками
|
1
|
06.10
|
|
|
12
|
Сложное
предложение
Понятие
о сложном предложении
|
1
|
07.10
|
|
|
13
|
Классификация
типов сложных предложений
|
1
|
13.10
|
|
|
14
|
Р/речи.
Сочинение
|
1
|
14.10
|
|
|
15
|
Сложносочиненное
предложение
Понятие
о сложносочиненном предложении, его строении
|
1
|
20.10
|
|
|
16-17
|
Р/речи.
Сжатое изложение
|
2
|
21.10
10.11
|
|
|
18
|
Смысловые
отношения между частями сложносочиненного предложения . Виды сложносочиненных
предложений
|
1
|
11.11
|
|
|
19
|
Р/речи.
Подробное изложение
|
1
|
17.11
|
|
|
20-21
|
Знаки
препинания в сложном предложении
|
2
|
18.11
24.11
|
|
|
22
|
Синтаксический
и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения
|
1
|
25.11
|
|
|
23
|
Повторение
темы «Сложносочиненное предложение»
|
1
|
01.12
|
|
|
24
|
Контрольная
работа
|
1
|
02.12
|
|
|
25
|
Работа
над ошибками
|
1
|
08.12
|
|
|
26
|
Сложноподчиненное
предложение.
Понятие
о сложноподчиненном предложении
|
1
|
09.12
|
|
|
27-28
|
Союзы
и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
|
2
|
15.12
16.12
|
|
|
29
|
Р/речи.Сочинение-рассуждение
|
1
|
22.12
|
|
|
30
|
Классификация
сложноподчиненных предложений
|
1
|
23.12
|
|
|
31-32
|
Сложноподчиненные
предложения с придаточными определительными
|
2
|
12.01
13.01
|
|
|
33
|
Сочинение
в жанре экскурсионного сообщения
|
1
|
19.01
|
|
|
34-34
|
Сложноподчиненные
предложения с придаточными изъяснительными
|
2
|
20.01
26.01
|
|
|
36
|
Группа
сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчиненные
предложения с придаточными времени
|
1
|
27.01
|
|
|
37
|
Сложноподчиненные
предложения с придаточными места
|
1
|
02.02
|
|
|
38
|
Р/речи.
Составление плана текста
|
1
|
03.02
|
|
|
39-40
|
Сложноподчиненные
предложения с придаточными причины, цели и следствия
|
2
|
09.02
10.02
|
|
|
41-42
|
Сложноподчиненные
предложения с придаточными условия, уступки
|
2
|
16.02
17.02
|
|
|
43
|
Сложноподчиненные
предложения с придаточными образа действия, меры и степени
|
1
|
23.02
|
|
|
44
|
Сложноподчиненные
предложения с несколькими придаточными
|
1
|
24.02
|
|
|
45
|
Синтаксический
разбор сложного предложения
|
1
|
02.03
|
|
|
46
|
Повторение
темы «Сложноподчиненное предложение»
|
1
|
03.03
|
|
|
47
|
Контрольный
диктант
|
1
|
09.03
|
|
|
48
|
Работа
над ошибками
|
1
|
10.03
|
|
|
49
|
Бессоюзное
сложное предложение
Понятие
о бессоюзном сложном предложении
|
1
|
16.03
|
|
|
50
|
Смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных
сложных предложений
|
1
|
17.03
|
|
|
51
|
Р/речи.
Сочинение-рассуждение
|
1
|
06.04
|
|
|
52
|
Бессоюзные
сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном
сложном предложении
|
1
|
07.04
|
|
|
53
|
Бессоюзное
сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в
бессоюзном сложном предложении.
|
1
|
13.04
|
|
|
54
|
Р/
речи. Дебаты
|
1
|
14.04
|
|
|
55
|
Бессоюзное
сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и
следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении
|
1
|
20.04
|
|
|
56
|
Синтаксический
и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения
|
1
|
21.04
|
|
|
57
|
Повторение
темы «Бессоюзное сложное предложение»
|
1
|
27.04
|
|
|
58
|
Сложные
предложения с разными видами связи
Сложные
предложения с разными видами бессоюзной и союзной связи
|
1
|
28.04
|
|
|
59
|
Р/речи.
Сочинение- рассуждение
|
1
|
04.05
|
|
|
60
|
Синтаксический
и пунктуационный разбор сложного предложения с различными типами связи
|
1
|
05.05
|
|
|
61
|
Р/речи.
Презентация результатов проектной работы
|
1
|
11.05
|
|
|
62
|
Контрольная
работа
|
1
|
132.05
|
|
|
63
|
Работа
над ошибками
|
1
|
18.05
|
|
|
64
|
Повторение.
Повторение
и систематизация изученного. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему
|
1
|
19.05
|
|
|
65-66
|
Итоговые
контрольные работы в формате ГИА
|
2
|
25.05
26.05
|
|
|
Итого
|
|
68
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.