№
|
Наименование
раздела
Тема урока
|
Виды деятельности
обучающихся
|
Планируемые
образовательные результаты
|
Ведущие формы,
методы, средства обучения по блоку тем
|
|
|
РАЗДЕЛ I.
|
Функции русского
языка в современном мире (1 час)
|
|
1.Р.Р.
|
Русский язык в
современном мире
|
Беседа, работа с
учебником, выборочное письмо. Индивидуальная(самостоятельная работа)
|
Знать: о функциях
русского языка в современном мире.
Уметь: определять
основную мысль высказывания, строить свое монологическое высказывание,
работать с учебником.
|
Комбинированный:
сообщение новых знаний, повторение изученного материала Урок с применением
средств ИКТ
|
|
|
РАЗДЕЛ II.
|
ПОВТОРЕНИЕ
ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ (6+2 часов)
|
|
2
|
Пунктуация
и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения
|
работа
по теме урока, работа в тетради, работа с учебником, работа с деформированным
текстом
|
Уметь применять знаки препинания, знать
фонетический и морфемный разбор слов.
|
Повторение и
обобщение изученного материала. Индивидуальная и групповая ИКТ
|
3
|
Знаки препинания в
сложном предложе-нии
|
работа в тетради, слово учителя, беседа,
работа с учебником, работа с текстом.
|
Уметь ставить знаки препинания в
сложном предложении, различать ссп и спп
|
Обобщение и
повторение изученного материала. Индивидуальная, групповая.
|
4
|
Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий
|
работа по теме урока, работа с учебником,
выполнение упражнения. Работа с таблицами.
|
Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно
писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и
частное, сопоставляя изученные части речи, употреблять их в речи
|
Обобщение и
закрепление изученного материала. Работа в малых группах, индив. работа.
|
5-6 р.р.
|
иЗЛОЖЕНИЕ
|
Упр 26-27
|
|
изложение
|
7
|
Слитное
и раздельное
написание НЕ с разными
частями речи
|
Проверка домашнего
задания, объяснительный диктант, работа с учебником, беседа, словарный
диктант, работа с учебником.
|
Уметь
безошибочно писать НЕ: 1) с глаголами и деепричастиями; 2) с причастиями; 3) с существительными, прилагательными и
наречиями на -О; 4) с местоимениями и наречиями, аргументировать такую группировку частей речи в
связи со слитным и раздельным написанием с НЕ
|
Обобщение и
повторение изученного материала. Групповая, индивидуальная ИКТ
|
8
|
Контрольный диктант
по теме «Повторе-ние»
|
Запись под
диктовку, выполнение грамматического задания
|
|
Урок проверки,
коррекции знаний
|
9
|
Анализ
контрольной работы
|
Анализ допущенных
ошибок
|
|
коррекция знаний
|
|
|
Синтаксис и
|
пунктуация.
Культура речи
|
Словосочетание
(2 ч
|
10
|
Словосочетание как
единица синтаксиса. Виды словосочетаний
|
Проверка домашнего задания, беседа, работа с
учебником, работа на доске, словарная работа, работа с учебником.
|
Знать: о с/с как
единице синтаксиса, видах с/с , о группах с/с подлежащего и сказуемого.
Уметь: выделять с/с
из предложений, отличая их от ГО предложения, правильно составлять с/с.
|
Повторение и
обобщение изученного материала. Коллективная, индивидуальная.
|
11
|
Синтаксические
связи в словосочетаниях
|
работа с учебником,
работа на доске, словарная работа, работа с учебником
|
Знать: о способах
подчинительной связи.
|
Коллективная,
индивидуальная.ИКТ
|
|
|
Простое
|
предложение (3 ч
+ 1 ч )
|
|
12-13
|
Грамматическая
(предикативная) основа предложения
|
Проверка домашнего
задания, работа с записями на доске (аналитическое упражнение), работа с
учебником, повторение орфографии (запись под диктовку).
|
Знать: понятие о
предложении, о строении предложения, его ГО.
|
Комбинированный
урок. Коллективная, индивидуальная.
|
14
|
Порядок слов в
предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение
|
Проверка домашнего
задания, орфографический практикум, работа с учебником, работа с текстом.
|
Знать: о порядке
слов в предложении, об инверсии, об интонации предложения, логическом
ударении.
Уметь: правильно
составлять и читать предложения.
|
Урок закрепления изученного. Коллективная, индивидуальная. ИКТ
|
15 Р.Р
|
Сочинение-описание
дома или архитектурного сооружения
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: о словесном
рисовании как описании картин, образов; об особенностях написания сочинения
данного типа.
Уметь: «рисовать»
словами;строить связное монологич. письменное высказывание описательного
характера.
|
Урок развития речи
Коллективная,
индивидуальная. ИКТ
|
|
Простые
|
двусоставные предложения
|
Главные члены
предложения ( 6 ч + 2 ч )
|
|
16
|
Главные члены предложения. Подлежащее и
способы его выражения
|
Слово
учителя, работа с записями на доске, работа с учебником, творческое задание
|
Знать: о ГЧП, о
подлежащем и способах его выражения.
|
Обобщение и
повторение. Коллективная, парная, индивидуальная.ИКТ
|
17
|
Сказуемое и его основные типы. Простое
глагольное сказуемое.
|
Составление таблицы
«Простое глагольное сказуемое.» Лингвистический рассказ по теме урока.
|
Знать: о сказуемом
и его основных типах, о ПГС, его строении и особенностях.
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
18
|
Составное глагольное сказуемое.
|
Виды сказуемого.
Составное глагольное сказуемое и способы его выражения.
Составление предложений по заданным схемам. Лингвистический разбор.
|
Знать: о СГС, его
строении и особенностях.
|
Урок усвоения новых
знаний. ИКТ
|
19
|
Составное именное сказуемое
|
Составление
предложений по заданным схемам, объяснительный диктант, работа в творческих
группах.
|
Знать: о СИС, его
строении и особенностях.
|
Комбинированный
|
20
|
Тире между
подлежащим и сказуемым
|
Выразительное
чтение (интонационное) предложений с отсутствующей связкой. Лингвистический
разбор, словарный диктант.
|
Знать: условия
постановки тире между подлежащим и сказуемым.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
21
|
Синтаксические синонимы главных членов
предложения, их текстообразующая роль
|
Составление
предложений по заданным схемам, объяснительный диктант, работа в творческих
группах.
|
Знать: о
синтаксических синонимах главных членов предложения, их текстообразующей
роли.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
22-23
Р.Р.
|
Публицистическое
сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности
|
Публицистическое
сочинение о памятнике культуры (на основе упр. 101, 102)
|
Знать: об
особенностях написания сочинения данного типа.
Уметь: строить
связное монологическое письменное высказывание заданного типа.
|
сочинение
|
|
|
Второстепенные
|
члены
предложения (6 ч + 2 ч )
|
|
24
|
Второстепенные
члены предложения. Прямое и косвенное дополнение
|
Сообщения «Роль
второстепенных членов в предложении», «Отличие дополнения от омонимичных форм
подлежащего». Лингвистический рассказ по теме урока. Составление таблицы по
теме урока.
|
Знать: о ВЧП, их
роли в предложении, о видах ВЧП; о дополнении как ВЧП, о прямом и косвенном
дополнении.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
25
|
Согласованное и
несогласованное определение
|
Словарный диктант,
лингвистический разбор, комментированное письмо.
|
Знать: об
определении, о согласованном/несогласованном определении, об их роли в
тексте.
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
26
|
Приложение как
разновидность определения
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: о приложении
как особом виде определения, о ЗП при нем.
|
|
27
|
Основные виды
обстоятельств
|
Мини-диктант,
орфографическая работа, работа с записями на доске.
|
Знать: об основных
видах обстоятельств, их роли в предложении.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
28
|
Сравнительный
оборот, знаки препинания при нем
|
Распределительный
диктант, тренировочные упражнения по теме.
|
Знать: о
синт.средствах сравнения, о ЗП при них, о сказуемом с оттенком сравнения.
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
29-30
|
Ораторская речь, ее
особенности. Характеристика человека
|
Работа с текстом,
наблюдение
|
Знать: об особенностях
ораторской речи, публичного выступления на определенную тему.
Уметь: строить
связное монологическое письменное высказывание заданного типа.
|
Урок развития речи
|
31
к/р
|
Контрольный диктант
по разделу «Второстепенные члены предложения»
|
Запись под диктовку,
выполнение грамм. задания
|
Знать:
теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять
данные знания на практике.
|
Контроль и
коррекция знаний
|
|
Простые
|
односоставные
|
предложения ( 9
ч + 2 ч )
|
|
32
|
Группы
односоставных предложениях
|
Работа с записями
на доске, работа с учебником, анализ распространённых и нераспространённых
предложений, запись под диктовку.
|
Знать: об
односоставных предложениях, их особенностях, видах.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
33-34
|
Определенно-личные
предложения
|
Словарный диктант,
ответы на вопросы учебника, лингвистический разбор, работа по карточкам.
|
Знать: об о/л
предложениях, их особенностях.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
35-36
|
Неопределенно-личные
предложения
|
Объяснительный
диктант, работа над теоретическим материалом, комментированное письмо,
объяснение учителя, тренировочные упражнения, словарная работа.
|
Знать: об н/л
предложениях, их особенностях.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
37
|
Безличные
предложения
|
Запись предложений
под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа.
|
Знать: об б/л
предложениях, их особенностях.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
38
|
Назывные
предложения
|
Словарный диктант,
ответы на вопросы учебника, лингвистический разбор, работа по карточкам.
|
Знать: о назывных
предложениях, их особенностях.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
39
|
Синонимия односоставных и двусоставных
предложений, их текстообразующая роль
|
Запись предложений
под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа.
|
Знать: о синонимии
односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующей роли.
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
40-41
Р.Р
|
Сочинение-рассказ
на свободную тему
|
Подготовка к
написанию сочинения, составление плана текста, работа по опорным словам,
написание сочинения.
|
Знать: об
особенностях написания сочинения повествовательного типа.
Уметь: строить
связное монологическое письменное высказывание заданного типа.
|
сочинение
|
42
к/р
|
Контрольная работа
по разделу «Односоставные предложения»
|
Опрос по
контрольным вопросам, работа по карточкам.тестам
|
Знать:
теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять
данные знания на практике.
|
Контроль за
усвоением ЗУН по теме.
|
|
Неполные
|
предложения (2 ч
)
|
|
|
43-44
|
Особенности
строения полных и неполных предложений
|
Объяснение учителя,
тренировочные упражнения, работа с таблицей, словарный диктант, мини-диктант.
|
Знать: об
особенностях строения полных и неполных предложений, их различиях.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
|
|
Однородные члены
|
|
|
45
|
Предложения с
однородными членами
|
Составление схем
предложений, сравнительный анализ предложений, чтение и обсуждение
теоретического материала, практикум по теме, запись под диктовку с устной
проверкой.
|
Знать: о
предложениях с ОЧ, об однородности/неоднородности ЧП, о ЗП в предложениях с
ОЧ.
|
Повторение и обобщение
изученного материала. Коллективная, индивидуальная.
|
46
|
Однородные члены
предложения, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них
|
Объяснение учителя,
тренировочные упражнения, работа с таблицей, словарный диктант, мини-диктант.
|
Знать: об ОЧП,
связанных только перечислительной интонацией, ЗП при них.
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
47
|
Однородные и
неоднородные определения
|
Запись предложений
под диктовку, лингвистический разбор, комментированное письмо, беседа.
|
Знать: об
однородных/неоднородных определениях, их сходстве и различиях, их роли в
предложении, пунктуации при них.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
48-49-50
|
Однородные члены
предложения, связанные союзами (соединительными, противительными,
разделительными) и интонацией
|
Распределительный
диктант, тренировочные упражнения по теме.
|
Знать: об
употреблении союзов при ОЧП, о пунктуации при союзной и бессоюзной связях
ОЧП.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
51
|
Разделительные
знаки препинания между однородными членами
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: о
разделительных ЗП при ОЧП.
Уметь: правильно
расставлять разделительные ЗП при ОЧП.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
52
|
Обобщающие слова
при ОЧП. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность
постановки знаков препинания
|
Работа с записями
на доске, работа с учебником, анализ предложений, запись под диктовку.
|
Знать: об
обобщающих словах при ОЧП, о ЗП при них; о вариативности постановки ЗП.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
53
|
Синтаксический и
пунктуационный разбор предложения с однородными членами
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: о порядке
синтаксического и пунктуационного разборов предложения с ОЧП.
|
Повторение и
обобщение изученного материала. Коллективная, индивидуальная.
|
54
|
Закрепление
изученного по разделу «Предложения с однородными членами предложения»
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: изученный
материал по данному разделу.
Уметь: обобщать и
систематизировать изученный материал, применять его на практике.
|
Повторение и
обобщение изученного материала. Коллективная, индивидуальная.
|
55-56
Р.Р
|
Сочинение-рассуждение
на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера)
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения. Составление плана
|
Знать: об особенностях написания сочинения данного типа.
Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить
связное монологическое высказывание данного типа на основе прочитанного
текста.
|
сочинение
|
57
|
Контрольный тест по
разделу «Предложения с однородными членами»
|
Опрос по
контрольным вопросам, работа по карточкам.тестам
|
Знать:
теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять
данные знания на практике.
|
Тест проверка
знаний
|
58
|
Контрольный диктант
по разделу «Однородные члены предложения»
|
Запись под
диктовку, выполнение грамм.задания
|
Знать:
теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять
данные знания на практике.
|
Контроль и
коррекция знаний
|
|
|
Обособленные
|
|
|
59
|
Понятие об
обособлении
|
Работа над
теоретическим материалом, комментированное письмо, работа по карточкам.
|
Знать: об
обособлении, его роли в предложении, о выделении обособления ЗП.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ коллективная, индив. работа
|
60,61,62
|
Обособление
согласованных и несогласованных определений
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: об
обособлении согл./несогл.определений, их сходстве и различиях..
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ коллективная, индив. работа
|
63,64
|
Обособление
приложений
|
Работа над
теоретическим материалом, комментированное письмо, работа по карточкам.
|
Знать: об
обособлении приложений, о ЗП при них.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ коллективная, индив. работа
|
65,66,67
|
Обособление
обстоятельств
|
Работа над
теоретическим материалом, комментированное письмо, работа по карточкам.
|
Знать: об
обособленииобстоятельств, о ЗП при них.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
68
|
Обособление
уточняющих членов предложения
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: условия
обособления УЧП.
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
69,70
|
Обособление
уточняющих членов предложения
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: условия
обособления УЧП.
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
71
|
Синтаксические синонимы обособленных
членов предложения, их текстообразующая роль
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения. Составление опорных конспектов
|
Знать: о
синтаксических синонимах обособленных членов предложения, их текстообразующей
роли.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
РР
РР
72,73
|
Характеристика
человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения. Составление опорных конспектов, плана, наблюдение над
языковым материалом
|
Знать: о средствах худож.выразительности; об особенностях
написания сочинения данного типа.
Уметь: использовать средства худож.выразит-сти в своем
тексте, писать сочинение данного типа.
|
Урок развития речи
|
74
|
Синтаксический и
пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
|
Практическая работа
по карточкам, учебнику
|
Знать: о порядке
синтаксического и пунктуационного разборов предложения с ОЧП.
|
Повторение и обобщение
знаний, работа в группах, индивид.
|
75,76
|
Закрепление
изученного по разделу «Предложения с обособленными членами предложения»
|
Практическая работа
по карточкам, учебнику
|
Знать: изученный
материал по данному разделу.
Уметь: обобщать и
систематизировать изученный материал, применять его на практике.
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
К
77
|
Контрольный тест по
разделу «Предложения с обособленными членами»
|
Работа с тестами
|
Знать:
теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять
данные знания на практике.
|
Контроль и
коррекция знаний
|
К
78
|
Контрольный диктант
по разделу «Предложения с обособленными членами»
|
Запись под
диктовку, выполнение заданий
|
Знать:
теоретический материал по изученному разделу.
Уметь: применять
данные знания на практике.
|
Контроль и
коррекция знаний
|
|
Слова,
грамматически
|
|
|
|
79
|
Предложения с
обращениями. Распространенное обращение. Пунктуация при обращении
|
Беседа, работа с
учебником, выборочное письмо. Индивидуальная(самостоятельная работа)
|
Знать: о
предложениях с обращениями, о распространенном обращении, о роли обращений в
предложении, о ЗП при них.
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
80-81
|
Предложения с
вводными словами, словосочетаниями и предложениями, пунктуация при них
|
Беседа, работа с
учебником, выборочное письмо. Индивидуальная(самостоятельная работа)
|
Знать: о предложениях
с вводными словами, с/с и предложениями, о пунктуации при них.
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
82
|
Группы вводных слов и вводных сочетаний
по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных
сочетаниях слов и вводных предложениях
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения. Составление опорных конспектов, плана, наблюдение над
языковым материалом
|
|
Комбинированный
Коллективная,
парная, индивидуальная.ИКТ
|
83
|
Вставные слова, словосочетания и
предложения. Пунктуация при них
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
|
Урок закрепления
изученного
|
84-85
Р.Р
|
Публичное выступление на общественно
значимую тему
|
Слово учителя,
подготовка к написанию сочинения, работа с учебником, анализ текста,
обсуждение возможного варианта начала,концовки.
|
Знать: об
особенностях ораторской речи, публичного выступления на определенную тему.
Уметь: строить
связное монологическое письменное высказывание заданного типа.
|
Урок усвоения новых
знаний ИКТ
|
86
|
Междометия в предложении
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
|
|
87
|
Синтаксический и пунктуационный разбор
предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не
связанными с членами предложения
|
Беседа, работа с
учебником, выборочное письмо. Индивидуальная(самостоятельная работа)
|
Знать: о порядке
синтаксического и пунктуационного разборов предложений со словами,
словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами
предложения.
|
Урок закрепления
изученного
|
88
|
Закрепление изученного по разделу
|
Работа с учебником,
выполнение упражнения
|
Знать: изученный
материал по данному разделу.
Уметь: обобщать и
систематизировать изученный материал, применять его на практике.
|
Урок закрепления
изученного
|
89
|
Контрольный диктант
по разделу
|
Запись под
диктовку, выполнение задания
|
Знать: теоретический
материал по изученному разделу.
|
Диктант контроль
знаний
|
|
|
Прямая и
косвенная речь (6 ч + 1 ч )
|
|
|
90
|
Понятие о чужой
речи. Комментирующая часть
|
Работа с записями
на доске, работа с учебником, практикум, изучение материала параграфа,
выполнение заданий.
|
|
Объяснение нового
материала.
|
91
|
Косвенная речь
|
Слово учителя,
работа с учебником, практикум, подведение итогов.
|
|
Объяснение нового
материала.
|
92
|
Прямая речь
|
Работа с записями
на доске, работа с учебником, практикум, изучение материала параграфа,
выполнение заданий.
|
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
93
|
Диалог
|
работа в тетради,
слово учителя, беседа, работа с учебником, работа с текстом
|
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
94
|
Цитата. Знаки
препинания при цитировании
|
Слово учителя,
работа с учебником, практикум, подведение итогов.
|
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
95
|
Синтаксические синонимы предложений с
прямой речью, их текстообразующая роль
|
работа в тетради,
слово учителя, беседа, работа с учебником, работа с текстом
|
Знать: о
синтаксических синонимах предложений с прямой речью, их текстообразующей
роли.
|
Объяснение нового
материала.
|
96
Р.Р
|
Разновидность
рассуждения-сравнение.
|
Работа с учебником
|
Знать: о сравнении как разновидностирассуждения, о
сравнительной характеристике двух знакомых лиц, об особенностях строения
данного текстаУметь: писать сочинение данного типа
|
сочинение
|
|
Закрепление,
обобщение и систематизация
|
изученного в 8
классе (5 ч + 1 ч )
|
|
|
97
|
Обобщение и
систематизация изученного по синтаксису и морфологии
|
Работа с
параграфами , акцентирование внимания на тема, которые необходимо повторить
более углублённо.
|
Знать: изученный
материал по синтаксису и морфологии.
Уметь: практически
применять полученные знания, строить связное монологическое высказывание
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
98
|
Обобщение и
систематизация изученного по синтаксису и пунктуации
|
Слово учителя,
работа с учебником, практикум, подведение итогов.
|
Знать: изученный
материал по синтаксису и пунктуации.
Уметь: практически
применять полученные знания, строить связное монологическое высказывание
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
99
Р.Р.
|
Подробное изложение
повествовательного характера с элементами описания (упр.442)
|
Составление плана,
работа с текстом
|
Знать: об особенностях написания изложения данного типа.
Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить
связное монологическое высказывание данного типа на основе прочитанного
текста.
|
Урок развития речи
|
100
|
Обобщение и
систематизация изученного по синтаксису и культуре речи
|
Запись под
диктовку, выполнение задания
|
Знать: изученный
материал по синтаксису и культуре речи.
Уметь: практически
применять полученные знания, строить связное монологическое высказывание
|
Повторение и
обобщение знаний, работа в группах, индивид.
|
101
|
Обобщение и
систематизация изученного по синтаксису и орфографии
|
Работа по
карточкам, тестам, у доски
|
Знать: изученный
материал по синтаксису и орфографии.
Уметь: практически
применять полученные знания, строить связное монологическое высказывание
|
|
102
|
Годовой контрольный
диктант
|
Тестовая работа
|
Знать:
теоретический материал по русскому языку за 8 класс.
Уметь: применять
данные знания на практике.
|
Проверка знаний
|
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 98 Индустриального района города Барнаула»
Рабочая программа
предмета
«Русский язык»
для 8 класса
на
2014-2015 учебный год
Учитель
русского языка и литературы
Матвеенко
Татьяна Михайловна.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8
класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного
стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому
языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М. Т. Баранов,
Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение,
2009).
Программа допущена
Министерством образования и науки РФ.
Структура
документа
Рабочая
программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий
разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся;
календарно-тематический план; содержание тем учебного курса;; перечень
учебно-методического обеспечения.
Содержание
курса русского языка представлено в программе в виде двух тематических блоков,
обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой),
языковой и культуроведческой компетенций.
Общая
характеристика учебного предмета
Язык – по
своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения
знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к
богатствам русской культуры и литературы.
Русский
язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России.
Владение
родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют
достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его
социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
I раздел
Количество часов в
году: 102
Количество часов в
неделю: 3
Количество плановых
уроков:
-
по развитию речи: 18
-
контрольных работ: 9
Учебник: «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Авторы:
Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва,
«Просвещение», 2011.
Учебник допущен
Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная
литература:
- «Программы
общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Москва, «Просвещение», 2009.
- «Русский язык.
Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2007.
- «Уроки русского
языка в 8 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2008.
- «Обучение русскому
языку в 8 классе. Методические рекомендации к учебнику для 8 класса
общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов,
Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2007.
- «Тесты по русскому
языку», Е.Н.Хоркина, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
II
раздел Основные
цели:
-
Цели
обучения русскому языку
Главная
цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том,
чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой
деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального
чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и
выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как
основным средством общения.
В
соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В
программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена
к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать
свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе
речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Курс
русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,
деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание
гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению
культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к
речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
- освоение знаний
о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение знаний и умений в жизни.
Эти цели обуславливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке
как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его
богатстве и выразительности;
- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики,
графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования,
морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять
эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас
слов, грамматический строй речи;
- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и
совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и
письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные
знания и навыки.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь:
- произносить
предложения с правильной интонацией с учетом знаков препинания, находить
смысловой центр предложения;
- правильно ставить и
объяснять знаки препинания на изученные правила;
- находить
грамматическую основу предложения;
- различать основные
типы сказуемого;
- различать виды
второстепенных членов предложения;
- определять
многозначные члены предложения;
- использовать
синонимику согласованных и несогласованных определений;
- различать виды
односоставных предложений, правильно использовать их в речи;
- правильно строить
предложения с однородными членами и обособленными членами;
- изменять
предложения с однородными членами, обособленными членами, синонимическими
конструкциями;
- правильно
интонировать простые осложненные предложения;
- анализировать и
строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возможности
изученных синтаксических единиц;
- составлять тезисные
планы.
Прогнозирование
результатов:
-
получить успеваемость
100%;
-
продолжить работу по
формированию умений и навыков осознанного грамотного письма;
-
подготовить учащихся к
изучению материала 9 класса по русскому языку.
-
-
-
-
-
-
-
III
раздел Учебно-тематическое
планирование
№ п/п
|
Наименование
разделов
|
Плановых уроков
|
Плановых контрольных уроков
|
По
развитию речи
|
Всего
по разделу
|
1
|
Функции русского языка в современном мире
|
|
|
1
|
1
|
2
|
Закрепление изученного в 5-7 классах
|
5
|
1
|
2
|
8
|
|
|
Синтаксис и
пунктуация. Культура речи
|
|
|
|
3
|
Словосочетание
|
2
|
|
|
2
|
4
|
Простое предложение
|
3
|
|
1
|
4
|
|
|
Простые
двусоставные предложения
|
|
|
|
5
|
Главные члены предложения
|
6
|
|
2
|
8
|
6
|
Второстепенные члены предложения
|
5
|
1
|
2
|
8
|
7
|
Простые односоставные предложения
|
8
|
1
|
2
|
11
|
8
|
Неполные предложения
|
2
|
|
|
2
|
9
|
Однородные члены предложения
|
10
|
2
|
2
|
14
|
10
|
Обособленные члены предложения
|
16
|
2
|
2
|
20
|
|
|
Слова,
грамматически не связанные с членами предложения
|
|
|
|
11
|
Обращения, вводные слова и междометия
|
8
|
1
|
2
|
11
|
12
|
Прямая и косвенная речь
|
6
|
|
1
|
7
|
13
|
Закрепление, обобщение и систематизация изученного в
8 кл.
|
4
|
1
|
1
|
6
|
14
|
Итого:
|
75
|
9
|
18
|
102
|
|
|
|
|
|
|
1.
Оценка устных
ответов учащихся
Устный опрос является
одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый
ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное
сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения,
правила в конкретных случаях.
При оценке ответа
ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Отметка
"5" ставится, если
ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное
языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои
суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только
по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно
и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Отметка
"4" ставится, если
ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки
"5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2
недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка
"3" ставится, если
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1)
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно
и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка
"2" ставится, если
ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2"
отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка
("5", "4", "3") может ставиться не только за
единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных
учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии,
если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась
проверка его умения применять знания на практике.
2.
Оценка диктантов
Диктант - одна из
основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов
целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся
данного класса.
Объём диктанта
устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110 слов, для
7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 класса – 150-170 слов. (При подсчёте слов
учитываются как самостоятельные, так и служебные
слова).
К о н т р о л ь н ы
й с л о в а р н ы й д и к т а н т проверят усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества
слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25, для 7 класса – 25-30, для 8
класса – 30-35, для 9 класса – 35-40.
Диктант, имеющий
целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать
основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление
прочности ранее приобретенных навыков. И т о г о в ы е
д и к т а н т ы,
проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило,
по всем изученным темам.
Для к о н т р о л ь н
ы х д и к т а н т о в следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в
данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из
изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные, они должны быть
представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм
не должно превышать в 5 классе – 12 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 6
классе – 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограмм, в 7 классе – 20 различных
орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10
пунктограмм, в 9 классе – 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных
диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной
мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).
В диктантах должно
быть: в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9
классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой
четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объём
текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта
исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила,
которые не включены в школьную программу;
3) на еще не
изученные правила;
4) в словах с
непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче
авторской пунктуации.
Исправляются, но не
учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова,
например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо"
(вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов
важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые,
т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При
подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из
правил;
2) в написании
большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного
и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных
с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного
и раздельного написания не с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы
и и после приставок;
6) в случаях трудного
различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как;
ничто иное не, не что иное, как и др.);
7) в собственных
именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда
вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного
из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать
также повторяемость и однотипность ошибок.
Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне одно-коренных слов, то она
считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если
условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в
роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях
данного слова.
Не считаются
однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного
написания одного слова требуется подобрать другое (однокоренное) слово или его
форму (вода - воды, плоты - плот, грустный - грустить, резкий - резок).
Первые три однотипные
ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как
самостоятельная.
П р и м е ч а н и е.
Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то
все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается
одной отметкой.
О т м е т к а
"5" выставляется за
безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1
негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.
О т м е т к а
"4" выставляется
при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1
орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх
орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2
грамматические ошибки.
О т м е т к а
"3" выставляется за
диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки
"3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических
и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые
ошибки. Допускается до 4 грамматических ошибок.
О т м е т к а
"2" выставляется за
диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого, допущено
более 4 грамматических ошибок.
При большем
количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе,
состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического,
орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый
вид работы.
При оценке выполнения
дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а
"5" ставится, если
ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а
"4" ставится, если
ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а
"3" ставится за
работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а
"2" ставится за
работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а
"1" ставится, если
ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е.
Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при
выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за
диктант.
При оценке
контрольного с л о в а р н о г о диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
О т м е т к а
"5" ставится за
диктант, в котором нет ошибок.
О т м е т к а
"4" ставится за
диктант, в котором ученик допустил 1 -2 ошибки.
О т м е т к а
"3" ставится за
диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
О т м е т к а
"2" ставится за
диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
При большем
количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1".
Обстоятельства, которые необходимо
учитывать при проверке и оценке диктанта
1. Неверные написания не считаются
ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.
К неверным написаниям относятся:
•
описка (искажение
звукобуквенного состава слова: чапля вместо цапля);
•
ошибка на
правило, не изучаемое в школе;
•
ошибка в
переносе слова;
•
ошибка в
авторском написании (в том числе и пунктуационная);
•
ошибка в слове
с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.
2. Характер допущенной учеником ошибки
(грубая или негрубая). К негрубым орфографическим относятся ошибки:
• в исключениях из правил;
•
в выборе
прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
•
в случаях
слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
•
в случаях
раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли
сказуемого;
•
в написании ы и
и после приставок;
•
в случаях
трудного различения не и ни;
•
в собственных
именах нерусского происхождения.
К негрубым пунктуационным относятся
ошибки:
•
в случаях,
когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
•
в пропуске
одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
•
при применении
правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация
при общем второстепенном члене или общем вводном слое, на стыке союзов).
При подсчете ошибок
две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не
позволяет снизить оценку на балл. На полях тетради ставится помета: негруб, или
1/2, т.е. пол-ошибки.
3. Повторяющиеся и
однотипные ошибки.
Повторяющиеся
- это ошибки в одном
и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например: выращенный,
возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных
оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако
три такие ошибки считаются за одну. Однотипные - это ошибки на одно правило,
если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие,
в рощи; колятся, борятся) и фонетических (пирожек, сверчек) особенностях
данного слова. Первые три однотипных ошибки принято считать за одну, каждая
последующая - как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание,
которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые
согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие. Если в одном
слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены
две и более ошибок, то все они считаются за одну
3.
Оценка сочинений и изложений
С о ч и н е н и я и
и з л о ж е н и я – основные формы проверки умения правильно и
последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения
в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы
"Развитие навыков связной речи".
Примерный объем
текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200,
в 7 классе – 200-250, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объём текстов
итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на
50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная
работа.
С помощью сочинений и
изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать
языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3)
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и
изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое
оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств),
вторая – за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических
ошибок.
Обе отметки считаются
отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа,
проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за
содержание и речь) считается отметкой по литературе.
Содержание сочинения
и изложения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы
ученика теме и основной мысли;
• полнота раскрытия
темы;
• правильность
фактического материала;
• последовательность
изложения.
При оценке речевого
оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического
строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и
стилистических недочетов.
Орфографическая и
пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см.
Нормативы для оценки контрольных диктантов).
Содержание и
речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Оценка
|
Основные критерии оценки
|
|
Содержание и речь
|
Грамотность
|
1
|
2
|
3
|
«5»
|
1. Содержание работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют; в
изложении сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Содержание работы излагается
последовательно.
4. Текст отличается богатством лексики,
точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5.
Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
6. Допускается 1 недочет в содержании и
1-2 речевых недочета
|
Допускается 1 негрубая
орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибка
|
«4»
|
1. Содержание работы в основном соответствует
теме, имеются незначительные отклонения от темы.
2. Содержание изложения в основном
достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе
сохранено не менее 70% исходного текста.
3. Имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй
речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и
достаточной выразительностью.
6. Допускается не более 2 недочетов в
содержании и не более 3-4 речевых недочетов
|
Допускаются: •
2 орфографические +
2 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 1 орфографическая +
3 пунктуационные +
3 грамматические ошибки;
• 0 орфографических +
4 пунктуационные +
3 грамматические ошибки.
В любом случае количество
грамматических ошибок не должно превышать трех, а орфографических - двух,
однако, если из трех орфографических ошибок одна является негрубой, то
допускается выставление отметки «4»
|
«3»
|
1. Имеются существенные отклонения от
заявленной темы.
2. Работа достоверна в основном своем
содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения
составляет менее 70% исходного текста.
3. Допущено нарушение последовательности
изложения.
4. Лексика бедна, употребляемые
синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное
употребление слов.
6. Стиль работы не отличается единством,
речь недостаточно выразительна.
7. Допускается не более 4 недочетов в
содержании и 5 речевых недочетов
|
Допускаются: •
0 орфографических +
5-7 пунктуационных (с учетом
повторяющихся и негрубых);
• 1 орфографическая + 4-7
пунктуационных + 4 грамматические ошибки; • 2 орфографические + 3-6 пунктуационных
+ 4 грамматические ошибки; • 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4
грамматические ошибки; • 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические
ошибки
|
«2»
|
1. Работа не соответствует заявленной
теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет
менее 50% исходного текста.
3. Нарушена последовательность изложения
мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения
(изложения) не соответствует заявленному плану.
4. Лексика крайне бедна, авторские
образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими
однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты
случаи неправильного употребления слов.
5. Нарушено стилевое единство текста.
6. Допущено 6 недочетов в содержании и
до 7 речевых недочетов.
|
Допускаются: - 5 и более грубых
орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
8 и более пунктуационных ошибок
(с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.
Общее количество орфографических
и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.
|
«1»
|
Допущено более 6 недочетов в содержании
и более 7 речевых недочетов.
|
Имеется по 7 и более орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок
|
|
|
|
|
Данные нормы оценок
даны для среднего объема сочинения в 4-5 страниц.
При оценке сочинения
учитывается самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения,
уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального
замысла, его хорошая реализация позволяют повысить оценку на 1 балл.
Отличная отметка не
выставляется при наличии более 3 исправлений.
При наличии в тексте
более 5 поправок (исправлений неверного написания на верное) оценка снижается
на 1 балл.
Если объем сочинения
в полтора –два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», при оценке
работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»на , а для
отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при
соотношениях: 2-3-2; 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4; 4-6-4 ;
4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается
во внимание.
Первая оценка ( за
содержание и речь) не может быть положительной , если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
Ошибки и недочеты в сочинениях и
изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и
«недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение
норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это
нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей,
коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это
неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или
написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая
шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том,
что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи.
Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не
раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю
изложения. Речевыми
недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и
изложений
Ошибки в содержании сочинения или
изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять
программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме
высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему;
не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
В изложении:
неточности, искажения текста в обозначении
времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных
связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное
воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в
высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения
(изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной
ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой
микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или
отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не
обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого
ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а
потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам
относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в
свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам
можно отнести следующие нарушения:
•
употребление слова
в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по
лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул
подбородок на стол;
•
неразличение
(смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
•
нарушение
лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не
свистели над ушами;
•
употребление
лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней
случайно;
•
пропуск,
недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный
белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
•
стилистически
неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта
характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические
ошибки
представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к
выразительности речи:
•
неоправданное
употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити
было два парня: Левин и Вронский;
•
неуместное
употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской
речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
•
смешение
лексики разных исторических эпох;
•
употребление
штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
•
бедность и
однообразие синтаксических конструкций;
•
нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил
из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
•
стилистически
неоправданное повторение слов;
•
неудачное
употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к
неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она
клюнула;
•
неудачный
порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение
грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными,
морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических
ошибок
•
Словообразовательные, состоящие в неоправданном
словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка,
подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
•
Морфологические, связанные с ненормативным
образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не
думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях;
ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
•
Синтаксические
а) Ошибки в
структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам,
нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в
структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и
сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей
единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например:
Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов,
например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и
комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и
деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине
«Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из
членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег
реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик
прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре
сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной
связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами;
- отрыв придаточного от определяемого
слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в
Киевской бурсе;
г) смешение прямой и
косвенной речи;
д) разрушение
фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть
не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические
ошибки следует отличать
от орфографических.
Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя
услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием
чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и
орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих
в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование,
что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею
даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
4. Оценка
обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих
работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3)
объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные
ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставится только в
том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.
При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей
оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2
исправления.
Первая и вторая
работа, как классная , так и домашняя, при закреплении определенного умения или
навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные
работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются
по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и
учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение
теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень
орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая отметка не
должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих
отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку
ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того,
чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении
всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать
результаты их текущей успеваемости.
При выведении
итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим
степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми).
Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на
протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений
за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом
"2" и «1» с учетом работы над ошибками.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.