Пояснительная записка
В основе программы обучения русского языка лежит
программа для образовательных учреждений по русскому языку 5- 9 классы под
редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, 2014 г.
Программа общеобразовательных учреждений
«Русский язык» 7 класс
М.Т. Баранов, Т.Ф.Ладыженская, Н.М.Шанский
М.: «Просвещение» 2014
Учебник: М.Т. Баранов. М.: Просвещение, 2014
Планирование рассчитано на 136 часов (4 часа
в неделю);
контрольных диктантов – 9,
уроков развития речи – 22
Цели обучения:
·
воспитание уважения к родному языку, сознательного
отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного
средства общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- совершенствование
речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским языком; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи;
- формирование
умений познавать, анализировать, классифицировать языковые факты, умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Задачи преподавания:
·
формирование научного
мировоззрения, вооружение основами знаний о родном языке, развитие языкового и
эстетического идеала;
·
формирование прочных
орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского
литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
обучающихся
·
развитие логического
мышления, умение работать с книгой, со справочной литературой,
совершенствование навыков чтения.
Согласно базисному плану количество часов,
отведённое на изучение предмета, составляет 136 часов (4 часа в неделю). В
связи с этим производится корректировка часов за счёт уроков обобщающего
характера в темах «Наречие», «Союз», «Частица» и не повлияет на полноту
изучения нового материала
Учебно-тематический план
№
|
Темы
типовой программы
|
Количество часов
|
1
|
Введение.
Русский язык как развивающееся
явление
|
1
|
2
|
Повторение
пройденного в 5 и 6 классах
|
12
|
|
Тексты и стили
|
4
|
3
|
Причастие
|
32
|
4
|
Деепричастие
|
11
|
5
|
Наречие
|
29
|
6
|
Слово категории
состояния
|
4
|
7
|
Служебные части
речи. Культура речи
|
1
|
8
|
Предлог
|
8
|
9
|
Союз
|
12
|
10
|
Частица
|
11
|
11
|
Междометие.
Звукоподражательные слова
|
2
|
12
|
Повторение и
систематизация пройденного в 7 классе
|
9
|
|
Итого
|
136
|
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(136 ч)
1. Вводный
урок. Русский язык как развивающееся явление.
Знать некоторые особенности развития русского
языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость
норм языка.
Уметь обобщать знания о языке, полученные в
5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с
учебной и справочной литературой.
2. Повторение
изученного в 5 – 6 классах.
2.1.Синтаксис
и пунктуация
Знать изученные
сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа
предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков
препинания в ПП и СП.
Уметь ставить
знаки препинания в простом и сложном предложениях.
2.2. Лексика и фразеология.
Знать понятия лексическое
значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Уметь ставить знаки препинания в сложном
предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.
2.3. Фонетика и орфография.
Повторить трудные вопросы темы (роль букв е,
ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность
произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с
безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь.
2.4. Словообразование и орфография.
Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.
Повторить
орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.
Уметь различать формы слова и однокоренные
слова.
2.5. Морфология и орфография.
Повторить основные сведения по морфологии,
правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.
Уметь разграничивать части речи по их
морфологическим признакам.
2.6. Урок-практикум
Знать основные работы по морфологии,
орфографии, синтаксису.
Уметь применять орфографические,
пунктуационные правила.
2.7. Текст. Стили литературного языка.
Знать основные признаки текста, типы речи;
изученные стили языка, особенности публицистического стиля.
Уметь анализировать текст, определять его
типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.
3. Морфология и орфография. Культура речи.
3.1. Причастие.
Знать характеристику причастия по значению,
морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую
роль причастия в предложении.
Уметь различать причастия и прилагательные,
находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у
причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь
доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме
рассуждения.
3.2. Деепричастие.
Знать характеристику деепричастия по значению,
признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в
предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные
глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу
(предмету).
Уметь находить слова, обозначающие основные и
добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль
деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий;
определять вид деепричастии
3.3. Наречие.
Знать значение наречия; вопросы, на которые
оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в
предложении.
Уметь находить наречия в тексте; группировать
словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям
прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении
наречий.
3.4. Категория состояния.
Знать значение категории состояния; знать, что
слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в
положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории
состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.
Уметь находить слова категории состояния;
определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния;
определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении;
разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.
4. Служебные части речи.
Знать перечень служебных частей речи; отличие
служебных частей речи от самостоятельных.
Уметь находить служебные части речи в тексте,
классифицировать их.
5.
Повторение изученного в 7 классе.
Знать определения основных изученных в 5- 7 классах
языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил,
обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
В результате изучения русского
языка учащиеся должны знать определения
основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои
ответы, приводя нужные примеры.
Ученик должен знать\ понимать:
-
роль русского языка как
национального языка русского народа, государственного языка Российской
Федерации и средства межнационального общения;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов
(повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);
-
грамматические признаки причастия как
самостоятельной части речи; отличительные особенности причастий и
прилагательных;
-
об особенностях склонения причастий;
-
определение причастного оборота, его место по
отношению к определяемому слову, графическое обозначение причастного оборота в
предложении, правило выделения причастного оборота запятыми в предложении;
-
действительные и страдательные причастия;
-
краткие страдательные причастия;
-
способы образования действительных причастий
настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и
прошедшего времени;
-
порядок морфологического разбора причастий;
-
грамматические признаки деепричастия как части
речи;
-
определение деепричастного оборота, правила
выделения деепричастного оборота на письме запятыми;
-
способы образования деепричастий совершенного и
несовершенного вида;
-
порядок морфологического разбора деепричастий;
-
грамматические признаки наречия как части речи;
-
смысловые группы наречий;
-
о лексическом и грамматическом значении слов
категории состояния;
-
признаки классификации самостоятельных и
служебных частей речи;
-
правила употребления предлогов с разными падежами;
-
о производных и непроизводных, простых и составных
предлогах;
-
о союзе как части речи, его роли в тексте и
предложении;
-
о сочинительных и подчинительных союзах;
-
порядок морфологического разбора предлогов и
союзов;
-
отличие частиц от самостоятельных частей речи;
-
формообразующие и смысловые частицы;
-
отличительные особенности приставке не и
отрицательной частицы не, приставки, союза, частицы ни;
-
о назначении в речи междометий.
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими
умениями и навыками:
-
определять тему, основную
мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру
и языковые особенности текста;
-
производить морфологический
разбор частей речи, изученных в 7 классе;
-
производить синтаксический
разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, а также сложных
предложений с изученными союзами;
-
составлять предложения с
причастными и деепричастными оборотами;
-
соблюдать нормы
литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии.
-
Находить
в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с
изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Орфограммы, изученные в 7
классе:
·
Гласные
в суффиксах действительных причастий настоящего времени;
·
Гласные
в суффиксах страдательных причастий настоящего времени;
·
Гласные
перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных,
образованных от глаголов;
·
Одна и
две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и
прилагательных, образованных от глаголов;
·
Одна и
две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и
кратких прилагательных;
·
Слитное
и раздельное написание НЕ с причастиями;
·
Буква
Е-Ё после шипящих в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего
времени;
·
Правописание
НЕ с деепричастиями;
·
Слитное
и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е;
·
Буквы
Е-И в приставках НЕ-НИ отрицательных наречий;
·
Одна и
две буквы Н в наречиях на О-Е;
·
Буквы
О-Е после шипящих на конце наречий;
·
Буквы
О-А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С;
·
Дефис
между частями слова в наречиях;
·
Слитное
и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных
числительных;
·
Мягкий
знак после шипящих на конце наречий;
·
Слитное
и раздельное написание производных предлогов;
·
Слитное
написание союзов также, тоже, чтобы, зато;
·
Раздельное
и дефисное написание частиц;
·
Правописание
частицы НЕ с различными частями речи;
·
Различение
частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ.
-
правильно
писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации.
Выделять запятыми
причастные обороты, стоящие после определяемого существительного,
деепричастные обороты.
По связной речи.
·
адекватно воспринимать и
создавать тексты публицистического стиля на доступные темы;
·
подробно и сжато излагать
повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов
труда;
·
писать рассказы на
предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта
учащихся;
·
грамотно и чётко
рассказывать о произошедших событиях;
·
собирать и
систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
·
совершенствовать
содержание и языковое оформление своего текста.
Аудирование
и чтение
·
адекватно понимать
информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную
информацию);
·
извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой информации; свободно
пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.
Говорение и письмо
·
воспроизводить текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
·
создавать тексты различных
стилей и жанров (выступление, статья, интервью, очерк);
·
осуществлять выбор и организацию
языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
·
владеть различными видами
монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к
действию, обмен мнениями);
·
свободно, правильно
излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
·
соблюдать в практике
речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка;
·
соблюдать в практике
письма основные правила орфографии и пунктуации;
·
осуществлять речевой
самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить
грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и
редактировать собственные тексты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
·
осознания роли родного
языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения
родного языка в жизни человека и общества;
·
развития речевой культуры,
бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты
русского языка как явления культуры;
·
удовлетворения
коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях
общения;
·
увеличения словарного
запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития
способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
·
использования родного
языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения
образования.
Список литературы
Обязательная литература:
2 .Учебник Русский язык 7 класс - М.:
Просвещение , 2014
Дополнительная литература:
1.О.П.Баландина Обучение сочинению по картине
5-9 классы - В.: Учитель, 2011
2. Г.А.Богданова
Поурочные разработки по русскому языку в 7 классе –
М: Просвещение, 2010
3. А.Е.А.Касатых Поурочные разработки по
русскому языку 7 класс – М: Просвещение, 2014.
4. С.Н.Пименова
Дидактические материалы по русскому языку 7 класс-
М: Просвещение, 2013
5..И.В.Текучёва
Контрольные и проверочные работы 7 класс - М.: АСТ 2013
6. Н М. Шанский
Занимательный русский - М.: Дрофа, 2013
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.