Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для VII
класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта
основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией В.В.Бабайцевой
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую
стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета
в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа составлена на основе
авторской программы. В.В. Бабайцевой. Программы для общеобразовательных
учреждений Русский язык 5-9 кл , (авторы программы В.В. Бабайцева, А.П.
Еремеева , А.Ю. Купалова , и др.). М: «Дрофа» 2010г
Данная
рабочая программа отражает базовый уровень подготовки школьников,
конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает распределение
учебных часов по разделам курса. Количество часов на
изучение русского языка в 7 классе - 140 из них - 25, на развитие
речи. 4 часа в неделю.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку
представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку;
учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню
подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения и
каледарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной
значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой
передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной
культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и
литературы.
Русский язык – государственный язык Российской
Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться,
добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками
личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех
областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям
современного мира.
В системе школьного образования учебный
предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом
изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности
русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует
навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык
неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения
всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей
профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и
структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII
классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая
(языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая)
компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение
основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке;
умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание
языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета,
культурой межнационального общения.
Курс русского языка для VII
класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе
овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления
в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского
литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение
русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура
населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект
культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика,
воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка,
способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает
формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения,
информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а
также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное
речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе
перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка,
но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок
программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и
речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет
основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения
данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации
деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального
развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит
их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы,
обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические
единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития
речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю
и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса
русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно
взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии
учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми
умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные
коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как
национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой
системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях
общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение
следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма,
сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения
и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание
интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его
устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном
плане МБОУ Никольская СОШ. Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное
изучение русского (родного) языка в VII классе – 140 часов.
Общие учебные умения, навыки и способы
деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и
интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В
процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные
умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой
деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе
изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие
общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности
и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать
цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях
к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие
компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся
знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку,
основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений,
востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Учебно-тематический план.
Содержание
|
Кол-во часов
|
Развитие речи
|
Литературный
русский язык.
|
1
|
|
Повторение
изученного в 5-6 классах.
|
8
|
2
|
Причастие.
|
34
|
8
|
Деепричастие.
|
10
|
2
|
Переход слов из
одних самостоятельных частей речи в другие.
|
1
|
|
Служебные части
речи.
Предлог.
|
1
10
|
2
|
Союз.
|
10
|
2
|
Частица.
|
17
|
4
|
Переход слов из
самостоятельных частей речи в служебные
|
1
|
|
Междометие
|
3
|
1
|
Повторение о
обобщение изученного в 5-7 классах.
|
19
|
4
|
Итого
|
115
|
25
|
Требования к уровню подготовки учащихся за
курс VII класса.
I.
Учащиеся
должны знать определения основных
изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих
понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя
нужные примеры.
II. К концу VII класса учащиеся
должны овладеть следующими умениями
и навыками:
— производить морфологический разбор частей
речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор
предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а
также сложных предложений с изученными союзами;
— составлять предложения с причастными и
деепричастными оборотами;
— соблюдать нормы литературного языка в
пределах изученного материала.
По
орфографии. Находить в словах
изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно
писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми
орфограммами.
По
пунктуации. Выделять запятыми
причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на
доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами
описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда.
Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты;
сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и
четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Перечень учебно-методического обеспечения.
К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Учебно-методический
комплекс
При осуществлении
контроля знаний и умений учащихся используются:
- диктант
(объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,
«Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический);
- изложение
(подробное, выборочное, сжатое);
- описывание
(осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);
- сочинение (по
данному сюжету, по данному началу, по рисунку);
- устное сообщение на
лингвистическую тему.
Технологии, методики:
уровневая
дифференциация;
проблемное
обучение;
информационно-коммуникационные
технологии;
здоровьесберегающие
технологии;
технология
дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических
олимпиадах).
Программа
реализуется в трех книгах, которые образуют учебный комплекс.
1. Учебник
«Русский язык. Теория» для 5-9 классов с системным изложением теоретических
сведений, иллюстрированных литературными примерами (без упражнений). Учебник
выполняет не только учебную, но и справочную функцию, способствует формированию
познавательной самостоятельности.
2. Учебник-пособие
«Русский язык. Практика». Сборник задач и упражнений для каждого класса
отдельный, который обеспечивает отработку практически важных умений
и навыков системой заданий, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности
класса.
3. Учебное
пособие «Русская речь» обеспечивает специальные уроки по развитию связной речи
как системой понятий и правил, так и задачами и упражнениями, формирующими
умения и навыки устной и письменной речи.
Учебно – методический комплекс.
1. Программы для
общеобразовательных учреждений Русский язык 5-9 кл , (авторы программы В.В.
Бабайцева, А.П. Еремеева , А.Ю. Купалова , и др.)./сот Е.И, Харитонова М:
«Дрофа» 2010г
2.
Учебник Русский язык практика 7 класс /С.Н.Пименова, А.П.
Еремеева, А.Ю.Купалова и др.: под ред. С.Н.Пименовой. – М.: Дрофа, 2011.
3.
Учебник Русский язык теория 5- 9 класс В.В. Бабайцева, , Л.Д.
Чеснакова.:. – М.: Просвещение , 2011.
4.
Учебник Русский язык. Русская речь. Е. И Никитина М.:
Просвещение,
Перечень
учебно-методического обеспечения.
Печатные
пособия.
Раздаточный
материал по русскому языку для 7 класса.
Мультимедийные
пособия.
«Фраза»
Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и
абитуриентов.
«Русский
язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
Мультимедийные
презентации к уроку.
Диск
«Уроки русского языка Кирилла и Мефодия».
Дополнительная
литература
Ожегов
С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. –
М.: Рус. яз., 2003
Тихонов
А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз.,
1985
ПЕРЕЧЕНЬ
МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Наименование объектов и средств МТО
|
- Словари русского языка
-
Репродукции картин
-
Таблицы
|
Технические средства обучения
-
Классная доска
-
Настенная доска
-
Ноутбук
-
Мультимедийные образовательные ресурсы: тренажеры, компьютерные игры,
презентации
|
Оборудование класса
-
Ученические столы, стулья
-
Стол учительский
-
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий
-
Уголки по технике безопасности, для выпускников по подготовке к итоговой
аттестации.
|
НОРМЫ ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
(Программа для общеобразовательных учреждений
5-9.Русский язык //сост-ль Е. И. Харитонова Москва Дрофа 2010, стр 214-218).
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые
требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них
устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и
письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и
пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания,
содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные
виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким
умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2)
орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
Оценка устных
ответов учащихся
Устный опрос является одним из
основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ
ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение
на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в
конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо
руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания
изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если
ученик:
1) полно излагает изученный
материал, дает правильные определения языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала,
может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести
необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал
последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но
допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и
допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и
доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если
ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого
материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их
смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «2» отмечает такие
недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному
овладению последующим материалом.
Оценка («5», «4», «3») может
ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика
oтводится определенное время), но и за рассредоточенный по времени, т.е.
за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный
балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на
практике.
Оценка
письменных работ учащихся
Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки
орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные
тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка,
быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Требования к тексту
диктанта
Класс
|
Количество в контрольном диктанте
|
Кол-во слов в словарном диктанте
|
слов (самостоятельных и служебных)1
|
орфограмм2
|
пунктограмм
|
слов с непроверяемыми орфограммами3
|
5
|
90-100
|
12
|
2-3
|
5
|
15-20
|
6
|
100-110
|
16
|
3-4
|
7
|
20-25
|
7
|
110-120
|
20
|
4-5
|
10
|
25-30
|
8
|
120-150
|
24
|
10
|
10
|
30-35
|
9
|
150-170
|
24
|
15
|
10
|
35-40
|
1До конца первой четверти (а в 5 классе – до
конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для
предыдущего класса.
2Для контрольных диктантов следует подбирать
такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были
бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и
пунктограмм включаются основные; они должны быть представлены 1—3 случаями. В
целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм,
представленных в таблице.
3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь
изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на
двух-трех предыдущих уроках).
Нормы оценивания
диктанта
Вид
диктанта
|
оценка/количество ошибок
|
«5»
|
«4»
|
«3»
|
«2»
|
Контрольный
|
1 негрубая орфографическая
или 1 негрубая пунктуационная ошибка.
|
2 орф. - 2 пункт.
или
1 орф.- 3 пункт.
или
0 орф. – 4 пункт.
*при 3 орф.
ошибках, если среди них есть однотипные.
|
4 орф. - 4 пункт.
или
3 орф. - 5 пункт.
или
0 орф. - 7 пункт.
*в 5 классе допуск.
при 5 орф. и 4 пункт.
*при 6 орф. и 6
пункт., если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
|
7 орф.- 7 пункт.
или
6 орф. - 8 пункт.
или
5 орф.- 9 пункт.
или
8 орф.- 6 пункт.
|
Словарный
|
0 ошибок
|
1-2 ошибки
|
3-4 ошибки
|
до 7 ошибок
|
Примечание.
При оценке диктанта исправляются,
но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не
включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми
написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской
пунктуации.
Исправляются, но не учитываются
описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает»
(вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также
учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е.
не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете
ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой
буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и
раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется
правилами;
4) в случаях трудного различения
не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался,
никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное
не…, не что иное, как и др.);
5) в собственных именах
нерусского происхождения;
6) в случаях, когда вместо
одного знака препинания поставлен другой;
7) в пропуске одного из
сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость
и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в
корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на
одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в
грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок,
сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибки на
такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове
требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — воды, рот —
ротик, грустный — грустить, резкий -резок).
Первые три однотипные ошибки
считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка
учитывается самостоятельно.
Если в одном непроверяемом слове
допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте
более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка
снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и
более исправлений.
В комплексной контрольной
работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического,
лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две
оценки (за каждый вид работы).
При оценке выполнения
дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик
выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик
выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в
которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в
которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические
и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий,
учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка сочинений
и изложений
Сочинения и изложения основные
формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня
речевой подготовки учащихся.
Примерный объем
текста изложений и сочинений
класс
|
Объем текста для
|
подробного изложения1
|
классного сочинения
|
5
|
100-150 слов
|
0,5 – 1,0 страницы
|
6
|
150-200 слов
|
1,0 – 1,5 страницы
|
7
|
200-250 слов
|
1,5 – 2,0 страницы
|
8
|
250-350 слов
|
2,0 – 3,0 страницы
|
9
|
350-450 слов
|
3,0 – 4,0 страницы
|
1 Объем текстов итоговых контрольных подробных
изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на
таких уроках не проводится подготовительная работа.
С помощью сочинений и изложений
проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые
средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и
правил правописания.
Любое сочинение и изложение
оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление,
вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением
случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В
этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по
литературе.
Содержание сочинения и
изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме
и основной
мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического
материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления
сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и
грамматического строя речи;
- стилевое единство и
выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу
допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
оценка
|
Основные критерии оценки
|
содержание и речь
|
грамотность
|
«5»
|
1. Содержание
работы полностью соответствует
теме.
2. Фактические
ошибки отсутствуют.
3. Содержание
излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством
словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью
словоупотребления.
5. Достигнуто
стилевое единство и выразительность текста.
В целом в
работе допускается 1 недочет в содержании и 1—2 речевых недочета
|
Допускается:
1
орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка
|
«4»
|
1. Содержание
работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения
от темы).
2. Содержание в
основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический
и грамматический строй речи достаточно разнообразен
5. Стиль работы
отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в
работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3—4 речевых
недочетов.
|
Допускаются:
2 орфографические
и 2 пунктуационные ошибки, или
1 орфографическая
и 3 пунктуационные ошибки, или
4
пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,
а также 2
грамматические ошибки
|
«3»
|
1. В работе
допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа
достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены
отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден
словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции,
встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль
работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в
работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
|
Допускаются:
4 орфографические
и 4 пунктуационные ошибки,
или
3 орфографические
ошибки и 5 пунктуационных ошибок,
или
7 пунктуационных
при отсутствии орфографических ошибок
(в 5 классе -
5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки
|
«2»
|
1. Работа не
соответствует теме.
2. Допущено
много фактических неточностей.
3. Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне
беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи
неправильного словоупотребления.
5. Нарушено
стилевое единство текста.
В целом в работе
допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
|
Допускаются:
7 орфографических
и 7 пунктуационных ошибок, или
6 орфографических
и 8 пунктуационных ошибок, или
5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или
8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, я также 7 грамматических
ошибок.
|
Ошибки
и недочеты в сочинениях
Следует различать понятия
«ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи,
нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя».
Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей,
коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это
неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или
написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая
шероховатость речи.
Речевые недочеты
свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и
выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль
или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не
соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того
же слова;
- однообразие словарных
конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые
смешения.
Ошибки
в содержании сочинений
Ошибки в содержании
сочинения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять
программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме
высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему;
не владеет логикой изложения. Фактические ошибки
искажение имевших место
событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий,
дат.
Логические ошибки
-нарушение
последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между
частями сочинения и между предложениями;
-неоправданное повторение
высказанной ранее мысли;
-раздробление одной
микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей
высказывания или отсутствие необходимых частей;
-неоправданная подмена
лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала
от первого, а потом от третьего лица.
Речевые
ошибки
К речевым ошибкам относятся
ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою
очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно
отнести следующие нарушения:
• употребление
слова в несвойственном ему значении, например:мокрыми ресницами он шлепал себя
по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул
подбородок на стол;
• неразличение
(смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень;
учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
• нарушение
лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город;
пули не свистели над ушами;
• употребление
лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с
Таней случайно;
• пропуск,
недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,
закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
• стилистически
неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная
черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения,
которые связаны с требованиями к выразительности речи:
• неоправданное
употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например:
У Кити было два парня: Левин и Вронский;
• неуместное
употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской
речи, например: Рядом сидит папа(вместо отец) одного из малышей;
• смешение
лексики разных исторических эпох;
• употребление
штампов.
Речевые ошибки в
построении текста:
• бедность и
однообразие синтаксических конструкций;
• нарушение
видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев
выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
• стилистически
неоправданное повторение слов;
• неудачное
употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к
неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
• неудачный
порядок слов.
Грамматические
ошибки
Грамматические ошибки
- это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических
ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными,
морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности
грамматических ошибок
• Словообразовательные, состоящие
в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка
(например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство,
публицизм и т.п.). Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
• Морфологические, связанные
с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав
свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины;
спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
• Синтаксические
а) Ошибки
в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении,
например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки
в структуре простого предложения:
- нарушение связи между
подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы
предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по
вырубке;
- разрушение ряда
однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда
не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а
еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с
причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к
берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись
руками в колени;
- местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они
покрывали берег реки;
- пропуски необходимых
слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре
сложного предложения:
- смешение сочинительной и
подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев
шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от
определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней,
которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и
косвенной речи;
д) разрушение
фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть
не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Примечания.
1. При оценке сочинения
необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.
Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют
повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в
полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4»
на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке
грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2
грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2—3; «3» ставится при
соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение
объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за
содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
Сочинение – основная форма
проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровни речевой подготовки
учащихся.
При рекомендации объема классных
сочинений нужно учитывать, что объем ученического сочинения зависит от многих
обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и
замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.
С помощью сочинений проверяются:
1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии
со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил
правописания.
Любое сочинение оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за
грамотность. Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок -
орфографических, пунктуационных и грамматических
Содержание сочинения и изложения
оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и
основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического
материала;
последовательность изложения.
4. На
оценку сочинения и изложения распространяются положения об
однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником
исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
IV. Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные
упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем
контрольные работы.
При оценке обучающих работ
учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем
работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были
предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае,
когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом
выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей
оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и
2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как
классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка
проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы,
выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам
для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
V. Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится
итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны
подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала,
овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной
грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться
механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее
определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям
ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное
отношение учащихся к занятиям на протяже нии всего учебного года, при выведении
итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой оценки преимущественное
значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками
(орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за
грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года)
большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую,
пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2».
Нормативы оценок за устные ответы и письменные
работы учащихся 5—9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых
школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1—2
ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или оцениваться в соответствии с
«Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ
по русскому языку», утвержденными Министерством образования РФ.
Техника чтения
Класс
|
Вслух
|
Про себя
|
5
6
7
8
9
|
120
140
140 – 150
150
150
|
140 – 170
170 – 210
210 – 250
250 – 260
260 – 280
|
КРИТЕРИИ
УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные
знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить
взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться
теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного
произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь
произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные
знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст
произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической
литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в
основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить
взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении
пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком
разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения
своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно
свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке
ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание
существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и
характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных
теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной
техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.