ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку в 6 классе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009)Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы для 5-9 классов. (Авторы программы: В. В. Бабайцева, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др.).
Количество часов, отведенных на изучение курса русского языка в 6 классе — 204 (6 часов в неделю) 34 учебные недели. Предусмотрен резерв учебного времени-4часа. Данная программа входит в область «Филология»
Назначение программы:
-обеспечить качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, -закрепление основных правописных и речевых навыков, -расширить лингвистический кругозор учащихся, дать дополнительные сведения языковедческого характера.
Содержательные линии предмета:
Предлагаемый курс представляет современный русский язык как систему. Особенностью данного курса является то, что программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии.
Цели обучения русскому языку
Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание бережного отношения к языку;
-развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи организации учебной деятельности:
Развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации, углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Специфика предмета:
Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)
Требования к уровню подготовки учащихся в 6 классе.
В результате изучения русского языка учащиеся должны:
знать/понимать
-основные единицы языка (имя существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, местоимение) и их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);
уметь
-опознавать изученные части речи (имя существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, местоимение), аргументированно доказывать принадлежность слова к данным языковым единицам и отличать их по совокупности признаков;
-употреблять изученные части речи, учитывая основные нормы русского литературного языка;
-опознавать и воспринимать на слух тексты разных типов речи;
-анализировать тексты всех типов речи с точки зрения особенностей их построения;
-создавать тексты всех типов речи в соответствии с темой, замыслом, композицией и заданным стилем речи.
По пунктуации. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, обращении, при междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 6 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания.Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
При составлении рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:
-диктант (выборочный, распределительный, словарный, терминологический, с грамматическим заданием, творческий, объяснительный, цифровой, с изменением текста, графический);
-комплексный анализ текста;
-тестирование;
-зачет (теоретический, практический);
-изложение (выборочное, сжатое, близкое к тексту, с элементами сочинения);
-сочинение (по плану, по картине, по данному началу/концу).
В рабочей программе по русскому языку целесообразно включение самостоятельной деятельности, предусматривающей:
-углубление интеллектуальной и культурной компетенции учащихся;
-самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-поиск нужной информации по заданной теме (проблеме) в источниках различного типа;
-передача содержания информации адекватно поставленной цели.
Итоги года показали, что в разделе «Части речи» уместно выделить дополнительные часы на изучение имени существительного, поэтому в модифицированной рабочей программе отведено 15 часов на «Имя существительное».
Учебно- и учебно-методическое обеспечение рабочей программы по русскому языку в 6 классе:
-Бабайцева, В. В. Русский язык : Теория : учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, 2008.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику «Русский язык. Практика. 6 кл.» / Л. И. Новикова, Е. Э. Грибанская. - М.: Экзамен, 2005.
Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория»; «Русский язык. Практика»; «Русская речь». 6 кл. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова [и др.]. - М. : Дрофа, 2008.
Никитина, Е. И. Русская речь : Развитие речи. 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина. - М. : Дрофа, 2008.
Никитина, Е. И. Уроки развития речи : к учебнику «Русская речь : Развитие речи». 6 кл. / Е. И. Никитина. - М.: Дрофа, 2008.
Поурочное планирование к учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой. «Русский язык. Теория»; «Русский язык. Практика»; «Русская речь»: 5-9 кл. / А. Ю. Купалова, Г. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов. - М.: Дрофа, 2008.
Русский язык : Практика. 6 кл. : пособие для общеобразовательных учреждений / Г. К. Лидман-Орлова, А. Ю. Купалова [и др.]. - М.: Дрофа, 2008.
Тематическое распределение часов
№ п/п Разделы, темы
Количество часов
государственная программа
(программы)
модифицированная рабочая
программа
1
Вводный урок
1
1
2
Повторение изученного в 5 классе
9
9
Морфология.
3
Части речи
Имя существительное
4
15
4
Глагол
57
47
5
Имя прилагательное
41
40
6
Имя числительное
23
23
7
Наречие
27
27
8
Местоимение
30
27
9
Повторение
15
11
10
Резерв
3
4
Итого
210
204
Учебно-тематический план
3 Части речи
15
1
-
-
4
Глагол
47
2
1
3
5
Имя прилагательное
40
2
-
1
6
Имя числительное
23
1
1
-
7
Наречие
27
2
1
-
8
Местоимение
27
2
-
-
9
Повторение
11
-
-
-
10
Резерв
4
-
-
-
Итого
204
11
3
4
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.