I.
Пояснительная записка
Рабочая
программа по курсу «Русский язык» составлена на основе закона об образовании,
статья 2 п.9 федерального государственного образовательного стандарта 2
поколения, учебного плана, примерной программы основного общего образования Начальная
школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. —
223 с. — (Стандарты второго поколения). по курсу «Русский язык» с учетом
авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык».
Рабочая программа ориентирована на использование
УМК:
1)
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,
Пронина О. В. Русский язык. Учебник для 4-го класса в 2-х частях. – Изд. 5-е,
перераб. – М.: Баласс, 2011
2)
Бунеева Е.В. проверочные и
контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1, 2. Изд. 2-е, перераб.
– М.: Баласс, 2011
3)
Комиссарова Л.Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса
Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся/под науч. ред.
Е.В.Бунеевой. изд. 2-е, испр. – М.: Баласс, 2010
4)
Яковлева М.А. Тетрадь по
чистописанию для 4 класса. – М.: Баласс, 2011
Курс
русского языка в начальной школе – часть единого
непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения
русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является
современный русский литературный язык в его реальном функционировании.
Цели обучения
русскому языку в основной школе:
1)
развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения,
письма, слушания, говорения;
2)
формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в
начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу
формирования функционально
грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие
ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка
средствами предмета «Русский язык», а именно
–
формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной
научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе
основных положений науки о языке (познавательная цель);
–
формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1)
развитие
у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса
к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к
языку как части русской национальной культуры;
2)
осознание
себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном
диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3)
формирование
у детей чувства языка;
4)
воспитание потребности пользоваться всем языковым
богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и
письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых
знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков,
необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и
писать на родном языке.
II.
Общая характеристика учебного предмета
Отличие
данной программы от других заключается в том, что:
1.
Определены
основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»: овладение
функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и
письменной речи; орфографией и пунктуацией, навыками и умениями понимания и
анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его
воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2.
Предложен
путь формирования орфографической зоркости на основе целенаправленной
систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с
его звуко - буквенным анализом.
3.
Введено
понятие «орфограмма».
4.
Сведения
о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе
регулярного наблюдения над словами.
5.
Состав
слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
6.
Усилено
внимание к синтаксису и пунктуации. Увеличен объём изучаемого материала по
синтаксису и пунктуации.
7.
Изучение
языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения
8.
Выдержан
единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка
– формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
Принципы, лежащие
в основе построения программы
·
Личностно-ориентированные
принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической
комфортности);
·
Культурно-ориентированные
принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности,
принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип
овладения культурой)
·
Деятельностно-ориентированные
принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной
учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика,
принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности)
III.
Описание места учебного предмета в учебном
плане
Рабочая программа 4 класса составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта по государственной программе Р.Н.Бунеева
из расчета 5 часов в неделю, 170 часов в год. Каждый
раздел темы имеет свою комплексно- дидактическую цель, в
которой заложены специальные знания и умения, отводятся 17 часов на
развитие речи.
Основными
разделами программы являются темы: «Повторение изученного»,
«Предложение с однородными членами», «Текст», «Имя
существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол»,
«Повторение изученного за курс 4 класса». Всего 8 тем,
которые расположены в определенной последовательности. Содержание учебного
материала каждой темы имеет внутрипредметную связь.
IV.
Описание
ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является
осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя
как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с
помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден,
поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание
важности общения как значимой
составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на
общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека,
и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных
произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание
красоты и гармоничности
русского
языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание
ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в
суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений;
приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание
важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование
эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности,
уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли
труда в жизни человека,
развитие
организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности,
ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма –
осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства;
чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя
не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными
результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и
качества:
–
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
–
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
–
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
–
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
–
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
–
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
–
интерес к изучению языка;
–
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством
достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним,
проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными
результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных
учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
–
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
–
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
–
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
–
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством
формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
–
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
–
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
–
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
–
пользоваться словарями, справочниками;
–
осуществлять анализ и синтез;
–
устанавливать причинно-следственные связи;
–
строить рассуждения.
Средством
развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология продуктивного чтения.
Коммуникативные
УУД:
–
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
–
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
–
задавать вопросы.
– произносить
звуки речи в соответствии с нормами языка;
–
производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор
доступных слов;
–
правильно писать слова с изученными орфограммами;
–
видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки,
правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать
орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и
морфологические);
–
находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
–
пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова,
видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным
словам;
–
различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из
двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
–
ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с
союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами
и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс
прямая речь);
–
производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках
изученного;
–
разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова,
образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с
помощью приставок;
–
писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по
плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после оответствующей
подготовки;
–
читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным
типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во
время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план,
пересказывать текст по плану;
–
воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые
слова;
–
создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
VI.
Содержание
учебного предмета «Русский язык» 4 класс
170 ч (5
часов в неделю)
Повторение. (15 ч)
Предложение. Текст. (35 )
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном
предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с
однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с
бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с
прямой речью (конструкция
«Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли
таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь
следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно
оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка
знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном
предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор
предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать
художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков
изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены
предложения.
Имя существительное. (45 )
Имя существительное в роли подлежащего, в роли
второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён
существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные
падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после
шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание
существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 )
Имена прилагательные в роли второстепенных членов
предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические
группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и
падежам.
Орфограмма – безударные
гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с
основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 или 34 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с
глаголами (включая случаи слитного написания);-тся, -ться в глаголах;
безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после
шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах
среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее
развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена
существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных
с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный,
сон – сонный).
3. Совершенствование
умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее
формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м
классах.
4. Наблюдение за
лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных
частей речи.
Наречие. (4 ч)
Значение наречия. Употребление в речи.
Повторение. (8 ч)
Развитие речи. Работа по
обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию
связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию
подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием
(сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование
каллиграфических навыков:
закрепление навыков верного начертания букв, способов
их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма.
Индивидуальная работа с учащимися по устранению
недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. (6 ч)
VII.
Календарно-тематическое планирование
предметной линии «Русский язык»
(170
часов – 5 часов в неделю)
№
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Планируемые результаты
|
Виды деятельности
|
№ задания
|
Дата
провед.
|
Предметные
|
Метапредметные и личностные УУД
|
|
|
|
1
|
Вводный
урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык»
|
1
|
Знать:
значимые части слова, признаки изученных частей речи, типы предложений по
цели высказывания и эмоциональной окраске.
Уметь:
–
анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи,
предложение– различать произношение и написание слов;
–
находить способ проверки написания слова;
–
без ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
–
обозначать орфограммы, изученные во 2–3 классах, в словах и между словами;
Знать: изученные
орфографические правила.
– находить способ проверки написания слова;
– без
ошибок списывать несложный текст, соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации;
– выполнять фонетический разбор
Знать о
простом предложении как наименьшей единице синтаксиса, отличительные
особенности простого предложения,
–
о стилистической роли в художественном тексте предложений с однородными
членами
Уметь:
–
узнавать в тексте словосочетания, простые предложения;
–
приводить примеры повествовательных, вопросительных и побудительных
предложений;
– определять предложения по цели высказывания и
интонации
–
приводить примеры предложений с однородными членами;
– ставить знаки препинания в конце предложений
Знать:
-порядок
разбора слова как части речи, -правила постановки запятой в предложениях
с однородными членами.
Уметь:
- работать
со схемами предложений, рассуждать по образцу,
-
выполнять письмо текста по памяти с самопроверкой,
-
употреблять предложения с однородными членами в собственной письменной речи
Знать: из
чего состоят предложения с прямой речью, значение прямой речи,
правило расстановки знаков препинания в предложениях
с прямой речью.
Уметь: пунктуационно
оформлять такие предложения, письменно излагать собственный текст,
использовать предложения с прямой речью.
Знать:
–
определение имени существительного, значение и употребление;
–
род имени существительного: мужской, женский, средний;
–
существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож,
ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);
–
правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III
склонения (кроме существительных на
-мя,
-ий, -ья, -ье, -ия,
-ов,
-ин).
Уметь:
–
различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?;
имена существительные мужского, женского и среднего рода;
–
различать склонения имен существительных
Знать:
–
определение имени существительного, значение и употребление; – род имени
существительного: мужской, женский, средний;
–
существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож,
ночь, мяч, мышь, камыш, вещь);
–
правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III
склонения (кроме
существительных
на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия,
-ов,
-ин).
Уметь:
–
различать имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?;
имена существительные мужского, женского и среднего рода;
–
различать склонения имен существительных;
–
изменять существительные по числам, падежам (падежные вопросы
Знать:
-вывод
сформулированного правила, алгоритм определения склонения имен
существительных;
-
орфограмму «Ь после шипящих на конце существительных ж. р. 3-го
склонения»,
- общее
правило написания безударных падежных окончаний имен существительных
Уметь:
-
выполнять морфологический разбор имени существительного;
-
находить, отличать несклоняемые существительные, определять их особенности;
-
употреблять в письменной речи несклоняемые существительные с разными
предлогами, предложения с однородными членами
-
правильно записывать существительные м. р. с шипящим на конце;
-
применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные
правила при выполнении практических заданий;
- применять
изученные орфограммы при написании контрольного диктанта
Знать:
– значение и употребление имен прилагательных в
речи;
– изменение прилагательных по родам, числам и
падежам, согласование с именами существительными;
– склонение имен прилагательных, кроме
прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин;
–
правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательных с
основой на ц)
- правило,
порядок морфологического разбора прилагательного
- правило
написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Уметь:
- изменять
прилагательные по родам, числам и падежам;
-
выполнять морфологический разбор прилагательного;
- применять
правило на практике, графически обозначать орфограммы;
-
использовать в письменной речи слова с изученными орфограммами, предложения с
однородными членами, сложные предложения;
-
актуализировать знания, выполнять словарную и проверочную работу, опираясь на
изученный материал
Знать:
–
значение и употребление глагола в речи;
–
неопределенную форму глагола, вопросы что делать? что сделать?;
–
изменение глаголов по временам, лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение);
–
изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам;
–
правописание глаголов во 2-м лице ед. ч.;
-
алгоритм определения спряжения глагола.
–
правописание безударных личных окончаний глаголов
(1 и
2-го спряжения), не с глаголами;
Уметь:
–
наблюдать за употреблением глаголов в устной и письменной речи;
–
пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола
-
применять изученный теоретический материал, орфографические и пунктуационные
правила при выполнении практических заданий;
-применять
изученный материал по теме при написании контрольного диктанта
Уметь:
–
видеть в словах изученные орфограммы;
–
использовать в
устной
и письменной речи глаголы;
–
составлять устный рассказ на тему «Что нового я узнал о глаголе в этом году»
|
Личностные
результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
-эмпатия
- умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим
людям, сопереживать;
- чувство
прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь
и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес
к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные
УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
-в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
УУД:
-
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах ;
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
-
осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать
причинно – следственные связи;
-
строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать
и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
Личностные
результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
-эмпатия
- умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим
людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь
и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные
УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
-в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
УУД:
-
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах ;
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
-
осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать
причинно – следственные связи;
-
строить рассуждении
Коммуникативные
УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать
свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
|
Знакомство
с учебником
|
|
|
2
|
Контрольное
списывание №1
|
1
|
Сам.работа
|
Написать
сочинение-миниатюру
|
|
1. Повторение
|
|
|
|
3-7
|
Повторение
фонетики и графики. Слог и ударение.
|
5
|
Повторять,
называть, исправлять, составлять, находить, группировать, обозначать,
отличать, подбирать,
|
Упр.7
д/м Упр.8 д/м
|
|
8-11
|
Повторение
орфографии.
|
4
|
Упр.13
д/м
|
|
12
|
Повторение
состава слова.
|
1
|
Упр.2
с.44
|
|
13
|
Повторение
частей речи
|
1
|
Упр.5
с.45
|
|
14
|
Повторение
синтаксиса
|
1
|
Упр.45,
прав.с.37
|
|
15
|
Что мы
знаем о пунктуации. Обобщение по разделу
|
1
|
|
|
16,17
|
Р/р
Обучающее изложение «Золотой рубль»
|
2
|
Слов.слова
с.46
|
|
18
|
Контрольный
диктант №1
|
1
|
|
|
19
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ.
2. Простое предложение. Предложение с однородными
членами.
|
формулировать,
составлять, работать, вычитывать, пользоваться, устанавливать, строить, договариваться,
обсудить, высказывать, слушать и слышать.
|
|
|
20
|
Отличие
простого предложения от сложного.
|
1
|
Упр.26
д/м
|
|
21-25
|
Предложения
с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с союзами.
|
5
|
Упр.29
д/м Упр.31 д/м
Задание
№2 в т. тема 2
|
|
26,
27
|
Р/р
Обучающее изложение «Что я люблю»
|
2
|
Упр.1
с.61
|
|
28,
29
|
Р/р
Обучающее сочинение «Что я люблю»
|
2
|
Повтор.правила
|
|
30
|
Проверочная
работа №1
|
1
|
|
|
31
|
Контрольный
диктант № 2
|
1
|
|
|
32
|
Работа
над ошибками
|
1
|
|
|
3. Сложные предложения
с союзами
|
|
|
|
33-37
|
Отличие
сложного предложения от простого. Знаки препинания в предложении с союзами.
|
5
|
Работа
со сложными предложениями
|
Упр.2
с.61
|
|
38
|
Р/р
Составление текста по плану. Свободный диктант.
|
1
|
Составление
текста по плану
|
Упр.81(устно)
Упр 40
д/м
|
|
39,40
|
Р/р
Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома»
|
2
|
Написание
сочинения
|
|
|
41
|
Проверочная
работа № 2
|
1
|
сам.
работа
|
Упр 4
с.79-80
|
|
42
|
Контрольный
диктант №3
|
1
|
сам.
работа
|
Повтор.правил
|
|
43
|
Работа
над ошибками
|
1
|
|
|
|
4. Предложения с прямой речью
|
|
|
|
44
|
Понятие
о прямой речи.
|
1
|
|
Напис.
предл. с прямой речью
|
|
45-47
|
Знаки
препинания в предложении с прямой речью.
|
3
|
|
Упр 2
с.84
|
|
48
|
Р/р
Обучающее сочинение «Что сказала мама».
|
1
|
Написание
сочинения. Составление
связного текста по ключевым словам и названию
|
|
|
49
|
Запись
цитаты.
|
1
|
|
Упр 97
|
|
50,51
|
Знаки
препинания в предложениях разных видов.
|
2
|
|
Упр 3
с.96
|
|
52,53
|
Р/р
Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух».
|
2
|
Написание
изложения
|
|
|
54
|
Контрольный
диктант №4
|
1
|
сам.
работа
|
Повтор.
правила
|
|
55
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
СЛОВО.
ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Имя существительное.
5. Что мы знаем об имени существительном.
|
|
|
|
56
|
Признаки
имени существительного.
|
1
|
выполнять
фонетический разбор доступных слов;
выполнять
разбор по составу доступных слов;
|
Упр 53
д/м
|
|
57
|
Роль
существительного в речи.
|
1
|
|
Упр 115
|
|
58
|
Р/р
Сочинение – миниатюра «Вид из окна»
|
1
|
Написание
сочинения
|
Переписать
сочинение
|
|
59
|
Закрепление.
Многозначные слова, синонимы, омонимы.
|
1
|
|
|
|
6. Изменение существительных по падежам.
|
|
|
|
60-61
|
Словоизменение
имени существительного.
|
2
|
выполнять
морфологический разбор слов изученных частей речи;
|
Упр 1
с.134
|
|
62
|
Изменение
по падежам во множественном и единственном числе.
|
1
|
выполнять
синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);
видеть
в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова
|
Упр 2 с
134
|
|
63-68
|
Знакомство
с падежами.
|
6
|
Упр
66,67,68
|
|
69,70
|
Обобщение.
Составление устного рассказа о падежах.
|
2
|
|
|
71
|
Проверочная
работа №3
|
1
|
сам.
работа
|
|
|
7. Три склонения имен существительных.
|
|
|
|
72-75
|
Знакомство
со склонениями. Определение склонения у существительных. Морфологический
разбор.
|
4
|
|
Упр 1
с.12
Упр 2
с.12
Упр 4
с.12
Упр 5
с.12
|
|
76
|
Несклоняемые
имена существительные.
|
1
|
|
Упр 3
с.12
|
|
77
|
Р/р Обучающее
сочинение «Пальчики оближешь!»
|
1
|
Написание
сочинения
|
|
|
8. Правописание мягкого знака после шипящих на конце
существительных.
|
|
|
|
78
-82
|
Мягкий
знак после шипящих на конце существительных женского рода
|
5
|
писать ь
после шипящих на конце имен существительных склонения; не писать ь
на конце имен существительных
|
Упр 6
с.13
Упр 7
с.13
Упр 8
с.13
|
|
83
|
Проверочная
работа №4
|
1
|
сам.
работа
|
|
|
84
|
Контрольный
диктант №5
|
1
|
|
|
|
85
|
Работа
над ошибками
|
1
|
|
|
|
9. Правописание безударных падежных окончаний имен
существительных.
|
|
|
|
86
|
Правило
правописания безударных окончаний имен существительных.
|
1
|
писать
безударные гласные в окончаниях имен существительных 1,2,3 склонения;
|
Упр 1
с.28
|
|
87-91
|
Развитие
умения применять орфограмму.
|
5
|
Развитие умения
видеть изученную орфограмму в
слове, правильно писать
слова и графически обозначать орфограмму
|
Упр 2
с.25
Упр 199
|
|
92,93
|
Р/р
Обучающее изложение «Первая газета»
|
2
|
Самоконтроль и самоанализ при выполнении письменной
работы
|
|
|
94,95
|
Р/р
Обучающее сочинение-описание «Прогулка»
|
2
|
Написание
сочинения
|
Подготовиться
к слов.диктанту
|
|
96
|
Проверочная
работа №5. Контрольный словарный диктант.
|
1
|
сам.
работа
|
|
|
97
|
Контрольный
диктант №6
|
1
|
|
|
|
98
|
Работа
над ошибками
|
1
|
|
|
|
Имя прилагательное.
10. Что
мы знаем об имени прилагательном
|
|
|
|
99
|
Роль
прилагательных в речи. Два типа текстов.
|
1
|
|
Упр 1 с
155
|
|
100
|
Роль
прилагательных-антонимов в речи.
|
1
|
|
Упр 2 с
56
|
|
101
|
Морфологический
разбор.
|
1
|
|
Упр 2 с
56
|
|
11. Словоизменение имен прилагательных.
|
|
|
|
102,103
|
Изменение
прилагательных по падежам.
|
2
|
Личностные
результаты:
-
эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;
-эмпатия
- умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим
людям, сопереживать;
-
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь
и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
-
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
-
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
-
интерес к изучению языка;
-
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные
УУД:
-
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
-
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-
работать по плану; сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
-в
диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
УУД:
-
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
-
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-
извлекать информацию, представленную в разных формах ;
-
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
-
осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать
причинно – следственные связи;
-
строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД:
-
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
-
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
-
задавать вопросы.
|
|
Упр 4 с
56
Упр 5 с
56
|
|
104
|
Словосочетания
сущ. + прил.Главное и зависимое слово.
|
1
|
|
Упр 6 с
56
|
|
12. Правописание безударных падежных окончаний имен
прилагательных
|
|
|
|
105-108
|
Правило
правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.
|
4
|
Развитие умения
видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму
|
Упр 7 с
57
Упр 8 с
57
|
|
109
|
Свободный
диктант.
|
1
|
Подгот.
к сочинению
|
|
110,111
|
Р/р
Обучающее изложение «Первое путешествие».
|
2
|
|
|
112
|
Р/р
Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка»
|
1
|
Написание
сочинения
|
|
|
113
|
Проверочная
работа №6.
|
1
|
|
|
|
114
|
Контрольный
диктант №7.
|
1
|
|
Подг. к
слов. диктанту
|
|
115
|
Контрольный
словарный диктант.
|
1
|
|
|
|
116
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
ГЛАГОЛ
13. Что мы знаем о глаголе
|
|
|
|
|
|
|
117,118
|
Роль
глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей не.
|
2
|
в
личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;
м.р.
2 склонения;
писать
частицу не с глаголами; буквосочетание –тся, -ться
в глаголах;
писать
ь после шипящих в глаголах ед.ч.;
ставить
запятые в предложениях с однородными членами
(без
союзов, с союзами и, а, но); ставить запятую в сложном предложении без
союзов, состоящем из двух частей; графически объяснять выбор написаний,
знаков препинания;
находить
и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правил
|
Упр 124
д/м
|
|
119-122
|
Грамматические
признаки глагола. Морфологический разбор.
|
4
|
Упр 124
д/м
Упр 132
д/м
Упр 133
д/м
|
|
14. Словоизменение глаголов.
|
|
|
123,124
|
Понятие
о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II
спряжения.
|
2
|
Упр 3
тема 9
Упр 4
тема 9
|
|
125
|
Определение
спряжения глагола по ударному окончанию.
|
1
|
Упр 1
с107
|
|
15. Правописание безударных личных окончаний
глаголов.
|
Упр 2
с107
|
|
126-128
|
Определение
спряжения глагола по безударному окончанию.
|
3
|
Упр 3
с107
|
|
129
|
Глаголы
– исключения.
|
1
|
Упр 4
с107
|
|
130-133
|
Закрепление.
|
4
|
Упр 5
с108
|
|
134
|
Разбор
глагола как часть речи.
|
1
|
|
|
135
|
Р/р
Обучающее сочинение по картинкам
|
1
|
Нарисовать
картину весны
|
|
136
|
Контрольный
диктант №8
|
1
|
|
|
137
|
Знакомство
с возвратной формой глагола.
|
1
|
Упр 6 с
96
|
|
138-141
|
Мягкий
знак после шипящих в глаголах
2-го
лица ед. числа.
|
4
|
Упр 279
Упр 161
д/м
|
|
142-144
|
Закрепление.
|
3
|
Упр 7
с109
Упр 289
|
|
145,146
|
Р/р
Обучающее изложение «Первые школы»
|
2
|
|
|
147
|
Контрольное
списывание № 2
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
16. Разбор глагола по составу.
|
|
|
|
148-151
|
Знакомство
с алгоритмом разбора. Безударная гласная в окончаниях глагола.
|
4
|
Знакомство
с алгоритмом разбора
|
Упр 166
д/м
Упр 168
д/м
Упр 169
д/м
|
|
152
|
Р/р
Обучающее сочинение
|
1
|
Написание
сочинения
|
|
|
153,154
|
Работа
над ошибками. Закрепление.
|
2
|
|
|
|
155
|
Р/р
Обучающее сочинение «День моей мамы»
|
1
|
Написание
сочинения
|
Переписать
сочинение
|
|
156
|
Повторение по теме «Глагол» Контрольный словарный диктант.
|
1
|
|
Упр 306
|
|
157
|
Проверочная
работа №7
|
1
|
сам.
работа
|
|
|
158,159
|
Обобщение
по теме.
|
2
|
|
Упр 307
|
|
160
|
Контрольный
диктант №9
|
1
|
|
|
|
161
|
Работа
над ошибками
|
1
|
|
Упр 172
д/м
|
|
17. Повторение
|
|
|
|
162
|
Итоговая
контрольная работа
|
1
|
|
Повтор.
правил
|
|
163
|
Итоговый
контрольный диктант.
|
1
|
|
|
|
164
|
Р/р
Контрольное изложение «Странный дуэт»
|
1
|
сам.
работа
|
|
|
165
|
Р/р
Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово»
|
1
|
Написание
сочинения
|
|
|
166-168
|
Повторение
разделов «Слово», «Предложение», «Текст»
|
3
|
|
|
|
170
|
Итоговый
урок.
|
1
|
|
|
|
VIII.
Описание
материально-технического обеспечения
Библиотечный
фонд (книгопечатная продукция)
Литература для учителя:
1. Бунеева
Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для
учителя. – М.: «Баласс», 2012
2. Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. Пособия виде карточек к
учебнику «Русский язык» - М.: Баласс, 2012
Литература для учащихся:
1. Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4 класса. – М.:
Баласс, 2013
2. Бунеева
Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс – М.: Баласс,
2013
3. Комиссарова
Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4
класса/Серия «Свободный ум» - М.: Баласс, 2013
Интернет-ресурсы.
Официальный
сайт государственной системы «Школа 2100». – Режим доступа :
http://www.skool2100.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.