Для педагогов
Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Смотреть ещё
18 493
методические разработки для начальных классов
Перейти в каталогР.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной основной образовательной программой начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программой Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100») Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная программа. Начальная школа. Дошкольное образование. / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011./, требованиями ООП НОО МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
· Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы.- Изд. 3-е перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012.- 176с.: ил.( Образовательная система «Школа 2100»
· Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал ( упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой , О.В. Прониной. Пособие для учащихся /Под науч. Ред. Е.В. Бунеевой.- Изд.3-е испр.- М.: Баласс, 2012.-128с.: ил..( Образовательная система «Школа 2100»)
· Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2012.-368 с..( Образовательная система «Школа 2100»)
· Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1-2.Изд. 3-е испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2012-32 с. ( Образовательная система «Школа 2100»)
Цели и задачи курса:
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения,
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема,
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
В 4-м классе ведущим направлением остается овладение письменной речью, культурой письменного общения (наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
В разделах «Предложение» и «Текст» продолжается развитие синтаксических и пунктуационных умений, а также формируется умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но.
Вводится понятие предложения с прямой речью. Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух или трех частей. Акцентируется внимание детей на роль знаков препинания в понимании смысла написанного предложения, текста.
В разделе «Слово» продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3 классах, а также отрабатываются умения писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после шипящих в существительных мужского и женского рода (луч, ночь); безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонений (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
3) безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжений; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (ответила, ответило);-тся – -ться в глаголах, не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. В 4 классе дети продолжают наблюдения за словообразованием и словоизменением имен существительных, имен прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.
Лексическая работа включает в себя наблюдение над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практическое знакомство с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
В курсе русского языка морфология – один из сложных разделов, так как его изучение предполагает способности к обобщению, к абстрагированию и является средством развития мышления детей, представления о языке как о системе работы по повышению орфографической грамотности.
В 4 классе части речи становятся главным предметом изучения, так как для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен достаточный языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за ролью их в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
На протяжении курса изучения русского языка в 4 классе ведущими направлениями работы остаются «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии»:
– количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдений за лексическим значением слов;
– развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение за связью слов в предложении, над построением предложений; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
– развитие устной и письменной речи;
– развитие орфоэпических навыков, умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличия данной программы от других действующих заключается в следующем:
1) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
2) Введено понятие «орфограммы», названы признаки «опасных» мест в словах.
3) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
4) Состав слова и лексика – «сквозные темы» всего курса.
5) Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи.
6) Увеличение периода предварительного знакомства с частями речи, отнесение тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол», «Личные местоимения» на последний год обучения в начальной школе, отказ от ступенчатого изучения этих тем.
7) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности.
8) Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники русского языка.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно перспективному учебному плану ООП НОО МОУ СОШ № 9 на период 2011-2015 уч. г. всего на изучение учебного предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 часов, из них в 1-м классе – 165 часов (5 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 170 часов во 2-х, 3-х и 4-х классах (5 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Содержание учебного предмета
4 класс
170 ч (5 часов в неделю)
№ |
Разделы и темы рабочей программы |
Количество часов, отведённое на изучение темы/раздела |
Количество часов, отведённое на контрольные уроки |
1 |
Повторение |
17 |
3 |
2 |
Предложение. Текст. |
35 |
6 |
3 |
Части речи и члены предложения |
105 |
14 |
4 |
Повторение |
13 |
3 |
|
Итого |
170 |
|
Название темы |
Содержание учебной темы |
Количество часов |
Повторение
|
Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных. |
17 ч |
Предложение. Текст. |
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью). Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов. Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения. |
35 ч |
Части речи и члены предложения . |
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения. Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи. Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце |
105 ч
|
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц) |
||
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме. Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени. |
||
Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему). |
||
Повторение |
|
13 ч |
В 4 классе личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.
II. Календарно-тематический план.
Календарные сроки |
№ уроков |
Тема урока |
Планируемые результаты обучения |
Возможные виды деятельности учащихся/ возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся |
||||
Освоение предметных знаний |
Универсальные учебные действия |
|||||||
по плану |
факт. |
|||||||
Раздел I. Повторение ( 17 часов) |
||||||||
|
|
1 |
Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке.
|
Знакомствосновымучебником,уметьвычитыватьинформациюизиллюстраций, собложки,изоглавления;прогнозироватьсодержаниеивидыработыпоучебнику.
|
Личностные: – проявляет интерес – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; - извлекает информацию, представленную в разных формах; -определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу.
Коммуникативные: -строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; -проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения.
|
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
|
|
|
2 |
Контрольное списывание |
Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Повторение знаний о том, что такое «опасное» место в слове. |
|
|
||
|
|
3 |
Повторение фонетики и графики. |
Повторение ранее изученного материала по темам «Фонетика», «Графика». |
|
|
||
|
|
4 |
Повторение фонетики. Слог и ударение. |
Обобщение представлений о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. |
индивидуальное исследование |
|
||
|
|
5 |
Что такое графика. |
Совершенствование умения различать количество слогов в слове по количеству гласных букв. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|||
|
||||||||
|
|
6 |
Фонетический разбор слова. |
Обобщение представлений о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. |
Самообразование (работа со справочной литературой) |
|||
|
||||||||
|
|
7 |
Повторение орфографии. |
Применение полученных знаний, работа с листом самооценки |
Поиск дополнительной информации |
|
||
|
|
8 |
Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения. |
Работа с интернет-ресурсомwww.gramota.ru |
|
|||
|
|
9 |
Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания. |
Применение полученных знаний, работа с листом самооценки |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
10 |
Повторение состава слова. |
Обобщение знаний детей о морфемном составе слова и роли каждой значимой части слова. Разбор по составу слова, подбор однокоренных слов. |
|
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 4 класса на разных уровнях сложности |
|
|
|
|
11 |
Повторение изученного о частях речи. |
Применение полученных знаний, работа с листом самооценки Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии
|
Личностные: – проявляет интерес – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
|
|
|
|
|
|
12 |
Входная контрольная работа по тексту администрации |
|
|
|||
|
|
13 |
Повторение изученного по синтаксису. |
индивидуальный информационный поиск |
|
|||
|
|
14 |
Обучающее изложение «Золотой рубль». |
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии |
Личностные: – проявляет интерес – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; Регулятивные: – определяет,
формулирует учебную задачу – сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе. |
практические работы (конструирование и редактура текста, корректура) |
||
|
||||||||
|
|
15 |
Что мы знаем о пунктуации. Обобщение по разделу «Повторение». |
Применение на практике изученных правил пунктуации. Поиск грамматической основы в предложении. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
16 |
Контрольный диктант по теме «Повторение» |
Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса русского языка в 3 классе. |
|
|||
|
|
17 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками, допущенными в изложении и диктанте). |
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
||
Раздел II. Предложение. Текст. ( 35 часов) |
|
|||||||
Простое предложение. Предложения с однородными членами ( 13 часов) |
|
|||||||
|
|
18 |
Как отличить простое предложение от сложного. |
Различение простых и сложных предложений, графическое изображение схем предложений. |
Личностные: – проявляет интерес – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям/
Регулятивные: – определяет,
формулирует учебную задачу – сопоставляет свою работу с образцом; оценивает ее по критериям, выработанным в классе. |
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 4 класса на разных уровнях сложности |
||
|
|
19 |
Предложения с однородными членами в художественном тексте. Однородные члены без союзов и с союзом и. |
Распознавание в предложении однородных членов, связанных при помощи союзов или интонации перечисления; ознакомление с постановкой запятой между однородными членами. |
|
|||
|
|
20 |
Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. |
Знакомство с правилом постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами. |
индивидуальный информационный поиск |
|||
|
|
21-22 |
Обучающее изложение «Что я люблю». |
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии, использовать в речи синонимы. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
||
|
|
23 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. |
Развитие умения применять правило постановки запятой без союзов и с союзами, а, и, но. Совершенствование умений подбирать предложения к предложенным учителем схемам. Развитие орфографической зоркости. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
24-25 |
Обучающее сочинение «Что я люблю». |
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой. |
|
|
||
|
|
26 |
Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. |
Подбор предложения к предложенным учителем схемам. Развитие орфографической зоркости. |
Личностные: – проявляет интерес – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Познавательные: – сравнивает и группирует предметы, их образы по заданным основаниям; Регулятивные: – определяет,
формулирует учебную задачу |
Работа с интернет- ресурсом www.gramota.ru |
|
|
|
|
27 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 1 по теме: «Простое предложение. Предложение с однородными членами». |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Простое предложение. Предложение с однородными членами». Совершенствование умения применять полученные знания на практике. |
|
|
||
|
|
28 |
Развитие пунктуационных умений. |
Углубление знания о связи между однородными членами предложения. Знакомство учащихся с соединением однородных членов с помощью союзов и, а, но. |
индивидуальный информационный поиск |
|
||
|
|
29 |
Контрольный диктант по теме «Простое предложение. Предложение с однородными членами» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Простое предложение. Предложение с однородными членами». Отработка умения применять полученные знания на практике.
|
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
30 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). |
Выполнение коррекционных заданий |
Подготовка презентации «Что я узнала» |
|
||
Сложные предложения с союзами и, а, но ( 11 часов)
|
|
|||||||
|
|
31 |
Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. |
Выявление отличительных особенностей простого предложения с однородными членами и сложного предложения. |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю
Познавательные УУД: – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя)
Личностные: – проявляет интерес – обнаруживает настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности.
|
Поиск дополнительной информации |
|
|
|
|
32-33 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. |
Формирование понятия о том, с помощью чего соединяются части сложного предложения; какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
34 |
Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. |
Отработка навыков постановки знаков препинания в изученных видах предложений. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
35 |
Составление рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант «Мечты о подвиге». |
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
||
|
|
36 |
Запятая в сложном предложении. |
Обобщение и систематизация знаний учащихся об изученных правилах пунктуации. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
37 |
Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». |
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. |
Тест на проверку запоминания изученных ранее словарных слов |
|
||
|
|
38 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Сложные предложения с союзами а, и, но». Совершенствование умения применять полученные знания на практике. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
39 |
Обобщение, подготовка к диктанту. |
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Сложные предложения с союзами а, и, но». |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
40 |
Контрольный диктант по теме: «Сложные предложения с союзами а, и, но» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Сложные предложения с союзами а, и, но». Совершенствование умения применять полученные знания на практике. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
41 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Контрольный словарный диктант. |
Выполнение коррекционных заданий |
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 4 класса на разных уровнях сложности |
|
||
Предложения с прямой речью ( 11 часов) |
|
|||||||
|
|
42 |
Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью. |
Ознакомление учащихся с прямой речью, ее обозначением на письме, схематическим обозначением предложения с прямой речью. |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю
Познавательные УУД: – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД
-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя) Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; - извлекает информацию, представленную в разных формах; -определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
|
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
|
|
|
43 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит после слов автора). |
Отработка пунктуационных навыков при прямой речи, стоящей после слов автора. |
|
|
||
|
|
44 |
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (прямая речь стоит перед словами автора). |
Отработка пунктуационных навыков при прямой речи, стоящей до слов автора. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале |
|
||
|
|
45 |
Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование предложений с прямой речью в письменной речи. |
Написание сочинений с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбор к словам синонимов, антонимов; использование их в речи. |
Применение полученных знаний |
|||
|
|
46 |
Запись цитаты в виде предложения с прямой речью. |
Систематизация, обобщение знаний учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью. |
|
|||
|
|
47 |
Развитие умения ставить знаки препинания в простом, сложном предложении и в предложениях с прямой речью. |
Систематизация, обобщение знаний учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью. |
|
|
||
|
|
48-49 |
Обучающее изложение «В здоровом теле – здоровый дух». |
Проверка умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии, использовать в речи синонимы.
|
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
50 |
Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью. |
Систематизация, обобщение знаний учащихся о сложных предложениях и предложениях с прямой речью. Развитие пунктуационных навыков и навыков синтаксического разбора. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
51 |
Контрольный диктант по теме: «Прямая речь». |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Прямая речь». Применение полученных знаний на практике. |
|
|
||
|
|
52 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). |
Выполнение коррекционных заданий
|
орфографический и пунктуационный тренинг |
|
||
Раздел III. Слово. Части речи и члены предложения( 105 часов) |
|
|||||||
Имя существительное ( 45 часов) |
|
|||||||
Что мы уже знаем об имени существительном ( 5 часов) |
|
|||||||
|
|
53-54
|
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. |
Постановка вопросов к словам. Нахождение в предложении существительных. |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
|
|
|
55 |
Роль имени существительного в речи. |
Применение полученных знаний на практике. Наблюдение за словоизменением имен существительных. |
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 4 класса на разных уровнях сложности |
|
||
|
|
56 |
Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна». |
Написание сочинения с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. |
Работа с интернет- ресурсом www.gramota.ru орфографический и пунктуационный тренинг |
|
||
|
|
57 |
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. |
Наблюдение за ролью имён существительных в предложении, тексте и речи. |
Применение полученных знаний |
|
||
Изменение имён существительных по падежам ( 12 часов) |
|
|||||||
|
|
58 |
Наблюдение за словоизменением имен существительных. |
Выполнение коррекционных заданий |
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – взаимодействовать, работать в паре группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Личностными УУД: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; – высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
|
|
|
|
|
59 |
Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить их в разные падежные формы. |
Наблюдение за словоизменением имён существительных |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
60-62 |
Изменение по падежам имен существительных в единственном и множественном числе. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
|||
|
|
63 |
Именительный и винительный падежи. |
Знакомство учащихся с особенностями имен существительных, употребленных в именительном и винительном падежах. Отработка приема распознавания падежей. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
64 |
Родительный падеж. |
Знакомство с основными значениями родительного падежа, его вопросами и предлогами. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
||
|
|
65 |
Дательный падеж. |
Знакомство с особенностями имен существительных в дательном падеже. |
орфографический и пунктуационный тренинг |
|
||
|
|
66 |
Творительный падеж. |
Знакомство с особенностями имен существительных в творительном падеже. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
67 |
Предложный падеж.
|
Выяснение особенностей предложного падежа. Закрепление знаний о творительном падеже. |
Тестовые задания для подготовки к проверочной работе (рабочая тетрадь) |
|
||
|
|
68 |
Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных». |
Определение падежа имён существительных по вопросам, предлогам. |
Подготовка презентации «Что я узнала» |
|
||
|
|
69 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное. Изменение имён существительных по падежам» |
Различение падежей имен существительных по их признакам. |
Применение полученных знаний |
|
||
Три склонения имён существительных ( 7 часов) |
|
|||||||
|
|
70 |
Что такое склонение? Три склонения имен существительных. |
Знакомство с понятием о трех типах склонения имен существительных в единственном числе. |
Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу.
Коммуникативные: -строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; -проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения.
|
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
|
|
|
71-72 |
Развитие умения определять склонение имен существительных. |
Развитие умения распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже. |
|
|
||
|
|
73-74 |
Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. |
Развитие умения распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже. |
Поиск дополнительной информации |
|
||
|
|
75 |
Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления. |
Применение теоретических знаний на практике. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
76 |
Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». |
Написание сочинения с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. Развитие связной монологической речи учащихся. |
орфографический и пунктуационный тренинг |
|
||
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных ( 8 часов) |
||||||||
|
|
77 |
Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. |
Знакомство с новой орфограммой «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих». |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю
Личностными УУД: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать .
|
индивидуальный информационный поиск |
|
|
|
|
78-80 |
Буква Ь после шипящих на конце имен существительных. Графическое обозначение орфограммы. Словарный диктант. |
Применение полученных теоретических знаний на практике. |
|
|||
Применение полученных знаний |
||||||||
|
|
81 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 4 по теме «Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих на конце существительных» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих на конце существительных». |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
82 |
Обобщение, подготовка к диктанту. |
Совершенствование умения применять полученные знания на практике. |
|
|
||
|
|
83 |
Контрольный диктант по теме «Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих на конце существительных» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Три склонения имён существительных. Правописание ь после шипящих на конце существительных». |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
84 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). |
Выполнение коррекционных заданий |
орфографический и пунктуационный тренинг |
|
||
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных ( 13 часов) |
|
|||||||
|
|
85 |
Выведение общего правила написания безударных падежных окончаний имен существительных. |
Различение и проверка безударных окончаний существительных одного и того же склонения. Решение орфографических задач в окончаниях имен существительных. |
Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Личностными УУД: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; |
Тест на подчеркивание изученных орфограмм |
|
|
|
|
86 |
Развитие умения писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. |
Отработка умения распознавать тип склонения, падеж существительных. Систематизация знаний о существенных признаках имени существительного как части речи. |
|
|
||
|
|
87-88 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой. Словарный диктант. |
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
89-90 |
Обучающее изложение «Первая газета». |
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии. |
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 4 класса на разных уровнях сложности |
|
||
|
|
91 |
Развитие орфографических умений. |
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. |
|
Решение олимпиадных заданий по теме «Имя существительное» |
|
|
|
|
92 |
Обучающее сочинение-описание «Прогулка». |
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – взаимодействовать, работать в паре группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностными УУД: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
|
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
|
|
|
93 |
Развитие орфографических умений. |
Применение полученных теоретических знаний в стандартных и нестандартных ситуациях. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
||
|
|
94 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 5 по теме«Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». |
орфографический и пунктуационный тренинг |
|
||
|
|
95 |
Повторение, подготовка к диктанту. |
|
|
|||
|
|
96 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Имя существительное. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных». |
|
|
||
|
|
97 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). |
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|||
Имя прилагательное ( 20 часов) |
|
|||||||
Что мы уже знаем об имени прилагательном ( 5 часов) |
|
|||||||
|
|
98-99 |
Повествование и описание – два типа речи. Роль имен прилагательных в речи. |
Повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном. Совершенствование умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать их связь с именами существительными |
Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; - извлекает информацию, представленную в разных формах;
|
Тест на подчеркивание изученных орфограмм |
|
|
|
|
100 |
Роль прилагательных-антонимов в речи. |
Уточнение знаний детей о синонимах и антонимах. |
|
|
||
|
|
101-102 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
Различение имен прилагательных среди других частей речи по вопросу и значению. |
Поиск дополнительной информации |
|
||
Словоизменение имён прилагательных ( 4 часа) |
|
|||||||
|
|
103-104 |
Изменение имен прилагательных по падежам. |
Формирование способности склонять имена прилагательные в единственном и множественном числе с ударными окончаниями, определять падеж имён прилагательных. Распознавание имен прилагательных в тексте, установление связи имен прилагательных с именами существительными.
|
Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
|
орфографический и пунктуационный тренинг |
|
|
|
|
105-106 |
Словосочетание «существительное + прилагательное». Главное и зависимое слово в словосочетании. |
Индивидуальный информационный поиск |
|
|||
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных ( 11 часов)
|
|
|||||||
|
|
107 |
Правило написания безударных падежных окончаний имен прилагательных. |
Совершенствование умений определять род и число имен существительных, правильно писать родовые окончания. |
. Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)
Регулятивные УУД: - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
|
|
|
|
|
|
108 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания. |
Применение теоретических знаний на практике (в стандартных и нестандартных ситуациях) |
|
|
||
|
|
109 |
Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать выбор написания. |
Применение теоретических знаний на практике (в стандартных и нестандартных ситуациях). |
Подготовка презентации «Что я узнала» |
|
||
|
|
110-111 |
Обучающее изложение «Первое путешествие». |
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части. |
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 3 класса на разных уровнях сложности |
|
||
|
|
112 |
Развитие орфографических умений. |
Отработка навыков решения орфографических задач. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|||
|
|
113 |
Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка». |
Написание сочинения с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой. |
Решение олимпиадных заданий по теме «Имя прилагательное» |
|
||
|
|
114 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6 по теме «Имя прилагательное» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Имя прилагательное». Совершенствование умения применять полученные знания на практике. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
115 |
Повторение, подготовка к диктанту. |
|
|
|||
|
|
116 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Имя прилагательное». Совершенствование умения применять полученные знания на практике. |
|
Применение полученных знаний |
|
|
|
|
117 |
«Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ. |
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил. |
|
|
||
Глагол ( 36 часов) |
|
|||||||
Что мы уже знаем о глаголе ( 4 часа) |
|
|||||||
|
|
118 |
Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не. |
Повторение знаний о существенных признаках глагола. Развитие навыков точного употребления глаголов в речи. |
Познавательные УУД:
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
|
орфографический и пунктуационный тренинг |
|
|
|
|
119-120 |
Значение и грамматические признаки глагола. |
Повторение знаний о существенных признаках глагола. Развитие навыков точного употребления глаголов в речи. |
|
|
||
|
|
121 |
Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. |
Систематизация знаний о глаголе. Отработка навыков правописания глаголов. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
Словоизменение глаголов ( 2 часа) |
|
|||||||
|
|
122 |
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения. |
Знакомство с изменением глаголов по лицам и числам. Упражнение в спряжении глаголов в настоящем и будущем времени. |
Личностными УУД: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
|
|
|
|
|
|
123 |
Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. |
Знакомство учащихся с приемом определения спряжения глагола с ударным окончанием. |
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 4 класса на разных уровнях сложности |
|
||
Правописание безударных личных окончаний глаголов ( 17 часов) |
|
|||||||
|
|
124 |
Как определить спряжение глагола, если окончание безударное. |
Развитие умения распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме; умения правильно писать безударные личные окончания глаголов. |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться самоконтролю Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; – преобразовывать информацию из одной формы в другую: Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – взаимодействовать, работать в паре – учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
|
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
|
|
|
125 |
Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. |
Отработка умения распознавать спряжение глагола. |
|
|
||
|
|
126 |
Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола. |
Знакомство с глаголами-исключениями. Отработка умения распознавать спряжение глагола по неопределенной форме. |
Подготовка презентации «Что я узнала» |
|
||
|
|
127-128 |
Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. |
Отработка навыков правописания глаголов. |
Решение олимпиадных заданий по теме «Глагол» |
|
||
|
|
129 |
Обучающее сочинение по картинкам. |
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. |
выполнения тестовых заданий на конфликтном языковом материале
|
|
||
|
|
130 |
Разбор глагола как части речи. |
Систематизация знаний о глаголе. Отработка навыка правописания глаголов. |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю Познавательные УУД: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – взаимодействовать, работать в паре группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностными УУД: – осознавать роль языка и речи в жизни людей; – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
|
|
|
131 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». |
Поиск дополнительной информации |
|
||
|
|
132 |
Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся и–ться. |
Знакомство учащихся с возвратной формой глагола, приемом определения необходимости написания ь в глаголах с -тся; -ться. |
|
|
||
|
|
133 |
Знакомство с орфограммой «Буква Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическими правилами. |
Развитие умения обосновывать написание безударных личных окончаний глаголов. Распознавание спряжений по глагольному суффиксу. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
134-135 |
Развитие умения писать букву Ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание № 2. |
Отработка навыков правописания глаголов. Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
136-137 |
Развитие умения писать глаголы с безударной гласной в личных окончаниях. |
Повторение знаний учащихся о глаголе, его грамматических признаках, роли в речи. |
Регулятивные УУД: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; – учиться самостоятельно выполнять задания – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – учиться самоконтролю/
|
Решение олимпиадных заданий по теме «Предложение» |
|
|
|
|
138-139 |
Обучающее изложение «Первые школы». |
Развитие умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста; применять на практике изученные правила орфографии. |
|
|
||
|
|
140 |
Работа над ошибками. Редактирование текста изложений. |
Объяснение правильности написания в случаях, если допущена ошибка. Подбор примеров для изученных орфографических правил. |
|
|
||
Разбор глагола по составу ( 13 часов) |
|
|||||||
|
|
141 |
Порядок разбора глагола по составу. |
Знакомство учащихся с алгоритмом разбора глагола по составу. Развитие речи учащихся. |
Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; - извлекает информацию, представленную в разных формах; -определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу. Коммуникативные: -строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; -проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения.
|
|
|
|
|
|
142-143 |
Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударные гласные в личных окончаниях глаголов. |
Наблюдение над опасными местами в окончаниях глаголов. Распознавание лица и числа глагола. |
|
|
||
|
|
144 |
Обучающее сочинение на свободную тему. |
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
145 |
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. |
Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. Постановка вопросов к глаголу в неопределенной форме. |
|
|
||
|
|
146 |
Обучающее сочинение «День моей мамы». |
Формирование умения писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой; подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
147 |
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. |
Применение полученных знаний, работа с листом самооценки |
Поиск дополнительной информации |
|
||
|
|
148 |
Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 по теме «Глагол как часть речи» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Глагол как часть речи».Совершенствование умения применять полученные знания на практике. |
Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Регулятивные УУД: - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные УУД: – ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
|
Применение полученных знаний |
|
|
|
|
149 |
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. |
Обобщение и систематизация знаний о правописании глаголов прошедшего времени, об изменении их по родам, о правописании родовых окончаний. |
|
|
||
|
|
150 |
Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант. |
Закрепление знаний о личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Соотнесение безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения в разных лицах. |
коллективно-распределенное в группах исследование |
|
||
|
|
151 |
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Глагол». Подготовка к диктанту. |
Обобщение и систематизация знаний о правописании личных окончаний глаголов настоящего и простого будущего времени. |
|
|
||
|
|
152 |
Контрольный диктант по теме «Глагол как часть речи» |
Проверка уровня усвоения программного материала по теме: «Глагол». Применение полученных знаний на практике. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
153 |
Работа над ошибками. «Пишу правильно». |
Выполнение коррекционных заданий |
Решение олимпиадных заданий по теме «Простые и сложные предложения» |
|
||
Наречие ( 4 часа) |
|
|||||||
|
|
154 |
Знакомство с наречием. |
Знакомство с новой частью речи – наречием. |
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – взаимодействовать, работать в паре группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
|
|
|
|
|
|
155 |
Знакомство с наречием. |
Усвоение учащимися способа образования наречий с суффиксами -о, -е. |
Подготовка презентации «Что я узнала» |
|
||
|
|
156 |
Употребление наречий в речи. |
Отработка навыка употребления наречий в речи. |
|
|
||
|
|
157 |
Употребление наречий в речи. |
Отработка навыка употребления наречий в речи. |
Выполнение тестовых заданий из рабочей тетради по русскому языку для 3 класса на разных уровнях сложности |
|
||
Повторение ( 13 часов) |
||||||||
|
|
158 |
Контрольное изложение «Странный дуэт». |
Проверка умений связно передавать текст в письменной речи; делить текст на части, составлять план текста. |
Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; - извлекает информацию, представленную в разных формах; -определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы.
|
Применение полученных знаний |
|
|
|
|
159-164 |
Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст». |
Применение полученных знаний, работа с листом самооценки |
|
|
||
|
|
165 |
Мои достижения. Итоговая комплексная работа |
Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса. Применение полученных знаний на практике. |
Познавательные: – делает выводы на основе обобщения знаний; - извлекает информацию, представленную в разных формах; -определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы. Регулятивные: – определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; – умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; организовывать свое рабочее место и работу. Коммуникативные: -строит монологическое высказывание, участвует в учебном диалоге, аргументирует свою точку зрения; -проявляет интерес и уважение к различным точкам зрения. |
Применение полученных знаний |
|
|
|
|
166 |
Анализ итоговой комплексной работы. Повторение изученного материала |
Выполнение коррекционных заданий |
Выполнение тестовых заданий на разных уровнях сложности |
|
||
|
|
167 |
Итоговая экзаменационная работа по тексту администрации |
Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса. Применение полученных знаний на практике. |
Применение полученных знаний |
|
||
|
|
168 |
Анализ экзаменационной работы. Повторение изученного материала |
Выполнение коррекционных заданий |
|
|
||
|
|
169 |
Диагностика метапредметных, предметных и личностных результатов |
Проверка уровня усвоения программного материала по основным темам курса. Применение полученных знаний на практике. |
Подготовка презентации «Что я узнала» |
|
||
|
|
170 |
Заключительный урок в форме игры «Счастливый случай» |
Применение полученных знаний |
Применение полученных знаний |
|
||
|
III. Ресурсное обеспечение рабочей программы
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения |
Количество |
Примечания |
Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция) |
||
Учебный комплект для учащегося: · Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы.- Изд. 3-е перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012.- 176с.: ил.( Образовательная система «Школа 2100» · Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал ( упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой , О.В. Прониной. Пособие для учащихся /Под науч. Ред. Е.В. Бунеевой.- Изд.3-е испр.- М.: Баласс, 2012.-128с.: ил. .( Образовательная система «Школа 2100») · Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2011.-368 с..( Образовательная система «Школа 2100») · Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1-2.Изд. 3-е испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2012-32 с. ( Образовательная система «Школа 2100») |
К |
Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных( допущенных) Минобрнауки РФ |
Методические пособия для учителя: · Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы.- Изд. 3-е перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012.- 176с.: ил.( Образовательная система «Школа 2100». · Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011 · Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с. · Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. · Планируемые результаты начального общего образования/( Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З.Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011 · Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) · Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.3 класс.-М.:Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»
· Таблицы по орфографии: Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Ь после шипящих в конце имён существительных. Правописание разделительных Ъ и Ь. Правописание удвоенных согласных. Правописание приставок и предлогов. Разбор слова по составу. · Таблицы по теме «Имя существительное» Понятие об имени существительном. Число имён существительных. Род имён существительных. !,2, 3 склонение имён существительных. Изменение имён существительных по падежам. Падежи и предлоги. Морфологический разбор имени существительного. · Таблицы по теме «Имя прилагательное» Понятие об имени прилагательном. Связь имени прилагательного с именем существительным. Изменение имён прилагательных по числам. Изменение имён прилагательных по падежам.( М.Р.). Изменение имён прилагательных по падежам.( Ж.Р.). Изменение имён прилагательных по падежам.( С.Р.) Изменение имён прилагательных по падежам.( Мн. ч). Морфологический разбор имени прилагательного. · Таблицы по теме «Глагол» Понятие о глаголе. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Изменение глаголов по числам. I иII спряжение глаголов. Определение спряжения глагола.. Правописание –тся и – ться · Таблицы по теме «Предложение» Прямая речь. Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Виды предложений по интонации и цели высказывания. Синтаксический разбор предложения · Наглядное пособи для интерактивных досок с тестовыми заданиями «Русский язык. Основные правила и понятия. 1-4 класс» · Образовательный комплекс. Игры и задачи 1-4 класс |
Д |
|
Печатные пособия |
||
· Раздаточный материал: разрезные картинки, лото, разрезная азбука, карточки. |
Д |
|
Технические средства обучения |
||
Аудиторская доска |
Д |
|
Экспозиционный экран |
Д |
|
Телевизор |
Д |
|
DVD-плеер |
Д |
|
Аудиопроигрыватель |
Д |
|
Персональный компьютер |
Д |
|
Интернет- ресурсы |
||
7. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru 8. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2009 (СD) 9. Букварь. Образовательная коллекция. Электронное пособие для начальной школы. ООО «1С-Паблишинг», 2005 (CD) 10. Электронное приложение к газете «Начальная школа» nsc. 1september.ru (CD) 11. Гарфилд первоклассникам. Грамматика и письмо. Издательство «Руссобит-Паблишинг», 2007, Украина. (CD) 12. Азбука-малышка. Цикл образовательных видеопрограмм для детей (CD) 13. «Супердетки». Весёлый диктант. Компания «Мультисофт», 2008 14. Современный словарь по русскому языку. (Все словари на одном диске). Издательская группа «ВЕСЬ» - добрые вести, 2009 (СD) 15. CD-ROM. Современные технологии обучения. В помощь преподавателю начальной школы. Серия методика и материалы к урокам. Электронные пособия. Издательство «Учитель» 16. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. |
Д |
|
Игры и игрушки |
||
Настольно - развивающие игры по тематике предмета «Обучение грамоте» ( лото, игры, путешествия) Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.) Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования |
П Ф К |
|
Оборудование класса |
||
Ученические столы одноместные с комплектом стульев |
Ф |
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами |
Стол учительский |
Д |
|
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий |
Д |
|
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
Д |
В нашем каталоге доступно 74 173 рабочих листа
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной основной образовательной программой начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программой Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100») Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная программа. Начальная школа. Дошкольное образование. / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011./, требованиями ООП НОО МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
· Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса общеобразовательной школы.- Изд. 3-е перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2012.- 176с.: ил.( Образовательная система «Школа 2100»
· Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал ( упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4-го класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой , О.В. Прониной. Пособие для учащихся /Под науч. Ред. Е.В. Бунеевой.- Изд.3-е испр.- М.: Баласс, 2012.-128с.: ил..( Образовательная система «Школа 2100»)
· Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык 4 класс. Методические рекомендации для учителя.- М.: Баласс, 2012.-368 с..( Образовательная система «Школа 2100»)
· Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1-2.Изд. 3-е испр.-М.: Баласс; Школьный дом, 2012-32 с. ( Образовательная система «Школа 2100»)
6 656 252 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Анохина Галина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36/72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.