РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 3 классе на 2014-2015
учебный год, 3 часа в неделю, 102 часа за год
составлена в соответствии с требованиями Федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования; в
соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
Авторы: Р.Н. Бунеева, Е.В.
Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др. ,
Учебник «Русский язык», 3кл.; в 2-хчастях; М., Баласс; из-во Школьный дом,
2013.
Язык по своей
специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и воздействия, сред- ством хранения и усвоения знаний,
средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления
национального и личностного самосознания и, наконец,
первоэлементом художе- ственной литературы как словесного искусства. В
силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий
статус среди других школьных предметов.
Курс русского
языка в начальной школе – часть единого
непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения
русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является
современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели
обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и
совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма,
слушания, говорения;
2) формирование
элементарной лингвистической компетенции. Исходя из этого, назначение предмета
«Русский язык» в началь-
ной школе
состоит в том, чтобы заложить основу
формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое
развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Курс русского языка в
начальной школе – часть единого
непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели
обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в
основной школе является современный русский литературный язык в его реальном
функционировании.
Назначение предмета -заложить основу формирования функционально
грамотной личности, -обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать
себя носителем
Цель определяется как
развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у
учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины
мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных
положений науки о языке (
познавательная
цель);
– формирование
коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
-- развитие и совершенствование всех видов речевой
деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
формирование элементарной лингвистической компетенции языка
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей
патриотического чувства по отношению к род- ному языку: любви
и интереса к нему, осознания его красоты и эсте- тической ценности,
гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя
носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге
(через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у
детей чувства языка;
4) воспитание
потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его),
совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной,
точной, богатой;
5)
сообщение необходимых
знаний
и
формирование учебно-языковых,
речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы
правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Общая характеристика
учебного предмета
В курсе русского
языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами
предмета.
Линии, общие
с курсом литературного чтения:
1) овладение
функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки
работы с информацией);
2) овладение техникой
чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение
умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии,
специфические для курса «Русский язык»:
4)
приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой
деятельности;
5) дальнейшее
овладение родным языком;
6) овладение
орфографией и пунктуацией;
7) раскрытие
воспитательного потенциала русского языка;
8) развитие чувства
языка.
В 3-м классе
расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными,
вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными
предложениями, с их использованием в разных
речевых ситуациях; с логическим ударением и его
ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания,
т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении.
Вводится понятие о главных и второстепенных членах
предложения (без дифференциации последних). Дети учат- ся находить в
предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и
понимать их роль в речи.
Дети
знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления;
узнают, что однородными могут быть как главные члены
предложения, так и второстепенные, что связываются между
собой однородные члены с помощью интонации, а также с
помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение
ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание
детей обращается на смысловую роль знаков препинания:
они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть
помогают письменному общению.
Все
полученные знания и умения делают возможным и логичным
введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной
конструкции из двух частей и начало развития умения ста- вить
запятую между частями сложного предложения.
В течение всего
учебного года продолжается развитие читательских умений детей
на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской
деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится
понятие абзаца как смысловой части текста.
В 3-м классе
продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными,
с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь
и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой
согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается
умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного
гласного в корне (на материале трёх- сложных слов – с двумя безударными
гласными в корне или в словах с приставками), а также с
проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке
приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться
двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и
изменением формы слова.
Заучиваются группы
слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться
орфографическим словарём.
Вводится новая
орфограмма – обозначение буквой на письме
непроизносимого согласного звука в корне слова.
Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных
(вкусный, чудесный и др.).
Дети
знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение
окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между
изменением слова и образованием новых слов.
Происходит
знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом
материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение
над лексическим значением одно- коренных слов с чередованием согласных в
корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор
однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических
умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того,
дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в
образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по
составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 3-м и 4-м
классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для
этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен
определённый языковой опыт в результате наблюдений за
функционированием слов в речи.
Изучаются сведения
об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных
местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся
соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях
словообразования и словоизменения этих частей речи.
При изучении частей
речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в
предложении, тексте, за особенностями употребления существительных,
прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и
антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и
антонимов, тематических групп слов.
В курсе
русского языка дети получают первоначальное представление
о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном
уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием,
предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов
«Слово», «Предложение» и «Текст» в курс
русского языка
входят разделы
«Развитие речи»
и
«Совершенствование
навыков каллиграфии». Два последних не выделены в
качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими
направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные
направления работы по развитию речи:
1)
Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и
потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим
значением слов, подбора групп однокоренных слов,
тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе
работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и
совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в
предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с
прямой речью, с однородными членами; над правильностью
употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.
Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование
текстов.
3) Развитие связной
устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и
письменной разговор- ной речи, устной учебно-научной речи;
навыками и умениями понимания
и
элементарного анализа
художественного и
учебно-научного текста.
4) Развитие
орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной
интонацией.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3-й класс
Личностными
результатами изучения
предмета «Русский язык»
являются следующие
умения и качества:
–
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия –
умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство
прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и
уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению,
к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму,
к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме общения;
– интерес к
изучению языка;
– осознание
ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения
этих результатов служат тексты учебни-
ков, вопросы и
задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного
чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский
язык»
является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные
УУД:
– самостоятельно
формулировать тему и цели урока;
– составлять план
решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по
плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с
учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответ- ствии с этими критериями.
Средством
формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные
УУД:
– вычитывать
все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
– пользоваться
разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать
информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,
схему);
– пользоваться
словарями, справочниками;
– осуществлять
анализ и синтез;
– устанавливать
причинно-следственные связи;
– строить
рассуждения.
Средством развития
познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат;
технология продуктивного чтения.
Коммуникативные
УУД:
– оформлять свои
мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно
использовать речевые средства для решения различ- ных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче- ской
формами речи;
– высказывать и
обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать
других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными
результатами изучения
курса «Русский язык»
является
сформированность следующих умений:
– воспринимать на
слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно,
правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно
прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
– производить
звуко-буквенный анализ доступных слов;
– видеть в словах
изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения
этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных
в корне, буквами проверяемых и непро- износимых согласных, с удвоенными буквами
согласных в корне, с ь для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть
способами про- верки букв гласных и согласных в корне; писать слова
с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с
соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных
гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные
орфограммы и условия их выбора (без использования термина «усло- вия
выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными
орфограммами;
– правильно
списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать
под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60
слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне,
на стыке приставки и корня, с ь;
– находить в слове
окончание и основу, составлять предложения из слов в
начальной форме (ставить слова в нужную форму),
образовывать слова
с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том
числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные
слова; выделять два корня в сложных словах;
– распознавать
имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
производить морфологический разбор этих частей речи в объёме
программы;
– определять вид
предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией,
с интонацией перечисления;
– разбирать
предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить
вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему,
какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания
слов, связанных между собой;
– видеть в
предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с
однородными членами (без союзов, c одиночным
союзом и);
– составлять предложения
с однородными членами, употреблять
их в речи;
– осознавать
важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном
общении;
– читать
художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения
и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с
опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять
простой план, пересказывать текст по плану;
– читать и понимать
учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос
к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
– письменно
пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся должны
осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за
своей речью, стремиться к употреблению в собственной
речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;
Структура курса, содержание рабочей программы
3-й класс
102 ч (3 часа в неделю)
Повторение.
(10 ч)
Слово. (53
ч)
1.
Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов,
постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов;
написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ раз- делительных.
Знакомство с
явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений
видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с
орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ
разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов
с двойными буквами согласных в корне, напри- мер класс, жужжит, ссора, с двойными
буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих
слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных
словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными
в корне). Правописание слов со звонкими и глухими
согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов
проверки: под- бор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с
орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне
слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего
правила правописания проверяемых букв согласных.
Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с
непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление
понятий «корень слова», «однокоренные слова»,
«приставка»,
«суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с
чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и
сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы,
образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-,
-оньк-, -оват-,
-еват-, -ишк-,
-ышк-, их значением; образование слов с помощью
этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных
гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание
(определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова
(определение).
3. Развитие
внимания к значению слова. Наблюдение над слова- ми, имеющими несколько
значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из
значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли
этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2
синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями
употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на
примере имён прилагательных).
4. Развитие умения
ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от
значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от
других слов.
Понятие об имени
существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род,
число имён существительных. Образование имён
существительных с помощью суффиксов
-онк-, -оньк-,
-еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-,
-чик-, -тель-,
-ник-.
Понятие о
местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и
множественного числа. Раздельное написание местоимений с
предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование:
замена в тексте повторяющихся существи- тельных личными местоимениями и
наоборот.
Понятие об имени
прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам,
связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в
окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных
-н-, -еньк-, -оват-,
-еват-. Понятие о
глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время
глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего
времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы
не
с
глаголами.
Неопределённая
форма глагола.
Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии.
Наречие как часть речи.
Предложение и
текст. (25 ч)
Расширение понятия
о предложении. Предложения повествова- тельные, вопросительные,
побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности
интонации; оформление этих предложений на письме, использование в
различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и
сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их
роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить
в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные
члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение.
Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об
однородных членах предложения, их роли в речи.
Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения.
Однородные члены, связанные без помощи союзов и при
помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с
однородными членами, роль этого знака препина- ния в
понимании смысла предложения.
Понятие о сложном
предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов).
Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество
частей, ставить запятую между двумя частями сложного
предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная
функция): запятая раз- деляет два предложения, две мысли. Развитие
внимания к струк- туре предложения, к знакам препинания.
Развитие
читательских умений на материале текстов учебни- ка. Формирование
типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие
умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части,
составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение.
(14ч)
Развитие речи
– одно из направлений работы на всех
уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса
уча- щихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом.
Обогащение грамматического строя речи конструкция- ми с однородными
членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе
работы с языковым материалом, чте- ния текстов и т.д. Развитие
связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений,
небольших сочинений по кар- тинкам и опорным словам). Развитие
орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление
навыка начертания букв, способов соединений. Работа по
совершенствованию почерка, устранению недочётов графического
характера.
Таблица предметных требований
к умениям учащихся 3 класса по русскому языку
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский
язык»
|
·
овладение функциональной
грамотностью;
·
развитие умений и
навыков различных видов устной и письменной речи;
·
развитие умений и
навыков понимания и анализа текстов
|
·
приобретение и
систематизация знаний о языке;
·
развитие чувства языка
|
·
овладение орфографией и
пунктуацией
|
Речевые умения
|
Учебно-языковые умения
|
Правописные умения
|
·
правильно списывать
слова, предложения, текст; проводить самопроверку;
·
писать под диктовку
текст с изученными орфограммами и пунктограммами;
·
читать и произносить
предложения, различные по цели высказывания и интонации;
·
составлять предложения с
однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);
·
читать тексты правил и
определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос
к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
·
писать подробное
изложение доступного текста;
·
определять тему текста;
·
читать и составлять
схемы слов, орфограмм, предложений
|
·
выполнять
звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и
написания в слове;
·
находить в слове
окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);
·
выделять два корня в
сложных словах;
·
конструировать сложные
слова;
·
подбирать однокоренные
слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;
·
различать однокоренные
слова и формы слова;
·
распознавать имена
существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
·
выполнять
морфологический разбор изученных частей речи;
·
образовывать имена
существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с
помощью приставок;
·
подбирать синонимы и
антонимы к доступным словам;
·
определять вид
предложения по цели высказывания и интонации;
·
выделять в предложении
подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
·
выделять из предложения
словосочетания;
·
видеть в предложении
однородные члены;
·
различать простое и
сложное предложение;
·
выполнять синтаксический
разбор доступных простых и сложных предложений
|
·
находить в словах
изученные орфограммы по определённым признакам;
·
писать слова с
безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми
ударением (изученные случаи);
·
обозначать на письме
проверяемые и непроизносимые согласные звуки;
·
писать слова с удвоенной
буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
·
писать слова с ъ и ь
разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;
·
писать сложные слова с
соединительной буквой о и е;
·
писать раздельно частицу
не с глаголом;
·
писать ь после ч в неопределённой
форме глагола;
·
писать буквы безударных
гласных в окончаниях имён прилагательных;
·
самостоятельно подбирать
слова с изученными орфограммами;
·
графически объяснять
выбор написания;
·
находить и исправлять
орфографические ошибки на изученные правила;
·
правильно переносить
слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и
корня;
·
пунктуационно оформлять
предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и),
графически объяснять выбор знака;
·
ставить запятую между
двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор
знака
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов
образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и
оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои
особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших
школьников в целом, так и спецификой курса «русский язык » в частности.
Большое количество заданий по русскому языку может быть понято и выполнено
младшими школьниками только после создания адекватной их восприятию
вспомогательной модели.
Поэтому принцип
наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так
как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.
В связи с этим
главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
1.
натуральные пособия (реальные объекты живой и
неживой природы, объекты-заместители);
2.
изобразительные наглядные пособия (рисунки,
схематические рисунки, схемы, таблицы по темам.).
Другим средством
наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор,видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой
коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса
«Русский язык».
Количество
часов на изучение программы 102 ч
Количество
часов в неделю
3 ч
В том числе плановых практических
работ- 12
Написание диктантов –
9
Контрольные
списывания- 3
Написание сочинений –
2
Написание изложений –
1
Написание словарных диктантов
– 4
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
Печатные пособия:
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
«Русский язык». Учебник для 3 класса. М., «Баласс» 2011.
- Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева, Л.Ю. Комиссарова
«Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 класс».
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
«Дидактический материал к урокам русского языка. 3 класс»
- Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина
«Проверочные и контрольные работы. 3 класс» Тетради на печатной основе
ТСО (средства ИКТ)
1. Магнитофон
2. Проектор
3. Компьютер
Цифровые образовательные ресурсы:
Министерство
образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральный
совет по учебникам Министерства образования и науки РФ
http://fsu.edu.ru/p1.html
Федеральный
портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Российский
общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Федеральный
портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
http://www.ict.edu.ru
Учительская
газета
http://www.ug.ru
Газета
"Первое сентября"
http://ps.1september.ru
Газета
"Начальная школа"
http://nsc.1september.ru
Журнал
"Вестник образования России"
http://www.vestniknews.ru
Школьная
пресса: информационный портал
http://portal.lgo.ru
Издательство
«Баласс»
www.school2100.ru
Издательский
центр "Мой учебник"
www.my-tbook.ru
school.edu
- "Российский общеобразовательный портал". Каталог интернет-ресурсов:
дошкольное образование; начальное и общее образование; дистанционное обучение;
педагогика; повышение квалификации; справочно-информационные
источники.
Перечень
литературы и средств обучения
Для реализации
цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК по
русскому и языку издательства «Баласс».
Литература для учителя:
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,
Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го
класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. - М.: Баласс; Школьный дом,
2011. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100»). Рекомендовано
Министерством образования и науки РФ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,
2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
– 3.Методические рекомендации для учителя
. Русский язык 3 класс. Москва, «Баласс», 2013г.
Литература для учащихся:
1.Бунеев
Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Русский
язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. Изд. 3-е,перераб. -
М.: Баласс; Школьный дом, 2011. - 176 с: ил. (Образовательная система «Школа
2100»). Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
2.Бунеев
Р.Н. Бунеева Е.В., Фролова Л.А.
Дидактический
материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Бунеева Р.Н.
Бунеевой Е.В., Прониной О.В./Под науч.ред.Е.В. Бунеевой.-Изд.3-е,
испр.-М.:Баласс; Школьный дом,2012.-128с.:ил.(Образовательная система «Школа
2100»). Допущено Министерством образования и науки
РФ.
3.Яковлева
М.А.Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 2 класс. Вариант 1,
вариант 2 .- М Баласс; Школьный дом, 2012. - 32 с, (Образовательная система «Школа 2100») опущено Министерством образования и науки РФ.
4.Н.А.Исаева Рабочая
тетрадь по русскому языку для 2 класса. – М.: Баласс; Школьный дом, 2012. – 80
с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Методические
рекомендации для учителя. «Русский язык», 1-2 классы.
К техническим
средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского
языка, относятся:
-
компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор
Интернет
– ресурсы:
www.school2100.ru
http://school-collection.edu.ru
http://window.edu.ru
www.edu.ru
-сайт
«Образовательная школа 2100»;
-«Открытый
класс»;
-«Proшколу.ru»;
-www.school-collection.edu.ru
Технические средства обучения:
-диск
«Тренажёр по русскому языку для младшего школьника» (№ 1);
. Оборудование и приборы:
-плакаты
по русскому языку для 3-го класса;
- комплект
наглядных пособий «Грамматические разборы»;
- таблица
«Падежи»
- таблица
«Правильно сиди при письме»
-таблица
«Упражнения для глаз».
3. Дидактические материалы:
-Комиссарова
Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 3 класса. – М.:
Баласс, 2011 г.;
Практическая
часть, график её проведения.
Контрольный
диктант
|
№ п\п
|
Название
темы
|
Название
диктанта
|
Дата
проведения
|
|
|
|
план
|
факт
|
1.
|
Удвоенные согласные в корне
слова.
|
Входной к\д № 1
|
|
|
2.
|
Непроизносимые согласные в
корне слова.
|
к\д № 2 « Лебеди»
|
|
|
3.
|
Употребление в речи и
правописание сложных слов
|
к\д 3 « О фиалке»
|
|
|
4.
|
Части слова. Приставка.
Безуд-ные гласные в приставках. Удвоенные согласные на стыке приставки и
корня. Разд-ные ь и ъ знаки.
|
к\д 4 «Осенью»
|
|
|
5.
|
Имя существительное.
|
к\д 5 « Перелёт птиц»
|
|
|
6.
|
Имя прилагательное
|
к\д 6 « Весна в лесу»
|
|
|
7.
|
Глагол. Правописание
частицы НЕ с глаголом.
|
к\д 7 « Гнёзда»
|
|
|
8.
|
Однородные члены
предложения.
|
к\д 8 « Весной»
|
|
|
9.
|
Проверка знаний, полученных
в 3 классе.
|
к\д 9
|
|
|
ИТОГО:
9
|
Контрольное
списывание
|
№ п\п
|
Название
темы
|
Название
текста
|
Дата
проведения
|
|
|
|
план
|
факт
|
1.
|
Повторение пройденного во 2 классе
|
« Жизнь собаки травки»
|
|
|
2.
|
Части слова.
|
« Путешествие»
|
|
|
3.
|
Проверка знаний, полученных в 3 классе.
|
« Старинные вещи»
|
|
|
ИТОГО:
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольный словарный диктант
№ п\п
|
|
Дата проведения
|
|
|
план
|
факт
|
1.
|
Словарный диктант № 1
|
|
|
2.
|
Словарный
диктант № 2
|
|
|
3.
|
Словарный
диктант № 3
|
|
|
|
Словарный
диктант № 4
|
|
|
ИТОГО: 4
Практическая
работа
|
№ п\п
|
Название
темы
|
Дата
проведения
|
|
план
|
факт
|
1.
|
Части слова. Корень. Правописание проверяемых согласных
букв в корне.
|
|
|
2.
|
Удвоенная согласная буква в корне слова.
|
|
|
3.
|
Непроизносимые согласные в корне слова.
|
|
|
4.
|
Безударные гласные в корне слова.
|
|
|
5.
|
Сложные слова и их написание.
|
|
|
6.
|
Части слова. Приставка. Безударные гласные в приставках.
Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. Разделительные ь и ъ знаки.
|
|
|
7.
|
Части слова. Окончание. И основа слова. Суффикс. Разбор
слов по составу.
|
|
|
8.
|
Имя существительное как часть речи.
|
|
|
9.
|
Местоимение как часть речи.
|
|
|
10.
|
Имя прилагательное как часть речи.
|
|
|
11.
|
Глагол. Правописание частицы НЕ с глаголом.
|
|
|
12.
|
Предложение.
|
|
|
ИТОГО: 12
|
Контрольное
обучающее изложение
|
№ п\п
|
Название
текста
|
Дата проведения
|
|
|
план
|
факт
|
1.
|
« Мурлыка»
|
|
|
1.
|
Перелётные гости. ( По Л. Кассилю)
|
|
|
ИТОГО: 2
Контрольное обучающее сочинение
|
№ п\п
|
Название
текста
|
Дата проведения
|
|
|
план
|
факт
|
1.
|
« О себе»
|
|
|
1.
|
« Мой друг»
|
|
|
ИТОГО: 2
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.