Смотреть ещё
18 766
методических разработок для начальных классов
Перейти в каталогМуниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрено
Руководитель МО
Станишевская О.Б.
Протокол № 1.от «26» 08. 2014 г |
Рекомендовано
Методическим советом
МБОУ гимназии №3
Протокол № 1 от «26» 08. 2014 г |
Утверждаю Директор
__________ Ананских А.М.
Приказ № 213 от «01» 09. 2014г |
Рабочая программа учебного курса по русскому языку
для 3 а класса
Учитель: Зеленова Елена Борисовна (высшая квалификационная категория).
г.Грязи
2014
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ.
2.Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
3. Примерная основная образовательная программа, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
4.Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации на 2014 – 2015 учебный год.
5.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/2015 учебный год».
6.Образовательная программа НОО МБОУ гимназии №3 г.Грязи
7.Учебный план МБОУ гимназии №3 г.Грязи на 2014 – 2015 учебный год.
8.Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ гимназии №3 г.Грязи.
9.Программа «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности».
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Я Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык в 3 классе») М., Изд-во «Астрель»,2013 год выпуска.
Информация об используемом учебнике
Программа реализуется через учебник «Русский язык » 3 класс Л.Я Желтовской, О. Б. Калининой М.: Астрель, 2013 г.
Обоснование:
Рабочая программа определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса русского языка в 3 классе МБОУ гимназии №3
Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для формирования духовно-нравственной личности школьника. В программу и учебник введены специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. Даются исторические справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите, об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове, пословицах, фразеологизмах. При анализе путей пополнения словарного состава русского языка обращается внимание учащихся на факты неоправданного введения в речь обилия иноязычной лексики, в основном английской, сленга, что засоряет родной язык. Такой подход дает учителю возможность развивать в детях чувство сопричастности к сохранению самобытности и чистоты языка русского народа.
В последнее десятилетие в начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение детьми совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной формах. При этом знания и умения по языку и речи составляют для учащихся фундамент, на котором происходит освоение речевых умений, то есть, в широком смысле, создаются условия для свободного владения родным языком.
Изучение русского языка в школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и «чувства» языка;
– воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь. Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:– дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
– обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
– сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
– развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной формах;
– способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.
Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его Подходы:
коммуникативный. Этот подход нацеливает учащихся на изучение языка в интересах решения речевых задач при общении в любых формах: устной (диалоговой), письменной (монологовой), предусматривает систему ситуативных упражнений, направленных на формирование коммуникативно-речевых умений. Коммуникативная ориентация курса разрабатывается на основе требований Госстандарта и положений концепции об изучении русского языка как родного на деятельностной системно-коммуникативной основе (автор – доктор педагогических наук А. Ю. Купалова). Приведем некоторые положения этой концепции.
Деятельностный. Этот подход связывает в единое целое языковое и речевое содержание курса, в соответствии с которым организация учебного процесса на уроке, выстраивание системы упражнений осуществляются с учетом структуры любого вида сознательной деятельности человека: мотив, цель, замысел, ориентировка, планирование, реализация, контроль. Примером может послужить система формирования стержневых коммуникативно-речевых умений: ставить коммуникативные задачи (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить и пр.); осознавать замысел высказывания (зачем говорю); ориентироваться в условиях общения, в речевой ситуации (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах); планировать речевые действия: при создании высказывания намечать ход развития мысли, выбирать тип речи (повествование, описание, рассуждение), жанр, стиль (что скажу); при восприятии речи уточнять задачу восприятия, по отдельным деталям предполагать ход развития мысли говорящего (что и зачем услышу); выражать и развертывать мысль (что говорю); целенаправленно воздействовать на собеседника в зависимости от речевой задачи (как говорю); осуществлять контроль за речью (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное и пр.). При реализации курса деятельностный подход приобретает характер коммуникативно-деятельностного, что предполагает изменение характера деятельности на уроке и учащихся, и учителя. Учиться общению общаясь – вот основная характеристика этого подхода. Это выражается и в особой организации учебного материала: выделении общих речевых тем и системы ситуативных упражнений (их называют коммуникативными). В таких упражнениях моделируются речевые ситуации – совокупность тех условий, которые вовлекают школьника в речевую коммуникацию. Использование деятельностного подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования; формировать ведущие общеучебные умения и навыки, в частности навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.
оценка достижений планируемых результатов
освоения основной образовательной программы
начального общего образования
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МБОУ гимназии №3 разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
· комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
· использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
· оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
· оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
· сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
· использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
· уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
· использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
· использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
· использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Общая характеристика учебного предмета.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеником;
•социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический— направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.
Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.
Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Количество учебных часов: 175ч (5 часов в неделю).
Количество часов для проведения практических работ:
Диктантов – 10
Творческих работ (изложений, сочинений) – 15
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Русский язык» 2 части), рабочие тетради, методические рекомендации автора учебника (автор Л.Я.Желтовская).
Согласно Уставу и локальному акту МБОУ гимназии №3 форма промежуточной и итоговой аттестации обучающихся
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №3.Календарным учебным графиком на 2014-2015 уч.г. расчитана на 5ч. (35 недели по 5 часов; т.е. 175 часов).
1тр.-55ч. 2тр.-60ч. 3тр.-60ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка
3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
· осознание русского языка как явления культуры русского народа, связь развития языка с развитием культуры и общества;
· внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
· внимание к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
· стремление к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
· положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
· чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка, стремление стать борцом за чистоту родного языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· осознавать слово, предложение как главные средства языка;
· использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
· использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
· производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
· соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
· различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;
· осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением и использовать эти свойства при создании собственных высказываний;
· оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
· осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
· осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
· осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в назначении – назвать предмет, явление;
· осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
· дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);
· находить главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды) при анализе предложений и употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
· анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;
· вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;
· применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
· определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
· осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
· подбирать примеры с определённой орфограммой;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
· распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
· -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов, создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
- озаглавливать текст по основной мысли текста;
- подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
- прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
- осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
- осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
- осуществлять само-и взаимопроверку работ;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
- использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
- находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
- осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Содержание учебного предмета, курса
3 класс (175 ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (48 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (18 ч)
Речь (6 ч). Речь как способ общения с помощью языковых средств.
Речевое общение как мыслительно-речевая деятельность. Единство двух сторон речевого общения: передача (говорение, письмо) и восприятие (слушание, чтение) смысла. Качества речи: образность, живость, правильность, чистота, точность, содержательность, логичность. Средства выразительности речи. Мелодика речи: интонационный рисунок предложений, слов. Средства выражения авторского отношения: использование оценочной лексики, синонимов, антонимов, сравнений, фразеологизмов. Употребление слов в переносном значении. Роль использования в речи пословиц, поговорок.
Приёмы целесообразного использования при общении несловесных средств (мимики, жестов).
Высказывание. Текст (12ч). Высказывания в форме текста-диалога и текста-монолога.
Тема текста. Отражение темы в заголовке. Главная часть текста в раскрытии темы. Основная мысль (идея) текста. Способы выражения идеи: в заголовке, в предложении текста. Наблюдение над способами развития мысли в текстах.
Особенности текстов с точки зрения их назначения (цели высказывания): описание предметов (цветов, изделий народных промыслов, времени года, поделок и пр.); повествование (о своих увлечениях, любимых играх, об увиденном, услышанном, прочитанном); рассуждение (о любимом времени года, дереве, уголке природы и др.), объяснение выбора своих решений.
Жанровое разнообразие текстов. Стихи. Письмо как текст. Объявление. Загадка.
Наблюдение над стилистическими разновидностями речи.
Речевой этикет*: просьба, пожелание, приглашение, разговор по телефону.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) (30 ч)
Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста, включающего две микротемы.
(Коммуникативно-речевые умения формируются на базе текстов и высказываний, типы, жанры и тематика которых указаны выше, в подразделе «Текст».)
Осознание ситуации устного общения. Развитие речевого слуха: умения слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы, определять главное, понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, оценочные слова, интонацию, мимику, жесты).
Понимание учебного текста. Умения выявлять непонятные слова, выражения и уточнять их значения (спросить взрослых, навести справку в толковом, этимологическом словарях); определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам и главным частям текста.
Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Овладение техникой чтения, позволяющей читать быстро и осмысленно, контролировать своё чтение.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс формулирования и передачи мыслей, информации, чувств.
Умения:
- осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать способы донесения его до слушателей, читателей;
- говорить и писать логично, чётко выделяя главное, не отвлекаясь от предмета речи;
- выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления специальных слов и выражений, их форм);
- произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
- писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и достаточно быстро (примерная скорость письма при списывании — до 35 букв, при свободном письме — до 50 букв в минуту).
Составление текста письма (родным, друзьям), записки, объявления о пропаже животного с использованием этикетных фраз. Умение подписывать конверт.
Практическое овладение диалоговой формой речи: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместное использование и правильное построение высказывания этикетного характера: извинение, пожелание, разговор по телефону (ситуация — абонента пег дома, просьба передать информацию).
Умение осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (127 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (3 ч). Язык как основа речи, средство общения. Отражение в частях речи реалий окружающего мира (назвать, обозначить).
Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа. Язык, его строение глазами учёных (представление о разделах науки о языке), лингвистические разборы (анализы) языковых средств. Освоение норм русского литературного языка.
Фонетика и орфоэпия. Сопоставление звукового и буквенного состава слов. Использование фонетического анализа слова для решения орфографических задач. Освоение орфоэпических норм русского литературного языка (красивее, нравиться, красненькийи т.п.).
Графика. Углубление понятия об употреблении на письме разделительного твёрдого знака.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом. Упражнения в дифференциации движений руки при написании таких пар букв, как С—Э, 3 - Е, Х—Ж, Д—Б, Ш—М, Г—Р, Я—Ф, П—Р и т.п. Упражнения по ускорению письма, достижению его плавности и связности.
Слово и его значение (лексика) (2 ч). Связь формы и значения слова. Лексика как раздел науки о языке, изучающий лексические значения слов. Многозначные слова. Синонимы. Антонимы. Употребление слов в речи (тексте) в переносном значении. О заимствованиях в русском языке. Представление о фразеологизмах. Представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями разных типов: толковыми, синонимов, антонимов.
Слово и его значимые части (морфемика) (17 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах.
Корень как главная значимая часть слова, проводник в историю происхождения слова. Слова с двумя корнями (сложные слова).
Словоизменение и словообразование. Значения и роль окончаний в словах.
Общее представление о продуктивных способах образования слов (приставочный, суффиксальный). Приставка и суффикс как значимые словообразующие морфемы. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слова приставками (от-, бес-, за-, вы- и др.), суффиксами (-онок-, -ек-, -ищ-, -телъ- и др.)- Роль употребления в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-очк-, -ек-, -ик-, -еньк-). Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) (22 ч). Критерии распределения слов по частям речи (общие значения, вопросы как средства их выделения, формы изменения, роль в предложении).
Имя существительное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён существительных: обозначение признака (белизна, чернота), обозначение эмоций (счастье, радость, тревога, горе).Имена собственные и нарицательные (единицы административного деления России: края, округа, области, районы, названия улиц).
Наблюдение над изменением имён существительных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён существительных в предложениях.
Имя прилагательное (4 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: оценочная характеристика предмета, лица (дружный, смелый, красивый, добрый), материал, из которого сделан предмет (железный ковш, шерстяной костюм).
Наблюдение над изменением имён прилагательных по падежам в единственном и множественном числе. Роль имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях.
Местоимение (2 ч). Наблюдение над особенностью значения местоимений — обозначать предмет, лицо, не называя, а лишь указывая на них. Личные местоимения, употребляемые в единственном и множественном числе (я, ты, он, мы, вы, они).Роль местоимений в предложениях.
Глагол (7 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: речевые и мыслительные процессы (думает, говорит, представляет), состояние (болеет, нездоровится, удивляется).Наблюдение над оттенками значений, выражаемых глаголами совершенного и несовершенного вида (без терминов). Общее представление о начальной форме глаголов. Время глаголов. Наблюдение над изменением глаголов по лицам и числам. Роль глаголов в предложениях.
Служебные части речи (3 ч). Углубление представлений о роли служебных частей речи: выражать различного рода отношения между знаменательными частями речи (пространственные, причинные, цели — предлоги, союзы), оттенки значений и чувств (вопроса, уточнения, восхищения, отрицания — частицы), связывать слова и части предложений. Отрицательная частица не. Упражнения в использовании служебных частей речи в составе словосочетаний, предложений.
Синтаксис (35 ч). Словосочетание (10 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак, действие и предмет, с которым оно связано (читать книгу, заплетать косу, рубить топором). Словосочетания с синонимическими значениями (малиновое варенье — варенье из малины). Связь слов в словосочетаниях (наблюдение над согласованием, управлением). Роль словосочетаний в предложениях.
Предложение (25 ч). Углубление понятия о предложении как о цепочке слов (конструкции), с помощью которой можно выразить мысли или чувства.
Разнообразие речевых задач, целей: сообщить, убедить, попросить, приказать, утвердить, отрицать, предположить и т. п. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Интонационное и пунктуационное оформление предложений разных по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Структура предложений. Главные члены как основа предложения. Подлежащее и основные способы его выражения в предложениях (имя существительное, местоимение). Сказуемое и основные средства его выражения в предложениях (глаголы, глаголы прошедшего времени, глаголы в «повелительной форме»).
Предложения распространённые и нераспространённые. Общее представление о второстепенных членах предложения.
Наблюдения над интонацией предложений, осложнённых обращениями.
Правописание и пунктуация (47ч). Повторение изученных орфограмм. Слова с двумя безударными гласными в корне (зеленеет, холодит, береговой, воробей). Гласные и согласные в приставках. Употребление мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (ночь, мышь). Употребление разделительного твёрдого знака. Написание частицы не с глаголами. Написание родовых окончаний прилагательных, глаголов прошедшего времени. Употребление большой буквы в названиях областей, районов, городов, сёл, улиц.
Знаки препинания в конце предложений.
Развитие речи. Обогащение словарного запаса словами разных частей речи, оценочно-эмоциональной лексикой (красивый, ужасный, нравиться, воспитанный, как хорошо и пр.). Употребление слов в переносном значении.
Расширение грамматического строя речи: целевое использование в предложениях разных частей речи, распространение предложений второстепенными членами в соответствии с речевой задачей.
Развитие речевого слуха: интонирование и адекватное восприятие интонации предложений, разных по цели высказывания.
Воспроизведение (изложение) устно и письменно чужой речи (тех же типов и жанров):
—дословно (читать выразительно вслух, декламировать наизусть, списывать с образца, писать по памяти, писать под диктовку);
—близко к исходному тексту (пересказывать устно, излагать письменно по частям — свободное списывание или диктант, в целом (изложение) — с опорой на коллективно составленный план, на рисунки, иллюстрации).
Создание простейших текстов образного характера (после предварительной подготовки): описание любимых цветов, изделий народных промыслов (матрёшки). Умение выражать своё отношение к разным периодам времён года, месяцам, праздникам, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать об историях, происшедших реально.
Материально- техническое обеспечение учебного процесса:
1. А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Сборник стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2010 г.
2. И.А.Петрова. Методическое издание. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно – методический комплект «Планета знаний». 2-е изд., доработ.-М.: АСТ, Астрель, 2009г.
3. Желтовская, Л. Я. Обучение в 3 классе по учебнику «Русский язык» : метод. пособие / Л. Я. Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2009.
4. Желтовская, Л. Я. Русский язык : 3 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2013.
5. Желтовская, Л. Я. Русский язык : 3 кл. : рабочая тетрадь : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2013.
6. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина Контрольные и диагностические работы по русскому языку в 3 классе. - М. : АСТ : Астрель, 2013
7. Медиапроектор, ноутбук, экран.
Учебно-тематическое планирование материала
по русскому языку в 3 классе
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Содержание учебного материала |
Характеристика деятельности учащегося |
Форма контроля |
1 |
ЯЗЫК И РЕЧЬ |
20 |
Повторение изученного во 2 классе |
Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам (к школе, к знаниям). «Читать» схемы и таблицу,интерпретировать их информацию словесно. Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи. Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова. Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки. Определять тему текста, тему и смысл пословиц. Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста, кратко её излагать. Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключённые в пословицах. Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы. Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, нахо дить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице). Наводить справки в толковых словарях и справочниках. Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок. Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте). Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста). Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени. Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.
|
Диктант
Словарный диктант.
Диктант
Изложение
Сочинение
|
2 |
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ |
35 |
Введение (1ч)
Называем... (11 ч )
Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем.... (13 ч)
Рассказываем... Описываем... Рассуждаем... (10 ч ) |
Устанавливать: 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, 2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста. Наблюдать, делать простые выводы Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. «Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям). Наблюдать, делать простые выводы. Определять род имён существительных, прилагательных. Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осваивать нормы употребления (согласования) прилагательных с существительными в зависимости от их рода. Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода. Решать орфографические задачи, используя алгоритм действий.. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые части текста. Связно излагать всю информацию о предложении. Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении). Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи — интонацию конца предложения, в письменной — точку или вопросительный знак. Находить в предложении отрицательную частицу не. Использовать её при составлении предложений. Оценивать результаты своей работы. Применять изученные правила при письме под диктовку. Осуществлять самоконтроль и корректировку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.
|
Изложение
Контрольный диктант
Списывание текста с речевой задачей
Изложение
Сочинение
|
3 |
О ГЛАВНОМ |
47 |
Главная часть слова. (11ч)
Главные члены предложения (6ч)
Главная мысль текста (8ч)
Обобщаем, изучаем (1ч )
«Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения (18 ч)
|
Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Приводить примеры к положениям таблицы. Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Обращаться за справками к этимологическому словарю. Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными Использовать формальные элементы текста (заголовок, план, ключевые слова) для поиска нужной информации по содержанию текста. Составлять план текста и будущего высказывания. Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план. Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам). Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Определять и различать главные члены предложения подлежащее и сказуемое Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом. Выявлять наиболее важную информацию и основную мысль в тексте. Осуществлять морфемный анализ слова. Решать орфографические задачи. Определять тему, главную мысль текста. Делать простые обобщения о главных членах предложения (чем выражены). Составлять текст — объёмное высказывание на основе отдельных предложений . Наблюдать, сравнивать, делать выводы. Определять значение лица и числа личных местоимений. Уместно и правильно употреблять личные местоимения в речи. Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице, делать обобщения о каждой временной форме глагола. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. Обобщать полученные сведения. Проводить синтаксический анализ предложений. Выявлять «первородный смысл» слов и выражений для более точного их употребления и правописания. Отстаивать собственную точку зрения, убеждать собеседника (партнёра), прислушиваться к его мнению. Воспроизводить содержание текста-описания. Контролировать процесс и результат письма. Применять изученные правила. Выявлять причины ошибок в диктанте и графически обосновывать подбор проверочных слов. Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений. |
Диктант
Изложение
Контрольное списывание текста
Сочинение
Презентация
Словарный диктант
Изложение
Проверочный диктант
Сочинение
|
5 |
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ...
|
52 |
Развитие речи (3ч)
Употребление и правописание слов с приставками (14 ч )
Употребление слов с суффиксами (5 ч )
Употребление падежных форм имён существитель ных, имён прилагательных, местоимений (13 ч)
Правописание местоимений с предлогами (3 ч )
Второстепенные члены предложения (4 ч )
Развиваем главные мысли в текстах (8ч)
|
«Читать» таблицу, добывать новую для себя информацию. Образовывать однокоренные слова, используя нужные морфемы для уточнения значения. Редактировать текст. Различать однокоренные слова и формы слова. Различать проверяемые и проверочные слова. Определять оттенки значений приставок и суффиксов. Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Группировать слова по наличию значимых частей слова. Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора согласных в приставках. Наблюдать, делать простые выводы. Сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии по употреблению разделительных мягкого и твёрдого знаков. . Списывать (воспроизводить текст дословно) без ошибок, пропусков, искажений и исправлений. Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании. «Рассказывать» о словосочетаниях в двух формах: словесно и графически. Определять и употреблять нужную падежную форму зависимых частей речи (имён существительных, прилагательных) в словосочетаниях. Устанавливать аналогии в написании ударных и безударных окончаний прилагательных. Определять окончания имён прилагательных. Контролировать и оценивать результаты своей работы. Понимать и воспроизводить содержание текста из трёх микротем, помогая себе планом. Использовать разные источники поиска информации при выполнении проекта. Сравнивать, сопоставлять, делать простые выводы. Выразительно читать стихотворение, выражая чувства его героя (с. 87). Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения. Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания. Выделять структурные части текста- рассуждения. Анализировать текст. Создавать текст.. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочёты в высказываниях. Проверять, корректировать и оценивать результаты своей работы. Решать орфографические и пунктуационные задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила. Контролировать свою запись. |
Творческое списывание
Контрольный диктант
Изложение
Сочинение
Сочинение
Словарный диктант
Контрольный диктант
Презентация
|
6 |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ
|
21 |
Средства языка и их анализ (4 ч)
Правописание слов (6 ч)
Выражаем мысли и чувства... (11 ч) |
Читать таблицу на форзаце, устанавливать взаимозависимость деталей-образов частей речи Анализировать строение слов и словосочетаний. Составлять предложения с данными словосочетаниями. Делать простые обобщения. Уместо употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств. Переводить словесную информацию о частях речи в табличную форму (собственного производства). Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста. Решать орфографические задачи. Оценивать умение использовать приёмы проверки орфограмм. Анализировать причины ошибок. Контролировать процесс и результат письма. Излагать мысли в письменной речи. Использовать имеющиеся знания, умения по предметам для более глубокого понимания текста и использования прочитанного в жизненных ситуациях Защищать (презентовать) результаты проектной работы. |
Контрольный диктант
Изложение
Итоговый контрольный диктант |
Календарно-тематическое планирование материала
по русскому языку в 3 классе
Контроль знаний за 1 триместр.
Диктант
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Слова для справок: стало, подмерзла.
Грамматическое задание:
Контроль знаний за 2 триместр.
Диктант.
Снеговик.
Стоит чудесный зимний день. Падает легкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.
Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковок, а брови из угольков. Радостно и весело всем!
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть главные члены во втором предложении.
2. Разобрать по составу слова (1 вариант: зимний, шубки; 2 вариант: белые, морковки).
3. Найти в тексте слова с проверяемым безударным гласным в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Написать эти слова.
Контроль знаний за 4 триместр.
Диктант.
Весеннее утро.
Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.
Засветило солнце и съело утренний лед. По долине побежал, говорливый ручеек. Вдруг под корнями березки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик. Еж осенью нашел это укромное местечко. Он еще не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.
Грамматическое задание:
Контроль знаний.
Диктант за год.
Утро в степи.
Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.
Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.
Грамматическое задание:
1. Выписать из текста два слова с безударными гласными в корне. Написать к ним проверочные слова.
2. Выписать два слова с приставками. Выделить приставки.
3. 2-ое и 4-ое предложения разобрать по членам (по вариантам).
В нашем каталоге доступно 74 477 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Активное и сознательное изучение родного языка школьниками во многом обусловливается чувством уважения к нему, глубоким познавательным интересом к постижению его самобытности и богатству языковых ресурсов, стремлением к свободному владению языком в речи. Поэтому актуальным в обучении становится культурологический подход, создающий условия для формирования духовно-нравственной личности школьника. В программу и учебник введены специальные разделы и темы философского характера о даре слова, о языковых средствах отражения реального мира, о взаимодействии языка и развития общества. Даются исторические справки, познавательные тексты о происхождении слов и правил, об обогащении словарного запаса русского языка, об истории создания письменности и книги, об изменениях в русском алфавите, об употреблении большой буквы, об исторических корнях слов, об использовании красной строки, заголовков и т. п. Материал учебника позволит дать на доступном детям уровне представление о социальной роли языка, его особенностях, о связи русского языка с историей культуры русского народа, о ценностях наших предков и нравственных устоях, отраженных в слове, пословицах, фразеологизмах. При анализе путей пополнения словарного состава русского языка обращается внимание учащихся на факты неоправданного введения в речь обилия иноязычной лексики, в основном английской, сленга, что засоряет родной язык.
6 663 984 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем ЗЕЛЕНОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.