Марьинский учебно-воспитательный комплекс
«Общеобразовательное
учебное заведение - дошкольное учебное заведение»
Утверждаю
Директор
Марьинского УВК
__________/В.Г.Гунько
Приказ
№______
от «___»
____________2014 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 3
класса
на 2014-2015 учебный год
к учебнику
В. П. Канакина,
В. Г. Горецкий
учителя
начальных классов
Салединовой
Фатиме Мудесеровны
2014 г
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная
записка ……………………………………………………….……3
Общая
характеристика учебного предмета ………………………….……….....3
Структура
курса …………………………………………………………...…..….…3
Место
курса в учебном плане ……………………………….………….……….….6
Описание
ценностных ориентиров………………………………………..………………………….…..…....6
Содержание
учебного предмета ……………………………...………………....…7
Результаты
изучения учебного предмета...……………………………………………………………………….…….
8
Организации
оценивания учебных достижений
младших
школьников…………………………………….…………………………..10
Учебно-тематический
план ……………………………………….………………...13
Описание
материально-технической базы……………………………..…………………………………………………..…...14
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в
соответствии с основными положениями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на
работу по учебно-эдическому комплекту:
1. Канакина, В. П. Русский
язык. Рабочие программы. 1-4 классы : пособие для учителей общебразоват.
учреждений / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева,
\. Стефаненко. -М. : Просвещение, 2011.
2. Канакина, В. П. Русский
язык. 3 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / В. П. Канакина. - М. : Просвещение, 2012.
3. Канакина, В. П. Русский
язык. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / П. Канакина, В.
Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2013.
Общая характеристика
учебного предмета
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и
логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции
учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической
речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей
культуры человека.
Задачи, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развивать речь, мышление, воображение
школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения
предмета;
• формировать у младших школьников
первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике,
фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее
проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению
его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление
совершенствовать свою речь.
Структура курса
Систематический курс русского языка представлен
следующими содержательными линиями:
• система языка (основа лингвистических
знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика),
грамматика (морфология, синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи .
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и
твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости
согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение
парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение
качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный;
согласный твердый - мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой,
парный -непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное
ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая
функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в
соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного
состава слов типа «стол», «конь»; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств:
пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных
знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их
последовательности. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью
толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом
и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах.
Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами
окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок.
Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова.
Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор
слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен
существительных одушевленных
и неодушевленных по
вопросам кто? и что? Выделение имен
существительных собственных и нарицательных.
Различение имен существительных мужского,
женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начачьная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение
принадлежности имен существительных к 1-му, 2-му, 3-му склонению. Словообразование имен существительных. Морфологический
разбор имен супцествителъных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от
формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имен
прилагательных. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения.
Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного
и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о
числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых
числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать?. Изменение
глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов
по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение
глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей
речи. Морфологический разбор глаголов.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными
предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных
и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Частица. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова
(осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и
зависимого слов при помощи вопроса. Различение
предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и
побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и
невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения:
подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения.
Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в
словосочетании и предложении. Предложения распространенные и
нераспространенные. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными
членами.
Нахождение в
предложении обращения (в начале, середине или конце предложения).
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в
именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне
слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне
слова (на ограниченном перечне слов);
• непроверяемые буквы-орфограммы гласных и
согласных звуков в корне слова;
• гласные и согласные в неизменяемых на письме
приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имен
существительных (речь,
рожь, мышь);
• ей ив суффиксах имен существительных (ключик -
ключика, замочек - замочка);
• безударные падежные окончания имен
существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имен
прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами
существительными;
• раздельное написание предлогов с личными
местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов
во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими
словах.
• знаки препинания в конце предложения: точка,
вопросительный и восклицательный знаки;
• запятая при обращении
в предложениях.
Развитие речи. Осознание ситуации обращения: с какой целью, с
кем и где происходит обращение?
Практическое овладение диалогической формой
речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учетом
ситуации общения. Овладение умениями ведение разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой
речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определенную тему с
использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство
предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста:
озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным
текстам. Создание
собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование
заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование
в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и
сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с
элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание,
сочинение-рассуждение*.
Место курса в учебном
плане
Программой на изучение русского языка в
начальной школе выделяется 675
ч. В настоящей рабочей
программе на уроки русского языка в 3 классе отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели). На основании Примерных
программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему
содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного
образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных
занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются
универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что
представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных
ориентиров содержания учебного предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в
реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ
гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и
способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и
воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование
функциональной и коммуникативной компетентности. Русский язык является для
младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным
каналом социализации личности.
Изучение русского языка - первоначальный этап
системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
к дальнейшему образованию.
Содержание учебного
предмета
Содержание курса имеет концентрическое
строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом
классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки
учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение
грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
В З классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение,
слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, имя
числительное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части
слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).
Тема «Состав слова» предполагает уточнение и
систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слова, формирование
представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных
признаках. Школьники знакомятся с некоторыми способами образования слов (без
введения терминов), чередованием гласных и согласных звуков в корне. Значимая
роль отводится орфографической работе: формированию навыка правописания слов с
безударными гласными, парными по глухости-звонкости согласными (на конце слова
или перед согласным), непроизносимыми согласными в корне, правописанию наиболее
употребительных приставок и суффиксов, написанию разделительного твердого знака
(ъ). Проводятся упражнения по совершенствованию
навыка правописания слов с изученными во 2 классе орфограммами: обозначение
мягкости согласного звука мягким знаком (ь), совершенствование
навыков написания слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нч, щи, двойных согласных в слове, формирование
навыков написания слов с разделительным мягким знаком (ь), с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными
звуками в корне слов, заглавной буквы в именах собственных, раздельного
написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и
систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках
частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение,
предлог) и дать представление о других существенных признаках частей речи
(категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений)), формах изменения имен
существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, по родам
в единственном числе, падежам), глаголов (по числам, временам), глаголов в
прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане третьеклассникам дается
первое представление об имени числительном как части речи.
В процессе изучения частей речи формируются
орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с
шипящим звуком на конце (ночь
- врач), навыки
правописания родовых окончаний имен существительных (-а, -о, -е), имен
прилагательных (-ый, -ий, -ой, -ое, -ее, -ая, -яя), глаголов прошедшего времени
в единственном числе женского и среднего рода (-а, -о), частицы не с глаголами. Проводятся упражнения в правописании гласных и согласных в
корне, приставке и суффиксе в словах разных частей речи.
Изучение языковых понятий проводится на базе
осознания лексического значения слов, анализа словосочетаний и предложений.
Уточняются и углубляются знания о лексическом значении слов (однозначных и
многозначных словах, прямом и переносном значении слов, синонимах, антонимах),
учащиеся знакомятся с омонимами и паронимами, устаревшими и новыми словами, устойчивыми
сочетаниями слов (фразеологизмами), некоторыми изобразительно-выразительными средствами языка (сравнение, олицетворение). Совершенствуются умения воспроизводить
лексическое значение слов, правильно выбирать и употреблять слова в речи, пользоваться лингвистическими словарями.
Уточняется и углубляется представление о
предложении, главных в второстепенных членах предложения. Учащиеся получают первое
представление о словосочетании, его назначении в языке и речи, знакомятся с
предложениями, различными по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации
(восклицательные и невосклицательные), предложениями простыми и сложными,
предложениями с обращением (общее представление).
Продолжается работа над совершенствованием
речеведческих знаний и умений: распознавать текст, типы текстов, определять
тему, главную мысль, части текста, составлять план, озаглавливать текст,
составлять собственный текст на основе текста-образца, по заданной теме и рисунку,
по заданной теме и опорным словам, по заданной теме и личному опыту либо
творческому воображению, по демонстрационной картине и др. Формируются умения
различать книжный и разговорный стили текстов, устанавливать типы связи в
предложениях текста, создавать текст определенного типа и стиля.
Результаты изучения
учебного предмета
Программа обеспечивает достижение определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной
принадлежности, формирование ценностей многонационального российского
общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.
2. Формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному
мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в
динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной
ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей
и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности
и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми
и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов
и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты.
1. Овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2. Формирование умений планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы
достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств
представления информации.
4. Активное использование речевых средств и
средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в
справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести
диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее
достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать
конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности
и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с
содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и
информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными
моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык
представляет собой явление национальной культуры и основное средство
человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного
языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к
правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и
гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о
нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических,
орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства
для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных
монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из
проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и
правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных
текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми
единицами и формирование умения использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных
представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике,
лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных
единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и
анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка,
употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Организации оценивания учебных достижений
младших школьников
Диктант
Диктант служит средством проверки
орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней
трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст
включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего
числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила
заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически.
Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на
стадии изучения.
Тексты контрольных диктантов должны
включать орфограммы, определенные "Минимумом начального общего
образования", "Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта": правописание безударных гласных, парных
звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных;
правописание безударных падежных окончаний имен существительных и
прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с
глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн;
употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных;
Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен
существительных и глаголов.
Количество слов в текстах,
предназначенных для контрольных диктантов:
Класс
|
I-е полугодие
|
II-е полугодие
|
3 класс
|
45-55 слов
|
55-65 слов
|
Классификация
ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
-
нарушения
правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены,
вставки лишних букв в словах;
-
неправильное
написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой
каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
-
отсутствие
изученных знаков препинания в тексте;
-
наличие
ошибок на изученные правила орфографии.
Недочеты:
-
отсутствие
знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с
большой буквы;
-
отсутствие
красной строки;
-
неправильное
написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и
то же правило.
Грамматическое
задание
Грамматическое задание есть средство
проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения
производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - выполнено без
ошибок.
"4" ("хорошо") - правильно выполнено
не менее 3/4 заданий.
"3" ("удовлетворительно") -
правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" ("плохо") - правильно
выполнено менее 1/2 заданий.
Словарный
диктант
Примерное количество слов для словарных
диктантов:
3 класс - 10 -12 слов;
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - без ошибок.
"4" ("хорошо") - 1 ошибка.
"3" ("удовлетворительно") - 2-3
ошибки.
"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.
Контрольное
списывание
Контрольное списывание - способ проверки
усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и
навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста,
обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части
текста, выписывать ту или иную часть текста.
Для контрольных списываний предлагаются тексты с
пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и
диктантов одинаково.
Характеристика цифровой
отметки (оценки):
"5" ("отлично") - работа выполнена
без ошибок;
"4" ("хорошо") - 1-2 исправления
или 1 ошибка;
"3" ("удовлетворительно") - 2-3
ошибки;
"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.
Изложение
Изложение (обучающее) проверяет, как идет
формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное
содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать
письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Для изложений предлагаются тексты
повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в
текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.
При оценке изложения необходимо обратить
внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков
существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла,
на отсутствие главной части повествования.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих
на снижение оценки
Ошибки:
-
существенные
отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл
произведения;
-
отсутствие
главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
-
употребление
слов в не свойственном им значении (в изложении).
Недочеты:
-
отсутствие
красной строки;
-
незначительные
нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой -
только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на
начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы
дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его
речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5"
("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных
моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок;
правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной
речевой неточности).
"4"
("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в
построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех
речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3"
("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от
авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не
более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
"2"
("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста
(упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических
неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место
употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых
недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
"5"
("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно
построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой
неточности), нет фактических ошибок.
"4"
("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные
нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и
употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и
речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и
построении текста).
"3"
("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы,
есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не
более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Создание небольшого текста (сочинения) не
включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу,
поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.
Формы контроля.
Текущий контроль проводится в ходе изучения темы
(проверка обучающих классных и домашних работ, небольшие проверочные работы);
Итоговый контроль проводится после изучения
отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее важных тем (тесты, контрольные
работы)
Методы опроса.
·
Фронтальный
опрос (эффективен в качестве умственной зарядки, он помогает мобилизовать
внимание учащихся, предупреждает забывание знаний, восстанавливает в памяти
раннее изученное).
·
Коллективный
опрос (предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые диктанты,
грамматические контрольные работы, тесты, перфокарты, карточки контроля
заданий, задания « Потренируйся!» и другие).
·
Индивидуальный
опрос письменный и устный;
·
Монологическое
высказывание на лингвистическую тему;
·
Самостоятельное
составление таблиц, схем классифицированного характера;
·
Индивидуальная
работа по карточкам;
·
Индивидуальная
письменная проверка различного рода грам. заданий и т.д.
·
Уплотнённый,
или комбинированный, опрос (2-3 ученика работают у доски, а остальные выполняют
различные виды заданий на уроках повторения и обобщения изученного материала)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН 3 КЛАСС
№
|
Тема
|
Содержание
|
В
том
числе
контрольных
диктантов
|
тестирования
|
списывания
|
изложений
|
сочинений
|
проверочных
работ
|
1
|
Язык и речь
|
Наша речь и наш язык.
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2
|
Текст. Предложение. Словосочетание
|
Текст. Предложение. Виды предложений по цели
высказывания. Предложение с обращением. Состав предложения. Простое и сложное
предложение. Словосочетание.
|
-
|
-
|
1
|
-
|
1
|
1
|
3
|
Слова в языке и речи
|
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и
словосочетание. Фразеологизмы. Части речи (обобщённое и углублённое
представление). Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и
буквы.
|
1
|
-
|
1
|
2
|
1
|
-
|
4
|
Состав слова
|
Корень слова. Окончание. Приставка. Суффикс.
Обобщение знаний о составе слова.
|
1
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
5
|
Правописание частей слова
|
Правописание частей слова (слова с безударными
гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными
в корне, с удвоенными согласными, правописание предлогов и приставок,
суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ).
|
1
|
-
|
-
|
1
|
2
|
-
|
6
|
Части речи:
|
Имя существительное (углублённое представление, род,
число, падеж). Имя прилагательное (углублённое представление, род, падеж,
обобщение знаний). Текст-описание. Местоимение. Глагол (углубленное
представление, формы, число, времена, род глаголов). Не с глаголами.
Обобщение знаний.
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Имя существительное
|
2
|
|
|
3
|
2
|
-
|
Имя прилагательное
|
1
|
-
|
-
|
-
|
2
|
-
|
Местоимение
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
Глагол
|
1
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
7
|
Повторение
|
|
1
|
1
|
-
|
2
|
-
|
-
|
|
ИТОГО
|
|
11
|
1
|
2
|
10
|
10
|
2
|
Описание
материально-технической базы
1. Дополнительная литература.
1. Проектные задачи в
начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б.
Воронцова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010.
2. Формирование универсальных
учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А.
Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М. : Просвещение, 2011.
Необходимо использовать словари по русскому языку (толковый, фразеологический, морфемный,
словообразовательный).
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных
Ресурсов. Режим доступа : пцр://8споо1-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим
доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к
уроку). Режим доступа :
\vww.festival. 1 september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
3. Информационно-коммуникативные средства.
1. Аудиозаписи в соответствии с программой
обучения.
2. Слайды (диапозитивы), соответствующие
тематике программы по русскому языку (по возможности).
4. Наглядные пособия.
1. Таблицы к основным разделам грамматического
материала, содержащегося в программе.
2. Наборы сюжетных (предметных) картин в
соответствии с тематикой программы (в том числе и в цифровой форме).
5. Технические средства обучения.
1. Телевизор (по возможности).
2. Компьютер (по возможности).
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц, постеров, картинок.
4. Аудиоцентр (магнитофон).
5. Сканер (по возможности).
6. Принтер
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Ящики для хранения таблиц.
2. Ученические одно- и двухместные столы с
комплектом стульев.
3. Стол учительский с тумбой.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.