Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРабочая программа по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Скачать материал

 

2. Пояснительная записка

2.1. Нормативно – правовые документы.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) с учетом программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» автор Н.Г.Гольцова (Москва, «Русское слово», 2008)

 

2.2.Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

2.3. Цели и задачи обучения в 11 классе

Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

2.4. Место предмета в учебном плане лицея

 Учебный план лицея предусматривает обязательное изучение русского языка  в 11 классе на профильном  уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю)

 

2.5. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.

2.6. Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

 -  жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

 - действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

 - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 - элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ;

 - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных ситемах);  знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

 - умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

 

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

-  анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 

- подведение под понятия, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование;

 - действия постановки и решения проблем включают  формулирование проблемы и  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; 

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик  получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

 

 

 

3. Учебно-тематический план

 

Темы (разделы)

Количество часов

В том числе контрольные работы

1

Культуроведческая компетенция:

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

5

 

2

Языковая, лингвистическая компетенция:

 

 

Язык как система. Введение в науку о языке

4+3

Основные прин­ципы русской пунктуации

3

 

Словосочетание

2

 

Простое предложение

24

3

Сложное предложение

12

1

Синтаксис текста

5

 

3

 Коммуникативная компетенция:

 Культура речи.

 

 

6

 

1

Развитие речи

24

2

4

Повторение изученного по разделам русского языка

14

2

 

Итого:

102

9

 

НРК в курсе русского языка 11 класса изучается рассредоточено.

 

 

 

4. Содержание курса  

10 класс

11 класс

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (119 ч)

Введение в науку о языке (24 ч).

Язык как общественное явление.

Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

 

 

Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Языковая система (80 ч).

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Синонимия в системе языка (5 ч).

Фонетика (9 ч).Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология (14 ч). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование (9 ч).

Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология (9 ч). Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

Средства словесной образности.     Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.  Художественный текст как объект лингвистического анализа.

 

 

 

 

Правописание: орфография и пунктуация

(15 ч).   Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Трудные случаи орфографии

Синтаксис (19 ч).

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.  Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 ч).

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

 

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Трудные случаи  пунктуации.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (60 ч)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.Особенности ведения диалога в ситуации межкультурной коммуникации *.Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

 

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т. п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

 

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (10 ч)

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

 

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

 

 

 

 

 

5. Требования к уровню подготовки выпускников:  В результате изучения русского языка ученик 11 класса  должен   знать/понимать:

· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

· проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

· соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

· для осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

· углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

· совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

· увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

· развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

· удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

· самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

 

6. Перечень учебно – методического обеспечения

 

1. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

 

2. Н.Г.Гольцова. Программа к учебнику «Русский язык.10-11 классы» (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). - М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

 

3. Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина.  Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык.10-11 классы» (авторы Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина). - М.; ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.

 

7. Список литературы

Литература для учителя

1. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2000

2. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.

3. Дейкина  А.Д.   Обучение  и  воспитание  на  уроках  русского  языка.                         

4. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988

5. Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.

6. Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.  Современный русский язык.–М., 1994.

8. Русский  язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому  языку за курс основной школы.9 класс. – М., 2002.

9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995

10. Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999

 

Литература для учащихся

11. Квятковский  А.П.  Школьный  орфоэпический  словарь. – М.,  1998.

12. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.,  1998.

13. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.,  1997.

14. Мокиенко В.М.  Загадки  русской  фразеологии. – М.,  1990.

15.  Солганик Г.Я.  Стилистика  русского  языка: Учеб. пособие  для общеобразоват.  учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.

17.  Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В.    Школьный фразеологический словарь  русского  языка: Значение  и  происхождение  словосочетаний. – М., 1997.       

18. Энциклопедия  для  детей,   том 10: Языкознание. Русский  язык. – М.,  1998.

 

8. Приложение к программе

 

Структура предмета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Календарно – тематическое планирование (профиль- 102 часа)

 

Дата

Тема урока

Тип урока

Основное содержание

Формы контроля, виды деятельности уч-ся

1

1.09

Русистика   как наука о русском языке;

ее основные разделы.

 

Комбинированный урок

Общее представление о развитии русистики. Основные направления развития современной русистики.

Работа

с опорным конспектом. Беседа

2

2.09

Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Комбинированный урок

 

Работа

с опорным конспектом, презентации

3

3.09

Понятие национального и современного литературного языка

Комбинированный урок

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Работа с опорным конспектом

4

6.09

Семинар по материалам раздела «Из истории русского языкознания»

 

Комбинированный урок

 

Конспектирование материала учебника

Представление презентаций, защита рефератов

5,6

7.09

8.09

Развитие речи. Повторение. Сжатое  изложение лингвистического текста

коммуникативная Урок применения знаний, умений, навыков

Тема, главная мысль, тип речи, стиль речи, план, микротема

Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей,

7,8

13.09

14.09

Повторение и обобщение прой­денного в 10 клас­се

Урок закрепления и развития ЗУН

Грамматиче­ские разборы Повторение ос­новных правил правописания

Тренинг, прохождение материала быстрым темпом

 

9

15.09

Контрольный диктант

Урок проверки знаний

Подведение итогов уроков повторения и обобщения пройденного в 10 классе

Контроль

 

10

20.09

Развитие речи  различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста

коммуникативная Урок применения знаний, умений, навыков

 Использование  видов чтения: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей,

11

21.09

Основные принципы  русской пунктуации

 

Комбинированный урок

Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания, принципы пунк­туации

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

12

22.09

Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

Урок закрепления и развития ЗУН

1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Тренинг, прохождение материала быстрым темпом

 

13

27.09

Синтаксис как наука

Урок закрепления и развития ЗУН

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

14

28.09

Словосочетание

Урок закрепления и развития ЗУН

Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний

Работа с учебником, выборочный диктант, практикум

 

15

29.09

Виды синтаксиче­ской связи

Урок закрепления и развития ЗУН

Словосочетание, виды синтаксических связей

(сочинительная и подчинительная), синтак­сический разбор словосочетаний

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

16

17

4.10

5.10

Развитие речи.  Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров:

 

коммуникативная

Комбинированный урок

Формирование коммуникативных навыков:  написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Работа с текстом: составление плана, выделение смысловых частей,

18

6.10

Развитие речи.  Совершенствование культуры учебно-научного общения

Коммуникативная

Урок применения ЗУН

научного общения (устная и письменная формы).

Беседа, монолог, диалог

 

 

19

11.10

Простое предложение и его виды

Урок закрепления и развития ЗУН

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окра­ске. Предложения утвердительные и от­рицательные

Работа с учебником, выборочный диктант, практикум

 

20

12.10

Предикативная (грамматическая) основа предложения.

 

Урок закрепления и развития ЗУН

Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Практикум, работа с книгой

 

21

13.10

Виды предложений по структуре.  Двусоставные и  односоставные предложения

Урок закрепления и развития ЗУН

Двусоставные предложения: подлежащее,  сказуемое; односостав ные предложения

Практикум, работа с книгой

 

22

18.10

Распространенные и нераспространенные предложения

Урок закрепления и развития ЗУН

Второстепенные чле ны предложения: определения, прило жения, дополнения,  обстоятельства

Практикум, работа с книгой

 

23

19.10

Полные и неполные предложе­ния

Урок закрепления и развития ЗУН

Структурная неполнота предложения

Практикум, работа с книгой

 

24

20.10

Соединительное тире. Интонационное тире

Урок формирования новых ЗУН

Соединительное тире; интонационное тире

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

25

25.10

Тестирование по теме «Простое предложение»

Урок проверки знаний

 

Контроль

 

26

26.10

Функциональ­ные стили

коммуникативная

Функциональные сти­ли, стилистика; стиль, классификация стилей

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

27

28

29

27.10

1.11

2.12

Научный стиль Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы).

Коммуникативная

Комбинированный урок

Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Учебно- речевая практика

30

8.11

Предложения с  однородными членами

Урок закрепления и развития ЗУН

Предложение, одно родные члены предло­жения

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

31

9.11

Знаки препина­ния при однород­ных и неоднород­ных определе­ниях и приложениях

Урок закрепления и развития ЗУН

Однородные члены предложения: одно­родные и неоднород­ные определения и приложения

Практикум, работа с книгой

 

32

10.11

Знаки препина­ния при однород­ных членах, сое­диненных неповторяющи­мися, повторяющимися и парными союзами

Урок закрепления и развития ЗУН

Однородные члены предложения, сочини­тельные союзы, груп­пы сочинительных со­юзов

Практикум, работа с книгой

 

33

15.11

Обобщающие слова при одно­родных членах. Знаки препинания при них.

Урок закрепления и развития ЗУН

Обобщающие слова, однородные члены предложения

Тренировочные упражнения

 

34

16.11

Повторение и обобщение

Урок применения знаний, умений, навыков

Повторение и обобщение

Тренировочные упражнения, тест

 

35

17.11

Контрольная работа по синтаксису простого предложения

Урок проверки знаний

 

Проверка правописных и пунктуационных

навыков и умений. Элементы анализа текста

36

22.11

Обособленные члены предложе­ния. Обособлен­ные и необособ­ленные определения и приложения

Урок закрепления и развития ЗУН

Обособление, функ­ции знаков препина­ния. Обособление определения и рпиложения

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

37

23.11

Обособленные обстоятельства

Урок закрепления и развития ЗУН

Обособленные члены предложения: обособ­ленные обстоятельства

Работа

с опорным конспектом,

38

24.11

Обособленные дополнения

Урок закрепления и развития ЗУН

Обособленные члены предложения: обособ­ленные дополнения

Тренировочные упражнения, тест

 

39

29.11

Культура речи и ее основные аспекты:

 

коммуникативная

нормативный, коммуникативный, этический.

 

40

30.11

Правила успешного речевого общения.

коммуникативная Урок формирования новых ЗУН

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Учебно- речевая практика

41

 

1.12

Коммуникативная целесообразность.

коммуникативная Урок формирования новых ЗУН

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Учебно- речевая практика

42

 

6.12

О качествах хорошей речи

 

 

коммуникативная Урок формирования новых ЗУН

Качества хорошей

речи

Учебно- речевая практика

43

 

7.12

Практическое занятие по теме «Качества хорошей речи»

коммуникативная Урок применения знаний, умений, навыков

 

Тренировочные упражнения, тест

 

44

8.12

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Комбинированный урок

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.

Проблемные задания

 

45

13.12

Контрольное тестирование по культуре речи

Урок проверки знаний

Проверка навыков правописания и культуры речи

Контроль

 

46

14.12

Знаки препина­ния при сравни­тельных оборо­тах

Урок закрепления и развития ЗУН

Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительного оборота

 

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

47

15.12

Знаки препина­ния при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препина­ния при обраще­ниях

Урок закрепления и развития ЗУН

Обращения, знаки препина­ния при обраще­ниях

Работа

с опорным конспектом, тренировочные упражнения

 

48

20.12

Вводные слова и

вставные

конструкции

Урок закрепления и развития ЗУН

Вводные слова, группы вводных слов по значению, вставные конструкции

предложением

Беседа, распределительный диктант, работа по образцу

49

21.12

Комплексный анализ текста

Урок применения знаний, умений, навыков

Анализ содержания, строения, изобразительно-выразительных средств, текста, соотношение плана содержания и плана выражения

Самостоятельная работа по  опорным материалам

50

22.12

Междометия. Знаки препинания при них.

 

Урок закрепления и развития ЗУН

Междометия, вопросительно-восклица-

тельные, утвердительные и

отрицательные слова

Рассказ, работа

с книгой, беседа

 

51

23.12

Повторение и обобщение

Урок применения знаний, умений, навыков

Повторение теоретического материала по вопросам и заданиям для повторения; выполнение повторительных упражнений

Тренировочные упражнения, тест

 

52

27.12

Контрольный диктант

Урок проверки знаний

Проверка правописных навыков и навыков грамматических разборов.

Контроль

 

53

54

 

28.12

29.12

Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля.

Коммуникативная Урок закрепления и развития ЗУН

 

Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы).

Составление таблиц, практикум

55

10.01

Практика устного речевого общения

коммуникативная Урок применения знаний, умений, навыков

Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера.

Учебно- речевая практика

56

11.01

Сложное предложение.

Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном

предложении

Урок применения знаний, умений, навыков

Сложное предложение, средства связи

частей сложного

предложения, союзные и бессоюзные

сложные предложения

Составление таблиц, практикум

57

12.01

Знаки препина­ния в сложно­подчиненном

предложении с одним и несколькими придаточными

Урок применения знаний, умений, навыков

Сложноподчиненные предложения; главная и придаточная части,

виды придаточных

Беседа, распределительный диктант, работа по образцу

58

17.01

Знаки препина­ния в бессоюз­ном сложном предложении

Урок закрепления и развития ЗУН

Сложное бессоюзное предложение, знаки препинания в бессоюз­ном сложном предло­жении

Беседа, распределительный диктант, работа по образцу

59

18.01

Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи

Урок закрепления и развития ЗУН

Сложное предложение с разными видами свя­зи; союзная и бессоюз­ная связь

Беседа, распределительный диктант, работа по образцу

60

19.01

Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое.

Урок изучения нового материала

Сложное предложение с разными видами свя­зи. Период, знаки пре­пинания в периоде.

Практикум, работа с книгой

 

61

24.01

   Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.

Урок изучения нового материала

  Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.     

 

62

25.01

Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания при прямой речи

Урок закрепления и развития ЗУН

Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора

Тренировочные упражнения

63

26.01

Знаки препинания при диалоге.

Знаки препинания при цитатах

Урок закрепления и развития ЗУН

Диалог, реплики диалога. Цитата, способы

оформления цитат

Практикум,  работа с книгой

 

64

31.01

Сочетание знаков препинания

Урок закрепления и развития ЗУН

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания

Тренировочные упражнения, тест

 

65

2.02

Факультативные

знаки препина-

ния

 

 

Урок изучения нового материала

Функции знаков пре

пинания, факультатив-

ные знаки препинания:

вариативные, альтер­нативные, собственно

факультативные

Рассказ, работа

с книгой, беседа

 

66

3.02

Авторская пунктуация

Урок изучения нового материала

Авторская пунктуация

беседа, проблемные задачи

 

67

14.02

Синонимия синтаксических конструкций

Урок закрепления и развития ЗУН

 

Тренировочные упражнения, тест

 

68

69

70

15.02

16.02

21.02

Публицистиче­ский  стиль

 

коммуникативная Комбинированный урок

Публицистический стиль, признаки сти­ля, жанры публицис­тического стиля

Составление таблиц, практикум

71,72

22.02

23.02

Комплексный анализ текста публицистического стиля

Урок применения знаний, умений, навыков

 Выявление проблемы, позиции автора, собственной позиции

Анализ текста, создание собственного высказывания

73

74

28.02

1.03

Развитие речи. Сочинение публицистического стиля 

Урок применения знаний, умений, навыков

Создание связного монологического высказывания на заданную тему с введением аргументов

Создание и редактирование текста

75

2.03

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения

 

Урок закрепления и развития ЗУН

Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Рассказ, работа

с книгой, беседа

 

76

77

7.03

9.03

Изобразительные средства синтаксиса:

 

Комбинированный урок

синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Составление таблиц, практикум

78

79

80

10.03

14.03

15.03

 Развитие речи.  Формирование культуры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению

коммуникативная Урок применения знаний, умений, навыков

выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Проблемные задания

 

81

82

16.03

28.03

Обобщающие уроки

 

Комбинированный урок

Урок-семинар по теоретическому материалу.

Тренировочные упражнения, тест

 

83

84

29.03

30.03

Обобщающие уроки

 

Комбинированный урок

Урок-практикум (выполне­ние тренировочных упражнений).

Тренировочные упражнения, тест

 

85

86

4.04

5.04

Обобщающие уроки

 

Комбинированный урок

Урок-анализ текста

Тренировочные упражнения, тест

 

87

6.04

Совершенствование культуры разговорной речи. Разговорный стиль.

 

коммуникативная Урок закрепления и развития ЗУН

Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т. п.

Учебно- речевая практика

88

11.04

Особен­ности литера­турно-художе­ственного стиля

 

коммуникативная Урок закрепления и развития ЗУН

Литера­турно-художествен­ная речь, особенности литературно-художе­ственной речи

Анализ  языковых и синтаксических средств языка

89, 90

12.04

13.04

Сочинение- создание текстов различных стилей

коммуникативная Урок применения знаний, умений, навыков

 

Создание и редактирование текста

91

18.04

 

Анализ текста и устного высказывания

коммуникативная Урок применения знаний, умений, навыков

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Проблемные задания

 

92

93

19.04

20.04

Контрольное тестирование (Часть А,В).

Комбинированный урок

Проверка готовности школьников к итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена

Тренировочные упражнения, тест

 

94

25.04

 

Тест (входная диагностика) на выявление культуроведческой компетенции учащихся.

Культуроведческая

Урок проверки знаний

 

Проблемные задания

 

95

96

26.04

3.05

Русский язык в контексте русской культуры.

Культуроведческая

Урок изучения нового материала

 

Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи

 

97

4.05

Слова с национально-культурным компонентом значения.

культуроведческая Урок применения знаний, умений, навыков

Национальная специфика русской фразеологии.

 

Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи

 

 

98

10.05

Отражение в современном русском языке культуры других народов.

культуроведческая Комбинированный

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

Проблемная лекция, беседа, проблемные задачи

 

 

99

100

11.05

16.05

Комплексное повторение изученного в курсе русского языка

Урок применения знаний, умений, навыков

 

Составление таблиц, практикум

101

17.05

Итоговая контрольная работа

Урок проверки знаний

 

Контроль

 

102

20.05

Резервный урок

 

Урок повторения, подведение итогов работы по курсу за год

Тренировочные упражнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку 11 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

2. Пояснительная записка

2.1. Нормативно – правовые документы.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень) с учетом программы к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» автор Н.Г.Гольцова (Москва, «Русское слово», 2008)

 

2.2.Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфики русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

2.3. Цели и задачи обучения в 11 классе

Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

· развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

· углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

· овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

· применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

2.4. Место предмета в учебном плане лицея

 Учебный план лицея предусматривает обязательное изучение русского языка  в 11 классе на профильном  уровне среднего (полного) общего образования в объеме 102 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю)

 

2.5. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т. п.

2.6. Общеучебные умения и навыки, универсальная учебная деятельность

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными учебными действиями:

В блок личностных универсальных учебных действий входят:

 -  жизненное, личностное, профессиональное самоопределение;

 - действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

 - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 - элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию.

В блоке универсальных действий познавательной направленности целесообразно различать общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 - поиск и выделение необходимой информации (в том числе умение работать с картами различной тематики, масштаба и разнообразными статистическими материалами) ;

 - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (в геоинформационных ситемах);  знаково-символические действия, включая  моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

 - умение структурировать знания;  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; 

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

 

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия:

-  анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 

- подведение под понятия, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование;

 - действия постановки и решения проблем включают  формулирование проблемы и  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

В состав коммуникативных действий входят:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; 

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Универсальные учебные действия

Личностные

Приоритетное внимание уделяется формированию:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки.

Регулятивные

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные

Учащийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные

Ученик  получит возможность научиться:

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

 

 

 

3. Учебно-тематический план

 

Темы (разделы)

Количество часов

В том числе контрольные работы

1

Культуроведческая компетенция:

Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.

5

 

2

Языковая, лингвистическая компетенция:

 

 

Язык как система. Введение в науку о языке

4+3

Основные прин­ципы русской пунктуации

3

 

Словосочетание

2

 

Простое предложение

24

3

Сложное предложение

12

1

Синтаксис текста

5

 

3

 Коммуникативная компетенция:

 Культура речи.

 

 

6

 

1

Развитие речи

24

2

4

Повторение изученного по разделам русского языка

14

2

 

Итого:

102

9

 

НРК в курсе русского языка 11 класса изучается рассредоточено.

 

 

 

4. Содержание курса  

10 класс

11 класс

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций (119 ч)

Введение в науку о языке (24 ч).

Язык как общественное явление.

Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.

Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.

Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).

Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.

 

 

Русистика как наука о русском языке; ее основные разделы.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития современной русистики.

Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке.

Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.

Современные нормативные словари, справочники, пособия.

Языковая система (80 ч).

Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Синонимия в системе языка (5 ч).

Фонетика (9 ч).Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.Изобразительные средства фонетики русского языка.

Лексика и лексикология (14 ч). Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. Лексические средства выразительности речи.

Морфемика и словообразование (9 ч).

Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.

Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфология (9 ч). Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. Морфологические средства выразительности речи.

Средства словесной образности.     Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.  Художественный текст как объект лингвистического анализа.

 

 

 

 

Правописание: орфография и пунктуация

(15 ч).   Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Трудные случаи орфографии

Синтаксис (19 ч).

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.  Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.

Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.

Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).

Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.

Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.

Система функциональных разновидностей современного русского языка (15 ч).

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Лингвистический анализ научных, официально-деловых, публицистических, разговорных текстов.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

 

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.

Трудные случаи  пунктуации.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции (60 ч)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения.

Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности.

Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.Особенности ведения диалога в ситуации межкультурной коммуникации *.Особенности монологической речи в различных сферах общения.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.

 

Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.

Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т. п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

 

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции (10 ч)

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.

 

Русский язык в контексте русской культуры.

Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.

 

 

 

 

 

5. Требования к уровню подготовки выпускников:  В результате изучения русского языка ученик 11 класса  должен   знать/понимать:

· функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

· понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

· компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

· основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

· проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

· разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

· проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

· объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

· извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

· владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

· применять в практике п

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 064 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 321
    • DOCX 296.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Якунина Ирина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Якунина Ирина Васильевна
    Якунина Ирина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 6
    • Всего просмотров: 5104
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 768 человек

Мини-курс

Детско-родительские отношения: эмоциональный аспект

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона

Мини-курс

Родительство

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 12 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 18 регионов