Пояснительная записка
Данная рабочая программа по
русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской
программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(авторы-составители В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко).
Обучение родному языку в школе
рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения
определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и
навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития
школьника. Владение русским языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника
школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации
к изменяющимся условиям современного мира. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку
на базовом уровне структурировано на основе компетентностного подхода, в связи
с чем в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая,
лингвистическая (языковедческая) компетенции.
Коммуникативная
компетенция – овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками
использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих
опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая
и лингвистическая (языковедческая) компетенции –
систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как
науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая
компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого
этикета, культурой межнационального общения.
. Предлагаемая рабочая программа
обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и
совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой
деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования
языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез,
обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),
информационных (умение
осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных
источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать
ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия
для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению
обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
Курс
русского языка в 10 классе направлен на достижение следующих целей:
·
воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
·
дальнейшее
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития;
информационных умений и навыков;
·
освоение знаний
о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
·
овладение
умениями
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
·
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка
основные задачи курса русского языка по
данной программе сводятся к следующему:
1. дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов,
о национальном своеобразии русского языка;
2. закрепить и углубить знания учащихся об основных
единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии,
грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого
общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную
грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями
речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках,
правилах использования;
3. развивать и
совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных
сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и
совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и
информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с
различными информационными источниками.
Программа рассчитана на 33 учебных часа(11 класс).
Используемый
учебно-методический комплект:
1 Греков В.Ф.. Русский язык. 10-11
классы: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений/В.Ф.Греков,
С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. - М.: «Просвещение»,2011.
2 Раман Т.В.Тематическое и поурочное
планирование по русскому языку: 10 кл.: к пособию для занятий по русскому
языку в старших классах В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.- М.: Экзамен 21,
2004.- (Серия «Учебно-методический комплект»)
3. Русский язык.
10-11 классы: развёрнутое тематическое планирование к учебнику В.Ф.Грекова,
С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко/ авт.-сост. Г.В.Цветкова.- Волгоград: Учитель, 2011
Формы обучения:
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий
урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок
развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- различные виды
разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- виды работ,
связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки,
составление плана, тезисов, конспекта);
- составление
учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада,
написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и
т.д);
- наблюдение за
речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его
использованием по заданию учителя;
-изложения на
основе текстов типа описания, рассуждения;
-письмо под
диктовку;
-комментирование
орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке
-
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового
оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
-анализ языковых
единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды
разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
- лингвистический
анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
- разные виды чтения
в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое,
ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др;
- аудирование;
- информационная
переработка устного и письменного текста:
составление
плана текста;
пересказ текста
по плану;
пересказ текста
с использованием цитат;
переложение
текста;
продолжение
текста;
составление
тезисов;
редактирование;
-создание текстов
разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и
т.д.
- создание устных
высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной
и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических,
грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в
практике речевого общения;
- участие в
дискуссии;
- создание
письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного
языка;
- составление
орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
-работа с
различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной
литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в
электронном виде), конспектирование.
Требования
к уровню
подготовки
По окончании 11 класса учащиеся должны:
знать/понимать
·
связь
языка и истории, культуры русского и других народов;
·
смысл
понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
·
основные
единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
·
орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной-
·
учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
уметь
·
осуществлять
речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
·
анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
·
проводить
лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей
языка;
аудирование и
чтение
·
использовать
основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и
др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
·
извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов,
справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных
в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
·
создавать
устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
·
применять
в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
·
соблюдать
в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
·
соблюдать
нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
·
использовать
основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
осознания
русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
·
развития
интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
·
увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
·
совершенствования
коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию,
межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
·
самообразования
и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни
государства.
Контроль за результатами обучения осуществляется по
трём направлениям:
-
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова,
предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в
связи с производимым разбором или по заданию учителя;
-
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами
произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений
и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его
изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
-
учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к
действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных
ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы
типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.
Литература
для учителя
3.
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография.
Пунктуация.- М., 2000
4.
Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978.
5.
Дейкина А.Д. Обучение и воспитание на уроках
русского языка.
6.
Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка.-М.,1988
7.
Казарцева О.М. Культура речевого общения.-М.,2003.
8.
Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную
тему. Пособие для поступающих в вузы.- М., 1994
9.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А.
Современный русский язык.–М., 1994.
10.
Тихонов А.Н. Словарь русских личных имён. – М.,1995
11.
Ткаченко Н.Г. Русский язык. Диктанты.- М., 1999
Литература
для учащихся
12.
Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. –
М., 1998.
13.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. –
М., 1998.
14.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М., 1997.
15.
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. – М.,
1990.
16.
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учеб. пособие для общеобразоват.
учеб. заведений (10-11 кл.). – М., 1996.
17.
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь
русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. – М., 1997.
18.
Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М., 1998.
Условные
обозначения:
Тип
урока: 1 - урок изучения нового материала
2 – закрепление изученного
3 – обобщение и систематизация изученного
4 – комбинированный урок
5 – контроль
РР урок развития речи
Вн.чт. – внеклассное чтение
ИВС
– изобразительно-выразительные средства языка
ТСО
– технические средства обучения
ОК
– опорный конспект
|
Общие
сведения о языке .Стили речи 5 часа
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
|
|
Урок 1
|
Урок2
|
Урок3
|
Урок4
|
Урок5
|
Тема урока
|
Русский язык как
развивающееся явление
|
Стили речи. Особенности
стилей речи.
|
Особенности
научно-популярного, публицистического стилей. Стилистический анализ Входной
контроль
|
Язык художественной
литературы .Общая характеристика художественного стиля.
|
Основные признаки
художественной речи. Роль средств худ.выразительности в авторском тексте
|
Тип урока
|
1
|
4
|
5
|
4
|
4
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ОК
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
|
+
|
|
|
+
|
Справочные материалы
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты по содержанию
|
Знать некоторые особенности
развития русского языка, что такое речь, формы речи, речевая ситуация
|
Знать признаки текста, его
функционально-смысловые типы, функциональные стили
|
Знать признаки
научно-популярного , публицистического стилей
|
Знать
основные признаки художественного стиля
|
Знать признаки текста, его
функционально-смысловые типы, функциональные стили, осн.нормы современного
русского языка
|
Результаты по способу
работы
|
Уметь
оперировать терминами при анализе языкового явления
|
Уметь правильно излагать свои
мысли в соответствии с речевой ситуацией, задачами текста, соблюдать нормы
построения текста
|
Уметь
находить в тексте признаки научно-популярного, публицистического стилей
|
Уметь
различать стили речи, определять тему, основную мысль текста, анализировать
структуру и языковые особенности текста
|
Уметь
анализировать структуру и языковые особенности текста
|
Домашнее задание
|
Упр.2
|
§2- 3, упр7
|
Упр.11
|
упр10
|
Упр.25
|
|
Синтаксис и пунктуация 28 часов
|
Календарные
сроки
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок6
|
Урок 7
|
Урок 8
|
Урок 9
|
Урок 10
|
|
Тема
урока
|
Основные
принципы русской пунктуации
|
Словосочетание как синтаксическая
единица
|
Простое
предложение как синтаксическая единица.Виды простого предложения
|
Главные
члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
|
Некоторые
случаи согласования сказуемого и подлежащего
|
|
Тип
урока
|
2
|
3
|
3
|
4
|
4
|
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
ОК
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
ТСО
|
+
|
|
|
|
|
|
Справочные
материалы
|
+
|
+
|
+
|
++
|
+
|
|
Результаты
по содержанию
|
Знать основные
виды пунктограмм
|
Знать строение
словосочетаний, отличия от слова и предложения
|
Знать основные
единицы языка, их признаки
|
Знать основные
единицы языка, их признаки, определять грамматическую основу предложения
|
|
Результаты
по способу работы
|
Уметь
применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского
литературного языка
|
Уметь вычленять
словосочетания из предложения, делать разбор предложений
|
Уметь опознавать
предложения как минимальное речевое высказывание
|
Уметь
находить главные члены, определять способы их выражения
|
Уметь
применять в практике речевого общения основные синтаксические нормы языка
|
|
Домашнее
задание
|
Упр.379,
§64
|
Упр.380
|
§65,упр.382
|
Упр.392(2),
§67
|
Упр.394,
§68
|
|
|
|
|
Календарные
сроки
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок 11
|
Урок 12
|
Урок 13
|
Урок14
|
Урок 15
|
|
Тема
урока
|
Особенности
употребления второстепенных членов
|
Предложения
с однородными членами
|
Однородные
и неоднородные определения
|
Контрольная
работа в формате ЕГЭ
|
Предложения
с обособленными членами. Обособленные определения
|
|
Тип
урока
|
3
|
3
|
3
|
5
|
4
|
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
ОК
|
+
|
+
|
+
|
|
|
ТСО
|
|
|
|
|
|
Справочные
материалы
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
Результаты
по содержанию
|
Знать основные единицы
языка, их признаки
|
Знать правила
постановки знаков препинания при однородных членах
|
Знать
понятия однородных и неоднородных определений
|
Знать
основные нормы русского литературного языка
|
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и
уточняющими членами
|
|
Результаты
по способу работы
|
Уметь
находить второстепенные члены, определять их роль в предложении
|
Уметь
правильно ставить знаки препинания при однородных членах, определять
стилистическую окраску союзов при однородных членах
|
Уметь
правильно ставить знаки препинания при однородных членах
|
Уметь
применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации
|
Уметь
применять изученные правила при решении грамматических задач, производить
синтаксический и пунктуационный разборы
|
|
Домашнее
задание
|
Упр.399,
§69,70,71
|
§72,
упр405
|
§73,
упр411,
|
|
§75,
упр.417
|
|
|
|
Календарные
сроки
|
|
|
|
|
|
|
Урок 16
|
Урок
17,18
|
Урок 19
|
Урок 20
|
Урок 21
|
Тема
урока
|
Обособленные
приложения и дополнения
|
Обособленные
обстоятельства 2 часа
|
Вводные
слова, предложения, вставные конструкции
|
Обращения.Междометия.Слова
–предложения да и нет.
|
Сложносочиненное
предложение (ССП)
|
Тип
урока
|
4
|
4
|
4
|
3
|
4
|
|
Учебник
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ОК
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
ТСО
|
|
|
|
|
+
|
Справочные
материалы
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Результаты
по содержанию
|
Знать
правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и
уточняющими членами
|
Знать вводные
слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания.
|
Знать
правила постановки знаков препинания при обращении, междометиях, знать
особенности слов-предложений да и нет.
|
Знать основные
группы ССП по значению и союзам
|
Результаты
по способу работы
|
Уметь
применять изученные правила при решении грамматических задач, производить
синтаксический и пунктуационный разборы
|
Уметь
находить их в текстах, делать синтаксический и пунктуационный разборы
|
Уметь
находить их в текстах, делать синтаксический и пунктуационный разборы
|
|
Домашнее
задание
|
Упр.421
§77
|
§78,
упр.426,429
|
§81,
упр.441
|
§82,
упр.448
|
Упр.455(2), §83
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Синтаксис и пунктуация
|
Календарные
сроки
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок
22,23
|
Урок 24
|
Урок 25
|
Урок26,27
|
Урок28,29
|
Урок
30,31
|
Тема
урока
|
Сложноподчиненное
предложение(СПП) с одним придаточным 2 часа
|
Синонимия
СПП и предложений с причастными и деепричастными оборотами
|
Контрольная
работа в формате ЕГЭ
|
СПП с
несколькими придаточными. 2 часа
|
Бессоюзные
сложные предложения (БСП) 2 часа
|
Сложные
предложения с разными видами связи 2 часа
|
Тип
урока
|
4
|
4
|
5
|
4
|
3
|
4
|
|
Учебник
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
ОК
|
+
|
+
|
|
+
|
|
|
ТСО
|
+
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Справочные
материалы
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
|
Результаты
по содержанию
|
Знать
отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным
|
Знать
основные нормы русского литературного языка
|
Знать
отличительные признаки СПП, средства связи главного предложения с придаточным
|
Знать
основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания
|
Знать
отличительные особенности СП с разными видами связи
|
Результаты
по способу работы
|
Уметь правильно
ставить знаки препинания и составлять схемы СПП
|
Уметь
применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации
|
Уметь
отличать предложения с однородным, параллельным, последовательным подчинением
|
Уметь
соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, составлять схемы
БСП
|
Уметь
правильно ставить знаки препинания в подобных предложениях
|
Домашнее
задание
|
Упр.464,466,
§84
|
Упр.469
§85
|
|
Упр.475,
§86
|
§88,упр.479
|
§89,
упр.483,485
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарные сроки
|
|
|
|
|
|
|
Урок32
|
Урок 33
|
Урок
|
|
|
Тема урока
|
Оформление на письме
прямой речи и диалога. Разные способы оформления цитат
|
Резерв
|
|
|
|
Тип урока
|
4
|
|
|
|
|
|
Учебник
|
+
|
|
|
|
|
ОК
|
+
|
|
|
|
|
ТСО
|
+
|
|
|
|
|
Справочные материалы
|
+
|
|
|
|
|
Результаты по содержанию
|
Знать правила постановки знаков
препинания при прямой речи, диалоге и цитатах
|
|
|
|
Результаты по способу
работы
|
Уметь
находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания
|
|
|
|
Домашнее задание
|
§90-92
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.