Администрация
Каменского района Алтайского края
муниципальное
казенное общеобразовательное учреждение
«Аллакская
средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на
заседании ШМО
Протокол
№___
от «___»
августа 2014 года
|
Утверждаю
Директор
школы
__________________С.В.Старикова
Приказ
№______ от _____________
|
Рабочая
программа
старшей
ступени обучения
по
русскому языку, базовый уровень.
Срок
реализации программы 2 года.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы
по
русскому языку для общеобразовательных учреждений
А.И.Власенкова
|
Составитель Листопадский В. А
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.
|
С.Аллак
2014
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа по
русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента
государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской
программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений
(автор А.И. Власенков).
1
|
Программа по
русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор А.И.
Власенков). М. «Просвещение» 2011
|
2
|
Учебник: Русский
язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М. «Просвещение» 2003
|
Выбор УМК обоснован тем, что данный учебник
включён в федеральный перечень
учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном
процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы
общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный
год".
Обучение родному языку в школе
рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения
определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и
навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития
школьника. Владение русским языком, умение
общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми
характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника
школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации
к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания
действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление,
память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами
и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению
будущей профессией.
По сравнению с обязательным
минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная
рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих
концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам
относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное
обновление содержания образования (расширение тем)
Концептуальная новизна курса русского языка в
10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются
проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и
воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.
Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского
языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков,
базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие
речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся
сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и
сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и
классификация), информационных (умение осуществлять
библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение
работать с текстом), организационных (умение формулировать цель
деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку,
самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня
старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных
учреждениях высшей школы.
Важной особенностью предлагаемой программы
является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского
языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на
основе которого структурировано содержание данной рабочей программы,
направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой,
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная
компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования
языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам,
психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая
и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация
знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение
основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и
оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными
лингвистическими словарями.
Культуроведческая
компетенция – осознание языка как формы выражения национальной
культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики
русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой
межнационального общения.
В основу рабочей программы положены
актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного
подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является
синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей
школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования
языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к
осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками
уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.
В соответствии с вышеуказанными подходами содержание
представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения
основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что
предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение
ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них
умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.
Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом
государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и
эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в
зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков
диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков
создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров
осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского
языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Ярко
выраженной особенностью данной программы является её практическая
направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют
интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на
будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и
социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает
углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях,
коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах
общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в
соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе
уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому
овладению учениками данными стилями; это связано с практическими
потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы,
вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем,
рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах,
овладение культурой публичной речи).
Общее содержание рабочей программы направлено на
повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии,
грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и
речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление
и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах
современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного
языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать
языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в
речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.
Курс
русского языка в X-XI классах
направлен на достижение следующих целей:
·
воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; овладение культурой межнационального общения;
·
дальнейшее
развитие и совершенствование способности и готовности к речевому
взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности,
осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных
умений и навыков;
·
освоение знаний
о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном
явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в
различных сферах общения;
·
овладение
умениями
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и
моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
·
применение
полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня
речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка
основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе
сводятся к следующему:
1 дать представление о связи
языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии
русского языка;
2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах
и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике,
правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая
умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого
общения основных норм современного русского литературного языка;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную
грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями
речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках,
правилах использования;
3 развивать и
совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные
монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных
сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные
умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов,
стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Формы
контроля знаний.
Формами
контроля, выявляющими подготовку учащихся по русскому языку, служат
соответствующие виды разбора, устные выступления учащихся, письменные работы
типа диктантов, изложений с творческим заданием, сочинения различных жанров,
тесты.
Основные
виды КИМов: словарные диктанты, текстовые диктанты, изложения, сочинения и
тесты.
Словарные
и тестовые диктанты- одна из форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности- сопровождаются дополнительными(фонетическими, лексическими,
орфографическими, грамматическими) заданиями.
Тесты
предлагаются трех видов: первые требуют вставить слово или сочетание слов в
истинное утверждение, чтобы сделать его полным и завершенным(компенсирующие
тесты), вторые основаны на выборе одного из нескольких вариантов
ответов(альтернативные тесты), третьи направлены на выявление умения применять
знания при решении практических задач. Все эти тесты не заменяют друг друга,
позволяют выявить подготовленность класса и каждого ученика.
Изложения
и сочинения позволяют проверить сформированнность уровня речевой подготовки
учащихся и грамотность, т.е. соблюдение орфографических, пунктуационных и
языковых норм. К изложениям, так же как и к другим видам проверочных работ, даются
дополнительные задания, предлагающие учащимся дополнить текст или высказать
свое суждение по затронутым в тексте проблемам.
Формы обучения:
v комбинированный урок,
v урок-беседа,
v повторительно-обобщающий
урок,
v урок- исследование,
v урок-лекция,
v урок-семинар,
v урок-практикум,
v урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
Ø обобщающая беседа по изученному материалу;
Ø различные виды разбора(фонетический,
лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический,
лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
Ø виды работ, связанные с анализом текста, с его
переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
Ø составление учащимися авторского текста в
различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии,
творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.);
Ø наблюдение за речью окружающих, сбор
соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию
учителя;
Ø изложения на основе текстов типа описания,
рассуждения;
Ø письмо под диктовку;
Ø комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
•
оценивание
устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления,
уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
•
взаиморецензирование;
•
анализ
языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
•
разные
виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,
синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
•
лингвистический
анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
•
разные
виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:
просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др;
•
аудирование;
•
информационная
переработка устного и письменного текста:
- составление
плана текста;
- пересказ
текста по плану;
- пересказ
текста с использованием цитат;
- переложение
текста;
- продолжение
текста;
- составление
тезисов;
- редактирование;
- создание
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- реферирование;
- рецензирование;
- аннотирование
и т.д.
- создание
устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной,
социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,
лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,
применяемых в практике речевого общения;
- участие в
дискуссии;
- создание
письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом
орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного
языка;
- составление
орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- работа с
различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной
литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в
электронном виде), конспектирование.
По
учебному плану МКОУ «Аллакская СОШ» на изучение русского языка в 10 и 11
классе предусмотрено по 34 часа в год (по 1 часу в неделю)
При
необходимости коррекция программы будет производиться за счет уплотнения
материала.
Нормы
оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
Оценка устных ответов учащихся
При
оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1.
полнота
и правильность ответа;
2.
степень
осознанности, понимания изученного;
3.
языковое
оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1.
полно
излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2.
обнаруживает
понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на
практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
3.
излагает
материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ,
удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2
ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и
языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание
и понимание основных положений данной темы, но:
1.
излагает
материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке
правил;
2.
не
умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести
свои примеры;
3.
излагает
материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает
незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает
ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и
неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке
ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению
последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное
незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за
единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится
определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму
ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при
условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и
осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочинений и изложений
Рекомендуется
следующий примерный объем классных сочинений:
в 10-11
классах – 4-5 страниц
Содержание
сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
·
Соответствие
работы ученика теме и основной мысли;
·
Полнота
раскрытия темы;
·
Правильность
фактического материала;
·
Последовательность
изложения.
·
При
оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
·
Разнообразие
словаря и грамматического строя речи;
·
Стилевое
единство и выразительность речи;
·
Число
речевых недочетов.
Оценка «5»
1.
Содержание
работы полностью соответствует теме.
2.
Фактические
ошибки отсутствуют.
3.
Содержание
излагается последовательно.
4.
Работа
отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5.
Достигнуто
стилевое единство и выразительность текста.
В
целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность:
допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая
ошибка.
Оценка «4»
1.
Содержание
работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы).
2.
Содержание
в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.
Имеются
незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.
Лексический
и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.
Стиль
работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В
целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4
речевых недочетов.
Грамотность:
допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая
и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1.
В
работе допущены существенные отклонения от темы.
2.
Работа
достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.
Допущены
отдельные нарушения последовательности изложения.
4.
Беден
словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.
Стиль
работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В
целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых
недочетов.
Грамотность:
допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические
и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4
грамматические ошибки.
Оценка «2»
1.
Работа
не соответствует теме.
2.
Допущено
много фактических неточностей.
3.
Нарушена
последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану.
4.
Крайне
беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.
Нарушено
стилевое единство текста.
В
целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность:
допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических
и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В
работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется
более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Оценивание
тестов в формате ЕГЭ (Часть 1,2)
Количество
баллов
|
Оценка
|
36-39
|
«5»
|
32-35
|
«4»
|
24-31
|
«3»
|
Меньше
24
|
«2»
|
Требования к уровню подготовки
выпускников
По окончании 11 класса учащиеся
должны:
знать/понимать
·
связь
языка и истории, культуры русского и других народов;
·
смысл
понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма,
культура речи;
·
основные
единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
·
орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-
·
учебно-научной,
официально-деловой сферах общения;
уметь
·
осуществлять
речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных
задач;
·
анализировать
языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
·
проводить
лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей
языка;
аудирование и
чтение
·
использовать
основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и
др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
·
извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной
литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
·
создавать
устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов
и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),
социально-культурной и деловой сферах общения;
·
применять
в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
·
соблюдать
в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка;
·
соблюдать
нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе
при обсуждении дискуссионных проблем;
·
использовать
основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
осознания
русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
·
развития
интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
·
увеличения
словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств;
совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
·
совершенствования
коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию,
межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
·
самообразования и активного участия в производственной, культурной
и общественной жизни государства.
Интернет-ресурсы
Газета «Русский
язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру:
справочно-информационный портал «Русский язык»
http://www.gramota.ru
Коллекция
«Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала
http://language.edu.ru
Культура
письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль.
Электронное издание собрания сочинений
http://www.philolog.ru/dahl/
Имена.org —
популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org
Искусство слова:
авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Кабинет русского
языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
http://ruslit.ioso.ru
Крылатые слова и
выражения
http://slova.ndo.ru
Международная
ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)
http://www.mapryal.org
Мир слова русского
http://www.rusword.org
Национальный
корпус русского языка: информационно-справочная система
http://www.ruscorpora.ru
Опорный
орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка
http://yamal.org/ook/
Основные правила
грамматики русского языка
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
Риторика, русский
язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические
курсы
http://gramota.ru/book/ritorika/
Российское
общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»
http://www.ropryal.ru
Рукописные
памятники Древней Руси
http://www.lrc-lib.ru
Русская
грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН
http://rusgram.narod.ru
Русская фонетика:
мультимедийный интернет-учебник
http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/
Русское письмо:
происхождение письменности, рукописи, шрифты
http://character.webzone.ru
Светозар: Открытая
международная олимпиада школьников по русскому языку
http://www.svetozar.ru
Свиток — История
письменности на Руси
http://www.ivki.ru/svitok/
Система
дистанционного обучения «Веди» — Русский язык
http://vedi.aesc.msu.ru
Словесник: сайт
для учителей Е.В. Архиповой
http://slovesnik-oka.narod.ru
Справочная служба
русского языка
http://spravka.gramota.ru
Тесты по русскому
языку
http://likbez.spb.ru
Центр развития
русского языка
http://www.ruscenter.ru
Филологический портал Philology.ru
http://www.philology.ru
Электронные
пособия по русскому языку для школьников
http://learning-russian.gramota.ru
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.