№
|
Тема урока
|
Ко-личество часов
|
Тип урока
|
Информационно-технологическое
оснащение урока
|
Повторение
|
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Языковые компетенции
|
Вид контроля, вид самостоятельной работы
|
Домашнее задание
|
Дата
проведения
|
ЦОР
|
|
Общие сведения о языке (3 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
|
Основные формы
существования национального русского языка
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
Презентация к
уроку «О стыде перед рус-ским словом».
|
Фонетический разбор
слова 1.
|
Знать формы
существования национального русского языка, понимать его неоднородность,
сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы
просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка
(территориальные диалекты) .
|
Анализ
текстов Д. С. Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова,
к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отношения
к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык
человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который
пользуется языком».
|
Объяснить разницу
между понятиями «русский язык и русский литературный язык». Выскажите ваше отношение
к современному молодёжному сленгу.
|
|
|
|
2.
|
Понятие о
литературном языке
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Морфемный(2),
морфоло
гиче
ский(3), разбор
слова.
|
Понимать, что ядром
современного языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие
лексического состава русского языка.
|
Составить таблицу
«Разнообразие лексического состава русского языка». Написать
сочинение-миниатюру по 1 из тем: «Русский язык богат образен и точен»
(К.Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные страны»
(Д.Самойлов).
|
Подготовить устное
сообщение « Какое место занимает литературный язык в общей системе русского
языка». С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать
современным?
|
|
|
|
3.
|
Нормиро-ванность –
отличите-льная особен-ность современ-ного литерату-рного языка
|
1
|
Пов-торитель-но-обобщающий
урок
|
Л.В.Балашова «Курс
русского языка».
|
Синтаксический (4),
пунктуационный (7) разбор предложения.
|
Применять общие
правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с
другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.
|
Тест
|
Понаблюдать за
речью телеведущих, родных, товарищей. Найти нарушения литератур-ной нормы,
классифицировать их, объяснить причину нарушения норм. Подгото-вить устное
высказывание «Спасибо родному слову». Ответить на вопрос: какие нормы литературного
языка вы использовали?
|
|
|
|
Повторение изученного в 5-8 классах ( 7 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
Р/Р устная и
письменная речь. Монолог и диалог
|
1
|
Урок раз-вития речи
|
|
|
Уметь создавать
устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести
диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного
высказывания, правильной и выразительной интонацией.
|
Устное
монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского
образования.
|
Прислушай-тесь к
диалогам на улице. Составьте текст «Подслушанный диалог», передайте специфику
звучащей речи
|
|
|
|
5.
|
Стили речи
|
1
|
Урок раз-вития речи
|
Презентация к
уроку.
|
|
Уметь различать
разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы, определять их жанры тему, основную мысль текста,
функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать
собственные высказывания, учитывая ситуацию общения, адресата, используя
характерные для каждого стиля речи выразительные средства языка.
|
Составить план
учебной статьи. Проанализировать речевое высказывание с т. зр. Его
соотнесённости с функциональными разновидностями языка, сферами общения и
задачами речи. Анализ статьи журнала (газеты): выявит языковые средства
публицистического стиля.
|
Привести примеры
речевых ситуаций, когда используется стиль речи: разговорный, научный,
деловой, публицистический, художест-венный. Каким стилем вы пользуетесь чаще?
Упр.7. Прочитать текст о книге, записать его, объяснить постановку тире,
подтвердить примерами, содержащимися в тексте .
|
|
Презентация на тему
« стили речи» (собственная разработка)
|
|
6.
|
Простое
предложе-ние и его граммати-ческая основа. Предложения с однород-ными членами
|
1
|
Пов-торительно-обобщающий
урок
|
Презентация к
уроку.
|
Тире между подле-жащими
сказуе-мым; запятая в слож-ном предложении с союзом И
|
Уметь производить
структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых
предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять
знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать
предложения с однородными членами и ССП.
|
Объяснительный
диктант
|
Упр.11. Записать
предложения. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены
предложения, составить схемы.
|
|
Презентация на тему
« Особенности простого предложения. Подводные камни» (собственная
разработка)
|
|
7.
|
Предложения с
обособленными членами
|
1
|
Пов-торительно-обобщающий
урок
|
Тесты по теме урока
|
Выделение запятыми
обособ-ленных согласованных опреде-лений, деепри-частий и деепри-частных
оборотов
|
Уметь опознавать
предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать,
конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой,
интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с
обособленными членами, использовать их в речи.
|
Комментированное
письмо
|
Упр.19. прочитать
текст, определить его стиль, записать, расставить недостающие знаки
препинания, подчеркнуть обособленные обстоятельства. Упр.20. Придумать предложения,
используя в них в качестве уточняющих членов предложе-ния, словосочетания.
|
|
Интерактивный тест на тему
«Обособлен. члены предложения». (собственная
разработка)
|
|
8.
|
Предложения с
обращениями, вводными словами и вставными конструк-циями
|
1
|
Пов-торительно-обобщающий
урок
|
|
Запятая между
однородными члена-ми предложения; выделение запятыми обращений и ввод-ных
слов
|
Уметь интонационно
выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными
конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в
своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности
речи.
|
Диктант «Проверяю
себя».
|
Упр.14. Прочитать
текст, записать его, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки
препинания. Обозначить обращения и вводные слова.
|
|
Интерактивный
тест
« Знаки
препинания при вводных и вставных конструкциях.». (www/pro.
школу. ru).
|
|
9-
10
|
Контрольная работа
№1. Диктант с грамматическим заданием.
Анализ работ.
|
2
|
Уроки конт
роля
|
|
|
|
Диктант с
грамматическим заданием.
Тесты по типу ГИА.
|
Русский язык :9
класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/
авт.-сост. Е. П. Воронова. – М.: Эксмо, 2009 (АВС.Все уровни ЕГЭ) – стр.
31(выпол-нить задания раздела «Орфография. Простое осложненное предложение».
|
|
|
|
Сложное предложение (32 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
Понятие о сложном
предложе-нии. Сложное предложе-ние как единица синтаксиса. Основные виды
сложных предложе-ний.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
Презентация к
уроку.
|
Лексический,
морфемный разбор слова, морфо-логический разбор имени существительного
|
Знать классификацию
сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое
предложение от сложного, различать ССП, СПП, БСП, определять способы и
средства связи частей сложного предложения, строить схемы сложных
предложений, соблюдать пунктуационные нормы на письме.
|
Составить таблицу
«Основные виды сложных предложений», заполнить её своими примерами.
|
П. 202, упр. 27 ,
из простых предложений составить сложные, используя подходящие средства связи
и устраняя повтор слов. Записать, расставляя знаки препинания. Выписать из
произведений А.С.Пушкина 3 ССП, 3 СПП, 3 БСП. Составить их схемы
|
|
Презентация на
тему «Виды сложных предложений (www/pro.школу. ru).
|
|
12
|
Понятие о
сложносо-чиненном предложе-нии. Строение ССП, средства связи частей ССП,
смысло-вые отношения между частями ССП
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
Л.В. Балашо-ва
«Курс русского языка».
М. Г. Лещинская «Слож-ное
предложение. Пособие для учите-ля».
|
Морфологический
разбор глагола, право-писание ТСЯ и –ТЬСЯ у глаголов
|
Знать
грамматические признаки ССП, его строение, уметь интонационно оформлять ССП с
разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения,
правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений и
конструировать предложения по схеме.
|
Составить таблицу
«Группы ССП». Диктант «Проверяю себя».
|
П. 203-204. Упр.
39, прочитать текст, определить его стиль и тип речи, записать, объясняя
знаки препинания и подчеркнутые орфограммы. Определить, какими союзами
соединены части ССП. Выписать из любого произведения худ. лит-ры
отрывок-описание природы. Ответить на вопрос: какие художест-венные средства
использованы автором? Составить схемы ССП.
|
|
|
|
13
|
Сложносочиненное
предложе-ние. Знаки препинания в нем
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
Ахре-менкова «Тренинг
по пунктуации».
Карточки для
индивидуаль-ной работы.
|
Синтаксичес-кий (4)
разбор предложения, приставки ПРИ- и ПРЕ-,
безударные гласные в корне слова
|
Знать основные
группы ССП по значению и союзам, уметь определять смысловые отношения между
частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения (однородность,
перечисление, последовательность -соединительные союзы);
Противительные
(противоположность, несовместимость – противительные союзы); разделительные
(выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение – разделительные
союзы).
|
Творческий диктант.
Ответить на вопрос: что общего и в чем различие в постановке запятых между
однородными членами и частями ССП?
|
Упр. 38 . Дописать
предложения, используя один из союзов И, А, НО, чтобы
получились ССП. Указать, какие смысловые отношения вносят в предложение эти
союзы. Упр. 37: записать пословицы, расставить знаки препинания, подчеркнуть
грамматические основы.
|
|
|
|
14
|
Смысловые отношения
между частями ССП и способы их выражения.
|
1
|
Урок усвоения
но-вых зна-ний
|
Презентация к уроку
«Верь в вели-кую силу люб-ви!»
|
Орфо-графи-ческий
разбор слова, право-писание наре-чий
|
Уметь определять
смысловые отношения между частями ССП, способы их выражения, составлять ССП с
разными средствами связи частей, интонационно и пунктуационно оформлять,
опознавать в текстах, употреблять в речи, различать ССП с союзом И и
простые предложения с однородными членами, связанными союзом И.
|
Взаимодиктант
|
Упр. 33. Используя
грамматические основы, составить сначала простые предложения с однородны-ми
членами, затем ССП.
|
|
Презентация на
тему «Типы союзов в ССП» (www/pro.
школу. ru).
|
|
15
|
Знаки препинания в
ССП с общим второсте-пенным членом.
|
1
|
Урок закрепления изу-чен-ного
|
|
Синтаксический
(4), разбор предложения, право-писание суффиксов у причас-тий
|
Уметь опознавать
ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и
пунктуационный разбор предложений, обосновывать отсутствие запятой,
конструировать предложения.
|
синтаксический и
пунктуационный разбор предложений. Конструирование предложений.
|
Упр. 45. Прочитать
предложения, разобрать их по членам, найти второстепенный член, общий для
всего ССП. Упр. 47, прочитать выразитель-но стихотворение, озаглавить его,
найти ССП, определить значение союзов в них, списать, объяснить расстановку
знаков препинания.
|
|
|
|
16
|
Синтакси-ческий и
пунктуа-ционный разбор ССП.
|
1
|
Пов-торительно-обоб
щаю
щий урок
|
|
Корни с
чередо-ванием глас-ных И-Е, морфемный разбор слова- 2,
орфо-графи-ческий разбор слова-6
|
Уметь производить
синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов,
интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить
синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с
однородными членами.
|
Написать
сочинение-миниатюру «Наступление зимнего вечера», используя в нем ССП.
Диктант «Проверяю себя».
|
Упр. 49. Записать,
расставляя недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы,
определить, чем они выражены.
|
|
|
|
17
|
Контрольная работа
№2 по теме «ССП». (Диктант)
|
1
|
Урок контроля
|
|
|
Уметь производить
синтаксический и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП разных видов,
интонационно правильно читать, пунктуационно оформлять, производить
синонимичную замену ССП и СПП, различать ССП и простые предложения с
однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под
диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполняя различные
виды разбора.
|
Диктант с
грамматическим заданием или текст контрольной работы.
|
Упр. 54: прочитать
текст, записать вывод: зачем нужно писать грамотно? На основе текста
составить словарный диктант по темам: «Правописание проверяемых безударных
гласных в корне», «Правописание проверяемых согласных в корне», «Правописание
непроверяемых согласных и гласных в корне»
|
|
|
|
18
|
Анализ контроль-ной
работы
|
1
|
Урок коррекции
зна-ний.
|
|
|
Уметь объяснять
причину появления ошибок, исправлять их, приводить свои примеры, производить
композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ
текста.
|
Работа с текстом: определение
темы, основной мысли, стиля, типа речи, составление плана, отбор слов для
всех видов разбора.
|
Упр.56: написать
подробное изложение текста, определить его тип речи, произвести самопроверку.
Выписать из «Слова о полку Игореве» 6 ССП, построить их схемы.
|
|
|
|
19-20
|
Р/Р Рассказ.
Средства
художест-венной вырази-тельности.
|
2
|
Уро-ки раз-вития
речи
|
|
|
Уметь определять
композиционные элементы рассказа, его основную мысль, создавать сочинение в
жанре рассказа (определять замысел, сюжет), передавать последовательность
микротекстов, обращая внимание на место, время действия, их
причинно-следственную связи, используя выразительные средства языка, соблюдая
нормы.
Уметь определять
средства художественной выразительности.
|
Рассказ по одной из
пословиц.
Выполнение теста по
теме «Средства художественной выразительности».
|
|
|
Презентация на
тему « Средства художественной выразительности (www.ns.
portal.ru)
|
|
21
|
Понятие о
сложно-подчинен-ном предложении. Строение СПП, средства связи его частей
|
1
|
Урок усвоения
но-вых зна-ний
|
|
Тире между
подле-жащим и сказуе-мым, право-писание окончаний глаго-лов 1 и 2 спряжения.
|
Знать структуру
СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по
отношению к главному, производить синонимичную замену простых предложений с
обособленными членами и СПП, правильно ставить знаки препинания, составлять
схемы, объяснять их с помощью знаков препинания.
|
Составить план п.
205 проиллюстрировать пункты плана своими примерами. Конструировать
предложения по схемам.
|
П.205, упр. 68 -
выписать из текста СПП, расставить знаки препинания, обозначить
грамматические основы, заключить в овал средства связи упр. 70, озаглавить
текст, определить тему, основную мысль, выписать СПП, составить их схемы.
Написать о каком-либо событии вашей жизни, которое особенно запомни-лось,
используя СПП.
|
|
Презентация на тему
«Сложноподчинённое предложение. (Собственная разработка)
|
|
22
|
Подчини-тельные
союзы и союзные слова в СПП
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Право-писание соглас-ных
в приставках, проверяемые соглас-ные в корне слова, право-писание оконча-ний
глаголов 1 и 2 спряжения.
|
Понимать различия
союзов и союзных слов, уметь их различать, определять границы придаточных
предложений, использовать союзы и союзные слова при конструировании СПП,
правильно ставить знаки препинания
|
Составление схем
СПП, комментированное письмо - упр. 75. Рассмотреть таблицу в учебнике и
ответить на вопросы: какие подчинительные союзы имеют омонимы среди
относительных местоимений и как их различать в предложении?
|
П. 206, упр.79:
списать, озаглавить текст, определить тему, основную мысль, синтаксическую
функцию союзных слов. Упр. 80: определить, какие значения имеет предложение.
Доказать важную роль логического ударения в предложении
|
|
Презентация на
тему « Типы подчинительных союзов»
(www/pro.
школу. ru).
|
|
23
|
Роль указатель-ных
слов. Особенности присоеди-нения придаточ-ных предложе-ний к главному
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Ь у глаго-лов в
форме 2 лица ед.числа, разде-литель-ные Ь и Ъ.
|
Понимать
соответствие синтаксической роли указательных слов виду придаточных
предложений, пунктуационное правило «Запятая при составном подчинительном
союзе». Особенности присоединения придаточных предложений к главному; уметь
опознавать указательные слова главной части СПП, выяснять характер отношений
между указательными словами в главной и придаточной части, их синтаксическую
функцию в главном предложении роль в СПП; отличать СПП с указательными
словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания.
|
Взаимодиктант.
|
П. 207, упр. 84:
записать предложения, расставляя знаки препинания и объясняя подчеркнутые
орфограммы, установить, каким членом предложения являются указательные слова,
определить по вопросу и указательному слову значение придаточных предложений.
Упр. 87 самодиктант, записать пословицы по памяти, подчеркнуть указательные
слова как члены предложения, указать вид придаточных. Объяснить правописание НЕ
и НИ с глаголами.
|
|
|
|
24
|
Роль указатель-ных
слов. Особенности присоеди-нения придаточ-ных предложе-ний к главному
|
1
|
Урок закрепления
изученного
|
|
Лексический разбор
слова, приставки ПРИ- и ПРЕ-.
|
Уметь определять
границы придаточных предложений, их место по отношению к главному, использовать
различные средства связи главной части и придаточной, интонационно и
пунктуационно оформлять СПП, различать союзы и союзные слова, знаки
препинания в предложениях с вводными словами.
|
Работа с текстом:
определить тему, основную мысль текста, составить план, объяснить, почему в
тексте много сложных предложений. Составит схемы СПП.
|
П. 208. Упр. 93.
Прочитать текст, озаглавить, проанализировать орфограммы в словах с
чередовании-ем и пунктограм-мы в СПП. Записать текст, подчеркнуть те слова в
главном предложении, которые поясняют придаточные .
|
|
|
|
25-26
|
Р/Р Изложение №1
(по типу ГИА)
|
2
|
Уроки раз-вития
речи
|
|
Способы компрес
сии текста.
|
Уметь адекватно
воспринимать текст на слух, писать сжатое изложение публицистического текста,
сохраняя его композиционную форму, типологическое строение, характерные
языковые средства, орфографические и пунктуационные, грамматические нормы;
создавать небольшое по объёму сочинение на основе прослушанного текста,
отражая в нём проблему, поднятую автором исходного текста, аргументируя своё
отношение к этой проблеме.
|
Сжатое изложение
|
|
|
|
|
27
|
Виды придаточных
предлож-ений
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Лексический разбор
слова, стили речи, проверяемые согласные в корне слова.
|
Знать виды
придаточных предложений, способы их различения, уметь определять вид
придаточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли
указательного слова, разграничивать однозначные и многозначные придаточные.
|
Синонимичная замена
СПП на простые, составление схем. Конструирование по схемам.
|
П. 210, упр. 107,
110.
|
|
|
|
28
|
Придаточные
подлежащ
ные. Придаточные
сказуемные.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна ний
|
|
Орфо-графи-ческий
разбор слова, лекси-ческий разбор слова.
|
Знать особенности
СПП с придаточными подлежащными и придаточными сказуемными, уметь определять
границы главного и придаточного предложений, вид придаточного по способу и
характеру смысловой связи главного предложения с придаточным.
|
Диктант «Проверяю
себя».
|
П.211, 212 упр.114,
117.
|
|
|
|
29
|
Придаточ- ные
определи-тельные.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
Презентация к
уроку.
|
Фонетический разбор
слова, морфо-логический разбор союзного слова.
|
Понимать отличия
СПП с придаточными определительными, Уметь находить определительные
придаточные по характеру смысловой связи между частями, значению союзных
слов, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить
синонимичную замену СПП с придаточными определительными на простые с разными
видами определений.
|
Составить
описательную миниатюру с СПП с придаточным определительным.
|
П.213, упр.126,
130.
|
|
|
|
30
|
Придаточ-ные
определи-тельные.
|
1
|
Урок закрепления
изученного
|
|
Морфемный разбор
слова, пунктуацион-ный разбор слова
|
Уметь находить
определительные придаточные по характеру смысловой связи между частями,
значению союзных слов, определять синтаксическую функцию союзного слова,
производить синонимичную замену СПП с придаточными определительными на
простые с разными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами
в своей речи, интонационно и пунктуационно грамотно оформлять их.
|
Редактирование
текстов.
|
Выписать из комедии
А.С.Грибоедова «Горе от ума» афоризмы – СПП с придаточными определи-тельными.
Составить их схемы.
Составить словарный
диктант (35-40 слов) по теме «НЕ с различными частями речи».
|
|
|
|
31
|
Придаточ-ные
дополни-тельные.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Лексический разбор
слова, право-писание приста-вок при- и пре-,
орфо-графи-ческий разбор слова.
|
Знать место
придаточного дополнительного по отношению к главному, средства связи
придаточного с главным; уметь различать подчинительные союзы и союзные слова,
опознавать СПП с придаточным дополнительным по характеру, смысловой связи
между частями, значению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать
СПП с придаточным дополнительным, заменять их на предложения с прямой речью.
|
Составить
повествовательную миниатюру, включающую СПП с дополнительным придаточным.
|
|
|
|
|
32-33
|
Р/Р
Книга для души.
Рецензия на книгу(подготовка к домашнему сочинению – отзыву)
|
2
|
Уро-ки раз-вития
речи
|
|
|
Уметь сопоставлять
исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по
типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особенности
языка; уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или
художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию,
язык, использовать в своём тексте лексические и грамматические выражения
оценки, авторского отношения к прочитанному.
Уметь составлять
презентацию.
|
Работа с памяткой
«Как работать над рецензией на книгу» или «Как работать над отзывом на научно-популярные
книги», «Как подготовить презентацию» Составление плана рецензии.
|
Подготовить
презентацию «Книга для души»,
отразив в ней
краткие сведения об авторе, сюжет (кратко), найти иллюстрации или выполнить их
самим, подготовить выразительное чтение понравив-шегося эпизода книги.
Инд. задание:
написать рецензию или отзыв на книгу.
|
|
Презентация на
тему « Как писать рецензию»
|
|
34
|
Придаточ-ные
обстоятельственные
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
Презентация к
уроку.
|
Ь в глагольных формах инфинитива –ТСЯ,
ТЬСЯ.
|
Знать виды
придаточных обстоятельственных, уметь находить придаточные обстоятельственные
по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов и
союзных слов, определять средства связи придаточных с главными, правильно
расставлять знаки препинания
|
Подготовить устное
сообщение «специфика придаточных места и времени и их отличие от придаточных
определительных». Конструирование предложений по схемам.
|
П.215, упр.148,152,
155.
|
|
|
|
35
|
Придаточ-ные
обстоятельственные
|
1
|
Урок закрепления
изученного
|
КИМы. Русский язык:
9 класс/ Сост. Н. В. Егорова – М.: ВАКО, 2010 – стр.42
|
Право-писание НЕ
и НИ (п.153),
орфо-графи-ческий
разбор слова, лексический разбор слова.
|
Уметь находить придаточные
обстоятельственные по характеру смысловой связи между частями, значению
подчинительных союзов и союзных слов, определять средства связи придаточных с
главными, правильно расставлять знаки препинания, конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять в речи, производить синонимичную замену,
сравнивать модели СПП с разными видами придаточных, выявлять общее и
различное.
|
Используя таблицу и
опорный материал, подготовить устное высказывание о придаточных
обстоятельственных.
Ответить на вопросы:
почему в
художественной речи, особенно в поэзии, уступительные придаточные часто
прикрепляются к главному словами «сколько», «как»и др.с усилительной
частицей НИ; какой оттенок значения имеют эти придаточные; выражением какой
стилевой черты служат?
|
Упр. 156, 158.
|
|
|
|
36
|
СПП с несколькими
придаточ-ными. Знаки препинания в них.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Правописание НЕ
с разными частями речи, право-писание части-цы БЫ, части-цы –то,
-либо, -нибудь, с место-имени-ями.
|
Знать классификацию
СПП с несколькими придаточными, пунктограммы «Отсутствие запятой между
однородными придаточными», уметь производить структурно- семантический анализ
СПП с несколькими придаточными, составлять их схемы и конструировать по
схемам, интонационно и пунктуационно оформлять, наблюдать за использованием
сложных синтаксических конструкций в текстах различных стилей и типов.
|
Осложненное
списывание.
|
П. 209, упр.
100,104.
|
|
Презентация на
тему «ССП с несколькими придаточ
ными» (www.ns.
portal.ru)
|
|
37
|
Различные способы
выражения сравнения.
|
1
|
Пов-торительно-обобщающий
урок
|
|
|
Уметь определять
значения сравнений, выраженные разными способами (словосочетание,
фразеологизм, сравнительный оборот, составное именное сказуемое, СПП с
придаточным сравнения), ставить знаки препинания перед союзом КАК,
употреблять эти конструкции в речи, определять их значение в тексте.
|
Творческое
списывание.
|
Найти в текстах
худ. произведе-ний различные способы выражения сравнения.
|
|
|
|
38
|
Обобщение и
систематизация изучен-ного по теме «СПП»
|
1
|
Пов-тори-тельно-обобщающий
урок
|
|
|
Уметь различать
ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену
подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения
придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно
расставлять знаки препинания.
|
Работа с текстом:
определение темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем
сложных предложений.
|
Упр. 161.
|
|
Интерактивный
тест «Знаки препинания в СПП» (www.ns.
portal.ru)
|
|
39
|
Контрольная работа
№3 по теме «СПП».
|
1
|
Урок контроля
|
|
|
Уметь различать
ССП, СПП и простые осложненные предложения, производить синонимичную замену
подчинительных союзов и синтаксических конструкций, определять значения
придаточных, конструировать СПП с различными видами придаточных, правильно
расставлять знаки препинания, производить композиционно-содержательный,
типологический, стилистический, языковой анализ текста, анализ правописания отдельных
слов и пунктуации в ССП и СПП.
|
Комплексный анализ
текста.
|
Подготовить устные
сообщения «Правописание НЕ с разными частями речи», «Запятая в
предложениях с обращения-ми и вводными конструкциями».
|
|
|
|
40
|
Р/Р
Сочинение №2 на лингвистическую
тему.
|
1
|
Урок раз-вития речи
|
|
|
Уметь писать
сочинение на лингвистическую тему.
|
|
Написать сочинение
(по типу ГИА) на лингвисти-ческую тему.
|
|
|
|
41-42
|
Р/Р Портрет-ный
очерк
|
2
|
Урок раз-вития речи
|
|
|
Понимать
своеобразие жанра портретного, уметь писать сочинение в жанре портретного
очерка, сочетать в нем следующие компоненты: портрет героя, рассказ о главном
деле его жизни, его интересах, увлечениях, о взаимоотношении с окружающими,
использовать на письме средства выразительности, соблюдать нормы русского
языка.
|
Составление
сложного плана портретного очерка. Наблюдение над композицией. Написание
сочинения-миниатюры (заготовки).
|
Написать портретный
очерк о человеке,
которого вы хорошо
знаете.
Отразить основную
мысль очерка в названии или эпиграфе.
|
|
|
|
Бессоюзное сложное предложение (14 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
43
|
Понятие о бессоюзном
сложном предложе-нии. Интона-ция в БСП. Запятая и точка с запятой в них.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна
ний
|
|
Морфе-мный разбор
слова, право-писание НЕ с ралич-ными частями речи,
морфо-логический разбор кратких прилагатель-ных;
Ы, И после Ц
|
Знать
грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП»,
уметь опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями,
расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор, читать БСП, передавая
голосом отношения перечисления, конструировать БСП.
|
Составление
предложений по схемам, комментированное письмо.
|
П. 216, упр. 167,
172.
|
|
Презентация на
тему «БСП. Структура. Особенности.(www.ns.
portal.ru)
|
|
44
|
Тире в бессоюзном
сложном предложении
|
1
|
Урок усвоения новых
зна
ний
|
Презентация к
уроку.
|
Морфологический
разбор глагола, фонетический разбор слова, морфем-ный разбор слова.
|
Знать условия постановки
тире между частями сложного бессоюзного предложения, выявлять смысловые
отношения между частями, конструировать предложения с данными значениями
противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и
пунктуационно оформлять, выразительно читать, передавая голосом смысловые
отношения между частями БСП, сопоставлять сложные союзные и БСП как
синтаксические синонимы.
|
Составить тезисный
план п.216, проиллюстрировать примерами. Взаимодиктант.
|
П. 216, упр.
179,180.
|
|
|
|
45
|
Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении.
|
1
|
Урок усвоения
но-вых зна-ний
|
|
Право-писание
окончаний глаго-лов 1 и 2 спряжения, соглас-ные в приставках, написа-ние –ТСЯ,
-ТЬСЯ.
|
Знать условия
постановки тире между частями СБП, выявлять смысловые отношения между
частями, конструировать предложения с данными значениями причины, пояснения,
дополнения; интонационно и пунктуационно оформлять, выразительно читать,
передавая голосом смысловые отношения между частями БСП, сопоставлять сложные
союзные и БСП как синтаксические синонимы.
|
Конструирование
предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя».
|
Упр. 186, 188.
|
|
|
|
46-47
|
Систематизация и
обобще-ние изучен-ного по теме «Бессоюзное сложное предложе-ние»
|
1
|
Повтори-тельно-обобщающий
урок
|
|
|
Уметь опознавать
БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания,
определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать
БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи,
производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной
связью.
|
Взаимодиктант.
Составить рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)», передавая чувства человека
(страх, удивление, волнение и др.), используя по возможности БСП.
|
Упр 191. 197.
|
|
Интерактивный
тест «Знаки препинания в БСП»
(Собственная
разработка)
|
|
48
|
Контрольная работа
№4 по теме «БСП»,
|
1
|
Урок контроля
|
|
|
Уметь опознавать
БСП в тексте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки препинания,
определяя смысловые отношения между частями, составлять схемы, конструировать
БСП по схемам, выразительно читать, употреблять БСП в собственной речи,
производить синонимичную замену сложных предложений с союзной и бессоюзной
связью.
|
Тест.
|
Выписать из
стихотворения А.Фета и Ф.Тютчева 10 БСП, построить их схемы. Упр. 203.
|
|
|
|
49
|
Сложные предложения
с разными видами связи.
|
1
|
Урок усвоения
но-вых зна-ний
|
|
Морфологический
разбор местоимения, морфемный разбор слова.
|
Знать структурные
особенности сложных предложений с разными видами связи, уметь опознавать
сложные синтаксические конструкции в тексте в зависимости от сочетания видов
связи.
|
Составление схем,
составление предложений по схемам.
|
Упр. 220, 223.
|
|
Презентация на
тему «Предложения – ССК» (Собственная разработка)
|
|
50-51
|
Р\Р Изложе-ние №2 с
элемента-ми сочинения
|
2
|
Уро-ки раз-вития
речи
|
|
|
Понимать содержание
прочитанного текста публицистического характера, его тему и коммуникативную
цель, определяя главную мысль, понимать отношение автора к поставленной
проблеме, извлекать основную и второстепенную информацию; подробно излагать
прочитанный текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства,
создавать свой текст на основе исходного, комментировать отношение автора к
поставленной проблеме, выражать собственное мнение, аргументируя его,
привлекая информацию из жизненного и читательского опыта.
|
Изложение с
элементами сочинения.
|
Упр. 206, 211.
|
|
|
|
52
|
Знаки препинания в
сложных предложе-ниях с разными видами связи.
|
1
|
Урок закрепления
изу-чен-ного
|
Толко-вый словарь
|
Лекси-ческий разбор
слова.
|
Уметь разделять
запятой рядом стоящие союзы и союзные слова: И (НО), ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и
др.; редактировать текст с учетом синтаксических норм языка, строить схемы.
|
Творческое
списывание.
|
Упр. 226, 228.
|
|
Интерактивный
тест «Знаки препинания в ССК» (www.ns.
portal.ru)
|
|
53
|
Знаки препинания в сложных
предложе-ниях с разными видами связи.
|
1
|
Повтори-тельно-обобщающий
урок
|
|
Непро-износи
мые согласные в
корне слова, частицы –то, -либо, -нибудь с местоимения-ми
|
Уметь
конструировать предложения, выявлять смысловые отношения, средства связи
частей, выразительно читать, интонационно и пунктуационно оформлять, находить
заданные конструкции в тексте, объяснять в них пунктуацию, понимать роль
разнообразия синтаксического строя как проявления богатства, выразительности
языка и речи.
|
Анализ текста
художественного стиля.
|
Упр. 239, 240.
|
|
|
|
54
|
Контрольная работа
№5 по теме
« Знаки
препинания в сложных предложени
ях с разными видами
связи».
|
1
|
Урок контроля
|
|
|
Уметь производить
композиционно-содержательный, типологический, стилистический, языковой анализ
текста, анализ правописания отдельных слов и пунктуации; создавать свой текст
на основе исходного в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи, комментируя отношение автора к поставленной проблеме в
прочитанном тексте; выражать собственное мнение с привлечением примеров и
фактов из жизненного или читательского опыта; выбирать и организовывать
языковые средства в соответствии с темой, целью, стилем и типом речи;
соблюдать языковые и речевые нормы в продуктивной речи
|
Комплексный анализ
текста.
|
Написать
сочинение-рассуждение на основе исходного текста, предложен-ного в классе для
комплексного анализа. Упр.227.
|
|
|
|
55
|
Р/Р Разговорный стиль.
|
1
|
Урок раз-вития
речи. Повторительно-обобщающий урок.
|
Презентация к
уроку.
|
Стили речи.
|
Понимать основные
признаки разговорной речи, уметь различать стили речи, определять особенности
разговорного стиля, читать, анализировать тексты разговорного стиля
производить стилистический разбор по плану: определять цель высказывания,
сферу применения в устной и письменной речи, средства языка, характерные для
данного стиля, предупреждать ошибки смешения стилей речи и форм речи.
|
Анализ текстов разговорного
стиля и стиля художественной литературы.
|
Написать письмо
такому человеку, с которым вам хочется поделиться воспомина-ниями об
интересном событии, встрече, прочитан-ной книге и др.
|
|
|
|
56
|
Р/Р Научный и
официально-деловой стиль речи
|
1
|
Урок раз-вития речи
Повторительно-обобщающий урок
|
|
|
Уметь анализировать
тексты научного и официально-делового стилей, понимать их функции и сферу
применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи;
создавать собственное высказывание в официальном или научном стиле, сохраняя
их особенности, соблюдая специфику жанра, в официально-деловом стиле
(объявление, расписка, доверенность, заявление, характеристика,
автобиография, резюме); составлять конспект и план учебной статьи учебника,
учебных пособий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для
устных и письменных сообщений на лингвистическую тему.
|
Ответить на
вопросы: в чем сходство официального и делового стиля речи, какую функцию они
выполняют? Составить конспект статьи «Стилистическое использование
синонимов».
|
Подготовить доклад
на одну из тем: «Сравнение ССП и СПП», «Речевой этикет и национальные
традиции народов мира». Составить резюме или деловое письмо (определить цель,
адресата).
|
|
|
|
Предложения с чужой речью. (8 часов)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57
|
Способы передачи
чужой речи. Разделительные и выделите-льные знаки препинания в предложени
ях с прямой речью.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Текст, признаки
текста, основная мысль текста.
|
Знать основные
способы передачи чужой речи, уметь правильно интонировать в предложениях с
прямой и косвенной речью, использовать предложения с прямой речью с учетом
содержания и стиля высказывания, правильно ставить знаки препинания в
предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку.
|
Составление
диалогов, схем предложений. Конструирование предложений по схемам.
|
П. 217, упр.243.
|
|
|
|
58
|
Предложений с
прямой речью.
|
1
|
Урок закрепления
изученного
|
|
Знаки препинания
при диалоге
|
Уметь пунктуационно
оформлять предложения с прямой речью, выразительно читать, производить
синонимичную замену предложений с прямой речью и косвенной, определять
стилистические возможности разных способов передачи чужой речи.
|
Осложненное
списывание.
|
П. 218, упр. 250,
252.
|
|
|
|
59
|
Предложения с
косвенной речью. Замена прямой речи косвенной
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
Непро-износимые
соглас-ные в корне слова.
|
Понимать отличия
косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, правильно
расставлять знаки препинания.
|
Конструирование
предложений с разными способами передачи чужой речи.
|
П.219, упр. 258,
259.
|
|
|
|
60
|
Цитаты. Способы
цитирования. Знаки препинания при цитировании.
|
1
|
Урок усвоения новых
зна-ний
|
|
|
Знать различные
способы цитирования, уметь ими пользоваться в тексте в соответствии с
задачами и характером высказывания, выделять цитаты знаками препинания.
|
Записать текст под
диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о
случаях, когда цитаты не заключаются в кавычки, привести свои примеры.
|
Упр. 270. 268.
|
|
Презентация на
тему «Прямая речь и знаки препинания при ней» (собственная разработка)
|
|
61
|
Систематизация и
обобще-ние изученного по теме «Способы передачи чужой речи».
|
1
|
Повтори-тельно-обобщающий
урок
|
|
|
Уметь производить
синтаксический разбор предложений и моделировать предложения с прямой речью,
производить синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью,
пунктуационно правильно оформлять, выразительно читать, использовать
изобразительные средства синтаксиса в собственной речи.
|
Пунктуационный
разбор. Взаимодиктант.
|
Упр. 254.
|
|
|
|
62
|
Контроль ная
работа №6 по теме «Способы передачи чужой речи».
|
1
|
Урок контроля.
|
|
|
Уметь производить
синонимичную замену предложений с прямой и косвенной речью, пунктуационно
правильно оформлять, выразительно читать, использовать изобразительные
средства синтаксиса в собственной речи, понимать основное содержание
прочитанного текста художественного стиля, его тему, коммуникативную цель,
основную мысль; подробно пересказывать исходный текст, соблюдая логику,
сохраняя тип, стиль речи, языковые средства; выполнять тестовые задания с
выбором ответа на основе прочитанного текста; извлекать основную информацию
из текста при чтении, анализировать языковые единицы, представленные в
тексте.
|
Изложение
прочитанного текста художественного стиля. Тестовые задания к нему.
|
Упр.273, 285.
|
|
|
|
63
|
Р/Р
Публицистический и художественный стили речи(подготовка к домашнему сочинению
№3).
|
1
|
Урок раз-вития
речи. Повторительно-обобщающий урок.
|
|
|
Уметь анализировать
тексты публицистического и художественного стиля, определять цель, сферу
применения, особенности, языковые средства, характерные для этих стилей речи,
опознавать их в художественных произведениях, использовать в собственных
высказываниях экспрессивную лексику, многозначные слова, метафоры, сравнения
и др. как средства выразительности.
|
Ответить на вопрос:
в чем сходство и различие публицистического и художественного стилей речи?
Лингвистический анализ художественного текста
|
Написать сочинение
о родном крае или о дорогом для вас человеке. Конкретизировать тему,
определить, в каком стиле будете её раскрывать. Подготовить устное сообщение
«Лексические, морфологические и синтаксические средства сравнения».
|
|
|
|
64
|
Итоговый контроль
№7 по типу ГИА
|
1
|
Урок контроля.
|
|
|
Уметь выполнять
задания по типу ГИА.
|
|
Русский язык :9
класс. Анализ текста: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь/
авт.-сост. Е. П. Воронова. – М.: Эксмо, 2009 (АВС.Все уровни ЕГЭ) – стр.107
(Повторение изученного в 9 классе).
|
|
Интерактивный
тест
«ГИА . часть А,
В.)
(www/pro.
школу. ru).
|
|
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах
(4 часа)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65
|
Фонетика. Графика.
Орфография. Орфоэпия.
Контрольная работа
№8 (тест ГИА)
|
1
|
Повторительно-обобщающий
урок.
|
|
Пунктуационный
разбор предложения, фонетический разбор слова, право-писание безударных
глас-ных в корне слова, корни с чередо-ванием гласных О-А.
|
Уметь делать
сообщение о звуках речи. Особенностях произношения гласных и согласных звуков
по плану; из вариантов ударений выбирать правильный, соотносить звук и букву
на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки
зрения соблюдения орфоэпических норм. Производить элементарный звуковой
анализ текста, использовать алфавит в практической деятельности. Опознавать
орфограммы, выбор которых зависит от фонетических условий.
|
Тест.
|
Упр. 290, 292.
|
|
|
|
66
|
Морфология и
орфогра-фия.
|
1
|
Пов-торительно-обобщающий
урок.
|
|
Слит-ное и
дефис-ное написа-ние ПОЛ- и ПОЛУ-
|
Уметь распознавать
изученные части речи на основе общего грамматического значения,
морфологических признаков, синтаксической роли, использовать их в речи,
соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание
которых зависит от морфологических условий.
|
Упр. 349, 344, 358.
|
Упр. 309. 324.
|
|
Интерактивный
тест «Орфография и морфология»
(www/pro.
школу. ru).
|
|
67
|
Р/Р Изложе-ние №3
с элемента-ми сочинения
|
1
|
Уро
ки раз-ви-тия речи.
Урок обобще-ния изу чен-ного
|
|
|
Уметь понимать на
слух содержание звучащего текста художественного и публицистического стиля,
основную мысль, отношение автора к поставленной проблеме, подробно излагать,
соблюдая на письме нормы русского языка, создавать собственный текст на
основе исходного, выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в нем,
аргументировать его с привлечением информации, извлеченной из этого текста,
знаний, жизненного и
|
Изложение с
элементами сочинения
|
|
|
|
|
68
|
Р/Р Анализ работ.
Итоговый урок.
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.