Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по русскому языку ПНШ (2 класс)

Рабочая программа по русскому языку ПНШ (2 класс)

Скачать материал

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена Касмыниной Г.В. и  Ждановой Е.Ф. на основе   авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2009 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы  «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

        Программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 170 часов – 5 уроков в неделю.   В авторскую программу изменения не внесены.

 Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы.

Рабочая программа соответствует виду, целям и особенностям МОУ СОШ №22 Начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

 Цели  курса:    Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

        Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

- освоение  первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение  умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты -описания и тексты-повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения  школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

                    Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием.

Наряду с формированием основ элементарного навыка чтения развиваются речевые умения детей, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Во 2-ом классе продолжают решаться задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно со знакомством учащихся с различными принципами русского правописания (с частичным введением терминологии).

Ценностными ориентирами данного курса являются:

1)      формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)      понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3)      сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)      овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса «Русский язык» 2 класс (170 ч)

 

Фонетика и орфография (52 ч.)

 

Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

 

Морфемика и словообразование (50ч.)

 

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

 

Морфология и лексика (27 ч.)

 

Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

 

Синтаксис и пунктуация (11ч.)

 

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

 

Лексикография  (изучается во всех разделах в течение года)

 

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

 

Развитие речи  (30 ч.)

 

Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

 

Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

 

Содержательная линия «Система языка»

 

Раздел «Фонетика и графика»

 

Обучающиеся  научатся:

•        Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

•        Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.

 

Раздел «Орфоэпия»

 

Обучающиеся  получат возможность научиться:

•        Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;

•        Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.

 

Раздел «Состав слова (морфемика)»

 

Обучающиеся  научатся:

•        Различать изменяемые и неизменяемые слова;

•        Различать родственные слова и формы слова;

•        Находить значимые части слова;

•        Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

•        Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

•        Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

•        Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

•        Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;

•        Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

 

Раздел «Лексика»

 

Обучающиеся  научатся:

•        Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

•        Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»

 

Обучающиеся  научатся:

•        Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;

•        Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

•        Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.

 

Раздел «Синтаксис»

 

Обучающиеся  научатся:

•        Различать предложение, словосочетание и слово;

•        Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

•        Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

•        Находить в предложении основу и неглавные члены;

•        Задавать вопросы к разным членам предложения.

 

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

 

Обучающиеся  научатся:

•        Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

•        Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

•        Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

•        Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

•        Различать на письме предлоги и приставки;

•        Употреблять разделительные ь и ъ знаки;

•        Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.

 

Содержательная линия «Развитие речи»

 

Обучающиеся  научатся:

•        Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

•        Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

•        Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

•        Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

•        Соблюдать орфоэпические нормы речи;

•        Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

•        Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.

 

Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

        

В области познавательных УУД (общеучебных)

 

Обучающиеся  научатся:

•        инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

•        ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;

•        работать с несколькими  источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

 

В области коммуникативных УУД 

 

Обучающиеся  получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

•        работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы); 

•        выполнять работу по цепочке;       

 

В рамках коммуникации  как взаимодействия:

•        видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

•        использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

 

В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)

 

Обучающиеся  научатся:

•        понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается; 

•        проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.

 

Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Класс: 2 «В»

Учитель: Жданова Е.Ф.

На изучение русского языка отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю);

в том числе:

- на написание контрольных диктантов – 8 ч.

Интегрированная проверочная работа – 1 (см. Приложение № 2)

 

Планирование составлено на основе авторской программы  «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, которая   является одним из структурных компонентов образовательной системы  «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).

 

Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Учебно-методический комплекс:

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

учителя

ученика

Программа по русскому языку. /М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова // Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова.  - М.: Академкнига/Учебник, 2011

 

Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук «Русский язык» (учебник в 3-х частях), М.: Академкнига/Учебник, 2012

 

 

1.  Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р.  Русский  язык. 2 класс:  Методическое  пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2012

2.  Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова – 2-езд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009. – 326 с.

3.http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84

4. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

1.  Т.А.Байкова «Русский язык» (тетрадь для самостоятельных работ в 2-х частях), М.: Академкнига/Учебник, 2012

  

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение:

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Окружающий мир.  

http://www.openclass.ru

http://files.school-collection.edu.ru

http://www.rusedu.ru

http://viki.rdf.ru

http://pedsovet.org

http://www.prosv.ru

http://festival.1september.ru

http://www.4stupeni.ru

http://numi.ru

 

 

Технические средства обучения:

Компьютер

Принтер

Проектор

Сканер

Интерактивная доска

Документ-камера

Цифровой микроскоп

Модульная система экспериментов

Система контроля и мониторинга качества знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

- Арефьева Л. П. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся. – Волгоград: Учитель, 2011

- Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ авт.-сост.  Касаткина Н. А. – Волгоград: Учитель, 2009

- Крылова О.Н. «Контрольные работы по русскому языку» в 2-х частях  (второе поколение стандарта), М.: Издательство «Экзамен», 2012

- Крылова О.Н. «Русский язык» (итоговая аттестация для 2 класса), М.: Издательство «Экзамен», 2012

- Кузнецова М.И. «Подготовка к изучению темы «Падежи и падежные окончания». Самостоятельные работы для 2-го класса», М.: Издательство «Экзамен», 2012

- Кузнецова М.И. «Русский язык. Самостоятельные работы» (второе поколение стандарта), М.: Издательство «Экзамен», 2011

- Мишакина Т.Л., Алдошина Н.Е. , Гладкова С.А. «Обучение написанию изложений» (тренажёр для учащихся 2 – 4 классов), М.: Издательство «Ювента», 2010

- Мишакина Т.Л., Митрофанова Г.И. «Комплексный тренажёр по литературному чтению и русскому языку), М.: Издательство «Ювента», 2011

- Нянковская Н.Н. , Танько М.А. «Русский язык. Тематические тестовые задания в формате экзамена для 2-го класса», Ярославль, Академия развития, 2010

- Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова.  - М.: Академкнига/Учебник, 2011 – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

- Ракитина С.В. Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009

- Русский язык. 1-4 кл. Работа со словарными словами на уроках/ авт.-сост. Росланова О. В. – Влогоград:  Учитель, 2006

- Синякова В.А. «Русский язык. Контрольно-измерительные материалы» (второе поколение стандарта), М.: ВАКО, 2012

- Т.Л.Мишакина, С.Б.Чижикова, В.В.Ванина «Формирование универсальных учебных действий» (тренажёр для учащихся 2 класса), М.: Издательство «Ювента», 2010

 - Учим играя. 1-2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике /авт.-сост.  Лазуренко Л. В. – Волгоград: Учитель, 2007

 

 

 

 

 

Корректировка программы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по русскому языку ПНШ (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Заведующий хозяйством

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по русскому языку составлена  Ждановой Е.Ф. на основе   авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2009 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы  «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

 

        Программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 170 часов – 5 уроков в неделю.   В авторскую программу изменения не внесены.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 393 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 449
    • DOCX 90.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жданова Екатерина Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жданова Екатерина Федоровна
    Жданова Екатерина Федоровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 93006
    • Всего материалов: 77

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Методика повышения техники чтения у младших школьников с ОВЗ

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 103 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 412 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 84 человека

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: нормативно-правовые основы, компетенции и педагогические аспекты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»