Пояснительная
записка
Рабочая
программа по русскому языку составлена Касмыниной Г.В. и Ждановой Е.Ф. на
основе авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой.
Программа соответствует ФГОС второго поколения 2009 г. и базисному учебному плану
общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных
компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под
редакцией Р.Г. Чураковой.
Программа
предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 170
часов – 5 уроков в неделю. В авторскую программу изменения не внесены.
Актуальность и педагогическая
целесообразность рабочей программы.
Рабочая программа соответствует виду, целям и особенностям МОУ СОШ
№22 Начальный курс русского языка представлен
как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и
являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Курс
имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение
коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса,
пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
Цели курса: Познавательная цель
предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического
мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель
изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций
учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной
речи.
Для
достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи,
мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии
с особенностями и условиями общения;
- освоение
первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение
умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические высказывания и письменные тексты -описания и
тексты-повествования небольшого объема;
- воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. В
начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку
успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения
школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его
«проживания» в детском обществе.
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап
системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса
русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными
предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета
представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского
языка сочетается с первоначальным литературным образованием.
Наряду
с формированием основ элементарного навыка чтения развиваются речевые умения
детей, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический
слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе
совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет
познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие
коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех
языковых единиц.
Во 2-ом классе продолжают решаться задачи совершенствования
графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду
учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются
параллельно со знакомством учащихся с различными принципами русского
правописания (с частичным введением терминологии).
Ценностными ориентирами данного курса
являются:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой
явление национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной
и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах
русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и
правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и
условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач;
5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Содержание курса
«Русский язык» 2 класс (170 ч)
Фонетика и орфография (52 ч.)
Чередования
звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных
и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на
конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка —
ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения
этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки
обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы
проверок подобных написаний.
Правописание
сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание
сочетаний чк, чн, нч.
Написание
ы или и после ц в разных частях слова.
Написание
частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение
на письме приставок и предлогов.
Написание
разделительных ь и ъ.
Написание
слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Морфемика и словообразование (50ч.)
Понятие
об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов,
слов-названий признаков и слов-названий действий.
Разграничение
слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых).
Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень
слова. Понятие о родственных словах.
Как
делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование
слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование
слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с
соединительными гласными.
Понятие
о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы
вычленения.
Чередования
звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований
при словообразовании и словоизменении.
Морфология и лексика (27 ч.)
Слово
и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка.
Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы
разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных
слов от синонимов и омонимов.
Понятие
о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений
о происхождении слова при решении орфографических задач.
Разграничение
разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и
словоизменение).
Понятие
о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий
признаков и слов-названий действий.
Изменение
слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без
введения термина). Род слов-названий предметов.
Изменение
слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис и пунктуация (11ч.)
Понятие
о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и
слов, входящих в основу предложения.
Понятие
о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске:
восклицательные и невосклицательные.
Понятие
о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к
разным членам предложения.
Понятие
об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение
года)
Знакомство
с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»),
обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим
(словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к
словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую
можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве
словарных статей в разных словарях.
Развитие речи (30 ч.)
Признаки
текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Абзац.
Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание
и текст-повествование.
Тема
и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста.
Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения
и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного
произведения.
Сравнительный
анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и
переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам
(сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и
художественных текстов.
«Азбука
вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации
речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной
открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от
адресата и содержания.
Правила
употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
Словарь
Арбуз,
берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа,
девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней,
капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко,
морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия,
русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь,
товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).
Планируемые
результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский
язык» к концу 2-го года обучения
Содержательная
линия «Система языка»
Раздел
«Фонетика и графика»
Обучающиеся
научатся:
• Определять
в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;
• Соотносить
количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику
отдельных согласных и гласных звуков.
Раздел
«Орфоэпия»
Обучающиеся
получат возможность научиться:
• Правильно
употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;
• Правильно
произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного
для изучения в этом классе.
Раздел
«Состав слова (морфемика)»
Обучающиеся
научатся:
• Различать
изменяемые и неизменяемые слова;
• Различать
родственные слова и формы слова;
• Находить
значимые части слова;
• Выделять
в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам
без окончаний;
• Выделять
в слове корень, подбирая однокоренные слова;
• Сравнивать
слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого
образовано, указывая способ словообразования;
• Мотивированно
выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;
• Обнаруживать
регулярные исторические чередования, видимые на письме;
• Разграничивать
разные слова и разные формы одного слова.
Раздел
«Лексика»
Обучающиеся
научатся:
• Выявлять
слова, значение которых требует уточнения;
• Определять
значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Раздел
«Морфология»
Обучающиеся
научатся:
• Определять
начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;
• Изменять
слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
• Изменять
слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.
Раздел
«Синтаксис»
Обучающиеся
научатся:
• Различать
предложение, словосочетание и слово;
• Находить
в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное
слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
• Определять
тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
• Находить
в предложении основу и неглавные члены;
• Задавать
вопросы к разным членам предложения.
Содержательная
линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся
научатся:
• Проверять
сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по
глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в
разных частях слова;
• Выбирать
букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
• Писать
словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
• Определять
(уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
• Различать
на письме предлоги и приставки;
• Употреблять
разделительные ь и ъ знаки;
• Находить
в тексте обращения и выделять их пунктуационно.
Содержательная
линия «Развитие речи»
Обучающиеся
научатся:
• Определять
тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при
устном и письменном изложении;
• Членить
текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
• Грамотно
написать и оформить письмо элементарного содержания;
• Владеть
нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;
• Соблюдать
орфоэпические нормы речи;
• Устному
повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого
этикета;
• Писать
записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.
Ожидаемые
результаты освоения учебной программы
по курсу «Русский
язык» к концу 2-го года обучения
В
области познавательных УУД (общеучебных)
Обучающиеся
научатся:
• инструментально
освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого
поиска нужной группы слов или словарной статьи;
• ориентироваться
в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст
упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста,
выделенные строчки и слова на странице и развороте;
• работать
с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и
"Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и
иллюстрацией к тексту)
В
области коммуникативных УУД
Обучающиеся
получат возможность научиться:
В
рамках инициативного сотрудничества:
• работать
с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою
часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);
• выполнять
работу по цепочке;
В
рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть
разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно
присоединяться к одной из них;
• использовать
правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных
героями точек зрения.
В
области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)
Обучающиеся
научатся:
• понимать,
что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения,
с которым он соглашается;
• проверять
выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно
выполнять работу над ошибками.
Учебно-тематическое
планирование по русскому языку
Класс: 2 «В»
Учитель: Жданова Е.Ф.
На изучение русского языка отводится 170 часов в учебный год (5
часов в неделю);
в том числе:
- на написание контрольных диктантов – 8 ч.
Интегрированная проверочная работа – 1 (см. Приложение № 2)
Планирование составлено на основе авторской программы «Русский
язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, которая
является одним из структурных компонентов образовательной системы
«Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение №
1).
Программно-методическое
обеспечение учебного процесса.
Учебно-методический
комплекс:
Программа
и учебник
|
Методическое
и дидактическое обеспечение
|
учителя
|
ученика
|
Программа
по русскому языку. /М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова // Программы четырехлетней
начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова.
- М.: Академкнига/Учебник, 2011
Н.А.Чуракова,
М.Л.Каленчук «Русский язык» (учебник в 3-х частях), М.: Академкнига/Учебник,
2012
|
1.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие.
– М.: Академкнига/ Учебник, 2012
2.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2
классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова – 2-езд., испр. – М.:
Академкнига/Учебник, 2009. – 326 с.
3.http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84
4.
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
|
1.
Т.А.Байкова «Русский язык» (тетрадь для самостоятельных работ в 2-х частях),
М.: Академкнига/Учебник, 2012
|
Материально-техническое
обеспечение:
Начальная
школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс Компакт-диск для компьютера:
Математика. Русский язык. Чтение. Окружающий мир.
http://www.openclass.ru
http://files.school-collection.edu.ru
http://www.rusedu.ru
http://viki.rdf.ru
http://pedsovet.org
http://www.prosv.ru
http://festival.1september.ru
http://www.4stupeni.ru
http://numi.ru
Технические средства обучения:
Компьютер
Принтер
Проектор
Сканер
Интерактивная
доска
Документ-камера
Цифровой
микроскоп
Модульная
система экспериментов
Система
контроля и мониторинга качества знаний
Литература
-
Арефьева Л. П. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей
учащихся. – Волгоград: Учитель, 2011
-
Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной
школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ авт.-сост. Касаткина Н. А. –
Волгоград: Учитель, 2009
-
Крылова О.Н. «Контрольные работы по русскому языку» в 2-х частях (второе
поколение стандарта), М.: Издательство «Экзамен», 2012
-
Крылова О.Н. «Русский язык» (итоговая аттестация для 2 класса), М.:
Издательство «Экзамен», 2012
-
Кузнецова М.И. «Подготовка к изучению темы «Падежи и падежные окончания». Самостоятельные
работы для 2-го класса», М.: Издательство «Экзамен», 2012
-
Кузнецова М.И. «Русский язык. Самостоятельные работы» (второе поколение
стандарта), М.: Издательство «Экзамен», 2011
-
Мишакина Т.Л., Алдошина Н.Е. , Гладкова С.А.
«Обучение написанию изложений» (тренажёр для учащихся 2 – 4 классов), М.:
Издательство «Ювента», 2010
-
Мишакина Т.Л., Митрофанова Г.И. «Комплексный тренажёр по литературному чтению и
русскому языку), М.: Издательство «Ювента», 2011
-
Нянковская Н.Н. , Танько М.А. «Русский язык.
Тематические тестовые задания в формате экзамена для 2-го класса», Ярославль,
Академия развития, 2010
-
Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]:
1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 – Ч. 1:
240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
-
Ракитина С.В. Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания,
упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009
-
Русский язык. 1-4 кл. Работа со словарными словами на уроках/ авт.-сост.
Росланова О. В. – Влогоград: Учитель, 2006
-
Синякова В.А. «Русский язык. Контрольно-измерительные материалы» (второе
поколение стандарта), М.: ВАКО, 2012
-
Т.Л.Мишакина, С.Б.Чижикова, В.В.Ванина «Формирование универсальных учебных
действий» (тренажёр для учащихся 2 класса), М.: Издательство «Ювента», 2010
-
Учим играя. 1-2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому
языку и математике /авт.-сост. Лазуренко Л. В. – Волгоград: Учитель, 2007
Корректировка
программы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.