Инфоурок Музыка Другие методич. материалыРабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности"

Скачать материал

Раб. прогр.

Теор. основы муз.-творч. деят. шк.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»

 

Педагогического и художественного образования

 

 

Утверждена

на заседании кафедры _________________________

«___»___________ 2013 г., протокол № __________

 

Заведующий кафедрой_____________ / __________

 

 

 

 

Рабочая программа дисциплины

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль ……………………………..

Музыкальное образование

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Музыкального образования

Семестр(ы)……………………………………………

5

 

 

 

Автор-разработчик программы: д.п.н., профессор / Тутолмин А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глазов 2013


1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

(2)

72

Семестр  5

Трудоемкость 

1

36

Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции

 

14

Лабораторные работы

 

Практические занятия / Семинары

 

14

КСР

 

8

Другие виды аудиторной работы

 

 

Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Работа с рабочими тетрадями

 

10

Подготовка к коллоквиуму

 

6

Подготовка к «круглым столам»

 

6

Работа над презентационными проектами по курсу

 

14

Вид аттестации – экзамен

 

 


2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам

 

№ п/п

Разделы и

темы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

Экзамен

Код компетенций[1]

Всего

ауд

Лекц

пр.(сем)

лаб

КСР

СРС

Кон-сультации

 

Семестр 5

72

36

14

14

 

8

36

 

 

  

 

Модуль 1. ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

Раздел 1. Творчество

 

4

2

1

1

 

 

2

 

 

 

 

Тема 1. Природа творчества

2

1

1

 

 

 

1

 

 

ОК 1

 

Тема 2. Психологические основы творчества

 

2

1

 

1

 

 

1

 

 

ОК 3

 

Раздел 2. Творческая деятельность

 

4

2

1

1

 

 

2

 

 

 

 

Тема 3. Творческое мышление и творческие задачи. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2

1

1

 

 

 

1

 

 

ОК 3

5

Тема 4. Основные виды музыкально-творческой деятельности: пение, слушание

музыки, музицирование, импровизации, сочинение, музыкально-

ритмические движения

2

1

 

1

 

 

1

 

 

ПК 1

3

Раздел 3. Креативность

10

5

2

2

 

1

5

 

 

 

 

Тема 5. Креативность как личностная способность к творчеству

4

2

1

 

 

1

2

 

 

ПК 1

 

Тема 6. Креативность и творческая фантазия.

4

2

1

1

 

 

2

 

 

 

 

Тема 7. Творческая компетенция

 

2

1

 

1

 

 

1

 

 

ПК 6

 

Модуль 2. ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6

Раздел 4. Методы творческой деятельности

18

9

4

4

 

1

9

 

 

 

7

Тема 8. Метод проб и ошибок   

4

2

1

1

 

 

2

 

 

ПК 6

 

Тема 9. Анализ научной литературы

4

2

1

1

 

 

2

 

 

ПК 6

 

Тема 10. Компьютерное моделирование

4

2

1

1

 

 

2

 

 

ПК 6

 

Тема 11. Методы активизации мышления 

6

3

1

1

 

1

3

 

 

ПК 6

 

Раздел 5. Технологии творческой деятельности

18

9

4

4

 

1

9

 

 

 

 

Тема 12. Технологии конструирования и проектирования

4

2

1

1

 

 

2

 

 

ПК 8

 

Тема 13. Технология исследования

4

2

1

1

 

 

2

 

 

ПК 8

 

Тема 14. Технология научных открытий

4

2

1

1

 

 

2

 

 

ПК 8

 

Тема 15. Технология прогнозирования

6

3

1

1

 

1

3

 

 

ПК 8

6

Раздел 6. Программа развития музыкально-творческой деятельности

10

5

2

2

 

1

5

 

 

 

 

Тема 16. Музыкальный калейдоскоп

 

2

1

1

 

 

 

1

 

 

ПК 8

 

Тема 17. Певческая азбука

 

2

1

 

1

 

 

1

 

 

ПК 8

 

Тема 18. Наш оркестр,

 

2

1

1

 

 

 

1

 

 

ПК 8

 

Тема 19. Преобразим мир музыкой

 

4

2

 

1

 

1

2

 

 

ПК 8

 

Итого по дисциплине

72

36

14

14

 

8

36

 

 

 

 

3. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

(в часах)

Формы

Методы

Лекции

(час)

Практические/

семинарские

занятия (час)

СРС (час)

Всего

Метод «круглый стол»

 

 

4

4

Мастер – классы

4

6

 

10

Педагогические дебаты

4

 

4

8

Коллективные тренинги;

 

4

6

10

Итого интерактивных занятий (часов / % )

8

10

14

20 %

 

В интерактивном обучении могут быть использованы следующие методы:

1.      Работа в команде при выполнении конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;

2.      Метод «круглый стол»;

3.      Метод «педагогических дебатов»;

4.      Проектный метод.

 

4.     Планы к практическим занятиям (представлены в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2)

 

5.       Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации

 

Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

1.      Текущий контроль: 1 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели).

2.      Промежуточная аттестация: 5 семестр – экзамен.

3.       

Текущий контроль

Устный ответ на практическом занятии

(задания к практическим занятиям см. раздел 4.)

 

Критерии оценки устного ответа на практическом занятии

 

№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, умение анализировать педагогическую информацию по теме занятия, правильно определяет основные понятия педагогической науки, понимает суть закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; владеет культурой учебно-педагогической деятельности

5

2

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, правильно анализирует педагогическую информацию по теме занятия, допускает неточности в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; не в полной мере владеет культурой учебно-педагогической деятельности

4

3

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме, допускает ошибки в определении в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; не в полной мере владеет культурой учебно-педагогической деятельности

3

4

При ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может дать определение основным понятиям педагогической науки, путается в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; культурой учебно-педагогической деятельности; не владеет методами анализа музыкального

2

5

Студент не подготовил задание по неуважительной причине

0

 

Критерии оценки проверочного теста

 

            № п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все ответы теста даны правильно (25 из 25)

5

2

Допущены ошибки (21 из 25)

4

3

Допущены ошибки (19 из 25)

3

4

Допущены ошибки (15 из 25)

2

5

Студент не принимал участие в тестировании по неуважительной причине                                                                                 

0

 

Критерии оценки контрольной работы

 

№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все задания выполнены верно

5

2

Все задания выполнены верно, с неточностями

4

3

В ответах на задания допущены ошибки (20%)

3

4

В ответах на задания допущены значительные ошибки

2

5

Студент не выполнил контрольную работу по неуважительной причине

0

 

 

Тематика коллоквиумов с методическими материалами к ним. Не предусмотрено.

 

 

Тематика рефератов с методическими материалами.

 

Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

 

1.      Основы творческого процесса.

2.      Специфика профессионального обучения творчески одаренных детей.

3.      Особенности ранней профессионализации.

4.      Развитие творческого мышления.

5.      Импровизация.

6.      Снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов, тревожности и напряжения.

7.      Психологическая подготовка к выступлениям на сцене.

8.      Психогигиена, приемы саморегуляции.

9.      Развитие психических процессов: восприятие, внимание, память (зрительная, слуховая, двигательная).

10.  Социально-психологические основы формирования творческого коллектива.

11.  Основные направления научных исследований в теории и методики педагогического процесса.

12.  Общедидактические принципы в методическом руководстве творческим коллективом.

13.  Проблема развития самосознания, самооценки, самореализации участников учащихся.

14.  Основные направления в учебно-творческой работе.

15.  Цели, задачи, содержание, формы учебно-творческих занятий.

16.  Методы, приемы, средства воспитания в творческом коллективе.

17.  Сущность комплексного подхода к воспитанию.

18.  Коллектив и его отличие от малой группы.

19.  Основные характеристики коллектива на его стадиях развития.

20.  Типы взаимоотношений личности и коллектива.

21.  Особенности профессиональной деятельности педагога бального танца.

22.  Личностные качества и профессиональные обязанности педагога-музыканта.

23.  Личность как субъект общения.

24.  Основные характеристики (направленность, структура, виды, формы) общения в творческом коллективе.

25.  Типология стиля общения педагога-музыканта.

26.  Проблемы педагогического такта в профессиональном общении.

 

 

6.      Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины

 

· Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

· Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

· Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.

· При подготовке к проверочному тесту следует повторить и уточнить основные термины и понятия, изучаемые по дисциплине.

 

Содержание рекомендаций по самостоятельной работе студентов (СРС) может включать:

·             Рекомендации по работе со словарем (с ведущими понятиями курса). Если при работе с литературой встретились незнакомые понятия и термины, не входящие в глоссарий, необходимо включить их в свой персональный вариант глоссария.

·             Рекомендации по подготовке домашних заданий. Алгоритм работы с учебной и научной литературой.

 

Работа с текстами:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.

Первая задача при чтении состоит в том, чтобы уяснить и усвоить прочитанный материал, вторая - продумать прочитанное, третья- сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец, четвертая - дать себе отчет, чему новому научила тебя прочитанная книга. Эти советы можно представить в виде четкого предписания алгоритмического типа. В такой форме они легко запоминаются и становятся своего рода руководством к действию. Алгоритм подобного типа создает определенную стратегическую установку на чтение. 

7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины

 

7.1. Лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).

 

7.2. Практикум

 практикума семинарских занятий не предусмотрен.

лабораторного практикума не предусмотрен.

 

7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)

 

7.4. Хрестоматии и рабочие тетради - не предусмотрено.

 

7.5. Деловые/ролевые игры и тренинги - не предусмотрено.

 

7.6. Групповые и индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.

 

7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено

 

7.8. Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.).

 

*Презентации по темам лекций, электронные методические рекомендации (Тутолмин А.В. . Креативная компетентность будущего учителя. – http://festival. 1september.ru)

 

 

 

 

 

 

9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов

Дисциплина

Семестр

Специ-альность

Преподаватель

Объем аудит. работы

Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы

Максимальное

(норматив)

количество баллов

Поощрения

Штрафы

Итоговая

форма отчета

(мин. балл)

лк

сем

КСР

 

Основы творческой деятельности/ 5/  Профиль «Начальное образование»/

Тутолмин А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

 

20

 

14

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3. Работа на семинарских занятиях

Контрольные мероприятия

1. Анализ учебной, научно-педагогической , научно-популярной литературы

2. Разработка педагогического глоссария

3. Контрольная работа.

 

Компенсационные мероприятия

1. Подготовка методического материала по темам.

2. Написание научной статьи.

3 Электронная презентация темы.

 

 

20

 

24

60  (12*5)

 

 

5

 

 

5

5

/ 15

 

 

 

5

5

5

/15

+ 1 балл за дополнение  

 

                                                                                                  

+ 5 баллов за подготовку методического материала

-1 балл непосеще

ние

акад. часа по

неуважи

тельной

причине

 

- 3 балла неготов

ность

 

- 3 балла за

Невыполне

ние задания

в установ

ленные сроки

экзамен

 

 

допуск  к экзамену-  71 б. (60%)

 

«автомат» -

107 б. (90 %)

 

 

 

10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине


1. Рекомендуемая литература (основная)

1.       Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.

2.       Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. – М., 1986.

3.       Библер B. C. Мышление как творчество. – М.: Политиздат, 1975.

4.       Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-воРТУ, 1983.

5.       Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – Екатеринбург, 1999.

6.       Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М., 1973.

7.       Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991.

8.       Выготский Л. С. Психология искусства.  Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

9.       Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

10.   Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер,2002.

11.   Калмыкова З. И. Продуктивность мышления как основы обучаемости. – М., 1981.

12.   Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. – М. 1990.

13.   Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М., 1983.

14.   Понамарев Я. Л. Психология творчества и педагогика. – М. Педагогика, 1976.

15.   Пономарев Я. Л. Психология творчества. – М., 1976.

16.   Проблемы способностей. / Под ред. В. Н. Мясищева. – Л., 1962.

17.   Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

18.   Тарасова К.В Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1981.

19.   Харькин В. Н. Педагогическая импровизация – М., 1992.

20.   Холодная М. А. Психология интеллекта. – М., 2002.

21.   Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности.  – М., 1997.

22.   Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1985.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1.       Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1972.

2.       Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

3.       Васильев И. А., Пошгужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление – М.: Изд-во МГУ, 1980.

4.       Верттеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.

5.       Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники // Уч.- метод.пособие к урокам актерского мастерства. – Л.-М.: Искусство, 1967.

6.       Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения – М.: Просвещение, 1987.

7.       Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М: Совершенство, 1997.

8.       Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.

9.       Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс. 1986.

10.   Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

11.   Ситников А. П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. – М., 1996.

 



[1] В разделе коды компетенций указываются коды компетенций из общего списка компетенций ФГОС, которые формируются в рамках изучения данной темы.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор школы

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности" составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Цель формирование целостного представления у студентов о творческой деятельности, становление их креативной компетенции, развитие творчески значимых личностных качеств.

 

Задачи: 1. обеспечить подготовку студентов к профессионально-творческой деятельности. 2. Дать студентам систематизированные знания в области теории и практики креативного саморазвития. 3. Обучить основам методики креативного поведения и деятельности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 366
    • DOCX 167.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Тутолмин Александр Викторович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Тутолмин Александр Викторович
    Тутолмин Александр Викторович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 128081
    • Всего материалов: 50

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 182 человека из 57 регионов
  • Этот курс уже прошли 906 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении эстрадному вокалу

Преподаватель эстрадного вокала

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 88 человек из 33 регионов
  • Этот курс уже прошли 267 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на гитаре

Преподаватель игры на гитаре

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 215 человек

Мини-курс

Комплексный подход к работе с детьми с тяжелыми нарушениями развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие физических качеств в художественной гимнастике: теория и практика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в архитектуре

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе