2. Структура и содержание дисциплины по модулям,
разделам и темам
№
п/п
|
Разделы и
темы дисциплины
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Экзамен
|
Код
компетенций
|
Всего
|
ауд
|
Лекц
|
пр.(сем)
|
лаб
|
КСР
|
СРС
|
Кон-сультации
|
|
Семестр 5
|
72
|
36
|
14
|
14
|
|
8
|
36
|
|
|
|
|
Модуль
1. ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
|
1
|
Раздел 1. Творчество
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема 1. Природа
творчества
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
ОК 1
|
|
Тема 2. Психологические
основы творчества
|
2
|
1
|
|
1
|
|
|
1
|
|
|
ОК 3
|
|
Раздел 2. Творческая деятельность
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема 3. Творческое мышление и творческие задачи. Теория решения
изобретательских задач (ТРИЗ).
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
ОК 3
|
5
|
Тема
4.
Основные виды музыкально-творческой
деятельности: пение, слушание
музыки,
музицирование, импровизации, сочинение, музыкально-
ритмические движения
|
2
|
1
|
|
1
|
|
|
1
|
|
|
ПК 1
|
3
|
Раздел 3. Креативность
|
10
|
5
|
2
|
2
|
|
1
|
5
|
|
|
|
|
Тема 5. Креативность как
личностная способность к творчеству
|
4
|
2
|
1
|
|
|
1
|
2
|
|
|
ПК 1
|
|
Тема
6. Креативность и творческая фантазия.
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
|
|
Тема
7. Творческая компетенция
|
2
|
1
|
|
1
|
|
|
1
|
|
|
ПК 6
|
|
Модуль 2. ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
6
|
Раздел 4. Методы творческой деятельности
|
18
|
9
|
4
|
4
|
|
1
|
9
|
|
|
|
7
|
Тема 8.
Метод проб и ошибок
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
ПК 6
|
|
Тема 9.
Анализ научной литературы
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
ПК 6
|
|
Тема 10.
Компьютерное моделирование
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
ПК 6
|
|
Тема 11.
Методы активизации мышления
|
6
|
3
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
|
|
ПК 6
|
|
Раздел 5. Технологии творческой деятельности
|
18
|
9
|
4
|
4
|
|
1
|
9
|
|
|
|
|
Тема 12. Технологии конструирования
и проектирования
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
ПК 8
|
|
Тема 13. Технология исследования
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
ПК 8
|
|
Тема 14. Технология научных открытий
|
4
|
2
|
1
|
1
|
|
|
2
|
|
|
ПК 8
|
|
Тема 15. Технология прогнозирования
|
6
|
3
|
1
|
1
|
|
1
|
3
|
|
|
ПК 8
|
6
|
Раздел
6. Программа развития музыкально-творческой деятельности
|
10
|
5
|
2
|
2
|
|
1
|
5
|
|
|
|
|
Тема
16. Музыкальный
калейдоскоп
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
ПК 8
|
|
Тема 17. Певческая азбука
|
2
|
1
|
|
1
|
|
|
1
|
|
|
ПК 8
|
|
Тема 18. Наш оркестр,
|
2
|
1
|
1
|
|
|
|
1
|
|
|
ПК 8
|
|
Тема 19. Преобразим мир музыкой
|
4
|
2
|
|
1
|
|
1
|
2
|
|
|
ПК 8
|
|
Итого
по дисциплине
|
72
|
36
|
14
|
14
|
|
8
|
36
|
|
|
|
3.
Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий
(в
часах)
Формы
Методы
|
Лекции
(час)
|
Практические/
семинарские
занятия
(час)
|
СРС
(час)
|
Всего
|
Метод
«круглый стол»
|
|
|
4
|
4
|
Мастер
– классы
|
4
|
6
|
|
10
|
Педагогические дебаты
|
4
|
|
4
|
8
|
Коллективные тренинги;
|
|
4
|
6
|
10
|
Итого
интерактивных занятий (часов / % )
|
8
|
10
|
14
|
20
%
|
В интерактивном обучении могут быть использованы следующие
методы:
1. Работа
в
команде при выполнении конкретного задания, как во
время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;
2. Метод
«круглый стол»;
3. Метод
«педагогических дебатов»;
4. Проектный
метод.
4.
Планы к
практическим занятиям (представлены
в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2)
5. Материалы к текущему контролю успеваемости и
промежуточной аттестации
Оценка
знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:
1.
Текущий контроль: 1
семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный
тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели).
2.
Промежуточная аттестация: 5 семестр – экзамен.
3.
Текущий
контроль
Устный
ответ на практическом занятии
(задания к практическим
занятиям см. раздел 4.)
Критерии
оценки устного ответа на практическом занятии
№ п/п
|
Критерий
|
Оценка в баллах
|
1
|
При
ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме,
умение анализировать педагогическую информацию по теме занятия, правильно
определяет основные понятия педагогической науки, понимает суть
закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических
технологий; владеет культурой учебно-педагогической деятельности
|
5
|
2
|
При
ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме,
правильно анализирует педагогическую информацию по теме занятия, допускает
неточности в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется
в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и
педагогических технологий; не в полной мере владеет культурой
учебно-педагогической деятельности
|
4
|
3
|
При
ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме,
допускает ошибки в определении в определении основных понятий педагогической
науки, затрудняется в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств,
методов и педагогических технологий; не в полной мере владеет культурой
учебно-педагогической деятельности
|
3
|
4
|
При
ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может
дать определение основным понятиям педагогической науки, путается в
определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и
педагогических технологий; культурой учебно-педагогической деятельности; не
владеет методами анализа музыкального
|
2
|
5
|
Студент
не подготовил задание по неуважительной причине
|
0
|
Критерии
оценки проверочного теста
№ п/п
|
Критерий
|
Оценка в баллах
|
1
|
Все
ответы теста даны правильно (25 из 25)
|
5
|
2
|
Допущены
ошибки (21 из 25)
|
4
|
3
|
Допущены
ошибки (19 из 25)
|
3
|
4
|
Допущены
ошибки (15 из 25)
|
2
|
5
|
Студент
не принимал участие в тестировании по неуважительной
причине
|
0
|
Критерии
оценки контрольной работы
№ п/п
|
Критерий
|
Оценка в баллах
|
1
|
Все задания выполнены верно
|
5
|
2
|
Все задания выполнены верно, с
неточностями
|
4
|
3
|
В ответах на задания допущены ошибки
(20%)
|
3
|
4
|
В ответах на задания допущены
значительные ошибки
|
2
|
5
|
Студент
не выполнил контрольную работу по неуважительной причине
|
0
|
Тематика
коллоквиумов с методическими
материалами к ним. Не предусмотрено.
Тематика
рефератов с методическими
материалами.
Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.
Примерный перечень
вопросов к экзамену по всему курсу
1. Основы
творческого процесса.
2. Специфика
профессионального обучения творчески одаренных детей.
3. Особенности
ранней профессионализации.
4. Развитие
творческого мышления.
5. Импровизация.
6. Снятие
эмоционального напряжения и мышечных зажимов, тревожности и напряжения.
7. Психологическая
подготовка к выступлениям на сцене.
8. Психогигиена,
приемы саморегуляции.
9. Развитие
психических процессов: восприятие, внимание, память (зрительная, слуховая, двигательная).
10. Социально-психологические
основы формирования творческого коллектива.
11. Основные
направления научных исследований в теории и методики педагогического процесса.
12. Общедидактические
принципы в методическом руководстве творческим коллективом.
13. Проблема
развития самосознания, самооценки, самореализации участников учащихся.
14. Основные
направления в учебно-творческой работе.
15. Цели,
задачи, содержание, формы учебно-творческих занятий.
16. Методы,
приемы, средства воспитания в творческом коллективе.
17. Сущность
комплексного подхода к воспитанию.
18. Коллектив
и его отличие от малой группы.
19. Основные
характеристики коллектива на его стадиях развития.
20. Типы
взаимоотношений личности и коллектива.
21. Особенности
профессиональной деятельности педагога бального танца.
22. Личностные
качества и профессиональные обязанности педагога-музыканта.
23. Личность
как субъект общения.
24. Основные
характеристики (направленность, структура, виды, формы) общения в творческом
коллективе.
25. Типология
стиля общения педагога-музыканта.
26. Проблемы
педагогического такта в профессиональном общении.
6. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины
·
Советы по планированию и организации времени,
необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало
напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская
накапливания долгов.
·
Алгоритм освоения любой темы дисциплины
следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме
литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить
указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из
школьной жизни и художественной литературы.
·
Рекомендации по использованию
материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный
вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических
занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных
терминов и понятий по дисциплине.
·
При подготовке к проверочному
тесту следует повторить и уточнить основные термины и понятия, изучаемые по
дисциплине.
Содержание рекомендаций по самостоятельной работе студентов (СРС) может включать:
·
Рекомендации по работе со словарем (с
ведущими понятиями курса). Если при работе с литературой встретились незнакомые
понятия и термины, не входящие в глоссарий, необходимо включить их в свой персональный
вариант глоссария.
·
Рекомендации по подготовке домашних заданий.
Алгоритм работы с учебной и научной литературой.
Работа с текстами:
Прочитайте текст и
ответьте на вопросы после него.
Первая задача при чтении состоит в том, чтобы
уяснить и усвоить прочитанный материал, вторая - продумать прочитанное, третья-
сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец, четвертая -
дать себе отчет, чему новому научила тебя прочитанная книга. Эти советы можно
представить в виде четкого предписания алгоритмического типа. В такой форме они
легко запоминаются и становятся своего рода руководством к действию. Алгоритм
подобного типа создает определенную стратегическую установку на чтение.
7. Учебно-методические и иные
дидактические материалы по освоению дисциплины
7.1.
Лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).
7.2.
Практикум
практикума семинарских занятий не предусмотрен.
лабораторного практикума не предусмотрен.
7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)
7.4. Хрестоматии и
рабочие тетради - не предусмотрено.
7.5. Деловые/ролевые
игры и тренинги - не предусмотрено.
7.6. Групповые и
индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.
7.7. Практические
(деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено
7.8. Электронные дидактические материалы (например, обучающие
презентации, электронные учебники и т. п.).
*Презентации по темам
лекций, электронные методические рекомендации (Тутолмин А.В. . Креативная компетентность будущего учителя. – http://festival.
1september.ru)
9. Рейтинг-план оценки успеваемости
студентов
Дисциплина
Семестр
Специ-альность
Преподаватель
|
Объем
аудит. работы
|
Виды
текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы
|
Максимальное
(норматив)
количество
баллов
|
Поощрения
|
Штрафы
|
Итоговая
форма
отчета
(мин.
балл)
|
лк
|
сем
|
КСР
|
Основы
творческой деятельности/ 5/ Профиль «Начальное образование»/
Тутолмин
А.В.
|
20
|
20
|
14
|
1.
Контроль посещаемости лекций
2.
Контроль посещаемости семинарских занятий
3.
Работа на семинарских занятиях
Контрольные
мероприятия
1. Анализ учебной,
научно-педагогической , научно-популярной литературы
2. Разработка
педагогического глоссария
3. Контрольная
работа.
Компенсационные
мероприятия
1.
Подготовка методического материала по темам.
2.
Написание научной статьи.
3
Электронная презентация темы.
|
20
24
60
(12*5)
5
5
5
/ 15
5
5
5
/15
|
+
1 балл за дополнение
+ 5
баллов за подготовку методического материала
|
-1
балл непосеще
ние
акад.
часа по
неуважи
тельной
причине
- 3
балла неготов
ность
- 3
балла за
Невыполне
ние
задания
в
установ
ленные
сроки
|
экзамен
допуск
к экзамену- 71 б. (60%)
«автомат»
-
107 б.
(90 %)
|
10.
Список основной и дополнительной литературы по дисциплине
1. Рекомендуемая литература (основная)
1.
Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. –
М.: Наука, 1977.
2.
Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы
развития личности в историко-эволюционном процессе. – М., 1986.
3.
Библер B. C. Мышление как творчество. – М.: Политиздат, 1975.
4.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-воРТУ, 1983.
5.
Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – Екатеринбург,
1999.
6.
Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М., 1973.
7.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. –
М.,1991.
8.
Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс,
1998.
9.
Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.
10.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер,2002.
11.
Калмыкова З. И. Продуктивность мышления как основы обучаемости. –
М., 1981.
12.
Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. – М.
1990.
13.
Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М.,
1983.
14.
Понамарев Я. Л. Психология творчества и педагогика. – М.
Педагогика, 1976.
15.
Пономарев Я. Л. Психология творчества. – М., 1976.
16.
Проблемы способностей. / Под ред. В. Н. Мясищева. – Л., 1962.
17.
Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства
преподавателя. – М., 1995.
18.
Тарасова К.В Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1981.
19.
Харькин В. Н. Педагогическая импровизация – М., 1992.
20.
Холодная М. А. Психология интеллекта. – М., 2002.
21.
Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала
личности. – М., 1997.
22.
Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1985.
2. Рекомендуемая
литература (дополнительная)
1.
Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1972.
2.
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.
3.
Васильев И. А., Пошгужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление
– М.: Изд-во МГУ, 1980.
4.
Верттеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.
5.
Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники
// Уч.- метод.пособие к урокам актерского мастерства. – Л.-М.: Искусство, 1967.
6.
Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения –
М.: Просвещение, 1987.
7.
Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М: Совершенство, 1997.
8.
Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по
креативной терапии. – СПб., 2003.
9.
Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения
общения. – М.: Прогресс. 1986.
10.
Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.
11.
Ситников А. П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии.
– М., 1996.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.