Пояснительная
записка
Рабочая
программа по проектной деятельности
составлена на основе концепции государственного стандарта общего образования, примерной основной образовательной программы, базисного учебного
плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших
школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие
познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам.
Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Рабочая программа
ориентирована на использование УМК «Школа России».
Учусь создавать проект:
Методическое пособие для 2 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.:
Издательство РОСТ, 2012, -119 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь
создавать проекты) ISBN 978-5-905279-52-2.
Учусь создавать проект: рабочая
тетрадь в 2-х частях. для 2 кл. нач. шк. / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство
РОСТ, 2012, -119 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-52-2.
Программа рассчитана на 34
ч. в год ( 1 часа в неделю), с резервными часами (2 часа).
Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде
всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей
и склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого
ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и
информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный
познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология.
Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью
созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и
одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они
способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся,
формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию
личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу
формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и
саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно
находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе
работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям
«Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на
протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами,
призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов
проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам
создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом
построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой
аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас
новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются
следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет
начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект
ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки»
вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят
детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над
каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а
часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в
решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой
подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть
элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и
позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать
внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность
к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим
опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют
ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без
принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к
правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и
саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и
создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение
вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной
деятельности;
— способности
доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
—
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и
управлению ею:
— воспитание
целеустремленности и настойчивости;
—
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального
использования рабочего времени;
—
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и
сотрудничество;
—
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования. Современные развивающие программы начального образования
включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной
деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа
позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
·
непрерывность дополнительного
образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
·
развития индивидуальности
каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной
деятельности;
·
системность организации
учебно-воспитательного процесса;
·
раскрытие способностей и
поддержка одаренности детей.
Учебно-тематический
план.
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Контрольные работы
|
|
1
|
Теоретическая
часть
|
16
|
|
2
|
Практическая
часть
|
18
|
1
|
|
Всего:
|
34
|
1
|
Планируемые
результаты
Ученик получит возможность научиться:
·
видеть проблемы;
·
ставить вопросы;
·
выдвигать гипотезы;
·
давать определение понятиям;
·
классифицировать;
·
наблюдать;
·
проводить эксперименты;
·
делать умозаключения и выводы;
·
структурировать материал;
·
готовить тексты собственных
докладов;
·
объяснять, доказывать и
защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у
младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
·
Рефлексировать (видеть
проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось,
видеть трудности, ошибки);
·
Целеполагать (ставить и
удерживать цели);
·
Планировать (составлять план
своей деятельности);
·
Моделировать (представлять
способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
·
Проявлять инициативу при
поиске способа (способов) решения задачи;
·
Вступать в коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
·
учебно-познавательный интерес
к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·
ориентация на понимание причин
успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
·
способность к самооценке на
основе критериев успешности внеучебной деятельности;
·
основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
·
чувство прекрасного и
эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой.
Программа предусматривает
достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
|
Второй уровень
результатов
(2-3 класс)
|
Третий уровень
результатов
(4 класс)
|
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта
решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается
в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать
проектные задачи.
|
предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям
общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат
проявляется в активном использовании школьниками метода проектов,
самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
|
предполагает получение школьниками самостоятельного социального
опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по
самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации
программы могут быть представлены через презентации
проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки,
конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова
«Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.:
Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем,
доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В..
Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в
начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского
обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная
литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.:
Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие
тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с.
/Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский
язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12
лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия.
[Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной
школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник
стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов
Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.