1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа по
русскому языку разработана на основе:
§ Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273)
§ Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября
2009 г. № 373) (с последующими изменениями)
§ Основной Образовательной
программы НОО МБОУ «СОШ №18»
Работа по данному курсу
обеспечивается УМК «Школа России»:
§
Программа
по русскому языку 1-4 класс. Автор: Канакина В.П., Горецкий В.Г.
§ Канакина В.Г., Грецкий
В.Г. Русский
язык: Учебник. 3 класс. В 2 ч. М.: Издательство «Просвещение», 2012г.
В программе нашло
отражение принципа преемственности: программа предусматривает изучение
материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к
определённым темам на более высоком и сложном уровне; постепенного освоения
закономерных связей и отношений между предметами и явлениями,
соответствующие возрастным возможностям ребенка; последовательное формирование
УУД и готовность к дальнейшему их использованию в учебной, познавательной и
социальной практике на последующем уровне.
Реализация
межпредметных связей осуществляется через формирование у учащихся обобщенных
умений, которые лежат в основе универсальных учебных действий. Кроме того,
разработчики УМК, на основе которых обеспечивается работа по данному курсу,
предусмотрели реализацию межпредметных связей через решение вопросов и задач
смежного комплексного характера. На уроках русского языка прослеживается связь с
уроками литературного чтения, окружающего мира, музыкой, изобразительного
искусства, физической культурой.
С целью
углубления и развития знаний учащихся о национальных и региональных
особенностях Республики Хакасия, национально – региональный компонент
представлен следующим вариантом: изучается интегрировано через включение в
содержание уроков исторических, научных фактов и данных по истории, географии
и экономике республики Хакасии.
На изучение
русского языка в 3 классе — 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
В связи с
движением годового календарного плана 2014-2015 учебного года, в текущем
учебном году 35 учебных недель. Часы 35 - ой недели считать резервными часами,
которые планируется использовать при форс-мажорных обстоятельствах.
Особенности контингента учащихся 3 «в» класса МБОУ СОШ №18, в котором
реализуется данная программа (характеристика класса на начало учебного года):
Основная часть учащихся
данного класса имеет средний уровень работоспособности. Познавательная
активность средняя. Выражен средний уровень мотивации к изучению предмета.
Индивидуальный подход в реализации предложенной программы осуществляется при
выборе форм и методов работы с классом.
Настоящая рабочая программа
учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный
процесс, направленный на общее развитие учащихся. Индивидуальный подход в
реализации предложенной программы осуществляется при выборе форм и методов
работы с классом на уроке. На основании примерных программ МОиН РФ, содержащих
требования к минимальному объёму содержания образования по русскому языку, и
с учётом системы обучения реализуется программа базисного уровня. Текущий
контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Основной
образовательной программой НОО. (график контрольных работ прилагается см.
Приложение)
2.
Общая
характеристика учебного предмета
Целями изучения
предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
•
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной
компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических
задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения
предмета:
• развитие речи, мышления,
воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями,
задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников
первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике,
фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи
во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные
тексты;
• воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к
сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа
направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач
образовательной области «Филология»:
— формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие
диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие
коммуникативных умений;
— развитие
нравственных и эстетических чувств;
— развитие
способностей к творческой деятельности.
Программа
определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
• развитие речи,
мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии
с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у
младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского
языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова),
морфологии и синтаксисе;
• формирование
навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать,
участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания
и письменные тексты;
• воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Курс русского
языка начинается с обучения грамоте.
После обучения
грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический
курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы
лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова
(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Содержание курса
имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же
разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать
степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке,
обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует
комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития
речи.
Языковой материал
обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших
школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного
языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной
речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки,
определяющие культурный уровень учащихся.
Программа
направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как
явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на
осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения.
В программе
выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает
ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных
видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и
совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения
устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно
воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую
речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты
в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу
усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных
для практики общения младших школьников.
Содержание
систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность
понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально
существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической,
лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с
единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также
связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение
морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и
предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования
символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение
языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей
словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических
структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется
становление личности.
Значимое место в
программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее
явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой
компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых
умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст
действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу
(изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование,
текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и
ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.),
развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником
творческой работы.
Работа над
предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам
построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться
предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и
структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники
осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические
умения, орфографические и речевые навыки.
Программа
предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике
русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной
природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению
роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства
русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора
лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата,
ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать
собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого
развития личности.
Серьёзное
внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений
о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической
формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования,
говорения, чтения и письма.
Важная роль
отводится формированию представлений о грамматических понятиях:
словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических
понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников
развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления,
классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования
общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных
действий с языковыми единицами.
Программа
предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных
учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части
слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с
определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять
орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами
активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи),
сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки,
абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и
речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и
речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в
речи основных единиц языка.
Программой
предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с
информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с
информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой,
пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут
работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок,
таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать,
преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые
информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки,
небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа
предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению
учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет
закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для
творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков
совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с
другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать
нужную информацию.
Ценностные ориентиры
содержания курса
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные
изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От
признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл
переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной
жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать
жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к
быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют
личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный
в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и
отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование
основ гражданской идентичности личности на базе:
—
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
—
восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур,
национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование
психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
—
доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и
дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
—
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право
каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех
участников;
·развитие
ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
–
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и
общества и стремления следовать им;
–
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести)
как регуляторов морального поведения;
–
формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с
национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие
умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
–
развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности,
мотивов познания и творчества;
–
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
·развитие
самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её
самоактуализации:
–
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим
поступкам и умения адекватно их оценивать;
–
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за
их результаты;
–
формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности
к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
–
формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих
возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать
частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего
образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования
общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую
эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
3.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа
обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные
результаты
4. Основное содержание учебного
предмета
Язык и
речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст.
Предложение. Словосочетание (14 ч)
Текст (повторение и
углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о
предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации.
Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное
предложения. Словосочетания.
Слово в
языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова.
Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и
углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени
прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя
числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и
буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав
слова (16 ч)
Корень слова. Формы слова.
Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание
частей слова (29 ч)
Правописание слов с
безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости
согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными
согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и
предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя
существительное (31 ч)
Повторение и углубление
представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя
прилагательное (18 ч)
Повторение и углубление
представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен
прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен
прилагательных.
Местоимение
(5 ч)
Лицо, число, род личных
местоимений.
Глагол (14
ч)
Повторение и углубление
представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род
глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение
(14 ч)
5.
Список
литературы
Основная литература учителя:
1. Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273)
2. Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября
2009 г. № 373) (с последующими изменениями)
3.
Канакина
В.П.Русский язык.3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с
приложением на электронном носителе. М.:Просвещение. 2012.
4. Нефедова Е.А., Узорова О.В.
Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ.Астрель,2004
5. Нефедова Е.А., Узорова О.В.
Справочное пособие по русскому языку для начальной школы .-М.: Аквариум ,2006.
6.
Словари
по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический ,
фразеологизмов.
Литература для обучающихся:
1.
Канакина
В.П.Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с
приложением на электронном носителе. М.: Просвещение. 2012
2.
Словари
по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический,
фразеологизмов.
6.
Материально-техническое
обеспечение
Технические средства обучения:
- классная доска с набором
приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- настенная доска с набором
приспособлений для крепления картинок;
- магнитофон;
- мультимедийный проектор;
- экспозиционный экран;
- компьютер;
- сканер;
- принтер лазерный;
Экранно-звуковые пособия:
§
аудиозаписи в соответствии с
программой обучения;
мультимедийные (цифровые)
образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Учебно-методические пособия:
Таблицы, соответствующие тематике программы по
русскому языку
Оборудование класса:
- ученические двухместные
столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения
учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.