Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры
Дополнительного образования детей
«Центр искусств им. К. Г. Самарина»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Вокальный ансамбль»
7 лет обучения
Составитель:
Бочкарева А. С. - преподаватель
вокально-хоровых дисциплин
г. Шелехов, 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия по предмету «Вокальный ансамбль» в ДШИ проводятся в объёме, определённом действующими учебными планами.
Данная программа является рабочей, адаптированной к условиям Центра искусств им. К.Г. Самарина г. Шелехова и предназначена для занятий в 1-7 классах ДШИ по ОП «Вокально-хоровое исполнительство» (класс академического вокала).
Занятия ансамблем являются базой для дальнейшего профессионального роста его участников, совершенствованию музыкального слуха, овладению навыками ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности.
В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.
Интерес к предмету «Вокальный ансамбль» со стороны преподавателей-дирижеров и учащихся заметно возрастает. В последние годы мы все чаще слышим в концертах и на музыкальных конкурсах выступления не только взрослых, но и детских вокальных ансамблей. Их появление стало следствием тенденции к обновлению концертных форм, оживлению концертной практики, а также следствием интереса к сольному вокальному исполнительству.
Цели и задачи обучения в классе вокального ансамбля
Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе ансамбля, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.
Задачи, реализуемые программой:
Образовательные:
содействовать формированию основных вокально-ансамблевых навыков (певческой установки; дыхания; звукообразования; дикции и артикуляции; чистоты интонации и звукового «баланса» при многоголосном пении; а так же пения произведений с сопровождением и a cappella);
создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;
Развивающие:
воспитание у учащихся умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля;
воспитание у учащихся чувства ансамбля — умения слышать себя и партнеров;
стремление к художественному единству при исполнении;
формирование начальных навыков актерского мастерства, умение держаться на сцене;
Воспитательные:
осознание исполнительской дисциплины, воспитание требовательности к себе, необходимость быть точным и организованным;
осознание собственной ответственности за результат работы в ансамбле и нужности, необходимости каждого исполнителя — участника ансамбля. Для достижения единства в ансамбле важны навыки совместного исполнения: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость. Эти навыки успешно развиваются только в процессе практической деятельности на основе разучиваемого материала. Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с небольших, несложных произведений, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями. Срок реализации программы – 7 лет. Возраст учащихся, для которых предназначена программа – от 7 до 16 лет.
Принцип организации занятий
Данная программа предусматривает групповую форму работы с учащимися в пределах времени, отведенного учебным планом. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (40 минут). Количество учащихся в группе – от 2 человек. Занятия проводятся в классе, оборудованном для занятий. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачетов в конце учебного года, лучшие номера исполняются на концертах. Итоговый контроль осуществляется в виде экзамена в конце курса обучения.
Структура урока
5 минут — распевание; 35 минут — работа над разучиванием и исполнением произведения в ансамбле (беседы о произведении, анализ музыкальной партитуры, работа по партиям и совместно).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Младшие классы (1-4)
1класс
Данный период включает в себя освоение первичных вокально-ансамблевых навыков; знакомство с партитурой; пение в унисон. Основной результат – умение чисто пропеть по нотам несложную мелодию, правильно соблюдая метроритм, умение петь стройно, в унисон. В течение года преподаватель прорабатывает с учащимися 4-5 одноголосных произведений. Требования на зачет – исполнить 1 произведение.
2 класс
Начинать занятия надо с исполнения несложных произведений с аккомпанементом. Это могут быть детские песни современных композиторов и композиторов-классиков. Одновременно надо работать над исполнением народных песен и канонов без сопровождения, что явится основной базой развития гармонического слуха.
Большую пользу на начальном этапе работы в вокальном ансамбле приносит пение двухголосных распевок (лучше игрового содержания, скороговорок).
Главный итог начального периода обучения — это радость пения в ансамбле, желание ребенка показать свои умения в концертных выступлениях. Если учащийся чувствует себя психологически комфортно в ансамбле, значит, у него есть возможность развиваться, исполняя все более и более сложную музыку. В течение года преподаватель прорабатывает с учащимися 4-6 разнохарактерных произведения.
Требования на зачет – исполнить 1 произведение.
3-й класс
В начальный период занятий ансамблем большую пользу приносит работа с канонами. Они вносят новые краски и разнообразие в репертуар ансамбля, приучают участников к координации мелодических линий в гармоническом сочетании, становятся базой над дальнейшей работой над полифонией. Постоянно происходит работа над совершенствованием вокально-ансамблевых умений, таких как:
- гармонический слух — умение подстраиваться, чисто держать свою партию; координация метроритма в исполнении;
- вокальный слух (умение правильно вокально вести свою партию);
- работа над дикцией и артикуляцией.
Если удалось добиться хорошего строя, то во II полугодии происходит постепенный переход к простому 2-голосию. На зачете возможно исполнение двух произведений из 3-4 изученных за полугодие, за год изучается 6-7 произведений.
4-й класс
Учащиеся продолжают осваивать 2-голосие, произведения с элементами 3-голосия, произведения a cappella, расширяют исполнительские возможности, укрепляют крайние ноты диапазона. С 4-го класса ансамбли уверенно участвуют в концертах и даже конкурсах. На зачете исполняются 2 произведения, за год проходят 6-7 произведений.
Прогнозируемые результаты знаний, умений учащихся младших классов (1-4)
Учащиеся должны уметь:
держать тон, петь в унисон с остальными участниками ансамбля;
правильно пользоваться твёрдой атакой звука;
уметь правильно формировать гласные в высокой вокальной позиции;
правильно пользоваться дыханием, петь на «опоре»;
слышать себя и других участников ансамбля во время пения;
пользоваться различными динамическими оттенками во время пения;
передавать художественный образ песни с помощью выразительных средств музыки;
использовать навыки слухового контроля как за собственным пением, так и за пением других участников ансамбля.
Знать:
основные дирижёрские жесты (одновременное вступление и снятие);
названия и авторов исполняемых произведений;
понятия вокального ансамбля, певческой позиции;
понятия звукоряда, лада, тональности, устойчивых и неустойчивых ступеней лада, тоники и др.
Старшие классы (5-7)
Репертуар каждого года — это качественно новая ступень в развитии ансамбля. В старших классах появляются произведения на иностранных языках, звучит 3,4-голосие (в зависимости от количественного состава ансамбля), используются элементы полифонии, гармонический план исполняемых произведений становится более сложным. Необходимо помнить, что правильный подбор материала, зависящий от возможностей ансамбля, определяет успешный результат в работе.
Пение без дирижера, непривычно и трудно для детей, но в старших классах кто-либо из ансамбля может взять на себя функцию дирижера - дать ауфтакт, показать кивком головы вступление, окончание фразы, снятие звука в конце произведения и т. д. В течение года преподаватель прорабатывает с учащимися 6-7 многоголосных произведений. Требования на зачет – исполнить 2 произведения, в 7 классе сдается итоговый экзамен.
Прогнозируемые результаты знаний, умений и навыков учащихся старших классов (5-7)
Учащиеся должны уметь:
прочесть по нотам с листа свою партию;
владеть голосом, используя различные способы звуковедения;
грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;
свободно исполнять 1-голосные, 2-х, 3-х, 4-хголосные произведения;
анализировать музыкальные произведения различных авторов, написанных в разных стилях и жанрах.
Знать:
основы музыкальной грамоты;
устройство и принципы работы голосового аппарата;
музыкальные термины и понятия, применяя их на практике;
дирижёрские жесты и их значение.
Владеть навыками:
вокально – певческого исполнения одной из партий произведений гомофонно-гармонической и полифонической фактуры в сопровождении и а cappella;
вокального дыхания;
чуткого слышания своего голоса в ансамблевой вертикали и исполнения в соотвествии с его функциональным значением;
уверенного пения в простых, сложных и несимметричных музыкальных размерах.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методы работы в классе ансамбля
Аналитические: анализ музыкального и поэтического текста, музыкальной формы произведения, объяснение содержания, разъяснение замысла композитора.
Практические: показ преподавателя, вокальный тренинг, репетиционный процесс работы над произведением.
Слушание музыкального материала.
Формы организации деятельности учащихся
преимущественно ансамблевая, которая включает в себя работу всей группой;
работа по партиям, особенно в начальный период;
индивидуальная работа в случае необходимости, особенно в начальный период.
Принципы подбора репертуара
Выбор репертуара должен способствовать дальнейшему развитию музыкального эстетического вкуса учащихся. Репертуар вокального ансамбля включает в себя русскую и зарубежную классику, произведения современных русских и зарубежных композиторов, обработки народных песен. Очень привлекают учащихся произведения в джазовом стиле, переложения популярных современных песен и т. д.
Требования, предъявляемые к репертуару в классе ансамбля:
Произведения должны представлять собой художественную ценность.
Произведения должны быть доступны для освоения ансамблем по уровню сложности.
В младших классах исполняются произведения, которые могут быть театрализованными, частично инсценированными.
В программе выступления вокального ансамбля должны быть произведения, контрастные по характеру, фактуре, если возможно, по стилю.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН
Младшие классы (1-4)
Е. Поплянова «Пони», «Жук», « Шла веселая собака», «Солнечные зайчики», «Сороконожки», «Медвежатки»
М. Парцхаладзе «Лягушонок»
М. Андриасов « Паровозик»
М. Славкин «Наоборот»
А. Кудряшов «Мама»
ННП «Божья коровка», обр. Брамса
РНП «Ай, во поле липенька»
РНП «В сыром бору тропина»
Рнп в обр. Э. Компанейца «Пойдуль я, выйдуль я»
Ц. Кюи «Осень»
Е. Крылатов «Сказки гуляют по свету»
В. Алексеев « Сказки детства»
Л. Марченко « Кашка – ромашка»
А. Флярковский «Красок король»
А. Пинегин «Ромашковая кошка»
М. Марченко «Кискин блюз»
В. Морозова «Лошадка»
РНП «Земелюшка – чернозем», обр. А. Лядова
Ж. Металлиди «Кукушка»
И. Ковалевская «Гномики»
Г. Гладков «Ковер-самолет» из к/ф «После дождичка в четверг».
Русская народная песня «Комарочек» в обр. А. Абрамского.
Э. и Д.К. Реттино «Рождественские песни»
18. С. Баневич «Солнышко проснется»
19.Л. Марченко «Осенний бал»
Русская народная песня «Комарочек» в обр. А. Абрамского.
Э. Эллингтон «Си-джем блюз»
Е. Рушанский «Песенка о добрых зонтиках»
С. Пожлакова «Топ-топ»
А. Алябьев «Прощание с соловьем»
И. Дунаевский «Тридцать три коровы»
Старшие классы (5-7)
Е. Сокольская «Дарите музыку»
М. Славкин « Мальчишка Том»
Л. Марченко «Джаз»
М. Яковлев «Зимний вечер»
А. Петров «Зов синевы» из к/ф «Синяя птица»
И. Дунаевский «Лирическая песня» из к/ф «Дочь Родины»
Немецкая народная песня «Милый Генрих».
Ф. Мендельсон «Баркарола».
Л. Марченко «Ангел».
В. Синенко «Stabat Mater».
Рнп в обр. А. Гречанинова «В сыром бору тропина».
Я. Дубравин «Рояль».
С. Танеева «Горные вершины».
Рнп в обр. И. Пономарькова «Ивушка».
Л. Янковская «Молитва».
Ф. Мендельсон «Воскресный день».
Ф. Мендельсон «Воскресное утро».
Л. Марченко «Ангел».
В. Моцарт «Маленькая пряха».
В. Корзин «В знойный день».
Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы».
Список литературы:
Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10.- М., 1975.
Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.
Струве Г.А. Школьный хор.- М., Просвещение, 1981.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М., Прометей, 1992.
Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. М., 1987.
Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. М., 2000.
Марченко Л. Лучшие детские песни о разном.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Халабузарь П. В. Зарубежная хоровая музыка.- М., 2003.
Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста.- Сост. И. В. Калиш.-М., 2003.
Струве Г. Я хочу увидеть музыку/ песни для солистов, вокальных ансамблей и детского хора.- М., 2002.
Сокольская Е. Дарите музыку.- М.,2004.
Дуэты советских композиторов/ сост. К. Лисициан.- Изд. «Музыка».-М., 1986.
Интернет ресурсы
http://notes.tarakanov.net/vokans.htm. Нотный архив Б. Тараканова (дуэты и ансамбли).
http://ru.scorser.com/D/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%8B.html (нотный архив)
http://ale07.narod.ru/index.html
http://igraj-poj.narod.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.