1.
Пояснительная
записка
Данная рабочая программа по окружающему
миру разработана на основе:
§ Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273)
§ Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября
2009 г. № 373) (с последующими изменениями)
§ Основной Образовательной
программы НОО МБОУ «СОШ №18»
Работа по данному курсу
обеспечивается УМК « Школа России»:
§ Программа по окружающему миру 1-4
класс. Автор: Плешаков А.А.
§ Плешаков А.А. Окружающий мир:
Учебник. 3 класс. В 2 ч. М.: Издательство
«Просвещение», 2012г.
Специфика
курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного
и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство
с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё
место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов
в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в
дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий
мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как
компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться
дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии,
биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В
рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с
возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического
образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных
ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на
этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как
важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
Используя
для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и
социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную
шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок
подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании
личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и
культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и
участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты
Земля.
Значение
курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической
и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений
проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в
мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся
освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с
другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном
развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации
младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и
нравственности.
Существенная
особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин
начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет
умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и
изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними
приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению
окружающего мира.
В программе нашло отражение принципа преемственности:
программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», т.е.
периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном
уровне; постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами
и явлениями, соответствующие
возрастным возможностям ребенка; последовательное формирование УУД и
готовность к дальнейшему их использованию в учебной,
познавательной и социальной практике на
последующем уровне.
Реализация
межпредметных связей осуществляется через формирование у учащихся обобщенных
умений, которые лежат в основе универсальных учебных действий. Кроме того,
разработчики УМК, на основе которых обеспечивается работа по данному курсу,
предусмотрели реализацию межпредметных связей через решение вопросов и задач
смежного комплексного характера. На уроках окружающего мира прослеживается
связь с уроками литературного чтения, русского языка и
математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры,
С целью углубления и развития знаний учащихся о
национальных и региональных особенностях Республики Хакасия, национально –
региональный компонент представлен следующим вариантом: изучается интегрировано
через включение в содержание уроков исторических, научных фактов и данных по
истории, географии и экономике республики Хакасии.
На изучение
курса «Окружающий мир» в 3 классе — 68ч (2 ч в неделю,34 учебные недели).
В связи с движением годового календарного плана
2014-2015 учебного года, в текущем учебном году 35 учебных недель. Часы 35 - ой
недели считать резервными часами, которые планируется использовать при
форс-мажорных обстоятельствах.
Особенности контингента учащихся 3 «в»
класса МБОУ СОШ №18, в котором реализуется данная программа (характеристика
класса на начало учебного года):
Основная часть учащихся
данного класса имеет средний уровень работоспособности. Познавательная
активность средняя. Выражен средний уровень мотивации к изучению предмета.
Индивидуальный подход в реализации предложенной программы осуществляется при
выборе форм и методов работы с классом.
Настоящая рабочая программа
учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный
процесс, направленный на общее развитие учащихся. Индивидуальный подход в
реализации предложенной программы осуществляется при выборе форм и методов
работы с классом на уроке. На основании примерных программ МОиН РФ, содержащих
требования к минимальному объёму содержания образования по русскому языку, и
с учётом системы обучения реализуется программа базисного уровня. Текущий
контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Основной
образовательной программой НОО. (график контрольных работ прилагается см.
Приложение)
2.
Общая
характеристика учебного предмета
Изучение курса
«Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих
целей:
— формирование целостной
картины мира и осознание места в нём человека на основе единства
рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное
развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и
конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами
реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного
отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к
России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком
ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
4) формирование
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
Отбор
содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1)
идея многообразия мира;
2)
идея целостности мира;
3)
идея уважения к миру.
Многообразие
как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной
сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и
народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным
многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как
условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его
материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная
идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация
осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и
живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности,
рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей,
анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти
компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и
общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет
включение в программу сведений из области экономики, истории, современной
социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение
к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного
на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения
не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному
достоянию народов России и всего человечества.
В
основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый
подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение
различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные
методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую
информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы
и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе
исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся
дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений
окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные
прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной
практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться
не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое
значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной
деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В
соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся,
к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально
разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование
экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3)
эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру
природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку
соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально
разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный
курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной
школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в
школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим
стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на
уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной
деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся
в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы,
пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних
опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные
ориентиры содержания курса
•
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества.
•
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм.
•
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к
познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
•
Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
•
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
•
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к
поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд
и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
•
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно - и социально-нравственное.
•
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
3.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения учебного предмета
Освоение
курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных
результатов начального образования, а именно:
§ формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,
российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
§
формирование целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, народов, культур и религий;
§
формирование уважительного
отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
§
овладение начальными навыками
адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
§
принятие и освоение социальной
роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
§
развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
§
формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
§
развитие этических чувств,
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
§
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
§
формирование установки на
безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому
труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Изучение
курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов
начального образования, таких как:
§
овладение способностью
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её
осуществления;
§
освоение способов решения
проблем творческого и поискового характера;
§
формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
§ формирование
умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
§
освоение начальных форм
познавательной и личностной рефлексии;
§
использование
знаково-символических средств представления информации для создания моделей
изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
§
активное использование речевых
средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и познавательных задач;
§
использование различных
способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
§
овладение логическими
действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
§
готовность слушать собеседника
и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
§
определение общей цели и путей
её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
§
овладение начальными
сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
§
овладение базовыми предметными
и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между
объектами и процессами;
§ умение
работать в материальной и информационной среде начального общего образования
(в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир».
При
изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные
результаты:
§
понимание особой роли России в
мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия,
победы;
§
сфорированность уважительного
отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, её современной жизни;
§
осознание целостности
окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил
нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего
поведения в природной и социальной среде;
§
освоение доступных способов
изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение,
классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
§
развитие навыков устанавливать и выявлять
причинно-следственные связи в окружающем мире.
4.
Основное содержание учебного предмета
Как
устроен мир (7ч)
Природа,
ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии-царства живой природы.
Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д.)
РРРРоль природы в жизни людей.
Человек-часть
природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,
мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество.
Семья, народ, государство – части общества. Человек - часть общества.
Мир
глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология- наука о связях между
живыми существами и окружающей средой. Роль экологии в сохранении природного
дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и
положительное). Меры по охране природы.
Эта
удивительная природа (22ч)
Тела,
вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух,
его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники
загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода,
ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для
живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений.
Экономия воды в быту.
Разрушение
твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление
об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для
живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной
деятельности людей. Охрана почвы.
Растения,
их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие
растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на
растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные,
их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся,
птицы, звери и др.)
Растительноядные,
насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и
экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной
книги России. Охрана животных.
Грибы,
их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе
и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир
грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление
о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители,
организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы
и наше здоровье (10ч)
Организм
человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме
человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и
гигиена.
Кожа,
ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании.
Опорно-двигательная
система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры
для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные
вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в
организме. Гигиена питания.
Дыхательная
и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание
воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Наша
безопасность (7ч)
Как
действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода,
утечке газа.
Правила
и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и
пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на
улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном
транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.
Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные
места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др.
Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые
растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные
животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая
безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.
Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься
от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему
учит экономика (11ч)
Потребности
людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные
богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства
товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от
образования и здоровья людей.
Полезные
ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных
ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство
и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные
отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность,
пищевая промышленность и др.
Роль
денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро).
Заработная плата.
Государственный
бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный
бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной
деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической
катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение
безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие
по городам и странам (11 ч)
Города
Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,
основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны,
граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны
зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности
природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди
разных стран.
Знаменитые
места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных
стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное
отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого
человека.
5. Список рекомендуемой
литературы
Список литературы для учителя:
1. Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273)
2. Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября
2009 г. № 373) (с последующими изменениями)
1. Брыкина
Н.Т., Жаренко О.Е., Барылкина Л.П. нестандартные и интегрированные уроки по
курсу «Окружающий мир»:1-4 классы. –М.:ВАКО,2004
2. Дмитриева
О.И.и др. поурочные разработки по окружающему миру :3 класс.-М.:ВАКО,2011
3. Плешаков
А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов.-М.:Просвещение,2010
4. Плешаков
А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных
классов.-М.:Просвещение,2011
Список
литературы для обучающихся:
1.
Плешаков
А.А.Окружающий мир. Учебник. 3 класс-М.: Просвещение,2011
2.
Плешаков
А.А. рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях:3 класс. -М.:Просвещение,2011
6.
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения:
§ классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц,
постеров и картинок;
§ настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
§ магнитофон;
§ мультимедийный проектор;
§ экспозиционный экран;
§ компьютер;
§ сканер;
§ принтер лазерный;
Экранно-звуковые пособия:
§ аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
мультимедийные
(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по
русскому языку.
Учебно-методические пособия:
Таблицы,
соответствующие тематике программы по русскому языку
Оборудование класса:
§ ученические двухместные столы с комплектом стульев;
§ стол учительский с тумбой;
§ шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и
пр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.