Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Раменская средняя
общеобразовательная школа №19
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом
№ОД 103 от «01» сентября 2014г.
Директор МОУ СОШ№19
_________________ Н. Н. Накрайникова
Рабочая
программа
По
предмету «Твое здоровье»
Базовый
уровень, основное общее образование
Разработчик:
Сливкина Н.М.
Рассмотрено Рассмотрено
на заседании
ШМО на
педагогическом совете
Протокол
№1 Протокол
№1
От «28» августа 2014г
от «29» августа 2014 г.
Содержание Стр.
- Пояснительная записка
…………………………………………………………………………………… 3
- Тематический план
и основное содержание
программы………………………………………………5
- Требования к уровню подготовки
учащихся ………………………………… ..8
- Учебно-методического обеспечение………………………………………………9
- Литература………………………………………………………………………….9.
1. Пояснительная записка
Рабочая
программа составлена в соответствии с авторской программой Г.К.Зайцева
“Школьная валеология” – СПб 1998г; “Программа курса валеология для
общеобразовательных школ”– г. Новосибирск 1997 г. НИПКиПРО. Учебная литература:
Б.Н.Чумаков “Валеология” – М.1997 г.; Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев “Твоё здоровье”–
СПб1998 г.; Д.З.Шибкова “Наука быть здоровым”
Содержание: в наш
информационный век, как ни странно, школьники обладают достаточно скудными
знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья. Поэтому
для оздоровления общества важно прививать учащимся валеологическую грамотность,
воспитывать «культ» здорового образа жизни.
Предлагаемая
программа валеологического курса предназначена для учащихся 5-9классов
общеобразовательной школы. Она построена с учетом программы школы и имеющихся
знаний по биологии за курс начальной школы, а также направлена на формирование
у учащихся целостного отношения к своему здоровью.
Главная
педагогическая задача заключается в создании такой среды, в рамках которой
становится возможными самопознание, самосовершенствование, постановка смысловых
проблем, касающихся понимания сущности здорового образа жизни, и выработка
индивидуального способа жизнедеятельности.
Методические
принципы состоят в том, чтобы, во-первых, дать подростку необходимую информацию
о нем самом и вооружить его способами получения такой информации; во-вторых,
помочь ему в смысловой и творческой деятельности или предоставить ему
возможность из многообразия предложенных тем свободный выбор тех из них, которые
ему наиболее подходят.
При изучении
данного курса последовательно формируются понятия о здоровье и здоровом образе
жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, которые
определяют здоровье (наследственность, качество среды обитания, образ жизни),
факторах риска.
Цель
и задачи программы
Цель
данного курса: обеспечить возможность сохранения
здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и
телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с
законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у
детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у
детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни,
физического воспитания;
обеспечить физическое
и психическое саморазвитие;
научить
использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться
потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Особенности
программы
Данная программа
строится на принципах:
Научности:
в основе программы содержится анализ статистических медицинских
исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности:
программа определяет содержание курса в соответствии с возрастными
особенностями младших школьников.
Системности;
программа определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов
предлагаемого курса.
При этом
необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий
направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на
воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение
мотивации.
Быть здоровым
– значит, быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия
носят научно-образовательный характер.
Основные
виды деятельности учащихся:
навыки
дискуссионного общения; опыты; игра.
Форма и режим занятий:
^ Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная,
индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в
столовой, в медицинском
кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа,
экскурсии).
^
Режим занятий – 1 час в неделю -34
часов в год.
Здоровьесберегающая
организация образовательного процесса предполагает
использование
форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям
младшего
школьника. Предполагается обучение на двух основных уровнях: первый -
информативный,
который заключается в изучении правил и закономерностей здорового
образа
жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые
модели
поведения. В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные
минутки;
советы для учащихся.
Для
реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный,
словесный,
практический.
Методы
обучения
Наглядный
метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
экскурсии; наблюдения;
целевые
прогулки.
^
Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с
элементами диалога, обобщающих
рассказов;
ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала;
рассматривание
наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям,
моделирования
сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов,
^
Практический метод: проведение игр ( дидактические, подвижные,
малоподвижные,
инсценировки
и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
2. Тематический
план и основное содержание программы
6
класс
№ урока
|
тема
|
Основные
содержание
|
1
|
Введение
. знакомство с курсом
|
|
2.
|
Что
такое здоровье?
|
Здоровье
и его аспекты. Физическое, психическое, нравственное здоровье.
|
3
|
Путешествие
в тайну моего рождения.
|
Знакомство
|
4.
|
Общее
строение организма.
|
Органы,
системы органов.
|
5
|
Что
такое пища и питательные вещества. Их значение для здоровья.
|
Пища,
питательные вещества, питание, пищеварение
|
6
|
Путь
пищи. Знакомство с пищеварительной системой
|
Органы
пищеварения. Ротовая полость, зубы желудок, кишечник, Их строение, функции.
|
7
|
Витамины
и их значение
|
Витамины
А. В. С. Д. Е ,К. и др. Обмен веществ
|
8
|
Пищевые
добавки
|
Индекс
Е - красители загустители,
подсластители,
консерванты
|
9
|
Дневной
рацион. Гигиена питания.
|
Рациональное
питание. Кишечные инфекции. Отравление, рвота.
|
10.
|
Вода. Ее
значение для организма человека.
|
Методы
очистки воды.
|
11.
|
Чудесная
жидкость и ее значение для организма.
|
Кровь,
эритроциты. Тромбоциты, лейкоциты.
|
12.
|
Сердце –
насос . Как устроено сердце?
|
Предсердия
желудочки
|
13.
|
Чудесная
сеть . Сосуды.
|
Вены
капилляры артерии венозная кровь артериальная замкнутая кровеносная система
|
14.
|
Забота о
сердце.
|
Гигиена
ССС. Оздоровительные меры.
|
15
|
Почки –
что это? Природные фильтры организма.
|
Почка
нефрон обмен веществ, конечные продукты распада
|
16.
|
Бережем
почки!
|
Воспалительные
процессы
|
17
|
О
человеческом носе. Зачем он?
|
Пазухи
носа извилистые ходы
|
18.
|
Легкие.
Что такое дыхание?
|
Трахея
бронхи Легочные пузырьки
|
19.
|
Как мы
дышим? Чем мы дышим? За чистый воздух.
|
Носовая
полость, верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути Влияние
окружающей среды на дыхание. Причины нарушения дыхания.
|
20
|
Легочные
заболевания и их профилактика.
|
Вирусы
Никотин смолы кислоты Влияние курения на органы дыхания.
|
21
|
Скелет и
его функции.
|
Череп,
позвоночник. грудная клетка, скелет конечностей
|
22.
|
Соединение
костей.
|
Подвижное
, неподвижное, полуподвижное. Сустав
|
23
|
Скелетные
мышцы.
|
Тонус,
работа мышц, виды мышц.
|
24
|
Травмы
скелета, осанка.
|
Переломы,
вывихи. Плоскостопие. первая помощь,
|
25.
|
Движение
–это жизнь.
|
Физкультура.
Мышечные нагрузки.
|
26
|
Травмы
мышц.
|
Ссадины,
раны, ушибы.
Первая помощь.
|
27
|
Как мы
слышим. Ухо.
|
Наружное,
среднее, внутреннее ухо.
|
28
|
Почему
теряется слух?
|
Барабанная
перепонка
Профилактика снижения слуха.
|
29
|
Ухо,
горло , нос – как они связаны.
|
Взаимосвязь
органов. Переходящие заболевания.
|
30
|
Зрение.
Как мы видим.
|
Строение
глаза. Оболочки глаза. Палочки колбочки зрачок хрусталик
|
31.
|
Бережем
зрение.
|
Близорукость
, дальнозоркость, конъюктивит. Профилактика глазных заболеваний .
Упражнения укрепляющие зрение.
|
32
|
Наступает
лето. Ядовитые растения
|
Борщевик,
ландыш. Белена и др
|
33
|
Ядовитые
животные. Укусы животных и насекомых
|
Осы.
Пчелы, анафилактический шок.
|
34
|
Лекарства
для здоровых. Растения – кладовая жизни.
|
Ромашка,
подорожник, василек, календула.
|
Тематический
план
7
класс
№
|
ТЕМА
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
1
|
И
снова о здоровье
|
Сущность
здоровья в понимании учащихся.компоненты здоровья
|
2
|
Клетка
|
Строение
клетки.
|
3
|
Виды
клеток
|
Ткани
и их функции Старение и рост заболеваний, как процесс уменьшения числа живых
клеток.
|
4
|
Иммунитет
|
Что
такое иммунитет? Что ослабляет и что укрепляет иммунитет?
|
5
|
Иммунитет
|
Иммунология
и здоровье. Как предупредить болезнь.
Значение прививок.
|
6
|
Нервная
система. Общее строение
|
Строение
нервной системы
|
7
|
Головной
мозг
|
Отделы
головного мозга и их функции
|
8
|
Мозг.
Алкоголь и курение
|
Влияние
на мозг алкоголя и курения
|
9
|
Высшая
нервная деятельность
|
Рефлексы. Условные и безусловные. И.
Павлов
|
10
|
Ощущение,
восприятие, мышление
|
Процессы, вызывающие ощущения, восприятие, мышление
|
11
|
Типы
нервной системы.
|
Свойства нервной системы.
|
12
|
Темперамент.
Характер
|
Характер
как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека.
|
13
|
Память.
|
Кратковременная
и долговременная память.
Процессы
памяти.
|
14
|
Основные
эмоции человека.
|
Биологическая
роль эмоций, поведенческие и вегетативные компоненты. Отрицательные эмоции
|
15
|
Настроение
.
|
Позитивное
и негативное настроение. Как формируется настроение
|
16
|
Страхи.
|
Врожденная
и приобретенная природа страха. Как побороть в себе страх..
|
17
|
Многоликий
стресс. Влияние стресса на здоровье.
|
Стрессы,
истощающие силы, вызывающие заболевания и стрессы, укрепляющие здоровье Как
выйти из депрессивного состояния.
|
18
|
Мнительность.
Вспыльчивость. Разочарование.
|
Нежелательные
черты характера. Как преодолеть в себе агрессивность. Разочарование.
|
19
|
Отношения
с окружающими. Конфликт.
|
Причины
конфликтов. Фазы конфликта.
|
20
|
Как
формируются отношения между подростками в классе
|
Причины
конфликтов между учащимися.
|
21
|
Пути
разрешения конфликта.
|
Пути
выхода из конфликта.
|
22
|
Мотивация
|
Мотивация
как неосознаваемое или слабо осознаваемое побуждение
|
23
|
Внешняя
мотивация
|
Стремления,
желания, интересы
|
24
|
Внутренняя
мотивация
|
Физиологические,
сложнейшие биологические. Идеальные и социальные потребности
|
25
|
Понимание
|
Понимание
как хорошо осознаваемый побудитель человеческой деятельности
|
26
|
В
чем смысл учебы школьника
|
Отношение
ученика к учебе и связанные с этим проблемы
|
27
|
Психическое
здоровье и сон
|
Физиологическая
природа сна.
|
28
|
Инфекции,
поражающие нервную систему
|
Клещевой
энцефалит и его профилактика
|
29
|
Обобщающий
урок по теме нервная система.
|
|
30
|
Кожа
|
Строение
и функции кожи. Поражения и болезни кожи
|
31
|
Кожа
|
Гигиена
кожи. Закаливание
|
32
|
Волосы
и ногти
|
Строение
и предназначение. Почему выпадают волосы? Какие неприятности случаются с
ногтями?
|
33
|
Обобщающий
урок
|
Что
мы узнали в 7 классе?
|
34
|
Итоговый
урок
|
Проекты
по изученным темам
|
3.
Требования к результатам обучения
В
результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять
санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять
гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять
активную оздоровительную деятельность;
формировать
своё здоровье.
Учащиеся
должны знать:
факторы,
влияющие на здоровье человека;
причины
некоторых заболеваний;
причины
возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды
закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные
ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое
состояние и укрепление здоровья человека;
о
пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные
формы физических занятий и виды физических упражнений.
4.
Методическое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы
основано на:
- литературе по валеологии, анатомии,
здоровому образу жизни;
- методических пособиях для УДО;
- разработанных сценариях массовых
мероприятий по здоровому образу жизни, валеологии
- специальной и художественной литературе
по здоровому образу жизни;
- разработанном дидактическом материале.
5.
Литература
Список литературы рекомендованной детям и родителям в
помощь освоения программы:
1. Белякова
Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.
2. Зайцев
Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000
г.
3. Куликовская
Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО
“Издательство Гном и Д”, 2000 г.
4. Лаптев
А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.
5. Никитин
С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.
6. Обухова
Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое
пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.
7. Останко
Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.
8. Савина
Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002 г.
9. Тихомирова
Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль:
Академия Развития, 2003 г.
Рекомендуемая литература для
учителя
1. Амосов Н.М.Раздумья о здоровье. — М., 1979.
2.Аршавский И.А.Физиологические механизмы и закономерности
индивидуального развития. — М., 1990.
3.Брехман И.И.Введение в валеологию — науку о здоровье.
—Л., 1987.
4.Зайцев А.Г.Формирование здоровья молодого поколения
// Гигиена и санитария. № 1. 2004.
5. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К.Педагогика счастья (Валеология семьи).
СПб., 2002.
6.Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Ткачук
В.А.Обоснование эффективности
потребностно-информационного педагогического подхода к предупреждению
наркозависимости у молодежи // Вопросы наркологии. №3. 2004.
7.Зайцев Г.К.Время педагогики здравосозидающей //
Народное образование. №6. 2002.
8.Зайцев Г.К Уроки Мойдодыра. — СПб., 1994-2003.
9.Зайцев Г.К.Уроки Айболита. Расти здоровым. — СПб.,
1995-2003.
10.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье. Укрепление организма. —
СПб., 1997-2003.
11.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье. Регуляция психики. — СПб.,
2000-2003.
12.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье. Формирование
сексуальности. — СПб., 2000.
13.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Книга для
учителей и студентов педагогических специальностей. – Самара, 2003.
14.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Валеология взросления. Педагогические
основы обеспечения здоровья подростов и молодежи. – СПб., 2004.
15.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Валеология питания // Валеология. №2.
2002.
16. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Педагогика здоровья // Инновации в
образовании. №4. 2004.
17.Зайцев Г.К., Насонкина С.А.Уроки Знайки. Воспитай себя. — СПб.,
1998-2003.
18.Симонов П.В.Мотивированный мозг. М., 1987.
19.Шаболина В.В.Зависимое поведение школьников. – СПб.,
2001.
20.Назарова А.Г.Методическое пособие для работы с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста по методике игрового тренинга. - СПб
2005
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.