Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Приложение
к основной
образовательной
программе
среднего общего
образования (ФК
ГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Право»
(учебный предмет, курс)
10-11 классы
(базовый уровень)
Составитель:
Колесникова Ольга Михайловна,
учитель истории
Старый Оскол
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву составлена на основе авторской
программы Никитина А.Ф. «Правоведение» (М.: Просвещение, 2006).
Изучение права в старшей школе на базовом уровне
направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности,
внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание
себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и
свободы;
- воспитание гражданской ответственности и
чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и
свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах,
нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых
для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей,
правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для
применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты
прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в
обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также
учебных задача в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к
самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта:
1. Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. для
общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
2. Никитин А.Ф. Правоведение: программа – М.: Просвещение,
2006.
3. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2014. Обществознание:
тематические тренировочные задания / О. В. Кишенкова. — М.: Эксмо, 2013.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальная;
- групповая;
- фронтальная.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения права на базовом уровне ученик
должен
знать/понимать
- права и
обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений
(избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
- механизмы реализации и способы
защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы
международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного
процесса в России;
уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и
категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы
России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и
расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника
предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных
услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных
норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной
гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия
правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;
организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров
в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений,
правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска,
первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие
органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа
норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора
соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и
свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения
и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки
зрения права;
- решения
правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Программа рассчитана на 69 часов: 35 в 10 классе и 34
в 11 классе.
Тематический план
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Часы
учебного времени
|
|
10 класс
|
|
1.
|
Введение
|
1
|
2.
|
Раздел I. История государства и права
|
12
|
3.
|
Раздел II. Конституционное право
|
21
|
4.
|
Итоговое повторение по курсу
|
1
|
|
Итого:
|
35 ч
|
5.
|
Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное право
|
17
|
6.
|
Раздел IV. Трудовое, административное и уголовное право
|
12
|
7.
|
Раздел V. Правовая культура
|
3
|
8.
|
Итоговое повторение по курсу
|
2
|
|
Итого
|
34 ч
|
Содержание учебного курса
Раздел I. История и теория
государства и права – 12 ч
Тема 1. История государства и права
Связь и
взаимозависимость государства и права. Развитие права в России. Реформа российского
права после 1991 г. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса
РФ, Уголовного кодекса РФ и др.
Тема 2.
Вопросы теории государства и права
Понятие
государства. Понятие права. Понятие и признаки правового государства.
Раздел II. Конституционное право –
21 ч
Тема 3.
Конституция Российской Федерации
Основы конституционного строя.
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Права ребенка.
Избирательные права граждан.
Раздел III. Гражданское, налоговое и семейное
право – 17 ч
Понятие и источники гражданского
права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Налоговое право.
Семейные правоотношения.
Раздел IV. Трудовое, административное и
уголовное право – 12 ч
Понятие и источники трудового
права. Трудовой кодекс РФ. Понятие и источники административного права.
Административное правовое регулирование. Понятие и источники уголовного права.
Раздел V. Правовая
культура -3 ч
Тема 10. Правовая культура
Понятие правовой
культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой
культуры.
Итоговое повторение по курсу -2 ч
Формы контроля
Основной формой контроля в 10-11 классе является
тестирование. Это позволяет:
- определить фактический уровень знаний, умений и
навыков учащихся по предмету;
- установить соответствие этого уровня требованиям
Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего
образования;
- осуществить контроль за реализацией программы
учебного курса.
Для
проверки домашнего задания, текущего, тематического, итогового контроля и самоконтроля
используются сборники:
1. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2014. Обществознание: тематические
тренировочные задания / О. В. Кишенкова. — М.: Эксмо, 2013.
2. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2014. Обществознание. Тематические
тестовые задания. — М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3. Никитин А.Ф. Право. 10-11 кл.:
рабочая тетрадь / А.Ф. Никитин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.
Учебно-методические
средства обучения
Литература основная:
1.
Никитин А.Ф. Право. 10-11
классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
Литература дополнительная:
1.
Алексеев С.С. Право:
Законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей: 9-11 кл. – М., 2008.
2.
Гражданское право / Под
общей ред. чл.-корр РАН С.С. Алексеева. – М.: Норма, 2004.
3.
Комментарии официальных
органов к Трудовому кодексу РФ / Сост. А.В. Верховцев. – 6-е изд, доп. – М.:
ИНФРА- М., 2005.
4.
Конституция РФ. Москва,
издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2013 г.
5.
Никитин А. Ф. Школьный
юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.
6.
Никифоров А.В. Суд.- М.:
Издательство РИОР, 2005.
7.
Правоведение / М.А. Гулиев, М.В, Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков:
под ред. М.Б. Смоленского. – Изд. 6-е, перераб и доп. – Ростов н/Д: Феникс,
2006.
8.
Правоведение. Школьные олимпиады. Вопросы, задания, ответы. 8—11 кл.: Учебно-методическое пособие
/ А. Ю. Головатенко, А. Ф. Никитин, Н. Г. Суворова, Т. И. Тюляева. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2007.
9.
Правоведение / М.А. Гулиев, М.В, Мархгейм, М.Б. Смоленский, Е.Е. Тонков:
под ред. М.Б. Смоленского. – Изд. 6-е, перераб и доп. – Ростов н/Д: Феникс,
2006.
10.
Смоленский М. Б. Исковые заявления и жалобы в суд (образцы документов) –
Ростов н/Д: «Феникс». 2003.
11.
Сошникова Т. А. Трудовое
право России в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.
Оборудование и приборы
№
|
Наименование
объектов и средств
материально-технического обеспечения
|
Необходимое
количество
|
Примечания
|
Основная
школа
|
Старшая
школа
|
База
|
Профиль
|
1
|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
Библиотечный фонд (книгопечатная
продукция)
Программы курса (по ступеням и по классам)
Авторские программы курса
Учебники и учебные пособия по праву (7, 8-9,
10-11 классы (базовый и профиль-ный)
Стандарт основного общего образования по
обществознанию, среднего (полного) общего образования по праву
Задачники, практикумы (рабочие тетради)
Сборники тестовых заданий по праву
Пособия по внеурочной деятельности, социальным проектам, играм, конкурсам
Конституция РФ
ГК РФ
ГПК РФ
УК РФ
УПК РФ
Трудовой кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Жилищный кодекс РФ
Кодекс РФ «Об административных правонарушениях»
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»
Закон РФ «Об образовании»
ФЗ «О высшем и послевузовском образовании»
ФЗ «О защите прав потребителей»
Устав (Конституция) области (республики,
края)
Устав школы, Правила внутреннего
распорядка
Хрестоматии (выдержки из нормативных правовых актов)
Комментарии к нормативным актам
Энциклопедии по праву
Юридические справочники
Методические пособия по преподаванию права
(для учителей)
Журнал «Право в школе»
Научная, научно-популярная литература
|
|
П
П
К
П
Д
К
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
П
П
|
|
Стандарт по
праву, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав
обязательного программно-Методического обеспечения кабинета права.
В библиотечный
фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Минобразованием
России
При комплектации библиотечного фонда полными
комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции,
имеющейся в кабинете права, и по несколько экземпляров учебников из других
УМК по курсу права. Эти учебники могут быть использованы учащимися для
выполнения практических работ, а также учителем как часть методического
обеспечения кабинета.
Научные,
научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов,
сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной
библиотеки
|
2.
|
Печатные пособия
Комплект «Право в таблицах»
Комплект «Государственные символы Российской
Федерации»
Схемы по темам курса
Карта РФ (административное деление)
Портреты известных юристов и правоведов
|
|
Д
Д
Д
|
|
Таблицы, схемы,
диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и
индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на
электронных носителях.
|
3.
|
Информационно-коммуникационные средства
Мультимедийные обучающие программы
Электронные учебники (сетевая и
однопользовательская версии)
Электронные базы данных правовой информации
|
1
1
|
Мультимедийные
обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на
систему обучения в классе либо дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический
характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных
тем и разделов стандарта по праву. В обоих случаях эти пособия должны
предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового
контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).
|
4.
|
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по праву, в т.ч. на CD и DVD - носителях
Аудиозаписи лекций
Таблиджфолии с дидактическими материалами по
темам курса
|
|
|
5.
|
Технические средства обучения (ТСО)*
Компьютер
Мультимедийный проектор
Видеомагнитофон
Экран
Сканер
Принтер
Звуковые динамики
Модем или выделенная линия
Телевизор (диагональ 72 см)
Видеомагнитофон
Аудио-центр
Кодоскоп (оверхед)
Сканер
Принтер лазерный
Копировальный аппарат
|
1
1
1
1
1
2
1
Д
Д
|
Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой, универсальными
портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами,
оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet, с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических,
презентационных Средства телекоммуникации, включающие электронную почту,
сети, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного
учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий.
Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также
магнитных записей
Копировальный
аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного
учреждения.
|
|
Учебно-практическое оборудование
Аудиторная доска с набором
приспособлений для крепления карт и таблиц
Экспозиционный экран
Ящики для хранения таблиц
Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов,
кассет и др.)
Штатив для карт и таблиц
|
|
|
|
|
|
Специализированная учебная мебель
Компьютерный стол
Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней
секцией)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.