паспорт рабочей
ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 «Техническое обслуживание и ремонт
автотранспорта»
1.Пояснительная записка
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля
(далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 190631.01 Автомеханик в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД): Транспортировка грузов и перевозка пассажиров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Управлять
автомобилями категорий «В» и «С».
2. Выполнять работы
по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
3. Осуществлять
техническое обслуживание транспортных средств по пути следования.
4. Устранять мелкие
неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
5. Работать с
документацией установленной формы.
6. Проводить
первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в
дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке
работников в области транспорта при наличии основного общего образования. Опыт
работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам
освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной
деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический
опыт:
-
управления автомобилями
категорий «В» и «С»;
уметь:
-
соблюдать Правила
дорожного движения;
-
безопасно управлять
транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
-
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
-
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других
участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные
конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
-
выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом
и при выполнении поездки;
-
заправлять транспортные средства горюче-смазочными
материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
-
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие
неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований
техники безопасности;
-
соблюдать режим труда и отдыха;
-
обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а
также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;
-
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную
документацию;
-
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях;
-
соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
-
использовать средства пожаротушения;
знать:
-
основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила
дорожного движения;
-
основные методы обработки
автомобильных деталей; правила
эксплуатации транспортных средств;
-
правила перевозки грузов и пассажиров;
-
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил
эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
-
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов
и приборов транспортных средств;
-
правила техники безопасности при проверке технического состояния
транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
-
порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств
перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
-
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация
транспортных средств или их дальнейшее движение;
-
приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому
обслуживанию;
-
правила обращения с эксплуатационными материалами;
-
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и
нормы охраны труда и техники безопасности;
-
основы безопасного управления транспортными средствами;
-
порядок оформления путевой и товарно-транспортной
документации;
-
порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
-
комплектацию аптечки,
назначение и правила применения входящих в ее состав средств;
-
приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи
пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
-
правила применения средств пожаротушения;
1.3. Количество часов на освоение программы
профессионального модуля:
всего – 207 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 207 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
– 186 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 52 часа;
учебной практики – 110 часов:
- 50 часов на легковом автомобиле, из них 6 часов на
тренажере (при наличии тренажера),
- 60 часов на грузовом автомобиле, из них 6 часов на
тренажере (при наличии тренажера).
2. результаты освоения
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, в том числе профессиональными (ПК) и общими
(ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 2.1.
|
Управлять автомобилями
категорий «В» и «С».
|
ПК 2.2.
|
Выполнять работы по
транспортировке грузов и перевозке пассажиров.
|
ПК 2.3.
|
Осуществлять
техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
|
ПК 2.4.
|
Устранять мелкие
неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
|
ПК 2.5.
|
Работать с
документацией установленной формы.
|
ПК 2.6.
|
Проводить первоочередные мероприятия на
месте дорожно-транспортного происшествия.
|
ОК 1.
|
Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2.
|
Организовывать
собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения,
определенных руководителем.
|
ОК 3.
|
Анализировать
рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и
коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей
работы.
|
ОК 4.
|
Осуществлять
поиск информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
|
ОК 5.
|
Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
ОК 6.
|
Работать
в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
|
ОК 7.
|
Исполнять
воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных
знаний (для юношей).
|
4. условия реализации
программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования
к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает
наличие:
кабинета:
-
устройства автомобилей;
лаборатории:
- технического обслуживания
и ремонта автомобилей.
Оборудование
учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Устройства автомобилей»:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее
место преподавателя;
- комплект
учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, сборники
задач и упражнений, комплекты заданий на практические работы,
карточки-задания и т.д.);
-
учебно-наглядные пособия (макеты; плакаты; демонстрационные стенды); - технологические
(инструкционные) карты и справочная литература;
- комплект
деталей, узлов и приспособлений (двигатели, тренажёры);
-
лицензионное программное обеспечение.
Технические средства обучения:
-
компьютер, мультимедийный проектор.
Оборудование
лаборатории и рабочих мест лаборатории «Технического обслуживания и ремонта
автомобилей»:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее
место преподавателя;
-
агрегаты, сборочные единицы, механизмы (двигатели: карбюраторный, дизельный,
инжекторный; коробки передач и др.);
- вспомогательное
оборудование для разборки и сборки сборочных единиц и агрегатов (стенды, верстаки,
подставки, столы монтажные и др.);
- приспособления
и инструмент (ключи гаечные, молотки, отвёртки, домкраты
и
др.);
- инвентарь
и мебель (очки защитные, щетки, ящики для хранения инструмента, шкафы
для хранения спецодежды и др.).
Тренажеры, тренажерные
комплексы:
- автотренажер.
Оборудование и
технологическое оснащение рабочих мест на учебной практике:
- учебные
автомобили категорий «В» и «С».
Полигоны:
- автодром;
Реализация программы модуля не предполагает обязательную
производственную практику
4.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. Власова В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:
учебник под ред. /6-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия,
2008. -480с.
2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки. 5-е изд.,
испр. – М.:
Издательский центр Академия, 2008. – 288с.
3. Кланица В.С. Охрана труда на автомобильном транспорте:
учебное пособие. 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр Академия, 2009.
–168с.
Дополнительные источники:
1.
Туревский И.С. Автомобильные
перевозки: учебное пособие. –
Инфра-М.:
издательство Форум, 2009.-224с.
2. Московская О.И., Павлов Н.К.,
Рядовой А.Г., Серафонтов М.В., Таран А.П., Ткачева Г.В. Водитель
автотранспортных средств: практические основы профессиональной деятельности. – Ростов на Дону:
издательство Феникс, 2008. - 176 с.
3.
Гейк Ю.В. Водительское мастерство и безопасность. – издательство
Эксмо,
2010.-192 с.
4. Родичев В.А.
Грузовые автомобили: учебник для образовательных учреждений начального
профессионального образования. - 7 -е изд., стер. – М.: Издательский центр
Академия, 2009.-240 с.
5. Иванов Б.Ф., Короткий А.А., Хальфин М.Н. Грузозахватные
приспособления и тара. – Ростов на Дону: издательство Феникс, 2006.-
144 с.
6. Новые
ПДД РФ: по состоянию на 1 января 2010 года - издательство
«Эксмо»,
2010.- 48с.
7. Семенов В.М., Болотин В.А., Кустов В.Н.
Организация перевозок грузов. - 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр
Академия, 2010.
8. Пузанков А.Г. Устройство и техническое обслуживание:
учебник. - 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2010.- 640с.
9.
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству
грузовых автомобилей. -
5-е изд., стер. – М.: Издательский центр
Академия,
2009.-224с.
Интернет-ресурсы:
1.
Авторский сайт по вождению автомобиля: Аvtovodila.ru: URL:
http://www.avtovodila.ru.
(2006-2010)©.
2.
Первая медицинская помощь при ДТП/ Компания "АвтоДилер"
(Екатеринбург): Аutodealer.ru: URL:
http://old.autodealer.ru/apedia/firstaid.php.
(2011)©.
3.
Перевозка грузов: Сonveyance.ru: URL: http://conveyance.ru. (2005-
2010)©.
4.
Самоучитель езды на автомобиле: Аvtoteach.ru: URL:
http://www.avtoteach.ru.
(2006-2010)©.
5. Сногсшибательные секреты для автолюбителей!; Безопасное
управление автомобилем: Аvtosecret.com: URL:
http://www.avtosecret.com/uprav5.php. (2007-2009)©.
6.
Техническое обслуживание автомобилей: MOTORIST.RU: URL:
http://www.motorist.ru/tech/autoservice.html.
(2010) ©.
7. Устройство автомобиля в вопросах и ответах:
состоит из обучающей части и контрольных вопросов для проверки знаний.
http://avtomobil-
1.ru/index.html
8.
Устройство автомобиля http://dvfokin.narod.ru/auto_ychebnik.htm
Отечественные журналы
«Мастер-автомеханик»,
htpp://avtomeh.panor.ru/;
«Автомир»;
«За рулем».
4.3. Общие требования к
организации образовательного процесса
Освоению
программы профессионального модуля Транспортировка грузов
и перевозка пассажиров
предшествует изучение профессионального модуля
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», а
также освоение учебных дисциплин: «Электротехника», «Материаловедение», «Охрана
труда», «Безопасность жизнедеятельности» (также возможно изучение
данных дисциплин параллельно с профессиональным модулем).
В образовательном процессе
предусматривается реализация компетентностного подхода, т.е. используются
активные формы проведения занятий: занятия с применением электронных
образовательных ресурсов, деловые и ролевые игры, индивидуальные и
групповые проекты, учебное сотрудничество, анализ производственных
ситуаций, различные тренинги, дискуссии, коллективный способ обучения, в
сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций.
Учебная практика проводится
образовательным учреждением в учебно- производственных мастерских, на автодроме
и на дорогах общего пользования, чередуясь с теоретическими занятиями в
рамках профессионального модуля вне сетки учебного времени. Производственная
практика в данном модуле не предусмотрена.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем
медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Занятия проводят мастера производственного обучения,
закрепленные за учебной группой, или за учебной мастерской. Учет,
учебной практики обучающихся, ведется в учебном журнале мастером
производственного обучения. Учебная практика завершается
оценкой (зачет, незачет).
Аттестация по итогам учебной практики проводится в форме практического
и теоретического экзамена. Результаты оценки предоставляются в
портфолио достижений обучающегося и учитываются при государственной (итоговой)
аттестации.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа осуществляется в форме
работы с информационными источниками, подготовки творческих и
аналитических
отчетов и представления результатов деятельности в виде
письменных работ. Самостоятельная работа сопровождается
индивидуальными и групповыми консультациями.
Для обучающихся имеется возможность оперативного обмена
информацией с отечественными образовательными учреждениями,
предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным
профессиональным базам данных, информационным справочным и
поисковым системам Интернета.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного
процесса
Требования к квалификации инженерно-педагогических
кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу «Теоретическая
подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»: инженерно-педагогические кадры:
дипломированные специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование,
соответствующее профилю преподаваемого модуля Транспортировка грузов и перевозка
пассажиров, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы.
Требования к квалификации педагогических кадров,
осуществляющих руководство практикой: инженерно-педагогические кадры: дипломированные
специалисты имеющие среднее или высшее профессиональное образование преподаватели
МДК «Теоретическая подготовка водителей автомобилей категорий «В» и «С»,
учебных дисциплин: «Электротехника», «Материаловедение», «Охрана труда»,
«Безопасность жизнедеятельности».
Мастера производственного обучения: наличие 4-5
квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях
не реже 1-
го
раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы
является обязательным.
Повышение квалификации инженерно-педагогических работников
не реже 1 раза в 5 лет.
5. Контроль и оценка
результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной
деятельности).
Результаты
(освоенные
профессиональные компетенции)
|
Основные
показатели оценки результата
|
Формы
и методы контроля и оценки
|
ПК 2.1.Управлять
автомобилями категорий «В» и «С».
|
-
управление автомобилями категорий «В» и «С»в соответствии с ПДД;
-
выбор скоростного режима и предельной нагрузки на узлы и агрегаты
автомобиля;
- оформление первичной
документации в соответствии с правилами.
- управление своим
эмоциональным состоянием, уважение прав других участников дорожного движения,
- разрешение
межличностных конфликтов, возникших между участниками дорожного движения.
|
Текущий контроль:
-тестирование;
-отчет по выполнению практических работ;
- экзамен в ГИБДД.
|
ПК
2.2. Выполнять работы по транспортировка грузов и перевозке пассажиров.
|
-
прием, расположение и крепление грузов в соответствии с правилами;
- соблюдение
режима труда и отдыха;
- соблюдение основных
правил при перевозке пассажиров.
|
Текущий контроль:
-тестирование;
-отчет по выполнению практических работ;
- экзамен в ГИБДД.
|
ПК
2.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути
следования.
|
- выполнение
контрольного осмотра транспортного средства перед выездом на линию;
- осуществление
технического обслуживания транспортных средств в пути следования.
-
заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами и
специальными жидкостями с соблюдением экологических требований.
|
Текущий контроль:
-тестирование;
-отчет по выполнению практических работ;
- экзамен в ГИБДД.
|
ПК
2.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации
транспортных средств.
|
-
соблюдение требований техники безопасности при устранении возникших во
время эксплуатации транспортных средств мелких неисправностей, не
требующих разборки узлов и агрегатов;
-устранение
мелких неисправностей, возникающих во время эксплуатации транспортных
средств.
|
Текущий контроль:
-тестирование;
-отчет по выполнению практических работ;
- экзамен в ГИБДД.
|
ПК
2.5. Работать с документацией установленной формы.
|
-
получение, оформление и сдача путевой и транспортной документации
согласно нормативным документам.
|
Текущий контроль:
-тестирование;
-отчет по выполнению практических работ;
- экзамен в ГИБДД.
|
ПК 2.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте
дорожно-транспортного происшествия.
|
|
Текущий контроль:
-тестирование;
-отчет по выполнению практических работ;
- экзамен в ГИБДД.
|
Формы и методы контроля и оценки результатов
обучения должны
позволять проверять у обучающихся не только сформированность
профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и
обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные
общие компетенции)
|
Основные
показатели оценки результата
|
Формы
и методы контроля и оценки
|
ОК 1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
- демонстрация устойчивой мотивации к
освоению будущей профессии, выражающаяся в участии в конкурсах
профессионального мастерства, чтения дополнительной литературы по профессии;
- понимание социальной значимости
профессии.
|
- Наблюдение и оценка мастера
производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при
выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во
время учебной и производственной практики.
- Профориентационное тестирование.
|
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и
способов ее достижения, определенных руководителем.
|
- постановка задач, исходя из цели;
-
самостоятельный поиск путей повышения эффективности своей деятельности;
- выбор способов
действий и средств достижения цели, адекватных поставленным задачам;
- составление плана
практической работы;
-
самостоятельное осуществление деятельности во время выполнения
практических работ, заданий во время учебной практики.
|
- оценка
выполнения практической работы, заданий во время учебной практики;
- соответствие
нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ;
- проверка
выполненного задания;
-
наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при
выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики.
|
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность
за результаты своей работы.
|
- анализ рабочей ситуации;
- анализ способов
выполнения действия в соответствии с конкретной ситуацией;
- осуществление
контроля, оценки, коррекции собственной деятельности;
- аккуратность,
своевременность и точность в работе;
-
понимание собственной ответственности за результаты своей работы;
- осуществление
самоанализа и коррекции результатов собственной работы.
|
-
наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении
практических заданий во время учебной практики.
- проверка
выполненного задания;
|
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач.
|
- отбор
и анализ информации в соответствии с профессиональной задачей;
- определение
способов и средств поиска информации.
- использование
различных источников, включая электронные.
|
- выполнение и
защита рефератов, докладов, практических работ.
|
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
|
-
демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
работа с различными прикладными программами
|
-
наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении практических
заданий во время учебной практики.
|
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, клиентами.
|
- участие в коллективном принятии
решений, определении целей;
- определение
собственной зоны ответственности;
- достижение командой
поставленной цели;
- демонстрация
коммуникативных навыков.
|
-
наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении практических
заданий во время учебной практики.
|
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
-
пошаговых инструкций и алгоритмов;
-
аккуратное и точное исполнение профессиональных функций, имеющих значение при
прохождении воинской службы;
-
демонстрация специальных знаний, используемых при исполнении воинской
обязанности;
-
определение своей роли для про- хождения воинской службы в соответствии
с полученными профессиональными навыками.
|
-
наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ по
учебной практике;
- сдача нормативов по
физическому обучению.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.