Областное государственное
бюджетное образовательное учреждение
«Шегарская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № _______ от «___»________20__ г.
Рабочая
программа
по
письму и развитию речи в 8 классе
Учитель
Пицунова Наталья Михайловна,
высшая
квалификационная категория,
стаж
педагогической работы 20 лет.
Согласовано на
педагогическом совете
Протокол № _____
от «___»________ 20__ г.
Пояснительная
записка.
Рабочая
программа по письму и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе
учебного плана областного государственного бюджетного образовательного
учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида», программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2000,
учебника «Русский язык, 8 класс», под редакцией Н. Г. Галунчиковой, Э. В.
Якубовской, - М.: Просвещение, 2004.
Письмо
и развитие речи является одним из основных предметов в специальной
(коррекционной) школе.
Главная цель изучения предмета в старших классах – поднять на более высокий
уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.
Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие:
-
на основе грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения
и навыки,
-
продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,
-
учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,
-
совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,
-
быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности
нравственных качеств.
Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной
школе является коррекция речи и мышления обучающихся.
На изучение программного материала по письму и развитию речи в 8
классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.
1
четверть - 34 часа;
2
четверть - 30 часов;
3
четверть - 39 часов;
4
четверть - 30 часа.
Всего
за учебный год - 133 часов. Из них:
-
на проведение контрольных и проверочных работ – 13 часов;
-
на проведение творческих работ - 8 часов;
-
на деловое письмо - 7 часов.
Разбивка программного материала по темам.
Повторение (5 часов).
Простое
и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.
Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и,
а, но и без союзов.
Слово
(98 часов).
Состав слова (15 часов). Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к
различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и
глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными
гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное (14 часов). Основные грамматические категории имени существительного.
Склонение имён существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и
множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное (15 часов). Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание
падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.
Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.
Личные местоимения (15 часов). Лицо и число
местоимений. Склонение
местоимений. Правописание
личных местоимений.
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е
лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и
множественного числа.
Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол (39 часов). Значение глагола.
Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.
Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).
Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Увеличение
количества часов на изучение темы «Глагол» связано с большим объёмом
программного материала и трудностью усвоения учащимися правила правописания
безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений.
Предложение
(20 часов).
Простое предложение. Предложения распространённые и
нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений.
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при
однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце
предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и
без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными
союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.
Увеличение
количества часов на изучение темы «Предложение» связано с трудностями в
конструировании простых предложений с распространёнными однородными членами,
обращением, а также сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.
Связная речь (Упражнения в
связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала
по русскому языку).
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи
с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий,
практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему
научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных
мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление
(о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.),
автобиография, анкета, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год
(10 часов).
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся.
Учащиеся
должны уметь:
- писать под
диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать
слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать
части речи;
- строить
простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
членами, сложное предложение;
- писать
изложение и сочинение;
- оформлять
деловые бумаги;
- пользоваться
словарем.
Учащиеся
должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
№ урока
|
Тема
урока
|
Количество
часов
|
Словарь
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
I
четверть
Повторение
Простое
и сложное предложения.
|
34
5
1
|
|
|
|
2.
|
Подлежащее
и сказуемое в простом и сложном предложениях.
|
1
|
|
|
|
3.
|
Простое
предложение с однородными членами.
|
1
|
|
|
|
4.
|
Сложное
предложение с союзами и, а, но и без союзов.
|
1
|
Отечество,
гражданин, Конституция
|
|
|
5.
|
Деловое
письмо: объяснительная записка.
|
1
|
|
|
|
6.
|
Состав слова
Однокоренные
слова.
|
15
1
|
|
|
|
7.
|
Подбор
однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.
|
1
|
|
|
|
8.
|
Упражнения
в разборе слов по составу.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
9.
|
Единообразное
написание звонких и глухих согласных в корнях слов.
|
1
|
|
|
|
10.
|
Правописание
ударных и безударных гласных в корнях слов.
|
1
|
Демократия,
демонстрация
|
|
|
11.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
12.
|
Работа
над ошибками. Образование слов при помощи приставок и суффиксов.
|
1
|
|
|
|
13.
|
Правописание
гласных и согласных в приставках.
|
1
|
|
|
|
14.
|
Приставка
и предлог.
|
1
|
|
|
|
15.
|
Упражнения
на правописание гласных и согласных в корне и приставке.
|
1
|
|
|
|
16.
|
Сложные
слова.
|
1
|
|
|
|
17.
|
Образование
сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
|
1
|
Аэродром,
типография, телеграф, электростанция
|
|
|
18.
|
Деловое
письмо: автобиография.
|
1
|
|
|
|
19.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Состав слова».
|
1
|
|
|
|
20.
|
Контрольная
работа по теме «Состав слова».
|
1
|
|
|
|
21.
|
Имя существительное
Работа
над ошибками. Имя существительное как часть речи.
|
14
1
|
|
|
|
22.
|
Основные
грамматические категории имени существительного.
|
1
|
Образование,
квалификация
|
|
|
23.
|
Правописание
имён существительных единственного числа с шипящей на конце.
|
1
|
|
|
|
24.
|
Склонение
имён существительных в единственном числе.
|
1
|
Национальность
территория
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
25.
|
Правописание
падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
|
1
|
|
|
|
26.
|
Склонение
имён существительных во множественном числе.
|
1
|
|
|
|
27.
|
Правописание
падежных окончаний имён существительных во множественном числе.
|
1
|
Экскаватор,
эскалатор, элеватор
|
|
|
28.
|
Проверочная
работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных в
единственном и множественном числе».
|
1
|
|
|
|
29.
|
Несклоняемые
существительные.
|
1
|
Фойе, кафе,
пианино
|
|
|
30.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Имя существительное».
|
1
|
|
|
|
31.
|
Контрольная
работа за I
четверть.
|
1
|
|
|
|
32.
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
33.
|
Урок
развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Деревья – долгожители
планеты».
|
1
|
|
|
|
34.
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
35.
|
II
четверть
Имя прилагательное
Имя
прилагательное как часть речи.
|
30
15
1
|
|
|
|
36.
|
Согласование
имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
|
1
|
Галантерея,
кулинария
|
|
|
37.
|
Упражнения
на правописание родовых окончаний имён прилагательных.
|
1
|
|
|
|
38.
|
Правописание
падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.
|
1
|
Экспедиция,
континент
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
39.
|
Правописание
падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.
|
1
|
|
|
|
40.
|
Упражнения
на правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и
множественном числе.
|
1
|
|
|
|
41.
|
Имена
прилагательные на
-ий,
-ьи, -ье, -ья.
|
1
|
|
|
|
42.
|
Склонение
и правописание имён прилагательных мужского и среднего рода на -ий, -ье.
|
1
|
|
|
|
43.
|
Склонение
и правописание имён прилагательных женского рода на -ья.
|
1
|
|
|
|
44.
|
Склонение
и правописание имён прилагательных во множественном числе на -ьи.
|
1
|
|
|
|
45.
|
Упражнения
на правописание падежных окончаний имён прилагательных на -ий, -ьи,
-ье,
-ья.
|
1
|
Искусство,
фестиваль, абонемент
|
|
|
46.
|
Проверочная
работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».
|
1
|
|
|
|
47.
|
Урок
развития речи. Сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря».
|
1
|
|
|
|
48.
|
Работа
над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».
|
1
|
|
|
|
49.
|
Контрольная
работа по теме «Имя прилагательное».
|
1
|
|
|
|
50.
|
Личные местоимения
Работа
над ошибками. Личные местоимения.
|
15
1
|
|
|
|
51.
|
Лицо и
число местоимений.
|
1
|
|
|
|
52.
|
Род
местоимений 3-го лица единственного числа.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
53.
|
Склонение
местоимений 1-го лица.
|
1
|
|
|
|
54.
|
Склонение
местоимений 2-го лица.
|
1
|
|
|
|
55.
|
Склонение
местоимений 3-го лица.
|
1
|
|
|
|
56.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
57.
|
Работа
над ошибками. Правописание местоимений с предлогами.
|
1
|
|
|
|
58.
|
Правописание
личных местоимений в косвенных падежах.
|
1
|
|
|
|
59.
|
Упражнения
на правописание личных местоимений единственного и множественного числа.
|
1
|
Регистратура,
пациент, бюллетень
|
|
|
60.
|
Деловое
письмо: заявление
(о
приёме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи).
|
1
|
|
|
|
61.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Личные местоимения».
|
1
|
|
|
|
62.
|
Контрольная
работа за I
полугодие.
|
1
|
|
|
|
63.
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
64.
|
Упражнения
на закрепление по теме «Личные местоимения».
|
1
|
|
|
|
65.
|
III
четверть
Глагол
Глагол
как часть речи.
|
39
39
1
|
|
|
|
66.
|
Группы
глаголов по значению.
|
1
|
|
|
|
67.
|
Неопределённая
форма глагола на -ть, -чь, -ти.
|
1
|
Рентген,
операция, санаторий
|
|
|
68.
|
Упражнения
на правописание ь после шипящих на конце слова.
|
1
|
|
|
|
69.
|
Изменение
глаголов по временам.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
70.
|
Образование
временных форм глагола от начальной формы.
|
1
|
|
|
|
71.
|
Урок
развития речи. Сочинение «Случай на рыбалке».
|
1
|
|
|
|
72.
|
Работа
над ошибками. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.
|
1
|
|
|
|
73.
|
Упражнения
на правописание глаголов прошедшего времени.
|
1
|
Секретарь, швея
|
|
|
74.
|
Правописание
частицы не с глаголами.
|
1
|
|
|
|
75.
|
Проверочная
работа по теме «Правописание глаголов прошедшего времени и частицы не
с глаголами».
|
1
|
|
|
|
76.
|
Изменение
глаголов по лицам и числам.
|
1
|
|
|
|
77.
|
Упражнения
в определении лица и числа глаголов.
|
1
|
|
|
|
78.
|
Окончания
глаголов 2-го лица единственного числа.
|
1
|
|
|
|
79.
|
Упражнения
на правописание глаголов 2-го лица единственного числа.
|
1
|
|
|
|
80.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
81.
|
Работа
над ошибками. Глаголы 3-го лица.
|
1
|
|
|
|
82.
|
Правописание
-тся и -ться в глаголах.
|
1
|
Парашют
|
|
|
83.
|
Упражнения
на закрепление по теме «Лицо и число глаголов».
|
1
|
|
|
|
84.
|
Контрольная
работа по теме «Лицо и число глаголов».
|
1
|
|
|
|
85.
|
Работа
над ошибками. Спряжение глаголов.
|
1
|
|
|
|
86.
|
Окончания
глаголов I и II
спряжения.
|
1
|
|
|
|
87.
|
Различение
окончаний глаголов I и II
спряжения.
|
1
|
|
|
|
88.
|
Деловое
письмо: доверенность.
|
1
|
|
|
|
89.
|
Ударные
и безударные личные окончания глаголов.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
90.
|
Правило
проверки безударных личных окончаний глаголов.
|
1
|
Промышлен
ность
|
|
|
91.
|
Правописание
безударных личных окончаний глаголов II спряжения.
|
1
|
|
|
|
92.
|
Правописание
безударных личных окончаний глаголов I спряжения.
|
1
|
|
|
|
93.
|
Правописание
безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
|
1
|
Коловорот
|
|
|
94.
|
Правописание
безударных личных окончаний глаголов.
|
1
|
Капитализм
|
|
|
95.
|
Урок
развития речи. Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».
|
1
|
|
|
|
96.
|
Работа
над ошибками. Упражнения на правописание безударных личных окончаний глаголов.
|
1
|
|
|
|
97.
|
Проверочная
работа по теме «Спряжение глаголов».
|
1
|
|
|
|
98.
|
Способы
проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
|
1
|
|
|
|
99,
|
Правописание
безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.
|
1
|
|
|
|
100.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Глагол».
|
1
|
|
|
|
101.
|
Контрольная
работа за III
четверть.
|
1
|
|
|
|
102.
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
103.
|
Деловое
письмо: анкета.
|
1
|
|
|
|
104.
|
IV
четверть
Предложение
Простое
предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
|
30
20
1
|
|
|
|
105.
|
Предложения
распространённые и нераспространённые.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
106.
|
Простое
предложение с однородными членами.
|
1
|
|
|
|
107.
|
Способы
соединения однородных членов в предложении.
|
1
|
|
|
|
108.
|
Знаки
препинания при однородных членах.
|
1
|
|
|
|
109.
|
Распространённые
и нераспространённые однородные члены предложения.
|
1
|
Гарнитур
|
|
|
110.
|
Постановка
знаков препинания в предложениях с однородными членами.
|
1
|
|
|
|
111.
|
Деловое
письмо: расписка.
|
1
|
|
|
|
112.
|
Обращение.
|
1
|
|
|
|
113.
|
Знаки
препинания при обращении.
|
1
|
Радиоприёмник
|
|
|
114.
|
Виды
предложений по интонации.
|
1
|
|
|
|
115.
|
Знаки
препинания в конце предложений.
|
1
|
Бандероль,
квитанция
|
|
|
116.
|
Проверочная
работа по теме «Простое предложение».
|
1
|
|
|
|
117.
|
Сложное
предложение.
|
1
|
|
|
|
118.
|
Сложные
предложения с союзами и, а, но и без союзов.
|
1
|
|
|
|
119.
|
Сравнение
простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но
со сложными предложениями с теми же союзами.
|
1
|
|
|
|
120.
|
Сложные
предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
|
1
|
|
|
|
121.
|
Постановка
знаков препинания в сложных предложениях со словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что.
|
1
|
Клиент, почтамт
|
|
|
122.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Предложение».
|
1
|
|
|
|
123.
|
Контрольная
работа по теме «Предложение».
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
124.
|
Повторение за год
Работа
над ошибками. Состав слова.
|
10
1
|
|
|
|
125.
|
Правила
правописания в разных частях слова.
|
1
|
|
|
|
126.
|
Упражнения
в правописании орфограмм в разных частях слова.
|
1
|
|
|
|
127.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
128.
|
Работа
над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных и
прилагательных.
|
1
|
|
|
|
129.
|
Упражнения
в правописании личных окончаний глаголов.
|
1
|
|
|
|
130.
|
Постановка
знаков препинания в простом и сложном предложениях.
|
1
|
|
|
|
131.
|
Контрольная
работа за год.
|
1
|
|
|
|
132.
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
133.
|
Деловое
письмо: заметка в стенгазету.
|
1
|
|
|
|
Список литературы:
1.
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому
языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.
2. Аксёнова
А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на
уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.
3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.:
Просвещение, 1995.
4.
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика –
в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.
5.
Василик И. А. Занятия речью в
интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.
6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
7.
Волина В. В. Весёлая
грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.
8.
Волина В. В. Игры с буквами и словами на
уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для
учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное
пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие
для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для
учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
14. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
- Зикеев А. Г. Практическая грамматика
на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с
учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:
ТЕРРА, 1998.
17. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование
плюс.
18. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая
гвардия.
19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944
стр.
20. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический
словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
21. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.
22. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.:
Просвещение, 1997.
- Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений. VIII
вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос,
2000. – 223 стр.
24. Программа-тренажер по русскому языку 1СD/
- Прокопьенко М. Е. Русский язык и
чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые
упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
26.
Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное!
– М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.
27.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!
– М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.
28.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! –
М.: РИО «Самовар», 1995. – 139 стр.
29.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба,
и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.
30. Тикунова
Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по
русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.