ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Рабочая
программа по переплётно
– картонажному делу в 8 классе составлена на основе примерной
программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9
классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»:
Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001 г. и допущена
Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая
программа разработана на основе следующих документов:
·
Закона
РФ «Об образовании»;
·
Типового
положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление
Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
·
Методического
письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных
учреждений I-VIII видов» от
26.12.2000г.;
·
Единой
концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с
ограниченными возможностями здоровья, 2009
г.
Рабочая
программа рассчитана на 350 часов в год, 10 часа в неделю, включает 12
тематических разделов, 4 вводных занятий, ? практических
работ и 16 уроков практическое повторение.
Переплётно –
картонажное дело, являясь одним из общеобразовательных предметов в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает
большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и
практическими возможностями.
Основными
задачами преподавания по переплётно – картонажному делу в 8
классе являются:
1) развитие познавательных интересов, технического мышления,
пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации
для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу
трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной
деятельности;
2)
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её
роли в общественном развитии;
3)
получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной
практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров
и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного
профессионального образования.
Основной целью
рабочей программы является создание комплекса условий для
максимального развития личности ребёнка с нарушением интеллекта при изучении
переплётно – картонажного дела.
Реализовать данную
цель можно будет через решение следующих задач:
·
Формировать
умение трудиться в коллективе, бережно относится к школьному имуществу,
аккуратность.
·
Развивать
ключевые компетенции учащихся (коммуникативные, информационные, кооперативные
и др.).
·
Развивать
речь учащихся на основе их практической деятельности, любознательность.
·
Учить
школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической
документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
·
Обучить
приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
Планируемый
результат: сформированная социально-трудовая
готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме.
Программа 8 класса
включает ознакомление
учащихся с простыми операциями переплетно-картонажных работ. Важным этапом
обучения переплетному делу является: овладение учащимися навыками
комплектования блока, изготовления переплетных крышек, обрезки блока. Для того
чтобы материал был усвоен, необходимо осмысленное выполнение учащимися трудовых
приемов и действий.
В процессе
изготовления различных изделий необходимо постоянно обращать внимание
школьников на совершенствование навыков разметки, склеивания, обрезки.
Обучение переплётно
- картонажному делу включает теоретический и практический материалы.
Теоретический
материал соответствует содержанию практических работ и взят из
технологической темы, которая проходит параллельно с данной комплексной
темой.
В процессе
практического обучения особое внимание уделяется вопросам технологии
переплетных работ, формированию у учащихся общих навыков и умений по переплету
на основе выполнения несложных заданий. На каждом занятии проводятся
инструктажи направленные на осмысление учащимися объектов труда, трудовых
процессов и средств труда, формирования рациональных приемов выполнения работ. Особое
место в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному
отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию
материалов, эффективному использованию рабочего времени.
Для
реализации программного содержания используется следующий учебно-методический
комплект: Г.
В. Васенков. Картонажно-переплётное дело 8-9 класс и профильные классы. М.,
Владос, 2011; Г. В.
Васенков, Е. А. Воробьёв. Рабочая тетрадь по картонажно-переплётному делу для
учащихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида. М., Просвещение, 2007;
Г. В. Васенков, Е. А. Воробьёв, Л.Д. Степанова. Технологический альбом
картонажно-переплётных работ. М., Владос, 2006, программа
для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН.
№
|
Название
раздела, темы.
|
Количество
часов
по
рабочей программе
|
1
|
Вводное
занятие.
|
|
2
|
Основные
сведения о переплетно-брошюровочных процессах.
Работа
с моделью книги и таблицей.
|
10
|
3
|
Изготовление
модели книги в цельных и составных переплетах.
Дневник
наблюдения. Конторская книга. Переплет для потрепанной книги.
|
30
|
4
|
Отделка
переплетной крышки. Пробное тиснение на бросовом материале.
Тиснение переплетной крышки и ее корешков.
|
22
|
5
|
Альбом
– ширма. Альбом для открыток. Альбом для дисков.
|
28
|
6
|
Стандартный
переплет.
Дневник
наблюдений. Записные книжки.
|
22
|
7
|
Классификация
переплетных крышек и их применение.
|
14
|
8
|
Новые
полиграфические материалы.
|
44
|
9
|
Основы
организации современного полиграфического производства.
|
35
|
10
|
Альбом на
шарнирах для фотографий.
|
105
|
11
|
Организация
полиграфического производства.
|
25
|
12
|
Папки разных
конструкций и назначений.
|
15
|
13
|
Папка-портфель.
|
50
|
14
|
Практическое
повторение.
|
6
|
15
|
Практические
работы
|
10
|
|
Резерв
|
10
|
|
Итого:
|
420
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
8 КЛАСС
I четверть (90
часов).
Вводное занятие.
Задачи обучения в
7 классе. Значение полиграфической промышленности в экономике и культуре
страны. Новые материалы в полиграфии. Производство сырья и материалов для
полиграфической промышленности.
Основные сведения
о переплетно-брошюровочных процессах.
Теоретические
сведения.
Книги и брошюра — различия в технологическом процессе. Производство брошюры
(оборудование участков и цехов). Элементы книги и оборудование участков
переплетного цеха. Понятия поточный процесс, пооперационное выполнение работ.
Общее понятие организация полиграфического производства. Изделия, выпускаемые
полиграфической промышленностью и предъявляемые к ним требования.
Экскурсия.
Типография. Переплетно-брошюровочный цех.
Практические
работы.
Ознакомление с таблицей, где условно изображены цеха и участки, на которых
выполняются основные переплетно-брошюровочные процессы. Работа с моделью книги
и таблицей.
Изготовление
моделей книги в цельных и составных переплетах.
Теоретические
сведения.
Полуфабрикат книги (блок и переплетная крышка). Виды шитья нитками блока.
Назначение форзаца в переплете. Детали блока. Назначение каптала. Расчет
размеров переплетной крышки по блоку. Детали переплетной крышки. Назначение
отстава, расставов. Шаблон для шпации. Правила безопасной работы при обрезке
блоков на бумагорезательной машине. Расчет размеров переплетной крышки по
чертежу и разъемному макету книги.
Упражнения. Расчет
размера переплетной крышки по заданным размерам блоков. Коллективное составление
плана предстоящей работы.
Практические
работы.
Фальцовка листов в тетради. Приклейка форзацев. Шитье нитками блока. Заклейка
корешка блока. Обрезка с трех сторон блока. Кругление корешка блока. Приклейка
каптала и заклейка корешка полоской бумажки. Изготовление переплетных крышек в
составном и цельнотканевом переплетах.
Отделка
переплетной крышки.
Теоретические
сведения.
Виды отделки переплетных крышек: (красочная и бескрасочная). Тиснение на
фольге. Конгревное тиснение (рельефное). Требования, предъявляемые к качеству
отделки переплетной крышки. Назначение клише.
Практические
работы.
Пробное тиснение на бросовом материале. Тиснение переплетной крышки и ее
корешков. Очистка крышек и корешков тряпочкой.
Альбом-ширма.
Изделия. Альбом
для открыток. Альбом для выставочных экспонатов. Альбом для пластинок.
Теоретические
сведения.
Назначение и детали альбома-ширмы. Конструктивные особенности. Учет направления
волокон у картона, бумаги и технической ткани. Материалы, применяемые для
изготовления альбома-ширмы. Назначение окантовки в переплете. Горизонтальное и
вертикальное расположение кулис в альбоме-ширме.
Практические
работы.
Подбор материалов для альбомных листов, корешков, окантовки, оклейки и выклейки
изделия с учетом направления волокон и фактуры материалов. Нарезка альбомных
листов, окантовок, бумаги на оклейку и выклейку альбомных листов. Сборка ширмы
тканевыми полосами. Окантовка полосами. Выклейка корешков. Оклейка корешков с
двух сторон бумагой. Приклейка обложки. Обжимка в прессах и сушка обложки.
II четверть (80
часов).
Вводное занятие.
Стандартный
переплет.
Изделия. Дневник
наблюдений. Записные книжки.
Теоретические
сведения. Ознакомление с образцами стандартных переплетов.
Признаки для определения вида переплета (особенности конструкции, свойства и
вид обложечного материала). Техническая характеристика стандартных переплетов.
Порядок выполнения переплета. Способы соединения блока в разных переплетах.
Применение прямых и скругленных корешков в разных переплетах.
Практические
работы.
Заготовка блока разными способами соединения для переплетов № 1—3. Крой,
приклейка обложки к блоку. Обрезка переплетов № 1—3. Соединение блока с
обложкой (переплет № 2). Шитье нитками блока для переплетов № 4—8. Подборка
материалов, крой деталей для каждой переплетной крышки. Сборка переплетной
крышки. Вставка блока. Обжимка в прессах и сушка блока. Отделка крышек в
переплетах № 5, 7 и 8.
Классификация
переплетных крышек и их применение.
Теоретические
сведения.
Признаки для классификации переплетной крышки (особенности конструкции —
цельные и составные, обрезные и с кантами, свойства картона — твердый и гибкий,
виды материалов — бумага, ткань, картон). Использование переплетных крышек
различных номеров при издании книг учебной, художественной и справочной
литературы.
Упражнения.
Определение деталей и конструктивных особенностей переплетной крышки разных
моделей.
Новые полиграфические
материалы.
Теоретические
сведения.
Назначение технической ткани. Виды заменителя технической ткани (балакрон, волокрон,
бумвинил, армовированная бумага).
Упражнения.
Определение вида заменителя ткани по образцу в каталоге.
III четверть (140
часов).
Вводное занятие.
Основы организации
современного полиграфического производства.
Теоретические
сведения. Устройство типографии (цеха и участки).
Пооперационное разделение труда (участки) в переплетно-брошюровочном и папочном
цехах. Основные станки и машины для выполнения переплетно-брошюровочных
процессов. Технология изготовления изделий на базовом предприятии. Требования к
качеству деталей и готовому изделию. Рациональные приемы и методы организации
труда.
Альбом на шарнирах
для фотографий.
Теоретические
сведения.
Общее представление об организации производства по выпуску бумажно - беловых
товаров. Виды альбома на шарнирах по конструкции и назначению. Особенности
конструкций. Использование шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах.
Упражнения. Подготовка
и разметка шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах. Сборка кулис по
шаблону и на глаз.
Практические
работы.
Нарезка картона на кулисы с припуском для обрезки блока. Нарезка шарниров. Нарезка
тканевых слезур. Заготовка шаблона и его разметка для сборки кулис на тканевых
слезурах. Сборка кулис на тканевых слезурах попарно в блок. Прокладка и
обрезка блока с трех сторон. Приклейка каптала и заклейка корешка.
Изготовление переплетной крышки с учетом размеров блока. Отделка переплетной
крышки. Вставка блока в переплетную крышку.
IV четверть (100
часов).Резерв (10ч)
Вводное
занятие.
Организация
полиграфического производства.
Теоретические
сведения. Организация участка и цеха в типографии. Управление
производством. Размещение цехов и их назначение. Оборудование цехов и участков.
Виды выпускаемой книжно-журнальной продукции. Специальности в полиграфическом
производстве. Начисление заработной платы в соответствии с нормой выработки и
расценками продукции. Форма ведения наряда.
Папки разных
конструкций и назначений.
Теоретические
сведения.
Виды папки по конструкции и назначению. Технологические требования к изготовлению
папки. Общие и специфические операции по изготовлению папки. Детали в разных
видах папки.
Практические
работы. Крой картонных сторонок, наружного материала, шаблона
для шпации. Сборка папки. Изготовление и приклеивание клапанов. Внутренняя
выклейка. Отделка папки.
Папка-портфель.
Теоретические
сведения.
Назначение детали папки-портфеля. Назначение кармана с «мехом», язычка и
держателей. Разметка и врезка замочка, язычка и держателей.
Упражнения. Разметка
основания кармана с «мехом». Крой ткани для «меха». Определение на глаз центра
папки. Разметка прорезей для держателей и язычка и их изготовление.
Практические
работы.
Крой деталей для папки. Снятие фасок с картонных сторонок. Сборка папки.
Выклейка корешка. Крепление держателей и язычка. Изготовление и приклейка
клапанов. Изготовление кармана с «мехом». Приклейка кармана с «мехом». Выклейка
внутренней стороны папки.
Практическое
повторение (16 часов).
Виды работы.
Изготовление папки-портфеля для письменного набора. Изготовление коробки,
футляра и папки для хранения дидактического материала. Ремонт наглядных
пособий.
ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Учащиеся должны знать:
- основы
картонажно-переплётного дела, инструменты и приспособления для
картонажно-переплётных работ, материалы для выполнения картонажно-переплётных
работ;
- значение
полиграфической продукции в экономике и культуре страны, новые материалы в
полиграфии, о производстве сырья и материалов для полиграфической
промышленности, оборудование участков и цехов, изделия, выпускаемые
полиграфической промышленностью и предъявляемые к ним требования;
- изготовление
моделей книги в цельных и составных переплётах, виды отделки переплётной
крышки;
- назначение
и детали альбома – ширмы, материалы, применяемые для изготовления альбома –
ширмы, назначение окантовки в переплёте, горизонтальное и вертикальное назначение
кулис в альбоме –
ширме;
- техническую
характеристику стандартных переплётов, порядок выполнения переплёта, способы
соединения блока в разных переплётах, признаки для классификации переплётной
крышки, об использовании переплётных крышек, о новых полиграфических материалах;
- виды
повреждений книги и степени сложности
ремонта;
- основы
организации современного полиграфического производства;
-
организацию производства по выпуску бумажно - беловых товаров;
- виды
альбома на шарнирах по конструкции и назначению, особенности конструкций,
использование шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах, как произвести
разметку шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах, сборку кулис по
шаблону и на глаз, процесс изготовления альбома для фотографий и для марок;
- организацию
полиграфического производства, виды папки по конструкции и назначению,
технологические требования к изготовлению папки, общие и специфические операции
по изготовлению папки, детали в разных видах папки, процесс изготовления
папки-портфеля, процесс изготовления коробки, футляра, папки для хранения
дидактического материала.
Учащиеся должны уметь:
- работать с
моделью книги и таблицей;
- изготовить
модель книги в цельных и составных переплётах, записную книжку в переплётах
разной конструкции, альбом для фотографий и для марок, классные и выставочные
альбомы разной конструкции, папки разных конструкций и назначений,
папку-портфель, коробку, футляр и папку для хранения дидактического материала;
- выполнить
отделку переплётной крышки, стандартный переплёт, ремонт книг;
- определять
детали переплётной крышки разных моделей;
- определять
полиграфические материалы;
- выполнять
переплётные операции.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
1. Г. В.
Васенков. Картонажно-переплётное дело 8-9 класс и профильные классы. М.,
Владос, 2011;
2.
Г.
В. Васенков, Е. А. Воробьёв. Рабочая тетрадь по картонажно-переплётному делу
для учащихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. М., Просвещение, 2007;
3. Г. В.
Васенков, Е. А. Воробьёв, Л.Д. Степанова. Технологический альбом
картонажно-переплётных работ. М., Владос, 2006,
программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII вида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стивен
У. Мойе «Занимательные
опыты с бумагой» АСТ Астрель, 2007
2. М.Каммарери «Переплет - шаг
за шагом», Олимпия Москва 2005
«Практическое руководство к переплетному мастерству
для самообучения»
3.Баландин М. В Переплетное дело. М., Советская Россия, 1990.
4.Березин Б. И. Полиграфические материалы. Словарь-справочник.
М., Книга, 1978.
5.Биткова К. М., Кузнецова
А. Д. Брошюровочно-переплетное производство. М., Книга, 1972.
6.Веселовская Э. Ж., Трубникова
Г. Г. Технология брошюровочно-переплетных процессов. Кн. 1. Брошюровочные
процессы. М., Книга, 1996.
7.Мазок Н. Н. Переплести книгу может каждый. М., Книга, 1980.
Сидорова А. В. Изготовление и вставка книжных блоков М., Книга, 1996.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.