Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
на
заседании МО зам. директора
директор СОШ № 6
протокол
№_____ ________О.А. Синюк ____С.Ю.
Сорокина
___________Н.В.
Викторова « » мая 2014г «
» августа 2014г
«
» мая 2014г
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по ОРКСЭ, 4
класс
УМК «Гармония»
Паниной
Натальи Николаевны,
учителя
начальных классов
высшей
квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание тем учебного курса
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Пояснительная записка
Рабочая
программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской
этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы, в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования,
Примерных программ начального общего образования, на основе авторской программы
по «Основы религиозных
культур и светской этики» Н.И. Ворожейкина Издательство
«Ассоциация XXI век», 2012
г.
Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию
народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений,
воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном
опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина
России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и
развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений
младших школьников о культуре и
духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и
других предметов начальной школы;
формирование первоначальных представлений о
традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского
общества;
• формирование основ морали, семейных ценностей,
ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на
осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к
истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов
России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры младших школьников
(об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их
активной самостоятельной познавательной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер.
Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую
очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное
искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в
семье. Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При
этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный
социальный опыт, направленность материала на выработку у обучающихся эмоционально-ценностного
отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным
заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного
идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей
Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В
первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и
религиозные традиции, помогающие обучающимся актуализировать, имеющие у них
знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования)
представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит
семья обучающегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом,
как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех
законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность
курса предполагает приобщение обучающихся к культурному наследию народов нашей
страны путём обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
– нравственным заповедям традиционных российских
религий;
– произведениям литературы, искусства, историческим
источникам, фольклору народов России, СМИ. Знания, которые получает обучающийся
в начальной школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга,
включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал
оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже
известное, имеющее корни в сознании обучающегося, его воображении. Этому
способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной
социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности
ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям,
своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам
людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.
Положительный нравственный пример из прошлого
или настоящего пробуждает у обучающихся стремление к подражанию, способствует
нравственному воспитанию. Обучающиеся ориентированы на персонифицированные идеалы
– яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны,
религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают обучающихся к
эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам,
обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в
другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей,
увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного
воспитания школьников.
В формировании духовно-нравственных основ
народов России большое значение имеет диалог обучающихся с
одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном
случае:
– является источником новых знаний, актуализации, обобщения
и систематизации изученного материала;
– способствует формированию эмоционально-личностного
отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей,
активизации процессов мышления у обучающихся;
– развивает культуру общения, повышает интерес к
учебе.
Диалоговой форме общения на уроках и дома
способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь
задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также
беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и
других родственников.
При изучении курса у обучающихся развиваются познавательные
способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста)
различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и
дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки
небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища,
культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые
объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным
героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные
суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах
личности и т.д.
Предметом внеклассной работы может быть
региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к
тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному
восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии
в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических,
культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т.
д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и
близкими национальных героев.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с
образовательной программой учреждения, учебным планом школы на 2014/2015
учебный год на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе отведено 34 часов из расчёта 1 учебный час в неделю - 34 учебных недель.
Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета
• Патриотизм и гражданственность: любовь к России,
родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и
других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине,
служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников
Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой
жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие,
верность, отзывчивость, сострадание честность, ответственность, гостеприимство,
доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение
родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие,
трудолюбие.
• Религии народов России: свобода вероисповедания,
веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их
духовно-нравственном значении в жизни людей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных
знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут
сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У обучающихся будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена
этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ,
уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным
традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности
заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на
негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими
духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах,
группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и
вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У обучающегося могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих
поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать,
прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками,
родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего
мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и
настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции,
терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в
общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой
национальности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные
действия
Обучающийся научится:
• организовывать и планировать свои действия, в
соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их
реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей
деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и
деятельности одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий,
осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Обучающийся получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и
умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач,
предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную.
Познавательные универсальные учебные
действия
Обучающийся научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу,
целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации
для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал),
наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в
изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством
учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления
аналогий, построения рассуждений и выводов;
Обучающийся получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников,
осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных
задач, включая справочную и
дополнительную литературу, Интернет; обобщать и
систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию
поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность,
участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные
действия
Обучающийся научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать
свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе,
выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать
собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при
решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в
группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь
одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к
одноклассникам.
Обучающийся получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других
людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей
деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины,
необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические,
обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного
рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать
творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения,
презентации).
Предметные результаты
В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» обучающийся научится:
• находить на карте национально-территориальные
образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт
людей;
• описывать памятники истории и культуры народов
России на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных
источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов
России;
• готовить небольшие сообщения о национальных
праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества,
национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов
России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать
их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в
семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье,
школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир»
знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике,
государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как
общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина»,
«россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине –
России.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о
традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками
и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России,
авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы
национально-территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье,
школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
• различать нравственные и безнравственные поступки,
давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (словари,
энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска
ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях,
религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений,
презентаций.
Содержание тем учебного предмета
Раздел «Народы России»
Россия – многонациональная страна. Каждый народ России
– неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и
Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их
историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники,
художественные промыслы, вхождение в состав России. Национально-территориальные
образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к
своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.
Раздел «Религии народов России»
Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной
культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России
религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие
народы исповедуют, основатели религий, священные книги,
символы веры и святыни, культовые сооружения и
искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян,
терпимость к иным верованиям.
Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов
России»
Человек – член общества. Главное богатство страны
–люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности.
Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость,
отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта,
сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей
(одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских
нравственных ценностей.
Расширение представлений о семье – самом близком
окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести
семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей
детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения
других. Обязанности ребёнка в семье. Художественная литература, фольклор, СМИ,
непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) –
источники знаний о нравственных ценностях.
Раздел «Наш дом – Россия»
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к
Родине. Понятие «россиянин». Русский язык – государственный язык нашей страны,
средство межнационального общения. Великая русская культура – один из
источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы.
Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба,
флага).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.