Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по основам светской этики 4 класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс УМК "Гармония"

Скачать материал

Рассмотрено                                        Согласовано                                     Утверждаю

на заседании МО                               зам. директора                                   директор СОШ № 6

протокол №_____                               ________О.А. Синюк                          ____С.Ю. Сорокина

___________Н.В. Викторова              «   » мая 2014г                                      «   » августа 2014г                                         

 «   »  мая 2014г                

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по ОРКСЭ,  4 класс

УМК «Гармония»

Паниной  Натальи  Николаевны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 - 2015 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Содержание

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Место учебного предмета в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание тем учебного курса

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ начального общего образования, на основе авторской программы по «Основы религиозных культур и светской этики» Н.И. Ворожейкина Издательство «Ассоциация XXI век», 2012 г.

      Цель изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

      Задачи курса:

• расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и

духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

• формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям  своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

• развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

      Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье. Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у обучающихся  эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти. Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие обучающимся актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья обучающегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение обучающихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

– географии России (сведения о природе и населении);

– истории России и народов её населяющих;

– нравственным заповедям традиционных российских религий;

– произведениям литературы, искусства, историческим источникам, фольклору народов России, СМИ. Знания, которые получает обучающийся в начальной школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании обучающегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших.

        Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у обучающихся стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию. Обучающиеся ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают обучающихся к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

       В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог обучающихся с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления у обучающихся;

– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

      Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

       При изучении курса у обучающихся развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

       Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.

Место учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом школы на 2014/2015 учебный год на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отведено 34 часов из расчёта 1 учебный час в неделю - 34 учебных недель.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

• Духовно-нравственные ценности: ценность человеческой жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение родителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.

• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

Требования к уровню подготовки обучающихся

      В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

 У обучающихся будут сформированы:

• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У обучающегося могут быть сформированы:

• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой

национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

• контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

• оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Обучающийся получит возможность научиться:

• оценивать свои достижения по овладению знаниями и умениями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

• понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

• применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Обучающийся получит возможность научиться:

• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и

дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

• осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

• сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Обучающийся получит возможность научиться:

• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающийся  научится:

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

• описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

• рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

• готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

• сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

• находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

• различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

• использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Содержание тем учебного предмета

Раздел «Народы России»

Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России. Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны. Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.

Раздел «Религии народов России»

Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги,

символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Главное богатство страны –люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие,  доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье. Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Раздел «Наш дом – Россия»

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин». Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).

 

 


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

4 класса 1 часа – в неделю, 34 часа  в год

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики»», автор: Н.И. Ворожейкина, Д.В. Заяц 2014г

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

Примечание

Предметные

(знать, уметь)

Метапредметные УУД

план

факт

Раздел. 1  «Народы России» (8ч.)

 

1.

 Введение в

новый предмет. Россия –

многонациональная страна.

Характеризуют, на основе актуализации знаний из курса «Окружающий мир», Россию как многонациональную страну. Объясняют, какие народы называются коренными народами России. Показывают на карте территорию России, её столицу, ареал расселения русских по территории страны,

национально-территориальные образования народов России.

Приводят примеры отличий

одного народа от другого.

Сравнивают (на основе иллюстраций) традиционные жилища; выявляют общие черты и отличия

Описывают национальные костюмы, изделия народных промыслов, о праздниках, обычаях и традициях коренных народов России.

Расширяют свои знания о вхождении отдельных народов России в её состав.

Обобщают знания о народах России, объясняют, что каждый народ России её неотъемлемая часть.

Обсуждают ситуации, касающиеся отношений между людьми разных национальностей.

Участвуют в презентации о коренных народах России (например, национальные праздники одного из

народов России) или в оформлении альбома, посвященного народам,

проживающим в родном крае.

Уметь находить на карте национально-территориальные образования Российской

 Федерации;

 определять влияние

 природных условий на жизнь и быт людей;

Личностные: осознавать  свою идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям; понимать ценности семьи в жизни человека и важность заботливого, внимательного отношения между её членами; знать основные нравственные  нормы, ориентация на их выполнение; стремление участвовать в коллективной работе.

Познавательные: осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника, наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму.

Регулятивные: организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и

условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их.

Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться

понять его точку зрения; сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам.

Стр.5-6, читать

 

 

 

2

 Русские.

Уметь находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; рассказывать о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

Стр.7-12, вопросы

 

 

 

3

 Русские.

Стр.7-12, презентация

 

 

 

4

Народы  Поволжья и Урала.

Уметь находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; характеризовать духовно-нравственные черты народов

России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

Стр. 13- 20, читать

 

 

 

5

Народы  Поволжья и Урала.

Стр. 13- 20, вопросы

 

 

 

6

Народы Северного Кавказа.

Стр.21-25, читать, вопросы

 

 

 

7

Народы

Крайнего Севера, Сибири и Дальнего

Востока.

Уметь находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации; описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника; характеризовать духовно-нравственные черты народов

России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

Стр.26-34, читать, вопросы

 

 

 

8

«Дети дома

одного». Обобщение по разделу

Уметь готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

 характеризовать духовно-нравственные черты народов

России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

Стр.35 – 37, презентация

 

 

 

Раздел 2. «Традиционные религии народов России» (11 часов)

 

9

Православие.

Рассказывают на основе учебника и других источников о традиционных религиях народов России; раскрывают их нравственные ценности.

Объясняют, что объединяет религии народов России.

Описывают (на основе иллюстраций учебника, непосредственного

наблюдения и других источников) культовые сооружения. Показывают роль религии, отдельных религиозных деятелей в истории и культуре России.

Объясняют, что такое веротерпимость. Обсуждают ситуации, касающиеся

взаимоотношений между людьми, исповедующими разные религии.

Участвуют в обсуждении сообщений одноклассников.

Уметь осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника, наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную

форму; установления аналогий, построения рассуждений и выводов;

Личностные: знать основные нравственные нормы, ориентация на их выполнение;

способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

стремление участвовать в коллективной работе; готовность оценивать своё, учебный труд, принимать оценки одноклассников,

учителя, родителей.

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

 применять для решения задач логические действия анализа, сравнения, обобщения,

установления аналогий, построения

 рассуждений и выводов.

Регулятивные: организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и

условиями их реализации, искать средства для их осуществления; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их.

Коммуникативные: сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Стр.39-42, читать, вопросы

 

 

 

10

Православие.

Стр.43-45, пересказ

 

 

 

11

Православие.

Стр.46

 

 

 

12

Православие.

презентация

 

 

 

13

Ислам.

Стр.47-50, пересказ

 

 

 

14

Ислам.

Стр.51

 

 

 

15

Ислам.

презентация

 

 

 

16

Буддизм.

Стр.52-54, пересказ

 

 

 

17

Буддизм.

Стр.55, презентация

 

 

 

18

Иудаизм.

Стр.56-59, презентация

 

 

 

19

Обобщение

по разделу

Уметь применять для решения

логические действия анализа, сравнения, обобщения,

сопоставлять информацию из разных источников,

осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную литературу, осуществлять исследовательскую деятельность

 

 

 

 

Раздел 3. «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России» (12 часа)

 

20

Духовно-нравственные

черты народов

России.

Характеризуют духовно-

нравственные черты народов России, основываясь на материале учебника, фольклоре и других источников.

Рассказывают о своей семье; оценивают характер семейных отношений.  Составляют перечень своих обязанностей в семье. Обсуждают приведенный в учебнике материал об отношении детей к родителям и родителей к детям.

Приводят примеры добрых дел (из учебника и других источников, включая и свои собственные поступки).

Участвуют в обсуждении поступков людей (нравственные, безнравственные), примеры которых отобраны в ходе групповой работы.

Участвуют в коллективном составлении перечня духовно-

нравственных норм, которые необходимы нам сегодня.

Уметь характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

 

 

Личностные: понимать ценности семьи в жизни человека и важность заботливого, внимательного отношения между её членами; знать основные  нравственные нормы, ориентации на их выполнение; способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями; стремление участвовать в коллективной работе (парах,

группах); готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

Познавательные: осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий,

 построения рассуждений и  выводов.

Регулятивные: организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и

условиями их реализации, искать средства для их осуществления; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их; оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам;

 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Стр.60-61, пересказ

 

 

 

21

Духовно-нравственные

черты народов

России.

Стр.62-65, пересказ

 

 

 

22

«Самое дорогое у человека – это

жизнь».

Уметь различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций.

Рисунок

 

 

 

23

«Самое дорогое у человека – это

жизнь».

Стр.66-67, пересказ

 

 

 

24

Семейные ценности.

Уметь рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

 оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их.

Стр.68-70, вопросы

 

 

 

25

Семейные ценности.

Стр.71-72

 

 

 

26

Семейные ценности.

рисунок

 

 

 

27

Нравственные ценности человеческого общества.

Уметь различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций; осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни. Понимать и принимать ценности как долг, милосердие миролюбие.

Стр.73-77. читать

 

 

 

28

Нравственные ценности человеческого общества.

Стр.78, рисунок

 

 

 

29

Любовь к Родине, верность Родине.

Знать о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государствен-ных институтах. Иметь

представление о России, как общем доме для

народов её населяющих.

сообщение

 

 

 

30

Любовь к Родине, верность Родине.

рисунок

 

 

 

31

Любовь к Родине, верность Родине.

презентация

 

 

 

Раздел 4. «Наш дом – Россия» (3 часа)

 

32

Россия –

Родина моя.

Русский язык

– язык межнационального

общения.

Объясняют смысл понятий «малая родина», «Родина», «россиянин».

Раскрывают роль русского языка в межнациональном общении.

Приводят примеры любви и преданности Отчизне, подвигов людей в Великую Отечественную войну.

Составляют описание картин российских художников, представленных в учебнике; выражают своё отношение к изображению.

Объясняют, что объединяет народы России, основываясь на материале учебника и знаниях, полученных в других курсах начальной школы.

Составляют перечень духовно-

нравственных норм, которые необходимы нам сегодня.

Понимать смысл понятий «малая родина», «Родина», «россиянин».

 

Личностные: осознавать свою идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям.

Познавательные: осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

 осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника, наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми.

Регулятивные: организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и

условиями их реализации, искать средства для их осуществления; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

осуществлять помощь одноклассникам.

Стр.79-81, пересказ

 

 

 

33

Роль русской культуры,

общероссийских законов в

объединении народов.

Знать примеры подвигов людей в Великую Отечественную войну

Стр.82-84, сообщение

 

 

 

34

Обобщение

материала курса.

Знать, что объединяет народы России

 

 

 

 


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.        Автоматизированное рабочее место  педагога: персональный компьютер (ЛОС) с программным обеспечением,  нтерактивное оборудование, интерактивная доска (Раnasonic),  проектор мультимедийный (EPSON), копировально-множительная техника: сканирующее устройство (сканер EPSON, печатное устройство (принтер Samsung)).

 

2.        Методическое обеспечение.

·      Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Программа общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Смоленск Ассоциация 21 век – 2012г.

·      Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. «Основы религиозных культур и светской этики» учебник для 4 класса «Ассоциация 21 век» – 2014;

·      государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);

·      настенные карты (России, родного края);

3.        Интернет-ресурсы:

·       Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».

·       http:www.Nachalka.com.

·       http:www.viku.rdf.ru.

·       http:www.rusedu.ru.

·       http://school-collection.edu.ru/

·       www.center.fio.ru    

·       http://www.maro.newmail.ru   

·       http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html   

·       http://www.int-edu.ni

·       ЦОР

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по основам светской этики 4 класс УМК "Гармония""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ начального общего образования, на основе авторской программы по «Основы религиозных культур и светской этики» Н.И. Ворожейкина Издательство «Ассоциация XXI век», 2012 г. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся и планируемыми результатами (УУД)

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 249 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 569
    • DOCX 63.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Панина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Панина Наталья Николаевна
    Панина Наталья Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6770
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности реализации ФГОС НОО для слепых и слабовидящих детей

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 091 человек

Курс повышения квалификации

Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Мини-курс

Психологические аспекты родительства и развития ребёнка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

Мини-курс

Hard-skills современного педагога

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек