Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 31
с
углубленным изучением предметов эстетического профиля»
«Рассмотрено на
заседании Утверждаю
предметного методического
объединения Директор школы:
протокол № ____
_____________ Е. В. Туренко
от «____» августа 2014 г.
протокол педагогического совета №__
Руководитель
МО: от «____» сентября
2014
г.
________________Г. Г. Рудько
Рабочая программа
по основам религиозных культур
и светской этики
модуль «Основы православной культуры»
для 4 класса
Составитель рабочей программы:
Немец Татьяна Петровна,
учитель начальных классов,
Год составления: 2014.
г.
Нижневартовск
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с
основными положениями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального
общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на
работу по учебно-методическому комплекту «Начальная школа XXI века в 4 классе МБОУ «СОШ №31 с углубленным
изучением предметов художественно - эстетического профиля».
1.1 Рабочая
программа по предмету «Основы православной культуры» разработана для учащихся
4 -х классов.
1.2 Цели и задачи курса. (Актуализация)
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и
идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в
мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную
составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть
духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы
без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного
становления личности.
Вопросы,
связанные с введением в школьную программу религиозной тематики,
рассматриваемой
в рамках
культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку
характер
светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением,
религиозными
объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников
образовательного
процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-
нравственного
воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.
В
то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе
несет с
собой
необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых,
психологических,
дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в
глобальных
сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В
этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса
«Основы
религиозных культур и светской этики».
1.3 Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1
год обучения (2014-2015 год)
1.4.Принципы
отбора материала
Основной принцип, заложенный
в содержании курса.- общность в многообразии, многоединство, поликультурность,
- отражает культурную, социальную. Этническую сложность нашей страны
современного мира.
Новый предмет призван актуализировать в содержании общего
образования, смоделировать педагогическими средствами российскую
религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских
школьников.
Отечественная
религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных
религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии,
«многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную
сложность как нашей страны, так и современного мира.
Отечественная
религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального
народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под
воздействие ряда факторов:
·
общая историческая судьба народов России,
исповедующих разные религии;
·
единое пространство
современной общественной жизни, включающее общность государства, языка,
образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему
межличностных отношений;
·
множество общенациональных вызовов внутреннего и
внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно
раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного
учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.
1.5.
Предполагаемые результаты освоения учебного курса:
§
понимание значения духовности, нравственности,
морали, морально ответственного поведения
в жизни человека, семьи, общества;
§
знание основных норм светской и религиозной морали,
религиозных заповедей; понимание их
значения в жизни человека, семьи, общества;
§
формирование первоначальных представлений об
исторических и культурологических
основах
традиционных религий и светской этики в России;
§
формирование уважительного отношения к традиционным
религиям и их представителям;
§
формирование первоначального представления об
отечественной религиозно-культурной
традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа
России;
§
знание, понимание и принятие личностью ценностей:
Отечество, семья, религия - как основы
традиционной культуры многонационального народа России;
§
укрепление веры в Россию;
§
укрепление средствами образования духовной
преемственности поколений.
1.6. Система оценки достижений учащихся
Текущий контроль:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного
действия до начала его реального выполнения; -
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; -рефлексивный,
контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся
на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления
учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных
операций с образцом. Итоговый
контроль в формах:
-публичные выступления ребёнка;
участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-решение
риторических задач;
-знание
норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное
время)
Формы контроля ЗУН: беседа;
фронтальный опрос; индивидуальный опрос; практикум; тестирование.
1.7.Спецификация
класса.
В группе обучается 23 учащихся четвертых классов.
Из них 4д- 5человек, 4в- 14человек. 4г-4человека.
По исследованиям на начало учебного года учащиеся
показали следующий результат:
высокий уровень школьной мотивации у 8 учащихся, что
составляет 34%;
средний уровень мотивации- у 11 учащихся - 47%, низкий
уровень мотивации- 4 ученика- 17%.
- Учащиеся способны адекватно судить о
причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успех с усилиями,
трудолюбием, старанием.
- Учащиеся умеют осуществлять действие по образцу и заданному
правилу- человек, умеют контролировать свою деятельность по результату
на среднем уровне.
- Учащиеся умеют осуществлять причинно-следственные связи и
отношения, взаимосвязанные с речевым компонентом интеллекта на среднем уровне
Учащиеся 4 классов имеют
средний уровень работоспособности.
1.8 Художественно-эстетическая
направленность преподавания курса
Рабочая
программа построена с учетом художественно-эстетического направления школы. Эстетическое
образование и воспитание связаны с формированием способности адекватного
восприятия прекрасного в окружающей действительности и умение его
преобразовывать по законам красоты. Художественно-эстетическое направление предмета
основы религиозных культур и светской этики модуля «Светская этика»
рассматривается через русскую литературу и русское искусство, красоту русского
языка и правильность использования речевых форм, обогащение устной и
письменной речи; формирование российской гражданской идентичности младшего
школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной
традиции.
Рассмотрение произведений русского и
современного искусства в классе позволяет заглянуть в мир прекрасного, научить
любить русскую живопись, литературу и историю; развивать патриотические
чувства, видеть и любить прекрасное в окружающем мире. Произведения искусства
позволяют ввести ребенка в мир новых образов, которые он прежде не видел или
заставляют увидеть знакомое совсем по- иному, с иной точки зрения.
2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
2.1. Рабочая программа составлена
на основе программы для 4 классов комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» под руководством А.Я.Данилюка. Нормативно-правовой
основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 74 от 1
февраля 2012 г. «о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;
Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009
ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от
11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
2.2.Общие цели и задачи курса.
Цель комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»–
формирование российской гражданской идентичности младшего школьника
посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Основное культурологическое
понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно
рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве
понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».
Задачами учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики» являются:
обеспечение
условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально- нравственных
идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
*знакомство обучающихся с культурно-историческими основами
традиционных религий и светской этики в России;
*развитие
представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни
личности, семьи, общества;
*обобщение
знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали,
полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы.
Учебный курс, в содержании
которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно
связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для
интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе.
Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно,
принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы,
ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши
предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися
российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры;
понимания религиозного, культурного многообразия и исторического,
национально-государственного, духовного единства российской жизни.
2.3. Общая характеристика учебного процесса
Рабочая программа построена в модульно-
развивающей технологии.
Технология
модульно- развивающего обучения способствует достижению
целей и задач образования.
Основной формой организации учебного процесса в модульном
обучении является модуль.
Технология
предполагает деятельностный подход, интеграцию, дифференциацию учебного . Для
работы с учащимися с повышенной школьной мотивацией, на адаптивно-
преобразующем этапе применяются задания направленные на анализ, синтез
изученного материала в нестандартных ситуациях.
Технологически урок выстраивается по схемам
впечатление –
понимание – принятие;
переживание -
отношение-освоение;
впечатление -
уподобление – осмысление – обобщение.
На уроке
используются такие художественные приемы:
- составление
художественных коллекций из произведений искусства по различным признакам: содержание,
настроение, жанр, автор, эпоха, стиль;
- словесное
рисование;
- музыкальное
«рисование»;
- жестовое
«рисование»;
- импровизация на
уточнение деталей;
- импровизация на
перевоплощение;
- создание системы
творческих заданий.
На уроках
используются формы художественно-познавательной ориентации:
- дискуссионно -
аналитические формы: беседа, обсуждение, конференции, вечер вопросов и ответов;
-
наглядно-практические формы: выставки, экскурсии, встречи с интересными людьми,
посещение музеев, оформление кабинетов;
- игровые формы:
викторины, турниры, воображаемые путешествия, инсценирование, выставки.
2.4.Логические связи данного предмета с остальными
предметами.
Образовательный процесс в границах учебного
курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у
обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции
посредством:
·
ориентации содержания всех модулей учебного курса
на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а
также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина
России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного
гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях
многонационального народа России;
·
педагогического
согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе
содержания всех модулей учебного курса;
·
системы связей, устанавливаемых между модулями
учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир,
русский язык, литература, история и др.);
·
педагогической организации общего
культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего
единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и
своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и
гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на
которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности,
моральные нормы, духовные идеалы;
·
ориентации учебного
содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями
актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших
подростков;
·
единых требований к результатам освоения содержания
учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и
системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно
раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических
основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее
религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс – это
введение в религиозно-культурную традицию России.
Данный курс тесно
связан с такими предметами как «Литературное чтение» через чтение и анализ
библейских мифов и преданий, работой с энциклопедиями и справочными материалами
; «Окружающий мир» - изучение основ истории и традиций древней Руси, знакомство
с текстами исторических источников; «Изобразительное искусство и живопись»-
знакомство с репродукциями, произведениями живописи, архитектуры.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных
культур и светской этики» изучается в объеме 1 ч в неделю 4 класса, всего
34 ч в год.
4.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Образовательный процесс в рамках учебного курса и в
системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе,
заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях
основного и среднего (полного) общего образования.
5.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по
учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть
направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения
содержания. Личностные
результаты:
-
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
формирование
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к
истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе
представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и
сопереживания чувствам других людей; развитие начальных
форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
-
наличие мотивации к труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
духовными ценностям.
Метапредметные результаты:
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности; поиска
средств
ее осуществления;
-
формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в
соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы
в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных
задач;
-
умение осуществлять информационный поиск для
выполнения учебных заданий;
-
овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров, осознанного
построения
речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-
овладение логическими действиями анализа, синтеза,
сравнения, обобщения, классификации,
установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон
и сотрудничества;
-
определение общей цели и путей ее достижения,
умение договориться о распределении ролей
в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
-
знание, понимание и принятие личностью ценностей:
Отечество, семья, религия - как основы
религиозно-культурной
традиции многонационального народа России;
-
знакомство с основными нормами светской и
религиозной морали, понимание их значения в
выстраивании
конструктивных отношений в семье и обществе;
-
понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека и общества;
-
формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их
роли
в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли
традиционных религий в становлении российской
государственности; формирование первоначального
представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе
многонационального многоконфессионального народа России;
-
осознание ценности человеческой жизни.
Требования к уровню
подготовки учащихся
На уроках по основам религиозных культур и светской
этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия:
религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть,
справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В
результате обучения в рамках этого модуля у учащихся должны сформироваться
мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а
также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений,
знания истории Отечества, истории православной культуры, адекватная оценка
собственного поведения и поведения товарищей
К концу
учебного года учащиеся должны:
Знать
историю возникновения и распространения православной культуры. Что такое
духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют. Знать
основные содержательные составляющие священных книг. Знать строение храма.
Что такое икона и чем она отличается от картины.
Понятие православный календарь его символы, святых,
праздники. Знать развитие православной культуры в истории России.
|
Уметь.
Умение слушать собеседника, вести диалог. Уметь описывать различные явления
православной духовной традиции и культуры. Уметь приводить примеры явлений
православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Уметь владеть
логическими действиями анализом, синтезом,
сравнением, обобщением, классификацией. Умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.
|
Применять
полученные знания в повседневной жизни, в социокультурном обществе.
Устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.
Излагать мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей и
общества. Анализировать
жизненные ситуации, выбирать нравственные формы
поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры
|
6.Содержание
тем учебного курса ОРКСЭ
Основы
православной культуры
Основные содержательные линии рабочей программы
представлены следующими разделами (темами):
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности
восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные
христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и
сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни.
Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы,
фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Кол-во часов
|
1
|
Введение. Духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества
|
1
|
2
|
Основы православной культуры
|
27
|
3
|
Духовные традиции многонационального
народа России
|
6
|
|
|
Итого 34
|
7.
Календарно-тематическое планирование.
Граф – схема к программе
по основам религиозных культур и
светской этики
модуль «Основы
православной культуры» для 4 класса 34 ч.
№
модуля
|
Название
модуля
|
У - М
|
С - П
|
К – С
|
А – П
|
С - О
|
К - Р
|
1.
|
Основы
православной культуры. Часть I. 17 ч
|
1
|
3
|
1
|
5
|
5
|
2
|
2.
|
Основы
православной культуры. Часть II. 17 ч
|
1
|
3
|
1
|
5
|
5
|
2
|
Модуль
№ 1 Основы православной культуры. 17ч.
Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.
Цель: -
формировать представление о духовных ценностях и нравственных идеалах человека
и общества;
-
развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать
словарный
запас;
-
воспитывать нравственные качества на примере литературных героев литературных
героев
и жизни реальных людей.
Знать: - что такое мораль, морально добрый поступок ; отличать добродетель от
порока
Уметь: - оперировать словами: альтруизм, эгоизм, добродетель, пороки;
УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и
восприятие текстов
художественного
и научного стилей; умение достаточной полнотой и точностью выражать
свои
мысли в соответствии с задачами и условии коммуникации;
Художественно-эстетическая
направленность: эстетическая направленность данного
модуля
выражается
через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность.
Дата
|
№ урока Этап
|
Тема урока
|
Способы достижения цели
|
Оценочная деятельность
|
01.09.14-
06.09
|
№ 1
У-М
|
Россия - наша Родина.
|
Организация
учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся
знаний
|
с\о доли
участия в беседе
|
08.09 -
13.09
|
№ 2
С-П
|
Культура и религия.
|
Частично
поисковая деятельность
|
с\о доли
участия в беседе
|
15.09 -
20.09
|
№ 3
С-П
|
Человек и Бог в православии.
|
Частично
поисковая деятельность
|
в\о доли участия
в беседе
|
22.09-
27.09
|
№ 4
А-П
|
Православная
молитва.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
в\о доли участия
в обсуждение
|
29.09-
04.10
|
№ 5
А-П
|
Библия и Евангелие.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
в\о доли участия
в обсуждение
|
06.10-
11.10
|
№ 6
А-П
|
Проповедь Христа.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
с\о доли
участия в беседе
|
13.10-
18.10
|
№ 7
С-О
|
Христос и Его Крест.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
с\о доли
участия в беседе
|
20.10-
25.10
|
№ 8
С-О
|
Пасха.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
самоконтроль:
понятийный
аппарат
|
27.10-
01.11
|
№ 9
С-О
|
Православное учение о человеке.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
самоконтроль:
понятийный
аппарат
|
2 чет.
10.11-
15.11
|
№ 10
К-Р
|
Совесть и раскаяние.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
Содержательная
оценка учителям
|
17.11-
22.11
|
№ 11
С-О
|
Заповеди.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
с\о доли
участия в беседе
|
24.11-
29.11
|
№ 12
С-О
|
Милосердие и сострадание.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
самоконтроль:
понятийный
аппарат
|
01.12-
06.12
|
№ 13
С-О
|
Золотое правило этики.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
самоконтроль:
понятийный
аппарат
|
08.12-
13.12
|
№ 14
С-О
|
Храм.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
самоконтроль:
понятийный
аппарат
|
15.12-
20.12
|
№ 15
С-О
|
Икона.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
Сод. оценка
умения систематизировать и обобщать изуч. при коллективном обсуждении
|
22.12-
27.12
|
№ 16
К-Р
|
Творческие работы учащихся.
|
|
Содержательная
оценка учителям
|
3 чет. 12.01-
17.01
|
№ 17
К-Р
|
Подведение итогов.
|
|
Рефлексия
|
Модуль № 2 Основы
православной культуры. 17ч.
Компетентность: - умение анализировать ситуации, отстаивать свою точку зрения.
Цель: - формировать представление о духовных ценностях и нравственных
идеалах человека
и общества;
-
развивать речь, воображение учащихся, умение работать с текстом, обогащать
словарный
запас;
-
воспитывать нравственные качества на примере литературных героев литературных
героев и
жизни
реальных людей.
Знать:
- что такое мораль, морально добрый поступок ;
отличать добродетель от порока
Уметь:
- оперировать словами: альтруизм, эгоизм, добродетель,
пороки;
УУД: свободная ориентация в понятийном аппарате данного модуля и
восприятие текстов
художественного и научного стилей; умение достаточной полнотой и точностью
выражать
свои мысли
в соответствии с задачами и условии коммуникации;
Художественно-эстетическая
направленность: эстетическая направленность данного
модуля
выражается
через освоение понятий: гармония, прекрасное, совершенство, духовность.
Дата
|
№ урока Этап
|
Тема
урока
|
Способы
достижения цели
|
Оценочная
деятельность
|
19.01-
24.02
|
№ 18
У-М
|
Как христианство пришло на Русь
|
Организация
учебного процесса направленного на систематизацию и обобщение имеющихся
знаний
|
с\о доли
участия в беседе
|
26.02-
31.01
|
№ 19
С-П
|
Подвиг.
|
Частично
поисковая деятельность
|
с\о доли
участия в беседе
|
02.02-
07.02
|
№ 20
С-П
|
Заповеди блаженств.
|
Частично
поисковая деятельность
|
с\о доли
участия в беседе
|
09.02-14.02
|
№ 21
С-П
|
Зачем творить добро?
|
Частично
поисковая деятельность
|
в\о доли участия
в обсуждение
|
16.02-
21.02
|
№ 22
К-С
|
Чудо в жизни христианина.
|
Самостоятельная
работа.
|
Рефлексивная
работа
|
24.02-
28.02
|
№ 23
А-П
|
Православие о божием суде.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
в\о доли участия
в обсуждение
|
02.03-
07.03
|
№ 24
А-П
|
Таинство Причастия.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
в\о доли участия
в обсуждение
|
09.0314.03
|
№ 25
А-П
|
Монастырь.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
в\о доли участия
в обсуждение
|
16.03-
21.03
|
№ 26
С-О
|
Отношение христианина к природе.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
с\о доли
участия в беседе
|
4 чет.
30.03-04.04
|
№ 27
С-О
|
Христианская семья.
|
Коллективная
работа
|
Рефлексивная
работа
|
06.04-
11.04
|
№ 28
С-О
|
Защита Отечества.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
самоконтроль:
понятийный
аппарат
|
13.04-
18.04
|
№ 29
С-О
|
Христианин в труде.
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
с\о доли
участия в беседе
|
20.04-
25.04
|
№ 30
С-О
|
Любовь и уважение к Отечеству
|
Упражнения,
направленные на формирование понятийного аппарата
|
самоконтроль:
понятийный
аппарат
|
27.04-
23.05
|
№ 31-34
К-Р
|
Итоговая презентация творческих проектов
учащихся.
|
Поисковая
деятельность
|
Содержательная
оценка умения систематизировать и обобщать изученное при коллективном
обсуждении.
|
8.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных
учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012
2. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5
классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Кураев.- М.:
Просвещение, 2012
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы:
справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова,
Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
4. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
Список литературы:
1. Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы:
справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А. Тишкова,
Т.Д. Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
2. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5.
3. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные
презентации, тематически связанные с содержанием курса.
4. Энциклопедическая и справочная литература
5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для
родителей/ Данилюк А.Я М.: Просвещение, 2012.
6. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России.
(А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков) – М. Просвещение,
2010 г.
Материально-методическое
обеспечение.
Телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство
для воспроизведения аудиокассет, СD и DVD , мультипроектор, диапроектор,
экспозиционный экран и др.); вспомогательное оборудование и устройства,
предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства
применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной
деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника (по возможности)
и др.;
• экранно-звуковые пособия, передающие
содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
электронное пособие к каждому модулю курса «Основы
религиозных культур и светской этики»;
дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные
презентации, тематически связанные с содержанием курса;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.