Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской
этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и
авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики».
Кураева А. В. «Просвещение», 2010.
В современном мире особое значение приобретают
духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как
толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу
и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях
национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную
программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего
комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений
и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы
православной культуры» является культурологическим и направлен на
развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и
ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций
многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни
современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры
призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора
учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного,
достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации,
уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и
межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с
нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России
происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цель курса «Основы православной
культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника
посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
1. знакомство
обучающихся с основами православной культуры;
2. развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе;
4. формирование
у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы;
5. развитие
способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников
образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную
мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ. В
основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые
национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность,
семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и
литература, природа, человечество.
Федеральный базисный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный
час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры»
рассчитана на 34 часа.
Содержание учебного материала
Раздел I. Введение в православную духовную традицию.
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое
культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит
религия.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера
в Бога может влиять на поступки людей.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура
Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия.
Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое
сокровище нельзя украсть.
Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не
уклонился от казни. Какова символика креста.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое
образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как
исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и
воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого
называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что
такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.
Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Раздел II. Православие в России.
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое
крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач
может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских
добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему
христиане верят в бессмертие.
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое
Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы.
Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное
кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых
защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).
Используемые
методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
·
Технологии
диалогового взаимодействия:
-технология
рефлексивного чтения;
-технология
обсуждения проблем;
-технология
взаимного обмена заданиями.
·
Познавательно-исследовательские
методы:
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский
проект.
·
Методы
обратной связи:
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная
пресс-конференция;
- разговор с
замещённым собеседником.
·
Игровые
и деятельностные методы:
-игра-испытание;
- ролевая игра;
- продуктивный
труд.
Формы
обучения
·
Классно-урочные
занятия.
·
Групповая
форма обучения.
·
Внеклассные
занятия – классные семейные праздники.
·
В
ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на
основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой
форме.
·
Экскурсии.
Требования
к предметным результатам:
· знание,
понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России;
· знакомство
с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
· формирование
первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
· осознание
ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Учебно-тематическое
планирование
№ темы
|
Тема
|
Количество
часов
|
Экскурсии
|
I.
|
Введение.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
|
1
|
1
ч
|
II
|
Основы
православной культуры
|
28
|
1
ч
|
III
|
Духовные
традиции многонационального народа
|
5
|
1
ч
|
|
Всего
|
34
|
|
Учебно-методическое обеспечение
Литература, использованная при составлении рабочей программы
1. Кураев
А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной
культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений –
Москва: «Просвещение», 2010.
2. Основы религиозных культур и православной этики. Основы
православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время»,
2010.
3.
Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В.
Кураева
Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин
А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск,
2005.
4. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными
вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
5. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество.
Москва, 1996.
6. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для
чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство
Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
7. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»:
ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
8. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва:
Издательский дом «Покров», 2003.
9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. –
М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ»,
2003.
10. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
11. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд.
«Граница», Москва, 1993г.
12. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский
журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.
13. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия:
программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва:
«Славянский Дом», 2001год.
Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе
А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим:
1. учебное пособие для общеобразовательных школ «Основы
религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4
класс, автор Кураев А.В.;
2. методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных
культур и православной этики. Основы православной культуры»;
3. электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы
Православной культуры».
Литература для обучающихся
1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское
Библейское общество. Москва, 1996.
2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»:
ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для
чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство
Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.
4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва,
ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными
вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-
6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.:
ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.
8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия -
ЖЗЛ», 1997.
9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское
Библейское общество. 2006.
10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд.
«Белый город», 2004.
11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. –
М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ»,
2003.
12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург,
изд. «Шпиль», 2003.
13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд.
«Граница», Москва, 1993.
14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд.
Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.
15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах.
Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.
16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. –
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова.
Изд. «Белый город», М., 2004.
18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской
Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.
19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. –
М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006
Материально-техническое обеспечение
Для
изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие
объекты и средства материального обеспечения:
- технические средства;
- экранно - звуковые пособия: электронное приложение «Основы
православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые)
образовательные ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы,
мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- учебно - методические комплекты, комплексная программа, учебные
пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя,
нормативно - правовые документы, научно - популярные книги, документальные
источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература
(рассказы для детей о священных книгах) и д.р.
Примерные
темы творческих работ
Темы сочинений:
«Как я понимаю
православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии
в жизни человека и общества»
«Православный храм
как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный
храм»
«Православные
святыни»
«Шедевры
православной культуры»
«Православные
праздники»
«Крещение Руси как
начало великой русской культуры»
«Может ли
христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения
христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли
подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к
людям»
«Мое отношение к
России»
«С чего начинается
Родина»
«Вклад моей семьи
в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка –
защитник Родины»
«Мои друзья – люди
разных национальностей и вероисповеданий»
Темы
исследовательских работ:
Как христианство
пришло на Русь
Христианское
отношение к природе.
Святые в отношении
к животным.
Русские
святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра
Невского, Дмитрия Донского или других)
Православная
культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность
социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических,
мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и
др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по
предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем
возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться
комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного
материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности
школьников.
Для
проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету
«Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных
заданий.
1)
Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”,
“Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2)
Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками
значимого слова или части предложения.
3)
Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4)
Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует
провести сравнение.
5)
Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из
нескольких предложенных вариантов.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.