Муниципальное
казённое общеобразовательное учреждение
основная
общеобразовательная школа № 5
г.
Острогожска
«Согласовано»
«Утверждено»
Заместитель
директора Директор
по УР МКОУ ООШ №
5 МКОУ
ООШ № 5
_______ Рощупкина
Л.П. _________
Анцупова Н.А.
«____» ________
20___ г. Приказ № ___ от
«___» _____ 20__ г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по
основам православной культуры
(4 класс)
Иконникова
Людмила Николаевна
(учитель
начальных классов
I
квалификационная категория)
«Рассмотрено»
Руководитель
МО
________________
Протокол №
___
от «____»
______ 20____ г.
2014-2015
учебный год.
Пояснительная записка.
Программа
разработана на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования 2010 г., концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина РФ.
2. Закона
Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).
3. Регионального
базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области (Приказ
Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об
утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные
образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования» № 760 от 27.07.2012 г).
4. Учебного
плана МКОУ ООШ № 5 на 2014/2015 учебный год.
5.
Примерной программы по основам православной культуры и на основе УМК «Школа
России».
1. Цель и
задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель
курса
«Основы православной культуры» – формирование российской гражданской
идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной
религиозно-культурной традиции.
Задачи
учебного курса:
1. Знакомство
обучающихся с основами православной культуры;
2. Развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
3. Обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе;
4. Формирование
у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов
на ступени основной школы;
5. Развитие
способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс «Основы православной культуры» будет содействовать интеграции всех
участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в
национальную мировую культуру.
В основе учебно - воспитательного процесса курса «Основы православной культуры»
заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность,
гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские
религии, искусство и литература, природа, человечество.
2. Место
предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации
отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
3. Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.
Обучение
детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования
к личностным результатам:
·
формирование
основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
·
формирование
образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
·
развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
·
развитие
этических чувств как регуляторов морального поведения;
·
воспитание
доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
·
развитие
начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
·
развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
·
наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Требования к
метапредметным результатам:
·
овладение
способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также
находить средства её осуществления;
·
формирование
умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы
в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное
использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных
технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
·
умение
осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
·
овладение
навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного
построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
·
овладение
логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
·
готовность
слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
·
определение
общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
·
адекватно
оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
·
знание,
понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг,
милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа
России;
·
знакомство
с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании
конструктивных отношений в обществе;
·
формирование
первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в
истории и современности России;
·
осознание
ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Данный модуль
комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4 класс» - изучается
обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей.
Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (0,5 ч.)
Всего 34
ч за год
4.
Общая характеристика учебного предмета
Цель
учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь
воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и
честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным
учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем,
кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других
национальностей, верований и убеждений.
В ходе изучения
этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и
нравственными основами родной православной культуры. Федеральный
Закон «О свободе
совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль
православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого
законодательного признания особого значения православия в истории нашего
Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в
общеобразовательных учреждениях России.
Преподавание основ
православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели
дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено
на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая
при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся
начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами
родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен
стремиться к добродетельной жизни.
5.
Учебно-методический
комплекс
Развернутое тематическое планирование
составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение»,
2012.
Для реализации программного содержания
используется :
Для учеников:
1.Учебник
для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва.
2010г
2.Электронное
приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и
светской этики. Основы православной культуры.
Для родителей:
«Основы
религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учителя:
1.
«Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных
учреждений.4 класс. 2010
2.
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная
литература.
3.
Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных
культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.
4.
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации,
тематически связанные с содержанием курса.
5.
Энциклопедическая и справочная литература.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.