Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

                        средняя общеобразовательная школа с. Удельно-Дуваней

                      муниципального  района Благовещенский район Республики Башкортостан

 

Рассмотрено на                                    заседании РМО

Руководитель _____

/Т.С.Быкова/

Протокол №____

«___» _________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____  /_Шабанова Л.Р./

«___» _________       20__г.

Утверждаю

Директор

МОБУ СОШ

с. Удельно-Дуваней

_____  /Л. А. Гайниева/

Приказ №______

«___» _________       20__г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по комплексному  учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

учебный модуль «Основы светской этики»

для учащихся 4  класса

Срок реализации  данной программы  2014 -2015  учебный год

разработана на основе Программы общеобразовательных  учреждений 4-5 классы. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской  этики.

Автор: А.Я.Данилюк. Москва «Просвещение»,2012 год

 

Составитель: Переведенцева Мария Викторовна

 

 

Год составления программы: 2014 год.

                                                                             

1.Пояснительная записка

 

Рабочая программа по   основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ),  учебному  модулю «Основы светской этики» разработана с учётом требований Федерального государственного обра­зовательного стандарта начального общего образования.

При составлении рабочей программы использованы нормативные документы:

1.         Нормативная основа:

·         Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,

·         Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

·         Приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г.  «Об утверждении введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»,  

·         Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

·         Устав образовательной организации;

·         Основные образовательные программы НОО.

·         Примерные программы по учебным предметам;

·         Учебный план образовательной организации МОБУ СОШ села Удельно-Дуваней;

·         Положение о рабочей программе учителя (локальный акт ОУ)

·         Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

·         Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

·         Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

 

           1.2. Цели и задачи изучения учебного предмета:

 

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской  этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним,  а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи:

- знакомство обучающихся с основами светской этики;

- развитие представлений младшего  подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

- развитие способностей младших школьников к общению  в полиэтничной  и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

1.3.  Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

 

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода,  имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в  том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями,  признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного  процесса. Запрос на современное образование, решающее задачи духовно-нравственного   воспитания граждан России, остается слишком значимым.

Современный национальный воспитательный  идеал – это высоконравственный,  творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,   укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа   Российской Федерации.

Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид  деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное  развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации   содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

1.      Патриотизм

2.      Социальная солидарность

3.      Гражданственность

4.      Семья

5.      Труд и творчество

6.      Наука

7.      Традиционные российские религии

8.      Искусство и литература

9.      Природа

10.  Человечество

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой  нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе    общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди   которых воспитание детей и молодёжи

 

1.4. Место учебного предмета в учебном плане.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики»  изучается в объеме 1 часа в неделю в 4 классе. Основные содержательные модули курса:

- Основы православной культуры

- Основы исламской культуры

- Основы буддийской культуры

- Основы иудейской культуры

- Основы мировых религиозных культур

- Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и согласия его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. В нашей школе с согласия детей и по выбору родителей был выбран модуль «Основы светской этики».

1.5.  Общая характеристика учебного предмета.

 

Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

 

1.6. Сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;

 Программа курса составлена на основе  Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы. Основы религиозных культур и светской этики. Данилюк А. Я. – М.: Просвещение, 2012.

 

1.7.Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

в процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Познавательно-исследовательские методы: беседа-распознавание; диалог-сравнение;  исследовательский проект. Методы обратной связи: интерпретация;  загадки-притчи; проблемная пресс-конференция;  разговор с замещённым собеседником. Игровые и деятельностные методы: игра-испытание; ролевая игра; продуктивный труд.

 

2. Основное содержание курса.

 

Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль  гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что  значит быть нравственным в наше время?  Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

3.Планируемые результаты

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

 знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- уметь готовить сообщения по выбранным темам.

4.Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Предлагается качественная оценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются. Бальная отметка не выставляется. Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, проверка рабочих тетрадей, тестирование, подготовка и презентация проекта. По предмету оценки не выставляются. В программе предусмотрены обобщающие уроки, в виде презентации творческих работ, которые способствуют активизации  учебной работы школьников

5.Календарно-тематическое планирование

урока

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема урока

Вид контроля

Примечание

 

1 четверть(9 ч)

Блок 1. Введение. Духовно-нравственные и нравственные идеалы в жизни человека и общества-1ч

Основные виды учебной деятельности:

Знакомятся  с общественными нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития представлений человечества  о морали  и нравственности.

 

1

03.09

 

Введение. Знакомство с учебником

В

 

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики-28ч

Основные виды учебной деятельности:

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры и морали.

Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку  в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества.

Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в  произведениях  литературы и искусства.

2

10.09

 

Россия  - наша Родина.

 

 

3

17.09

 

Что такое  светская  этика.

 

 

4

24.09

 

Культура и мораль.

 

 

5

01.10

 

Особенности морали.

 

 

6

08.10

 

Добро и зло.

 

 

7

15.10

 

Добро и зло. Обобщение.

Т

 

8

22.10

 

Обобщение. Диспут

Т

 

9

29.10

 

Добродетель и порок

 

 

2четверть-(8 ч)

10

05.11

 

Добродетель и порок. Обобщение темы

Т

 

11

12.11

 

Свобода и моральный выбор человека

 

 

12

19.11

 

Свобода и ответственность

 

 

13

26.11

 

Моральный долг.

 

 

14

03.12

 

Справедливость.

 

 

15

10.12

 

Альтруизм и эгоизм.

 

 

16

17.12

 

Обобщение. Презентация творческих проектов

Т

 

17

24.12

 

Дружба

Т

 

3 четверть ( 9 ч)

18

21.01

 

Что значит быть моральным.

 

 

19

28.01

 

Род и семья – исток нравственных отношений.

Т

 

20

04.02

 

Нравственный поступок.

 

 

21

11.02

 

Золотое правило нравственности

 

 

22

18.02

 

Стыд, вина и извинения.

 

 

23

25.02

 

Честь и достоинство

 

 

24

04.03

 

Совесть

 

 

25

11.03

 

Нравственные идеалы

 

 

26

18.03

 

Нравственные идеалы. Тестирование

Т

 

4 четверть- (8 ч)

27

01.04

 

Образцы нравственности в культуре Отечества

 

 

28

08.04

 

Этикет

 

 

29

15.04

 

Семейные праздники

 

 

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России5ч

Основные виды учебной деятельности:

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений культурных традиций.

Осуществляют поиск необходимой  информации для выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме).

 

30

22.04

 

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

 

 

31

29.04

 

Любовь и уважение к Отечеству. Подготовить проект по курсу ОРКСЭ

Т

 

32

06.05

 

Защита проектов

Т

 

33

13.05

 

Итоговая презентация творческих проектов учащихся

И

 

34

20.05

 

Урок – праздник «Род и семья – исток нравственных отношений»

Т

 

 

6.Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

1.      Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Москва  «Просвещение»,2012 год

2.       Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е.Казьмина и др.под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. Москва «Просвещение»,2012 год

3.      Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/ А.Я.Данилюк. Москва «Просвещение», 2010 год.

4.      .Оборудование и приборы: магнитофон, компьютер, проектор и тд.

5.      Учебные видеоматериалы к урокам

6.      Рабочая тетрадь на печатной основе Составитель: Ветошкина Ирина Борисовна2013г

Электронные ресурсы:

 

Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx

Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО

http://orkse.ipkro-38.ru/

 Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/

http://www.gumer.info/bogoslov– электронная библиотека

http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека

http://www.lib.ru – электронная библиотека

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

        2. Интерактивная доска

          Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012.

4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

7.Список литературы

Литература для учителя:

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010

Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010

Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010.

Литература для учащихся:

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010

    Рабочая тетрадь на печатной основе Составитель: Ветошкина Ирина Борисовна2013г

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Ректор

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по комплексному  учебному курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
учебный модуль «Основы светской этики»
для учащихся 4  класса
Срок реализации  данной программы  2014 -2015  учебный год
разработана на основе Программы общеобразовательных  учреждений 4-5 классы. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской  этики.
Автор: А.Я.Данилюк. Москва «Просвещение»,2012 год

Составитель: Переведенцева Мария Викторовна


Год составления программы: 2014 год.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 684 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 424
    • DOCX 126 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Переведенцева Мария Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 22
    • Всего просмотров: 16691
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 352 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Курс повышения квалификации

Гендерный подход в обучении и развитии учащихся младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе