Раздел I.
Пояснительная записка
Данная рабочая
программа по окружающему миру разработана в соответствии со ст.14.п.5,
ст.15.п.1, ст.32.п.2, пп.6,7 Закона Российской Федерации «Об образовании»,
Уставом школы, с основной образовательной программой начального общего
образования. Для разработки учебной программы были использованы следующие
материалы:
Федеральный государственный стандарт
начального общего образования,
Примерная программа по окружающему миру,
Авторская программа О.Т.Поглазова
«Окружающий мир» 1-4 классы, утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Основными целями изучения
курса «Окружающий мир» являются:
- формирование у младших школьников
целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и
культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм
взаимодействия с природой и людьми;
- воспитание гармонично развитой,
духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою
принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его
населяющих;
- личности, стремящейся активно
участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
- развивающие: развитие
познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем
мире, социализация ребёнка, развитие личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных универсальных учебных действий;
- образовательные: ознакомление с
взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися
знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира,
освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и
разных видов учебной деятельности, формирование информационной культуры (знание
разных источников информации, умение отбирать нужную информацию,
систематизировать её и представлять);
- воспитательные: воспитание любви
к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле,
сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к
прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие;
формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного
поведения в природе, в быту, в обществе.
Основные содержательные линии
предмета «Окружающий мир» определены Стандартом начального общего образования
второго поколения и представлены в примерной программе содержательными
блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной
жизни».
Основной
особенностью содержания курса «Окружающий
мир» является его интегративный характер.
В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших
событиях в истории российского государства. Человек
предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и
член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного
края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о
природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у
учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В
содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне
обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические,
географические, астрономические, экологические знания, что позволяет
осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего
изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегрированный курс «Окружающий мир»
предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей
всех предметных линий начальной школы. В
процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в
разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в
естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии,
в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях
окружающего мира.
Представление
целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение
разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика,
его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое
восприятие мира природы и культуры.
Курс
создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных
действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе
изучения окружающего мира учащиеся
осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку
(запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и
наглядной); планируют и выполняют небольшие
исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности
протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все
компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по
её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно
школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению.
В
процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами
и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного
оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус,
карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и
др.), создают собственные
простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших
школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов
познания окружающего мира.
Анализируя
информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в
группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ,
синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из
основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Формированию
универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся,
осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск
информации из разных источников, учатся объединять знания из разных
образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной
и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и
самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким
образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его
предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное
развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся
усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные
действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач,
обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и
общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям,
принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и
традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений,
желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально
развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и
применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными
коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для
успешного продолжения обучения в основной школе.
Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета
· Мир
многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и
познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого
себя, природы и общества.
·
Природа жизненно необходима и ранима – нужно
знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа
планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех
народов Земли.
· В
мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с
ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в
жизни – следует изучать и уважать его.
· Личность,
уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции
своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно
ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно
выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа
жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия
российского общества.
Место учебного предмета в учебном плане
На
изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2 ч в
неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебных недель).
Раздел II.
Учебно-тематический план
Содержание программного
материала
|
Количество часов
|
1
|
Разнообразие изменений в окружающем мире
|
8ч
|
2
|
Сезонные изменения в природе
|
12 ч
|
3
|
Тела и вещества, их свойства
|
14ч
|
4
|
Сезонные изменения в природе. Зима.
|
5ч
|
5
|
Организм человека и его здоровье
|
12 ч
|
|
Сезонные изменения. Весна.
|
3ч
|
6
|
Развитие животных и растений
|
9 ч
|
7
|
Изменение быта и культуры наших предков
|
11 ч
|
|
Итого
|
68 часов
|
Раздел III.Содержание
программы (68 часов)
Разнообразие
изменений в окружающем мире
Изменение
положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина
изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало
сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие
годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного
календаря. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения
за ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура
воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение
температуры воздуха. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях
(гроза, ураган, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.
Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия
метеоролога. Современная метеослужба.
Осенние
изменения в природе
Сезонные
явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе
(снижение высоты солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня,
похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты
птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Осень в жизни наших
предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в
произведениях литературы и искусства.
Тела
и вещества, их свойства
Понятия
«тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое,
жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении
веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп),
открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов.
Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.
Воздух
и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав.
Воздух - смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в
воздухе. Источники загрязнения воздуха. Вода в природе, её значение для всего
живого. Физические свойства воды. Вода - растворитель. Твёрдое, жидкое,
газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из
одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.
Круговорот
воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты.
Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования
воды.
Почва
и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы
- главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных.
Обитатели
почвы - участники круговорота веществ в ней. Разрушение почвы водой, ветрами,
в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и
загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный
способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.
Зимние
изменения в природе и в жизни человека
Изменения
в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение солнца над
горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров,
ледостав, изморозь. Зимний период в жизни
Организм
человека и его здоровье
Ценность
здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и
условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его
внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной,
кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека.
Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции
суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника.
Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при
переломах, растяжении связок. Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные
и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного
дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на
свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды.
Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение.
Кровь и её роль в организме.
обморожениях
и ожогах. Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного
мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и
укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение
заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные
представления о строении органов чувств. Личная ответственность за состояние
своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с
нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, отношение к курению,
способы закаливания и лечения наших предков. Изменения в неживой и живой природе
весной: более высокое положение солнца над горизонтом, увеличение
продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда,
сокодвижение в стеблях растений, развёртывание листьев, первоцветы.
Развитие
животных и растений
Многообразие
животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение
разных фупп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных.
Важность знаний о стадиях развития животных.
Многообразие
растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия,
необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет,
минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые,
влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как
о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы,
листьев, стебля, цветка для растения.
Изменение
быта и культуры наших предков
Наука
история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и
письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной
язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.
Старинный
уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство,
охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы,
населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта.
Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Жизнь на селе в старину.
Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия
сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на
Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические
центры современных городов - архитектурные памятники России. Занятия горожан в
старину. Гончарное, кузнечное дело, художественная роспись и другие ремёсла
наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество.
Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремёсла
коренных жителей родного фая. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.
Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег.
Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину.
Раздел IV.
Календарно-тематическое
планирование
уроков окружающего
мира в 3 классе
№ п/п
|
Тема
|
Тип урока
|
Дата
|
Формируемые УУД
|
Повторение
(подготовка к РЭ)
|
Домашнее задание
|
Вид контроля
|
При
ме
чания
|
По плану
|
Факт.
|
Разнообразие изменений в окружающем мире - 8часов
|
1
|
Земля –
наш общий дом
|
УУНЗ
|
2.09
|
|
Регулятивные
Умение
ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и
планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать
нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.
Умение
объединять объекты в группы по общим существенным признакам.
Познавательные
Познавательный
интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную
информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.
Умение
принимать и решать познавательные и учебные задачи,
умение
выполнять проектную работу
Умение
извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.
Личностные
Сотрудничать при
решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою точку
зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого
|
Объекты
живой и неживой природы.
|
с. 8–13
тест № 1, работа № 1.
|
Фронтальная
беседа
|
|
2
|
Разнообразие
изменений в природе и в жизни людей
|
КУ
|
4.09
|
|
Объекты
живой и неживой природы.
|
с.
14–21;
Рабочая
тетрадь – с. 3, задания 3, 4.
|
Фронтальная
беседа
|
|
3
|
Времена
года
|
КУ
|
9.09
|
|
Изменения,
происходящие в природе и жизни людей.
|
с.
22-26; Рабочая тетрадь – с. 4–5, задания 5, 7.
|
Индивидуальный
опрос.
|
|
4
|
Старинный
календарь
|
КУ
|
11.09
|
|
Признаки
времен года.
|
с.
27–29;
Рабочая тетрадь
– с. 4–5, задания 6, 8, 9.
|
Творческое
выступление
|
|
5
|
Атмосферные
явления и погода
|
УУНЗ
|
16.09
|
|
Как
образуются облака. Что такое осадки?
|
с.
30–35;
Рабочая
тетрадь – с. 6-7, задания 10–15.
|
Текущий
контроль
|
|
6
|
Температура
и её измерение
|
УУНЗ
|
18.09
|
|
Правила
пользования термометром.
|
с.
36–39;
Рабочая
тетрадь – с. 8–9, задания 16 – 21.
|
Фронтальная
беседа. Работа в парах.
|
|
7
|
Прогноз
погоды.
Тестовые
задания - с.41–44, работа №2
|
УСОЗУ
|
23.09
|
|
Приметы плохой
и хорошей погоды.
|
с.
40–44;
Рабочая
тетрадь – с. 10-11, задания 22-25;
|
Самостоя
тельная работа
|
|
8
|
Необычные
атмосферные явления.
|
КУ
|
25.09
|
|
Как
вести себя во время грозы.
|
с. 45 –
50;
Рабочая
тетрадь – с. 11, задания 26-28;
Тестовые
задания - с. 15–20, тест № 2, с. 25-28, работа с текстом.
|
Фронтальная
беседа. Работа в парах.
|
|
Сезонные изменения в природе (12 часов) ( Осень
- 4часа, зима-5часов, весна-3часа)
|
9
|
9.
Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе и жизни людей
|
Урок-экскурсия
|
30.09
|
|
Личностные
Умение
представлять информацию, полученную в результате наблюдений в разных формах. Коммуникативные
Умение
сотрудничать в группе.
Познавательные
Познавательный интерес к наблюдению сезонных изменений в природе,
наглядно-образное и логическое мышление,
|
|
|
Фронтальная
беседа.
|
|
10
|
Осень в
природе
Тестовые
задания - с. 35–38, работа № 3.
|
КУ
|
2.10
|
|
Установление
связи живой и неживой природы.
|
с. 51–62;
Рабочая
тетрадь – с. 12–15
|
Самостоятельная
работа
|
|
11
|
Осенние
заботы
|
КУ
|
7.10
|
|
Установление
связи живой и неживой природы.
|
с.
51–62;
Рабочая
тетрадь – с. 12–15, задания 1–9, с. 16, задание 11;
с. 21,
задания 21-24;
|
Фронтальная
беседа.
|
|
12
|
Осенняя
пора в жизни людей. Осень в жизни наших предков
Тестовые
задания - с. 29–34, тест № 3.
|
УСОЗУ
|
9.10
|
|
Жизнедеятельность
людей в разные времена года.
|
с. 63-
70
|
Текущий
контроль
|
|
Тела и вещества, их свойства - 14 часов
|
13
|
Тело и
вещество. Три состояния вещества
|
УУНЗ
|
14.10
|
|
Регулятивные
Умение
ставить задачу, выбирать способ её решения, планировать и корректировать свои
действия.
Оценивать
своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать
предположения и проверять их по учебному тексту.
Коммуникативные
Участвовать
в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.
Умение
высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
Познавательные
Умение
характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под
понятие.
Наблюдательность,
логическое, экологическое мышление.
Умение
работать с моделями, схемами, диаграммами.
Выполнять
умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать полученную
информацию.
|
Разные
состояния веществ.
|
с. 71-73;
Рабочая
тетрадь – с. 22-23, задания 1-4.
|
Фронтальный
опрос
|
|
14
|
Строение
вещества
Тестовые
задания – с. 45-48, тестовая работа № 4.
|
КУ
|
16.10
|
|
|
с.
74–77;
Рабочая
тетрадь – с. 23, задания 5-7, с. 24, задание 10.
|
Текущий
контроль
|
|
15
|
Удивительные
открытия
Тестовые
задания – с. 39-44, тест № 4.
|
КУ
|
21.10
|
|
Способы
борьбы с бактериями.
|
с.
78–85;
Рабочая
тетрадь – с. 24-25задания 8, 9, 11-14.
|
Текущий
контроль
|
|
16
|
Воздух и
его состав
|
Урок-исследование
|
24.10
|
|
Значение
воздуха для жизни.
|
с.
86–89;
Рабочая
тетрадь – с. 26, задания 15-17.
|
Фронтальный
опрос
|
|
17
|
Свойства
воздуха
|
УСОЗУ
|
28.10
|
|
Значение
воздуха для жизни.
|
с.
90-91;
Рабочая
тетрадь – с. 27-28, задания 18-20.
|
Творческая
работа.
Работа
в группах.
|
|
18
|
Как используют
воздух
|
УКЗУ
|
30.10
|
|
Значение
воздуха для жизни.
|
с.
92-94;
Рабочая
тетрадь – с. 28-29, задания 21-22.
|
Индивидуальный
опрос. Работа в парах.
|
|
19
|
Вода и
её свойства
|
Урок-исследование.
|
11.11
|
|
Свойства
воды.
|
с.
95-99;
Рабочая
тетрадь – с. 30-32, задания 23-29.
|
Фронтальная
беседа.
|
|
20
|
Очистка
воды
|
УУНЗ
|
13.11
|
|
Свойства
воды.
|
с.
100-101;
Рабочая
тетрадь – с. 33
|
Фронтальная
беседа.
|
|
21
|
Превращения
воды
|
УСОЗУ
|
18.11
|
|
Три
состояния воды.
|
с.
102-106;
Рабочая
тетрадь – с. 34-36, задания 32-37
|
Текущий
контроль
|
|
22
|
Круговорот
воды в природе
|
УСОЗУ
|
20.11
|
|
Движение
капельки воды из океана.
|
с.
107-109;
Рабочая
тетрадь – с. 37-39, задания 38-41
|
Практическая
работа
|
|
23
|
Обобщающий
урок «Свойства воздуха и воды»
тест № 5
|
УКЗУ
|
25.11
|
|
|
с.
86-109;
|
Текущий
контроль
|
|
24
|
Почва,
её состав и свойства
|
УУНЗ
|
27.11
|
|
Растворимые
и нерастворимые вещества.
|
– с.
110-114;
Рабочая
тетрадь – с. 40-42, задания 42-46.
|
Фронтальный
опрос .
Работа
в парах
|
|
25
|
Обитатели
почвы
|
УКПЗУ
|
2.12
|
|
Правила
гигиены при работе с почвой.
|
с.
115-117;
Рабочая
тетрадь – с. 43, задания 47-49,
с.
46-47, задание 54
|
Фронтальный
опрос .
|
|
26
|
Почва –
кормилица
|
УАЗУ
|
4.12
|
|
|
Факторы
плодородия почвы.
|
с.
118-121;
Рабочая
тетрадь – с. 44-45 задания 50-53.
|
Фронтальный
опрос .
Работа
в парах
|
|
27
|
Обобщающий
урок по теме «Тела и вещества»
|
УСОЗУ
|
9.12
|
|
Источники
загрязнения воздуха, воды, почвы.
|
Тестовые
задания – с. 61-68, тест № 6,
работа №
6.
|
Фронтальный
опрос
Самостоятель
ная
работа.
|
|
Сезонные изменения в природе. Зима – 5 часов
|
28
|
Экскурсия.
Наблюдение зимних изменений в природе и жизни людей
|
Урок-
экскурсия
|
11.12
|
|
Регулятивные
Умение
ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и
планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать
нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.
Умение
объединять объекты в группы по общим существенным признакам.
Познавательные
Познавательный
интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную
информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.
Умение
принимать и решать познавательные и учебные задачи,
умение
выполнять проектную работу
Умение
извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.
Личностные
Сотрудничать
при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою
точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого
Коммуникативные
Участвовать
в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.
Умение
высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
|
|
|
наблюдение
|
|
29
|
Зимние
явления в неживой природе
|
УУНЗ
|
16.12
|
|
Движение
Земли относительно Солнца и его связь со сменой времен года.
|
с.
123–131;
Рабочая
тетрадь – с. 48–51, задания 1–8.
|
Фронтальная
беседа.
|
|
30
|
Как
зимуют растения
|
КУ
|
18.12
|
|
Связь
между живой и неживой природой.
|
с.
132–138;
Рабочая
тетрадь – с. 51–53
|
Фронтальный
опрос .
Работа
в парах
|
|
31
|
Зимняя
пора в жизни животных
|
КУ
|
23.12
|
|
Связь
между живой и неживой природой
|
с.
139–148;
Рабочая.
|
Фронтальный
опрос .
|
|
32
|
Обобщающий
урок. Январь – середина зимы
Тестовые
задания – с. 65-72, тест № 7, работа № 7.
|
УСОЗУ
|
25.12
|
|
Связь
между живой и неживой природой
|
с. 149
|
Фронтальный
опрос
Самостоятельная
работа.
|
|
33
|
Как
зимовали наши предки
|
УСОЗУ
|
30.12
|
|
Связь
между живой и неживой природой
|
с. 150 -
156;
Рабочая
тетрадь – с. 59, задания 20, 21.
|
Фронтальный
опрос.
Творческие
выступления.
|
|
Организм человека и его здоровье - 12часов
|
34
|
Организм
человека
|
УУНЗ
|
13.01
|
|
Коммуникативные
Участвовать
в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.
Умение
высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
Регулятивные
Умение
ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и
планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать
нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.
Умение
объединять объекты в группы по общим существенным признакам.
Познавательные
Познавательный
интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную
информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.
Умение
принимать и решать познавательные и учебные задачи,
умение
выполнять проектную работу
Умение
извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.
Личностные
Сотрудничать
при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою
точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого
|
Основные
внутренние органы человека.
|
Учебник (2
часть) – с. 6-12;
Рабочая
тетрадь №2 – с. 2,3 задания 1-5.
|
Фронтальная
беседа.
|
|
35
|
Надёжная
опора и защита
|
КУ
|
15.01
|
|
Основные
функции опорно-двигательного аппарата
|
с.
13-20;
Рабочая
тетрадь – с. 3-4, задание 6
|
Творческие
выступления.
|
|
36
|
Мышцы,
их разнообразие и функции
|
КУ
|
20.01
|
|
Работа
мышц
|
с.
21–23;
Рабочая
тетрадь – с. 5
|
Фронтальный
опрос.
|
|
37
|
Органы
дыхания
|
УУНЗ
|
22.01
|
|
Как
и зачем мы дышим.
|
с.
24–27;
Рабочая
|
Фронтальный
опрос.
|
|
38
|
Кровеносная
система
|
УУНЗ
|
27.01
|
|
Органы
кровообращения.
|
с.
28–33;
Рабочая
тетрадь – с. 7, задания 13-15.
|
Фронтальный
опрос.
|
|
39
|
Питание.
Органы пищеварения
|
Урок-исследование
|
29.01
|
|
Гигиенические
навыки по уходу за органами пищеварения.
|
с.
34–40;
Рабочая
тетрадь – с. 8-12, задания 16-24
|
Фронтальный
опрос .
Работа
в группах.
|
|
40
|
Питание.
Органы пищеварения
|
КУ
|
3.02
|
|
|
с.
34–40;
Рабочая
тетрадь – с. 8-12, задания 16-24
|
Фронтальный
опрос.
|
|
41
|
Органы
очистки организма
Тестовые
задания - с. 83–86, работа № 8.
|
УСОЗУ
|
5.02
|
|
Гигиенические
навыки по уходу за органами
выделения
|
с.
41–45;
Рабочая
тетрадь – с. 13, задания 25-27;
|
Практическая
работа
|
|
42
|
Нервная
система и её роль в организме
|
УУНЗ
|
10.02
|
|
Значение
сна, отдыха для жизнедеятельности человека.
|
с.
47-51;
Рабочая
тетрадь – с. 14-15, задания 28-30.
|
Фронтальный
опрос.
|
|
43
|
Органы
чувств.
|
|
12.02
|
|
Значение
органов чувств для жизнедеятельности человека
|
с.
52-60;
Рабочая
тетрадь – с.16
|
|
|
44
|
Органы
чувств
|
|
17.02
|
|
|
|
45
|
Как
лечились наши предки
|
УУНЗ
|
19.02
|
|
Правила
личной гигиены для сохранения здоровья
|
С61-64,
рабочая тетрадь с. 17
|
Фронтальный
опрос.
|
|
Сезонные изменения. Весна – 3 часа
|
46
|
Экскурсия.
Наблюдение весенних изменений в природе и жизни людей
|
Экскурсия
|
24.02
|
|
Коммуникативные
Участвовать
в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.
Умение
высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
Регулятивные
Умение
ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и
планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать
нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.
Умение
объединять объекты в группы по общим существенным признакам.
Познавательные
Познавательный
интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную
информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.
Умение
принимать и решать познавательные и учебные задачи,
умение
выполнять проектную работу
Умение
извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.
Личностные
Сотрудничать
при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою
точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого
|
|
с.
65-69.
Рабочая
тетрадь – с. 20, задания 1–4.
|
наблюдение
|
|
47
|
Как
провожали зиму наши предки
|
УСОЗУ
|
26.02
|
|
|
с.
70-72;
Рабочая
тетрадь – с. 21, задания 5-7.
|
Творческие
выступления.
|
|
48
|
Весна
воды, тепла, цвета
Тестовые
задания – с. 109-112, работа № 11
|
УСОЗУ
|
3.03
|
|
|
|
|
|
Развитие растений и животных.– 9 часов
|
49
|
Размножение
животных разных групп. Развитие птиц
|
УУНЗ
|
5.03
|
|
Коммуникативные
Участвовать
в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.
Умение
высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
Регулятивные
Умение
ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и
планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать
нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.
Умение
объединять объекты в группы по общим существенным признакам.
Познавательные
Познавательный
интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную
информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.
Умение
принимать и решать познавательные и учебные задачи,
умение
выполнять проектную работу
Умение
извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.
Личностные
Сотрудничать
при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою
точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого
|
|
с.
73-75;
Рабочая
тетрадь – с. 22, задания 8, 9.
|
Текущий
контроль
|
|
50
|
Развитие
рыб и земноводных
|
УУНЗ
|
10.03
|
|
Сходства
в развитии рыбы и лягушки.
|
с.
76-77;
|
Фронтальная
беседа
|
|
51
|
Стадии
развития насекомых
|
УУНЗ
|
12.03
|
|
|
с.
78-80;
|
Фронтальный
опрос .
|
|
52
|
Разнообразие
растений.
|
УКПЗУ
|
17.03
|
|
|
с.
81-83;
Рабочая тетрадь
– с. 24, 25, задания 13, 14.
|
Фронтальный
опрос .
|
|
53
|
Растение
– живой организм. Развитие семени цветкового растения
|
УУНЗ
|
19.03
|
|
|
с.
84-85;
Рабочая
тетрадь – с. 26, 27, задания 15 – 21.
|
Фронтальная
беседа
|
|
54
|
Корни и
стебли растений
|
УУНЗ
|
31.03
|
|
|
с.
86-91;
Рабочая
тетрадь – с. 29-33, задания 22, 23, 26-29.
|
Фронтальная
беседа
|
|
55
|
Разнообразие
листьев растений, их функции. Значение растений для живой природы
|
УСОЗУ
|
2.04
|
|
Признаки
растений
|
с.
92–96;
Рабочая
тетрадь – с. 33-35, задания 30-34.
|
Творческие
выступления.
|
|
56
|
Цветок,
его роль в жизни растений
|
КУ
|
7.04
|
|
Части
цветка
|
с.
36-37
|
Фронтальный
опрос .
|
|
57
|
Способы
размножения растений
|
УКЗУ
|
9.04
|
|
Части
цветка
|
с.
101–103;
|
Самостоятельная
работа
|
|
Изменение быта и культуры наших предков – 11 часов
|
58
|
Наука
история, исторические источники
|
УУНЗ
|
14.04
|
|
Коммуникативные
Участвовать
в коллективном обсуждении вопросов, делать умозаключения.
Умение
высказывать предположения и находить их доказательства разными способами.
Регулятивные
Умение
ставить и принимать учебно-познавательные задачи, выбирать способ и
планировать их решение, оценивать результаты учебного труда. Умение извлекать
нужную информацию из текста, иллюстраций, схем.
Умение
объединять объекты в группы по общим существенным признакам.
Познавательные
Познавательный
интерес к наблюдению изменений в окружающем мире. Умение извлекать нужную
информацию из текста, иллюстрации, из дополнительной литературы, Интернета.
Умение
принимать и решать познавательные и учебные задачи,
умение
выполнять проектную работу
Умение
извлекать информацию из рисунка-схемы, заданную в явном и неявном виде.
Личностные
Сотрудничать
при решении учебных задач, вступать в общение, выражать и отстаивать свою
точку зрения, прислушиваться и принимать точку зрения другого
|
Чему
поклонялись наши предки?
|
с.
41-42, задания 1-4.
|
Фронтальная
беседа
|
|
59
|
Природа
в жизни наших предков
|
УСОЗУ
|
16.04
|
|
Обычаи
и традиции предков
|
с.
114–121;
Рабочая
тетрадь – с. 42-43, задания 5-9.
|
Творческие
выступления.
|
|
60
|
Образ
жизни наших предков
|
КУ
|
21.04
|
|
Жизнь
в городе и в селе
|
№2 –
с. 44
|
Фронтальный
опрос .
Работа
в группах.
|
|
61
|
Жизнь на
селе в давние времена
|
УСОЗУ
|
23.04
|
|
Предметы
быта
|
с. 45,
задания 13, 14, с. 47, задание 18
|
Творческие
выступления.
|
|
62
|
Старинные
города
|
УУНЗ
|
28.04
|
|
Жизнь
в городе и в селе
|
с. 46,
48, задания 15-17, 19, 20.
|
Творческие
выступления.
|
|
63
|
Старинные
ремёсла
|
УУНЗ
|
30.04
|
|
Жизнь
в городе и в селе
|
с.49,
50, задания 21-23.
|
Фронтальный
опрос .
|
|
64
|
Торговое
дело на Руси
|
УУНЗ
|
5.05
|
|
Жизнь
в городе и в селе
|
с.51, 52
|
Фронтальный
опрос .
|
|
65
|
Одежда
наших предков
|
КУ
Урок-путешествие
|
7.05
|
|
Обычаи
и традиции предков
|
с.
147-152;
Рабочая тетрадь
- с.52 - 55
|
Творческие
выступления.
|
|
66
|
Как
учились дети в старину
|
КУ
Урок-путешествие
|
12.05
|
|
|
с.
153-157;
Рабочая
тетрадь №2 - с. 55-58
|
Творческие
выступления.
|
|
67
|
Обобщающий
урок
Тестовые
задания – с. 113-124, тест № 10, работа № 12.
|
УКЗУ
|
14.05
|
|
|
с.
113-124
|
Самостоятельная
работа
|
|
68
|
Контрольный
урок
Тестовые
задания - с. 125-128;
Рабочая
тетрадь №2 - с. 59.
|
УКЗУ
|
19.05
|
|
|
|
Итоговый
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел V. Планируемые
результаты освоения предмета
В
результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у
учеников 3 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и
универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные
универсальные учебные действия
У
третьеклассника будут сформированы:
-
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений,
стремление преодолевать возникающие затруднения;
-
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя,
родителей;
-
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация
на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в
совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
-
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми
в обществе морально-этическими принципами;
-
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе,
в быту, в обществе;
-
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
-
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между
её членами;
-
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к
родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное
отношение к другим странам, народам, их традициям;
-
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе'
в быту, в обществе.
У
третьеклассника могут быть сформированы:
-
стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия,
готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и
неудачи, умение сотрудничать;
-
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости
за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих
родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые
дела;
-
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности,
с нарушениями здоровья;
-
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание
участвовать в её сохранении;
-
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные
результаты
Регулятивные
универсальные учебные действия
Третьеклассник
научится:
-
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных
видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием,
коллекцией, с контурными картами и др.);
-
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных
действий;
-
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно)
свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими,
экспериментальными задачами;
-
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или
данным в учебнике, рабочей тетради;
-контролировать
выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
-
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их
устранения.
Третьеклассник
получит возможность научиться:
-
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении
тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
-
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением
разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием,
коллекцией, географической и исторической картой и др.);
-
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы
решения;
-
адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха
и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные
универсальные учебные действия
Третьеклассник
научится:
-осознавать
учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
-
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных «задач, из материалов
учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений
объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
-понимать
информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической,
модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
-применять
для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа,
сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений и выводов;
-
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе
выделения существенных признаков природных объектов;
-
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные
признаки;
-
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения
природных явлений;
-
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической
форме.
Третьеклассник
получит возможность научиться:
-
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
-
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных
источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
-
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую
(принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
-
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы),
создавать собственные;
-
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых
в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
Третьеклассник
научится:
-осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
-
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
-
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять
совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы
взаимной помощи партнёрам по общению;
-
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять
терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное
отношение к партнёрам.
Третьеклассник
получит возможность научиться:
-
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие
дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
-
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной
работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
-
уважать позицию партнёра;
-участвовать
в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему
(рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные
результаты
Третьеклассник
в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
-
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты
природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды
водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере
Солнца, Земли, Луны);
-
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных,
хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных,
ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб,
земноводных, пресмыкающихся);
-
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их
существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей
местности);
-
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и
различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять
растения, животных, формы;
-различать
части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма,
реки;
-различать
части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные
системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
•
характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой
природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания
и размножения;
-
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых,
почвы;
-использовать
условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики
погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления
ветра);
-
объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения
Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
-
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
-
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное
и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в
природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
-
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в
природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового
растения;
-
выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксировать
их в предложенной форме;
-исследовать
связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
-
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела);
-
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Третьеклассник
получит возможность научиться:
-
рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте;
-
вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
-
объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе;
причины разных-климатических условий на Земле, приспособляемость растений и
животных к разным природным условиям;
-
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников
об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами
природы, результаты эксперимента);
-
ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать
необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить
нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы
дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
-
моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору,
реку, круговорот воды в природе и др.);
-участвовать
в проектной деятельности (предложенной автором учебника или выбранной
самостоятельно), проводя исследования с использованием дополнительной
литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты
своей работы.
В
результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество»)
курса «Окружающий мир» третьеклассник научится:
-
воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
-
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками,
друзьями, взрослыми;
-
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о
внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи
на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам
старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
-
узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и
гербов других стран мира;
-
находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион
и его административный центр;
-
понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
-
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать
исторические события по отражающим их репродукциям картин; описывать
(пересказывать) изученные события из истории России;
-
объяснять, что такое Конституция;
-
различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами,
конкретную дату с веком; определять последовательность важнейших событий в
истории России;
-
рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах,
исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного
центра).
Третьеклассник
получит возможность научиться:
-
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,
общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его
поступков; трудолюбие и мастерство;
-
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях
культуры и других общественных местах;
-
заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с
нарушением здоровья;
-различать
нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим
поступкам;
-
объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на
гербе России, Москвы, своего региона;
-рассказывать
по рисункам, схематическому плану об устройстве старинной избы, старинного
города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по
материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на
местном материале);
-
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную
литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации
об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских
праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и
письменных сообщений;
-
моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные
городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
В
результате изучения правил безопасной жизни третьеклассник научится:
-
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
-
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
-
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других
общественных местах;
-
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах
города;
-
объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
-
составлять и выполнять режим дня.
Третьеклассник
получит возможность научиться:
-
сохранять здоровье своего организма, его органов чувств;
-
следовать правилам здорового образа жизни;
-
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
Раздел VI. Перечень
учебной литературы:
1. Окружающий мир:
учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / ОТ. Поглазова,
В.Д. Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
2.
Окружающий мир: Рабочие тетради №1 и №2 для учащихся 3 класса общеобразовательных
учреждений / ОТ. Поглазова, В.Д. Шилин. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Система
оценки достижения планируемых результатов освоения предмета
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.