Пояснительная
записка
Рабочая
программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе
Федерального государственного стандарта начального общего образования, рабочих
программ «Школа России» 1-4 класс, 2011года ; авторской программы А. А.
Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Изучение окружающего мира во 2 классе направлено на
достижение следующих целей:
·
формирование целостной картины мира и осознание
места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми,
обществом и природой;
·
духовно-нравственное развитие и воспитание
гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Задачи программы:
- формирование у
учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего
собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание
нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан,
ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное
обустройство родной страны и планеты Земля;
- овладение
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе,
осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе
на многообразном материале природы и культуры родного края;
- формирование у
младших школьников фундамента экологической и культурологической
грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить
наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире
природы и людей, правила здорового образа жизни;
- систематизация и
расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и
общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение
нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к
своей Родине;
- освоение основ
адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей
природной и социальной среде;
- знакомство с
началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и
взаимосвязях;
- существенное
воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов
(сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а
также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой
реализации межпредметных связей. Он имеет экологическую направленность,
которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных
условиях, имеет ярко выраженный интегративный характер; соединяет в равной мере
природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемуся
материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного
и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика курса.
Ведущие
идеи:
1)
идея многообразия мира.
2)
идея целостности мира.
3)
Идея уважения к миру.
Многообразие
как форма существования мира ярко проявляет себя в природной и социальной
сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических
сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая
многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран,
народов. Особое внимание уделяется знакомству с природным многообразием.
Фундаментальная
идея целостности мира реализуется в курсе через раскрытие разнообразных связей:
между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и
человеком. Рассматривается значение каждого природного компонента в жизни
людей, его отрицательное и положительное воздействие на человека.
Уважение
к миру- это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на
признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношений не
только к другим людям, но к природе, к рукотворному миру, к культурному
достоянию народов России, всего человечества.
В
основе методики лежит проблемно-поисковый подход. При этом используются
разнообразные формы и методы обучения с применением системы средств, составляющих
единую информационно-образовательную среду.
Реализуются
новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся:
1)распознавание
природного объекта с помощью карты –определителя.
2)моделирование
экологических связей с помощью схем.
3)эколого-этическая
деятельность, включающая собственное отношение к природе, поведение в ней,
оценку поступков других людей.
Учебный курс
«Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.
Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми
окружающего мира не ограничивается рамками курса. Оно продолжается постоянно в
школе и за ее стенами.
Ценностные ориентиры содержания курса.
- Природа как одна
из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как
процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии
его форм.
- Наука как часть
культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как
многообразие народов, культур, религий.
- Международное
сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как
одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к
России, народу, малой родине.
- Семья как основа
духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России из поколения
в поколение и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество
как отличительные черты духовно-нравственного развития личности.
- Здоровый образ
жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-
и социально-нравственное.
- Нравственный
выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты
изучения курса:
Личностные результаты:
·
формирование основ российской гражданской
идентичности, чувства гордости за свою Родину, народ, историю;
·
формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир и разнообразие природы;
·
овладение начальными навыками адаптации в мире;
·
развитие самостоятельности и личной ответственности
за свои поступки,
·
формирование эстетических и этических потребностей,
ценностей и чувств;
·
формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни, мотивации к творческому труду.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности
- освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
- освоение начальных форм познавательной и
личностной рефлексии;
- использование различных способов поиска,
сбора, анализа и передачи информации;
- определение общей цели и путей ее
достижения, умения договариваться и распределять функции в совместной
деятельности;
- овладение базовыми предметными и
межпредметными понятиями, отражающими связи между объектами
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой
истории, воспитание чувства гордости;
- сформированность уважительного отношения к
России, к родному краю, своей семье, истории, культуре;
- осознание целостности окружающего мира,
освоение основ экологической грамотности, элементарных нравственных правил
и норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- развитие навыков установления и выявления
причинно-следственных связей в окружающей среде.
Содержание программы направлено на знакомство
с единством и взаимосвязью естественных и социально-гуманитарных наук. Курс
«Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных
явлений как компонентов единого мира, что позволяет решать задачи
экологического воспитания и образования, формирования системы позитивных
национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося
на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества.
Курс «Окружающий мир» является прочным фундаментом для дальнейшего изучения
предметов естественных и социально-гуманитарных наук и развития личности.
Основное
содержание предмета «Окружающий мир» в рабочей программе представлено 7
разделами: «Где мы живём?» (4 ч), «Природа» (20), «Жизнь города и села?»
(10 ч), «Здоровье и безопасность?» (10 ч), «Общение» (7 ч), «Путешествие» (18
ч), «Заключение» (1 ч).
Рабочая программа
рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий –
9 часов, экскурсий – 4 часа, создание и защиту проектов – 4 ч
Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:
- Плешаков, А.
А. Окружающий мир.: учеб. для 2 кл. нач. шк. : в 2
ч. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А.
А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса
«Окружающий мир» / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков, А.
А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий
мир» 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Изменения, внесённые в примерную программу:
т.к в Уставе школы определено 35 учебных недель, то в тематическое планирование
вносятся изменения (1 час на повторение изученного материала, 1ч добавляется
на изучение раздела «Здоровье и безопасность»).
Количество часов в
год – 70.
Количество часов в
неделю – 2.
Количество часов в
I четверти – 17.
Количество часов во
II четверти – 14.
Количество часов в
III четверти – 20.
Количество часов в
IV четверти – 19.
Плановых
контрольных работ: 5
Учебно-тематический
план
2
класс (70 ч)
№
|
Наименование разделов и тем
|
Всего часов
|
В том числе на:
|
экскурсии
|
практические
работы
|
1
|
Где
мы живём?
|
4
|
|
|
2
|
Природа
|
20
|
1
|
5
|
3
|
Жизнь
города и села?
|
10
|
1
|
|
4
|
Здоровье и безопасность
|
10
|
|
1
|
5
|
Общение
|
7
|
|
1
|
6
|
Путешествие
|
18
|
2
|
2
|
7
|
Заключение
|
1
|
|
|
|
Итого
|
70
|
4
|
9
|
Календарно-тематическое
планирование по окружающему миру 2 класс
(Приложение 1)
Содержание
программы учебного курса
2
класс (70 ч)
Раздел
1
Где
мы живём?
Наша Родина — Россия,
Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина,
Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб
России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила
поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской
Федерации. Права ребёнка.
Президент
Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за
социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Москва — столица
России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль,
Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических
событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Родной край — частица России. Родной
город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности;
музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного
края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Святыни родного края.
Раздел 2
Природа
Природа — это то,
что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы,
созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма,
сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года,
снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат,
ветер, дождь, гроза. Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник
света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о
форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Смена дня и ночи на Земле.
Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на
основе наблюдений). Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность,
осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его
значение в жизни людей.
Водные богатства,
их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком.
Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Растения, их
разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы.
Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и
краткая характеристика на основе наблюдений.
Красная книга
России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной
книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека
за сохранность природы. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и
жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края,
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Всемирное
наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации
(2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в
их проведении.
Раздел 3
Жизнь
города и села?
Экономика, её
составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт,
торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный
бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие
экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач
общества.
Природные
богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и
общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов
России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты
своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный
транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт.
Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон,
электронная почта.
Средства массовой
информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при
пользовании средствами массовой информации в целях сохранения
духовно-нравственного здоровья.
Раздел 4
Здоровье и безопасность
Общее
представление о строении тела человека. Гигиена систем органов. Измерение
температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого
человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья.
Ценность здоровья
и здорового образа жизни.
Режим
дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.
Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и
укрепления здоровья.
Личная
ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического
и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при
лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы,
правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время
года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом,
электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях
(балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности
при контактах с незнакомыми людьми.
Правила
безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и
собакой.
Экологическая
безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота
о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого
человека.
Раздел
5
Общение
Семья — самое
близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и
взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о
детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи.
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Духовно-нравственные ценности в
семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник.
Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный
коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила
взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других
общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим
русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей
обстановке.
Раздел
6
Путешествие
Формы земной
поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное
обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края
(краткая характеристика на основе наблюдений). Города России. Санкт-Петербург:
достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный
всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по
выбору). Святыни городов России. История Отечества. Картины быта, труда,
духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников
истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность
историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира.
Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической
карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному
наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Заключение (1 ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений,
опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
Формы
и средства контроля
Специфичность содержания предметов, составляющих
образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и
формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного
материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные
суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять
комплексные знания.
Для
контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области
используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные
работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а
также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями,
лабораторным оборудованием.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом
особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место
занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по
каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения; практические работы –
наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное
создание несложных моделей.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют учащиеся всего
класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на
которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель
таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это
определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только
знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить
и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить,
проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на
уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие
формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта
или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства.
При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение
наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего
отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание
ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать
мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо
отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного
материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить
полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные
и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с
применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для
проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления,
воображения, связной речи-рассуждения.
Используются проверочные работы, которые не требуют
полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями
письменной речи младших школьников и рассчитаны на 5-10 минут. Целесообразны
поэтому тестовые задания.
Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями:
дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают
правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как
дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе
индивидуальный темп продвижения детей.
Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
Книго-печатная продукция.
Плешаков А. А. Окружающий
мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М. Просвещение, 2011
Учебник
Плешаков А. А. Окружающий
мир. Учебник в 2 частях, М. Просвещение, 2012.
Рабочие тетради
Плешаков А. А. Окружающий
мир. Рабочая тетрадь в 2 частях, М. Просвещение, 2012.
Методические
пособия
Плешаков А. А.
окружающий мир. Поурочные разработки. 2 класс
Плешаков А. А. От
земли до неба. Атлас – определитель, М, просвещение. 2011.
Плешаков А. А. Зеленые
страницы, книга для учащихся начальных классов, М. Просвещение, 2010
Компьютерные и
информационно0коммуникативные средства.
Электронное сопровождение к учебнику
«Окружающий мир». 2 класс
Технические средства обучения
Экран
Аудиопроигрыватель
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Учебно-практическое и учебно-лабораторное
оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха,
воды.
Термометры медицинские
Лупа
Компас
Микроскоп цифровой
Лабораторное оборудование для проведения
опытов
Муляжи овощей фруктов, грибов.
Модель светофоров, дорожных знаков, средств
транспорта.
Натуральные объекты
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция плодов и семян растений
Гербарий растений
Список
литературы
- Плешаков А.А.
Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А. А.
Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 2 класс. –
М.: Просвещение, 2012.
- Еремеева Е. Ю.
Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестов С. Ю.
Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В.
Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В.
Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Плешаков А. А. От
земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.:
Просвещение, 2004
- Плешаков А. А.
Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение,
2005
- Плешаков А. А.
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для
учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Пособия для
учителя: Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л.
П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4
классы. – М.: ВАКО, 2004.
- Яценко И.Ф.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс. – М.:
ВАКО,2010.
- Я иду на урок в
начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября,
2004.
- Примерные
программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. –
М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).
- Сборник рабочих
программ 1-4. «Школа России». Москва «Просвещение», 2011
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.