Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100"

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100"

Скачать материал

I.                    Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру  разработана   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерной основной образовательной  программы начального  общего образования к структуре основной образовательной  программы (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373) и Концепцией ОС «Школа 2100», авторской программы  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100» Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная  образовательная программа. Начальная школа. Дошкольное образование. / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.:Баласс,  2011./,требованиями ООП НОО МОУ СОШ № 9 им. П.А. Столыпина и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

·    Вахрушев А. А. Окружающий мир. (Обитатели Земли).3 класс:учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

·         Вахрушев А. А. Окружающий мир (Моё Отечество). 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2/А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

·         Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику  Окружающий мир, 3 класс (Обитатели Земли) Изд. 2-е, испр..- М :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)

·         Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир», («Моё Отечество») 3 класс. - Изд. 2-е, испр..- М :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)

·    Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса.- М: Баласс.Издательство Школьный дом, 2013.- 48с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

·    Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса.- М: Баласс.Издательство Школьный дом, 2013.- 48с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

·         Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации   для учителя »/ Под ред. А.А.Вахрушева.изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс , 2011. – 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Цель курса : формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой, духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Как же сформировать у ребёнка целостную картину мира? Бессмысленно начинать пытаться ему рассказывать незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом (знания останутся «островками без мостиков»). Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. И пусть не всегда человек будет действовать в соответствии со своими знаниями, но дать ему возможность жить разумно и осмысленно мы должны. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно начинают возникать вопросы (порождаемые «островками незнания»), которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае он может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.

При этом принципиально важно не останавливаться на холодном рассудочном анализе окружающего мира. Человек неотделим от тех переживаний (эмоций, чувств, оценок), которые он испытывает по отношению ко всему, что происходит вокруг него. Таким образом, ещё одна наша цель – это помощь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно в рамках этой линии развития решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции в конечном счёте поможет ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек – природа», «человек – общество». На взгляд авторов, единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование гражданского самосознания толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. При достижении этих целей мы сможем надеяться на то, что наш ученик сумеет воспользоваться картиной мира

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

В рамках историко-обществоведческого курса осуществить деятельностный подход оказывается наиболее трудно, так как этому подходу во многом противоречит традиция преподавания истории в школе. Зачастую дискуссионные с точки зрения науки вопросы либо избегались, либо однозначно трактовались. Попытки поставить эти вопросы как проблемы неизбежно наталкивались на то, что у учеников для их решения катастрофически не хватало знаний школьного курса. В результате изучение истории сводилось к описанию событий и явлений, дополняемым указанием жёсткой причинно-следственной связи, которая предполагала в ходе обсуждения только однозначное решение вопроса (в соответствии с версией, господствующей на тот момент в науке). Все эти обстоятельства крайне затрудняют формирование умения использовать исторический опыт в современной жизни. А ведь именно этого требует реализация деятельностно-ориентированных принципов.

Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Описание места учебного предмета в учебном плане

 Согласно базисному ( образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них во 3 классе 68 часов ( 2 часа в неделю, 34 учебных недели.)

 

Содержание учебного предмета

3-й класс. Раздел 1:  «Обитатели Земли» (34 ч)

 

Название темы

Содержание учебной темы

Количество часов

Вещество и энергия

Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

4 часа

Оболочка планеты, охваченная жизнью

Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

6 часов

Экологическая система

Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенноесамоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

9 часов

Живые участники круговорота веществ

Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

13 часов

Повторение пройденного материала. Резерв.

 

 

2 часа

 

3-й класс. Раздел 2:  «Моё Отечество» (34 ч)

 

Твои родные и твоя Родина в потоке времени

Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

4 часа

Времена Древней Руси.

IXXIII века

Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.

«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

5 часов

Времена Московского государства. XIVXVIIвека

Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

4 часа

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века

Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

5 часов

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы

Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

4 часа

Современная Россия

Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

8 часов

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-        Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-        Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-        Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

-        Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

 

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

 

-          В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-        Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

-        Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-        Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

-        Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

-        Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.

-        Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.

-        Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

 

Коммуникативные УУД:

-        Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-        Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

-        Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

 

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

 

-          Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

 

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

 

-          Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-          Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

-        приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;

-        приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

-        объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

-        приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

-        перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

-        животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

-        доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

 

Часть 2. Моё Отечество.

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

-        узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;

-        отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;

-        объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;

-        по году определять век, место события в прошлом;

-        отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

-        учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

 

 

 

II.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

 

Календарные сроки

№ уроков

Тема урока

Планируемые результаты обучения

Возможные

виды деятельности учащихся/ возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

по плану

факт.

Раздел 1:  «Обитатели Земли» (34 ч)

Тема: Вещество и энергия: 4 часа, т.ч. проверочных работ: 2

 

 

 

1

 Тела и вещества

 

Приводить примеры веществ.

 

 

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы

 

 

Регулятивные:

- определять, формулировать учебную задачу на уроке, прогнозировать предстоящую работу;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

-развиваем умения

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

- представлять информацию в виде схемы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;

 

 

 

 

- игры-исследования: «Из чего состоит тело»;

 

 

- опыт-наблюдение: «Источник энергии»;

 

 

- формулировка закона сохранения энергии;

 

 

- групповая работа;

 

- ведение дневника-наблюдений;

 

- выполнение тестовых заданий.

 

 

 

2

Из чего состоит вещество. Проверочная работа № 1 по теме «Тела и вещества»

 

 

 

3

Что такое энергия

Приведение примеров движения под действием энергии

 

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

 

 

 

4

Превращение энергии. Проверочная работа   № 2 по теме «Энергия»

 

Тема:Оболочка планеты, охваченная жизнью:6 часов, в т.ч. проверочных работ: 2, контрольных работ: 1

 

 

 

5

Где обитают живые организмы

 

Характеризовать место обитания живых организмов

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении оболочек планеты, круговорота веществ, преобразовании энергии, роли растений и животных в природе и жизни людей;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Регулятивные:

- оценивать правильность выполнения действий на уровне  адекватной ретроспективной оценки;

- уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- кроссворд: «Оболочка планеты»;

 

 

 

 

6

Большой круговорот веществ

 

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого

 

 

- наблюдения за природой;

 

- определение сходства и различия круговорота воды и круговорота веществ в биосфере;

 

- групповая работа, ИКТ;

 

-искать, отбирать и использовать необходимую информацию в энциклопедиях, справочниках и Интернете;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Живые участники круговорота веществ. Проверочная работа   № 3 по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью»

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей

 

 

 

8

Обмен веществ в организме

 

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами

 

 

 

9

Как живые организмы запасают энергию Солнца. Проверочная работа № 4 по теме «Оболочка планеты, охваченная жизнью» 

 

 

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов

 

 

 

11

Контрольная работа    № 1 по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью»

 

 

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

 

Тема: Экологическая система: 9 часов, в т.ч. проверочных работ: 4

 

 

 

12

Жизнь экосистемы

 

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма)

 

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы

 

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме

 

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности.

 

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы

 

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности)

 

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения

 

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы

 

 

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении жизни экосистемы

Регулятивные:

- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками.

 

Познавательные:

- использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими ученицами и учителем знаково- символические средства для описания свойств, качеств изучаемых объектов.

 

Коммуникативные:

- способность при работе в паре контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.

Познавательные:

- задавать вопросы, наблюдать, устанавливать причинно- следственные связи;

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- ориентироваться на развороте учебника.

- находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные:

- уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других;

- высказывать свою точку зрения; - вступать в беседу на уроке, в жизни

 

 

 

 

13

Почва – важнейшая часть экосистемы. Проверочная работа    № 5 по теме «Жизнь экосистемы» 

- проведение опытов «Свойства почвы»;

- групповая работа;

 

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию в энциклопедиях, справочниках и Интернете;

 

-определение связей внутри экосистемы;

 

- решение кроссворда «Обитатели болота»;

 

 

 

 

 

14

Экосистема озера

 

 

15

Экосистема болота

 

 

 

16

Экосистема луга. Проверочная работа   № 6 по теме «Природные экосистемы» 

 

 

17

Лесные производители

 

 

18

Потребители и разрушители экосистемы леса. Проверочная работа   № 7 по теме «Природные экосистемы» 

- игра- рассуждение «Детектив» (определение названия животных по вопросам);

 

- составление гербария «Они растут вместе»;

- групповая работа;

 

- составление памятки «Как сохранить природу»;

- групповая работа;

 

 

19

Экосистема поля

 

 

20

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Проверочная работа   № 8 по теме «Искусственные экосистемы» 

- подготовка сообщений на изучаемую тему;

 

Тема: Живые участники круговорота веществ :13 часов, в т. ч. проверочных работ: 2, контрольных работ: 1, экскурсий: 2

 

 

 

21

Растения – производители. Проверочная работа   № 9 по теме «Растения» 

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Определять части цветкового растения

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности)

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения

Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа)

Личностные:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

- самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные:

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач;

- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;

- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;

- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов;

- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

 

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами;

- умение работать в паре;

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- работа с микроскопом, разглядывание клеток кожицы лука;

 

-групповая работа, ИКТ;

 

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

 

 

- решение кроссвордов : «Охраняемые растения», «Экосистема»

 

- выступления с докладами;

 

 

 

 

 

22

Животные маленькие и большие

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности)

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности)

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о животных своего региона и обсуждать полученные сведения

Проводить наблюдения во время экскурсии («Природные сообщества родного края», «Разнообразие растений и животных»)

Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

- подготовка сообщений об изученных животных «Интересное о знакомом»;

- выступления с докладами;

 

 

 

23

Маленькие рыцари. Проверочная работа   № 10 по теме «Животные» 

 

 

 

 

24

Первый шаг из моря на сушу

 

 

 

25

На суше – как дома. Проверочная работа   № 11 по теме «Животные» 

 

 

 

26

Пернатые изобретатели

 

 

 

27

Наши братья. Проверочная работа   № 12 по теме «Животные» 

 

 

28

Осторожно: животные. Проверочная работа   № 13 по теме «Осторожно, животные» 

Составление памятки «Правила поведения с животными»

 

 

29

Прирождённые разрушители. Проверочная работа   № 14 по теме «Прирожденные разрушители» 

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей

Различать и определять съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности)

 

 

30

Экскурсия в краеведческий музей

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы

Оценивать влияние современного человека на природу

Оценивать свою личную роль в охране природы

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы

Характеризовать работу людей по сохранению природы

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края)

 

 

 

31

Экскурсия в лес, луг, озеро

Работа над проектом «Сохраним красоту природы»

 

 

32

Как нам жить в дружбе с природой. Проверочная работа   № 15 по теме «Как нам жить в дружбе с природой» 

 

 

33

Контрольная работа №2

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни

 

Работа над разработкой

- программы деятельности, которая сделает город чистым;

- эскиза витрины с изображением природной экосистемы

 

 

34

Учимся решать жизненные задачи

Обыграть жизненные ситуации «Заводы и фабрики загрязняют воздух», «Создание краеведческого музея»

 

Раздел 2:  «Моё Отечество» (34 ч)

Тема: Твои родные и твоя Родина:  5 часов, в т. ч. проверочных работ 1.

 

 

 

1

Введение. Отправляемся в путешествие.

 

Личностные:

- устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении предложенных тем;

- позитивное эмоционально-ценностное отношение к родным местам, историческим событиям;

 

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу на уроке и в диалоге с учителем и одноклассниками, уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

 

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач, использовать готовые и;

 

Коммуникативные: доносить свою позицию до других – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни

 

Практическая работа:

- составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях, а также о судьбе представителей разных поколений.

 

 

-групповая работа, ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

- работа с политической картой мира

- выступления с докладами;

 

 

 

 

2

Живая связь времён

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество»

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) ; соотносить годы с конкретными веками .

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) .

Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края

 

 

 

3

Как считать время

 

 

 

4

С чего начинается Родина

 

 

 

5

Память о прошлом. Проверочная работа   по теме «Твои родные и твоя Родина» 

 

 

Тема: Времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР:21 час,

в т.ч. проверочная работа  3, контрольная работа 1.

 

 

 

6

Когда на Руси появилось государство

 

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий , а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры .

 

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени ; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях .

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда . Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам .

 

Находить на карте России родной регион

Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах , традициях и порядках  родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

 

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания . Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом .

 

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники).Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его)

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны.

Личностные:

- формировать устойчивый познавательный интерес к урокам окружающего мира при изучении исторических событий;

- позитивное эмоционально-ценностное отношение к историческим личностям;

- высказывать своё отношение к поступкам исторических личностей, делиться своими впечатлениями от исторических  событий.

 

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

 

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

- работа с учебником, рабочей тетрадью, картами;

- выступления с докладами;

- составление текста о трудах монахов Серафима и Николы

- просмотр видеофильмов о храмах;

- работа с энциклопедиями,

-Интернет – ресурсами;

Практическая работа:

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным)

Написание от своего имени письма русским людям XII века;

Решение кроссвордов «Золотая Орда», «Куликовская битва», «Российская империя»

 

 

 

 

7

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

 

 

 

8

За землю Русскую!

 

 

 

9

«Слово о погибели Русской земли»

 

10

От Древней Руси к единой России. Проверочная работа   по теме «Времена Древней Руси» 

 

 

11

Земля и люди Московского государства

 

 

12

Москва златоглавая

 

 

13

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

 

 

14

Повторение и контрольная работа по теме «Времена Древней Руси, Московского государства»

 

 

15

Пётр Великий

 

 

16

17

Власть и народ в Российской империи

Как Россия у Европы «училась»

 

 

18

«Гроза двенадцатого года»

 

 

19

Император – освободитель. Проверочная работа   по теме «Времена Российской империи» 

 

 

20

Россия в огне

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом». Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции; свои чувства и личные впечатления от увиденного.

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры. Принять посильное участие в их охране.

 

 

21

«К светлому будущему»

 

 

22

«Вставай, страна огромная»

 

 

23

«Через тернии к звёздам». Проверочная работа   по теме «Времена Советской России и СССР» 

Тема: Современная Россия :8 часов, в т. ч. итоговая контрольная работа 1, диагностика метапредметных и личностных результатов 1

 

 

 

24

Я – гражданин России

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» , а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан .

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран . Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) .

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона ; а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации .

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран . Участвовать в коллективном исполнении гимна России .

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания . Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом .

Участвовать (в активной роли) в праздновании местных и государственных праздников . Самостоятельно выбирать активную роль в подготовке и проведении местных и государственных праздников .

Описывать свои эмоции , чувства и личные впечатления , от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) . Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка .

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) .

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны .

Регулятивные:

- уметь работать по предложенному плану, используя необходимые средства.

 

Познавательные:

- задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно- следственные связи;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 

Коммуникативные:

- уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке, в жизни;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

групповая работа,

ИКТ;

- работа с иллюстрациями учебника, с разрезными карточками;

 

- работа с учебником и рабочей тетрадью;

 

- выступления с докладами;

 

- искать, отбирать и использовать необходимую информацию в энциклопедиях, справочниках и Интернете;

- знать гражданские права и обязанности;

 

 

 

25

Власть народа

 

 

 

26

Кто в государстве самый главный

 

 

 

27

Народы России

 

 

28

Наш общий дом

Работа над проектами «Сохраним историю Родного края», «Отмечаем государственные праздники»

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.

Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

 

 

29-30

Повторение и итоговая контрольная работа

 

Решение кроссвордов «Государство», «Президент»

 

 

31

Как нам жить?

 

Игра «Путешествие по «реке времени»

 

 

32

Диагностика метапредметных и личностных результатов

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

 

 

 

 

 

33-34

Учимся решать жизненные задачи

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни .

 

 

 

 

 

III. Описание материально – технического обеспечения предмета.

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд ( книгопечатная продукция)

Учебный комплект для учащегося:

·     Вахрушев А. А. Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

·     Вахрушев А. А. Окружающий мир (Моё Отечество). 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2/А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

·     Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику  Окружающий мир, 3 класс (Обитатели Земли) Изд. 2-е, испр..- М :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)

·     Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир», («Моё Отечество») 3 класс. - Изд. 2-е, испр..- М :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)

·     Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса.- М: Баласс.Издательство Школьный дом, 2013.- 48с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

·     Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса.- М: Баласс.Издательство Школьный дом, 2013.- 48с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

К

Библиотечный фонд комплектуется на основе Федерального  перечня учебников, рекомендованных( допущенных) Минобрнауки РФ

Детская справочная литература ( справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях, исторических событиях, выдающихся людях)

П

Методические пособия для учителя:

·         Вахрушев А. А. Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 1/А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

·         Вахрушев А. А. Окружающий мир (Моё Отечество). 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2/А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. – 4-е изд., перераб.- М.: Баласс, Издательство Школьный дом, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»)

·         Вахрушев А. А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику  Окружающий мир, 3 класс (Обитатели Земли) Изд. 2-е, испр..- М :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)

·         Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир», («Моё Отечество») 3 класс. - Изд. 2-е, испр..- М :Баласс; Издательство Школьный дом, 2013 (Образовательная система «Школа 2100»)

·         Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса.- М: Баласс.Издательство Школьный дом, 2013.- 48с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

·         Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса.- М: Баласс.Издательство Школьный дом, 2013.- 48с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)

·         Окружающий мир. 3 класс. Методические рекомендации   для учителя »/ Под ред. А.А.Вахрушева.изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс , 2011. – 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Д

Печатные пособия

Таблицы природоведческого содержания

Д

 

Плакаты по основным темам естествознания

Д

 

Портреты выдающихся людей России

Д

 

Географические, политическая, исторические настенные карты

Д

 

Иллюстративные материалы

Ф

 

Технические средства обучения

Аудиторская доска

Д

 

Экспозиционный экран

Д

 

Телевизор

Д

 

Видеоплеер

Д

 

Аудиопроигрыватель

Д

 

Персональный компьютер

Д

 

Интернетресурсы:

1.       Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/

 

2.       Презентация уроков «Начальная школа»http://www.nachalka.info/about/193

  1. Официальный сайт ОС «Школа 2100»: http://www.school 2100.ru
  2. Детские электронные книги и презентации. http://viki.rdf.ru/
  3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»: www.km.ru/education
  4. Сайт "Я иду на урок начальной школы" http://nsc.1september.ru/urok/Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе: www.uroki.ru

     7..Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD)

      8 . Электронное приложение к газете «Начальная школа» nsc .1september.ru (CD)

      9.CD-ROM. Уроки живой природы с тётушкой Совой. ООО «Компания Правильное кино» Украина, 2009 г.

    10.CD-ROM. Современные технологии обучения. В помощь преподавателю начальной школы.Серия методика и материалы к урокам. Электронные пособия. Издательство «Учитель»

11. CD-ROM «Азбука безопасности на дороге» ООО «Компания Правильное кино» Украина, 2009 г.

Д

 

 

Учебно-практическое и учебно- лабораторное оборудование

Муляжи овощей, фруктов

Д

 

Термометр для измерения температуры воздуха

Д

 

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемых

Ф/П

 

Гербарийплодов и семян

Ф/П

 

Гербарии культурных и дикорастущих растений

Ф/П

 

Живые объекты( комнатные растения)

Д

 

Игры и игрушки

Настольно- развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» ( лото, игры, путешествия)

П

 

Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

К

 

Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев

Ф

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

Стол учительский

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д

Д- демонстрационный материал ( не менее одного на класс), К- полный комплект на каждого ученика, Ф- комплект для фронтальной работы, П- комплект для работы в группах.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС "Школа 2100""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с ФГОС НОО  и Концепцией ОС "Школа 2100" , авторской программы А.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С. Раутиан "Окружающий мир"

       В пояснительной записке описаны: цель и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, ценностные ориентиры учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, тематическое планирование и основные виды деятельности обучающихся.

      



Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 354
    • DOCX 96.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анохина Галина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анохина Галина Валентиновна
    Анохина Галина Валентиновна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 7116
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 256 человек

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 115 человек

Мини-курс

Творчество и технологии в медиакоммуникациях

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Библиотечная трансформация: от классики до современности с акцентом на эффективное общение и организацию событий

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека