- 02.10.2020
- 422
- 0
Смотреть ещё
18 496
методических разработок для начальных классов
Перейти в каталогРабочая программа по окружающему миру
УМК «Начальная школа 21 века»
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана с целью обеспечения планируемых результатов по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными способностями его развития и состояния здоровья.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса, включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки первоклассников.
Программой учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. Д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности определяются:
o Обеспечением многообразия организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, тренинги, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.);
o Созданием комфортных условий для своевременной смены ведущей деятельности (игровой на учебную) и превращение игры из непосредственной цели в средство решения учебных задач;
o Формированием учебной деятельности младших школьников (организацией постановки учебных целей, созданием условий для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждением и поддержкой детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; организацией усвоения знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществлением функции контроля и оценки);
o Созданием условий для продуктивной творческой деятельности ребенка (совместная с учениками постановка творческих задач и способствование возникновению у детей их собственных замыслов);
o Поддержкой детских инициатив и помощью в их осуществлении; обеспечением презентации и социальной оценки результатов творчества учеников через выставки, конкурсы, фестивали, детскую периодическую печать и т. п.;
Нормативными основаниями для составления рабочей программы являются следующие документы:
o Закон Российской Федерации «Об образовании» ( в ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).
o Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный N 15785).
o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 г. N 1241. г. Москва «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 г. N .373» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19707).
o Примерные программы начального общего образования, подготовленные в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения», реализуемого РАО по заказу МО РФ (М.: Просвещение, 2009)
o Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993).
o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г. Регистрационный N 19682) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
o Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676) «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
o «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе» (Письмо МО РФ № 220/11-12 от 20.02.1999).
o «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Письмо МО РФ от 19 ноября 1988 № 1561/14-15).
o «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).
Для реализации программы используются учебники «Окружающий мир» в двух частях (автор Н.Ф. Виноградова Издательство «Вентана-Граф») включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год», зарегистрированный Минюстом 10.12.11 г., рег. № 19770). Кроме учебников УМК включает «Тетрадь на печатной основе» №1, №2 (автор Н.Ф. Виноградова Издательство «Вентана-Граф»).
Основная цель обучения предмету « Окружающий мир» — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества , систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
- человек как биологическое существо;
- человек и другие люди;
- человек и мир природы;
- человек и общество;
- история родной страны.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями окружающего мира, объединенными общими, присущими им закономерностями. Интегрированный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов( изобразительного искусства, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно- культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности ( описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среды.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2013/2014 учебный год, рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Программа обеспечена следующим учебно- методическим комплектом:
o Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1,2 / Н.Ф. Виноградова.- 3 изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2012. – ( Начальная школа ХХI века).
o Окружающий мир: 3 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч. 1,2 / Н.Ф. Виноградова.- 3 изд., испр.- М.: Вентана-Граф, 2012. – ( Начальная школа ХХI века).
Учебно- тематический план
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов по плану |
Проведено фактически |
1. |
Введение |
1 |
|
2. |
Земля - наш общий дом |
8 |
|
3. |
Царства природы |
23 |
|
4. |
Наша Родина: от Руси до России |
8 |
|
5. |
Как люди жили в старину |
9 |
|
6. |
Как трудились в старину |
15 |
|
7. |
Проверочные уроки |
4 |
|
|
ИТОГО: |
68 |
|
Содержание программы (68 часов)
Введение ( 1ч )
Как работать с учебником.
Земля – наш общий дом ( 8ч )
Где ты живешь. Когда ты живешь.
Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система.
Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле.
Солнце – источник тепла и света.
Вода. Значение воды для жизни на Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха.
Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.
ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года.
Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятии « историческое время»;
- различать понятия « век », « столетие», « эпоха»;
-характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
-характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температуры воздуха;
-описывать свойства воды ( воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
- моделировать несложные ситуации ( опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Как человек изучает Землю
Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
-анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
-различать географическую и историческую карты;
-анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
-ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
-объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Царства природы (23ч)
Бактерии.
Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии.
Грибы.
Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Универсальные учебные действия:
- объяснять особенности бактерий;
- объяснять отличия грибов от растений;
- различать грибы съедобные от ядовитых.
Растительный мир Земли
Распространение растений на земле, значение растений для жизни.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые. Их общая характеристика.
Растения – живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние.
Питание растений. Роль корня и побега в питании.
Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Человек и растения.
Растения дикорастущие и культурные. Что такое земледелие. Хлеб- главное богатство России.
Красная книга России.
Красная книга России. Охрана растений. Какие страницы есть в Красной книге.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать значение растений для жизни;
- различать ( классифицировать) растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- приводить примеры причин исчезновения растений ( на краеведческом материале).
Животный мир Земли
Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек.
Животные – живые тела (организмы).
Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Природные сообщества. Цепи питания.
Человек и животные. Почему люди приручали диких животных. Как человек одомашнил животных. Животные родного края.
Охрана животных. Заповедники.
Универсальные учебные действия:
- характеризовать роль животных в природе;
- приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- составлять описательный рассказ о животных разных классов;
- составлять рассказ- рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
- ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Наша Родина: от Руси до России (8ч)
Древняя Русь
Названия русского государства в разные времена (эпохи).
Восточнославянские племена. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир). Первые русские князья.
Московская Русь.
Основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя. Москва- столица России. Иван IV- первый русский царь.
Российская империя.
Основные исторические события, произошедшие до 1917 года.
Петр I Великий.
Екатерина II Великая.
Последний российский император Николай II.
Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
Основные исторические события, произошедшие с 1917 года до наших дней.
Как люди жили в старину (9ч)
Из истории имен
Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия.
Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Какими людьми были славяне.
Портрет славянина. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство – основные качества славянина. Славянин- работник.
Славянин- защитник. Славянин- помощник. Как славяне принимали гостей. Как отдыхали славяне.
Какие предметы окружали людей в старину
Крестьянское жилище. Как дом «вышел» из-под земли.
Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена.
Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Обувь. Украшения.
Русская трапеза
Хлеб да вода - крестьянская еда. Богатый дом - обильная еда.
Верования языческой Руси
Во что верили славяне. Боги древних славян. Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купалы.
Принятие христианства на Руси.
Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха – Светлое Христово Воскресение.
Универсальные учебные действия:
- составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
- описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
- воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились в старину (15ч)
Что создавалось трудом крестьянина?
Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Труд в крестьянском хозяйстве. Как трудились крестьянские дети. Тяжелый труд крепостных. Крепостные крестьяне и помощники. Отмена крепостного права.
Что создавалось трудом ремесленника?
Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Игрушечных дел мастера. Ремесло гончара. Ткацкое ремесло. Русские оружейники. Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов.
Что создавалось трудом рабочего?
Мануфактуры, фабрики и заводы. Первые железные дороги.
Изобретения, которые появились в ХIX-XX веках.
Развитие техники в России. Пароходы. Автомобили. Самолеты и аэростаты. Освоение космоса.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
-рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
- приводить примеры изобретений из прошлого и настоящего России.
Проверочные уроки «Проверь себя» (4часа)
Основные требования к уровню подготовки учащихся третьего класса
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
o тела живой и неживой природы;
o планеты Солнечной системы (2-3);
o свойства воздуха и воды;
o состав почвы;
o древние города и их достопримечательности;
o имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);
o причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;
различать (соотносить):
o год, век, арабские и римские цифры;
o названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;
o растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
o животные разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные);
o приспособления животных к среде обитания;
o особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;
o понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги».
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
o объяснять значение Солнца для жизни на Земле;
o объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;
o характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;
o характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;
o раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;
o составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному плану;
o соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;
o характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);
o рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;
o работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;
o высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Название тем
|
Тип урока |
Характеристика деятельности детей |
Планируемые предметные результаты |
Универсальные учебные действия |
Личностные результаты |
|
|||||
Введение (1ч) |
|
|
|||||||||||
1 |
|
Введение. |
Вводный урок |
Читать советы авторов «Как работать с учебником». Вспомнить условные обозначения. Обратить внимание на новые условные обозначения. |
Работает с аппаратом книги. Рассматривает учебник. Читает темы, которые будут изучаться в 3 классе. Обращает внимание на строение каждого раздела. Различает понятия « история» и «география». Дополняет рубрики. |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Работает в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
|
|||||
Земля - наш общий дом. (8ч)
|
|
||||||||||||
2 |
|
Где и когда ты живешь. |
Урок вхождения в новую тему. |
Обсудить проблему существования человека в пространстве. Определять свое нахождение в пространстве. Объяснять, что изучает история. Понимать изображение времени на « ленте времени». |
Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему « Где я нахожусь». Работает с текстом учебника. |
Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. |
Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. |
|
|||||
3 |
|
Природные тела и природные явления. Солнце - тело неживой природы. |
Комбинирован-ный |
Классифицировать карточки с природными и искусственными телами. Высказывать предположения о том, как разные люди будут воспринимать одно и то же явление. Давать характеристику научного и художественного текста. Рассматривать иллюстрации. |
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлениях природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы. |
Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно- популярную литературу. |
Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности.
|
|
|||||
4 |
|
Земля – планета Солнечной системы. Смена сезонов, дня и ночи. |
Комбинирован-ный |
Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Рассматривать иллюстративный материал. Делать вывод, что такое «горизонт». Проводить опыт, доказывающий шарообразность Земли. |
Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. |
Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. |
Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремиться иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. |
|
|||||
Условия жизни на Земле.
|
|
||||||||||||
5 |
|
Земля- планета жизни. Солнце – источник тепла и света. Опыт. Распространение тепла от его источника.
|
Урок изучения нового материала. |
Читать текст, самостоятельно находить ответы на вопрос « Почему Солнце является источником тепла?» Проводить опыт, подтверждающий распространение тепла от его источника. Объяснять значение терминов «экватор», «полюс». Характеризовать положение Солнца в разных точках Земли. Работать в группе. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Паспорт Земли». Делает вывод на основе наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказывающие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/ невозможность жизни человека без солнечного света. |
Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. |
Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
|
|||||
6 |
|
Вода- условие жизни на Земле. Опыт. Роль света и воды в жизни растений. |
Комбинирован-ный |
Характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Сравнивать широколиственные, тропические леса и пустыню. Анализировать источники воды, характеризовать различные водоемы. Рассматривать картину И.К Айвазовского «Девятый вал» |
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Самостоятельно находит информацию об охране воды. |
Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. |
Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности.
|
|
|||||
7 |
|
Воздух- условие жизни на Земле. Опыт. Горение. |
Комбинирован-ный |
Характеризовать условия жизни на Земле: вода, воздух, тепло, свет. Устанавливать зависимость между состоянием воды и температурой воздуха. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей. Записывать характеристики погоды в таблице (за несколько дней), используя условные обозначения. |
Понимает, что воздух- это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт , доказывающий, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ- нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды». |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
|
|||||
8 |
|
Изображение Земли. |
Урок изучения нового материала |
Обсуждать вопрос, как человек познает мир. Делать вывод, что наука и искусство позволяют человеку познать мир. Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. |
Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессий нужны карты?» |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.
|
Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
|
|||||
9 |
|
План и карта. Практическая работа Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради).
|
Комбинирован-ный |
Находить ответ на проблемный вопрос «Зачем нужен план?» Выполнять практическую работу по «чтению» плана пришкольного участка и составлению плана своего школьного участка. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. |
Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначений плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
Царства природы (23ч)
|
|||||||||||||
10 |
|
Бактерии.
|
Комбинирован-ный |
Обсуждать проблемный вопрос «Какие живые существа на Земле самые маленькие?» Высказывать предположения о полезности/ вредности бактерий. Слушать рассказ учителя и сообщения одноклассников. Читать и обсуждать текст. Делать вывод по прочитанному. |
Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий в природе и в жизни человека.
|
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
||||||
11 |
|
Грибы. |
Комбинирован-ный |
Рассказывать по рисунку- схеме строение гриба. Сравнивать грибы по внешнему виду, делать вывод о разнообразии плодовых тел у грибов. Сравнивать грибы и растения. Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы». Готовить краткое сообщение на тему «Любимые грибы нашей семьи» |
Понимает, что грибы - это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
||||||
12 |
|
Растения встречаются повсюду. Если бы на Земле не было растений. Экскурсия в природные сообщества (с учетом местных условий).
|
Экскурсионный урок. |
Характеризовать значение растений для жизни; различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их. Путешествовать с растениями (работать с рисунком на внутренней стороне обложки). Вести учебный диалог «Если бы на Земле не было растений». Работать в группах: составлять «паспорт» растения. |
Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоем, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии.
|
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника).
|
Целостно и гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями.
|
||||||
13
|
|
Разнообразие растений на Земле. |
Урок-проект. |
Классифицировать растения. Читать схему «Разнообразие растений на Земле». Работать в группах: составлять «паспорта» растений. Работать с рубриками «Этот удивительный мир…» и «Картинная галерея». |
Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. |
Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает работу по заданным критериям.
|
Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
||||||
14 |
|
Растение – живой организм. Практическая работа. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. Опыт. «Содержание воды в листе». |
Комбинирован-ный |
Строить схему «Части растения». Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Проводить и комментировать опыт «Листья способны испарять воду». Обсуждать рассказ Э. Шима «Ландыш». Анализировать информацию о корне, стебле, листе, цветке растения. |
Составляет короткое сообщение по теме «Как живет растение». Называет отличия растения от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последовательность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. |
Владеет рассуждением, описанием. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
15 |
|
Размножение растений |
Урок - исследование |
Проводить несложные опыты по размножению растений. Выполнять практическую работу по выращиванию растения из листа. Работать с иллюстративным материалом. Выполнять задания в рабочей тетради. |
Сравнивает плоды растений. Приводит примеры плодов с заданными характеристиками. Приводит примеры вегетативного размножения растения (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), размножения семенами. |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
16 |
|
Распространение плодов и семян |
Комбинирован-ный |
Работать с текстами и иллюстративным материалом учебника. Подготовить плакат «Распространение плодов и семян». |
Понимает, что распространение семян – способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
17 |
|
Проверь себя. |
Контрольный урок. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. |
||||||
Человек и растения
|
|||||||||||||
18
|
|
Человек и растения. Растения дикорастущие и культурные.
|
Комбинирован-ный |
Классифицировать растения: дикорастущие, культурные. Находить в разных источниках информацию о культурных и дикорастущих растениях. |
Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку – самоделку «Культурные растения».
|
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
||||||
19 |
|
Как возникло земледелие. Хлеб – всему голова |
Комбинирован-ный |
Приводить примеры культурных растений в жизни человека. Составлять короткое сообщение по одной из тем: «Что дают человеку злаки», «Когда и почему возникло земледелие», «Хлеб – великое чудо земли». |
Анализирует и комментирует рисунок – карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисунков – символов. Приводит примеры пословиц о хлебе. |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
||||||
20 |
|
Красная книга России. |
Урок -исследование |
Работать с учебником и рабочей тетрадью. Приводить примеры причин исчезновения растений. |
Кратко характеризует страницы Красной книги (черные, красные, оранжевые, желтые, белые, зеленые). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности.
|
||||||
Животные.
|
|||||||||||||
21 |
|
Животные – часть природы. Роль животных в природе |
Комбинирован-ный |
Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Работать в группах: подготовка ответа на вопрос «Нужны ли человеку животные?» Работать с текстом учебника. |
Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные – живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки – самоделки «Роль животных в природе». |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. |
||||||
22 |
|
Разнообразие животных
|
Комбинирован-ный |
Конструировать плакат «Мир фауны». Работать со схемой и текстом учебника. Приводить примеры разных животных (групповая работа). |
Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний. |
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. |
||||||
23 |
|
Животное – живой организм.
|
Комбинирован-ный |
Различать объекты живой и неживой природы. Приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных). Раскрывать особенности их внешнего вида и жизни. Работать с учебником и рабочей тетрадью. Собирать материалы к проекту. |
Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержаться в растениях или в организмах других животных).
|
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. |
Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
24 |
|
Животное – живой организм.
|
Комбинирован-ный |
Различать группы животных по особенностям их внешнего строения. Составлять рассказ о поведении домашнего животного (по материалам длительных наблюдений). |
Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок – схему. Составляет свою схему по аналогии. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
|
||||||
25 |
|
Животное – живой организм.
|
Комбинирован-ный |
Рассказывать о способах размножения животных. Комментировать ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» |
Рассказывает о способах размножения животных. Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) |
Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
26 |
|
Поведение животных
|
Комбинирован-ный |
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Слушать рассказ учителя об интересных фактах из жизни животных. |
Понимает, что все поведение животного подчинено инстинктам – врожденным формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условиям жизни: строят гнезда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разнообразного поведения животных. |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы.
|
||||||
27 |
|
Беспозвоночные животные
|
Урок изучения нового материала. |
Наблюдать за поведением улитки, дождевого червя. Читать и обсуждать текст «Разнообразие насекомых». Работать в парах. |
Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые – самая большая группа беспозвоночных животных. |
Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
|
||||||
28 |
|
Позвоночные животные.
|
Урок изучения нового материала. |
Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности рыб и земноводных. |
Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
||||||
29 |
|
Позвоночные животные. |
Комбинирован-ный |
Сравнивать беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц. |
Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения. |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. |
||||||
30 |
|
Позвоночные животные.
|
Комбинирован-ный |
Сравнить беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицировать позвоночных животных. Выбирать правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности млекопитающих. |
Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности млекопитающих: внешний вид, место обитания, особенности поведения. |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
|
Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. |
||||||
31 |
|
Природное сообщество. |
Урок - исследование |
Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов; работать с рубрикой «Выскажем предположения». Обсуждать тексты учебника. Выполнять парную (групповую) работу «Пищевые цепи». |
Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания. |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
||||||
32 |
|
Человек и животное. Почему люди приручали диких животных. |
Комбинирован-ный |
Ориентироваться в понятии «одомашнивание животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных. |
Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные». |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
33 |
|
Заповедники.
|
Урок – путешествие. |
Составлять рассказ – рассуждение на тему «Охрана животных в России». Перечислять причины исчезновения животных. |
Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. Приводит примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей. |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом.
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
||||||
34 |
|
Проверь себя. |
Контрольный урок. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам. |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам.
|
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результат своей деятельности. |
||||||
Наша Родина: от Руси до России (8ч)
|
|||||||||||||
Древнерусское государство |
|||||||||||||
35 |
|
Древняя Русь. Восточнославянские племена.
|
Урок изучения нового материала. |
Рассматривать форзац «Как мы узнаем о прошлом». Слушать рассказ учителя о восточнославянских племенах. Поддерживать учебный диалог «Выскажем предположения». Работать с рисунком – схемой. «Читать» историческую карту. Объяснять, что означают слова Потомки», «род», «княжества». Находить ответ на вопрос. Различать племена и государства. |
Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян – русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. |
||||||
36-37 |
|
Древнерусское государство. Великие князья в Древней Руси. |
Комбинирован-ный |
Работать с текстами учебника. Работа в группах: составлять рассказ о великом князе. Слушать и кратко рассказывать одну из легенд о русских князьях. |
Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правителей Древнерусского государства. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информации. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию.
|
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями.
|
||||||
Московская Русь
|
|||||||||||||
38 |
|
Как Москва стала столицей. Иван Грозный. |
Комбинирован-ный |
Работать с исторической картой. Слушать рассказ учителя и задавать вопросы по содержанию. Работать с рубриками «Жил на свете человек…» и «Картинная галерея». |
Правильно говорит одно из названий нашей страны – Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный – первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
||||||
Российская империя
|
|||||||||||||
39 |
|
Петр I Великий – император России |
Урок изучения нового материала. |
Слушать рассказ учителя «Петр I”. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Поддерживать учебный диалог «Создание русского флота». Совершить воображаемую экскурсию по Санкт – Петербургу. |
Правильно говорит одно из названий нашей страны – Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Петр I-император. Приводит примеры деятельности Петра I: создание флота, строительство Санкт – Петербурга, развитие промышленности, образования и др. |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме.
|
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
||||||
40 |
|
Екатерина II Великая |
Комбинирован-ный |
Слушать сообщение учителя – вступление в тему. Читать и обсуждать текст учебника, составлять план пересказа. Работать с рубрикой «Картинная галерея». |
Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой. |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). |
Умеет сотрудничать в группе, в паре. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
||||||
41 |
|
Император Николай II
|
Комбинирован-ный |
Слушать рассказ учителя о Николае II и о революции. Рассматривать фотографии царской семьи. Готовить сообщение в группе «Дети в изобразительном искусстве».
|
Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию – выставку репродукций русских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. |
Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Понимание ценности любой жизни.
|
||||||
Советская Россия. СССР. Российская Федерация. |
|||||||||||||
42 |
|
Советская Россия.
|
Комбинирован-ный |
Работать с текстом учебника. Строить схему (ленту времени). Находить информацию о республиках, входивших в состав СССР. Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной России. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, ищет информацию.
|
Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни.
|
|||||||
Как люди жили в старину (9ч)
|
|||||||||||||
Из истории имен |
|||||||||||||
43 |
|
Из истории имён
|
Комбинирован-ный |
Дидактическая игра «Как меня зовут?». Читать и обсуждать текст учебника. Составлять схему «Как появились имена». Работать в группах: обсуждать былины. Слушать рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия». |
Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
||||||
Какими людьми были славяне
|
|||||||||||||
44 |
|
Как выглядели наши предки.
|
Урок изучения нового материала. |
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Составлять словесный портрет славянина. Работать с рубрикой «Картинная галерея». Играть в ролевую игру «Фотоателье». |
Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. |
Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретенных знаний. |
Понимает, что такое гуманное отношение к людям.. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. |
||||||
45 |
|
Как в старину трудились наши предки.
|
Комбинирован-ный |
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). |
Приводит примеры труда славян в далекой древности. |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. |
Любит свою семью. Умеет доводить дело до конца. Предвидит результат своей деятельности. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение.
|
||||||
46 |
|
Как защищали Родину наши предки. Какими людьми были наши предки.
|
Комбинирован-ный |
Работать с рубрикой «Выскажем предположения». Читать и обсуждать текст учебника. Работать в группах (подготовка пересказа текста учебника). Рассказывать о русских музыкальных инструментах и народных играх. Собирать материал для книжки – самоделки «Игры русского народа». |
Понимает, что защита Родины – долг славянина. Рассказывает о том, что забота о ближнем – черта славянского характера. Кратко сообщает информацию по теме «Как славяне проводили свободное время». Объясняет значение пословиц, поговорок, устаревших слов. |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
|
Умеет искать нужную информацию. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
Какие предметы окружали людей в старину
|
|||||||||||||
47 |
|
Какие предметы окружали русских людей.
|
Урок изучения нового материала. |
Обсуждать пословицы. Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Выполнять словарную работу. Делать модель «Крестьянская изба». Работать с рубрикой «Этот удивительный мир…». Составлять план текста. |
Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек. |
Владеет рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Адекватно оценивает результат своей деятельности. Умеет работать в коллективе. Успешно осуществляет учебную деятельность. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. |
||||||
48 |
|
Какие предметы окружали русских людей. |
Комбинирован-ный |
Объяснять различия детской и взрослой одежды. Рисовать одежду подростка. Объяснять способы изготовления обуви русских людей. Слушать рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъяснять значения украшений одежды в разные времена. |
Узнает и называет одежду людей разных сословий. Объясняет различия детской и взрослой одежды. Рисует одежду подростка. Объясняет способы изготовления обуви русских людей. Слушает рассказ учителя об одежде по приказу и исконно русской одежде. Разъясняет значения украшений одежды в разные времена. |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
49 |
|
Русская трапеза
|
Комбинирован-ный |
Работать с пословицами. Читать и обсуждать текст учебника. Выполнять словарную работу. Работать с рубрикой «Этот удивительный мир..» Дидактическая игра «Накроем стол к обеду». Драматизация шутки «Два свояка». |
Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объясняет значение пословицы «Хлеб да вода – крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом – обильная еда. |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. |
Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Уважительно относиться к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
50 |
|
Во что верили наши предки.
|
Урок изучения нового материала. |
Обсуждать вопрос «Во что верили славяне?» Анализировать информацию учебника о богах древних славян. Называть несколько народных праздников: Масленица, Праздник Ивана Купалы. Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Слушать рассказ учителя «Народные праздники». |
Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказывает о традиционных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие». |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
||||||
51 |
|
Принятие христианства на Руси.
|
Урок изучения нового материала. |
Обсуждать текст «Принятие христианства на Руси». Крещение Руси. Христианские праздники. Пасха -Светлое Христово Воскресение. |
Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. |
||||||
52 |
|
Проверь себя. |
Контрольный урок. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в третьей четверти темам. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. |
||||||
Как трудились в старину (15ч)
|
|||||||||||||
Что создавалось трудом крестьянина
|
|||||||||||||
53 |
|
Что создавалось трудом крестьянина. |
Комбинирован-ный |
Беседовать на основе полученных ранее знаний. Обсуждать «Выскажем предположения». Работать с текстом учебника и иллюстрациями. |
Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. |
Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
54 |
|
Труд крепостных крестьян. |
Комбинирован-ный |
Рассматривать репродукции и читать тексты о труде крестьянских детей. Обсуждать вопрос «Крепостной крестьянин – кто это?» Обсуждать проблему: «При каких условиях человек трудится лучше?» Работать с текстом учебника. Читать по ролям текст учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». |
Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права. |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.) |
Успешно осуществляет учебную деятельность. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
Что создавалось трудом ремесленника
|
|||||||||||||
55 |
|
Что такое ремесло. |
Комбинирован-ный |
Работать со схемой и текстами учебника. Понимать, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называть особенности труда ремесленника. Кратко рассказывать о развитии ремесел в России. |
Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремесел в России. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
56 |
|
Игрушечных дел мастера. |
Комбинирован-ный |
Вести учебный диалог «Игрушки и игрушечники». Рассказывать о своей любимой игрушке. Работать со схемой и текстами учебника. |
Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку. |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей.
|
Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Умеет работать в малых группах. Ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собственное мнение. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. |
||||||
57 |
|
Маленькие мастера.
|
Интегрированный урок |
Работать со схемой и текстами учебника. Обсуждать текст «Маленькие ремесленники». Рассказывать, что умеют мастерить сами, что умеют мастерить их родители. Организовать выставку «Мы – мастера». |
Рассказывает об особенностях изготовления игрушек русскими умельцами. Составляет коллективную презентацию «Мы – мастера». |
Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
58 |
|
О гончарном ремесле.
|
Виртуальная экскурсия. |
Обсуждать пословицу «Не боги горшки обжигают». Читать и обсуждать текст учебника. Слушать рассказ учителя (экскурсовода). Организовать выставку гончарных изделий. |
Понимает, что гончарное ремесло – одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полученные во время урока. Гжельские изделия – пример таланта гончаров. |
Называет объекты окружающего мира. Анализирует их. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
59 |
|
О труде ткачей. |
Комбинирован-ный |
Рассматривать изображение прялки, веретена, ткацкого станка. Понимать особенности работы по изготовлению одежды. |
Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини – выставку тканых и вязаных изделий. |
Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. |
||||||
60 |
|
Русские оружейники.
|
Комбинирован-ный |
Читать и обсуждать текст учебника и рассказ учителя. Читать по ролям текст рубрики «Жил на свете человек…».Работать с рубрикой «Знакомься: наша Родина». Работать в группах. |
Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов – древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России. |
Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. |
Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет ее этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
Что создавалось трудом рабочего
|
|||||||||||||
61 |
|
Первые российские мануфактуры. |
Урок изучения нового материала. |
Обсуждать проблему: какой труд легче и результативнее – машинный или ручной? Работать с текстом учебника. |
Делает вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом. |
Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
|
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
||||||
62 |
|
Что создавалось трудом рабочего. Первые российские мануфактуры. |
Комбинирован-ный |
Рассматривать и описывать различные полезные ископаемые. Выполнять задания в рабочей тетради. «Минутка для любознательных». |
Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур, заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. |
Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему: «Что изготавливают в…». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. |
Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. |
||||||
63 |
|
Железные дороги в России. |
Комбинирован-ный |
Работать с текстом учебника. Работать с картой. Выполнять словарную работу. Понимать значение железных дорог для развития страны. Называть «День рождения» железнодорожного транспорта в России. |
Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги. |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Взаимодействует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос. |
Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. Понимание ценности любой жизни. |
||||||
Изобретения, сделанные в XIX – XX веках
|
|||||||||||||
64 |
|
Первые пароходы и пароходство в России. |
Урок изучения нового материала. |
Обсуждать проблему: почему одними из первых изобретений человека были гончарный круг, колесо, оружие, орудия труда? Работать с текстами и иллюстрациями учебника. Работать с рубрикой «Картинная галерея». |
Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. |
В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. |
Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
||||||
65 |
|
Автомобилестроение в России. |
Комбинирован-ный |
Работать с текстом и иллюстрациями учебника. Дидактическая игра «Узнай автомобиль». Рассказывать о современных автомобилях. Организовать выставку рисунков «Автомобили будущего». |
Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. |
||||||
66 |
|
Самолётостроение в России. |
Комбинирован-ный |
Слушать рассказ учителя «Рождение самолетостроения в России». Работать с иллюстрациями учебника. Обсуждать проблемную ситуацию (на основе репродукции картины А.А. Дейнеки «Никитка – первый русский летун») |
Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации. |
Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Сотрудничает с другими учениками при совместном решении проблемы. |
||||||
67 |
|
Время космических полётов |
Комбинирован-ный |
Работать с рубрикой «Жил на свете человек». Работать с иллюстрациями учебника. |
Называет «отца российской космонавтики» - К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полетов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов. |
Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. |
Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. |
||||||
68 |
|
Проверь себя. |
Контрольный урок. |
Выполнять задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. |
Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. |
Ставит учебную задачу и контролирует ее выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения.
|
Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
||||||
Материально – техническое обеспечение программы
o компьютер с выходом в интернет
o проектор, экран
o Единая коллекция ЦОР
o Диск «Уроки Кирилла и Мефодия» 3 класс
o Карта России, карта полушарий, карта «Природные зоны России»
В нашем каталоге доступно 74 187 рабочих листов
Перейти в каталогПолучите новую специальность за 3 месяца
Получите профессию
за 6 месяцев
Пройти курс
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Для реализации программы используются учебники «Окружающий мир» в двух частях (автор Н.Ф. Виноградова Издательство «Вентана-Граф») включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования. Кроме учебников УМК включает «Тетрадь на печатной основе» №1, №2 (автор Н.Ф. Виноградова Издательство «Вентана-Граф»).Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год при 2 часах в неделю.
Данный курс носит интегрированный характер.
6 656 324 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Куприянова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Мини-курс
6 ч.
Мини-курс
3 ч.
Мини-курс
2 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.