Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №15»
городского округа город
Салават Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ№15» г.Салавата
_______________А.И.Васильев
«____»_______________2014г.
Рабочая программа
по окружающему миру
Класс 3 В
Учитель Сафронова С. М.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО зам.директора
по УВР
Протокол № 1 от _______
____________/Г.В.Канарова /
__________/В.В.Пыпина / «____»______________2014г.
Пояснительная
записка
Рабочая программа составлена на
основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
•
Федеральный
компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской
Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»
•
Примерные
программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации №
03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального
базисного учебного плана»
•
Программы
общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы. УМК
«Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2011.)
•
Федеральный государственный
стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009,
зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);
•
Авторской
программы «Окружающий мир». : Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.,
Саплина Е.В., Саплин А.И. – М., АСТ, Астрель.2007г.
Количество
часов: всего в
год: 68
в неделю: 2
Плановых
контрольных работ:
Административных
контрольных работ
Учебник:
Окружающий мир
3 класс. Л Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов – М.: АСТ: Астрель,2013
класс
|
Количество часов
|
1 семестр
|
2 семестр
|
3 семестр
|
Итого за год
|
кол.ч.
|
кол.к/р
|
кол.ч.
|
кол.
к/р
|
кол.ч.
|
кол.
к/р
|
кол.ч.
|
кол.
к/р
|
3 В
|
22
|
|
23
|
|
23
|
|
68
|
|
Список дополнительной литературы
1.
Кучеров Е.В.
«Природа Башкортостана», Уфа: Китап, 2004
2.
Методическое
пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой,
И.В.Потапова» 2013
3.
Журнал «
Начальная школа».
4.
Газета «
Первое сентября».
Цель
курса:
формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера
взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к
окружающему миру.
Задачи:
1. формировать элементарные
представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
2. знакомить с методами изучения
окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
3. развивать познавательные
процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
4. воспитывать внимательность,
наблюдательность и любознательность;
5. формировать самостоятельную
познавательную деятельность;
6. воспитывать бережное отношение
к природе и продуктам труда людей.
7. систематизировать имеющиеся у
детей представления об окружающем мире;
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру
Обучающиеся должны знать:
·
что такое
явление природы;
·
что такое
горизонт, линия горизонта, основные и промежуточные стороны горизонта;
устройство компаса;
·
о трех
состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое;
·
о
круговороте воды в природе;
·
легко
определяемые свойства воды;
·
о водоемах
(река, озеро, море);
·
о значении
воды в жизни человека, необходимости ее охраны и рационального использования;
·
легко
определяемые свойства воздуха;
·
состав
воздуха (азот, кислород, углекислый газ, примеси);
·
о
необходимости охраны воздуха от загрязнения;
·
что такое
горные породы и полезные ископаемые;
•
свойства 3—4
полезных ископаемых, их использование человеком;
•
о
необходимости бережного использования полезных ископаемых;
•
о почве, ее
значении и необходимости охраны;
•
о четырех
царствах живой природы;
•
об органах
растений и их значении;
•
особенности
размножения и развития растений;
•
о некоторых
группах растений и их отличительных признаках;
•
об
отличительных признаках основных групп животных;
•
особенности
передвижения, питания, размножения и развития животных;
•
некоторые
взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы;
•
о влиянии
человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
•
какие народы
живут на территории России;
•
символику
своего города;
•
столицу
России;
•
государственные
символы России;
•
как
называется главный закон страны;
•
как устроено
наше государство;
•
основные
права и обязанности ребенка.
Обучающиеся должны уметь:
•
находить
стороны горизонта по Солнцу и компасу;
•
различать
наиболее распространенные растения
•
различать
наиболее распространенных животных;
•
проводить
наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;
•
устанавливать
некоторые связи между организмами и средой их обитания;
•
приводить
примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
•
оценивать
свое поведение в природе;
•
выполнять
правила поведения в природе; находить на карте город (село), в котором они
живут; рассказывать о главных символах государства; рассказывать о символах
своего города; рассказывать о главных достопримечательностях своего города;
•
рассказывать
об основных правах и обязанностях ребенка.
Обучающиеся могут знать:
•
что такое
открытая и закрытая линия горизонта; что называют свойством тела и вещества; о
физических и химических явлениях природы; об использовании энергии воды и
ветра; о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; о разнообразии
грибов и их значении в природе и жизни человека;
•
о значении
бактерий в природе и жизни человека; об особенностях питания и дыхания
растений; об условиях прорастания семян;
•
о предках
культурных растений и домашних животных; об обычаях и традициях своего народа;
об истории возникновения своего города (села); историю возникновения герба
своего города; историю происхождения и развития основных символов государства;
•
основные
моменты развития органов власти страны; историю происхождения государственных
наград.
Обучающиеся могут уметь:
•
находить
стороны горизонта по местным признакам; моделировать несложные природные
процессы; объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;
•
выявлять
признаки приспособленности организмов к среде обитания;
•
пользоваться
различной справочной литературой; получать информацию, используя тексты,
таблицы, рисунки, схемы;
•
сравнивать и
делать выводы.
Изучение
курса формирует следующие универсальные учебные действия:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся
будут сформированы:
·
понимание
значения изучения курса «Окружающий мир»;
·
ориентация
на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания
особенностей взаимодействия человека и природы;
·
ориентация
на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме
человека;
·
осознание
своей этнической принадлежности;
·
чувство
гордости свою Родину;
У обучающихся могут быть сформированы:
·
осознание
себя как гражданина России;
·
уважение к
истории и культуре народов, населяющих Россию;
·
понимание
влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек
и природа
Обучающиеся
научатся:
·
приводить
примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
·
объяснять,
что такое экология;
·
понимать,
что такое горизонт, линия горизонта;
·
называть
основные и промежуточные стороны горизонта;
·
находить
стороны горизонта по Солнцу и компасу;
·
объяснять,
что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
·
рассказывать
о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое,
круговороте воды в природе;
·
устанавливать
с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и
почвы;
·
характеризовать
различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
·
объяснять,
как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
·
рассказывать
о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости
их охраны и рационального использования;
·
характеризовать
органы растений и животных и их значение;
·
характеризовать
особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
·
различать
основные группы растений и животных
·
приводить
примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
·
рассказывать
о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
·
характеризовать
важнейшие системы органов человека и их функции;
·
выполнять
основные правила личной гигиены;
·
проводить
простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
различать
существенные и несущественные признаки;
·
приводить
примеры физических и химических явлений природы;
·
рассказывать
об использовании энергии воды и ветра;
·
рассказывать
о четырех царствах живой природы;
·
рассказывать
о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени;
·
рассказывать
о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека;
·
объяснять
особенности питания и дыхания растений;
·
характеризовать
условия прорастания семян;
·
рассказывать
о предках культурных растений и домашних животных;
·
приводить
примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
·
выявлять
признаки приспособленности организмов к среде обитания.
Человек
и общество
Обучающиеся
научатся:
·
характеризовать
территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты;
·
рассказывать,
используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны;
·
описывать
устройство города, жизнь и быт горожан;
·
различать
символы государства;
·
показывать
на политической карте РФ столицу России — город Москву;
·
описывать
государственные награды, рассказывать об их происхождении;
·
характеризовать
главный закон страны;
·
рассказывать
об устройстве нашего государства;
·
раскрывать
основные права и обязанности ребенка.
Обучающиеся
получат возможность научиться:
·
узнавать об
обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев;
·
устанавливать
связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона;
·
рассказывать
об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках
культуры своего города, села, края;
·
рассказывать
о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной,
политической и культурной жизнью города;
·
объяснять
историю происхождения и развития основных символов государства;
·
приводить
примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными
наградами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся
научатся:
·
понимать
цель познавательной деятельности;
·
планировать
свои действия при выполнении заданий учебника;
·
осуществлять
текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий.
Обучающиеся могут научиться:
·
самостоятельно
планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
·
самостоятельно
осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
·
ставить цель
собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной
деятельности).
Познавательные
Обучающиеся
научатся:
·
доказывать
то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов;
·
сравнивать и
классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
·
находить
необходимую информацию в учебнике;
·
получать
информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
·
моделировать
процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей;
·
понимать
информацию, представленную на исторической карте.
Обучающиеся
могут научиться:
·
получать
дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;
·
самостоятельно
моделировать некоторые природные процессы.
·
ориентироваться
на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных
исторических процессов;
·
устанавливать
причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями
(под руководством учителя)
·
сравнивать
исторические события.
Коммуникативные
Обучающиеся
научатся:
·
выполнять
парные и групповые задания в классе и на экскурсиях;
·
совместно
проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы.
Обучающиеся
могут научиться:
·
распределять
обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и
проектов.
Содержание учебного предмета
Природа вокруг нас (8 ч)
Окружающая
человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых
существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по
Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические
и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления с
строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч)
Три
состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность,
цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.
Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе:
родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд,
водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморось
Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды.
Необходимость рационального использования воды, ох- рана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздух азот, кислород, углекислый
газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и
запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при
охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение
воздуха дымом, пылью, другими газам Необходимость охраны воздуха от
загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газами образные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения
свойства полезных ископаемых песка, глины, гранита, известняка. Использование
важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух, Главное отличие почвы
от горной породы — плодородие .Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (16 ч)
Четыре
царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых
существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ:
наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые
представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок
и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как
человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и
дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений.
Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в
природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие
и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об
организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных:
черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши
домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир.
Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение
животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к
животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие.
Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и
жизни человека.
Человек
(10 ч)
Человек
— часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие
человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена
кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и
здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение
физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её
значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система.
Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная
система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение
удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы
чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме
человек». Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек
в обществе (18 ч)
Народы,
живущие на территории России. национальные обычаи, традиции. Города России.
История возникновения. Имя города символы города. История города в памятниках и
достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в
исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения
герба, флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны.
Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы
власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием
неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности
человека на природу
Календарно - тематическое планирование
№
|
Дата проведения
|
Тема
|
Примеча
ние
|
план
|
факт
|
1 семестр
«Природа вокруг нас» (8 ч)
|
1.
|
02.09
|
|
Что
нас окружает
|
|
2.
|
03.09
|
|
Экскурсия «Знакомство с разнообразием
неживой и живой природы в окрестностях школы»
|
|
3.
|
09.09
|
|
Экскурсия «Изучение влияния
деятельности человека на природу»
|
|
4.
|
10.09
|
|
Что
такое горизонт. Ориентирование по Солнцу
|
|
5.
|
16.09
|
|
Ориентирование
по компасу и местным признакам
|
|
6.
|
17.09
|
|
Экскурсия «Ориентирование на местности»
|
|
7.
|
23.09
|
|
Явления
природы
|
|
8.
|
24.09
|
|
Свойства
тел и веществ
|
|
«Вода,
воздух, горные породы и почва» (16 ч)
|
9.
|
30.09
|
|
Свойства
воды в жидком состоянии
|
|
10.
|
01.10
|
|
Вода-растворитель
|
|
11.
|
14.10
|
|
Свойства
льда, снега и пара
|
|
12.
|
15.10
|
|
Родники
|
|
13.
|
21.10
|
|
Водоёмы
(река, озеро, море, пруд, водохранилище)
|
|
14.
|
22.10
|
|
Облака,
роса, туман, иней, изморозь
|
|
15.
|
28.10
|
|
Круговорот
воды в природе
|
|
16.
|
29.10
|
|
Использование и охрана воды
|
|
17.
|
04.11
|
|
Значение
воздуха для жизни. Состав воздуха
|
|
18.
|
05.11
|
|
Свойства
воздуха
|
|
19.
|
11.11
|
|
Ветер
|
|
20.
|
12.11
|
|
Охрана
воздуха
|
|
21.
|
18.11
|
|
Горные
породы
|
|
22.
|
19.11
|
|
Полезные
ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)
|
|
2 семестр
|
23.
|
25.11
|
|
Использование,
добыча и охрана полезных ископаемых
|
|
24.
|
26.11
|
|
Почва
|
|
«О
царствах живой природы» (16 ч)
|
25.
|
02.12
|
|
Четыре
царства живой природы
|
|
26.
|
03.12
|
|
Строение
растений
|
|
27.
|
09.12
|
|
Разнообразие
растений
|
|
28.
|
10.12
|
|
Дикорастущие и культурные растения
|
|
29.
|
16.12
|
|
Жизнь
растений
|
|
30.
|
17.12
|
|
Размножение
и развитие растений
|
|
31.
|
23.12
|
|
Развитие
растения из семени
|
|
32.
|
24.12
|
|
Охрана
растений
|
|
33.
|
30.12
|
|
Строение животных
|
|
34.
|
13.01
|
|
Разнообразие животных
|
|
35.
|
14.01
|
|
Домашние
и дикие животные
|
|
36.
|
20.01
|
|
Как
животные воспринимают мир
|
|
37.
|
21.01
|
|
Передвижение
и дыхание животных
|
|
38.
|
27.01
|
|
Питание
животных
|
|
39.
|
28.01
|
|
Размножение
и развитие животных Охрана животных
|
|
40.
|
03.02
|
|
Грибы
и бактерии
|
|
«Человек» (10 ч)
|
41.
|
04.02
|
|
Человек
— часть живой природы
|
|
42.
|
10.02
|
|
Кожа
— первая «одежда»
|
|
43.
|
11.02
|
|
Скелет
|
|
44.
|
17.02
|
|
Мышцы
|
|
45.
|
18.02
|
|
Кровеносная система
|
|
3 семестр
|
46.
|
03.03
|
|
Дыхание
|
|
47.
|
04.03
|
|
Питание
и выделение
|
|
48.
|
10.03
|
|
Органы
чувств
|
|
49.
|
11.03
|
|
Нервная
система
|
|
50.
|
17.03
|
|
Эмоции и темперамент
|
|
«Человек в обществе» (18 ч)
|
51.
|
18.03
|
|
Народы
нашей страны
|
|
52.
|
24.03
|
|
Традиции
народов нашей страны
|
|
53.
|
25.03
|
|
Путешествие
по ленте времени
|
|
54.
|
31.03
|
|
Города
и сёла
|
|
55.
|
01.04
|
|
Названия
городов
|
|
56.
|
07.04
|
|
Кремль
— центр города
|
|
57.
|
08.04
|
|
Улицы
города
|
|
58.
|
14.04
|
|
Герб
— символ города
|
|
59.
|
15.04
|
|
Памятные места городов
|
|
60.
|
21.04
|
|
Экскурсия «Улицы и памятные места
родного города»
|
|
61.
|
22.04
|
|
Современный
город
|
|
62.
|
28.04
|
|
Москва
— столица России
|
|
63.
|
29.04
|
|
Что
такое государство
|
|
64.
|
05.05
|
|
Конституция
— основной закон нашей страны
|
|
65.
|
06.05
|
|
Права
ребёнка
|
|
66.
|
12.05
|
|
Символы
государства. Государственный герб России. Государственный флаг России
|
|
67.
|
13.05
|
|
Государственный
гимн России
|
|
68.
|
19.05
|
|
Государственные
награды
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.