ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения
Изучение окружающего
мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений
наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира,
рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об
окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и
его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и
духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности
участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и
укреплять здоровье.
Задачи:
систематизация
имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование
элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство
с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение и др.);
социализация
ребёнка;
развитие
познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание,
обобщение и др.);
воспитание
внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование
самостоятельной познавательной деятельности;
развитие
мышления, воображения и творческих способностей;
формирование
информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор
необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование
умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные
признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные
связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование
умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного
состава);
формирование
рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в
овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
формирование
основ экологической культуры;
патриотическое
и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Нормативно
правовые документы:
закон
РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании»;
национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждённая Указом
Президента РФ от 4 февраля 2010 г., № 271;
федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №
373 (с изменениями и дополнениями);
Сведения о программе
Программа по окружающему миру
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных
тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам
курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного
предмета с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Обоснования выбора программы
Предмет «Окружающий мир» представляет
собой один из базовых курсов образовательной области «Обществознание и
естествознание».
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой
развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения,
их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и
саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют
глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего
школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются:
интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих
знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической
деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих
учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять
межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
В
авторскую программу внесены изменения
В
результате изучения данного предмета ученик должен использовать приобретённые
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения
изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки
воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и
участие в её охране.
Определение места и роли предмета
Окружающий мир как учебный
предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются
предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности;
создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые
в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно
связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого
учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления
естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению
чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания,
обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов
деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными
предметами начальной школы.
Информация о
количестве учебных часов
В
соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ
с.Мокрое рабочая программа рассчитана на 64 часа в год (из расчёта 2
часа в неделю).
В
разделе «Учебно – тематический план» раскрывается последовательность и время
изучения разделов и тем рабочей программы; распределяется время, отведенное на
проведение контрольных, практических работ.
В
приложении к рабочей программе «Календарно – тематический план»
конкретизируются темы каждого урока и даты проведения уроков; планируемые
результаты; основные виды учебной деятельности учащихся; виды, формы контроля.
Форма организации
образовательного процесса
Эффективная
учебная деятельность учащихся на занятиях, построена на типовых заданиях,
способствующих формированию универсальных учебных действий:
Информационный поиск— задания
требуют обращения детей к окружающим их взрослым, к познавательной,
справочной литературе, словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и
проверке информации.
Выполняя это задание, дети занимают
активную позицию на уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая
помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому
заданию растёт познавательная активность учащихся, они учатся работать со
справочной литературой, словарями, энциклопедией и находить достоверную
информацию, осваивают познавательные и коммуникативные универсальные действия.
Дифференцированные задания— предоставляют
возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои
личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт
востребованности для их выполнения метапредметных умений.
Интеллектуальный марафон — задания
ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих
способностей, на формирование умения правильно использовать знания в
нестандартной ситуации.
Задания ставят перед учащимися задачу
поиска средств решения, преобразования материала, конструирование нового
способа действий.
Творческие задания —
направлены на развитие у учащихся познавательных интересов, воображения, на
выход в творческую деятельность.
Творческие задания дают возможность
учащимся предложить собственное оригинальное решение предметных задач или задач
на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок
должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения,
продумать собственные действия и осуществить их.
Работа в паре — задания
ориентированы на использование групповых форм обучения.
Чтобы выполнить это задание, учащиеся
должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую
работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут
проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует
формированию регулятивных, коммуникативных универсальных действий, обеспечивает
возможность каждому учащемуся высказать своё личное мнение, сопоставить его с
мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому. Дети
обучаются разным способам получения и обработки информации, «учатся обучая».
Проекты. В учебниках на
специальных разворотах представлены возможные варианты творческих,
информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих
разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта
обучающегося.
Технологии обучения
На уроках используются
стандартные педагогические технологии:
проблемное обучение (развитие
познавательной активности, творческой самостоятельности);
развивающее обучение (развитие
личности и её способностей);
дифференцированное
обучение (создание оптимальных условий для выявления задатков, развития
интересов и способностей);
игровое обучение (обеспечение
личностно - деятельного характера усвоения знаний, умений, игровые методы
вовлечения в творческую деятельность).
Механизмы формирования
ключевых компетенций
понимание особой
роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы;
сформированность
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
осознание
целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных
способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт,
сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от
окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Виды и формы
контроля
Для контроля и учёта достижений
обучающихся используются следующие формы:
- устный опрос;
- доклад;
- творческая работа;
- посещение уроков по программам
наблюдения;
- диагностическая работа
С
целью создания условий для реализации ФГОС НОО, индивидуализации и дифференциации
процесса обучения, формирования у учащихся мотивации на достижение определенных
результатов воспитания, развития и социализации и в соответствии с положением о
Портфеле достижений учащихся, осваивающих ООП НОО, индивидуальные накопительные
оценки, ориентированные на демонстрацию динамики образовательных достижений
учащихся по предмету, динамики продвижения в различных видах деятельности,
оценки готовности к обучению на уровне основного общего образования
фиксируются в Портфеле достижений учащегося начальной школы и являются
обязательным компонентом при итоговом оценивании учащихся.
Планируемые результаты освоения программы
по учебному предмету «Окружающий мир» к
концу 1 класса
Личностные
У учащихся будут сформированы:
ориентация на выполнение основных правил
безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах;
понимание
необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья;
понимание
необходимости бережного отношения к природе;
могут
быть сформированы:
понимание
значения изучения курса «Окружающий мир»;
понимание
необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи;
понимание
своей сопричастности к жизни страны;
понимание
красоты окружающего мира.
Предметные
Человек и природа
Учащиеся
научатся:
называть
характерные признаки времен года;
различать
и называть части растений;
ухаживать
за комнатными растениями;
выполнять
правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения
и животные;
приводить
примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
рассказывать
о значении домашних животных в жизни человека;
приводить
примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
Учащиеся
получат возможность научиться:
различать
и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
характеризовать
особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков,
состояние растений и животных);
называть
некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
рассказывать
о способах движения и питания животных;
рассказывать
об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
различать
деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения.
Человек
и общество
Учащиеся
научатся:
называть
свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
выражать
приветствие, благодарность, просьбу;
выполнять
элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
рассказывать
о профессиях родителей и работников школы;
проявлять
уважительное отношение к окружающим людям;
выполнять
основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и
общественных местах;
приводить
примеры видов труда людей;
узнавать
герб и флаг России, называть ее столицу;
различать
и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный).
Учащиеся
получат возможность научиться:
различать
виды эмоционального состояния человека;
воспроизводить
гимн России.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся
научатся:
понимать
свое продвижение в овладении содержанием курса;
понимать,
что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы.
Учащиеся
могут научиться:
осуществлять
контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника;
замечать
и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников.
Познавательные
Учащиеся
научатся:
понимать
информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
называть
и различать окружающие предметы и их признаки;
устанавливать
правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели,
времени суток).
Учащиеся
могут научиться:
осуществлять
поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов;
сравнивать
объекты, выделяя сходства и различия;
группировать
различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные
Учащиеся
научатся:
участвовать
в диалоге при выполнении заданий;
оценивать
действия одноклассников.
Учащиеся
могут научиться:
осуществлять
взаимопроверку при работе в паре;
сотрудничать
в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранногопроекта.
Информация об используемом учебнике
Окружающий
мир: 1-й кл.: учебник / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№
|
Тема
урока
|
Знать
|
Уметь
|
Пришла пора учиться – 13 ч
|
1
|
Вводный
урок. «Что такое окружающий мир».
Наиболее
безопасный путь в школу и домой.
Ты и
твоё имя.
Твоя
школа.
Правила
безопасного поведения в школе.
Твоя
школа.
Во дворе
школы.
Профилактика
опасных ситуаций.
Во дворе
школы.
Вот и
лето прошло.
Экскурсия
«Вот и лето прошло».
Дорога в
школу.
Правила
дорожного движения.
Дорога в
школу.
Твой
распорядок дня. Как себя вести, когда ты дома один.
Осень.
Осень. Правила
безопасного поведения при возникновении пожара в доме
|
Понятие
«окружающий мир»; свое имя и имена близких; правила поведения в школе, во
дворе школы; ядовитые грибы; дорогу в школу; правила дорожного движения;
понятие «распорядок дня»; признаки осени; понятие
«перелетные
птицы»
|
Называть
предметы окружающего мира; описывать и называть явления природы;
анализировать
материал учебника и соотносить с реальными предметами; уметь выполнять
правила безопасного движения из школы до дома; планировать свой день;
сравнивать признаки разных времен года
|
Человек - 13 ч
|
2
|
Как ты
рос.
Как ты
воспринимаешь мир. Где можно играть и где нельзя.
Как ты
воспринимаешь мир
Твоё
тело. Правила безопасного поведения в школе.
Как ты
питаешься
Твоя
одежда. Температура окружающего воздуха, её влияние на здоровье человека.
Твоя
одежда.
Будь
здоров! Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Будь
здоров!
Твоё
настроение. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Твоё
настроение.
Будь
внимательным! Наиболее безопасный путь домой.
Будь
внимательным!
|
Понятия
«органы чувств»; части тела человека; гигиенические правила; культура
питания; виды одежды и уход за ней; виды спорта;
Иметь
представления о видах болезней
|
Называть
части тела человека; проводить простейшие наблюдения за своим организмом;
составлять
меню завтрака, обеда и ужина; делить продукты на группы; выбирать одежду по
сезону и ухаживать за ней; выполнять правила гигиены
|
Природа в жизни человека - 23 ч
|
3
|
«Полна
природа удивления». Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье
человека.
Вода и
воздух.
Вода и
воздух. Электричество и газ как источники возможной опасности.
Зима.
Зима.
Осторожно, гололед!
Времена
года.
Как
устроено растение. Лекарства и средства. бытовой химии как источники
опасности.
Как
устроено растение.
Деревья,
кустарники, травы. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми.
Деревья,
кустарники, травы.
Как
развивается растение. Мы - пассажиры, обязанности пассажира.
Как
развивается растение
Растения
в нашем классе. Правила противопожарной безопасности.
Насекомые,
птицы, рыбы, звери.
Насекомые,
птицы, рыбы, звери. Оказание первой медицинской помощи укусах насекомых.
Жизнь
животных.
Жизнь
животных. Правила поведения при общении с животными.
Домашние
животные.
Домашние
животные. Правила поведения при общении с животными.
Береги
природу, человек!
Береги
природу, человек! Правила дорожного движения
|
Понятия
«живая и неживая природа»; где человек встречается с водой и ее чудесные превращения;
характеристику воздуха; признаки зимы; понятие «растение», части растения;
понятие «дерево и кустарник»; понятия «культурные и дикорастущие» растения;
ядовитые растения; условия развития растения; названия комнатных растений;
знать группы животных;
дикие и
домашние животные; роль природы в жизни человека; что такое Красная книга
|
Называть
объекты живой и неживой природы; использовать воду; выполнять правила
поведения в природе; называть месяцы года по порядку; называть части
растения, различать растения по форме; различать дикое и культурное растение;
определять ядовитые растения и грибы; ухаживать за комнатными растениями;
классифицировать животных на группы; называть домашних животных и условия их
жизни; анализировать деятельность человека в жизни природы
|
Человек среди людей - 15 ч
|
4
|
Наша
Родина
Наша
Родина. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения
Наш дом
Наш
дом. Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома и
их профилактика
Наши родственники
Наши
родственники. Как вести себя, когда ты дома один?
Хороший
день
Хороший
день. Профилактика опасных ситуаций
Экскурсия
в природу "Весна"
Весна.
Наиболее безопасный путь в школу и домой. ПДД
Весна
Наша
безопасность
Будем
вежливы
Будем
вежливы. Правила безопасного поведения в общественных местах
Мы
едем, едем едем…
Скоро
лето. Безопасность на воде
|
Понятия
«герб, флаг, гимн»; столица России; понятия «город и поселок»; названия дней
недели; семейные традиции и праздники; признаки весны; правила безопасного
поведения; правила вежливости; виды транспорта; признаки лета
|
Определять
символы России и рассказать о них; главные достопримечательности столицы;
определять названия населенных пунктов; описывать свою комнату; называть
близких родственников, их профессии; рассказать о выходном дне твоей семьи;
выполнять правила безопасного поведения; применять правила вежливости;
называть виды транспорта
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Пришла
пора учиться
|
13ч
|
2
|
Человек
|
13ч
|
3
|
Природа
в жизни человека
|
23ч
|
4
|
Человек
среди людей
|
15
ч
|
|
|
64
ч
|
ТРЕБОВАНИЯ
К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
В результате изучения
окружающего мира ученик должен
знать/понимать:
роль
руки и слов в общении;
роль
опыта – как источника благосостояния людей;
что
человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и
книг;
что
такое общение и какова его роль в жизни человека;
что
такое город;
основные
профессии людей и взаимопомощь людей разных профессий;
основные
природные богатства (солнечный свет, воздух, вода, почва, подземные кладовые,
живые организмы и человек) и их роль в жизни человека;
свойства
живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых
предметов;
основные
черты сходства и различий растений и животных;
основные
группы домашних животных и растений;
отличительные
особенности человека от животных;
элементарные
сведения о строении человека;
правила
поведения в природе;
основные
признаки каждого времени года.
Учащиеся
должны уметь:
называть
окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи;
пользоваться
словами, указывающими направление и время;
наблюдать,
делать умозаключения;
пользоваться
книгой для ответа на возникающие вопросы;
различать
профессии людей;
различать
природные богатства, живые и неживые;
различать
растения и животных;
приводить
примеры названий 5–10 дикорастущих растений и животных;
приводить
примеры названий 5–10 культурных растений и домашних животных;
оценивать
правильность поведения в природе;
оценивать
правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного
движения).
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Обучение
в 1 классе по учебникам «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова И.В. Потапова,
«Литературное чтение» Э.Э.Кац: программы, методические рекомендации,
тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Э.Э. Кац. – М.: АСТ:
Астрель, 2011.
Окружающий
мир: проверочные и диагностические работы: 1-й класс: к учебнику Г.Г.
Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир» / И.В. Потапов, Г.Г. Ивченкова. – Москва:
Астрель, 2013.
ПЕРЕЧЕНЬ
ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ
МАТЕРИАЛЬНО
- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Библиотечный фонд(книгопечатная
продукция)
Учебно-методические комплекты (программы,
учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).
Научно-популярные, художественные книги
для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).
Детская справочная литература
(справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе,
труде людей, общественных явлениях и пр.).
Стандарт начального образования и
документы по его реализации.
Методические пособия для учителя
Печатные пособия
Таблицы природоведческого и
обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания,
магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, озера и т. п.).
Портреты выдающихся людей России
(политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.).
Географические и исторические настенные
карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы
(альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и
информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные
(цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
обучения, обучающие программы по предмету
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой
форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в
том числе в цифровой форме)
Учебно-практическое и учебно-лабораторное
оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом
содержания обучения).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.