Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Занков.

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Занков.

Скачать материал

Окружающий мир

Пояснительная записка

Статус документа

 

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, утвержденной Министерством образования и науки РФ (Москва, 2011),

Общая характеристика учебного предмета

 

Предмет «Окружающий мир» рассматривается, с одной стороны, как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы, с другой стороны, как первый, единственный предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе Л.В. Занкова.

Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

- в ходе решения первых двух развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;

- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);

- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.

Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагает ФГОС нового поколения. Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Так создаются условия для социализации ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.

Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения данной программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.

От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа – это среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.  В 1 классе эти взаимозависимости даны в общем виде, перед ребёнком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён до наших дней. Курс носит пропедевтический характер, но в нём уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям. Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, т.е. биосферы. Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представления о природных зонах, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и её историей при постоянном сравнении с историей развития других стран. Содержание курса в 4 классе – следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Растёт интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме этого, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.

Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены данной программой.

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»

 

- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм

- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества

- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности

- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное

- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Место предмета в базисном учебном плане

На предмет «Окружающий мир» для 2 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 часов  в год (2 часа в неделю; 34 учебные недели).

Учебно-тематический план курса

№№

Наименование раздела

Количество часов

1

Общий взгляд на Землю

5часов

2

Как изучают окружающий мир

9 часов

3

Космос и Земля

14 часов

4

Взаимодействие сил природы

22 часа

5

Живая природа

18часов

 

ИТОГО

68 часов

Содержание программы

Содержание программы.

Общий взгляд на Землю (5 часов).

Человек и природа.

Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица России. Россия – родина космонавтики.

Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом. Контурной картой полушарий.

Как изучают окружающий мир (9 часов).

Человек и общество.

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать. Чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.

Дополнительные источники знаний, средства коммуникативно-массовой информации об окружающем мире (наблюдение. опыт; книги, словари, энциклопедии, справочники, телевидение, пресса, Интернет и др.). Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учёба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Человек и природа.

Вещества. Три состояния веществ в природе- твёрдое, жидкое и газообразное, их основные свойства. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии; ознакомление с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов).

Человек и природа.

Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смена дня и ночи. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт. Стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы. Холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу. Компасу и местным признакам; нахождение изучаемых объектов на глобусе и карте; изготовление примитивного компаса.

Взаимодействие сил природы (22 часа).

Человек и природа.

Влияние солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времён года. Причины смены времён года. Вода на Земле. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, канал. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд. Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода – одно из условий жизни на Земле.

Воздух. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времён года.

Круговорот воды в природе. Стихийные бедствия на Земле. Стихийные бедствия, возможные в нашей местности. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности  человека. Охрана суши, воды, воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра при помощи флюгера. Экскурсия к водоёму.

Живая природа (18 часов).

Человек и природа.

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение,, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой. О связях между разными представителями живой природы.

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растений (корень. Стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни  растений (свет, тепло, воздух, вода).

Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Плоды и корнеплоды. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных. Дикие  и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. Красная книга.

Грибы: съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека.

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, животными уголка живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев, рассматривание и классификация плодов и семян, рассматривание строения плода и корнеплода, различение ядовитых грибов.

Требования ФГОС

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в её делах и событиях;

- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

- установка на безопасный здоровый образ жизни; ежедневную физическую культуру и закаливание.

Личностные УУД:

У обучающихся будут сформированы:

- внутренняя позиция школь­ника на уровне положительно­го отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

- интерес к предметно-иссле­довательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите­лей и товарищей;

- понимание причин успеха в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель­ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру­жающих людей;

- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе ана­лиза поступков одноклассни­ков и собственных поступков;

- представление о своей граж­данской идентичности в фор­ме осознания «Я» как гражда­нина России;

- представление о своей этни­ческой принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования

- интереса к познанию окру­жающего мира;

- ориентации на анализ соот­ветствия результатов требо -ваниям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе задан­ных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклас­сников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окру­жающим миром.

Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится

- принимать и сохранять учеб­ную задачу;

- учитывать выделенные учи­телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представлен­ной на наглядно-образном уровне;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые кор­рективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителя­ми, товарищами, другими ли­цами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные дейст­вия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оцени­вать свои действия при рабо­те с наглядно-образным (ри­сунками, картой), словесно-образным и словесно-логичес­ким материалом при сотруд­ничестве с учителем, одно­классниками;

- в сотрудничестве с учите­лем, классом находить не­сколько вариантов решения учебной задачи;

- на основе результатов реше­ния практических задач делать теоретические выводы о свой­ствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы­полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис­полнение в конце действия с наг­лядно-образным материалом.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, сим­волами, таблицами, диаграм­мами, моделями, схемами, приведенными в учебной ли­тературе;

- строить сообщения в устной форме;

- находить в тексте ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возмож­ное разнообразие способов ре­шения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест­венных и несущественных признаков;

- смысловому восприятию познавательного текста;

- анализировать объекты с вы­делением существенных и не­существенных признаков (в кол­лективной организации дея­тельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучае­мом круге явлений;

- обобщать (выделять класс объ­ектов как по заданному при­знаку, так и самостоятельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под поня­тия разного уровня обобщения (природа сделанное челове­ком; природа живая - нежи­вая; группы растений, группы животных);

- проводить аналогии между изучаемым материалом и соб­ственным опытом

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем

- строить небольшие сообще­ния в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фик­сацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

- проводить сравнение, сериа­цию и классификацию изучен­ных объектов по самостоя­тельно выделенным основани­ям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- понимать структуру пост­роения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные рече­вые средства в диалоге с учите­лем, одноклассниками;

- воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

- строить понятные для парт­нера высказывания;

- задавать вопросы, адекват­ные данной ситуации, позво­ляющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на пози­цию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест­во, последовательность дей­ствий, выполняемых партне­ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для ре­шения различных коммуника­тивных задач;

- навыкам взаимоконтроля.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Человек и природа

Обучающийся научится

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного матери­ала); использовать их для объ­яснения необходимости бе­режного отношения к природе: сравнивать объекты приро­ды на основе внешних призна­ков или известных характер­ных свойств;

- проводить несложные наб­людения в природе и воспро­изводить опыты в соответ­ствии с инструкцией, исполь­зуя простейшее лабораторное оборудование и измеритель­ные приборы; соблюдать тех­нику оезопасности;

- описывать на основе предло­женного плана изученные объ­екты и явления живой и нежи­вой природы;

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;

- ориентироваться на местнос­ти относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основ­ные стороны горизонта по компасу, по природным приме­там;

- различать твердые, жидкие н газообразные вещества;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать три состояния во­ды; определять основные свой­ства воды, ее значение для жи­вых организмов и хозяйствен­ной деятельности человека; объяснять причины кругово­рота воды в природе;

- определять основные свой­ства воздуха, его значение для растений, животных, человека;

- определять условия, необхо­димые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- различать хвойные, цветко­вые; дикорастущие и культур­ные растения; съедобные и ядо­витые грибы;

- определять условия, необхо­димые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, пти­цы, звери);

- приводить примеры предста­вителей разных групп расте­ний и животных;

- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;

- строить простейшие кор­мушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

- показывать на карте и гло­бусе основные формы земной поверхности и водоемы;

- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цвет­ковые растения;

- различать животных раз­ных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающие­ся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

- понимать назначение орга­нов чувств для познания окру­жающего мира;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведе­ния в доме, на улице, в природ­ной среде;

- соблюдать правила орга­низации учебного труда дома и в школе, понимать роль учи­теля;

- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, живот­ным, грибам, бактериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания ок­ружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюде­ние, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаи­моотношений людей в клас­сном, школьном коллективах.

Материально – техническое обеспечение

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

1.      Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса.  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

2.      Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир».  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

3.      Дмитриева Н.Я. «Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир» 2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год.

4.      П.А.Галяшина, А.Ю.Плотникова. Поурочное планирование к учебникам «Окружающий мир» 1-2 класс. – Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

Электронно-программное обеспечение:

·                    компьютер;

·                    презентационное оборудование;

·                    выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся – на уровне ознакомления);

·                    набор ЦОР


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

2 часа в неделю, 34 недели, 68 часов в год

 

n|n

Тема урока

(Тип урока)

Дата по плану/по факту

Требования к уровню подготовки учащегося

Вид контроля

УУД

Деятельность учащихся

Дом. задание

1

Наша Родина. Семья и труд. С. 3-7

1

Знать:

Россия – самое большое государство мира. Москва –  столица.

Отличие человека от животных и от древних людей.

Семья – самое близкое окружение человека.

Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота членов семьи друг о друге.

Распределение домашних обязанностей.

Текущий

Узнавание  государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье.  Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.

Учащийся научится:

-узнавать  государственную символику РФ и своего региона;

- определять родственные связи в семье;

-находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками.

С.5 №2, с.6 №1

Рассказ «Кем гордятся в нашей семье»

2

Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим.

С. 8-11

1

Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются. Различение прошлого, настоящего и будущего. Сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

Текущий

Учащийся научится:

- иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются;

- различать прошлое, настоящее и будущее;

- сравнивать (на основе иллюстративного материала) памятники архитектуры, одежду, вооружение различных эпох.

С.11 №1

Узнать: какая самая старая вещь сохранилась в вашей семье.

Подготовить короткое сообщение о любом российском космонавте (кроме  Ю.А.Гагарина)

3

Россия – родина космонавтики. С.12-14

1

Знать значение космонавтики для изучения Земли. Просмотр научно-популярного фильма о развитии отечественной космонавтики или подготовленной учителем тематической компьютерной презентации. Составление вопросов к просмотренному материалу. Знакомство детей с правилами ведения тетради и работы с текстом.

Текущий

Учащийся научится:

- работать с текстом и рабочей тетрадью;

- понимать значение космонавтики для изучения Земли.

С.14 №3

№6

4

Материки и океаны. С. 14-20

1

Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк. Работа с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Участие в викторине «По материкам и океанам»

Текущий

Учащийся научится:

- определять своеобразное расположение материков;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.

С.14 №1, с.17 №1, с.18 №3.

Творческое задание:

Подготовить сообщение о покорителях Северного Ледовитого океана:

5

Северный Ледовитый океан. С. 20-24

1

Различать понятия «океан», «море», «озеро», «река». Уметь показывать на карте или глобусе различные водоемы. Знать моря Северного Ледовитого океана. Работа с рабочей тетрадью. Участие в коллективном мини-проекте «Покорители Северного Ледовитого океана». Подготовка короткого сообщения

Текущий

Учащийся научится:

- различать понятия «океан», «море», «озеро», «река»;

- показывать на карте или глобусе различные водоемы;

- называть моря Северного Ледовитого океана;

- работать с рабочей тетрадью.

С.21 №2, с.24 №2,

№9

6

Сто наук. Органы чувств человека. Зрение и слух.

С. 25-29

ОБЖ «Правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде»

1

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира. Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде. Использование на практике основных правил познания окружающего мира Обсуждение правил здорового образа жизни.

Текущий

Учащийся научится:

- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

С.26 №2

№10,11

7

Органы чувств человека. Обоняние и вкус, осязание. С. 29-33

ОБЖ «Правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде»

1

Понимание назначения органов чувств для познания окружающего мира. Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде. Использование на практике основных правил познания окружающего мира

Текущий

Учающийся научится:

- понимать назначения органов чувств для познания окружающего мира.

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде.

Учающийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира

С.31 №1

№12,13,!4

8

Язык науки.

Наблюдения, рассуждения, выводы

С. 33-39

ОБЖ «Правила обращения с газовыми и электрическими приборами. Телефоны экстренной помощи»

1

Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Проведение научного опыта. Формулирование выводов на основе наблюдений. Сравнение своих предположений с данными справочников или энциклопедии. Изучение правил обращения с газовыми и электрическими приборами. Знание телефонов экстренной помощи

Текущий

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.

С.39 №2,3,4,

9

Инструменты и приборы. С. 40-43

1

Соблюдение правил безопасности при работе с инструментами и приборами. Работа с рисунком учебника. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Измерять температуру воздуха с помощью термометра.

Текущий

Учащийся научится:

- соблюдать правила безопасности при работе с инструментами и приборами;

- работать с рисунком учебника;

- формулировать выводы из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт, сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы;

- измерять температуру тела, вес и рост человека;

- измерять температуру воздуха с помощью термометра.

С.41 №2

№17,18

10

Книги и другие средства информации. С. 43-47

1

Понимание различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет.

Определение особенностей и возможностей разных средств массовой информации. Практическая работа с дополнительными источниками информации для освоения правил их использования.

Текущий

Учащийся получит возможность научиться:

- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.

 

С.47 №1

№3,5

Творческое задание: с помощью родителей найти интересную информацию о том, как человек хранит информацию.

11

Тела и вещества.  Свойства веществ

С. 47-52

1

Приводить примеры веществ, описывать их. Характеризовать свойства веществ. Определение из каких веществ состоят предметы..

Текущий

Учащийся научится:

- приводить примеры веществ, описывать их;

- характеризовать свойства веществ;

- определять из каких веществ состоят предметы.

№19,21,23

Творческое задание:

подготовить сообщение о воздушных шарах и дирижаблях

12

Человек и природа.

С. 52-54

ОБЖ «Взаимодействие человека с окружающей средой»

1

Практическая работа по освоению правил поведения, способствующих сохранению природы. Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы. Обсуждение темы «Как следует беречь природу родного края» на основе впечатлений, полученных от экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края)

Текущий

Самостоятельная работа

Учащийся научится:

- правилам поведения, способствующим сохранению природы.

- характеризовать влияние человека на природу;

- оценивать личную роль в охране природы.

а) № 2 с. 54.

Творческое задание:  подготовить загадки о космосе и космических телах

13

Проверочная работа по темам «Общий взгляд на землю» и « Как изучают окружающий мир»

1

Выполнение заданий по пройденному материалу

Проверка ЗУН

 

 

14

Главные особенности космоса. Звезда ‑ Солнце. С. 55-60

1

Работа с рисунками в учебнике. Формулирование выводов из наблюдений и, опираясь на имеющийся опыт (что можно увидеть на небе днем, а что ночью?), сопоставление научных сведений с результатами наблюдений за объектами природы. Группировка объектов природы. Приведение сведений из дополнительных источников информации (о Луне, Солнце). Моделирование ситуации «Что произойдет на Земле, если исчезнет Солнце»

Текущий

Учащийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

С.58 №2

С.60 №2

№4

Творческое задание: подготовить небольшое сообщение (на 1–3 мин)

о различных планетах Солнечной системы

15

 

16

Планеты Солнечной системы .

 

Звезды и созвездия. С.60-64

1

 

 

1

Зарисовка Солнечной системы. Изучение карты звездного неба в конце учебника. Определение связи названий созвездий с объектами окружающего мира. Определение созвездия своего дня рождения. Отыскание на карте Полярной звезды. Составление макета Вселенной, распределяя расположение космических тел.

Текущий

Учащийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

С.61 №1

№24

 

С.63 №1

17

Луна – спутник Земли.

С. 64-67

1

Объяснение причин явлений (относительность восприятия величины предметов в зависимости от расстояния). Зарисовки фаз Луны. Определение понятий год, месяц, сутки.

Текущий

Учащийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

С.66 №1

С.67 №1

18

Наблюдение за космическими телами.

С. 67-68

1

Описание значения Солнца для планеты Земля.

Текущий

Учащийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

 

19

Наш общий дом.

С. 69-70

 

ОБЖ «Экстремальная ситуация для человека в природной среде»

1

Нахождение на физической карте и глобусе материков и океанов, географических объектов с указанием их названий. Характеристика условных знаков, составляющих легенду карты. Участие в коллективной выставке «Первооткрыватели неизвестных земель» (рисунки, короткие сообщения о выдающихся путешественниках)

Текущий

Представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество.

С.70 №3

20

Горизонт. С. 71-74

1

Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч»). Коллективное обсуждение фотовыставки «Природа с высоты птичьего полета». Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме

Текущий

Учащийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

№32,33

21

Строение Земли.

С. 74-77

1

Изучение внутреннего строения Земли, оболочек Земли и их взаимодействия.

Текущий

Учащийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

№30

22

Ориентирование. Стороны горизонта.

С. 77-80

ОБЖ «Учусь ориентироваться»

1

Определение положения человека на местности. Определение сторон горизонта на карте.

Текущий

Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса.

Учащийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

С.80 №3,;

№34

23

Ориентирование по компасу.

С. 80-82

ОБЖ «Учусь ориентироваться»

1

Изучение компаса и его характеристик. Знакомство с правилами пользования компасом. Определение сторон света при помощи компаса.

Текущий

Учащийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

Принести на

следующий

урок компас

(по возможности),

швейную

иглу, нитки

24

Определение сторон горизонта по народным приметам

С. 82-83

ОБЖ «Учусь ориентироваться»

1

Наблюдение за природой, определение сторон света по народным приметам.

Текущий

Учащийся научится:

- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, природным приметам.

№35

25

Глобус и географическая карта. С. 84-86

1

Расширение и систематизация знаний о глобусе и карте. Определение по карте и глобусу экватора, полушария, полярного круга.

Текущий

Учащийся научится:

- работать с глобусом и географической картой;

- показывать экватор, полушария, полярного круга на глобусе и карте.

С.86 №3

№37,38

26

Рельеф Земли. 87-89

1

Знать понятие «рельеф». Умение читать карту. Определение гор и равнин. Умение определять деталей рельефа (глубины и высоты).

Текущий

Учащийся научится:

- описывать рельеф местности;

- описывать детали рельефа (глубину и высоту).

С.89 №1,3

№42

 

27

Ландшафт. С. 90-91

1

Определение понятия «ландшафт». Отгадывание географических загадок. Умение отличать рельеф от ландшафта.

Текущий

Учащийся научится:

- различать рельеф и ландшафт;

- оценивать воздействие человека на природу.

 

28

Тепловые пояса Земли.

С. 92-94

1

Знакомство с основами астрономии и географии. Определение влияния Солнца на сушу. Называние линий, ограничивающих тепловые пояса. Построение схемы падения солнечных лучей. Определение зависимости растительности местности от тепла и влаги. Работа с контурной картой: различение тепловых поясов Земли с помощью раскрашивания соответствующим цветом, подписывание названия линий, отделяющих друг от друга зоны тепловых поясов.

Текущий

Учащийся научится:

- определять влияние Солнца на сушу, тепловые пояса;

- определять зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, т.е. различия в ее нагревании.

С.92

№45

29

Смена времен года.

С. 94-98

1

Заполнение таблицы сезонов и длительности дня и ночи на основании прочитанного текста. Определение месяцев каждого сезона.  Моделирование движения Земли вокруг Солнца с помощью теллурия или глобуса и лампы. Коллективное составление альбома «А в это время на другом краю Земли…»: поиск иллюстраций, характеризующих особенность природы в разных тепловых поясах в данное время

Текущий

Учащийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

№ 2 с. 98;

№ 46.

Творческое

задание:

подготовить

сообщение

(на 1–2 мин)

о приборах,

измеряющих

время

30

Смена времен года.

С. 94-98

1

Оформление выставки «Времени неслышные шаги» (фотографии, собственные рисунки, часы, календари и др. предметы). Участие в инсценировках, иллюстрирующих, как человек учился измерять время и его ценить (использование пословиц, поговорок, изречений времени)

Текущий

Учащийся получит возможность научиться:

- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;

№40, 41

31

Особенности Земли как планеты. С. 98-99

1

Описание особенностей Земли как космического тела. Составление рассказа о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле

Текущий

Учащийся научится:

- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли.

-называть условия жизни на планете Земля: наличие воды, воздуха, света, тепла и живой природы; место планеты Земля в Солнечной системе.

-определять стороны горизонта по Солнцу и Полярной звезде.

-ориентироваться в понятиях «год», «месяц», «сутки», «времена года».

-объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года.

-сравнивать, опираясь на свой жизненный опыт, различные материалы по их способности нагреваться (камень, вода, трава)

№ 1 с. 99.

Творческое задание:

подготовить

сообщение

(на 1–2 мин)

о способах

использования

человеком

энергии

Солнца;

подобрать

иллюстрации

32

Суша под Солнцем.

С. 99-101

1

Определение основных форм рельефа. Изучение влияния различных температур на разрушение камня. Объяснение причин этого разрушения. Формулирование общего вывода. Изучение энергии солнечных лучей, собранной с помощью увеличительного стекла. Обсуждение значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света. Сравнение различных способов получения человеком энергии по их безопасности для природы

Текущий

Учащийся научится:

- определять основные формы рельефа;

- определять разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревания.

С.101 №3,4

33

Внутренние силы Земли. С. 102-104

 

ОБЖ «Правила поведения при стихийных действиях»

1

Определение понятий «вулкан», «землетрясение».  Правила поведения при стихийных бедствиях. Повторение понятий и обобщение изученного материала (работа со словарем учебника). Составление загадок на основе ранее изученных тем. Отгадывание загадок одноклассников. Оценка загадок и выделение наиболее удачных из них. Осуществление поиска сюжетов народных сказок, в которых сказочные герои управляют внутренними силами Земли и другими природными явлениями. Моделирование ситуации: о чем могли думать и мечтать люди в далекие времена

Текущий

Учащийся научится:

- давать определение понятию «вулкан», «землетрясение»; определять от чего они происходят.

Обучающийся получит возможность научиться:

-объяснять причины возникновения

землетрясений и вулканических

извержений.

-осваивать правила

поведения во время землетрясений и цунами.

-обобщать изученный материал. Подводить явления природы под понятия.

С.104 №1,2

34

Значение и свойства воды

С. 3-7

ОБЖ «Неосторожность на воде»

1

Определение водоемов на карте. Составление таблицы: природные и искусственные водоемы Земли. Составление таблицы «Свойства воды в разных состояниях». Определение общих свойств для всех жидкостей.

Текущий

Учащийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

№ 2 с. 5,

№ 1 с. 7;

50

35

Три состояния воды. С. 7-10

 

1

Проведение опытов по изучению перехода воды из одного состояния в другое. Изучение явлений испарения воды; перехода водяного пара в жидкость; замерзания воды. Анализ результатов опытов. Формулирование общих выводов. Фиксация результатов наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51, 3-й столбец). Изучение испарения воды при комнатной температуре: анализ результатов опыта, формулирование общего вывода

Текущий

Учащийся научится:

- Сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоемы.

Характеризовать основные свойства воды (без цвета, вкуса и запаха,

прозрачность, текучесть, не имеет формы,

-проводить простейшие опыты по определению свойств воды.

-соблюдать правила техники безопасности.

№ 2 с. 5,

№ 1 с. 7;

50

 

36

Воды Земли. Что такое снег.

С. 10-13

ОБЖ «Правила поведения на воде»

1

Зарисовка снежинок. Практическая работа «Какое вещество, кроме снега, находится в банке?».

Текущий

Самостоятельная  работа

Учащийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

№ 5 с. 10,

№ 1, 2

с. 13,

№ 1 с. 15;

 

37

Воды Земли. Почему лед плавает. Что такое айсберг.  С.13-18

ОБЖ «Зимняя река и география безопасности»

1

Определение свойств веществ при нагревании. Опыты с водой. Определение понятия «айсберг». Рассуждения на тему «Зачем в водоемах проруби?»

Текущий

Учащийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе.

№ 54 , 56,

57

38

Воды Земли. Вода – растворитель. С. 18-20

1

Работа в группах. Определение опытным путем свойства воды – растворять. Фильтрование воды с помощью бумажной салфетки.

Текущий

Учащийся научится:

проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы.

Фиксировать результаты опытов.

-Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества.

-Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. ---Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнений

№ 1, 2с. 19;

№ 60, 61.

Творческое задание: подготовить сообщение  (на 3 мин) о местных подземных источниках

39

Воды Земли. Подземные воды.

С. 21-23

1

Исследование свойств минеральной воды: извлечение необходимой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет, этикетки). Составление рекомендаций для использования минеральной воды в различных целях. Поиск и фиксирование на карте России мест выхода на поверхность горячих источников

Текущий

Учащийся научится:

Различать природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). Осознавать правила охраны и безопасного поведения у родников, колодцев и источников. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Обсуждать значение подземных источников для живых организмов. Знакомиться с полезными свойствами минеральной воды. Анализировать деятельность человека, приводящую к загрязнению подводных вод

Обучающийся получит возможность:

Объяснять причины существования на Земле горячих (гейзер) и минеральных источников. Определять на карте их местонахождение.

№ 1 с. 22 № 1 с. 23.Творческое задание:

Подготовить  сообщение (на 3 мин) о рыбах и других животных,  обитающих в местных водоемах

40

Воздух. Состав воздуха.

С. 24-26

1

Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу.

Текущий

Учащийся научится:

- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.

С.25 №3

41

Воздух. Свойства воздуха.

С. 26-29

1

Заполнение таблицы «Свойства воздуха». Проведение опыта с мячом для определения свойств воздуха – сжимаемость и упругость. Просмотр учебного фильма «Атмосфера Земли» или компьютерной презентации, подготовленной учителем. Формулирование сложных вопросов, требующих развернутого ответа по материалам видеоряда. Пространственное изображение неба на рисунках. Графическое представление данных о составе воздуха на примере круговой диаграммы. Знакомство с другими видами диаграмм (столбчатые, трехмерные)

Текущий

Учащийся научится:

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.

№ 1 с. 27,

№ 2, 3

с. 29;

№ 65

42

Движение воздуха. Ветры. Грозные ветры С. 30-35

ОБЖ «Выживание человека во время различных стихийных бедствий»

1

Зарисовки схемы возникновения ветра днем и ночью. Определение нужен ли ветер людям. Моделирование ситуации выживания человека во время различных стихийных бедствий. Выявление факторов опасности для жизни и здоровья. Освоение основных правил выживания в экстремальных условиях

 

Текущий

Учащийся научится:

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека.

№ 1 с. 32,

№ 2 с. 33;

№ 66

43

Круговорот воды в природе.

С. 35-38

1

Наблюдения за водой в природе. Самостоятельное составление схемы круговорота воды в природе. Обсуждение проблемы: есть ли круговорот воды в аквариуме; благодаря чему в нем существует жизнь. Моделирование ситуации: что бы было на Земле без круговорота воды

Текущий

Учащийся научится:

- Устанавливать причины испарения воды в водоемах и возникновения осадков (дождя и снега). Составлять простейшую схему круговорота воды и характеризовать в устной форме. объяснять причины круговорота воды в природе.

№ 1, 2

с. 36,

№ 1 с. 38;

№ 69

44

Круговорот «отравленной воды».

С.38-39

 

1

Устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы.  Моделирование ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы

Текущий

Учащийся научится:

-. Составлять простейшую схему круговорота воды в природе при условии попадания в воду опасных веществ.

№ 1 с. 39;

№ 70

45

Вода, ветер и рельеф

С. 39–40

ОБЖ «Правила поведения при стихийных бедствиях»

 

Рассказ о природных явлениях. Извлечение из учебника необходимой информации об особенностях разрушения рельефа. Анализ процессов разрушения рельефа. Обсуждение правил поведения при стихийных бедствиях. Моделирование ситуации: что бы было, если… (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера)

Текущий

Учащийся научится:

Определять причины разрушения рельефа местности. Приводить примеры изменения рельефа местности в течение времени. Характеризовать различные природные явления Земли; известные стихийные бедствия. Знать телефоны экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. Классифицировать различные природные явления

№ 1 с. 40

46

Человек и неживая природа. С.40-41

1

Обсуждение темы «Человек и неживая природа»

Текущий

Учащийся научится:

- понимать связь человека с неживой природой

№ 68, 71,

72

47

Проверочная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

1

Выполнение заданий по пройденному материалу

Проверка знаний, умений, навыков

 

 

48

Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы»

ОБЖ «Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»

1

Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Текущий

Учащийся научится:

- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- правилам поведения в чрезвычайных ситуациях

 

49

Жизнь – особенность нашей планеты. С. 42-44

1

Обсуждение условий, необходимых живым организмам для жизни. Определение связи множества разнообразных организмов между собой, соотношения живых организмов на Земле. характеристика биологии как науки, изучающей живую природу (работа со схемой «Царства живой природы»). Определение роли растений в природе (очистители воздуха и пища для животных и человека)

Текущий

Учащийся научится:

- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- приводить примеры представителей разных групп растений;

№ 1 с. 44,

№ 4, с. 45;

№ 73

Творческое задание: подготовить небольшое сообщение о водорослях, мхах, папоротниках или лишайниках

50

Растения. Группы растений. С. 45-47

1

Понимание сходства и различие между деревьями, кустарниками и травами. Зарисовка растения по частям.

Текущий

Учащийся научится:

- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);

- приводить примеры представителей разных групп растений;

№ 1 с. 51,

 

51

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.

С. 47-52

1

Изучение особенностей внешнего строения водорослей, мхов, папоротников (на основе гербарных образцов, рисунков).

Текущий

Учащийся научится:

- узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, лишайники.

№ 2 с. 52;

№ 74

52

Хвойные и цветковые растения. С. 52-57

1

Нахождение сходства и различия хвойных и цветковых растений, определение изменений, происходящих с растениями в течение года. Распределение на группы нарисованных в учебнике растений. Выяснение зачем растению цветок. Соотнесение растения с их плодами. Заполнение таблицы о наличии или отсутствии у растения того или иного органа.

Текущий

Учащийся научится:

- различать хвойные, цветковые растения;

- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

 

№ 1 с. 55,

№ 2 с. 56;

№ 75

53

Дикорастущие и культурные растения.

С. 57-60

 

1

Составление таблицы культурных растений и места их выращивания. Игра «Угадай название фрукта»

Текущий

Учащийся научится:

- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);

- использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- различать дикорастущие и культурные растения;

№ 1, 2

с. 59

54

 

 

 

55

Условия для прорастания семян и роста растений.

 

Растения, которые мы едим. С. 60-66

2

Определение опытным путем условий, необходимых для пророста и роста растений.

Знание овощей, представленных на рисунке в учебнике, и их съедобные части. Определение растений: корнеплоды, зерновые культуры, овощи и фрукты.

Текущий

Учащийся научится:

- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода)

№ 2 с. 62.

Проведение

простейших

опытов

по проращиванию семян

 

№ 1, 2

с. 65, № 2

с. 66;

№ 79

56

Растения-путешественники.

С. 67-69

1

Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома.

Текущий

Учащийся научится:

- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями.

№ 2, 3, 4

с. 69;

№ 80

57

Грибы. С. 70-73

 

ОБЖ «Съедобные и несъедобные грибы»

1

Понимание значения грибов для человека. Определение деревьев около которых растут грибы. Знание взаимосвязи растений и грибов, грибов и животных. Наблюдение за хлебной плесенью и условия для ее появления.

Текущий

Учащийся научится:

- различать съедобные и ядовитые грибы;

№ 2, 4 (опыт)

с. 73;

№ 83(начало

наблюдений),

№ 84

58

Животные. Взаимосвязь растительного и животного мира. С. 73-74

 

ОБЖ «Животные вокруг нас»

1

Классификация растений и животных на группы по различным признакам. Установление взаимосвязи растений и животных по схеме, приведенной в учебнике или самостоятельно. Определение значения животных и растений на Земле. Совершение прогулки на природу или посещение с экскурсией ботанического сада или зоопарка. Исследование на основе непосредственных наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных и времени года (весны)

Текущий

Учащийся научится:

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

 

№ 1 с. 74.

Творческое задание: подготовить сообщение о любом животном, которое

больше всего удивило ученика

59

 

60

Группы животных.

С. 75-83

2

Определение по рисункам насекомых и паукообразных. Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам.

Текущий

Учащийся научится:

- животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

- приводить примеры представителей разных групп животных

№ 1 с. 77,

№ 2 с. 78;

№ 87

№ 1 с. 80;

№ 88

61

Особенности размножения разных групп животных.

Животные и среда их обитания. С. 84- 88

1

Работа со схемой размножения животных в учебнике. Определение среды обитания для различных групп животных, их приспособление к месту обитания.

Текущий

Учащийся научится:

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы.

№ 2 с. 85

№ 5 с. 88,

№ 1 с. 89;

№ 90, 95

62

Питание животных.

С. 89-91

1

Работа с рисунком в учебнике. Деление животных на группы и определение их названий. Составление цепи питания.

Текущий

Учащийся научится:

- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

№ 2, 5

с. 91;

№ 92

63

Дикие и домашние животные.

С. 92-95

ОБЖ «Правила безопасности при обращении с животными»

1

Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями.

Текущий

Учащийся научится:

- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери)

№ 2, 3

с. 95;

№ 93

64

Бактерии. С. 96-97

 

ОБЖ «Оказание первой помощи при повреждении кожного покрова на руке»

1

Работа с текстом учебника  Обсуждение значения бактерий в жизни человека.  Наблюдение размеров бактерий с помощью микроскопа. Составление схемы «Значение бактерий в природе». Ознакомление с оказанием первой помощи при повреждении кожного покрова на руке: обработка раны йодом или зеленкой, наложение бинта

Текущий

Учащийся научится:

- определять бактерии и их роль в жизни живой природы и человека; их размеры и среду обитания

№ 1 с. 97;

№ 97, 98

65

Проверочная работа по теме  «Живая природа»

1

 

Проверка ЗУН

 По изученной теме

 

 

66

Анализ проверочной работы  Гигиена. С. 98-100

ОБЖ «Правила гигиены.  Первая помощь при ссадинах и порезах»

1

Правила гигиены.  Первая помощь при ссадинах и порезах.

Текущий

Учащийся научится:

- соблюдать правила гигиены

Задания на лето из рабочей

тетради

(с. 49–50):

67

Обобщающий урок

1

 

Текущий

 

 

68

Экскурсия

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Занков."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

       Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а также авторской программы по окружающему миру Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, утвержденной Министерством образования и науки РФ (Москва, 2011),

     Авторами являются Казакова О.В. и Кельчина О.А.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 871 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 350
    • DOCX 201.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Казакова Оксана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Казакова Оксана Викторовна
    Казакова Оксана Викторовна
    • На сайте: 5 лет и 6 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 48879
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания информатики в начальных классах с учетом ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 284 человека

Курс повышения квалификации

Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 523 человека

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе