Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРабочая программа по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру

Скачать материал

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 с. Бижбуляк

муниципального района Бижбулякский район

Республики Башкортостан

 

 Рассмотрено

 Согласовано

Утверждаю

на заседании ШМО

зам. директора по УР

Директор:________/Л.М.Едиханова

«____»_______2014

 Протокол №____

   ______/Игнатьева Л. Ф.

 

МОБУ СОШ№2 с. Бижбуляк

 ______/Ахметшина З. И

                   Руководитель МО

«____»_______2014

 

 

 Пр.№__      «____»_________2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по окружающему миру

 

для 4 класса

 

на 2014 – 2015 учебный год

 

 

 

 

   Составитель: Хайруллина Р. Г.

 

 

 

Бижбуляк

2014 г.

 

 

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир – 4» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  №373 от 06.10.2009 г

2.Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47 п.5).

3.Учебного плана МОБУ СОШ №2 с. Бижбуляк  на 2014-2015 учебный год.

4.Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год;

5. Примерной программы начального общего образования, авторской программы

А.А. Плешакова «Окружающий мир: Мир вокруг нас », утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации 3-е издание Москва «Просвещение» 2011 г.

Программа соответствует учебнику «Окружающий мир: Мир вокруг нас» для четвёртого класса образовательных учреждений, в 2 ч. /А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 2013г.

Согласно учебному плану  программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), из них:

-            На итоговое повторение в конце года 2 часа, остальные часы распределены по всем темам;

-            на проверочные  работы отведено 6 часов.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы.

Она включает все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования по окружающему миру и авторской программой учебного курса.

 

Рабочая программа призвана сохранить ведущую идею курса «Мир вокруг нас» – формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех  людей, для всего живого и направлено на достижение целей:

 - формирование у ребёнка современной экологически ориентированной картины мира;

-  развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества;

- воспитание  личностных  качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.

 

Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

 

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

- создание   условий для формирования и развития у школьников:

- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах;

- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)

 

Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

Формы организации работы при изучении курса «Мир вокруг нас» разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, полевые практикумы, домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в природе, практическим работам, демонстрации опытов, наглядных пособий.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности,  вариативности, выделения понятийного ядра, деятельностного подхода, системности.

 

Основные содержательные линии.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», определенные ФГОС НШ, представлены в учебниках двумя содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество» (содержание блока «Правила безопасной жизни» раскрывается в учебниках по мере изучения двух первых).

 

Ценностные ориентиры изучения курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав­ственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

В результате реализации данной программы у детей формируются общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Познавательная деятельность:  устное описание объекта наблюдения, соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта ( ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?» ), анализ результатов сравнения ( ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?» ), объединение предметов по общему признаку ( что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же , как…), работа с простейшими готовыми предметами, умение решать творческие задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.

Речевая деятельность и работа с информацией:  работа с учебными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками,  правильное и осознанное чтение вслух (с соблюдением  необходимой интонации, пауз) и про себя, построение монологического высказывания (по предложенной теме и заданному вопросу ), участие в диалоге ( построение ответа ), использование простейших логических выражений типа: «и/или…», «если, то…», овладение первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации, использование компьютера.

Организация деятельности: выполнение инструкций, точное следование образцу, определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?»), нахождение ошибок в работе и их исправление, учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу.

Программа строится по годам обучения в соответствии с принципами природосообразности, поэтапности, непрерывности, с психолого-педагогическими особенностями обучения младших школьников. Формируемые языковые понятия  соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе на конец года:

Личностные

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формированиеличностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Окружающий мир» являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Работа с текстом : осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки;

устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Учатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Учатся создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

Учатся ·готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;

 

Предметные:

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

 - уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

 

 

Содержание курса

Земля и человечество (9 ч.)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — пла­нета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изобра­жение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Историчес­кие источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Междуна­родное сотрудничество в области охраны окружающей сре­ды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: знакомство с картой звездного не­ба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и геогра­фической карте; знакомство с историческими картами.

Природа России (10 ч.)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности при­роды каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособлен­ность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, свя­занные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходи­мость бережного отношения к природе в местах отдыха насе­ления. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходи­мости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической кар­те изучаемых географических объектов; поиск и показ изу­чаемых объектов на карте природных зон России; рассмат­ривание гербарных экземпляров растений различных при­родных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.

Родной край — часть большой страны (14 ч.)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Во­доемы края, их значение в природе и жизни человека. Из­менение водоемов в результате деятельности человека. Ох­рана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свой­ства, практическое значение, места и способы добычи. Охра­на недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзо­листые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с при­родными условиями. Растениеводство в нашем крае, его от­расли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветовод­ство). Сорта культурных растений. Представление о биоло­гической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа- определителя; знакомство с растениями и животными прес­ного водоема, их распознавание в природных условиях с по­мощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассмат­ривание образцов полезных ископаемых своего края, определе­ние их свойств; рассматривание гербарных экземпляров расте­ний различных сообществ, их распознавание с помощью атла- са-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы всемирной истории (5 ч.)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения на­уки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие геогра­фические открытия. Новейшее время. Представление о ско­рости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осо­знание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч.)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна горо­дов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московс­кие князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.

Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Зем­лепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII вв.

Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и кресть­яне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освобо­дитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX — начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй — последний император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.

Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура Рос­сии в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримеча­тельностями родного края (города, села).

Практическая работа: найти и показать изучаемые объ­екты на исторических картах.

Современная Россия (11 ч.)

Мы — граждане России. Конституция России — наш ос­новной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Евро­пейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исто­рические места, знаменитые люди, памятники культуры в ре­гионах.

 

                          Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 2 ч  в  неделю, всего 70 часов в год

 

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

17

16

19

18

 

 

 

 

  № ур.

№ ур. в теме

 

                                 Тема урока 

Всего часов

Дата

Прим.

(Коррекция)

 

план.

факт.

 

 

 

Земля и человечество (9ч.)

 

 

 

 

1

1

Мир глазами астронома.

1

02.09

 

 

2

2

Планеты солнечной системы.

1

05.09

 

 

3

3

Звёздное небо – великая книга природы.

1

09.09

 

 

4

4

Мир глазами географа.

1

12.09

 

 

5

5

Мир глазами историка.

1

16.09

 

 

6

6

Когда и где?

1

19.09

 

 

7

7

Мир глазами эколога

1

23.09

 

 

8

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

26.09

 

 

9

9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

30.09

 

 

 

 

Природа России (10ч.)

 

03.10

 

 

10

1

Проверочная работа по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России

1

07.10

 

 

11

2

Моря, озёра и реки России.

1

10.10

 

 

12

3

Природные зоны России

1

14.10

 

 

13

4

Зона арктических пустынь.

1

17.10

 

 

14

5

Тундра.

1

21.10

 

 

15

6

Леса России.

1

24.10

 

 

16

7

Лес и человек.

1

28.10

 

 

17

8

Зона степей.

1

31.10

 

 

18

9

Пустыни.

1

07.11

 

 

19

9

У Чёрного моря.

1

11.11

 

 

20

10

Проверочная работа  по разделу «Природа России»

1

14.11

 

 

 

 

Родной край – часть большой страны (14ч.)

 

18.11

 

 

21

1

Наш край.

1

21.11

 

 

22

2

Поверхность нашего края.

1

25.11

 

 

23

3

Поверхность нашего края (экскурсия).

1

28.11

 

 

24

4

Водные богатства нашего края

1

02.12

 

 

25

5

Наши подземные богатства.

1

05.12

 

 

26

6

Земля – кормилица.

1

09.12

 

 

27

7

Экскурсия в лес и на луг

1

12.12

 

 

28

8

Жизнь леса.

1

16.12

 

 

29

9

Жизнь луга.

1

19.12

 

 

30

10

Жизнь в пресных водах

1

23.12

 

 

31

11

Экскурсия к водоему

1

26.12

 

 

32

12

Растениеводство в нашем крае

1

30.12

 

 

33

13

Животноводство в нашем крае

1

16.01

 

 

34

14

 Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов

1

20.01

 

 

 

 

Страницы всемирной истории (5ч.)

 

 

 

 

35

1

Начало истории человечества.

1

23.01

 

 

36

2

Мир древности: далёкий и близкий.

1

27.01

 

 

37

3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

30.01

 

 

38

4

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

03.02

 

 

39

5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

06.02

 

 

 

 

Страницы истории Отечества  (20ч.)

 

 

 

 

40

1

Проверочная работа  по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

1

10.02

 

 

41

2

Во времена древней Руси.

1

13.02

 

 

42

3

Страна городов.

1

17.02

 

 

43

4

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

20.02

 

 

44

5

Трудные времена на Русской земле.

1

24.02

 

 

45

6

Русь расправляет крылья.

1

27.02

 

 

46

7

Куликовская битва.

1

03.03

 

 

47

8

Иван Третий.

1

06.03

 

 

48

9

Мастера печатных дел.

1

10.03

 

 

49

10

Патриоты России.

1

13.03

 

 

50

11

Пётр Великий

1

17.03

 

 

51

12

. Михаил Васильевич Ломоносов

1

20.03

 

 

52

13

Екатерина Великая.

1

03.04

 

 

53

14

Отечественная война 1812года.

1

07.04

 

 

54

15

Страницы истории  XIX века.

1

10.04

 

 

55

16

Россия вступает в XX век.

1

14.04

 

 

56

17

Страницы истории 20-30-х годов.

1

17.04

 

 

57

18

Великая Отечественная война и Великая Победа

1

21.04

 

 

58

19

Великая Отечественная война и Великая Победа

1

24.04

 

 

59

20

Страна, открывшая путь в космос.

1

28.04

 

 

 

 

Современная Россия (11ч.)

 

 

 

 

60

1

Проверочная работа по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека

1

01.05

 

 

61

2

Мы – граждане России.

1

05.05

 

 

62

3

Славные символы России.

1

08.05

 

 

63

4

Такие разные праздники.

1

12.05

 

 

64

5

Путешествие по России. По Дальнему Востоку. На просторах Сибири. По Уралу.

1

15.05

 

 

65

6

Путешествие по России. По северу Европейской части России. Драгоценное ожерелье старинных русских городов. Русская старина.

1

19.05

 

 

66

7

Путешествие по России. По Волге. По югу России.

1

22.05

 

 

67

8

Обобщение по разделу «Современная Россия»

1

26.05

 

 

68

9

Проверочная работа по разделу «Современная Россия»

1

29.05

 

 

69

10

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

1

 

 

 

70

11

Презентация проектов

1

 

 

 

 

 

Практическая часть программы

 

Вид

Тема

Дата

 

 

Проверочная работа

 «Земля и человечество».

 

 

Проверочная работа

«Природа России»

 

 

Проверочная работа

«Родной край – часть большой страны».

 

 

Проверочная работа

«Страницы всемирной истории»

 

 

Проверочная работа

«Страницы истории России».

 

 

Проверочная работа

«Современная Россия»

 

 

 

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Обучающиеся должны знать:

 - Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;

 - способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

 - что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

- некоторые современные экологические проблемы;

природные зоны России;

- особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

- важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

- государственную символику и государственные праздни­ки современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

 

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-опре­делителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

-проводить наблюдения природных тел и явлений;

-в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины: отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

-приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;

-соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

-приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

-приводить примеры народов России;

-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

-применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;

-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Класс

Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

Интернет-ресурсы

Учебник. 4 класс. В 2-х частях. + CD 
Плешаков А.А., Крючкова Е.А.М. : Просвещение 2013 г.

 

Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. 
Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2011

Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.,М.: Просвещение, 2011

 

Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс
Глаголева Ю.И., Роговцева Н.И., Илюшин Л.С., Галактионова Т.Г., М.: Просвещение, 2013.

 

А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2013.

 

Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов.
Плешаков А.А., – М.: Просвещение, 2013.

 

Окружающий мир. Научный дневник. 4 класс
Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014.

 

Окружающий мир. Тесты. 4 класс.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д М.: Просвещение, 2012

 

Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях 
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., М.: Просвещение ,2013

 

1. Библиотека материалов для начальной школы

http://www.nachalka.com/biblioteka

2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы

http://katalog.iot.ru/

3. Методические рекомендации по технологии создания  электронных ресурсов к урокам

http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

4.В помощь современному учителю http://k-yroky.ru/load/67

5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Литература

       Для учителя

1.Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. 
Плешаков А.А., М.: Просвещение, 2011

2.Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс
Плешаков А.А., Крючкова Е.А., Соловьева А.Е.,М.: Просвещение, 2011

3. Окружающий мир. Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 4 класс
Глаголева Ю.И., Роговцева Н.И., Илюшин Л.С., Галактионова Т.Г., М.: Просвещение, 2013.

4.Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.

 

Для учащихся

1.Учебник: «Окружающий мир » 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва,   «Просвещение», 2013 г 1 часть

2.Учебник: «Окружающий мир» 4 класс А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, Москва,  «Просвещение», 2013 г 2 часть

3.Рабочая тетрадь по окружающему миру 4 класс, А.А.Плешаков 1 часть   Москва, Просвещение, 2013 г.   

4.Рабочая тетрадь по окружающему миру  4 класс А.А.Плешаков, 2 часть  

Москва, Просвещение, 2013 г.   

5. Тесты по окружающему миру 4 класс А.А.Плешаков

 

 Материально-техническое обеспечение:

1. Таблицы по окружающему миру

2. Электронное поурочное планирование

3. Мультимедиа-поддержка курса:

4. Уроки Кирилла и Мефодия.   Окружающий мир. 4 класс

5. Карточки для индивидуальной работы и т.д.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по окружающему миру"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России"

Цель рабочей программы - рациональное распределение часов учебного материала, ориентированного на: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

 

Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

- создание   условий для формирования и развития у школьников:

- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;

- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в  парах, группах;

- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой)

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 651 169 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 241
    • DOCX 56.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хайруллина Рита Гареевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хайруллина Рита Гареевна
    Хайруллина Рита Гареевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3447
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Внедрение Федеральной образовательной программы начального общего образования

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 288 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 095 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 259 человек из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интегративные технологии в коррекции учебно-поведенческих нарушений

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе