Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение –
«Лицей № 5» г. Перми
«Согласовано»
Руководитель МО учителей ОБЖ и физической
культуры
_____________Е.И.Сторожева
Протокол № 1
от «03» сентября 2013г.
|
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
____________Н.Е.Щиголева
«05»сентября 2013г.
|
«Утверждаю»
И.О.Директора МАОУ
«Лицей № 5»
_______________И.В.Букина
от «05»сентября 2013г.
|
Рабочая программа
(краткосрочный курс)
«Юный спасатель»
Класс: 6 а,б,в
В рамках
реализации городского проекта ММОШ «Основная школа – пространство выбора»
Составитель:
Щиголева Н.Е.
учитель ОБЖ
г. Пермь
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа разработана на основе методических
рекомендаций по содержанию, организации и проведению слета-соревнования
Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности», Примерной
программы основного общего образования по ОБЖ и методических рекомендаций по
содержанию и организации работы «Школы экологического выживания» и
предназначена для реализации в МАОУ «Лицей № 5» г.Перми.
В настоящее время разительные перемены в
государственно-политическом и социально – экономическом устройстве страны
преследуют цель создания здорового общества. Это повышает ответственность
системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового
поколения, укрепление здоровья учащихся, приобщение их к ценностям здорового
образа жизни. Это особенно важно, так как состояние здоровья учащейся молодежи
вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования, но и
у всего общества.
Наиболее полно и целенаправленно вопрос повышения
уровня здоровья подрастающего поколения можно реализовать в образовательном
учреждении через всестороннее рассмотрение вопросов в курсе «Юный спасатель».
Программа курса разработана с учетом возрастных
физиологических и психологических особенностей учащихся.
Целями курса «Юный спасатель» являются:
·
пропаганда и популяризация
здорового безопасного образа жизни;
·
совершенствование и
выработка форм и методов подготовки учащихся к безопасному поведению в
экстремальных ситуациях;
·
оказание само- и
взаимопомощи;
·
развитие
заинтересованности школьников в предотвращении возможных чрезвычайных
ситуаций.
Основные задачи курса «Юный спасатель»:
·
воспитание навыков
самостоятельного поведения и мышления в экстремальных ситуациях;
·
формирование культуры
личности;
·
стремление к здоровому
образу жизни;
·
формирование у обучающихся
сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной
безопасности;
·
совершенствование морально
– психологического и физического развития молодежи.
Общая
характеристика курса
Содержание программы выстроено по четырем
линиям:
- выживаемость человека;
- автономное существование человека в условиях
природной среды;
- чрезвычайные ситуации техногенного и природного
характера;
- прикладная физическая подготовка.
Место курса в базисном учебном плане
Программа рассчитана
на 8 учебных часов.
Структура
программы
Программа включает два раздела: пояснительную записку;
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса
и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню
подготовки обучающихся.
Результаты
обучения
Результаты изучения
курса «Юный спасатель» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки
обучающихся».
Основное содержание программы
Выживаемость
человека (1час)
Исторические этапы формирования проблемы
выживания. Выживание человека.
Варианты и причины возникновения экстремальных
ситуаций. Аварийные ситуации. Стихийные бедствия. Экспедиционные
(туристические) ситуации.
Способы адаптации к экстремальным средам. Виды
экстремальных сред. Варианты преодоления экстремальной ситуации.
Автономное существование человека в условиях
природной среды (4 часа)
Ориентирование на местности. Способы
определения сторон горизонта. Ориентирование на местности без карты. Действия
при потере ориентировки. Определение высоты и ширины предметов. Движение по
азимуту.
Жизнеобеспечение человека. Необходимое
снаряжение и имущество. Оборудование бивуака или укрытия. Установка палатки.
Виды костров. Способы добычи огня. Питание. Лесная кухня.
Первая доврачебная помощь. Медицинская аптечка
и правила ее использования. Природные лекарственные средства. Терминальные
состояния. Первая реанимационная помощь. Шок. Водные травмы.
Чрезвычайные ситуации техногенного и природного
характера (4 часа)
Радиационно-опасные объекты. Аварии с выбросом
радиоактивных веществ. Действия в зоне радиационного заражения. Химически
опасные объекты. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ. Действия
в зоне химического заражения. Ситуации криминогенного характера. Действия в
чрезвычайной ситуации криминогенного характера. Поисково-спасательные работы.
Подготовительные мероприятия к трехдневному
походу (2 часа)
Выбор и разработка маршрута. Подготовка
снаряжения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса «Школа безопасности»
обучающийся должен
знать/понимать:
·
варианты и причины возникновения
экстремальных ситуаций;
·
способы преодоления
экстремальных ситуаций;
·
правила оказания
доврачебной помощи;
·
природные лекарственные
средства;
·
приемы самозащиты
уметь:
·
определять стороны света;
·
ориентироваться на
местности;
·
преодолевать препятствия;
·
добывать огонь;
·
действовать при
возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;
·
защищать себя и окружающих
в различных криминогенных ситуациях
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
сохранения жизни и
здоровья своей и окружающих.
Общеучебные умения, навыки и способы
деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для курса «Школа безопасности» на
этапе основного общего образования являются:
умение самостоятельно
и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
использование
элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
поиск нужной информации по заданной теме в источниках
различного типа;
оценивание и корректировка своего поведения в
окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни
экологических требований;
умение отстаивать свою гражданскую позицию,
формировать свои мировоззренческие взгляды;
осуществление
осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.
Средства обучения
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения
|
Количество экземпляров
|
Примерные программы
основного общего образования по ОБЖ
|
1
|
Программа «Школа
экологического выживания»
|
1
|
Нормативно-правовая
база
|
4
|
Проектор
мультимедийный
|
1
|
Презентация «ПМП при кровотечениях»
|
1
|
Презентация «ПМП при переломах, вывихах, растяжениях»
|
1
|
Презентация «Правила оказания ПМП при ранениях»
|
1
|
Презентация «ПМП при травмах»
|
1
|
Стенды
|
9
|
Плакаты
|
2
|
Медицинская аптечка
|
1
|
Критерии отметок
В
соответствии с пунктом 3.33 Устава ОУ данная дисциплина предусматривает
зачетную систему. Для сдачи зачетов используются различные формы: защита
рефератов, выступления на олимпиадах, публичные выступления, проектная
деятельность.
Литература:
1.Г.Диханов., Методический сборник-пособие «Туристы, в путь!»;
2.В.И.Казаков, Безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях.;
3.Основы безопасности жизнедеятельности, учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений под редакцией
4.Медико – санитарная подготовка учащихся, учебник для средних учебных
заведений под редакцией П.А.Курцева.;
5. Примерная программа
основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности»:
7.Интернетресурс.
Календарно – тематическое
планирование на 2013-2014год
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего часов
|
Дата проведения
|
Форма проведения
|
1
|
Вводное занятие. Аварийные ситуации. Стихийные бедствия.
Выживание человека.
|
1
|
|
Беседа
|
|
Автономное
существование человека в условиях природной среды.
|
4
|
|
|
2
|
Ориентирование на
местности. Действия при потере ориентировки. Что делать, если заблудился.
|
1
|
|
Экскурсия,
практическое
занятие
|
3
|
Оборудование бивака
или укрытия. Установка палатки. Виды костров. Способы добычи огня. Добыча
пищи.
|
2
|
|
Экскурсия,
практическое
занятие
|
4
|
Порядок оказания
первой доврачебной помощи. Правила наложения повязок
|
1
|
|
Беседа,
практическое
занятие
|
|
ИТОГО:
|
4
|
|
|
|
Чрезвычайные
ситуации техногенного и природного характера.
|
3
|
|
|
1
|
Классификация
чрезвычайных ситуаций. Порядок действий при возникновении различных
чрезвычайных ситуаций
|
1
|
|
Беседа,
практическое
занятие
|
2
|
Использование
средств индивидуальной защиты от
различных поражающих
факторов
|
2
|
|
Практическое
занятие
|
|
ИТОГО:
|
3
|
|
|
|
ВСЕГО:
|
8
|
|
|
Муниципальное автономное общеобразовательное
учреждение «Лицей №5» г.Пермь
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР И.О.Директора
МАОУ«Лицей № 5»
Протокол №
1 ____________Н.Е.Щиголева
________________И.В.Букина
от «3» сентября 2013г. « 5»сентября 2013г. «5» сентября
2013г.
Календарно-тематическое планирование
курса «Юный спасатель»
Учебный год:
2013-2014
Класс: 6 а, б, в
Учитель: Щиголева
Н.Е.
Календарно-тематическое
планирование составлено на основе:
-методических рекомендаций по
содержанию, организации и проведению слета-соревнования Всероссийского
детско-юношеского движения «Школа безопасности»;
- примерной программы «Основы
безопасности жизнедеятельности» основного общего образования по ОБЖ;
- методических рекомендаций по
содержанию и организации работы «Школы экологического выживания»;
- учебного плана МАОУ « Лицей №
5» г.Перми на 2013/2014 учебный год.
Количество часов:
Всего 8 учебных часов
в четверть
Учебник: Основы
безопасности жизнедеятельности для 6 класса., А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, 2009год.
(название, автор,
издательство, год издания)
Тематическое
планирование составил(а)____________________(Н.Е.Щиголева)
Подпись
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.