Рассмотрено на
заседании
Утверждено
методического
совета
Приказ по школе
Протокол № 1 от 29.08.2014 года
№ 61/3от 2.09.2014 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЖ
(название
учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)
для 6 класса
Муниципального
бюджетного образовательного учреждения
основная
общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области
Гвоздева Е. А.
(Ф.И.О.
педагога)
Период реализации программы 2014-2015 уч. год.
.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели
Курс «Основы безопасности
жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение
следующих целей:
·
освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о безопасном
поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной
системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; об оказании первой медицинской помощи при неотложных
состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности
жизнедеятельности;
·
воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному
здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности,
общества и государства;
·
развитие бдительности по предотвращению актов терроризма; личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа
жизни; подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской
Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
·
овладение умениями предвидеть возникновение
опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также
из анализа социальной информации, получаемой из различных источников; оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья;
действовать в чрезвычайных ситуациях; принимать
обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной
ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей; использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Задачи:
Достижение этих целей
обеспечивается решением таких учебных задач, как:
•
формирование у учащихся
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
•
формирование индивидуальной
системы здорового образа жизни;
•
воспитание
антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным
веществам и асоциальному поведению;
•
развитие личностных, в том
числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных
интересов личности от внешних и внутренних угроз;
•
формирование потребности
соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности;
•
воспитание ответственного
отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной
и общественной ценности.
Нормативные
правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Рабочая
программа разработана на основе:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ
от 29.12.2012 года;
• приказа
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования»;
• приказа
Минобразования России от 19.10.2009 № 427
«О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования»;
• приказа
Минобразования России от 31.08.2009 №320 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
• приказа
Минобразования России от 03.06.2008 № 164 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от
05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
общего образования»;
• приказа Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
• приказа Минобразования России от 20.08.2008 № 241 «О внесении изменений
в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
• приказа Минобразования России от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений
в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской
Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного
плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской
Федерации, реализующих программы общего образования»;
• приказа Минобразования России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений
в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской
Федерации от 09.03.2004 № 1312».
• приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009
года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки
и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской
области и реализующих программы общего образования»;
• Положение
о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения основной общеобразовательной школы города Кирсанова (приказ № 75/1
от 28 августа.2013 года.
Сведения о программе:
Настоящая
программа составлена на основе:
- Примерной программы основного общего
образования по ОБЖ (письмо Минобрнауки России от
7 июля 2005 года №03-1263);
-Основной
образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ на 2014-2015
годы;
-Авторской комплексной
программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности
5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией В.
П. Латчука, В. В. Маркова, М. И. Кузнецова и др.М.:Дрофа, 2012г.
- Федерального компонента государственного
образовательного стандарта основного общего образования по основам
безопасности жизнедеятельности (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 года №1089).
Обоснование выбора:
Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает
примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность
изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
учащихся. Программа является основой для определения перечня учебного
оборудования и приборов, необходимых для качественной организации
образовательного процесса. В основу содержания
программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея
предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей,
одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие
чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании,
обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и
др.. Предметная интеграция в программе способствует формированию целостного
представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и
культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного
времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа
обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о
безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать
целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний,
умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и
практический уровни содержания школьного курса.
Программа «Основы безопасности
жизнедеятельности» предназначена для воспитания личности безопасного типа,
хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и
жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся
решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества, а
также предназначена для ознакомления учащихся с общими характеристиками
различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими
знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций.
Программа направлена
на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и
будущем, ориентированных на:
- улучшение
собственного физического и психического здоровья;
- отказ в образе
жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
-нетерпимое
отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий
окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное
участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью,
особенно условий труда и быта;
- адекватное
поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
В процессе изучения данного курса
учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от
последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по
гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам
здорового образа жизни.
Рабочая программа выполняет две
основные функции:
информационно-методическую функцию, которая позволяет всем участникам образовательного процесса
получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания
и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующую функцию, которая предусматривает выделение этапов обучения,
структурирование учебного материала, определение его количественных и
качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного
наполнения промежуточной аттестации обучающихся.
В настоящей рабочей программе реализованы требования
федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды»,
«О пожарной безопасности», и др.
Логическим
продолжением курса является внеурочная работа, которая включает в себя
мероприятия направленные на формирование навыков безопасного поведения и
навыков здорового образа жизни, проведение тренировочных эвакуаций по различным
вводным.
Информация о внесенных
изменениях:
Содержание программы выстроено по
четырем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание
первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в
чрезвычайных ситуациях, основы ПДД. Предлагаемый объем содержания является
достаточным для формирования у обучающихся основных понятий в области
безопасности жизнедеятельности.
При
этом в программу внесены следующие изменения:
Уменьшено количество часов с 16 до 14 на изучение темы «Экстремальные
ситуации в природе» из раздела «Основы безопасности личности, общества и государства», т.к. из-за участившихся случаев ДТП с участием
детей я считаю целесообразным напомнить некоторые вопросы из правил дорожного
движения. Для этого создан раздел 4 «Основы ПДД» на который отведено 2 часа.
Вместе с тем увеличено
количество часов с 8 до 9 на изучение раздела «Основы медицинских знаний» и с 4
до 5 на изучение раздела «Основы здорового образа жизни за счет резервного
времени.
Однако возможны
изменения программы в связи с объективными причинами.
Определение
места и роли учебного курса:
В соответствии с примерной
программой, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение
федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,
изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного
общего образования осуществляется из расчета 1 часа в неделю.
Информация о
количестве учебных часов:
Рабочая программа рассчитана на 34
часа, из которых 3 часа отводится на практические занятия, 2 часа на
контрольные работы, 4 часа на промежуточное тестирование, 5 часов на
самостоятельные работы.
В процессе
прохождения программы планируется проведение ученических исследований и работа
над проектами.
Формы
организации образовательного процесса:
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются
следующие общие формы обучения:
индивидуальная
(консультации);
групповая
(учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу
усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на
обобщающих по теме уроках);
фронтальная
(работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная
(взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).
При
реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная
система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса
является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм
обучения:
-
изложения нового материала самим учителем, с применением
презентаций в диалоге с классом;
-
домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и
дополнительной литературой для учащихся, работа над проектами);
- комбинированные уроки;
- практические занятия;
- исследовательские уроки.
Технологии
обучения:
Как активный
субъект образовательного процесса, учитель ставит цель: активизация
учебно-познавательной деятельности учащихся, снятие усталости и трудностей,
качественное усвоение предмета, развитие научного интереса, повышение уровня
практической направленности ОБЖ. Для решения поставленных задач учитель
использует личностно-ориентированный подход. При этом используются
различные педагогические технологии: компьютерная, развивающая, проектная,
дидактическая многомерная технология, игровая.
Механизмы
формирования ключевых компетенций обучающихся:
Рабочая программа предусматривает
формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для
учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этом этапе
являются:
- использование для познания окружающего мира различных методов
наблюдения и моделирования;
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- творческое решение учебных и практических задач;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по
одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной
деятельности;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации, включая энциклопедии, словари,
Интернет-ресурсы и другие базы данных;
- самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего
поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального
состояния;
- соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового
образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих
обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Ключевые компетенции
(компетенции, относящиеся к общему (метапредметному) содержанию образования):
- Здоровьесберегающая
- Коммуникативная
- Информационная
- учебно-познавательная
- компетенция профессионального самоопределения
Виды и формы контроля:
Формы
контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с карточками,
практические работы, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос,
фронтальная письменная работа, доклад, реферат.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (ступени) в соответствии с
требованиями, установленным федеральными государственными образовательными
стандартами, образовательной программой МБОУ ООШ по данной примерной программе
в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность выпускников
правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального,
природного и техногенного характера.
Результаты изучения учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности» приведены в разделе «Требования к
уровню подготовки выпускников». Требования направлены на формирование знаний и
умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать
окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их
наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает
требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится
обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных
ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Рубрика «Уметь» включает требования,
основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой:
анализировать и оценивать, действовать, использовать, соблюдать и т.д.
В рубрике
«Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни» представлены требования, нацеленные на обеспечение личной
безопасности в повседневной жизни.
По завершении обучения ОБЖ в основной общеобразовательной
школе у учащихся должны быть сформированы основы культуры личной и коллективной
безопасности, нравственно-этического мировоззрения, предусматривающего заботу о
личной безопасности, безопасности окружающих людей, создание благоприятных для
жизни и деятельности условий среды обитания. К этому периоду человек должен
научиться рассматривать в качестве приоритета вопросы обеспечения безопасности
жизнедеятельности.
Информация об используемом учебнике:
Программа
реализована в учебнике «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс (М.: Дрофа, 2004) авторов А. Г. Маслов, В.
В. Марков, В. Н. Латчук, М. И. Кузнецов, которые составляют единую линию
учебников, соответствуют федеральному компоненту государственного
образовательного стандарта базового уровня и реализуют авторскую программу В.
П. Латчук, В. В. Маркова.
2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел
|
Коли-чество часов
|
Содержание
учебного
материала
|
Требования
к уровню подготовки по теме
|
Темати-ческий
контроль
|
Основы бе-зопасности личности, общества и
государства.
|
19
|
Опасные ситуации, возникающие в природе, их
причины. Факторы выживания в природ-ных условиях. Основные источники
напря-жения человека при вынужденном автоном-ном существовании.
Психологические основы выживания при автономном существовании. Психическое
состояние человека при выжи-вании в природных условиях. Страх. Внима-ние.
Ощущения и восприятия. Память и мыш-ление. Воображение и элементы выживания.
Влияние характера на поступки в условиях выживания. Преодоление страха и
стрессовые состояния. Автономное существование че-ловека в природе. Возможные
причины попа-дания человека в условия вынужденного авто-номного существования
в природных усло-виях (аварии транспортного средства в мало-населённой
местности; заблудились в лесу, горах, степи; отстали от группы в турпоходе и
др.) выживание в природных условиях. На-дёжная обувь и одежда. Правила
безопасного поведения человека при вынужденном авто-номном существовании в природных
усло-виях. Правила ориентирования на местности, выход к линейным ориентирам и
населённым пунктам. Правила безопасного поведения на воде. Опасность
водоёмов. Особенности сос-тояния водоёмов в разное время года. Опас-ность
водоёмов зимой. Тонкий лёд и опас-ность передвижения по льду. Меры
предосто-рожности при движении по льду водоёмов. Способы переправы через реку
(переход вброд, преодоление вплавь, преодоление рек с быстрым течением),
преодоление трясин и болот. Оборудование временного жилища, укрытия. Способы
добывания огня, обогрев временного жилища. Обеспечение водой и питанием.
Поиск и приготовления пищи. Съедобные грибы, растения, ягоды, орехи. Сигналы
бедствия. Смена климатографи-ческих условий.
Акклиматизация к условиям жаркого климата, условиям горной местности, к
условиям Севера. Требования к здоровью человека, которые необходимо
учитывать при планировании смены климатографических условий. Отработка
навыков для выполнения однодневного туристического похода (опре-деление
сторон горизонта, движение по ази-муту, ориентирование на местности, разбивка
лагеря, разведение костра, обеспечение водой, приготовление пищи и др.)
Ознакомление со съедобными и лекарственными растениями.
Защита населения от
последствий чрезвы-чайных ситуаций мирного и военного вре-мени. Изучение
средств индивидуальной за-щиты органов дыхания. Их использование.
Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их исполь-зования.
Обучение способам оповещения на-селения о чрезвычайных ситуациях военного
времени в городах, населённых пунктах и на промышленных предприятиях.
|
Знать: правила по-ведения на природе; правила
безопасного поведения на воде; различные способы ориентирования на местности;
что такое добровольная и вынуж-денная автономия; способы подачи сигналов
бедствия; действия, которые необходимы, если кто-то заблудился в лесу
основные правила поведения в условиях горной местности; основные правила
поведения при смене климатогеографичес-ких условий, факторы, влияющие на здоровье
человека при смене климатогеографичес-ких условий. Уметь: определять
стороны го-ризонта разными способами; разводить костры и приготав-ливать пищу
на костре; соблюдать правила безопасного отдыха на природе; подавать сигналы
бедствия. Иметь представ-ление: об основных правилах поведения при
смене климато-графических условий и при вынужденном авто-номном
существо-вании в природных условиях. Владеть навыками: опреде-ления
сторон гори-зонта, движения по азимуту; разведения костров и
приготов-ления пищи на костре.
|
Тесты, кар-точки-зада-ния,
проек-ты, рисунки, контрольная работа.
|
Основы ме-дицинских знаний и правила ока-зания пер-вой
помощи
|
9
|
Характеристика
различных видов травм и ушибов, повреждений и вызывающие их причины. Правила
и способы оказания пер-вой медицинской помощи пострадавшему. Правила и
способы транспортировки постра-давших. Первая медицинская помощь при укусах
змей, пищевой и других видах аллер-гии. Оказание помощи терпящим бедствие на
воде. Первая медицинская помощь при утоплении. Отработка навыков оказания по-мощи
пострадавшему при утоплении. Отра-ботка навыков оказания помощи пострадав-шему
при утоплении, тепловом и солнечном ударе, отморожении. Медицинская аптечка.
Перевязочные и лекарственные средства. Правила приема лекарственных веществ.
Использование природных лекарственных средств.
|
Знать: правила ока-зания ПМП
при рас-тяжениях, укусах насекомыми, тепловом и солнечном ударах, при ожогах,
отморожениях и пе-реохлаждениях, утоплении; харак-теристики различных видов
травм и причины, вызывающие их; правила и способы транспортировки
пострадавших; правила приема лекарственных веществ. Уметь: оказывать ПМП
людям терпящим бедствие на воде. Владеть: навыками оказания ПМП при
растяжениях, укусах насекомыми, тепловом и солнечном ударах, терпящим
бедствие на воде.
|
Тесты, кар-точки-зада-ния,
практи-ческие рабо-ты.
|
Основы
здорового образа жизни
|
5
|
Рациональное питание. Недоедание.
Правиль-ное питание-основа здорового образа жизни и профилактика многих
заболеваний человека. Гигиеническое значение белков, жиров и уг-леводов в
питании человека. Нарушение пра-вил личной гигиены. Половое просвещение
учащихся и его роль в формировании здо-ровья. Изменения в организме,
происходящие при половом созревании. Факторы, формиру-ющие репродуктивное
здоровье. Знания о взаимоотношении полов. Поведение в период полового
созревания.
|
Знать: влияние не-правильного питания на здоровье человека; что
происходит с организ-мом при половом созревании; факторы, формирующие репродуктивное здо-ровье, значение для организма
белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды и к чему может привести
их недостаток в организме, гигиенические
требования к питанию. Иметь пред-ставление: об основных
положениях здорового образа жизни.
|
Карточки-задания, тес-ты.
|
Основы ПДД
|
2
|
Правила движения в
колонне и в группе. Правила перевозки людей. Тормозной и остановочный путь.
Дорожные знаки. Обоз-начение железнодорожного переезда. Прави-ла поведения
вблизи железной дороги. До-рожная разметка и ее характеристики. Вело-сипед и
правила движения для велосипедис-тов.
|
Знать: особенности организации велоси-педных
походов; обеспечение безопас-ности туристов в ве-лосипедных походах; ПДД.
|
Тесты, кар-точки-зада-ния,
конт-рольная ра-бота.
|
3.УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс 6,
количество часов 35
№
п/п
|
Тема
|
Количество
часов
|
Формы
контроля (с указанием количества часов)
|
1.
|
Основы безопасности личности, общества и
государства.
|
19
|
Тестированная контрольная работа -1.
|
2.
|
Основы медицинских знаний и правила оказания
первой помощи
|
9
|
Практическое занятие -1, контрольная работа
-1.
|
3.
|
Основы здорового образа жизни
|
5
|
Тестированная контрольная работа -1.
|
4.
|
Основы ПДД
|
2
|
|
4.ТРЕБОВАНИЯ К
УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ВЫПУСКНИКОВ)
Знать/понимать
·
основные составляющие здорового
образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
·
факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
·
правила безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях;
• потенциальные опасности природного характера, наиболее часто
возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной
безопасности;
• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила
личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
• правила поведения при угрозе террористического акта;
·
способы безопасного
поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов
бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Уметь
·
действовать при возникновении пожара в жилище и
использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
·
соблюдать правила поведения на воде, оказывать
помощь утопающему;
·
оказывать первую
медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
·
пользоваться средствами индивидуальной защиты
(противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской
аптечкой) и средствами коллективной защиты;
·
вести себя в криминогенных ситуациях и в местах
большого скопления людей.
·
соблюдать правила безопасности дорожного движения
(в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и
велосипедистов);
·
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и
тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
·
прогнозировать последствия своего поведения в
качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в
различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
·
доступно объяснять значение здорового образа жизни
для обеспечения личной безопасности и здоровья;
·
предвидеть опасные ситуации по их характерным
признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
·
действовать при возникновении пожара в жилище и
использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
·
соблюдать правила личной безопасности в
криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
·
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных
состояниях.
Использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
·
обеспечения личной безопасности на улицах и
дорогах;
·
соблюдения мер предосторожности и правил поведения
пассажиров в общественном транспорте;
·
пользования бытовыми приборами и инструментами;
·
обращения (вызова) в случае необходимости в
соответствующие службы экстренной помощи.
·
выработки потребности в соблюдении норм здорового
образа жизни;
·
обеспечения личной безопасности в различных опасных
и ЧС;
·
безопасного пользования различными бытовыми
приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
·
подготовки и участия в различных видах активного отдыха
в природных условиях проявление бдительности и безопасного поведения при угрозе
террористического акта или при захвате в качестве заложника;
·
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в
различных опасных и бытовых ситуациях.
Общеучебные
умения, навыки и способы деятельности.
На основании
требований Государственного образовательного стандарта. в содержании
календарно-тематического планирования предусмотрено формирование у школьников
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. Результатами обучения ОБЖ в основной общеобразовательной школе
являются:
личностные:
·
развитие
личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
·
формирование
потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности;
·
усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных и
экстремальных ситуациях, а также правил поведения на дорогах и на транспорте;
·
воспитание
ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному
здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
метапредметные:
·
овладение умениями формулировать личные понятия о
безопасности;
·
анализировать причины возникновения опасных и
чрезвычайных ситуаций;
·
обобщать и сравнивать последствия опасных и
чрезвычайных ситуаций;
·
выявлять причинно-следственные связи опасных
ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
·
овладение обучающимися навыками самостоятельно
определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
·
выбирать средства реализации поставленных целей,
оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
·
формирование умения воспринимать и перерабатывать
информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к
обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных
ситуациях;
·
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа
и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием
различных источников и новых информационных технологий;
·
развитие умения выражать свои мысли и способности
слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
·
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера;
·
формирование умений взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
предметные:
1. В познавательной сфере:
• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о
влиянии их последствий на безопасность личности, о здоровом образе жизни; об
оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных
ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа
специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические
знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план
действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся
обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события
природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их
возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного
поведения.
3. В коммуникативной сфере:
• умения информировать о результатах своих
наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить
компромиссное решение в различных ситуациях.
4. В эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической
(художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.
5. В трудовой сфере:
• знания устройства и принципов действия бытовых
приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических
средств и правил их эксплуатации;
• умения оказывать первую медицинскую помощь.
6. В сфере физической культуры:
• формирование установки на здоровый образ жизни;
• развитие необходимых физических качеств:
выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для
того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение
оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и
спортом.
5. ЛИТЕРАТУРА
И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Литература
1.
Основы безопасности
жизнедеятельности. 6 класс: Методическое пособие./Латчук В. Н., Марков В. В. –
2-е изд. –М.: Дрофа, 2000г.
2.
Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы
безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К.
Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
3.
Основы безопасности жизнедеятельности.5-8 классы.
Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост.
Г.П.Попова.-Волгоград:Учитель,2006
4.
Основы безопасности жизнедеятельности: секреты
преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий /
авт.-сост. Л.А.Тетушкина.-Волгоград:Учитель,2009.
5.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы:
тесты, контрольные и проверочные работы, справочные материалы / Латчук В. Н.,
Марков В. В., Фролов М. П. –М.: Дрофа, 2000г.
6.
Правила дорожного движения Российской Федерации:
Учебное пособие /Г. Б. Громоковский.- М.: Третий Рим, 2006г.
7.
Школа выживания /Ю. П. Дубягин, О. П. БогачеваМ.:
Пихта, 1997г.
8.
Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой
медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах
чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005
9.
Обучение правилам дорожного движения: пособие для
учителя: 5-9 кл.; А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ. ред. А. Т. Смирнова. -
М.: Просвещение, 2008.
10. Дорожное движение:
безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл.: (пособ. для учащихся)/
под ред. А.Т. Смирнова.- М.; Просвещение, 2008.
2. Электронные
пособия:
1.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . Уроки ОБЖ
Кирилла и Мефодия. 6 класс, 2004г.
2.
Авторские цифровые
образовательные ресурсы: презентации PowerPoint к урокам.
3. Средства обучения:
1. Компьютер
2. Мультимедийный диапроектор
6. КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс - 6
Количество часов в год - -35
Количество часов в неделю - 1
№
п/п
|
Тема раздела, урока
|
Коли-чество
часов
|
Дата
проведения
урока
|
Дата
фактического проведения урока
|
1 четверть
|
Раздел 1: Основы безопасности личности, общества и
государства (19 часов).
Тема 1: Экстремальные ситуации в природных условиях (14 часов)
|
1/1
|
Экстремальные ситуации в природе и их причины.
|
1
|
5.09
|
|
2/2
|
Факторы и стрессоры выживания в природных условиях.
(рисунки)
|
1
|
12.09
|
|
2-3/2-3
|
Психологические основы выживания в природных условиях.
|
2
|
19.09
|
|
4/4
|
Как избежать попадания в
экстремальную
ситуацию.
|
1
|
26.09
|
|
5/5
|
Надежная одежда и обувь необходимые для безопасности.
|
1
|
3.10
|
|
6/6
|
Основные правила поведения в экстремальной ситуации.
(тестирование)
|
1
|
10.10.
|
|
7/7
|
Определение направления выхода.
|
1
|
17.10.
|
|
8/8
|
Ориентирование.
|
1
|
24.10
|
|
9/9
|
Выход к населенному пункту.
|
1
|
31.10
|
|
2 четверть
|
10/10
|
Сооружение временного жилища. (карточки-задания)
|
1
|
14.11
|
|
11/11
|
Способы добывания огня.
|
1
|
21.11
|
|
12/12
|
Обеспечение питанием и водой.
|
1
|
28.11
|
|
13/13
|
Поиск и приготовление пищи.
|
1
|
5.12
|
|
14/14
|
Сигналы бедствия. (тесты).
|
1
|
12.12
|
|
Тема 2: Безопасность в дальнем (внутреннем) и международном
(выездном) туризме (2 часа)
|
15/15
|
Факторы, влияющие на безопасность во внутреннем и
выездном туризме.
|
1
|
19.12
|
|
16/16
|
Акклиматизация в различных природно-климатических
условиях(карточки-задания).
|
1
|
26.12
|
|
3 четверть
|
Тема 3: Безопасность в чрезвычайных ситуациях (3 часа)
|
17/17
|
Коллективные и индивидуальные средства защиты.
|
1
|
16.01
|
|
18/18
|
Захват террористами транспортных средств. Взрывы в местах
массового скопления людей.
|
1
|
23.01
|
|
19/19
|
Контрольная работа по разделу.
|
1
|
30.01
|
|
Раздел 2. Основы медицинских
знаний и правила оказания первой медицинской помощи (9часов).
|
20/1
|
Средства оказания первой медицинской помощи.
|
1
|
6.02
|
|
21/2
|
Опасные животные. Первая помощь при укусах насекомых и
змей (практическое занятие).
|
1
|
13.02
|
|
22/3
|
Первая помощь при ожогах.
|
1
|
20.02
|
|
23/4
|
Тепловой и солнечный удар.
|
1
|
27.02
|
|
24/5
|
Обморожение и охлаждение организма.
|
1
|
6.03
|
|
25/6
|
Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
(карточки-задания).
|
1
|
13ю03
|
|
26/7
|
Характеристика различных видов повреждений (травм)
организма человека и причины их вызывающие (практическое занятие).
|
1
|
20.03
|
|
4 четверть
|
27/8
|
Способы переноски пострадавших (практическое занятие).
|
1
|
3.04
|
|
28/9
|
Контрольная работа.
|
1
|
10.04
|
|
Раздел 3. Основы здорового
образа жизни (5 часов).
|
29/1
|
Правильное питание-основа здорового образа жизни.
|
1
|
17.04
|
|
30/2
|
Гигиеническое значение белков, жиров и углеводов в
питании человека.
|
1
|
24.04
|
|
31/3
|
Гигиена и культура питания. (тестирование)
|
1
|
1.05
|
|
32/4
|
Особенности подросткового возраста.
|
1
|
8.05
|
|
33/5
|
Контрольная работа по разделу.
|
1
|
15.05
|
|
Раздел 4. Основы ПДД (2 часа).
|
34/1
|
Тормозной и остановочный путь транспортных средств.
Железнодорожный переезд. Правила поведения вблизи железной дороги.
|
1
|
22.05
|
|
35/2
|
Дорожные знаки. Дополнительные требования к движению
велосипедистов. (тесты).
|
1
|
29.05
|
|
Примечание:
1 урок совпадает с
нерабочими праздничными днями: 01.05.2015
7. Критерии и нормы оценки знаний, умений
и навыков
Все тестовые задания оцениваются:
- правильный ответ – 1 балл;
- отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов.
«3» - от 25% до 50% правильных ответов.
«4» - от 50% до 75% правильных ответов.
«5» - от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме,
предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной
логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения
конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении
практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих
вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и
навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении
второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям
на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие
общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания
ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении
второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание
материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные
«Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении
понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей
или наибольшей части материала;
Отметка «1» ставится, если:
• ученик обнаружил полное
незнание и непонимание изучаемого материала или не ответил ни на один из
поставленных вопросов по изучаемому материалу
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.