Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Шелеховского района «Шелеховский лицей»
«Рассмотрено»
На заседании
кафедры
Заведующий кафедрой
___________/_____________________/
Протокол от
_______________№ ___
|
«Согласовано»
Зам. директора по
УВР
___________/_____________________/
«____»____________20____
г.
|
«Утверждаю»
Директор
Приказ от
«___»________20___ г. №_______
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам безопасности
жизнедеятельности
Класс – 9
Всего часов на учебный год – 34
Количество часов в неделю – 1
Составлена на основе государственной программы А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности (комплексная
программа) », 5-11 класс.- М.: Просвещение, 2011г.
Учебник – Основы безопасности жизнедеятельности. 9
класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.
Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.
Составитель:
Аксаментов Иван Владимирович,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ ШР «Шелеховский лицей»
г. Шелехов, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность курса
Рабочая программа
предназначена для обучающихся 9-х классов. Данный курс входит в инвариантную
часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного
деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса
«Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе учебной
программы базового уровня для 5-9 классов общеобразовательных учреждений
(авторы А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников, комплексная программа под общей редакцией А.Т. Смирнова, издательство
«Просвещение», 2011 год) в рамках федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования. В рабочей программе
реализуются требования Конституции и федеральных законов Российской Федерации в
области безопасности жизнедеятельности.
Основная цель
учебного курса - формированию современного уровня культуры безопасности,
индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского
мышления и антитеррористического поведения.
Основные задачи курса:
· формирование у
учащихся модели безопасного поведения в
повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального
характера;
· формирование
индивидуальной системы здорового образа жизни;
· выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической
личностной позиции и отрицательного отношения к
психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Курс «Основы безопасности
жизнедеятельности», на основе которого составлена программа является
интегративным, то есть проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы
человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных
систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды. Рабочая
программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана с
учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: математика (обработка
статистической информации), физика (вопросы электробезопасности), обществознание
(глобальные проблемы человечества, семья и общество, нормативно-правовые акты),
химия (химические аварии), история (национальная безопасность России в
современном мире), биология (здоровье и здоровый образ жизни, медицина).
Знания и практические
умения, приобретенные обучающимися при изучении курса, будут способствовать
развитию компетенций безопасной жизнедеятельности.
Организация обучения
Формы организации обучения: индивидуальная, работа в
парах, групповая, интерактивная.
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные,
наглядные, практические.
По уровню познавательной активности:
проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
По принципу расчленения или
соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий,
классификационный.
Технологии обучения: личностно-ориентированная,
технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов
обучения:
(формы промежуточного, итогового
контроля, в том числе презентации, защита творческих, проектных,
исследовательских работ)
Способы проверки и оценки
результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, интерактивные задания,
тестовый контроль, практические работы.
Средства проверки и оценки
результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы,
разноуровневые задания, практические работы.
Результаты
освоения курса.
Личностные результаты:
· усвоение правил индивидуального и коллективного без опасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
· формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;
· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование готовности и способности вести диалог с
другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
· освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
· развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование
коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
· формирование
основ экологической культуры на основе
признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
· осознание значения семьи в жизни человека и общества,
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое
отношение к членам своей семьи;
· формирование
антиэкстремистского мышления и антитеррористического
поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные
возможности её решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и
чрезвычайных ситуаций, видов террористической и
экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
· умение создавать, применять и преобразовывать знакии
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач;
· умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
· формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
· освоение приёмов
действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
· формирование умений взаимодействовать с окружающими,
выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
·
формирование современной культуры
безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством
осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального
характера;
·
формирование убеждения в необходимости
безопасного и здорового образа жизни;
·
понимание личной и общественной значимости
современной культуры безопасности жизнедеятельности;
·
понимание роли государства и действующего
законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
·
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
·
формирование установки на здоровый образ
жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
·
формирование антиэкстремистской и
антитеррористической личностной позиции;
·
понимание необходимости сохранения природы и
окружающей среды для полноценной жизни человека;
·
знание основных опасных и чрезвычайных
ситуацийприродного, техногенного и социального
характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия
для личности, общества и государства;
·
знание и умение применять правила безопасного
поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
·
умение оказать первую помощь пострадавшим;
·
умение предвидеть возникновение опасных
ситуаций по характерным признакам их проявления, а также
на основе информации, получаемой из различных
источников;
·
умение принимать обоснованные
решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных
возможностей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п/п
|
Наименование раздела
|
Всего часов
|
Из них
|
Уроки
(теоретический материал)
|
Практические работы
|
Контрольные работы
|
1.
|
Основы комплексной
безопасности
|
8
|
7
|
-
|
1
|
2.
|
Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
|
7
|
6
|
-
|
1
|
3.
|
Противодействие терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
|
6
|
6
|
-
|
-
|
4.
|
Основы здорового образа жизни
|
7
|
6
|
-
|
1
|
5.
|
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
|
6
|
2
|
3
|
1
|
КАЛЕНДАРНО –
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п
|
Название раздела
|
Тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Тип урока
|
Элементы содержания
(главные понятия, изучаемые на уроке)
|
Формы контроля
|
1
|
Основы комплексной безопасности
|
Современный мир и
Россия.
|
1
|
|
Межпредметный урок
|
Роль России в
современном мире
|
«Практикум» с.13
|
2
|
Национальные
интересы России в современном мире. «Стратегия национальной безопасности
России до 2020 г.»
|
1
|
|
Комбинированный
|
Национальные
интересы России, основные угрозы национальной безопасности России
|
«Практикум» с.17
|
3
|
Влияние культуры
безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность.
|
1
|
|
Комбинированный
|
Культура
безопасности жизнедеятельности человека
|
«Практикум» с.28
|
4
|
Чрезвычайные
ситуации и их классификация. ФЗ №68 от 21 декабря 1994г.
"О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера"(гл.1, ст.1)
|
1
|
|
Урок - беседа
|
Чрезвычайные
ситуации, классификация
|
«Практикум» с.37
|
5
|
Чрезвычайные
ситуации природного характера, и их последствия.
|
1
|
|
Урок с
элементами практической деятельности
|
Действия населения
при ЧС природного характера
|
Памятки при
возникновении ЧС природного характера
|
6
|
Чрезвычайные
ситуации техногенного характера и их причины
|
1
|
|
Урок с
элементами практической деятельности
|
Действия населения
при ЧС
техногенного
характера
|
Памятки при
возникновении ЧС техногенного характера
|
7
|
Угроза военной
безопасности России. Военная доктрина РФ.
|
1
|
|
Лекция
|
Внешние и
внутренние угрозы национальной безопасности России
|
Заполнение
таблицы
|
8
|
Обобщающее
повторение по разделу «Основы комплексной безопасности»
|
1
|
|
Урок обобщения и
систематизации знаний
|
|
Тестовая работа по
вариантам
|
9
|
Защита населения Российской Федерации
от чрезвычайных ситуаций
|
Единая
государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС). ФЗ №68 от 21 декабря 1994г.
"О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(гл.I, ст.4)
|
1
|
|
Лекция
|
РСЧС, структура,
основные задачи
|
Устный опрос,
вопросы стр. 61
|
10
|
Гражданская
оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности
страны . ФЗ от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ
"О гражданской обороне" (гл.1, гл.III, ст.10)
|
1
|
|
Лекция
|
Гражданская оборона
|
«Практикум» с.68
|
11
|
МЧС России –
федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций
|
1
|
|
Комбинированный
|
Приоритетные
направления деятельности МЧС
|
Защита презентаций,
сообщений
«Роль МЧС России по
защите населения от ЧС в современных условиях»
|
12
|
Мониторинг и
прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
|
1
|
|
Комбинированный
|
Основное
предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС
|
« После уроков»
с.80
|
13
|
Инженерная защита
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
|
1
|
|
Комбинированный
|
Инженерная защита
населения и территорий от ЧС
|
«Практикум» с.85
|
14
|
Оповещение и
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
Аварийно-спасательные
и другие неотложные работы в очагах поражения
|
1
|
|
Комбинированный
|
Централизованна
система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба,
локальные системы оповещения.
Сигнал «Внимание
всем!», Аварийно-спасательные и
другие неотложные работы
|
« После уроков»
с.90,
«Практикум» с.91,94
|
15
|
Обобщающее
повторение по разделу «Основы комплексной безопасности»
|
1
|
|
Урок обобщения и
систематизации знаний
|
|
Тестовая работа по
вариантам
|
16
|
Противодействие
терроризму и экстримизму в Российской Федерации
|
Международный
терроризм – угроза национальной безопасности России
|
1
|
|
Комбинированный
|
Терроризм,
экстремизм
|
Защита презентаций,
сообщений,
«Практикум» с.102
|
17
|
Виды
террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы
осуществления.
|
1
|
|
Комбинированный
|
Виды
террористической деятельности
|
Заполнение таблицы
|
18
|
Основные
нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстримизму.
|
1
|
|
Лекция с элементами
беседы
|
Основные органы федеральной
исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом
|
§6.1,6.2, вопросы
с.120-121
|
19
|
Нормативно-правовая
база противодействия наркотизму
|
1
|
|
Комбинированный
|
Наркотизм
|
§6.3, , вопросы
с.126, "Практикум", с.139
|
20
|
Правила поведения
при угрозе террористического акта
|
1
|
|
Урок - беседа
|
Правила поведения
при угрозе террористического акта
|
« После уроков»
с.150,
«Практикум», с.150
|
21
|
|
Профилактика наркозависимости.
|
1
|
|
Урок - беседа
|
Наркозависимомть
|
«Практикум»
с.157
|
22
|
Основы
здорового образа жизни
|
Здоровье человека
как индивидуальная так и общественная ценность
|
1
|
|
Комбинированный
|
Индивидуальное и
общественное здоровье
|
«Практикум»
с.167
|
23
|
Здоровый образ
жизни и его составляющие
|
1
|
|
Межпредметный урок
|
Здоровый образ
жизни, составляющие ЗОЖ
|
Защита презентаций,
сообщений, «Практикум»
с.174
|
24
|
Репродуктивное
здоровье населения и национальная безопасность России
|
1
|
|
Урок - беседа
|
Репродуктивное
здоровье
|
§9.3, вопросы
с.181
|
25
|
Ранние половые
связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем.
|
1
|
|
Видеолекция
|
Инфекции,
передаваемые половым путем
|
Тестовые задания,
«Практикум»
с.192
|
26
|
Понятие о ВИЧ-
инфекции и СПИДе
|
1
|
|
Видеолекция
|
ВИЧ- инфекция и
СПИД
|
§10.3, вопросы
с.194
|
27
|
Брак и семья. Семья
и здоровый образ жизни человека
|
1
|
|
Комбинированный
|
Семья, брак
|
«Практикум»
с.206
|
28
|
Обобщающее
повторение по разделу «Основы здорового образа жизни»
|
1
|
|
Урок обобщения и
систематизации знаний
|
|
Тестовая работа по
вариантам
|
29
|
|
Опасные для жизни
состояния
|
1
|
|
Урок с
элементами практической деятельности
|
Признаки жизни,
терминальные состояния, клиническая смерть
|
Алгоритм действий
по оказанию первой помощи при различных поражениях
|
30
|
Первая помощь при
кровотечениях
|
1
|
|
Урок-практикум
|
Правила наложения
жгута
|
решение ситуативных
задач
|
31
|
Первая помощь при
кровотечениях
|
1
|
|
Урок-практикум
|
Правила наложения
жгута
|
решение ситуативных
задач
|
32
|
|
Первая помощь при
травмах опорно-двигательного аппарата
|
1
|
|
Урок-практикум
|
Правила наложения
шин
|
решение ситуативных
задач
|
33
|
Первая помощь при
передозировке психоактивных веществ
|
1
|
|
Лекция
с элементами беседы
|
Признаки
передозировки, правила оказания первой помощи
|
Заполнение таблицы
|
34
|
Обобщающее
повторение по разделу «Оказание первой помощи»
|
1
|
|
Урок обобщения и
систематизации знаний
|
|
Тестовая работа по
вариантам
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Для учителя
1.
Основы безопасности
жизнедеятельности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Т.
Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г.;
2.
Основы безопасности
жизнедеятельности. Тесты, практические задания, олимпиады. 8-9 классы: учебное
пособие /А.В. Клюев.- Ростов н/Д: Легион, 2011;
3.
Основы безопасности
жизнедеятельности. 9 класс: поурочные планы /авт.-сост. В.А. Шкенев.-
Волгоград: Учитель, 2007;
4.
Байбородова Л.В., Индюков
Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности. - М.: Владос,
2003;
5.
Латчук В.Н. Терроризм и
безопасность человека. – М.: Дрофа, 2005;
6.
Соловьев С.С. Основы
безопасности жизнедеятельности. Тесты. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2003;
7.
Емельянчик В.К., Капитонова
М.Е. Ваши шансы избежать беды. СПб.: Каро, 2002;
8.
Бубнов В.Г., Бубнова Н.В.
Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. –
М.: Изд-во Гало Бубнов, 2007;
Для
ученика
- Энциклопедия. Я познаю мир. М.: ООО
«Издательство АСТ», 2003
- Цвилюк А.Г. Азы личной безопасности. –
М.: Просвещение, 1997.
- Правила дорожного движения Российской
Федерации с цветными иллюстрациями. – М.: Мир Автокниг, 2006
4.
Ильин А.А. Школа выживания
при авариях и стихийных бедствиях. – М.: Изд-во Эксмо, 2003;
5.
Гостюшин А.В., Шубина С.И.
Азбука выживания. – М.: Знание, 1995
Интернет –
ресурсы
http
//www.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Российское образование».
http //www.mon/ gow. ru.- Министерство образования и науки Российской Федерации.
http://www.shkolazhizni.ru/tag - Школа жизни. Материалы по безопасности,
стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
http://www.school.holm.ru/predmet/obg - Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 - Фестиваль «Открытый урок», материалы по
ОБЖ;
http://www.uroki.net/
http://www.obzh.ru/
http://www.school-obz.org/
http://www.metodichka.net/
http://www.mchs.ru – МЧС РФ
http://www.alleng.ru
- Образовательные ресурсы Интернета - Безопасность жизнедеятельности
ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Экранно-звуковые
средства обучения:
CD- диски, компьютерные презентации в формате Ppt.,
учебные видеофильмы
ТСО:
Компьютер;
Мультимедиапроектор;
Сканер;
Принтер
Тренажеры:
Тренажёрный комплекс «Витим 2-22У»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.