Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса рассчитана на 34 часа, разработана на
основании следующих нормативных документов:
-
федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования» с последующими изменениями (с 2011/2012 учебного года применяется
только для 2-11 классов),
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от
05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),
с последующими изменениями (приказы Минобрнауки России от 03.08.2008 г. № 164;
от 19.10.2009 г. № 427. С 2011/2012 учебного года применяется только для 2-11
классов.),
-
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»
-
Приказа Минобрнауки России № 1994 от 03.06.2011 О внесении изменений в
федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных
учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312
-
положения о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района Саратовской области.
-
учебного плана МОУ-СОШ с.Липовка Марксовского района Саратовской области на
2014-2015 учебный год.
-
авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8
класса под общей редакцией В.Н. Латчука (Москва «Дрофа» 2011г.)
Цель:
способствовать формированию представления
о безопасности и защите человека в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера, основах медицинских знаний и здорового образа жизни.
Задачи:
- Освоение
знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и
катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
- Знание
основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в
мирное время;
- Изучение
правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и
радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;
- Ознакомление
с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
- Изучение правил
поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
- Изучение и
освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи,
основ здорового образа жизни;
- Знание
основных правил дорожного движения.
Главная задача курса 8 класса – дать учащимся знания, умения, навыки выживания
в различных жизненных ситуациях.
Учебно-тематический план
№
|
Наименование раздела, темы
|
Кол-во часов
|
раздел
|
тема
|
I.
|
|
Правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
|
21
|
|
|
1
|
Правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
|
|
11
|
|
2
|
Правила
безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах
проживания
|
|
10
|
II
|
|
Основы
медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
|
6
|
|
|
1
|
Первая
медицинская помощь при острых состояниях
|
|
6
|
III
|
|
Основы
здорового образа жизни
|
7
|
|
|
|
Основные
понятия о здоровье и здоровом образе жизни
|
|
1
|
|
|
Факторы,
укрепляющие здоровье
|
|
6
|
|
|
Всего:
|
34
|
Календарно-тематический
план
№
урока
|
Название
разделов, темы урока, количество часов
|
Домашнее
задание
|
Дата проведения
|
Приме-
чание
|
План
|
Факт
|
|
Раздел
I. Правила безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях (21 час)
Тема
1. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного
характера (11 часов)
|
|
|
|
|
1
|
Чрезвычайные
ситуации техногенного характера, их классификация. Обеспечение безопасности
при техногенных авариях.
|
С.6-20,вопросы
С.20
|
05.09
|
|
|
2
|
Аварии на пожаро
- и взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве и пожаре
|
С.
21-35, вопросы С.53(1-4)
|
12.09
|
|
|
3
|
Причины
возникновения пожаров и взрывов и их последствия. Основные поражающие факторы
пожара и взрыва.
|
С.
35-42, вопросы С.53(5-13)
|
19.09
|
|
|
4
|
Правила
безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.
|
С.
42-57, вопросы С.53(14-18)
|
26.09
|
|
|
5
|
Аварии на
химически опасных объектах.
|
С.
60-87 вопросы С.98(1-9),
|
03.10
|
|
|
6
|
Защита населения
от аварийно химически опасных веществ. Правила безопасного поведения при
авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ.
|
С.
87-101 вопросы С.98(10-13)
|
17.10
|
|
|
7
|
Аварии на
радиационно опасных объектах: виды, очаги поражения.
|
С.
102-113, вопросы С.151(1-7)
|
24.10
|
|
|
8
|
Последствия
радиационных аварий. Особенности радиоактивного загрязнения местности.
|
С.113-123,
вопросы С.152(8-9)
|
31.10
|
|
|
9
|
Правила
безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения при
радиационных авариях.
|
С.124-155,
вопросы С.152(10-13)
|
07.11
|
|
|
10
|
Гидродинамические
аварии: виды, причины, меры по уменьшению последствий, правила безопасного
поведения.
|
С.156-168,
вопросы С.167,151-152,53, 98
|
14.11
|
|
|
11
|
Обобщение знаний
и умений по теме «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера».
|
|
28.11
|
|
|
|
Тема
2. Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в
местах проживания (10 часов)
|
|
|
|
|
12
-13
|
Состояние
природной среды и жизнедеятельность человека.
|
С.169-177,
вопросы С.199(1-4)
|
05.12
12.12
|
|
|
14-15
|
Изменение
состава атмосферы (воздушной среды).
|
С.
177-184 вопросы С.199(5-11)
|
19.12
26.12
|
|
|
16-17
|
Изменение
состояния гидросферы (водной среды)
|
С.
184-188, вопросы С.199(12-17)
|
09.01
16.01
|
|
|
18
|
Изменение
состояния суши (почвы)
|
С.188-194,вопросы
С.200(18-21)
|
23.01
|
|
|
19
|
Показатели
предельно допустимых воздействий на природу
|
С.194-200.ПовторитьС.169-194
|
30.01
|
|
|
20
|
Обобщение знаний
и умений по теме «Правила безопасного поведения при нарушении экологического
равновесия в местах проживания».
|
Повторить
весь пройденный материал
|
06.02
|
|
|
21
|
Обобщение знаний
и умений по разделу «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях».
|
|
13.02
|
|
|
|
Раздел
II. Основы медицинских
знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6часов)
Тема.
Первая медицинская помощь при острых состояниях (6 часов)
|
|
|
|
|
22
|
Первая
медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами
удушающего действия.
|
С.202-207
вопросы С.214(3-5),
|
27.02
|
|
|
23
|
Первая
медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами
общеядовитого и удушающего действия
|
С.
207-210, вопросы С.214(6-7)
|
06.03
|
|
|
24
|
Первая
медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами у
удушающего и нейтропного действия
|
С.210-211,
вопросы С.215(8-9)
|
13.03
|
|
|
25
|
Первая медицинская
помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка, при ожогах
химическими веществами
|
С.211-215,
вопросы С.215(10-11)
|
20.03
|
|
|
26
|
Первая
медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами и минеральными
удобрениями.
|
С.216-220,
повторить С.202-215
|
27.03
|
|
|
27
|
Обобщение знаний
и умений по разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой
медицинской помощи».
|
|
03.04
|
|
|
|
Раздел
III. Основы
здорового образа жизни (7 часов)
Тема
1. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни (1 час)
|
|
|
|
|
28
|
Основы
репродуктивного здоровья подростков
|
С.235-239
|
17.04
|
|
|
|
Тема
2. Факторы, укрепляющие здоровье (6 часов)
|
|
|
|
|
29-30
|
Занятия
физкультурой и спортом
|
С.222-226,
вопросы С.234(1-2)
|
24.04
08.05
|
|
|
31
|
Закаливание
организма
|
С.
226-229, вопросы С.234(3-4),сообщения
|
15.05
|
|
|
32-34
|
Правила
использования факторов окружающей среды для закаливания организма
|
|
22.05
29.05
|
|
|
35.
|
Обобщающее
повторение по курсу.
|
|
|
|
|
Содержание
программы учебного курса
Рабочая программа по
ОБЖ для 8 класса состоит из 3-х разделов:
Раздел I. Правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях (21 час)
Тема 1. Правила
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Промышленные
аварии и катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общее понятие
чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы.
Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом
тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.
Пожары и
взрывы, их характеристика, пожаровзрывоопасные объекты. Причины и возможные
последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и
паника.
Промышленные
аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты
производства. Причины аварий и возможные последствия при авариях на химически
опасных объектах. Сильнодействующие ядовитые вещества (АХОВ), их характеристика
и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения
при авариях с выбросом опасного химического вещества.
Аварии на
радиационно опасных объектах, их причины и возможные последствия. Основные виды
радиационно опасных объектов. Характеристика очагов поражения при авариях на
АЭС. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при
радиационных авариях. Режимы радиационной защиты.
Гидродинамические
аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий
на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения при угрозе
и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
Обучение
способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населенных
пунктах и на промышленных предприятиях. Сигнал -"Внимание всем!".
Речевая информация, передаваемая по радиоприемнику, телевизору о чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени. Обучение правилам эвакуации населения.
Организация и
проведение эвакуации. Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их
использования.
Тема 2. Правила
безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах
проживания
Влияние
деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек. Экология и
экологическая опасность. Экологическая система, экологический кризис,
экологическая катастрофа.
Виды
загрязнения биосферы. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно
допустимых концентрациях загрязняющих веществ.
Краткая
характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.
Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения
экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически
неблагоприятных районах.
Ознакомление с
организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных
ситуаций. Мероприятия по защите сельскохозяйственных животных при стихийных
бедствиях, производственных авариях. Мероприятия по
защите фуража,
воды, продуктов животноводства от заражения. От
работка
практических действий обучаемых при возникновении аварий и катастроф, наиболее
вероятных для регионов проживания.
Раздел II. Основы
медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (6часов)
Тема. Первая
медицинская помощь при острых состояниях (6 часов)
Первая медицинская
помощь при отравлениях газами и средствами бытовой химии. Пищевая
токсикоинфекция. Первая медицинская помощь.
Раздел III. Основы
здорового образа жизни (7 часов).
Тема 1.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Беременность и
формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. Понятие
о воспитании детей.
Тема 2.
Факторы, укрепляющие здоровье (6 часов)
Физическая
культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых
физических качеств.
Средства
и формы контроля
Для контроля
за усвоением учащимися пройденного материала используются такие формы как
индивидуальная, фронтальная, групповая и коллективная.
Виды
контроля: предварительный, текущий, оперативный и итоговый.
Методы
контроля: беседа, наблюдение, тестирование, опрос, практическая работа,
демонстрация, контрольные работы.
Общая
характеристика учебного процесса:
В
ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
ü
Урок,
сочетающий урок с объяснением;
ü
Вопросы
и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой
деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
ü
Фронтальная,
групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
ü
Лекция
с элементами беседы;
ü
Работа
с документами;
ü
Пересказывание
текста учебника в связной монологической форме;
ü
Раскрывать
содержание иллюстраций.
Межпредметные
связи:
География,
химия, биология, физика.
Требования
к уровню подготовки учащихся
В
результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
Знать/понимать:
* основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное,
физическое и социальное благополучие;
* потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера,
возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной
безопасности;
* меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
* основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации
по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
* наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера, их последствия и классификацию;
* организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в
Российской Федерации;
*
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
* рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по
правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
* приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
-
доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной
безопасности и здоровья;
-
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и
действовать, обеспечивая личную безопасность;
-
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах
скопления большого количества людей;
-
перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы
ЧС и во время ЧС:
-
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
-
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
использовать
полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- выработки
потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к
вредным привычкам;
-
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
-
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и
препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
-
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях
(походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
-
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического
акта или при захвате в качестве заложника;
-
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых
ситуациях.
Перечень учебно-методического обеспечения
1.
Учебно-методическая
литература.
Нормативная
и правовая литература
Периодические издания
2.
Аудиовидеоаппаратура
Интерактивная доска
Мультимедиапроектор
Экран настенный
Моноблок
3.
Средства
индивидуальной защиты
Средства защиты органов дыхания.
- ФП
ГП -7,ГП-5,ПДФ-2Ш
-
респираторы У-2К
- ватно-марлевые
повязки
-
ПТМ-1
Средства защиты кожи (костюм защитный Л-1)
Медицинские средства (ИПП-8, АИ-2)
-
автомобильная аптечка
-
носилки
-индивидуальный перевязочный пакет
4. Противопожарные средства
-
Огнетушители ОХП – 10,ОВЭ – 6,ОУ – 5
5.
Стенды,
плакаты
Действия населения при стихийных бедствиях.
Первая
медицинская помощь при ЧС.
Правила поведения при пожаре в ОУ.
Стенд
«Классификация ЧС»
Стенд
«Первая медицинская помощь»
Стенд
«Уголок безопасности дорожного движения»
Карта
Саратовской области, физическая карта России
Раздаточный материал по ГО, таблицы по ГО
Основы
пожарной безопасности для школьников
План
эвакуации
Комплект наглядно-методических пособий «Детство без алкоголя»
Комплект наглядно-методических пособий «Подростковая наркомания»
Комплект из 4 плакатов «Первичные средства пожаротушения»
Комплект из 6 плакатов «Первая реанимация и первая медицинская помощь»
6.
Аудиовизуальные
пособия
Видеофильм «ЧС природного и техногенного характера»
Видеофильм «Грозные силы природы»
Видеофильм «Правила безопасного поведения»
Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире»
Видеофильм «Улица полна неожиданностей»
Видеофильм «Дорожные знаки»
Видеофильм «Первая медицинская помощь»
Видеофильм «ЗОЖ»
Видеофильм «Основы противопожарной безопасности»
Диск DVD
«Алкогольный террор против России»
Диск DVD
«Профилактика наркомании»
Диск DVD «Сам
себе МЧС»
Диск DVD
«Чрезвычайные приключения Юли и Ромы»
Диск DVD
«Безопасность дорожного движения»
Диск DVD «Школа
безопасности»
Диск DVD
«Последствия лесных пожаров»
Диск DVD
«Последствия наводнений»
Диск DVD «Правила
дорожного движения»
7.
Средства
программного обучения и контроля знаний.
Презентация «Безопасность на льду, воде»
Презентация «Программы здорового образа жизни»
Презентация «Профилактика табакокурения»
Презентация «Безопасность дорожного движения»
Презентация «Пожарная безопасность»
Презентация «Смерчи» и многое другое.
Компьютерная игра «Спасик и его команда»
Компьютерные игры по ПДД
Тесты
Практические ситуации и задачи
Олимпиадные задания для 7-8 классов в компьютерном виде
8. Тренажеры
Тренажер «Александр-1» для проведения искусственной вентиляции и
наружного массажа сердца
9.
Электронные пособия:
1.
Право
на жизнь
2.
Грозные
илы природы.(пожары, лавины, наводнения, песчаные бури)
3.
Грозные
илы природы (ураганы, айсберги, вулканы, цунами)
4.
Грозные
илы природы (молнии, торнадо, землетресения)
5.
Чернобыль
6.
Действия
населения при авариях на химический и радиационных объектах.
Список
литературы
1. Агаджанян
Н.А. , Катков А.Ю. «Резервы нашего организма». Москва. 1989г.
2.
Дикуль
В. , Елисейкин А. «Разорванный круг». Москва. 1993г.
3.
Дидактический
материал «ОБЖ» 5-9 классы. Издательство «Дрофа».
4.
Журнал
«ОБЖ».
5.
Латчук
В.Н. , Миронов С.К. и др. «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс
Москва «Просвещение» 2013 г.
6.
Мейнгот
Я.Я., Потылицина Н.М. Теоретические и практические основы медицинских знаний.
Красноярск. 2006г.
7.
Методическое
пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Издательский дом «Дрофа» 2000г.
8.
Никитин
Б. П. «Детство без болезней». Москва. 1990г.
9.
Основы
безопасности жизнедеятельности (учебник под ред. Ю.Л.Воробьёва) Москва. 2007г.
10.
Олейник
Т.Ф. Великие природные катастрофы. Ростов-на Дону «Феникс». 2006г.
11.
Правила
дорожного движения.
12.
Тематический
контроль по ОБЖ «Интеллект-Центр». Москва. 2005г.
13.
Топоров
И.К. «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9класс. Москва «Просвещение»
1997г.
14.
Углов
Ф.Г. «Из плена иллюзий». Москва. 1986г.
15.
учебник
«Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений для
8 класса авторов: С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков
(Москва «Дрофа» 2012г.)
16.
Хрипкова
А.Г. «Гигиена и здоровье». Медицинская литература.
17.
интернет-ресурсы:
http://www.vita700.com/;
http://kuhta.clan.su/;
http://fcior.edu.ru/;
http://infourok.ru/;
http://pro-obzh.okis.ru/video_uroki_8_klass.html;
http://pwpt.ru/presentation/obzh/chs_prirodnogo_haraktera/;
http://prezentacii.com/.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.