Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО
учителей гуманитарных предметов
протокол № __ от _____
Руководитель МО
__________________
Нагаева Э.С.
зам.директора
_________________
Юшина О.П.
Директор МАОУ «СОШ №20»
__________________________
Цуканова О.С.
Введены в действие
Приказом № ___от________
Рабочая программа по обществознанию
для 8а,б классов
на 2014-2015 учебный год
Составитель: учитель истории и
обществознания
МАОУ «СОШ № 20»
Черномырдина О.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8а,б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089), программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание 6-11 классы» (М. «Просвещение», 2009г.) и учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели и задачи программы:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание 8 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Осуществление целей рабочей программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения практических заданий и написания сочинений (эссе).
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Содержание рабочей программы
Тема 1. Личность и общество (3 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (16 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (6ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания обучающийся должен
знать /понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Литература и средства обучения
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Календарно-тематический план
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Примечание
Тема 1. Личность и общество
3
1
Личность. Жизненные ценности и ориентиры
1
05.09
2
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1
12.09
3
Глобальные проблемы современности
1
19.09
Тема 2. Сфера духовной культуры
8
4
Сфера духовной культуры и ее особенности
1
26.09
5
Основные ценности и нормы морали.
1
03.10
6
Гуманизм. Патриотизм и гражданственность
1
17.10
7
Добро и зло – главные понятия этики.
1
24.10
8
Долг и совесть. Моральный выбор
1
31.10
9
Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование
1
07.11
10
Наука, ее значение в жизни современного общества
1
14.11
11
Религия как одна из форм культуры. Свобода совести
1
21.11
Тема 3. Экономика
16
12
Потребности и ресурсы
1
05.12
13
Модели экономических систем
1
12.12
14
Собственность. Защита прав собственности
1
19.12
15
Рыночный механизм регулирования экономики
1
26.12
16
Спрос и предложение. Рыночное равновесие
1
16.01
17
Факторы производства
1
23.01
18
Предпринимательство
1
30.01
19
Роль государства в экономике
1
06.02
20
Распределение. Неравенство доходов
1
13.02
21
Семейное потребление.
1
20.02
22
Экономические основы защиты прав потребителя
1
06.03
23
Реальные и номинальные доходы.
1
13.03
24
Инфляция
1
20.03
25
Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
1
27.03
26
Роль государства в обеспечении занятости
1
03.04
27
Мировое хозяйство
1
10.04
Тема 4. Социальная сфера
6
28
Социальная структура общества. Социальная мобильность
1
17.04
29
Социальные группы
1
24.04
30
Социальный статус и социальная роль
1
08.05
31
Этнические группы. Межнациональные отношения
1
15.05
32
Отклоняющееся поведение
1
22.05
33
Человек и общество
1
29.05
8
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Рабочая программа по обществознанию для 8а,б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089), программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание 6-11 классы» (М. «Просвещение», 2010 г.) и учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание 8 класс. – М.: Просвещение, 2012.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю)
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 04.01.2015 |
Раздел | Обществознание |
Подраздел | |
Просмотров | 1763 |
Номер материала | 26843 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: