Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО
учителей гуманитарных предметов
протокол № __ от _____
Руководитель МО
__________________
Нагаева Э.С.
зам.директора
_________________
Юшина О.П.
Директор МАОУ «СОШ №20»
__________________________
Цуканова О.С.
Введены в действие
Приказом № ___от________
Рабочая программа по обществознанию
для 8а,б классов
на 2014-2015 учебный год
Составитель: учитель истории и
обществознания
МАОУ «СОШ № 20»
Черномырдина О.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8а,б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089), программы Л. Н. Боголюбова «Обществознание 6-11 классы» (М. «Просвещение», 2009г.) и учебного плана школы на 2014-2015 учебный год.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на обучающихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели и задачи программы:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая. Обществознание 8 класс. – М.: Просвещение, 2012.
Осуществление целей рабочей программы обусловлено использованием в образовательном процессе следующих технологий: информационной (классно – урочная система), игровой (дидактические игры, работа в малых группах, работа в парах), технология учебно-поисковой деятельности учащихся, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение.
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков: устная и тестовая, а также выполнения практических заданий и написания сочинений (эссе).
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Содержание рабочей программы
Тема 1. Личность и общество (3 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (16 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (6ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения обществознания обучающийся должен
знать /понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Литература и средства обучения
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград: Учитель, 2006.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. - 123 с.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Календарно-тематический план
п/п Тема урока
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
Примечание
Тема 1. Личность и общество
3
1
Личность. Жизненные ценности и ориентиры
1
05.09
2
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
1
12.09
3
Глобальные проблемы современности
1
19.09
Тема 2. Сфера духовной культуры
8
4
Сфера духовной культуры и ее особенности
1
26.09
5
Основные ценности и нормы морали.
1
03.10
6
Гуманизм. Патриотизм и гражданственность
1
17.10
7
Добро и зло – главные понятия этики.
1
24.10
8
Долг и совесть. Моральный выбор
1
31.10
9
Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование
1
07.11
10
Наука, ее значение в жизни современного общества
1
14.11
11
Религия как одна из форм культуры. Свобода совести
1
21.11
Тема 3. Экономика
16
12
Потребности и ресурсы
1
05.12
13
Модели экономических систем
1
12.12
14
Собственность. Защита прав собственности
1
19.12
15
Рыночный механизм регулирования экономики
1
26.12
16
Спрос и предложение. Рыночное равновесие
1
16.01
17
Факторы производства
1
23.01
18
Предпринимательство
1
30.01
19
Роль государства в экономике
1
06.02
20
Распределение. Неравенство доходов
1
13.02
21
Семейное потребление.
1
20.02
22
Экономические основы защиты прав потребителя
1
06.03
23
Реальные и номинальные доходы.
1
13.03
24
Инфляция
1
20.03
25
Причины безработицы. Экономические и социальные последствия
1
27.03
26
Роль государства в обеспечении занятости
1
03.04
27
Мировое хозяйство
1
10.04
Тема 4. Социальная сфера
6
28
Социальная структура общества. Социальная мобильность
1
17.04
29
Социальные группы
1
24.04
30
Социальный статус и социальная роль
1
08.05
31
Этнические группы. Межнациональные отношения
1
15.05
32
Отклоняющееся поведение
1
22.05
33
Человек и общество
1
29.05
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.