Инфоурок Обществознание Другие методич. материалыРабочая программа по обществознанию 9 класс

Рабочая программа по обществознанию 9 класс

Скачать материал

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012 составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы  Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. :  Русское слово, 2012
  • Учебного плана МОБУ «СОШ № 95» на 2014/2015 учебный год
  •  Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,5-9 классы /Т.А.Корнева- М: «Глобус», 2008;

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, ко­торые изучают предмет в первом концентре общест­воведческого образования в средней школе.

Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение курса призвано содействовать формирова­нию у учащихся целостного представления о тенден­циях и закономерностях развития человеческого об­щества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными содержатель­ными компонентами курса являются социальные навыки, умения, совокупность моральных и гума­нистических ценностей и т. д. Данная дисциплина призвана помочь школьникам ориентироваться в те­кущих событиях общественно-политической жизни.

Функции курса

    Обучить правилам пользования научными ин­струментами, теориями и методами;

    сформировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно раз­бираться в существе вопроса;

 

Рабочая программа  имеет  направление на  достижение следующих целей при обучении девятиклассников:

 

· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 

Задачи курса:

·         Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ.

·         Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и самообразования.

·         Овладение умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных данных.

·         Освоение способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных ролях.

·         Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной национальностей и вероисповедания), познавательной,  коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

 

Межпредметные связи на уроках обществознания:

    Курс «Обществознание» в 9 классах  опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Педагогические  технологии:

 

1.Технология  развивающего обучения.

2.Технология проблемного обучения.

               3.Технология  проектно-исследовательской деятельности.

4.Технология личностно-ориентированного обучения.

5.Технология  интенсификации обучения на основе схемных и знакомых моделей учебного    материала.

6.Технология коллективного способа обучения КСО.

7.Технология коммуникативного обучения

8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

 

Дидактическая модель обучения: объяснительно-иллюстрационная, личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.

 

    Краткая характеристика сформированных общеучебных  умений, навыков и способов деятельности учащихся  по обществознанию    на начало учебного года

     Курс 9 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся изучали в 8 классе.  При разработке содержания и основ методики курса для семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в 8 классе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся.

         Объяснять значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека общества и природы.

Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять смысл пословиц о труде.

Объяснять смысл и знание понятий. Знать социальную структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение человека в обществе

           Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий. Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист. Конфликт ценностей

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-                                   на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-                                   на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-                                   на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-                                   на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-                                   на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-                                   на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-                                   на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-                                   на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

      Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

     Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Место  предмета

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.

Требования к уровню подготовленности обучающихся

В результате изучения обществознания обучающийся должен:

Знать:

·      Влияние: понятие, формы, способы, власть, авторитет;

·      Причины зарождения государства, его функции, основные признаки;

·      Факты подтверждающие процессы объединения и отделения наций;

·      Сущность форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику политической системы государства;

·      Политические режимы: понятие, типы и формы;

·      Понятие гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты гражданства, признаки правового государства;

· Основные формы участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль референдума в общественной жизни;

· Основные признаки политических партий, функции и роль;

· Роль права в системе социальных норм, отрасли права, нормы права;

· Историю отношений власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения властей;

· Понятие, структуру конституции;

· Правовое регулирование имущественных отношений;

· Предмет трудового права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности супругов, родителей и детей;

· Основные виды юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;

· Многозначность понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных норм, особенности молодежной субкультуры;

· Что такое религия, виды религий; особенности мировых религий;

· Объекты и субъекты художественной культуры, функции культуры и искусства;

· Что представляет собой образование как институт общества, структуру современного образования; права и обязанности участников учебного процесса;

· Функции науки, классификацию наук.

Уметь

·      Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти;

·      Уметь сравнивать формы правления6 республику и монархию;

·      Объяснять особенности политических режимов;

·      Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества;

·      Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;

·      Объяснять сущность разделения властей;

·      Называть основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав потребителя и способы их защиты;

·      Характеризовать трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;

·      Давать правовую характеристику брачно-семейных отношений;

·      Анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением.         

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

·      полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

·      общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

·      нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

·      реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

·      первичного анализа и использования социальной  информации;

·      сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

 «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

 «Два» - главное содержание не раскрыто.

«Единица» - ученик не приступил к выполнению задания.

    Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

 

 Ожидаемые результаты:

o  Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

o   Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а  не передачу учебной информации.

o   Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

o  Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

o  Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы  работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

 

Тематическое распределение количества часов

 

Содержание

Количество часов

1

Политическая сфера

11

2

Человек и его права

12

3

Духовная сфера

9

4

Итоговое повторение

2

 

Итого

34

 

Основное содержание программы

Раздел I. Политическая сфера (11 ч)

Тема 1.  Власть.

Формы проявления влияния. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей.

Тема 2.  Государство.

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства.

Тема 3.  Национально-государственное устройство

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Формы национально-государственного устройства.

Тема 4.  Формы правления.

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной исполнительной и судебной ветвей власти.

Тема 5.  Политические режимы.

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима.

Тема 6.  Гражданское общество и правовое государство.

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. история развития и сущность гражданства.

Тема 7.  Голосование, выборы, референдум.

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей.

Тема 8.  Политические партии

Определение и признаки политической партии. понятие о политической партии. Одно- и многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии.

Раздел II. Человек и его права (12 ч)

Тема 9.  Право, его сущность и особенности

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах.

Тема 10.  Закон и власть

Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.

Тема 11.  Конституция

Конституция как основной закон государства и её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание полиитческих и гражданских прав.

Тема 12.  Право и экономика.

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Защита детского труда.

Тема 13.  Правовые основы брака и семьи.

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака.

Тема 14.  Преступление и наказание.

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел и неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления.

Повторение. Права и обязанности подростка.

Раздел III. Духовная сфера (9 ч)

Тема 15.  Сущность и строение человеческой культуры

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила.

Тема 16.  Культурные нормы.

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни, привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиция. Обряд и его символическое значение.

Молодёжная мода. Церемония и ритуал.

Тема 17.  Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её проявление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре.

Тема 18.  Религия.

Различные определения религии., её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии.

Тема 19.  Искусство.

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства.

Тема 20.  Образование.

Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. государственное и частное образование, школьное и домашнее. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения.

Тема 21.  Наука.

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как сповоб приобщения к основам науки. Зарождение и развитие университетов.

Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научным знаниям

Итоговое повторение (1 ч)

Основы конституционного строя Российской Федерации

Резерв (1 ч)

 

Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.                  Раздел рабочей программы курса «Обществознание. 9 класс» // А. И. Кравченко. Программа курса «Обществознание» для 8-9 кл. - М.: Русское слово, 2012

2.                  Учебник: А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 9 класса. -  М.: Русское слово, 2012

3.    А.И. Кравченко. Задачник по обществознанию. 8-9 класса. -  М.: «Русское слово, 2000

4.    А.И. Кравченко. Тесты по обществоведению. 8-9 класса. -  М.: «Русское слово, 2008

5.    Е.А. Певцова. Обществознание. 8-9 классы. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2009

6.    И.С. Хромова. Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для 9 класса. - М.: ООО « ТИД « Русское слово - РС», 2012

7.    http://www.school.edu.ru/

8.    http://fcior.edu.ru/

9.    http://www.litportal.ru/

10.              http://www.aldebaran.ru/

11.              http://www.stydenty.ru/

12.              http://danur-w.narod.ru/

13.              http://www.alleng.ru/edu/social1.htm

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по обществознанию 9 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. Обществознание: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012 составлена на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы  Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М. :  Русское слово, 2012
  • Учебного плана МОБУ «СОШ № 95» на 2014/2015 учебный год
  •  Развёрнутого тематического планирования по программе А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,5-9 классы /Т.А.Корнева- М: «Глобус», 2008;

 

Данная программа предназначена для учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, ко­торые изучают предмет в первом концентре общест­воведческого образования в средней школе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 221 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 419
    • DOCX 34.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Половянюк Елена Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Половянюк Елена Васильевна
    Половянюк Елена Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 12109
    • Всего материалов: 12

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Обществознание")

Учитель обществознания

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель обществознания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 280 человек из 65 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по обществознанию в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 146 человек из 50 регионов

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе