Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса к
учебнику А.И.Кравченко, Е.А. Певцовой. Обществознание: Учебник для 9 класса
общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2012 составлена на основе:
- Федерального компонента Государственного
стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной
программы основного общего образования по обществознанию и авторской
программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9, 10-11
классов общеобразовательных учреждений. М. : Русское слово, 2012
- Учебного плана
МОБУ «СОШ № 95» на 2014/2015 учебный год
- Развёрнутого тематического планирования по программе
А.И.Кравченко: «Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву»,5-9
классы /Т.А.Корнева- М: «Глобус», 2008;
Данная программа предназначена для
учащихся 9 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет
в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.
Содержание курса представляет собой
комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные
сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся целостного
представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества,
становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний важными
содержательными компонентами курса являются социальные навыки, умения,
совокупность моральных и гуманистических ценностей и т. д. Данная дисциплина
призвана помочь школьникам ориентироваться в текущих событиях
общественно-политической жизни.
Функции
курса
• Обучить правилам пользования
научными инструментами, теориями и методами;
• сформировать аналитическое
мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса;
Рабочая программа имеет направление на
достижение следующих целей при обучении
девятиклассников:
·
развитие личности в
ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
·
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным
нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·
освоение на уровне
функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации:
об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом
качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных
отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
·
овладение умениями
познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях;
·
формирование опыта
применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных
отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных
отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых
отношениях.
Задачи курса:
·
Воспитание
общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности;
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в
основу Конституции РФ.
·
Освоение
системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии,
социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной
средой и успешного получения дальнейшего профессионального образования и
самообразования.
·
Овладение
умениями получения, осмысления социальной информации, систематизации полученных
данных.
·
Освоение
способов познавательной, практической деятельности и характерных социальных
ролях.
·
Формирование
опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений: в сферах: гражданской и общественной
деятельности, межличностных отношений, (включая отношения между людьми разной
национальностей и вероисповедания), познавательной, коммуникативной,
семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и
гуманитарных наук.
Межпредметные связи на уроках
обществознания:
Курс «Обществознание» в 9 классах опирается на обществоведческие знания,
межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История»,
«Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в
данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9
классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое
использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления
через их зарождение, развитие и современное состояние.
Педагогические технологии:
1.Технология развивающего обучения.
2.Технология проблемного обучения.
3.Технология проектно-исследовательской деятельности.
4.Технология личностно-ориентированного обучения.
5.Технология интенсификации обучения на основе схемных и знакомых
моделей учебного материала.
6.Технология коллективного способа обучения КСО.
7.Технология коммуникативного обучения
8.Применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Дидактическая
модель обучения: объяснительно-иллюстрационная,
личностно-ориентированная педагогическая ситуация, игровая, ИКТ.
Краткая характеристика сформированных
общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по
обществознанию на начало учебного года
Курс 9 класса является продолжением курса «Обществознание», который учащиеся
изучали в 8 классе. При разработке содержания и основ методики курса для
семиклассников учитывались не только особенности психологии подростков, но и
уровень знаний и умений, достигнутый ими в 8 классе. Преемственность
обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик,
характером заданий для организации активной познавательной деятельности
учащихся.
Объяснять
значение понятий. Называть сферы общества, характеризовать ступени развития
общества; знать состав и проблемы современного общества, взаимосвязь человека
общества и природы.
Знать роль экономики в жизни общества. Характеризовать
условия и правила организации бизнеса. Характеризовать возможные способы организации
экономической деятельности подростка. Высказывать суждение о необходимости для
подростков трудиться выявлять общее и различное в трудовом воспитании детей в
разные эпохи. Объяснять смысл основных понятий. Объяснение отношений к труду, в
современном обществе. Называть особенности труда несовершеннолетних. Объяснять
смысл пословиц о труде.
Объяснять смысл и знание понятий. Знать социальную
структуру общества. Объяснять роль семьи для человека и для общества, как
государство заботится о семье, какие правила и нормы регулируют поведение
человека в обществе
Называть науки по их классификации. Объяснить значение понятий.
Объяснить значение образования в жизни людей. Объяснить роль морали в жизни
общества, поговорки о добре и зле. Уметь объяснять понятия идеал, идеалист.
Конфликт ценностей
Требования
к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения обществознания (включая экономику
и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с
другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности
людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни
общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих
общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты,
выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо;
основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об
обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных
объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и
природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов
определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными
видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи
в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах
деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по
заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие
адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды
правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных
ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и
процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков
людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина,
осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание»
на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной
социальной практике:
-
на использование элементов
причинно-следственного анализа;
-
на
исследование несложных реальных связей
и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск
и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод
информации из
одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда
в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
-
на
объяснение изученных
положений на конкретных примерах;
-
на оценку
своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
-
на
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Перечисленные познавательные и
практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи
информации, презентации
результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана
помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Место предмета
На изучение предмета отводится 1
час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Требования
к уровню подготовленности обучающихся
В результате изучения обществознания обучающийся должен:
Знать:
· Влияние:
понятие, формы, способы, власть, авторитет;
· Причины
зарождения государства, его функции, основные признаки;
· Факты
подтверждающие процессы объединения и отделения наций;
· Сущность
форм правления, сущность демократической формы правления, характеристику
политической системы государства;
· Политические
режимы: понятие, типы и формы;
· Понятие
гражданского общества, пути становления гражданского общества, институты
гражданства, признаки правового государства;
· Основные формы
участия граждан в политической жизни страны, процедуру выборов, роль
референдума в общественной жизни;
· Основные признаки
политических партий, функции и роль;
· Роль права в
системе социальных норм, отрасли права, нормы права;
· Историю отношений
власти и закона, систему высших органов власти в РФ, принципы разделения
властей;
· Понятие, структуру
конституции;
· Правовое
регулирование имущественных отношений;
· Предмет трудового
права, семейного права, основные нормативные документы, права и обязанности
супругов, родителей и детей;
· Основные виды
юридической ответственности; особенности наказания несовершеннолетних;
· Многозначность
понятия культура, правила этикета, понятие культурной нормы, виды культурных
норм, особенности молодежной субкультуры;
· Что такое религия,
виды религий; особенности мировых религий;
· Объекты и субъекты
художественной культуры, функции культуры и искусства;
· Что представляет
собой образование как институт общества, структуру современного образования;
права и обязанности участников учебного процесса;
· Функции науки,
классификацию наук.
Уметь
· Анализировать
ситуации связанные с деятельностью власти;
· Уметь
сравнивать формы правления6 республику и монархию;
· Объяснять
особенности политических режимов;
· Объяснять
особенности форм участия граждан в политической жизни общества;
· Сопоставлять
и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических
партий;
· Объяснять
сущность разделения властей;
· Называть
основные нормы, регулирующие имущественные отношения, приводить примеры прав
потребителя и способы их защиты;
· Характеризовать
трудовое право, правовой статус несовершеннолетних;
· Давать
правовую характеристику брачно-семейных отношений;
· Анализировать
состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением.
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
· полноценного
выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей
ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной
и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации
и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
обязанностей
· первичного
анализа и использования социальной информации;
· сознательного
неприятия антиобщественного поведения.
Критерии
оценивания:
«Пять» -
материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не
требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания,
доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая
же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за
подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре»
- в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение,
недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но
содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические
знания и умения;
«Три» - в
усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно
самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том
числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» -
главное содержание не раскрыто.
«Единица» - ученик не приступил к выполнению задания.
Уроки проводятся с применением на этапе
внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке
механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты,
самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и
диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
o
Создание условий для проявления и развития индивидуальности,
самобытности и уникальности учащихся.
o
Ориентация на формирование учебной деятельности
школьников, а не передачу учебной информации.
o
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения,
стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
o
Организация развивающего пространства, ориентация
на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
o
Формирование эмоционально – ценностного отношения к
миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы
работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный,
частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная
работа, групповая, фронтальная.
Тематическое распределение количества
часов
|
Содержание
|
Количество часов
|
1
|
Политическая сфера
|
11
|
2
|
Человек и его права
|
12
|
3
|
Духовная сфера
|
9
|
4
|
Итоговое повторение
|
2
|
|
Итого
|
34
|
Основное содержание программы
Раздел I. Политическая сфера (11 ч)
Тема 1. Власть.
Формы проявления
влияния. Становление власти в качестве политического института общества.
Разделение властей.
Тема 2. Государство.
Определение
политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение
суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия
появления государства.
Тема 3. Национально-государственное устройство
Объединение и
отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема
сепаратизма. Формы национально-государственного устройства.
Тема 4. Формы правления.
Понятие об
источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое
устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и
сущность республики. Сочетание законодательной исполнительной и судебной ветвей
власти.
Тема 5. Политические режимы.
Сущность и классификация
политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма.
Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского
режима.
Тема 6. Гражданское общество и правовое государство.
Два значения
гражданского общества. Признаки гражданского общества. история развития и
сущность гражданства.
Тема 7. Голосование, выборы, референдум.
Голосование как
форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры
голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей.
Тема 8. Политические партии
Определение и
признаки политической партии. понятие о политической партии. Одно- и
многопартийная системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции
политической партии.
Раздел II. Человек и его права (12 ч)
Тема 9. Право, его сущность и особенности
Социальные нормы.
Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. права и
обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах.
Тема 10. Закон и власть
Равенство перед законом.
Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции
Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России.
Тема 11. Конституция
Конституция как
основной закон государства и её структура. Правовой статус человека. Классификация
конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание полиитческих и
гражданских прав.
Тема 12. Право и экономика.
Имущественные
отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие
физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и
договор. Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ.
Защита детского труда.
Тема 13. Правовые основы брака и семьи.
Нормы семейного
права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Юридические документы,
подтверждающие заключение и расторжение брака.
Тема 14. Преступление и наказание.
Формы совершения
преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел и
неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная
организация. Причины совершения преступления.
Повторение. Права и
обязанности подростка.
Раздел III. Духовная сфера (9 ч)
Тема 15. Сущность и строение человеческой культуры
Происхождение слова
«культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и
структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и
правила.
Тема 16. Культурные нормы.
Понятие о
культурных нормах, их разновидности. Образ жизни, привычки и манеры. Значение
этикета в культуре. Обычай и традиция. Обряд и его символическое значение.
Молодёжная мода.
Церемония и ритуал.
Тема 17. Формы культуры
Основные формы
культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты
народной культуры. Массовая культура, её проявление и средства распространения.
Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре.
Тема 18. Религия.
Различные
определения религии., её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и
анимизм. Мировые религии. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как
важные элементы религии.
Тема 19. Искусство.
Различные трактовки
искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты
художественной культуры и деятели искусства.
Тема 20. Образование.
Основная задача и
исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения
знаний школьниками. государственное и частное образование, школьное и домашнее.
Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения.
Тема 21. Наука.
Роль науки в современном
обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете.
Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа
как сповоб приобщения к основам науки. Зарождение и развитие университетов.
Повторение. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам
культуры и научным знаниям
Итоговое повторение
(1 ч)
Основы
конституционного строя Российской Федерации
Резерв (1 ч)
Список рекомендуемой учебно-методической
литературы
1.
Раздел рабочей программы курса
«Обществознание. 9 класс» // А. И. Кравченко. Программа курса «Обществознание»
для 8-9 кл. - М.: Русское слово, 2012
2.
Учебник: А.И. Кравченко, Е.А.
Певцова «Обществознание» для 9 класса. - М.: Русское слово, 2012
3.
А.И. Кравченко. Задачник по
обществознанию. 8-9 класса. - М.: «Русское слово, 2000
4.
А.И. Кравченко. Тесты по
обществоведению. 8-9 класса. - М.: «Русское слово, 2008
5.
Е.А. Певцова. Обществознание.
8-9 классы. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2009
6.
И.С. Хромова. Рабочая тетрадь
по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» для
9 класса. - М.: ООО « ТИД « Русское слово - РС», 2012
7.
http://www.school.edu.ru/
8.
http://fcior.edu.ru/
9. http://www.litportal.ru/
10.
http://www.aldebaran.ru/
11.
http://www.stydenty.ru/
12.
http://danur-w.narod.ru/
13.
http://www.alleng.ru/edu/social1.htm
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.