Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана в
соответствии со стандартом основного общего
образования по обществознанию,на основании следующих нормативно
-правовых
документов:
1 Федерального компонента государственного стандарта общего образования
по
обществознанию ,утвержденного приказом Минобразования России от
5.03.2004 г.№
1089.
2. Законом Российской Федерации «Об образовании».
3. Авторской программы по обществознанию Козленко С.И., Козленко И.В.
Обществознание: программа курса для 6-7 кл.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,
2012
4. Учебного плана МОБУ «СОШ №95» г.Оренбурга на 2014/2015 учебный год
Цели и задачи курса обществознания в средней
школе.
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении семиклассников:
· развитие личности в ответственный период
социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов,
критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе
экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности,
гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности
системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных
социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности,
позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой
деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной,
коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для
подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных
знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;
экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях;
отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых
отношениях.
В ней также
заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компенсаций:
· сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной
социальной практике:
-
на использование элементов
причинно-следственного анализа;
-
на
исследование несложных реальных связей
и зависимостей;
-
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
-
на поиск
и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
-
на перевод
информации из
одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда
в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
-
на
объяснение изученных
положений на конкретных примерах;
-
на оценку
своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
-
на
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки
зрения.
Перечисленные
познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки,
передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа
призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора
путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Программа
ориентированна на использование Учебно-методического комплекса:
Учебник
А.И.Кравченко,Е.А.Певцова Обществознание для 7 класса Москва «Русское слово»
2007.
Рабочая тетрадь
И.С.Хромовой по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой
«Обществознание» 7 класс, Москва «Русское слово» 2010.
Методическое
оснащение: Обществознание 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко,
Е.А.Певцовой/ автор составитель Н.С.Кочетов Волгоград: Учитель, 2008.
На изучение
обществознания в 7 классе отводится 1 час в неделю. При 34 учебных неделях
общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 34 часа.
В рабочую программу
за счет резервного времени включены:
1 час-введение.
Задачи и содержание курса « Обществознание»
3
часа-повторительно-обобщающих урока.
1 час- итоговое
повторение.
№ раздела (глава)
|
Наименование темы
|
Всего часов
|
Количество
Повторительно-обобщающих, итоговых
|
Сроки прохождения
|
Введение
|
Задачи и содержание
курса «Обществознание» 7 класс
|
1
|
|
|
Раздел 1
|
Личность подростка
|
9
|
|
|
|
Переходный возраст
|
1
|
|
|
|
Задачи и трудности
переходного возраста
|
1
|
|
|
|
Быть взрослым
|
1
|
|
|
|
Физические
изменения у подростков
|
1
|
|
|
|
Психологический
портрет личности
|
2
|
|
|
|
Самооценка
подростка
|
1
|
|
|
|
Выдающаяся личность
|
1
|
|
|
|
Лидер и его
качества
|
1
|
|
|
Повторительно-
обобщающий урок
|
Личность подростка
|
|
1
|
|
Раздел 2
|
Подросток в социальной
среде
|
6
|
|
|
|
Социальная среда
подростка
|
1
|
|
|
|
Подросток в группе
|
1
|
|
|
|
Межличностные
отношения
|
1
|
|
|
|
«Мы» и «Они»
|
1
|
|
|
|
Мир знакомых и
незнакомых людей
|
1
|
|
|
|
Социальный портрет
молодежи.
|
1
|
|
|
Повторительно-
обобщающий урок
|
Подросток в социальной
среде.
|
|
1
|
|
Раздел 3
|
Подросток и закон
|
4
|
|
|
|
Юридические границы
подросткового возраста.
|
1
|
|
|
|
Подросток как
гражданин
|
1
|
|
|
|
Подросток и его
права.
|
1
|
|
|
|
Опасный путь
преступной жизни.
|
1
|
|
|
Повторительно-обобщающий
урок
|
Подросток и закон
|
|
1
|
|
Раздел 4
|
Образ жизни
подростка
|
6
|
|
|
|
Подросток в
обществе риска.
|
1
|
|
|
|
Проблема
одиночества
|
1
|
|
|
|
Подростковая
культура
|
1
|
|
|
|
Образ жизни
|
1
|
|
|
|
Досуг и отдых
|
1
|
|
|
|
Спорт
|
1
|
|
|
Раздел 5
|
Подросток и его
жилая среда
|
4
|
|
|
|
Город и село.
|
2
|
|
|
|
Мой дом, мое жилище
|
2
|
|
|
Итоговое повторение
|
|
|
1
|
|
|
Всего
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения
курса обществознания учащиеся должны
знать:
• Основные понятия и термины;
• Психологический портрет личности в подростковом возрасте;
• О характере взаимоотношения между подростком и остальными социальными
группами;
• Свои права и обязанности;
уметь:
• применять полученные знания для решения задач познавательного и практического
характера;
• получать социальную информацию из разнообразных источников;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить
ответы на вопросы.
иметь представление:
• о специфике развития личности в подростковом возрасте.
Нормы
оценки знаний учащихся по обществознанию
•
Оценка 5:
•
Ответ полный, правильный,
отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий
права, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и
дополнительные сведения.
•
Оценка 4:
•
Ответ удовлетворяет ранее
названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении
понятий права, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
•
Оценка 3:
•
Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но
нечётко определяет понятия права, затрудняется в самостоятельном объяснении,
непоследовательно излагает материал.
•
Оценка 2:
•
Ответ неправильный, не
раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на
вспомогательные вопросы учителя.
Содержание рабочей программы
Глава I ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
Тема 1. Переходный возраст
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3)
социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к
подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения
под¬росткового возраста.
Особенности подросткового возраста. Характеристика стар¬шего подросткового
возраста (период от 13 до 15 лет). Подро¬стковый возраст — отрезок жизни между
детством и зрелостью.
Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст;
тинейджеры; юность.
Тема 2. Задачи и трудности подросткового
возраста
Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста:
частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе
взрослых. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение
эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со
сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение
эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к
трудовой деятельности; подго¬товка к вступлению в брак и к семейной жизни;
появление же¬лания нести ответственность за себя и общество; обретение си¬стемы
ценностей и этических принципов.
Проблемы подросткового возраста.
Основные понятия темы: эмоциональная независимость, си¬стема ценностей
Тема 3. Быть взрослым
Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого
себя в подростковом возрасте. Роль из¬бранного идеала во взрослении подростков.
Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.
Основное понятие темы: взрослый.
Тема 4. Физические изменения подростков
Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста.
Половое созревание. Факторы физических из¬менений подростков. Проблемы питания
подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в
становлении межличностных отношений. Опасность недо¬вольства собой как фактора,
формирующего комплекс неполно¬ценности. Самооценка. Неравномерность развития
подростков.
Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполно¬ценности.
Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер
Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности:
темперамент; характер; способности; ин¬теллект; чувства; эмоции. Типы личности
по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик.
Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.
Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.
Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как
способность к познанию и логическому мышле¬нию. Чувства человека: собственно
чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции — низший,
чувства — высший тип психических реакций.
Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс;
эмоции.
Тема 7. Самооценка подростка
Самооценка как основа регулирования поведения лично¬сти. Опасности завышенной и
заниженной самооценки. Фак¬торы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь
само¬оценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в ста¬новлении
личности. Некоторые методы самовоспитания: само¬приказ; самовнушение;
самоободрение.
Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.
Тема 8. Выдающаяся личность
Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т.
Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся
лично¬сти. Становление выдающейся личности вопреки своей природе.
Одаренные дети. Умственная одаренность — биологически прирожденные качества.
Возможность развития и угасания ум¬ственной одаренности. Роль силы воли,
трудолюбия и мотива¬ции к достижению поставленной цели в развитии умственной
одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школь¬ное образование,
влияние общества) в развитии умственной одаренности.
Роль поощрения одаренности в ее развитии.
Основные понятия темы: выдающаяся личность; одарен¬ность; одаренные дети.
Тема 9. Лидер и его качества
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми дол¬жен обладать лидер.
Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение;
знание; талант; реши¬мость; жесткость; притяжение.
Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и
умение слушать, когда говорят другие, — основа искусства общения.
Основные понятия темы: лидер; искусство общения.
Глава II ПОДРОСТОК В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ
Тема 10. Социальная среда подростка
Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий
развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с
другими людьми. Бли¬жайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положе¬ние
школы между двумя мирами подростков — ближним и дальним. Степень доверия
подростков различным кругам об¬щения. Семья как малая группа, пользующаяся
наибольшим доверием подростков.
Влияние реакции окружающих людей на поведение под¬ростков. Прямая и косвенная
зависимость от реакции окру¬жающих.
Основное понятие темы: социальная среда.
Тема 11. Подросток в группе
Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и
временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение
человека в нес¬колько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы.
Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое
давление.
Ориентация на «значимых других». Значение уровня само¬оценки человека на степень
влияния группового давления.
Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».
Тема 12. Межличностные отношения
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических
качеств и нравственных норм в межлич¬ностных отношениях. Важнейший закон
межличностных отно¬шений: как другие относятся к вам, во многом определяется
тем, как вы относитесь к себе.
Взаимопонимание в межличностных отношениях.
Основные понятия темы: межличностные отношения; взаи¬мопонимание.
Тема 13. «Мы» и «они»
«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» — те, к кому испытываю
симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не
общителен и не¬уживчив. «Мы» и «они» — два разных полюса, две
противопо¬ложности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и
взаимодополняющие друг друга.
Опасность превращения в неприязнь, а затем — в конфликт или столкновение,
отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные».
Различия между «своими» и «чужими».
Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «дру¬гие»; «иные».
Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знако¬мыми и незнакомыми людьми.
Влияние жизни в обществе зна¬комых или незнакомых людей на характер человека,
его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как
личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения.
«Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».
Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «дру¬гие»; «чужие»; «чужаки».
Тема 15. Социальный портрет молодежи
Молодежь — большая социальная группа. Возрастные гра¬ницы молодежи (от 14 до 30
лет). Важнейшие события, прихо¬дящиеся на молодежный возраст: завершение общего
образова¬ния; выбор профессии и получение профессионального обра¬зования;
начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18
лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.
Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические,
нравственные. Ценности современной моло¬дежи. Влияние резкого контраста
материальной обеспеченно¬сти на ценности современной российской молодежи.
Активное вхождение российской молодежи в новую экономику и поли¬тическую жизнь.
Рост влияния молодежи России как социаль¬но-политической силы. Самосознание
молодого поколения как главного фактора устойчивого развития России и в
опреде¬ленной степени движущей силы коренных преобразований в обществе.
Основное понятие темы: молодежь.
Раздел III ПОДРОСТОК И ЗАКОН
Тема 16. Юридические границы подросткового
возраста
Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Деление
подростков на две категории людей: малолет¬них (дети от 6 до 14 лет) и
несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).
Характеристика юридического положения несовершенно¬летних с позиций
законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов
несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами,
попечи¬телями.
Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права;
обязанности; ответствен¬ность.
Тема 17. Подросток как гражданин
Паспорт как юридический документ, удостоверяющий лич¬ность человека.
Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и
свободы. Политиче¬ские права граждан. Проведение собраний, митингов и
демон¬страций как проявление политических прав граждан. Законо¬дательные
условия их проведения. Участие граждан в управле¬нии государством.
Обязанности граждан Российской Федерации.
Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные)
права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.
Тема 18. Подросток и его права
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Пра¬во на
неприкосновенность личной жизни.
Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный
выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита
дет¬ства и материнства. Право на охрану здоровья и медицин¬скую помощь.
Культурные права — права, призванные обеспечить до¬ступность образования,
свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования
учреждениями культуры.
Основное понятие темы: права ребенка.
Тема 19. Опасный путь преступной жизни
Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст
наступления уголовной ответственно¬сти для несовершеннолетних. Виды наказаний
несовершенно¬летних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания
несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательно¬го воздействия.
Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления,
совершенные организованной группой.
Административные нарушения и меры административной ответственности.
Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.
Основные понятия темы: преступления; уголовная ответ¬ственность;
административные нарушения.
Глава IV ОБРАЗ ЖИЗНИ ПОДРОСТКА
Тема 20. Подросток в обществе риска
Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в
ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение
собственной ак¬тивности, собственной беспомощности и неумение выразить свои
чувства и стремления как основа для роста риска у подро¬стков. Отличие
положения подростка в обществе от положения взрослого.
Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские
дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.
Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.
Тема 21. Проблема одиночества
Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чув¬ствующего себя одиноким.
Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление,
по-разному воспри¬нимаемое разными людьми. Положительная сторона одиноче¬ства —
удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия.
Сущность подростковой депрес¬сии. Пути решения проблем подростковой депрессии.
Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.
Тема 22. Подростковая культура
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и не¬формальные подростковые
группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение
подростко¬вой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи,
которые используются в повседневной жизни.
Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.
Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.
Основные понятия темы: формальные группы; неформаль¬ные группы; подростковая
культура.
Тема 23. Образ жизни
Структура образа жизни. Отражение образа жизни в мане¬рах поведения, традициях,
стиле жизни, обычаях, вкусах. Отра¬жение в образе жизни элементов культуры, не
только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других
групп. Образ жизни — отражение как характерных, так и отли¬чительных черт
поведения.
Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены,
русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).
Основное понятие темы: образ жизни.
Тема 24. Досуг и отдых
Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жиз¬ни людей. Основные
черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.
Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние эко¬номического уровня
развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у
разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг; его
направленность на познание, духовное и эстетическое разви¬тие человека. Роль
библиотек и музеев в развитии человече¬ского общества и культуры, в организации
досуга в прошлом и сегодня.
История создания библиотек. Библиотеки как научно-ин¬формационные и
культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и
специализированные (на¬учные и технические). Работа одновременно в массовом и
спе¬циализированном режимах наиболее крупных библиотек. Лич¬ные (домашние)
библиотеки.
Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История
возникновения и развития музеев. Типы современных музеев:
научно-просветительские, исследователь¬ские, учебные. Различные профили музеев.
Свободное время у современных россиян. Характерная чер¬та досуга россиян,
переход от активного отдыха к пассивному.
Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг;
библиотека; музей.
Тема 25. Спорт
Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных
групп населения. Зарождение совре¬менных видов спорта.
Современный спорт. Спорт профессиональный и любитель¬ский. Технические и
военные виды спорта. Проблема приобще¬ния к спорту современных подростков как
путь сохранения и развития их здоровья.
Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.
Раздел V
ПОДРОСТОК И ЕГО ЖИЛАЯ СРЕДА (4 часа)
Тема 26—27. Город и село
Город — особая среда обитания. Возникновение первых го¬родов. Эволюция города.
Восточный город. Римский форум. Средневековый город.
Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры.
Характеристика современных российских городов.
Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные
условия; качество жилья; связь; образова¬ние; здравоохранение; общественная
безопасность; уровень на¬ружного шума; уличное движение; чистота воздуха и
воды.
Появление мегаполисов.
Плюсы и минусы городской жизни.
Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и
сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.
Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни
подростков.
Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; се¬ло; качество жизни;
пригородные зоны; город-спутник.
Тема 28—29. Мой дом, мое жилище
Три территории обитания человека: общественная, домаш¬няя, личная.
Дом — человеческая среда обитания, переплетения челове¬ческих отношений и
связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории
человечества.
Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы
условия для гармоничного развития чело¬века. Особенности требований к
современному жилищу в раз¬ных странах и у разных категорий населения.
Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений приблизительного знакомства;
поверхностного знакомства; контактного знакомства; глубокого знакомства.
Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.
Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.
Перечень литературы и средств обучения
1. Козленко
С.И.,Козленко И.В. Обществознание: программа курса для 6-7 классов
общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2012
2. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса – М.:ООО
«ТИД «Русское слово – РС», 2008.
3. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику А.И.Кравченко,
Е.А.Певцовой / авт.-сост. Н.С.Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2008.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.